Операционный менеджмент процессно-ориентированное управление.
Функциональный подход заключается в том, что деятельность организации представляется в виде набора функций, закрепленных за функциональными подразделениями в организационной структуре. При этом подходе определяются возможности организации и устанавливается – что нужно делать – подразделениям и исполнителям в рамках их функций.
Функциональная специализация, как правило, обеспечивает высокое качество выполнения отдельных работ, однако требует постоянной координации деятельности подразделений и работников, цели которых могут не совпадать. Необходимость разрешения возникающих противоречий между специализированными подразделениями увеличивают нагрузку на руководство.
При функциональном подходе для выполнения общей задачи необходимо отработать механизм взаимодействия закрепленных за подразделениями функций по отношению к бизнес-процессу и интенсивно координировать действия участников.
При процессном подходе деятельность организации, подразделений, руководителей и непосредственных исполнителей изначально нацеливается на получение конечного результата и воспринимается ими как совокупность взаимосвязанных бизнес-процессов, обеспечивающих достижение общей цели – реализации главной операционной функции организации. Определяется конкретная технология выполнения каждого процесса и операции – как это следует делать, для удовлетворения потребителя его результатов – внешнего или внутреннего клиента.
Святослав Медведев. Творчество, гениальность и интуиция
При реализации процессного подхода необходимо:
1. Сориентировать деятельность организации, ее подразделений и сотрудников на удовлетворение конечного потребителя и рассматривать ее как совокупность бизнес-процессов. Это формирует соответствующую культуру восприятия задач в организации.
2. Определить клиента и владельца каждого бизнес-процесса.
3. Регламентировать бизнес-процессы, т.е. описать последовательность операций, ответственность, порядок взаимодействия исполнителей и порядок принятия решений по улучшению бизнес-процесса.
4. Определить ключевые показатели каждого бизнес-процесса, позволяющие оценить результат его исполнения и влияние на итоги деятельности организации в целом.
Процессный подход и развитие связанной с ним межфункциональной и межорганизационной интеграции позволяет:
• нацелить подразделения и сотрудников на удовлетворение требований клиентов;
• более эффективно разграничить полномочия и ответственность, используя делегирование полномочий;
• снизить зависимость результатов от отдельного исполнителя;
• выявить источники издержек и снизить их;
• сократить время принятия управленческих решений;
• уменьшить объем межфункциональной координации (оперативного руководства).
При процессном подходе повышается управляемость организации, снижается влияние человеческого фактора и затраты, а главное происходит качественное изменение самой организации и формирование процессно-ориентированной организации, в которой весь коллектив является осознанным участником непрерывного процесса деятельности, связанного с конечным результатом производства продукта и удовлетворением потребителя.
Как описать простой бизнес-процесс. Пример
Источник: econom-lib.ru
Модель функций компании, основанная на видах ЭД из ОКВЭД
Если компания имеет цель быть конкурентоспособной на международных рынках, то она должна иметь сертификаты соответствия требованиям международных стандартов, включающим требования к качеству, профессиональной безопасности и экологичности.Подготовка к сертификации предполагает создание нормативных документов, регламентирующих основные процессы от проектирования продукта до его производства, реализации и послепродажного обслуживания. И менеджеры международных инновационных компаний при презентациях не забывают подчеркивать, что постоянно анализируют бизнес-процессы, пересматривают их и переобучают персонал.
Среди российских компаний, производящих инновационные товары и услуги, существует немало таких, которые в недостаточной степени ориентированы на использование процессного подхода. Например, компания, оказывающая услуги интерактивного телевидения и обещающая подключить его в течение одного дня, фактически подключает его в течение двух-трех дней в связи с возникновением «непредусмотренных» ситуаций. В результате имеет место увеличение затрат и неудовлетворенность клиентов.
Не трудно догадаться, что в рассмотренном примере компания явно недооценивает важность описания бизнес-процессов как внутренних нормативных документов и допускает наличие некачественных описаний бизнес-процессов.
Заметим, что в литературных источниках компании, как правило, не раскрывают описания своих бизнес-процессов, т.к. относят их к своим ноу-хау.
Еще одной проблемой моделирования БП является слабая проработанность вопросов применения процессного подхода в стратегическом управлении [1, 2, 4].
В интернет-ресурсах [4] предпочитают обсуждать различные нотации бизнес-процессов и практически не обсуждаются образцовые примеры качественного описания бизнес-процессов.
В международном стандарте менеджмента качества ISO 9000:2000 процесс определен как «Совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующая входы в выходы».
Но фактически понятие «функция» эквивалентно понятию «вид деятельности» и понятию «вид работы» компании.
Если мы подставим в определение процесса слово «функций» вместо «видов деятельности», то получим определение: «Процесс – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих функций преобразующая входы в выходы». Но совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих функций – это укрупненная функция, у которой есть подфункции. С учетом всего сказанного мы получаем еще одно эквивалентное определение: «Процесс – это функция, представленная в виде совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих подфункций, преобразующая входы в выходы».
Приведенное определение ориентирует нас на иерархическую структуру бизнес-процессов. При этом процесс, соответствующий висячей (недекомпозированной в нотации IDEF0 [1, 3]) вершине, как правило, декомпозируется на подпроцессы при помощи нотаций ролевого моделирования (раздел 3).
Процессы могут быть двух видов «Как есть» и «Как должно быть». Переход от состояния «Как есть» к состоянию «Как должно быть» называют реинжинирингом бизнес-процессов.
Модели функций и бизнес-процессов строят как для компании в целом, так и для отдельных важных для компании функций.
Рассмотрим модель функций компании, основанную на видах экономической деятельности из ОКВЭД (Общероссийского классификатора видов экономической деятельности). В модели не будем учитывать управленческие и обеспечивающие функции. Данную модель мы будем использовать для моделирования бизнес-процессов высоких уровней (раздел 5), включая процессы стратегического управления (раздел 6).
Пусть при государственной регистрации компании «Авто» были зарегистрированы пять видов экономической деятельности (ЭД) из общероссийского классификатора видов ЭД. Эти виды выделены курсивом в таблице 2.1.
Таблица 2.1. Фрагмент ОКВЭД, содержащий виды ЭД компании «Авто»
Раздел G. Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования | |
Торговля автотранспортными средствами и мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт | |
50.1 | Торговля автотранспортными средствами |
50.10 | Торговля автотранспортными средствами |
50.10.1 | Оптовая торговля автотранспортными средствами |
50.10.2 | Розничная торговля автотранспортными средствами |
50.10.3 | Торговля автотранспортными средствами через агентов |
50.2 | Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств |
50.20 | Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств |
50.20.1 | Техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей |
. | |
50.3 | Торговля автомобильными деталями, узлами и принадлежностями |
50.30 | Торговля автомобильными деталями, узлами и принадлежностями |
50.30.1 | Оптовая торговля автомобильными деталями, узлами и принадлежностями |
50.30.2 | Розничная торговля автомобильными деталями, узлами и принадлежностями |
. | |
Раздел I. Транспорт и связь | |
Деятельность сухопутного транспорта | |
. | |
60.22 | Деятельность такси |
Заметим, что ОКВЭД гармонизирован с соответствующим международным классификатором видов ЭД по названиям и кодам в пределах первых четырех символов кода.
В дальнейшем мы поймем, что имеет смысл рассматривать два вида моделей функций субъекта предпринимательства.
В модель функций вида 1 мы не будем включать функции управления и обеспечивающие функции.
Модель функций вида 2, как и модель бизнес-процессов, строится с учетом функций управления и обеспечивающих функций, таких как: стратегическое и тактическое планирование, менеджмент качества, вспомогательные производства, бухгалтерский учет, управленческий учет, информатизация, организационное развитие, управление персоналом, правовое обеспечение и т.д.
На рис. 2.1 представлен фрагмент модели функций без управленческих и обеспечивающих функций. Под СБЕ понимается стратегическая бизнес-единица, когда каждой СБЕ соответствует свой бизнес, свой доступный рынок быта.
Фрагмент построен на основе пяти функций нулевого уровня, выделенных курсивом в таблице 1, соответствующих пяти видам ЭД из ОКВЭД. На 1 уровне приводятся обозначения и наименования стратегических бизнес-единиц (СБЕ) бизнес-портфеля компании. Для отдельной СБЕ можно вводить стратегические направления, например, розничная и оптовая торговля. В рассматриваемом примере каждой СБЕ соответствует свой рынок сбыта, а стратегическому направлению – сегмент рынка.
Важно разбивать функции на не пересекающиеся подфункции, но это не всегда получается. Так на рис. 2.1 подфункции маркетинга (уровень 3) являются пересекающимися. Это означает, что выполняя одну функцию, мы частично выполняем другую.
Задание 2.1. Приведите обоснование того, что являются пересекающимися подфункции маркетинга, приведенные на уровне 3 рис. 2.1. |
В отличие от моделей бизнес-процессов в рассматриваемой модели функций не приведены обязательные для бизнес-процессов описания входов и выходов, основных исполнителей, владельцев и т.д.
Для того чтобы различать понятия функция и бизнес-процесс, в литературных источниках функция дает ответ на вопрос «Что делать?», а бизнес-процесс – «Что делать?» и «Как делать?».
Задание 2.2. В течение нескольких лет рядом со зданием бывшего Экономического факультета успешно функционировал магазин «Ваш компьютер». Почему данный магазин оказался не конкурентоспособным? Следует проанализировать выполнение этим магазином обеспечивающей функции «Информатизация деятельности». |
Задание 2.3. Почему уровень 1 управления называют конкурентным? |
Уровень 0 корпоративный | Экономическая деятельность компании «Авто» (ЭД) | ||||
Виды ЭД по ОКВЭД | Оптовая торговля автотранспортными средствами (ЭД 1) | Розничная торговля автотранспортными средствами (ЭД 2) | Техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей ЭД 3) | Розничная торговля автомобильными деталями, узлами и принадлежностями (как вспомогательный вид ЭД) (ЭД 4) | Деятельность такси (ЭД 5) |
Уровень 1 — конкурентный (СБЕ) | СБЕ 1 – продажа легковых автомобилей | СБЕ 2 –техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей | СБЕ 3 – перевозка пассажиров на такси | ||
Уровень 1.1 | СБЕ 1.А – оптовая продажа, СБЕ 1.Б – розничная продажа | ¾ | ¾ | ||
Уровень 2 –функциональный 1 | СБЕ 2.1 – маркетинговая функция СБЕ 2.2 – производственная функция и продажи СБЕ 2.3 – финансовая функция (могут отнести к обеспечивающей) | . | |||
Уровень 3 –функциональный 2 | . | СБЕ 2.1.1 – маркетинг закупок Маркетинг продаж: СБЕ 2.1.2 – товарная функция СБЕ 2.1.3 – ценовая функция СБЕ 2.1.4 – функция сбытовая или распределения (в эту функцию не входят непосредственно продажи, но входит их анализ) СБЕ 2.1.5 – функция продвижения СБЕ 2.1.6 – позиционирование СБЕ 2.1.7 – управление взаимоотношениями с клиентами и формирование лояльности. | |||
СБЕ 2.2.1 – диагностика услуг и заключение предварительного договора с клиентом (в том числе на покупку запасных частей и принадлежностей) СБЕ 2.2.2 – оказание услуг по ремонту и техническому обслуживанию СБЕ 2.2.3 – заключение окончательного договора с клиентом, передача клиенту отремонтированного либо прошедшего техническое обслуживание автомобиля, прием платежа за оказанные услуги. | . | ||||
Уровень 4 –функциональный 3 | . 2.1.5.1 – рекламная функция 2.1.5.2 – PR – функция 2.1.5.3 – стимулирование сбыта 2.1.5.4 – прямые продажи. |
Рис. 2.1. Фрагмент модели функций для компании «Авто» в целом
Источник: studopedia.ru
Цифровая экономика Тест с ответами
Специалисты компании Курсар оказывают информационно-консультационные услуги. Результат такой работы не является готовым научным трудом. Сервис не несет ответственности за дальнейшее использование предоставленного материала третьим лицам. Публичная оферта
Найди свой город
Найти город:
Как мы рабоатем:
- Вы оформляете заявку
- Мы оцениваем заказ
- Вносите предоплату
- Мы с вами работаем над заказом
- Вносите доплату
- Получаете результат
Узнайте стоимость Работы
Ваша скидка 0%. Получите 3% , уточнив требования
мы приступили к оценке работы!
Чтобы мы смогли максимально точно оценить вашу работу, уточните еще несколько моментов
Ваша скидка 7%. Получите +8% , указав имя и номер телефона