Лаконичные и цельные высказывания нашего эксперта — ответ на многие вопросы,которые почти всегда мучают предпринимателей и тех кто собирается ими стать. Отсутствие готовых решений, лабиринт ситуаций, не предсказуемость и постоянный стресс — далеко не все, что ждет их на этом пути.
Каждый ли может стать предпринимателем? Как можно выделить из общей массы будущего предпринимателя?
Предпринимательская активность — это некое свойство личности, характера. Наверное, какие-то психологические тесты могут с большой долей вероятности ответить на вопрос, способен ли человек вообще стать предпринимателем.
Во многом это способность принимать риски, потому что предпринимательская деятельность в целом — это набор решений, которые сопряжены с постоянным выбором того или иного пути, принятием ответственности за это решение, потому что, когда ты занимаешься бизнесом, у тебя нет и не может быть четкой и правильной дороги. Также у тебя нет какого-то четкого алгоритма, как прийти к успеху. У каждого свой индивидуальный путь. Предпринимательская деятельность заключается в том, что ты должен принимать некоторые решения, которые могут привести в том числе и к потере финансов, к каким-то сложным состояниям. Это, безусловно, стресс, и далеко не каждый человек может выдержать этот прессинг.
ВЫГОРАНИЕ. Для тех, кто ЛИШИЛСЯ мотивации и сил
Я думаю, во многом влияет среда, в которой находится будущий предприниматель. Если есть некая идеальная картина мира, то некоторое количество людей, где-то процентов 30, является носителем вот этого предпринимательского духа. Если среда обитания комфортная, для развития предпринимательства действительно много делается (о предпринимательстве рассказывают, популяризируют этот вид деятельности, есть законы, которые защищают предпринимателя, есть бизнес-практики, которые позволяют снизить стресс), то количество может вырасти до 40%. Если среда агрессивная (законы меняются, стресс усиливается, итак далее), этот процент может снизиться до 10-7.
Плюс ко всему, предприниматель, желающий заняться собственным бизнесом до опыта собственного бизнеса и после — это разные истории. Многие заканчивают свой опыт достаточно быстро. Происходит это в силу того, что они себе представляли этот вид деятельности немного по-другому.
Почему среди предпринимателей всегда есть те, кто резко выделяется из общей массы? Такие, например, как Стив Джобс?
— Это люди, которые не совсем стандартны, смотрят на мир немного подругому. Они и привносят что-то новое, что для нас не всегда привычно. Вопрос, как это культивировать и откуда эта жилка в человеке, достаточно сложный.
Может быть, большая свобода в детстве, может, какая-то дополнительная мотивация к саморазвитию, может быть, так написано и заложено в их генах: смотреть на мир по-другому. Эта точка зрения непонятная большинству. Это, кстати, можно сказать, один из способов развития бизнеса — посмотреть на него другим взглядом. А мы смотрим на этот мир уставшими глазами.
И иногда не замечаем, что принимаем решения, основанные не на том, что мы об этом думаем, а на том, что нам среда навязывает. Поэтому нестандартные решения в консервативной среде будут всегда похожи на некий вызов, основная цель которого — поменять эти устоявшиеся взгляды и решения.
🎙 Нет сил ни на что? Почему результаты не достигаются?
Почему многие предприниматели уходят из бизнеса? Действительно виноваты внешние факторы, или просто люди слабые?
— Предпринимательство — это бесконечная борьба с вызовами, с кризисами, конкурентами и недобросовестными партнерами с всевозможными проверяющими и контролирующими структурами. Это труд. И если бы это было очень просто, если бы всё было прописано и понятно, не было бы риска, то можно было бы назвать это просто некой функцией.
Предпринимательство — это взаимоотношения с властями и всегда не совсем понятные. Выстраивание каких-то правильных отношений, периодические разочарования от того, что подвели партнеры, что ты не смог правильно наладить какие-то бизнес-процессы, что ты нанял к себе на работу не тех людей — это все и есть предпринимательство. Если предпринимательство развивается в более благоприятной среде, то большее количество людей способно в ней выжить. А в более агрессивной — меньше. Как бы там ни было — это всегда риск.
