Этапы развития рекламного бизнеса в России

Если анализировать развитие рекламного бизнеса в России за последние 100 – 150 лет, то можно увидеть неравномерность его развития.
Первый этап приходится на период с середины XIX века и до революции 1917 года. В это время развитие рекламы шло в ногу с мировым уровнем.

Содержимое работы — 1 файл

Если анализировать развитие рекламного бизнеса в России за последние 100 – 150 лет, то можно увидеть неравномерность его развития.
Первый этап приходится на период с середины XIX века и до революции 1917 года. В это время развитие рекламы шло в ногу с мировым уровнем.
Укрупнялись мелкие мануфактуры и торговые лавки, появлялись крупные торговые дома. Они имели возможность вкладывать немалые средства в рекламу, понимая, что при росте конкуренции нельзя экономить на имидже фирмы.
Положение резко изменилось с установлением Советской власти. Девиз «Нет частнику!» устранил конкуренцию между производителями товаров, централизованное планирование привело к тому, что магазины перестали нуждаться в яркой и запоминающейся рекламе.
Немного ожил рекламный бизнес во времена НЭПа, но это было временное возрождение и с окончанием этого периода снова наступает застой.
И только в середине 80-х годов, с разрешением кооперативного движения, а затем началом перестройки, рекламный бизнес в России приобрел новые перспективы.

Двадцатый век дал новый толчок развитию рекламы. Появление множества конкурирующих фирм и целых торговых домов (по современной терминологии – торговые сети) приводит к тому, что у них появляется необходимость выделиться среди конкурентов, разрекламировать свой товар или услуги. Соответственно рынок рекламных услуг растет все более стремительными темпами.
В рекламную индустрию приходят все новейшие технологии, сейчас выделяются более 30 только основных типов наружной рекламы. В жизнь входят такие ранее экзотические виды рекламы, как динамическая, которая использует самые разные виды электронного оборудования.
Роль рекламы, как инструмента товарного рынка, раскрывается в ускорении развития рыночной экономики и расширении товарного рынка, стимулировании рыночной конкуренции, обеспечении эмоционально-побудительной информацией, формировании потребительского спроса и стимула повышения качества жизни, развитии отрасли товаров для рекламной деятельности, улучшении занятости с появлением новых рабочих мест, повышении качества товаров на рынке и изъятии некачественной продукции и др.

Развитие рекламы в дореволюционной России.

Развитие рекламного дела в России относят к X- XI вв., когда русские купцы прибегали к разнообразным приёмам предложения своих товаров. Обычно приглашали за определенную плату зазывалу, который, находясь возле лавок, громко извещал о достоинствах товара и его владельца. Создателями и виртуозными исполнителями устной потешной рекламы были коробейники, торговавшие мелким товаром – лентами, кружевами, гребнями, косынками, пряниками, бубликами и т. п.
В этот период между многими русскими торговыми людьми не считалось унизительным всячески преувеличивать достоинства своего товара, обманывать покупателей.
Определенный вклад в ранний период формирования средств рекламной деятельности внесли народные картинки – лубки. Первое упоминание о них относится к началу XVII в., когда в царских палатах уже имелось несколько десятков таких потешных листов. Царь Алексей Михайлович любил забавляться этими картинками и передал эту склонность своим детям.

Постепенно «потешные» листы обогащались надписями, которые становились всё более развернутыми и основательными. Лубки входили в каждый дом – от царских палат до убогих крестьянских изб. Они в доступной форме доносили до широкой аудитории разнообразную информацию и идеи, воплощенные в броских красочных изображениях.
Значительное место в лубочной продукции занимала рекламная информация. С развитием российского экономического рынка она стала успешно использоваться для коммерческой рекламы: некоторые «потешные» листы рекламировали модную иноземную продукцию.
В 1703 году по указу Петра Великого начали издаваться «Ведомости». Явно и систематически рекламные объявления в русской прессе стали появляться лишь с 1730-х годов, когда на смену петровским «Ведомостям» пришла газета Академии наук «Санкт-Петербургские ведомости» — издание малотиражное (500-600 экземпляров), но регулярное.

Монополия «Санкт-Петербургских ведомостей» окончилась в 1756 году, когда под эгидой Московского университета начала выходить газета «Московские ведомости». В «Северной пчеле» поставили на поток скрытую рекламу, превознося в статьях как бы невзначай качество той или иной продукции.

Еще одним средством распространения скрытой рекламы служили многочисленные книги и брошюры, написанные постоянно нуждавшимися в деньгах учеными или подделывавшимися под них писателями. В этих изданиях свято верившим печатному слову подданным Российской империи с использованием наукообразной терминологии настойчиво рекомендовали купить тот или иной товар или продукт.

Рекламные бюджеты у отечественных промышленников и торговцев появились лишь после того, как в тех же нуждавшихся в рекламе изданиях прошла кампания, разъясняющая, что за границей без этого не обходится ни одна уважающая себя фирма. При этом приводились многочисленные примеры того, как американский (английский, германский) торговец или финансист с помощью рекламы из ничего стал всем.

К концу XIX века началась настоящая рекламная лихорадка. Рекламе отдавалось больше половины площадей в газетах, и, неслыханное дело, за двойную цену рекламу стали печатать на первой полосе. Но дороже всего ценилась реклама, имитирующая сообщения телеграфных агентств.

В колонке новостей со ссылкой на сообщения из Парижа или Лондона сообщалось, что некая русская фирма получила большой приз за свою продукцию на всемирно известной выставке. Существовала ли такая выставка в природе, не имело ни малейшего значения. В начале XX века реклама появилась на стенах домов и автомобилях. В городах и весях появилась ходячая реклама — люди-«сэндвичи».

Тарелки, кружки, пепельницы и чашки с логотипами фирм стали обыденным делом. А на ярмарках начали запускать рекламные воздушные шары и воздушных змеев. Очень остроумно и изощренно поступил в 1912 году московский фабрикант А. М. Остроумов, издавший альбом с роскошными фотографиями известных актрис, сопровождавшимися их рукописными отзывами «о парфюмерии товарищества парфюмерной фабрики провизора А. М. Остроумова».

В XIX веке широкое распространение получило размещение рекламы на круглых тумбах установленных во многих городах. Реклама появилась на конках и трамваях. Мальчики на улицах возле магазинов и лавок вручили прохожим календари, прейскуранты. В Нижнем Новгороде начали издаваться газеты «Нижегородская ярмарка», «Коммерческий ярмарочный листок». В Петербурге появились журналы с рекламной: «Торговля», «Деловой бизнесмен» и др. подобные издания появились и в других городах России.
Появились специализированные рекламные конторы, рекламные бюро. Широко процветала реклама патентованных медицинских препаратов. Накануне первой мировой войны в России практически каждое второе рекламное объявление посвящалось патентованным лекарствам.
Успешному развитию рекламы в России способствовали также быстрый рост городов, с присущей им концентрацией населения, развитие городских средств сообщения, выпуск промышленностью большой массы товаров, рассчитанных на все слои населения.

Реклама советского периода.

В рекламные средства массовой коммуникации проникает недобросовестная реклама, вводящая потребителей в заблуждение относительно рекламируемого товара, а также такие её разновидности, как недостоверная, неэтичная, заведомо ложная и скрытая реклама. Особенно часто встречается недостоверная реклама импортных товаров, в которой имеются не соответствующие действительности сведения о назначении, потребительских свойствах, составе, условиях применения и других характеристиках товаров и лекарственных средств.
Мощное оружие рекламы иностранные фирмы широко и умело используют для завоевания российского рынка. На телевидении изобилует назойливая реклама зарубежных товаров – от памперсов и холодильников до жвачки. Рекламными объявлениями зарубежных товаров расписаны троллейбусы и трамваи, обклеены стены салонов метро.

Читайте также:  Бизнес в котором не ищешь клиентов

Редко мелькают в этом рекламном потоке упоминания отечественных изделий, которые зачастую рекламируются тускло и неумело. Немая роль в том, что экспансия зарубежных товаров захлестнула российский рынок, принадлежит иностранной рекламе импортных товаров через все основные средства массовой коммуникации. Несмотря на высокую стоимость рекламы на телевидении и в печати, зарубежные фирмы на неё не скупятся. Затраты на рекламу весьма значительные, закладываются на смету уже на стадии подготовки нового изделия к производству.
В то же время механический перенос западных рекламно-маркетинговых приемов на российскую почву может не дать желаемых результатов среди значительной части населения, обладающего сложившимся менталитетом своего образа жизни, привычек, традиций и т.п.
C началом XXI века на рекламный рынок с одной стороны, выходят крупные российские рекламодатели, с другой — появляются рекламные агентства, способные выполнять самые сложные проекты, Используется все, что придумано инженерами — от простейших светодиодных и люминисцентных подсветок до плазменных экранов для установки на улицах площадью десятки квадратных метров.
Рекламщики приспособили для своих целей даже воздушные шары, которые все чаще используются при оформлении массовых мероприятий.

