Этапы реализации проектов в бизнес процессах

Результат: проектное задание

Планирование
  • Выявление участников проекта
  • Выбор членов проектной группы
  • Определение объема проекта
  • Определение этапов и контрольных точек проекта
  • Выявление всех возможных рисков, связанных с реализацией проекта, и разработка способов их предотвращения
  • Расчет количества ресурсов, необходимых для выполнения проекта

Результат: план проекта

Реализация
  • Создание конечного продукта проекта
  • Отслеживание продвижения проекта
  • Решение возникающих проблем
  • Информирование участников о ходе проекта
  • Управление вносимыми в план изменениями

Результаты: промежуточные отчеты о состоянии разработки, конечный продукт проекта

Завершение
  • Поставка продукта Заказчикам
  • Оценка удовлетворенности клиентов
  • Оценка приобретенного опыта

Результат: отчет о внедрении продукта

Наша компания всегда открыта для новых интересных предложений. Мы готовы сотрудничать по любому интересующему вас вопросу в сфере информационных технологий.

Как построить систему продаж в компании? Этапы реализации проекта

Источник: www.informicus.ru

Составы ключевых этапов проекта

Составы ключевых этапов проекта

Проникая в тонкости сокровенного знания о проектной практике, начинающий профессионал-PM или человек, готовящий себя стать проект-менеджером, должен свободно ориентироваться в основном терминологическом аппарате этого рода деятельности. Часто приходится слышать вопрос о том, как грамотно сформулировать этапы выполнения проекта. Действительно, это задача сложная. Но давайте сначала задумаемся, а принято ли в профессиональной среде оперировать понятием этапов? И в каких случаях это не только возможно, но и необходимо делать?

Определение понятий

Те из нас, кто имеет определенный опыт управления проектами или хотя-бы небольшой теоретический задел, знакомы с рядом явлений, которые менеджер использует, чтобы представить жизненный цикл инвестиционной задачи и спланировать ее решение. Список этих категорий на первый взгляд прост, в его составе:

  • фаза жизненного цикла;
  • веха;
  • стадия;
  • этап;
  • процесс управления.

Предложенные понятия в практике часто используют как синонимы. И если поискать в источниках, то есть вероятность обнаружить, что и словари «грешат» круговыми определениями данных философско-прикладных категорий. Можно заметить и в научной литературе, что «фаза – это стадия», «стадия – это этап» и даже веха определяется как некий этап пути. Как же быть, ведь нам нужно оперировать точным восприятием явлений?

Я предлагаю выполнить процедуру, которую мы уже однажды делали с категориями проектных задач, целей и проблем. Усилим здравое разумение и посмотрим на представленные выше понятия с позиции обычного эмпирического опыта.

Этапы реализации проекта

Ниже показана таблица, в столбиках которой проставлены исследуемые категории, а в табличной части мы будем помещать определения, образы, примеры, которые соответствуют им. Начнем с понятия «фаза». В чем состоит суть данного понятия? Чем его можно охарактеризовать, какими отличительными качествами?

отличие базовых понятий проектирования

Состав отличительных качеств базовых понятий проектирования

Фазам проектной реализации посвящена статья на тему жизненного цикла проектной задачи. Эмпирически больше всего я воспринимаю фазу как длящееся и выраженное состояние выполнения проекта, например, фаза разработки или фаза завершения. Этих положений у проектной задачи несколько, и они всегда повторяются, хотим мы этого или нет. Принципов разбиения проекта на фазы может быть несколько, но подход к их формулированию един – с позиции длящегося состояния.

Читайте также:  Почему я пошла в этот бизнес

фазы проекта с позиции ответственности PM

Вариант разбиения проекта на фазы с позиции перехода ответственности от PM

фазы проекта с позиции ЖЦ

Вариант разбиения проекта на фазы с позиции ЖЦ проекта

Выше в качестве иллюстрации приведен пример двух схем фазовой разбивки проекта. С точки зрения ЖЦ фазы проекта венчают вехи – важные, значимые события его реализации. По временной шкале они представляют собой событийные точки. Фазы проекта делятся на стадии – восходящие периоды развития, отделяющие собой качественные состояния фазы. Например, стадия принятия решения о старте проекта или стадия формирования проектной команды. Более динамической категорией, чем фазы и стадии, являются процессы управления, имеющие следующие черты:

  • представляют собой последовательность работ;
  • связаны с управлением, основаны на регламентирующей базе;
  • могут относиться к проекту в целом или к отдельной его фазе.

Этапы же являются частями процессов управления, включающих в себя однородные по сути составы работ. Таким образом, этап – это динамическая категория, которая может повторяться на каждой фазе проекта. Например, этап анализа. В небольших проектах этапы, фазы и стадии действительно сливаются в синонимы. В крупных мероприятиях этапы наиболее выражены в процессах инициации, завершения, планирования и организации исполнения.

Этапы процессов инициации и завершения

Типовые этапы реализации it-проектов и учёт в них «выгорания» времени и бюджета

В статье автором приведен обзор типовых этапов реализации проектов с учетом специфики IT-сферы. Особое внимание уделяется рассмотрению взаимосвязи функционального объема проекта, времени и бюджета.

проектный треугольник
этапы реализации проекта
Моичкина Дарья Алексеевна

Менеджмент и управление

Журнал «Научный лидер» выпуск # 9 (54), февраль ‘22

Дата публицакии 26.02.2022

Цитировать

Моичкина Д. А. ТИПОВЫЕ ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ IT-ПРОЕКТОВ И УЧЁТ В НИХ «ВЫГОРАНИЯ» ВРЕМЕНИ И БЮДЖЕТА // . 2022. №9 (54). URL: https://scilead.ru/article/1842-tipovie-etapi-realizatsii-it-proektov-i-uchyo

Для обеспечения контроля над ключевыми отраслями мировой экономики руководство отдельных государств, которые принято в западной терминологии относить к «развитым», применяют разного рода ограничительные меры на распространение передовых технологий, разработанных на их территории государственными и частными компаниями. Ограждая внутренние рынки собственной продукции, они активно борются за внешние, к которым относится и потенциально емкий российский рынок. В лице России эти страны хотят видеть только дополняющего, а не конкурирующего с ними компаньона по кооперации. Поэтому только с выбором инновационного пути развития у России появляются реальные возможности выхода на мировой рынок с конкурентоспособной продукцией.

Реализация ИТ-проектов в современных условиях хозяйствования играет важную роль в создании новых рабочих мест, эффективном развитии процессов общественного воспроизводства на всех уровнях управления как экономикой государства, так и экономикой конкретного предприятия. В последнем случае проведение научно-технических мероприятий, связанных с внедрением инноваций и осуществлением проектов, предполагает обеспечение конечного экономического эффекта, который отражается в повышении эффективности хозяйственной деятельности предприятия.

Читайте также:  Может ли быть честным бизнес

Необходимо обратить внимание на то, что ИТ-проекты зачастую являются комплексными, то есть включают в себя набор ИТ-услуг, которые необходимы заказчику. Эти потребности могут закрываться либо внутренними ресурсами предприятия, либо через внешнюю закупку соответствующих услуг у поставщиков или ИТ-компаний. В некоторых случаях, если речь идёт о холдингах, ИТ-компании могут входить в эту структуру и, соответственно, с точки зрения холдинга данная услуга будет внутренней, а сточки зрения компании-объекта – внешней.

Определив границы и приоритеты проекта, необходимо сообщить это всем заинтересованным сторонам, чтобы потом не было неоправданных ожиданий или неудовлетворённых заказчиков.

В таких отраслях, где часто возникают непредвиденные осложнения, как IT-сфера, контрактами предусматриваются особые элементы, помогающие менеджеру проекта обеспечить единое понимание среди всех заинтересованных сторон ещё до начала проекта. К их числу относятся:

  1. Бюджет на случай непредвиденных обстоятельств, заранее утверждённый клиентом.
  2. Список вероятных факторов, способствующих отставанию от графика (погодные условия, стихийные бедствия, локальные события и т.д.).
  3. Список часто используемых планов действий на случай отставания с указанием оценочных значений стоимости и времени, которые нужно будет добавить при возникновении непредвиденных обстоятельств.

Необходимо позаботиться о том, чтобы заинтересованные стороны чётко понимали, какие события могут произойти и как они могут отразиться на стоимости и времени реализации проекта, а также зафиксировать пожелания клиента, чтобы можно было сослаться на них в тот момент, когда необходимо проводить корректировки в ход реализации проекта. И в момент завершения проекта, ни у кого не возникнет сомнений относительно правильности внесения этих корректив.

В данном случае необходимо ввести понятие «проектного треугольника», широко распространённого в литературе по управлению проектами. В его вершины относят «Время» (Time), «Стоимость / Бюджет / Затраты» (Cost) и «Функциональный объём» (Scope). Соответственно, эти три фактора постулируются взаимосвязанными и внесение каких-либо корректировок в один из них влечёт изменения других.

В каждой компании предусматривается свой порядок работы по проекту, при этом количество этапов может сильно варьироваться. В некоторых последовательность этапов минимальна. Например:

  • Инициализация проекта;
  • Внутреннее согласование;
  • Реализация проекта.

В других же последовательность этапов может отличаться и состоять из множества этапов и подэтапов. Например:

  • Инициализация проекта;
  • Предварительное согласование проекта;
  • Утверждение бюджета проекта;
  • Утверждение ресурсов проекта;
  • Защита проекта на проектном комитете;
  • Реализация проекта.

Несмотря на эти отличия, любой проект в ИТ-сфере принято начинать с инициализации.

Этап реализации проекта включает основной и вспомогательные процессы.

Основной процесс реализации проекта включает в себя этапы, обеспечивающие основное производство товара/услуги.

В ИТ области, основной процесс реализации ИТ-проектов состоит из типовых этапов:

  • Анализ;
  • Проектирование;
  • Разработка;
  • Внедрение;
  • Эксплуатация.

В зависимости от специфики проекта, этапы могут отличаться. Разработав и согласовав план действий, предусматривающий возможные изменения стоимости, графика и объёма работ с учётом различных вероятных обстоятельств, необходимо обеспечить регулярное информирование всех заинтересованных сторон о каких бы то ни было изменениях и прогнозах в рамках проекта.

Читайте также:  Придорожная гостиница как бизнес

Если исполнитель (ИТ-компания) сообщает, что у него нет необходимых ресурсов, необходимо оповестить клиента и ответственного за проект о вероятной задержке. Даже если закончатся какие-либо ресурсы, заинтересованные стороны будут в курсе происходящего и будут готовы к корректировкам, которые придётся внести. В случае же быстрого решения проблемы, когда исполнитель может быстро возместить дефицит ресурсов, клиент будет уверен в том, что ИТ-компания подготовлена к самым разным ситуациям.

К вспомогательным процессам реализации проекта относятся:

  • Планирование проекта (ресурсы, сроки, бюджет, составление графика, выбор метрических показателей);
  • Мониторинг и контроль хода реализации проекта (в рамках процесса осуществляется отслеживание хода проекта, оценка альтернатив хода проекта, управление требованиями и ожиданиями, оценка бюджета, оценка трудозатрат, контроль показателей проекта);
  • Управление субподрядчиками;
  • Управление рисками;
  • Управление качеством продукта;
  • Управление командой проекта (подбор команды, оценка загрузки и производительности);
  • Управление вопросами интеллектуальной собственности;
  • Управленческая отчетность и документирование.

Таким образом, реализация проекта представляет собой набор взаимосвязанных процессов. Соответственно, важно отслеживать изменения в рамках каждого из них, поскольку всё это влияет на итоговые результаты.

В этом случае важно упомянуть про метод, который обеспечивает целостность бизнес-процессов и направлен на их постоянное совершенствование. Это цикл Деминга, или цикл PDCA.

Он был разработан в середине двадцатого века Эдвардсом Демингом и представляет собой цикл из четырёх компонентов или стадий: «Планируй – Plan», «Действуй – Do», «Проверь – Check» и «Корректируй – Act».

Каждый из этих компонентов представляет собой комплекс действий, которые завершаются определённым результатом. Результат каждой стадии передаётся далее по цепочке.

Компонент «Планирование» предназначен для того, чтобы сопоставить внешнее окружение и внутреннюю структуру бизнес-процесса с целями организации. Это означает, что необходимо формализовать основные ключевые характеристики процесса

Компонент «Действие» предназначен для внедрения и исполнения бизнес-процесса, параметры которого были спланированы на предыдущей стадии. Исполнение процесса означает фактическую реализацию действий для получения результата.

Компонент «Проверка» предназначен для получения контрольной информации о процессе и анализу на соответствие целевым параметрам.

На стадии «Корректировка» осуществляется реагирование в соответствии с тем, какие результаты получены на предыдущей стадии. Соответственно, возможны следующие реакции:

Во-первых, проверка показывает эффективность процессов и соответствие целевым параметрам, никаких изменений вносить не нужно.

Во-вторых, проверка показывает небольшие отклонения. Может быть принято решение о внесении изменений в отдельные стадии процесса. Это точечные коррективы, которые могут осуществляться даже в режиме реального времени. Для этого необходимо иметь систему постоянного мониторинга и отслеживания изменений.

В-третьих, проверка показывает, что отклонения носят критический характер, и речь тогда уже идёт о реинжиниринге процесса, то есть его полной перестройке.

Кроме этого, в рамках этой стадии происходит критический анализ протекания бизнес-процессов и может готовиться новое описание процессов, которые носят целевой характер и могут быть внедрены в будущем.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин