2. Этика работника и особенности деловых отношений в сфере сервиса.
3. Деловое общение: принципы и правила делового общения.
4. Начальник и подчиненный (управленческая этика).
5. Стили руководства.
6. Понятие субординации.
7. Отношения с коллегами.
Понятие об этике партнерских отношений
В процессе профессиональной деятельности в сфере сервиса общение работников этой сферы обычно происходит на четырех уровнях: общение с потребителем (гостем, клиентом, посетителем), общение руководителей с подчиненными, общение равных по должности, общение с руководителями. Главным, конечно, является общение с потребителем. Многочисленные исследования указывают, что плохое настроение работников снижает их работоспособность на 30 %, а работа в коллективе с неблагоприятным нравственным микроклиматом снижает эффективность труда еще на 15 %. А теперь представьте, как это сказывается на потребителе. Именно поэтому создание благоприятного профессионального микроклимата является одним из первых требований при организации предприятия сферы сервиса. И здесь одним из первых этапов должно быть обучение сотрудников (работников) главным правилам делового общения.
Партнерские отношения в бизнесе. Психология для бизнеса
Деловое общение занимает значительное место в жизни большинства людей, и поэтому правильно построенное деловое общение способствует повышению производительности труда, созданию благоприятного климата в среде сотрудников, помогает успешно строить взаимоотношения с клиентами. Основу делового общения представляет этика партнерских отношений.
Этика партнерских отношений — это этика взаимоуважения и взаимопомощи, учет взаимных запросов и потребностей его участников, и прежде всего интересы общего дела. В организации партнерских отношений очень важно чувство команды, базирующееся на таких принципах, как сплоченность и общая цель.
Большую роль в установлении партнерских отношений играет регламент, то есть подчинение общения установленным правилам и ограничениям. И здесь крайне необходимым является соблюдение делового этикета и речевого этикета, как проявление дисциплинированности и культуры труда, поведения и общения. Не менее важным в построении грамотного общения и взаимопонимания является соблюдение принципа эффективного слушания, т. к. слушать и слышать — не совсем одно и то же.
Жизнь показывает, что большинство людей плохо умеют слышать слова других, особенно, если эти слова не задевают их интересов. Проведенные научные исследования выяснили, что умением выслушать собеседника спо- койно и направленно, вникнуть в сущность того, что говорится, обладают не более 10 % людей. Это же хорошо показывает следующая притча.
Однажды к Сократу в Афины приехал молодой человек. Он приехал издалека, прослышав про талант Сократа успешно обучать людей ораторскому искусству. Он очень хотел овладеть искусством красноречия. Сократ поговорил с ним несколько минут и потребовал с него за обучение ораторскому искусству двойную плату. «Почему?» — задал вопрос удивленный ученик. «Потому», — ответил философ, — «что мне придется обучать тебя не только говорить, но и тому, как нужно молчать и слушать».
психология отношений | секрет крепких отношений от нейроученого #психология
Умение слушать и слышать, как метод восприятия информации, используется в деловом общении намного чаще, чем умение читать и писать вместе взятые.
Принцип личностных качеств делового человека:
а) информированность и компетентность (свободное владение своим предметом);
б) объективность в оценке информации и способа ее сообщения (нельзя принимать желаемое за действительность, как бы ни хотелось поверить);
в) неравнодушие (заинтересованность и увлеченность своим делом);
г) знание человеческих отношений и умение правильно их использовать (умение ладить с людьми).
Принцип языковой нормативности:
а) говорите ясно, кратко, вежливо;
б) говорите так, чтобы вас нельзя было истолковать двусмысленно;
в) используйте речевые клише в соответствии с нормативными правилами официально-делового стиля.
Стили руководства
Всегда важно понимать, что определенному служебному положению должны соответствовать как определенные правила поведения, так и принципы взаимоотношения с сотрудниками, партнерами, руководством и подчиненными. Если человек занимает лидирующий пост в организации, для эффективного управления необходимо знать содержательные и формальные признаки определенных стилей руководства.
Какие стили руководства существуют? Обычно выделяют четыре основных стиля руководства: авторитарный, демократический, либеральный и смешанный.
Стиль руководства — это совокупность своеобразных приемов и способов управления, присущих определенному типу руководителя.
Авторитарный стиль характеризуется тем, что руководитель этого стиля принимает решения обычно единогласно, не советуясь с трудовым коллективом, и ориентируется при этом на собственные цели, критерии и интересы. Он всегда уверен в личной правоте, собственных знаниях и умениях.