Своеобразие рекламного рынка в России заключается в его динамике. Границы этого рынка непрерывно расширяются за счет появления новых организаций, предприятий и, соответственно, новых клиентов. Реклама в интересах рынка настойчиво навязывает аудитории свои ценности, активно формирует массовое сознание, распространяя и закрепляя нравственный кодекс и жизненные организации её заказчиков.
Настоящий период развития рекламного дела в России характеризуется резким наплывом яркой и разнообразной рекламной продукции, среди которой оказалось много недобросовестной рекламы. Таким образом, в России в период становления рыночных отношений начинает создаваться свой российский рекламный рынок. Растет количество рекламных агентств, фирм, бюро, более качественными становятся предоставляемые ими услуги. Возникают по типу развитых рыночных стран системы правового регулирования рекламного рынка.

Развитие рекламного бизнеса в России движется ускоренными темпами. Такой темп стал возможен благодаря накопленному богатейшему опыту мировых рекламодателей, современным технологиям организации создания и управления рекламой. Российская реклама не только приблизилась к ведущей зарубежной, но и выработала свой национальный стиль, который удовлетворяет и рекламодателя, и потребителя. Вступая в мировое рекламное пространство, российская реклама интегрируется в мировое сообщество и также рассматривает новую зарождающуюся концепцию интерактивной рекламы или таргеттинга в рекламе как перспективное направление. Таким образом, российская реклама за последние 10—15 лет прошла исторический путь, равный столетию развития рекламы на Западе.

Реклама — мощный инструмент организации распределения в процессе экономического воспроизводства. С помощью рекламы производитель может быстро и эффективно найти своего потребителя, а потребитель — необходимый ему товар или услугу. Таким образом, реклама оптимизирует взаимодействие экономических субъектов, ускоряя оборот капиталов и сокращая время цикла воспроизводства.

Если рассматривать российскую рекламную деятельность, то до 1990 г. это была реклама советского образа жизни, не имея в своей концепции ничего общего с мировыми тенденциями. В зарождающихся рыночных условиях, обусловленных «перестройкой» и появлением импортной товарной массы, рекламная деятельность постепенно начинает принимать направленность рыночного характера. Появляются первые рыночно-ориентированные рекламные агентства с довольно примитивной рекламой информационного характера.

В информационной терминологии появилось слово рейтинг, который определял популярность той или иной телерадиопрограммы или прессы. В конце мая 1996 года Российская Национальная Ассоциация вещателей, первым президентом которой был Эдуард Сагалаев, впервые в практике отечественных СМИ вывела ряд требований и критериев для исследовательских стандартов, объединив 40 телевизионных компаний,15 рекламных агентств.

Появившиеся рекламные агентства создавали рекламу на свой художественный вкус, используя свое индивидуальное видение функционирования рекламы на рынке постсоветского периода.

Реклама стала проникать во все сферы деятельности общества, влиять на общество и самосовершенствоваться. Проявились невежественность рекламодателей, непрофессионализм рекламистов, удивительная доверчивость потребителей, неразборчивость СМИ». Отличительные особенности появившегося рекламного рынка России заключались в том, что он молод, поэтому находится в фазе своего становления и развития.

Бурное развитие рекламного рынка России наметилось после выхода из состояния дефолта в результате фундаментальных изменений в экономических процессах: глобализации рекламного рынка; создания мирового рекламного пространства путем развития новых средств рекламы; использования передовых рекламных технологий; принятия маркетинговой философии управления: реклама — инструмент управления сбытом на рынке.

Суть новой рекламы России в том, что она стала неотъемлемой и активной частью комплексной системы продвижения маркетинга, соответствующей новым требованиям мирового рынка и нуждам потребителей. На современном этапе российская реклама перешагнула узкие рамки информационной функции, обеспечивающей направляемый поток информации, и берет на себя коммуникативную функцию. С ее помощью поддерживается «обратная связь» с рынком и потребителем. Это позволяет контролировать продвижение товаров на рынке, создавать и закреплять у покупателя устойчивую систему предпочтений к рекламируемым объектам, вносить коррективы в сбытовую деятельность. Используя возможности направленного воздействия на потребителя, реклама способствует не только формированию спроса, но и управлению им.