Стресс здесь присутствует всегда. Причем неважно на каком этапе развития находится твоя компания. Вопрос ещё в том, какой у тебя опыт прохождения всех вышеперечисленных проблем: ты же закаляешься со временем, ты знаешь некоторые алгоритмы решений. У тебя это было, ты справился и уже знаешь что делать. Опытный человек отличается от новичка.
Почему молодежь испытывает трудности на первом этапе? Потому что это первый самостоятельный поиск решения, первые проблемы. По сути, все вопросы уже давно не новые, и можно тысячу книжек перечитать об этом. Но когда ты сам сталкиваешься со всеми сложностями ведения бизнеса в реальной жизни, на своём опыте, это всегда сложно. Не все справляются.
Почему отечественные предприниматели стараются избегать отношений с властями?
— Большая часть бизнеса, которая у нас называется бизнесом, — это монетизация каких-то административных возможностей. И очень многие, думая, что они занимаются бизнесом, занимаются не предпринимательством в его классическом понимании. Предпринимательство — это когда ты работаешь в конкурентном рынке.
Конкурентный рынок — это когда ты работаешь в равных условиях с другими, в чём-то превосходишь своих конкурентов: возможностью рискнуть, интеллектом, опытом. Ты лучше, сильнее других.
А когда один может зайти в дверь и договориться с чиновником, а другой не может, или его не пускают, то получается что это не предпринимательство, а способность использовать административный ресурс в нужном направлении. Это выжигает идеею. Почему так происходит? Наверное, потому, что люди боятся и задаются вопросом: а в чем смысл?
Взять повышенный риск на исполнение законодательства, которое у нас не совсем мотивирует заниматься бизнесом? Или же провести через таможню по каким-то заниженным ценам товар и иметь возможность его агрессивно продавать? Это не предпринимательство.
Какие стороны бизнеса у нас остаются в тени? О чём не рассказывается?
— Многое умалчивается. В основном у нас пишут об успешном бизнесе. На самом деле очень мало людей знают о том, как предприниматель в одиночку добивался всего, что имеет сегодня, потому что ни один институт оказал помощи. Он искал деньги, общался с властью, которая у нас не дружелюбна с предпринимателем хотя бы потому, что перед ней стоят другие задачи.
У нас не заточена ни банковская система помощи, нет институтов поддержки бизнеса. И я, к сожалению мало видел честного и правдивого материала о том, что такое быть предпринимателем в России. Либо всё совсем чёрное, либо все успешно. Это сложно описывать, вскрывать, где-то цензура работает. Правдивых историй очень мало.
Если ты хочешь начать бизнес в России, ты можешь рассчитывать только на себя. Может быть ещё на своих друзей, близких. Но помощи никакой нет.
Многие компании появились из ниоткуда. Как это можно объяснить?
— Если это какие-то инновационные технологии, то это во всём мире так. Компании увидели какую-то нишу, какую-то историю, которую можно развить, и появились из ниоткуда. Можно сказать, что во всём мире есть такие компании, о которых вчера никто не знал, а сегодня они внезапно взлетели. Это происходит как раз потому, что люди в этих компаниях не стандартно мыслят, развиваются. Ещё не факт что какая-то хорошая идея сама себе пробьёт дорогу, вопрос в том кто её тянет.
Какие неписанные правила использует крупный бизнес?
— Если ты ведёшь какой-то бизнес в нашей стране, особенно крупный, ты должен быть лоялен к власти: делать какие-то реверансы, экономически не выгодные движения.
Я бы не сказал, что об этом умалчивается, просто к этому привыкли все. Я думаю, это все понимают.
Как избежать чрезмерных нововведений в бизнесе? Каждую компанию сотрудник может внести что-то новое. Как переварить нововведение и не переродиться?
— Наверно важна концентрация степени свободы. Мне кажется, что надо стараться, прежде всего, сделать из тех людей, что существуют, хорошую команду. Но, тем не менее, свежая кровь всегда нужна, потому, что это взгляд нового человека на твои старые проблемы, которые тебе и проблемами-то не кажутся. Наверное, опасно менять все от начала до конца.
Если появляется какое-то большое количество людей с другими взглядами, важно ограничивать их долю, чтобы не получилось так, что придется менять какую-то концептуальную основу, тогда у людей начинается потеря ориентиров: у вас ведь есть устойчивая платформа. И это вопрос уже топ-менеджмента. Новшества нужны и новые взгляды тоже, безусловно, нужны.
Главное, чтобы они не были разрушительными. Ведь это может быть попытка сформировать своё место под солнцем в компании. Есть конструктивное новаторство, а есть критиканство просто. Что-то может привести к изменениям в лучшую сторону, а что-то к непониманию в коллективе.
Что происходит с личностью в глобальной машине, когда он начинает серьёзно заниматься предпринимательством?
— Личность страдает. У каждого из нас есть какие-то индивидуальные яркие характеристики, а глобальная машина просто подавляет их. И личность начинает страдать. Потому что работать по заведенным алгоритмам и процедурам всегда очень сложно — ломается твоя индивидуальность. С одной стороны, много психотипов людей, которые готовы это принять.
С другой стороны, важно, чтобы те кто этого не приемлет смогли адаптироваться. Чтобы работали механизмы защиты и поддержки личности.
Почему многие предприниматели уходят из бизнеса, когда достигают каких-то серьёзных вершин?
— Человек — это всегда сложно. Что ему будет интересно завтра-послезавтра очень трудно сказать. Какие-то гениальные бизнесмены, они, может быть, не могут жить без бизнеса или готовы, реализовав какую-то идею, начать развиваться в другом направлении. Это может быть творчество, это может быть меценатство. Еще что-то. Важно учитывать возраст.
То есть мы всегда движемся, мы хотим развиваться, обучаться, мы ищем какие-то новые знания, мы путешествуем, мы строим карьеру. Мы пытаемся доказать, что мы сильные. Мы бросаем такой вызов. А потом, доказав, мы задаем себе вопрос: а что мы можем сделать еще ? Или же вообще: зачем я сюда пришел? Люди начинают, возможно, смотреть на мир по-другому?
Вот представьте себе олимпийского чемпиона, который достигает своей задачи, и что происходит? Скорее всего, он понимает, что он достиг того, к чему он шел очень долго: может, полжизни, может, всю свою жизнь. И тогда он начинает делать что-то совершенно другое. Люди удивляются. А, может быть, это и есть правильная эволюция? Ты все-таки дошел, ты финишировал, ты сделал это.
Ты привык к тому, что у тебя есть цель. Ты привык к чему-то идти. Весь парадокс в том, что тебе приходится реализовывать себя заново. Некоторые начинают себя реализовывать по-другому. Вот говорят: они ушли. Они не ушли!
Они просто нашли себя в другом. Если ты собирал, то сейчас ты больше отдаешь. То есть все хотят, чтобы где-то было написано: «Он не заработал миллиард долларов, он помог миллиарду человек».
Виктор Жидков, Председатель правления инвестиционного банка «Веста».
Источник: www.top-personal.ru
«Ни сил, ни желания что-то делать»: четыре признака выгорания у предпринимателей
События последних трёх лет проверяют предпринимателей на прочность. Пандемия, локдаун, санкции, падение покупательской способности – эти и другие негативные факторы или напрямую влияют на бизнес, или создают неблагоприятный эмоциональный фон. А это способствует тому, что предприниматели начинают эмоционально выгорать. О симптомах этого состояния в своей авторской колонке для портала Biz360.ru рассказала Елена Овсянникова, основатель Академии эффективного коучинга.
Елена Овсянникова – психолог и бизнес-тренер, основатель Академии эффективного коучинга. Более 10 лет работала в найме в банках, руководила командами от 10 до 50 сотрудников. Победитель конкурса «Коуч года-2020».
Что приводит к отсутствию сил и желаний
В последние два года у 80% моих клиентов независимо от их бизнеса и жизненной ситуации был один и тот же запрос: «У меня нет ни сил, ни желания что-то делать. Что со мной?». На этот запрос я отвечаю так: «Поздравляю! У вас выгорание!»
Как же понять, имеется у вас выгорание или нет? Начнём с азов.
- Выгорание–это состояние физического и психического истощения человека, связанное с эмоциональным перенапряжением. Оно вызванодлительным нахождением человека в стрессовом состоянии.
Если говорить простыми словами, избегая научной терминологии, выгорание – это когда нет никакого желания что-либо делать. И это «отсутствие желания» по своей природе создано для нас самих, оно работает как оберег.
Когда мозг сталкивается с постоянным стрессом, то в определённый момент он нажмёт на тормоза и будет стараться запретить вам что-либо делать. Он старается сбросить имеющееся избыточное давление, которое вы испытываете изо дня в день. В ином случае постоянный стресс может привести к более плачевным последствиям.
Чтобы яснее понимать картину происходящего, осознайте данные статистики: в Соединенных Штатах ежегодно от избыточного стресса умирает 120 000 человек.
Тревожные симптомы
Предпринимателя, который выгорел, всегда видно. Явными признаками этого состояния являются потухший взгляд, вялость в движениях и речи, апатичная реакция на внешние раздражители. Но это взгляд со стороны. Как определить самому, что вы выгорели?
Я уверена, всем знакомо состояние, когда, с одной стороны, не хочется работать, но с другой – и без дел оставаться желания нет. Пропадает радость к тем вещам, которые ещё недавно приносили позитивные эмоции. Когда рабочие процессы и достигаемые результаты не заряжают драйвом, появляется лишь одно желание – чтобы вас никто не трогал.
В результате предприниматель не может полноценно вести дела, его бизнес начинает сбоить. Даже отлаженные процессы теперь работают не так, как всегда. Привычные занятия требуют колоссальных усилий и отнимают гораздо больше времени, чем обычно. К сожалению, всё это может привести к проблемам со здоровьем, ухудшению отношений с родными и близкими и даже к потере бизнеса.
Именно такие последствия выгорания были у одного моего клиента. Он так много работал ради своего любимого дела, столько сил и энергии вложил в него, что именно такое вовлечение в итоге сыграло с ним злую шутку. Его стремление работать 24/7 привело не к росту бизнеса, а к его краху.
Самая большая опасность выгорания в том, что люди считают свою усталость после очередной плодотворной работы временной. Со временем усталость будет только накапливаться. Вы перестанете расти и в конечном счете вовсе будете работать себе во вред. Именно поэтому с выгоранием можно и нужно работать, а не думать, что вы просто устали: поспите и всё пройдет.
Признаки эмоционального выгорания
Затяжное выгорание сложно и долго лечиться. Куда проще заранее понимать, что мозг уже «тянет руки» к стоп-крану, и остановить его.
На мой взгляд следует обратить внимание на следующие четыре признака эмоционального выгорания. Выявление хотя бы одного из них можно считать стоп-сигналом: стоит заняться собой и пересмотреть свою загруженность.
У вас изменились аппетиты и предпочтения в еде
Какие гормоны отвечают за эмоциональное счастье? Правильно, эндорфины. Испытывающий постоянный стресс человек не получает их на работе и старается использовать иные методы для их восполнения. Самый быстрый способ – изменить питание.
Многие люди, испытывающие стресс, стараются «заесть» своё горе. То же самое происходит и при выгорании. Если вы стали обращать больше внимание на еду, сладкое и десерты, то у вас есть повод задуматься о причинах такого поведения. А не из-за приближающегося ли выгорания у вас такие изменения?
Вы тратите больше времени на социальные сети
Ефим Звеняцкий: «У меня нет сил заниматься бизнесом, менеджментом»
АНКЕТА
Звеняцкий Ефим Семенович, 55 лет.
Место рождения: село Амурзет, Еврейская автономная область.
Образование: Дальневосточная государственная академия искусств, специальность «актер театра и кино».
Карьера: служба в аaрмии, в ансамбле песни и пляски ТОФ, в должности «певец» (1969-1970 гг.), актер Приморского академического театра им. М. Горького (1970-1878 гг.), Высшие курсы режиссуры в Москве (1978-1979 гг.), худрук театра в Комсомольске-на-Амуре (1979-1984 гг.), с 1984 г.— художественный руководитель Приморского академического театра им. М. Горького.
Состав семьи: жена, две дочери.
Любимая книга: «Мастер и Маргарита».
Главное личное достоинство: «не пресмыкаюсь».
Главный личный недостаток: «не умею отказывать».
Это не подлежит сомнению: умение Ефима Звеняцкого коммерчески грамотно руководить — залог благополучного существования театра им. М. Горького. Между тем сам Звеняцкий-художник, о котором, кстати, в газетах уж писано-переписано, отрицает существование Звеняцкого-менеджера, восклицая: «Я очень устал и не хочу заниматься материальным сохранением театра: досками, гвоздями, туалетами. Но не могу снять с себя эту ответственность, поскольку боюсь, что тогда корабль под названием «Театр» перевернется».
«На спектаклях не зарабатываю. »
— Театр им. М. Горького достаточно благополучен: зрительный зал полон, здание отремонтировано.
— Объяснение простое — мы очень много работаем. В репертуаре театра — по 6 спектаклей в год, а это много. В такой политике есть и коммерческий мотив, ведь периодическое появление на афишах новых названий привлекает зрителя в театр снова и снова. Залог успеха — полный зрительный зал.
Нужно внимательно прислушиваться к мнению поклонников театра, отслеживать, что на данный момент интересно людям, а что актуально всегда. В последнем случае имею в виду классику. Например, «Иванов» Чехова уже десять лет не исчезает с нашей сцены, и зрительный зал во время спектакля всегда заполнен. Финансирование театра краевой администрацией для нас тоже немаловажно, но считаю, что хорошее отношение и доверие властей театр заслужил благодаря качественной работе коллектива и уважению к зрителям.
— Можно ли заработать деньги исключительно на спектаклях?
— Я не зарабатываю таким образом. Ведь большинство театралов — средний класс, интеллигенция, у них нет возможности покупать дорогие билеты. В идеале, чтобы постановка приносила хорошую прибыль, просмотр должен стоить в долларовом эквиваленте $30-40. Сейчас цена билетов — $5-10, меньше сделать ее просто невозможно, иначе это будет неуважение к людям, занятым в спектакле.
— На все ли хватает денег, выделяемых из краевого бюджета, или для закрытия «пробелов» приходится зарабатывать самим?
— Разве у нас в стране бывает, чтобы денег хватало на все. Но мы на нехватку средств не жалуемся, просто к трате денег нужно подходить с умом. Это как семейный бюджет: распределяем, сколько нужно на ремонт квартиры (помещений театра), сколько — на нужды домочадцев (зарплату актерам), сразу выделяем сумму на новую мебель (ту или иную постановку).
— Сколько стоит поставить спектакль?
— Все зависит от режиссера и сценария. Я всегда ставлю дорогие спектакли: пышные декорации, роскошные костюмы. По другому работать не умею. Последняя крупнобюджетная постановка режиссера Звеняцкого — «Шут Балакириев» — стоила 5 миллионов рублей. В этом случае также необходим рациональный подход: сначала одна дорогая постановка, затем несколько более скромных спектаклей.
У меня возможность режиссировать нечто глобальное появляется не чаще, чем раз в полгода. И это хорошо — зрителям и самим актерам нужны новые вИдения, авангард, все это чаще встречается в творчестве приглашенных режиссеров.
— Шоу Ефима Звеняцкого — исключительно коммерческий проект?
— Это был вынужденный ход, который лет 10 назад помогал театру выжить. Шоу возникло, когда артисты труппы открыли в себе, кроме актерского дара, умение хорошо петь и танцевать. Тогда у меня родилась идея — устраивать такие праздники для состоятельных людей, ценящих театральное искусство.
За счет средств, получаемых от этих программ, мы могли держать приемлемые цены на репертуарные спектакли, т.е. давать возможность людям среднего класса посещать театр. Сейчас, в принципе, задача шоу — заработать денег — не столь актуальна, театр и так не бедствует. Полностью от этой идеи мы не отказались, просто шоу проходят не так часто, как в былые годы, у них есть постоянные почитатели. Правда, московских звезд уже не приглашаем, они требуют слишком высоких гонораров.
— Поговорим о выездных спектаклях на частные юбилеи, торжества. Понятно, что это дополнительный заработок, но не возникает ли у артистов внутреннего протеста? Ведь, бывает, приходится распевать «Цыганочку» перед пьяной толпой?
— Главная задача актера — развлекать аудиторию. Песней ли, игрой — не суть важно. Единственное, чего мы не приемлем — неуважительное отношение зрителя к актерам и их творчеству.
— На все ли частные приглашения откликаетесь, или же есть какие-то ограничения?
— Если люди больше театрального искусства ценят выставленные на столе бутылки и считают себя самыми талантливыми актерами — играть пред ними труппа не будет. Я даже в театр не разрешаю приходить школьными или университетскими группами. В таких случаях молодежь идет чаще не по собственному желанию, и в итоге они заняты общением между собой. Это создает неудобства не только актерам, но и зрителям, пришедшим насладиться волшебством театра. Если ребенок приходит с родителями, а студент с девушкой — тогда добро пожаловать!
— Начинающему актеру трудно попасть в ваш театр?
— Мой принцип — брать на работу только тех, кто окончил нашу академию искусств. Там преподают актеры театра имени Горького, и молодые кадры приходят уже подготовленные к специфике работы у нас, они владеют тем стилем игры, который требуется.
— Зарплата актера на сегодняшний день весьма небольшая. Как удержать в театре актерский состав?
«Не знаю, что такое PR. »
— Что бы вы ответили тому, кто считает, что прошедший в сентябре кинофестиваль — PR-ход краевой администрации?
— Я бы не стал об этом разговаривать. Для меня «Пасифик Меридиан» — значимое культурное событие в жизни края. Благодаря ему приморцы смогли увидеть фильмы, которых нет в городском кинопрокате, в Приморье приехала целая плеяда звезд российского и мирового кино. Произошло бы все это, если бы не фестиваль? Вряд ли.
Для меня именно в этом смысл события, а PR — что это такое.
— Программу фестиваля составляло в основном интеллектуальное кино, показали много новых российских картин. На ваш взгляд, повлияет ли это на репертуар кинотеатров Владивостока?
— Был бы рад ответить положительно, но нужно реально смотреть на вещи.
Изменений в ближайшие годы ждать бесполезно: как показывали на наших больших экранах «Джеймсов Бондов», так и будут показывать. Потому что на такое кино ходит зритель, и кинотеатры за счет этого выживают. Новый русский фильм сможет собрать зал только на два сеанса в день, и то в первые дни показа. С точки зрения бизнеса такой продукт убыточен.
— Станет ли «Пасифик Меридиан» ежегодным?
— Этот вопрос логичней адресовать губернатору. Честно сказать, сейчас я не сильно волнуюсь о будущем фестиваля и даже не имею желания просить о его повторении. Стараюсь относиться с долей юмора к тому, что делаю: будет в следующем году фестиваль — хорошо, не будет — значит не будет, на то Божья воля.
Если такое культурное событие нужно жителям города, властям, то оно обязательно состоится. На первом месте — театр. У меня есть профессия — театральный режиссер, и другой мне пока никто не придумал.
«Я вынужден быть менеджером. »
— При любых властях вы поддерживаете театр на уровне — очевидно, приходится дружить с отцами города и края. Не возникает ли у вас внутренний конфликт: художник и власть? Бывает ли, что «сверху» вам диктуются какие-то нормы, требования, с которыми вы не согласны?
— Конфликта с властью у меня нет: ни внутреннего, ни прямого. В моей жизни никогда не было диктата «сверху», давления, всегда существовало доверие к тому, что я делаю. Если бы этого не происходило, я, скорее всего, просто перестал бы заниматься своей профессией. Может быть, это и помогло мне выстоять: я никому ничего не должен! Это чрезвычайно важно.
— Нет ли давления со стороны первой примы театра?
— Вы имеете в виду супругу губернатора Ларису Белоброву. Ну какое может быть давление? В театре нет политики! Может быть, когда Лариса выходит на улицу, то попадает в окружение политических веяний, а в театре один закон — закон театрального бытия, где балом правят психология, своя поэтика, а не PR, политика, креатив и прочие модные нынче термины.
— Вас можно назвать не только талантливым режиссером, но и успешным управленцем. Далеко не всем художникам удается сочетать творчество с менеджментом. Это вынужденная линия поведения в связи с трудными экономическими условиями, в которые поставлена наша культура, либо ваше призвание?
— Должен вам сознаться, что это самое противное в моей жизни.
У меня нет сил заниматься бизнесом, менеджментом, я безумно устал от этого. Я вынужден этим заниматься, т.к. нет человека, который сказал бы: я возьму на себя материальное сохранение театра, буду заниматься досками, гвоздями, туалетами.
Замечу, что со мной вместе делит этот труд исполнительный директор театра Валентина Седова. Поддерживают сотрудники: за долгие годы собралась очень хорошая команда, но всегда должен быть лидер. И я не смогу снять с себя эту ответственность, поскольку боюсь, что тогда корабль под названием «Театр» перевернется.
— О вас много пишут и говорят в СМИ. Какое высказывание самое приятное? Что показалось несправедливым?
— Персона Звеняцкого на виду, потому что театр на виду, тем более в преддверии 72-го театрального сезона. К тому, что говорят и пишут о театре, я отношусь очень болезненно. Хочу посетовать лишь на такой момент: очень жаль, что среди журналистов осталось мало людей со специализацией театрального критика. Это пропуск в культуре Приморья, мне очень жаль это признавать.
Многие, не имея подобного образования, позволяют себе нелицеприятные высказывания о деятельности театра. Может быть, это и нормально. Но моя точка зрения — нужно иметь право, данное знаниями и опытом, чтобы судить о спектакле. Стараюсь не читать в газетах отзывы о постановках, чтобы не портить своего мнения о людях, с которыми в жизни поддерживаю дружеские отношения.
— Звание народного артиста — большое достижение. К чему теперь стремится Ефим Звеняцкий?
— Откровенно говоря, я и к званию не стремился. Мне очень приятно, что нашлись люди, которые таким образом смогли сказать мне спасибо за мое достаточно длительное пребывание в краевом театре — в следующем году будет 20 лет, с тех пор как я стал его художественным руководителем. Поэтому к званию народного артиста я отношусь как к благодарности за мой труд и годы, отданные «горьковьке».
К чему стремлюсь? Очень хочется сделать что-то полезное в тех культурных звеньях, которые еще не обрели корни на приморской земле. Например, кинофестиваль. Может быть, это будет киношкола или киностудия, все это — первое и новое в крае.
В любом случае, это станет базой для театра, где могут рождаться актеры, сниматься в фильмах и сериалах; зрители, которые будут ходить в кинотеатры и театры; это богатая природа и фактура Владивостока. А еще в процессе нашего общения у меня возникла мечта, на которую, может быть, не имею права — хочу снять фильм.
— Из всего сделаного в последний год что вызывает наибольшую гордость?
— «Шут Балакириев», «Пасифик Меридиан».
— Где провели последний отпуск?
— В Италии. на кинофестивале короткометражных фильмов «Капальбио». Встретился там с Андреем Кончаловским, что стало самым большим событием в моей жизни.
— Какую марку одежды предпочитаете носить?
— Ту, на которую хватает средств.
— С кем из деятелей искусства хотели бы отужинать?
— С моей женой и дочкой. Для меня это самые лучшие деятели искусства.
Источник: konkurent.ru