В проведении решений такой руководитель занимает жесткие позиции, активно используя методы административного и психологического воздействия на людей, может уволить неугодных сотрудников. Он обычно имеет обширные внешние связи в государственных органах и предпринимательской среде. Руководитель такого типа может привести организацию к большому успеху, но также и к полному краху («единоличный хозяин»). Данный стиль очень хорош в экстремальной ситуации: командир отдает приказы, а не организовывает дискуссий с командой, от которой требуется только суровая дисциплина и беспрекословное послушание.
Авторитарный стиль часто устраивает людей, не любящих брать на себя ответственность, особенно импонирует таким людям авторитарно-отеческий вариант. Руководитель — «отец родной» или «мать родная» — сами принимают решения и сами же отвечают за эти решения. Они стараются помочь своим подчиненным в любой проблеме, до тех пор, пока те беспрекословно выполняют их распоряжения. Но если подчиненные вдруг начнут иметь свой взгляд по какому-то вопросу и пытаться его отстаивать, то очень скоро они лишатся не только покровительства, но и места. Беспрекословное подчинение и преданное служение — вот обратная сторона заботы такого руководителя.
Можно выделить авторитарно-холерический тип руководителей. В основном, это раздражительные, вспыльчивые люди, даже мысли не допускающие, что они могут ошибаться, уверенные в своей значимости, незаменимости и непогрешимости. Ошибки подчиненных сразу же ставятся на вид в резкой форме и сопровождаются угрозой о взыскании. Руководители такого типа всегда стремятся иметь под рукой компромат для уязвления и «обезвреживания» своих подчиненных.
Комбинацией двух предыдущих стилей, сопровождающейся отгораживанием от подчиненных, является авторитарно-чопорный стиль. Для таких руководителей главная забота — это собственное «я», крайнее нежелание с кем-либо считаться. Они ненадежны, любят давать пустые обещания. В любой момент могут все переиначить. Таким людям импонирует лишь сила, положение, они обожают лесть, услужливость.
Демократический стиль характеризуется сочетанием принципа единоначалия и общественного самоуправления. Как правило, он может удачно выявить, принять и реализовать стратегические цели развития предприятия, сочетая групповые интересы.
Обычно руководитель такого типа — хороший политик, дипломат, стратег, просчитывающий варианты на много шагов вперед, сочетающий методы убеждения и принуждения, корректный и гибкий в подходах к проблемам. В своей работе постоянно опирается на группу единомышленников, не принимает решений, не посоветовавшись с опытными работниками, невзирая на их положение в служебной иерархии. Руководитель, придерживающийся демократического типа правления, в своей работе использует коллективный интеллектуальный потенциал, уважительно относится к подчиненным, интересуется их идеями, продвигает эти идеи, если они этого заслуживают, не присваивая их себе, терпим к чужому мнению. Для него важнее спокойный, бодрый климат в своей команде и нормальные отношения в ней, чем достижение результата любой ценой.
Руководитель, придерживающийся либерального стиля руководства, предоставляет решение задач либо силе инерции, либо высшему руководству. Его кредо «Все, что ни делается, все к лучшему». Часто руководитель такого стиля в принятии решений ориентируется на цели и интересы отдельных групп трудового коллектива, пытается маневрировать, чтобы угодить всем, хочет быть всем хорошим и добрым. Он может стать «игрушкой» в руках беспринципных интриганов, которые стремятся к власти и управлению предприятием.
Руководитель этого типа часто просто ленивый человек, для которого собственный покой важнее и дороже всего на свете. Иногда это человек, не любящий свое дело, не верящий в его полезность и успех. Кроме того, это могут быть люди консервативного направления и предпенсионного возраста, уверенные, что дело прекрасно налажено, находится в мудрых руках и что его подчиненные настолько опытные специалисты, что сами прекрасно знают, что делать. Довольно часто либеральный руководитель не имеет сильной воли, четкой цели, глубоких знаний, слишком увлечен своим хобби или семьей. Это достаточно неустойчивый стиль руководства.
Смешанный стиль — это сочетание перечисленных выше типов. Либеральный, авторитарный и демократический стиль могут преобладать у того или иного руководителя, но никогда не достигают абсолюта, так как выбор стиля руководителем во многом зависит от подчиненных, от задач, стоящих перед организацией, от его личностных и профессиональных особенностей и др.
Начальникам следует подбирать себе подчиненных в соответствии со складом своего характера и убеждений. Авторитарный руководитель предпочитает подчиненных уступчивых, послушных, исполнительных. Либеральный — опытных, спокойных, консервативных, демократический — творческих, изобретательных, инициативных.
В учебном пособии «Этика деловых отношений» (авторы Егоршина А. П., Распопова В. П., Шашкова Н. В.) дается таблица характеристики стилей руководства, где рассматриваются все четыре стиля (табл. 3.1).
Таблица 3.1. Характеристика сти лей руководства
Стили руководства Параметры
взаимодействия руководителя с под чиненными
Единолично ре-шает любые во-просы
Перед принятием решения советует-ся с подчиненны-ми
Ждет указаний от руководства или решения совещания
Берет на себя или перекладывает на подчиненных
Распределяет от-ветственность в соответствии с пе-реданными полно-мочиями
Снимает с себя вся-кую ответствен-ность
Поощряет, исполь-зует в интересах дела
Отдает инициативу в руки подчиненных
Приверженец формальной, жесткой дисци-плины и строгого распорядка
Сторонник разум-ной дисциплины, осуществляет диф-ференцированный подход к людям
Не требует соблю-дения формальной дисциплины, терпим к нарушениям
Все знает и уме-ет, редко повы-шает квалифика-цию
Постоянно повы-шает свою квали-фикацию, учиты-вает критику
Пополняет свои знания и поощряет это среди подчи-ненных
Боится квалифи-цированных ра-ботников, старает-ся от них изба-виться
Подбирает дело-вых, грамотных работников
Подбором кадров не занимается
Эти же авторы дают интересный анализ характерных положительных и отрицательных качеств российского работника, т. к. их необходимо учитывать руководителям в своей профессиональной деятельности (табл. 3.2).
Таблица 3.2. Качества российско го работника Положительные | Отрицательные |
Бескорыстие — готовность отдать послед-нюю рубашку, как «Иванушка-дурачок» | Воровство государственной и частной соб-ственности, злоупотребление служебным по-ложением, личное обогащение за счет органи-зации |
Доброжелательность — доброе отношение к людям, иногда при внешней грубоватости | Зависть к чужому дому, имуществу, участку, работе, должности, карьере, покупке |
Гостеприимство — умение встретить гос-тей, готовность истратить последние сред-ства и запасы продуктов для приема гостей | Пьянство на работе, в семье, на отдыхе, в праздники. Неумение правильно пить, несо-блюдение норм выпивки («вино текло рекой») |
Благодарность — на собранные деньги строились церкви, школы, памятники. Крестьяне сохранили усадьбу А. С. Пуш-кина в Б. Болдино после революции | Неблагодарность за оказанную помощь, кон-сультации учителям, к старшим по возрасту, по должности |
Интернационализм — терпимое отноше-ние к людям другой национальности на работе, в браке, в общении, на отдыхе | Русский шовинизм и национализм, пренебре-жение к малым нациям («чурки», «чукчи», «азиаты», «черные») |
Искренность — откры-тость эмоций и чувств к другим лю-дям, «душа нараспашку» | Подозритель-ность к ино-странцам, не-знакомым лю-дям, новым технологиям и приемам труда | Искренность — от-крытость эмоций и чувств к другим лю-дям, «душа нарас-пашку» | Подозритель-ность к ино-странцам, не-знакомым лю-дям, новым технологиям и приемам труда | Искренность — откры-тость эмоций и чувств к другим лю-дям, «душа нараспашку» |
Коллективизм — сознание принадлеж-ности к опре-деленной со-циальной группе (бри-гаде, отделу, кооперативу), стремление работать вме-сте | Индивидуализм — нежелание коопериро-ваться, ориен-тация на свой бизнес, «удельные княжества», «коммуны» и «семьи» | Коллективизм — со-знание принадлежно-сти к определенной социальной группе (бригаде, отделу, ко-оперативу), стремле-ние работать вместе | Индивидуализм — нежелание коопериро-ваться, ориен-тация на свой бизнес, «удельные княжества», «коммуны» и «семьи» | Коллективизм — сознание принадлеж-ности к опре-деленной со-циальной группе (бри-гаде, отделу, кооперативу), стремление работать вме-сте |
Покорность — готовность выполнять законы и ин-струкции ад-министрации и даже тер-петь притес-нения (сказа-лись 300 лет татаро-монгольского ига) | Недисциплини-рованность — отсутствие уважения к правилам орга-низации, опоз-дания на рабо-ту, низкая ис-полнительская дисциплина | Покорность — готов-ность выполнять за-коны и инструкции администрации и да-же терпеть притесне-ния (сказались 300 лет татаро-монгольского ига) | Недисциплини-рованность — отсутствие уважения к правилам орга-низации, опоз-дания на рабо-ту, низкая ис-полнительская дисциплина | Покорность — готовность выполнять законы и ин-струкции ад-министрации и даже тер-петь притес-нения (сказа-лись 300 лет татаро-монгольского ига) |
Понятие субординации
Слово « субординация» в переводе с латыни означает подчинение. Зародилось это понятие в воинской среде в очень далекое время в воинских легионах. Под данным понятием в то время подразумевалось исключительное послушание воинов старшим по званию. В то время основным занятием мужчин было участие в военных действиях, а главным аргументом военной жизни была физическая сила, что не способствовало дисциплине и организованности. Именно тогда был разработан закон субординации: «человек, нижестоящий по должности или званию, должен подчиняться вышестоящему только потому, что тот вышестоящий».
Десятки столетий миновали с тех пор, но данное правило практически не изменилось и соблюдается практически в любой организации общества. И сегодня все сотрудники должны его соблюдать. К сожалению, как отмечают многие работодатели, современные выпускники вузов и колледжей очень ча- сто не приучены соблюдать данное правило, и руководству приходится их ставить на место иногда в довольно жесткой форме, т. к. на вежливые замечания они не реагируют.
Таким образом, отношения руководителя и подчиненных асимметричны. Они основаны на субординации, исполнении правил служебной дисциплины и, конечно, на этических представлениях общества, его менталитете, традициях, историческом опыте различных социальных слоев и групп.
Отношения с коллегами
При общении с коллегами, то есть при общении по горизонтали, лучше всего руководствоваться золотым правилом общения: «Поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой».
Иногда найти верный тон и приемлемые нормы делового общения с равными по статусу сотрудниками бывает затруднительно, т. к. они могут являться соперниками в борьбе за успех и продвижение по службе. Но существуют этические нормы взаимодействия для коллег и порядочный человек их обычно придерживается:
Необходимо иметь четкое разделение прав и обязанностей в выполнении общей работы. Если круг ваших обязанностей пересекается с коллегами, это может иметь негативные последствия. Попытайтесь провести такое разделение сами с согласия ваших коллег.
Не следует требовать к себе какого-то особого отношения или особенных привилегий со стороны других. Отвечайте за свои поступки, не перекладывайте ответственность на других.
Уважайте ваших коллег, называйте их по имени, будьте дружелюбны, показывайте свое доброе отношение к ним.
Не давайте обещаний, которые невыполнимы. Не преувеличивайте свою значимость и возможности.
Не будьте навязчивы. На работе не принято спрашивать о личных делах, а тем более о проблемах.
Старайтесь слушать, не перебивая собеседника.
Не старайтесь показаться лучше, умнее, значительнее, чем вы есть.
Не хитрите и не манипулируйте вашими коллегами.
Не сплетничайте о коллегах за их спиной.
Практически все эти рекомендации широко известны, стандартны и приняты в деловой жизни. Однако деловая и вообще реальная жизнь гораздо сложнее, и многие ее ситуации бывают крайне противоречивыми и их довольно трудно рассматривать с позиции: это хорошо, а это плохо, это правильно, а это неправильно.
Исследовательский центр рекрутингового портала Superjob.ru указывает привычки сотрудников, раздражающие их коллег больше всего:
9 % — сплетни, пустые разговоры;
6 % — бестактность и бесцеремонность;
3 % — звездная болезнь, высокомерие;
3 % — вредные привычки, связанные с излишним вниманием к своему носу, ушам, зубам и прочим частям тела;
3 % — еда, чаепитие на рабочем месте и в рабочее время;
3 % — громкая речь, крики.
Таким образом, взаимное уважение между коллегами, соблюдение этических и этикетных норм — залог здоровых отношений и нормальной работы любого учреждения.
ЭТИКА ПАРТНЕРСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ СЕРВИСА
1. Понятие об этике партнерских отношений.
2. Этика работника и особенности деловых отношений в сфере сервиса.
3. Деловое общение: принципы и правила делового общения.
4. Начальник и подчиненный (управленческая этика).
5. Стили руководства.
6. Понятие субординации.
7. Отношения с коллегами.
Источник: cyberpedia.su
1.3 Этика партнерских отношений
В процессе профессиональной деятельности в сфере сервиса общение работников этой сферы обычно происходит на четырех уровнях: общение с потребителем (гостем, клиентом, посетителем), общение руководителей с подчиненными, общение равных по должности, общение с руководителями. Главным, конечно, является общение с потребителем.
Многочисленные исследования указывают, что плохое настроение работников снижает их работоспособность на 30%, а работа в коллективе с неблагоприятным нравственным микроклиматом снижает эффективность труда еще на 15%. А теперь представьте, как это сказывается на потребителе.
Именно поэтому создание благоприятного профессионального микроклимата является одним из первых требований при организации предприятия сферы сервиса. И здесь одним из первых этапов должно быть обучение сотрудников (работников) главным правилам делового общения.
Деловое общение занимает значительное место в жизни большинства людей, и поэтому правильно построенное деловое общение способствует повышению производительности труда, созданию благоприятного климата в среде сотрудников, помогает успешно строить взаимоотношения с клиентами. Основу делового общения представляет этика партнерских отношений.
Этика партнерских отношений — это этика взаимоуважения и взаимопомощи, учет взаимных запросов и потребностей его участников, и прежде всего интересы общего дела. В организации партнерских отношений очень важно чувство команды, базирующееся на таких принципах, как сплоченность и общая цель. Большую роль в установлении партнерских отношений играет регламент, то есть подчинение общения установленным правилам и ограничениям. И здесь крайне необходимым является соблюдение делового этикета и речевого этикета, как проявление дисциплинированности и культуры труда, поведения и общения. Не менее важным в построении грамотного общения и взаимопонимания является соблюдение принципа эффективного слушания, так как слушать и слышать — не совсем одно и то же.
1.4 Этика работника и особенности деловых отношений в сфере сервиса
Качество услуг и культура обслуживания — самое мощное оружие в конкурентной борьбе, и они во многом зависят от уровня профессиональной этики и культуры специалистов сферы сервиса. В основе любой профессиональной культуры лежат принципы и нормы морали, требования этических кодексов, то есть профессиональная этика для данной категории специалистов.
Чтобы соответствовать требованиям этой этики, необходимы активная жизненная позиция, единство слова и дела, дисциплинированность, организованность, честность, скромность, достойное поведение и другие нравственные качества. Работа в сфере сервиса — это особый род человеческой деятельности, очень часто связанной с напряжением духовных и физических сил.
Основная часть деятельности работников сферы сервиса — взаимодействие с потребителями. Поэтому для эффективной и качественной деятельности сотрудникам-управленцам необходимо хорошо владеть основами психолого-педагогических знаний, так как они не только контролируют соблюдение нормативов обслуживания, но должны стимулировать высокое качество обслуживания, не допускать конфликтов между потребителями и производителями услуги, а при возникновении жалоб их грамотно разбирать и находить правильный выход из создавшейся ситуации.
Кроме того, именно эти знания в совокупности с узкопрофессиональными умениями и навыками определяют профессиональный облик диспетчера, аптекаря, работника почты, экскурсовода, переводчика, менеджера по бронированию, менеджера по продажам и т.д. и, в конечном счете, способствуют успешной профессиональной деятельности. В профессиональной деятельности сервиса особая роль принадлежит гуманистической направленности.
Она является тем каркасом, вокруг которого компонуются основные профессионально значимые свойства специалиста. Конкретным выражением гуманистической направленности в данной профессиональной деятельности служат практические дела специалиста, его отношение к людям, которых ему доверено обслуживать, чувство ответственности перед ними.
На некоторых предприятиях сервиса имеется своя специфика: работа в отсутствие заказчика, выезд на дом по вызову, работа на дому у заказчика, отсутствие своего рабочего места. Здесь очень важно не только профессиональное мастерство работников, но главным образом их надежность и порядочность, проявляющиеся в выполнении профессионального долга, так как в таких условиях руководству довольно сложно осуществлять контроль.
Специалистам данной профессиональной области необходимо хорошо владеть речевым этикетом. Если специалист слабо владеет словом, то не сможет точно, ясно и кратко излагать свои мысли.
Грамматически правильная речь, ее лексическое богатство, выразительность, образность, владение техникой речи позволяют качественно решать разнообразные общие профессиональные и узкопрофессиональные задачи специалиста. Известный советский педагог-гуманист В.А. Сухомлинский справедливо называл речевую культуру человека зеркалом его духовной культуры.
Помимо отличного владения родным языком, специалисту сервиса, работающему в зоне контакта с иностранцами, необходимо владение иностранными языками. Тесно взаимосвязана с культурой речи культура общения. Культура общения работника выражается в доброжелательном отношении к клиентам, коллегам, подчиненным, в умении чувствовать настроение, в понимании психологии людей.
Она ярко проявляется в таких неотъемлемых качествах специалиста, как такт, наблюдательность, радушие. Культура общения специалиста также проявляется в умении профессионально слушать и слышать собеседника, умении задавать вопросы, устанавливать контакты, понимать другого, ориентироваться в сложившейся ситуации общения, умении видеть и правильно интерпретировать реакцию клиентов, проявлять и передавать свое отношение по поводу чего-либо, в готовности и желании общаться.
Основу культуры профессионально направленного общения и поведения составляют личностные качества: доброжелательность, наблюдательность, отзывчивость, интеллигентность. Культура внешнего вида специалиста проявляется в его аккуратности, подтянутости и собранности, сдержанности, эстетической выразительности, умении двигаться и уверенно держаться, управлять собственной мимикой и пантомимикой. Поведение специалиста в сфере сервиса, по сути, — та внешняя сторона, по которой окружающие судят о культуре всего предприятия и отрасли в целом. Кроме того, у специалиста сферы сервиса должны присутствовать следующие личностные качества: коммуникабельность -умение и желание общаться с другими людьми; толерантность — терпение и терпимость по отношению к другим людям; эмпатия — умение сопереживать людям, понимать других людей; доброжелательность — уважение, симпатия, умение понимать людей, не одобряя их поступки, готовность поддерживать других; естественность — способность быть самим собой в контактах с другими людьми; инициативность — способность «идти вперед», устанавливать контакты, готовность браться за какие-то дела в ситуации, требующей активного вмешательства, а не просто ждать, когда другие начнут что-то делать; уверенность в себе — вера в себя и свои профессиональные возможности; честность и порядочность — отсутствие обмана клиентов, коллег, руководства; качественное выполнение своих обязанностей.
Источник: studfile.net
Профессиональная этика. Этика бизнеса и партнерских отношений
Каждому роду человеческой деятельности (научной, педагогической, художественной и т.д.) соответствует определенные виды профессиональной этики. Возникновение первых профессионально-этических кодексов относится ко времени появления ремесленного разделения труда в средневековых цехах в ХI-ХII веках. Именно тогда в цеховых уставах впервые появился ряд нравственных требований применительно к той или иной профессии и характеру труда.
Каждому из видов профессиональной этики — врачебной, педагогической, этики ученого, актера, художника, предпринимателя, инженера и т. д. — присущи свои специфические требования в области морали. Так, например, этика ученого предполагает в первую очередь такие моральные качества, как научная добросовестность, ответственность, личная честность. Судебная этика требует честности, справедливости, гуманизма (даже к подсудимому), верности закону.
Правда врача и правда пациента, врачебная тайна, ответственность врача — это сложный узел этических проблем, который неотъемлемо связан с современной медициной. В 1947 году была принята «Женевская декларация» — современный вариант древнейшей «Клятвы Гиппократа».
Эта декларация стала морально-этической гарантией независимости медицинской профессии от политических режимов и идеологического диктанта. Ее аналог был принят в нашей стране только в 1971 году. Но хотя все наши врачи с тех пор давали клятвенное обещание не разглашать конфиденциальную информацию о пациенте, на практике указание в листке нетрудоспособности конкретного заболевания было обязательным вплоть до 1993 года. В течение долгих лет в профессиональной среде советских медиков официально наслаждался этический нигилизм. Еще в 1920-х годах официальное руководители советского здравоохранения (в частности, Н. А. Семашко) трактовали профессиональную медицинскую этику как «буржуазный пережиток» и были убеждены, что понятие «врачебная тайна» в будущем отомрет.
Не менее важными нравственные проблемы связаны с предпринимательской деятельностью, бизнесом. Предпринимательство -это профессия, призвание, даже свойство души или врожденная склонность, но это еще и особый образ мыслей, поведения, стиль, культура жизни, имеющая свои, очень определенно выраженные нравственные принципы.
Возникновение капитализма в Европе в ХVI веке было тесно связано с протестантской Реформацией. Можно сказать, что протестантизм сделал возможным формирование этики бизнеса, нравственных стандартов эффективной экономической деятельности. Ведь средневековая католическая идеология морально осуждала «делание денег», Фома Аквинский полагал, что большинство форм торговли, осуществляемой с целью извлечения прибыли, являются аморальными.
Основоположник современной социологии Макс Вебер (1864-1920) в своей работе «Протестантская этика и дух капитализма» показал, что первые капиталистические предприятия и сам дух предпринимательства возникли в протестантской среде. С точки зрения протестантства, успешный труд, приносящий прибыль, и есть знак того, что твои действия отмечены Богом.
Протестантизм сделал возможным формирование этики бизнеса в результате религиозного и морального освящения стремления к прибыли. Он утверждал, что труд бизнесмена может быть одобрен Богом. Стремление к прибыли и стремление к Богу стали не только совместными, но и взаимообусловливающими. А вознаграждение финансовым успехом стало пониматься как знак расположения Бога. Светская версия протестантской этики бизнеса стала важной составной частью западной культуры.
Каждый человек, согласно протестантской морали, должен выполнять свой долг. Этот долг заключается в том, чтобы быть хорошим работником в своей профессии, твердо знать свое место, призвание и не покладая рук работать во имя него. Применительно к купцу и предпринимателю это понимание долга означает, что нажитые деньги следует использовать для того, чтобы наживать еще больше денег и т. д., а не тратить их ради своего удовольствия. Для протестантской этики наживание денег — это цель жизнь человека, а не средство удовлетворения его материальных потребностей.
Наживание денег как самоцель противопоставляется их непосредственному потреблению, освобождается от всяких эвдемонистических или гедонистических мотивов и становится по отношению к «счастью» или «выгоде» отдельного индивидуума чем-то совершенно потусторонним, неким высшим законом.
Вебер ссылается на высказывания протестантского богослова Ричарда Бакстера, согласно которым работа две одинаково важные функции: во-первых, дает человеку в руки могучее орудие против всяких плотских (в том числе и сексуальных) искушений; во-вторых, делает осмысленным земное существование человека, становясь основной целью его жизни. Эта вторая функция работы открыла путь безграничному производству ради производства. Все, что способствовало личному потреблению, признавалось греховным; все, что развивало и толкало вперед производство, объявлялось богоугодным делом и священной обязанностью верующего.
В наше время подобная позиция, но в более мягкой и модернизированной форме, выступает необходимой составной частью предпринимательской деятельности. Можно быть одновременно добродетельным и преуспевающим в бизнесе человеком, причем моральная добродетельность оказывается необходимым условием успеха. Так, изобретатель современного конвейерного производства Генри Форд полагал, что произведенный продукт — это не просто реализованная «деловая теория», а «нечто большее», цель чего состоит в превращении мира вещей в источник радостей. Сила и машины, деньги и имущество полезны лишь постольку, поскольку способствуют жизненной свободе. Этико-экономические установки Форда имеют практическое значение и в настоящее время.
Экономическая этика — это совокупность норм поведения предпринимателя, требования, предъявляемые обществом к его стилю работы, к характеру общения между партнерами по бизнесу, к приемам и методам конкуренции.
В России у народа всегда существовало неприязненное отношение к богатству и успешным людям, что сдерживало развитие экономики. Несомненно и то, что пороки нашего народившегося бизнеса — производные от общего состояния общественной морали. Многие бизнесмены в разных странах придерживаются принципа: «Деньги не пахнут», «В коммерции все дозволенно», «Не обманешь — не продашь».
Между тем у прежнего российского купечества были иные этические нормы. Миллионные сделки заключались лишь кивком головы, купеческое слово было дороже золота, и гарантом этого слова была честь. Да и сегодня во всем мире рыночные связи во многом основаны на доверии между партнерами, на их добропорядочности, повышенной требовательности к себе и другим, чувство долга.
За свою историю человечество выработало всего три принципиально различных инструмента управления:
1. Иерархия, то есть вертикальная организация, где основное средство воздействия — давление на человека сверху, принуждение, отношения «власть-подчинение».
2. Культура и этика, то есть вырабатываемые и признаваемые обществом ценности, социальные нормы, установки, шаблоны поведения, ритуалы, которые заставляют человека вести себя так, а не иначе.
3. рынок, то есть сеть равноправных отношений по горизонтали, основанных на равновесии интересов продавца и покупателя продукции и услуг, на отношениях собственности.
В нашей стране долгое время существовала административно-командная система. Ее основной была иерархия — самым мощный инструмент управления. Но одновременно существовала и весьма жесткая этика советского общества, большое влияние на людей в процессе управления оказывали традиции и социальные нормы. Но в современном постиндустриальном обществе нужна новая этика, роль которой не менее важна, чем роль предпринимательского чутья, организации труда или искусства управления.
Главным условием формирования цивилизованной предпринимательской этики являются:
· политическая и экономическая свобода. Следовательно, и демократическое государство, многопартийность, свобода слова, печати, совести, свободная конкуренция товаропроизводителей, свобода выбора экономического субъекта, свободное ценообразование, равенство физических и юридических лиц в осуществлении предпринимательской деятельности, суверенитет потребителя, антимонопольные механизмы и т. д.;
· стабильность власти и законодательства, в частности, не только нормативно-правовое закрепление общих социально приемленных стандартов поведения, регламентирующих деятельность предпринимателя, но и борьба с негативным проявлением в среде бизнеса;
· пропаганда, создающая образ преуспевающего делового человека, обладающего высокими моральными принципами; осуждение коррупции, стяжательства, нечестной конкуренции.
Ни одного из этих условий в полной мере в России не создано. Поэтому наше предпринимательство развивается в тяжелой борьбе с произволом чиновников, бюрократического аппарата, с одной стороны, а с другой — с глухим или явным недоброжелательством массы населения, которая не умеет и не любит работать. Нищенски оплачиваемый долгие годы советской власти труд не стал для нашего общества высшей ценностью.
Все это не способствовало формированию этики современного предпринимателя, который в идеале убежден в полезности своего труда не только для себя, но и для других, для общества; исходит из того, что люди, окружающие его, хотят и умеют работать, стремятся реализовать себя вместе с предпринимателем; верит в бизнес, расценивает его как привлекательное творчество, относится к бизнесу как к искусству; при всей необходимости конкуренции понимает и необходимость сотрудничества; уважает себя как личность, а любую личность — как себя; уважает любую собственность, государственную власть, общественные движения, социальный порядок, законы; доверяет себе и другим, уважает профессионализм и компетентность; ценит образование, науку и технику, культуру, сознает важность экологических требований; стремиться к инновациям; не перекладывает ответственность за принятие решения на подчиненных; никого никогда не унижает.
Отношения бизнеса и государства в нашей стране очень сложны и противоречивы. Например, широко распространена практика уклонения от налогов, существует масса приемом и методов такого уклонения. С другой стороны, государство, устраивающее конфискационные «денежные реформы» и допустившее дефолт 1998-го, который разорил массу собственников, подорвало доверие к себе.
Нужно сказать, что государство, власть и бизнес всегда и везде находились в непростых отношениях. Макс Вебер говорил в этой связи о трех основных типах власти: традиционный, харизматической и бюрократический.
Традиционная власть — это власть передаваемая по наследству, по традиции. Король правит не по тому, что он умный или талантливый, а потому что родился королем. Как правило, монархическая власть малоэффективна для решения экономических проблем.
Харизматическая власть покоится на личном обаянии (харизме) человека. Харизматический лидер приходит к власти за счет своей мощной воли и энергии. Типичными харизматическими лидерами были Наполеон, Ленин, Муссолини, Кастро, Ельцин в ранний период своей политической деятельности. Однозначной зависимости между харизматической властью и экономической жизнью нет.
Ленинская продразверстка чуть не погубила страну, но Ленин же ввел нэп. Ф. Кастро полностью упразднил рыночные отношения на Кубе и обрек население на полунищенское существование. Наполеон провел ряд реформ, способствовавших быстрому экономическому развитию Франции.
Самой «совершенной» в смысле своей неуязвимости, самой распространенной и могущественной является бюрократическая власть — власть аппарата. Это анонимная власть, никто не знает людей, которые готовят самые важные решения. Те, кто эти решения подписывает, — на самом деле «свадебные генералы». Аппарат сильнее их и может их убрать, если они ему мешают. Типичные примеры — смещение Хрущева или Горбачева.
Бюрократический аппарат — это совокупность людей, работающих, как машина, без эмоций, без инициатив. Государство, корпорация, университет, армия, даже церковь — все управляется ныне бюрократическим аппаратом. Он постоянно разбухает, втягивая в себя все новых людей. Он, как дракон: если у него отрубить одну голову, то вскоре на этом месте вырастут сразу три. Бюрократический аппарат — одновременно и благо, и зло: ничего более эффективного в деле управления человечество не создало, и в то же время аппарат, если его все время жестко не контролировать (а он никаких контролеров не терпит), начинает работать на самого себя.
В некоторых странах роль государства в жизни общества минимальна, и достижение такого ограничения считается важнейшим завоеванием демократии. Государство охраняет границы, защищает людей от преступности, собирает налоги и заботится о пенсионерах и безработных. В США, например, государственный сектор не превышает 5 экономики, все остальное — в частных руках. Единственной силой, способной противостоять произволу государства, является частная собственность, только она способна противопоставить власти свой экономический интерес. Если в обществе нет частной собственности, гражданского общества, человек оказывается один на один перед лицом бесконтрольной государственной машины.
У нас государство традиционно очень сильно, и оно вмешивается во все дела граждан. Оно по-прежнему определяет основные направления экономического развития, а сильного класса собственников, которые противопоставляли бы свой интерес государству, по-прежнему нет. Как и раньше, большая часть населения живет в совершенном неведении по поводу своих юридических прав и обязанностей.
Если общество однородно и монолитно, как при тоталитаризме, то оно подобно студню — толкнешь его с одного бока, и толчок, не встречая никакого сопротивления, проходит свободно сквозь всю массу. Отсюда и «всенародное одобрение решений партии», и «всенародное осуждение проклятых империалистов или их пособников — инакомыслящих». Отсюда страх, царивший в обществе: человеку некуда было укрываться от вездесущего государства. Все мы были погружены в этот студень и дружно колебались в такт его колебаниям.
Поэтому перед предпринимательством стоят важнейшие, в том числе и нравственные, задачи по созданию в обществе нормального экономического климата и цивилизованной деловой этики.
Рынок, рыночные отношения — не просто место и способ купли-продажи товаров, не «базар», но прежде всего особая логика, психология, целый культурный слой, который необходимо формировать. Не рынок сам по себе является аморальным или жульническим, а те люди, которые приносят в него дух наживы, стяжательства, неуважения к покупателю и конкурентам. Цивилизованный рынок основывается на писаных и неписаных законах и правилах игры, на таких моральных категориях, как надежность, порядочность, солидарность.
Источник: studentopedia.ru