Феофанов О. Реклама: Новые технологии в России. — СПб.: Питер, 2000. — С. 39.

2. Веселов С.В. Маркетинг в рекламе. Рекламный рынок и его изучение. Часть 1: Учебник для вузов. — М.: Международный институт рекламы, 2002. — 316 с.
3. Старобинский Э.Е. Самоучитель по рекламе. — М.: ЗАО «Бизнес-школа», «Интел-Спитез», 2001. — 320 с.
4. Яновский А. Влияние на потребителей с помощью непрямой рекламы // Маркетинг. — 1998. — №6.
5. Васильев Г.А., Поляков В.А. Основы рекламной деятельности. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. — 414 с.
6. Семенов И.В. Маркетинговый парадокс и стратегическая ориентация организации // Маркетинг. — 2004. — №1. — С. 110—12

Источник: www.turboreferat.ru

Основные этапы развития рекламного бизнеса: зарубежный и российский опыт, становление и развитие современного рекламного бизнеса.

1 этап 1988-1989: Становление российского рекламного рынка и начало экспансии мировых рекламных сетей.

В 1988 году вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР №179 «О мерах по коренной перестройке внешнеэкономической рекламы».

В 1989 году 3 января вышел приказ Гостелерадио СССР о развитии рекламной деятельности. Вследствие чего начали открываться негосударственные рекламные агентства, также этот приказ дал возможность открывать совместные предприятия с иностранными компаниями. Совместным предприятиям предоставлялись налоговые льготы.

Единственной возможностью выйти на советский рынок было создание совместных предприятий. Поэтому мировыми холдингами было принято решение о создании совместных предприятий с основателями советской рекламы – «Союзрекламой» и «Внешторгрекламой», соответственно СП JVTisczaOgilvyRubicam/SOVERO с «Внешторгрекламой» и СП McCann-Erickson с Агентством печати «Новости».

Таким образом, на советский рынок вышли два мировых холдинга – WPPGroup, в лице JVTisczaOgilvyRubicam/SOVERO, и InterpublicGroup, в лице McCann-Erickson.

Читайте также:  Бизнес ланч дюжина Екатеринбург со скольки

2 этап 1990: Транснациональные корпорации в России: расширение рынков сбыта.

В 1990 году продолжается наступление на российский рынок, но теперь действуют сами инициаторы – транснациональные рекламодатели. Компания Mars выходит на рынок, TheCoca-ColaCompany и British-American Tobacco (B.A.T.) открывают свои представительства, PepsiCo и PDMB и российское представительство французского медиа-агентства CaratInterespaces.

Основным инструментом прямой рекламы для ТНК, производителей товаров категории FMCG является телевидение. Во всем мире телевидение живет за счет рекламодателей. Советское телевидение являлось инструментом пропаганды социалистического строя и поэтому существовало за счет госбюджета.

С помощью иностранного капитала начинается расширение телевизионного рекламного пространства.

Осенью (31 октября) 1990 года возникла первая коммерческая структура в телевизионном пространстве России в форме «Телеканала 2х2».

3 этап 1991-1992: Разработка бизнес-схем отечественными и сетевыми рекламными агентствами

В 1991 году создается мониторинговая компания RPRG.

На государственном телевидении начинает происходить разделение центральных каналов (Первой и Второй программы ЦТ).

В этом году продолжается выход на рынок мировых сетей и транснациональных корпораций. Среди российских агентств образованы будущие лидеры российского рекламного рынка.

После событий августа 1991 года, заметно увеличивается число как отечественных, так и иностранных рекламодателей. В конце года происходит распад СССР.

1992 год. Переход от плановой экономики к рыночной открыл путь иностранным компаниям рекламодателям.

4 этап 1993-1994: Стратегия прорыва ТНК на российском рекламном рынке

В 1993 году произошло очередное переломное событие, которое понесет за собой глобальные изменения как в стране, в общем, так и в рекламной отрасли, в частности. 1993 год ознаменовался «приватизацией».

В мае 1993 года была образована Российская Ассоциация Рекламных Агентств (РАРА), которая представляет интересы рекламных агентств России соответственно. Ее учредители: рекламные агентства «Аврора», «Видео Интернешнл», «ИМА-пресс», «Максима», «Новая компания Р» и др.

В 1994 году была образована исследовательская компания КОМКОН-2. Компания НИСПИ (впоследствии – группа компаний Monitoring.ru, а затем – ROMIRMonitoring) начинает проводить исследования российской телеаудитории методом личного интервью.

В 1994 году основные объемы телевизионной рекламы пришлись на сектор финансовых услуг и предложения акций.

В январе 1994 года были введены налоговые ограничения рекламной деятельности, которые поставили в неравные условия российских производителей товаров и услуг с производителями из зарубежных стран.

В этом году противостояние западных и российских РА достигло своего апогея. Государство стало инструментом, которое расставило все точки над i. В этом году Президентом был наложен запрет на рекламу финансовых пирамид. Тем самым российские рекламные агентства были лишены своих основных рекламодателей, а, значит, и источников доходов.

Мировые тенденции развития рекламного бизнеса на примере США

Настоящая революция в схеме рекламного бизнеса в США была связана в XIX веке не столько с диверсификацией услуг рекламных агентств, сколько с трансформацией качества самой медиаброкерской деятельности.

Тенденция: перестройка в структуре обслуживания клиента.

Все аспекты деловых коммуникаций, включая прямой маркетинг, PR и традиционный ATL находятся под контролем различных агентств, которые одновременно являются составляющими одного корпоративного зонтика или даже отделениями одной компании, которая консолидировала, таким образом, свои усилия по комплексному обслуживанию клиента.

Сравнительный анализ российских и мировых тенденций развития рекламного рынка

Рекламный бизнес в России строится по схеме медиабаинга, повторяя тенденции развития мирового рекламного рынка.

Рекламные агентства в России изначально предоставляли, кроме услуги размещения в СМИ, и создание рекламного продукта. То есть российский рекламный бизнес форсированно проходил этапы развития мирового рекламного бизнеса.

Следующей тенденцией в развитии российского рекламного бизнеса можно выделить внедрение рекламных агентств в СМИ.

Такая тенденция была спровоцирована сетевыми рекламными агентствами, которые также стремились занять это место в продающей структуре СМИ. Происходит консолидация медийного и рекламного бизнеса – создание медиахолдингов, что в свою очередь повторяет тенденции развития мирового рекламного бизнеса.

В период 1996-1997 гг. стала намечаться тенденция падения эффективности прямой рекламы транснациональных рекламодателей.

После 2000 г. российский рекламный рынок продолжает развиваться по направлению к падению эффективности прямой рекламы, то есть смещению приоритетов между ATL и BTL в пользу последней.

Диверсификация бизнеса рекламных холдингов, которые выделяют специализированные подразделения, занимающиеся отдельными направлениями рекламной и маркетинговой деятельности, расширяя тем самым спектр предоставляемых услуг основным сетевым рекламодателям.

Основные выводы

1. Российский рекламный бизнес форсированно повторяет основные этапы международного рекламного бизнеса.

2. Основные вехи развития рекламного бизнеса России совпадают с развитием международного рекламного бизнеса: от медиаброкерства через создание медиахолдингов к клиентской стратегии «от РД», которой соответствует исполнительная позиция коммуникационных агентств.

3. Специфика российского рекламного рынка связана с особой ролью государства — его притязаниями на информационное воздействие через СМИ — и определила специфическую схему развития рекламного бизнеса на уровне рекламных услуг СМИ.

4. Нетиповой для Восточной Европы расклад сил между отечественными и иностранными игроками, хотя сегодня бизнес-интересы все-таки оказываются более приоритетными, и в том смысле – интернациональных. Государство по-прежнему оставляет за собой ряд не рыночных инструментов восстановления необходимого в определенных случаях ресурсов (СМИ, реклама, пропаганда).

5. Рекламный бизнес в России больше похож не на рекламный бизнес Запада, а на доминирующий, на российском рынке тип бизнеса, для которого характерны следующие черты: денежные потоки создаются не бизнесом, а бизнес рождается на денежных потоках.

Источник: infopedia.su

Реклама в России: этапы, проблемы и перспективы развития

Если анализировать развитие рекламного бизнеса в России за последние 100 – 150 лет, то можно увидеть неравномерность его развития.

Первый этап приходится на период с середины XIX века и до революции 1917 года. В это время развитие рекламы шло в ногу с мировым уровнем. В середине — конце XIX столетия особой активностью на российском рекламном рынке отличались промышленники — выходцы из Европы. Имея европейский опыт предпринимательства, они привнесли на российский рынок новую рекламную культуру.

Укрупнялись мелкие мануфактуры и торговые лавки, появлялись крупные торговые дома. Они имели возможность вкладывать немалые средства в рекламу, понимая, что при росте конкуренции нельзя экономить на имидже фирмы. Основные принципы рекламирования, применявшиеся на рубеже веков ведущими российскими промышленниками, и носители информации практически остались прежними до наших дней.

Однако в XIX в. роль рекламы на российском рынке недооценивалась. Рекламная деятельность была предметом престижа, а не продуманной рыночной политики. Исключением были предприятия, обладавшие большими по тем временам финансовыми возможностями и имевшие владельцев или руководителей — выходцев из Европы, владевших современными рекламными технологиями. Операторы рынка и общественное мнение России не были готовы к тому, чтобы принять рекламу как объективную необходимость. Даже в 90-е годы XIX в. реклама в России не играла той роли, что в Европе.

Потребность в широком информационном воздействии на рынок посредством рекламы окончательно сформировалась в России чуть позже — в начале XX в. — с приходом на российский рынок более дешевых, массовых рекламных технологий из Европы.

Читайте также:  Что такое pipeline в бизнесе

В конце 90-х годов XIX в. типографии России следом за Европой постепенно перешли на фотомеханический способ воспроизведения изображений. Новые технические средства позволили тиражировать рекламные изображения улучшенного качества, кроме того, сам процесс изготовления рекламы стал дешевле, поскольку можно было отказаться от прежних дорогостоящих и трудоемких технологий. Благодаря этому рекламирование товаров становилось доступным не только «гигантам» рынка тех лет, но и менее состоятельным купцам и промышленникам. В российскую рекламу пришел «коммерческий» стиль. Реклама тех лет претендовала на «богатый, красивый вид» и решала задачу «выделиться в ряде других, привлечь внимание к товару или производству».

Развивалась также и российская реклама в прессе. К началу XX в. в Петербурге издавались специальные рекламные журналы «Торговля», «Торговля и жизнь», «Деловой будильник», в Москве— газета «Комиссионер», в Нижнем Новгороде — «Спутник покупателя», в Одессе — бюллетень «Рекламист», теоретические статьи из которого интересны и сегодня. Процветало выставочное дело. Большим авторитетом, в том числе у европейских промышленников и коммерсантов, пользовалась ярмарка в Нижнем Новгороде.

Появление и развитие рекламы были вызваны бурным ростом городов, промышленного производства и торговли в России второй половины XIX — начала XX вв. Хозяева и руководители промышленных и торговых предприятий, овладевая новейшими приемами ведения капиталистического хозяйства, стали проявлять интерес к рекламе.

Таким образом, лишь к началу XX столетия вслед за европейской спустя 20-30 лет российская реклама стала эффективным инструментом информационного воздействия на рынки сбыта, инструментом неценовой конкуренции.

Положение резко изменилось с установлением Советской власти. Девиз «Нет частнику!» устранил конкуренцию между производителями товаров, централизованное планирование привело к тому, что магазины перестали нуждаться в яркой и запоминающейся рекламе.

Октябрьский переворот 1917 г. ознаменовал новую эпоху в истории российской рекламы. Реклама становится одним из инструментов достижения политических целей.

Годы новой экономической политики (нэпа) в Советской России были годами короткого ренессанса коммерческой рекламы. Нэп создал уникальную экономическую ситуацию. Разгорелась борьба за потребителя между частником и государством. В этой ситуации обеим сторонам пришлось отдать должное возможностям рекламы как сильнейшему инструменту конкурентной борьбы.

Власти были вынуждены пересмотреть отношение к рекламному делу. Однако принятый ими подход нельзя назвать в полном смысле рыночным. Реклама разрешалась, допускалась на рынок в принципе. Но рынка рекламных услуг как такового в те годы не существовало. Производство и распространение рекламной информации оказалось в руках государства.

Тем самым устранялся механизм конкуренции внутри самой рекламной сферы. Это тормозило развитие новых рекламных технологий, лишало операторов рекламного рынка необходимости бороться за клиента, совершенствовать методы и принципы управления рекламным бизнесом. Ничего нового не привнесено за эти годы и в рекламное творчество в России.

Среди первых советских рекламных агентств, созданных в те годы, можно назвать агентства «Рекламист», «Связь», «Промреклама», государственная контора рекламных объявлений «Двигатель», бюро «Мосреклама».

В 20-е годы в рекламу пришли мастера советского дизайна. Используя приемы конструктивизма, фотомонтажа, аппликации, они сделали советскую рекламу доходчивой, документальной, экспрессивной. Для рекламы работали известные художники и поэты. В 20-е годы реклама в России приняла на себя пропагандистские функции.

Власть активно использовала талант рекламистов в борьбе между социалистическим и капиталистическим секторами экономики. Именно поэтому плакаты 20-30 гг. отличаются наступательностью, символикой «прекрасного будущего». Характерной чертой рекламы того времени был упрощенный шрифт, легкий для чтения. Акценты вводились укрупненными гарнитурами, выделялись цветом и обилием восклицательных знаков.

История советской рекламы прерывается с отменой нэпа. Возрождение этой отрасли относится к периоду так называемой «оттепели» в конце 50-х годов XX столетия. Господствовавшая с конца 30-х годов в экономике СССР коммунистическая идеология прервала развитие рекламной отрасли. Реклама не вписывалась в официальные теории о функционировании товарно-денежных отношений при социализме.

Считалось, что реклама является типичным атрибутом капиталистического способа производства, не достойным изучения и развития. До середины 50-х годов в стране, по сути, не было рынка товаров широкого потребления.

Крушение сталинского режима в середине 50-х годов, так называемая «оттепель», идейным вдохновителем которой стал Н. С. Хрущев, привела к естественному результату. Советские производители начали осваивать внешний рынок. Волей-неволей руководителям того времени пришлось «играть» по правилам, которые диктовала «стихия» внешнего рынка. Появился проспект, а позднее — журнал «Советский экспорт», который стал центром развития советской рекламы. Во многом благодаря этому изданию в СССР выросла целая плеяда художников-графиков, дизайнеров рекламной продукции, фотографов, журналистов, которые стали признанными мастерами рекламного дела.

Следующим шагом было создание в 1964 г. конторы, позднее Всесоюзного объединения «Внешторгреклама». Произошли сдвиги и в рекламе, обслуживающей внутренний рынок. Несмотря на пренебрежительное в целом отношение к ней как к элементу, чуждому системе распределения, из-за необходимости сбыта ряда отечественных изделий в условиях их затоваривания (например, теле-, радиоаппаратуры, бытовой электротехники, парфюмерии) торговле пришлось обратиться к рекламе.

В 1965 г. при Центросоюзе организуется Главное управление торговой рекламы «Главкоопторгреклама», в функции которого входило методическое, организационное и техническое руководство рекламой в потребительской кооперации, а также организация изготовления рекламных средств торговой рекламы по утвержденному Центросоюзом централизованному плану рекламных мероприятий и заказам кооперативных организаций. При республиканских потребсоюзах были организованы управления по рекламе и рекламные комбинаты или художественно-декоративные мастерские, выполнявшие работы по оформлению торговых предприятий, декорированию витрин, изготовлению рекламного инвентаря. При Московском кооперативном техникуме МОСПО создается специальная школа декораторов-рекламоведов, готовящая кадры для потребительских обществ и потребсоюзов.

Таким образом, к середине 80-х годов в СССР была создана централизованная разветвленная служба рекламы. Однако по-прежнему над ней довлела идеологическая оценка ее роли в развитии торговли. Это, в первую очередь, было связано с дефицитом большинства товаров народного потребления и, следовательно, с ненужностью рекламы этих товаров. Поэтому профессиональный и технический уровень рекламы в СССР был низок. Важнейшим принципом социалистической рекламы объявлялся принцип ее идейности, т. е. подчинение задачам и функциям коммунистического воспитания народа.

Новая эпоха российской рекламы началась в начале 90-х годов прошлого века. Этому способствовали либеральные экономические рыночные реформы. Россия ныне опережает Запад в темпах роста расходов на рекламу. Появились рекламные произведения, снискавшие международное признание на авторитетнейших международных конкурсах рекламы.

14 июля 1995 г. Государственной Думой РФ был принят Федеральный закон «О рекламе». В настоящее время отношения на рекламном рынке регулируются Федеральным законом от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе».

На данном этапе своего развития российская реклама столкнулась с необходимостью резкого качественного роста. Российскому рекламному рынку предстоит создать эффективные механизмы регулирования и саморегулирования.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин