В этике бизнеса сложилось четыре основных подхода к моральным проблемам бизнеса, опирающихся на четыре этических направления: религиозная этика, утилитаризм, деонтическая этика (этика долга) и этика справедливости.
Первое из них основано на религиозной этике. В его основе лежит ориентация на абсолютные нравственные ценности, берущие свое начало в иудейско-христианской традиции: «не лги», «не укради», «не лжесвидетельствуй против ближнего своего» и др. Хорошо известно, что первые предприниматели были весьма религиозными людьми. Как показал М. Вебер, именно религиозные особенности протестантизма привели в Новое время к бурному развитию капиталистических отношений.
Однако, хотя действительно при решении любых моральных проблем человек с необходимостью должен опираться на некоторые абсолютные нравственные ценности, все же прямое использование религиозной этики в бизнесе имеет определенные ограничения.
Влияние религиозного сознания на экономическое поведение нельзя приуменьшать. Как показали исследования, становление капитализма было в значительной степени обусловлено протестантским мировоззрением. Религиозные основания поведения человека, в том числе и в бизнесе, превратившиеся в культурную традицию, проявляются даже тогда, когда человек не задумывается о корнях своих предпочтений и пристрастий. Не случайно поэтому в настоящее бурно развивается область менеджмента, изучающая специфику поведения в разных странах.
ВЫЛИТАЯ МАМА | КАК ВЫГЛЯДИТ И ЖИВЁТ ЕДИНСТВЕННАЯ ДОЧЬ КЛАРЫ ЛУЧКО
Одной из влиятельных в этике бизнеса является теория утилитаризма. Основателем теории традиционного утилитаризма считают Иеремию Бентама (1748-1832). Вентам определял его основной принцип как «обеспечение наибольшего счастья наибольшего числа людей» посредством удовлетворения их частных интересов. При этом нравственность поступка может быть математически исчислена как баланс удовольствий и страданий, полученных в его результате.
«Утилитаризм — индивидуальная морально-философская концепция, которая считает главным моральным принципом обеспечение «наибольшей пользы для большинства» и дает моральную оценку поведению с точки зрения издержек и выгод от последствий поведения. Если выгоды перекрывают издержки, тогда поведение считается нравственным. Если нет, то поведение рассматривается как безнравственное. Эта философская концепция лежит в основе экономических принципов капитализма, поэтому неудивительно, что ее положения разделяют многие руководители предприятий и студенты, изучающие бизнес.
Знание основных принципов этики, подкрепленное базовым пониманием причин, порождающих безнравственное поведение, помогает в моральной оценке управленческих решений. В конце концов, нормы нравственного поведения определяются индивидуально, а последствия такого поведения затрагивают широкий круг лиц».
Права являются мощным инструментом социальной регуляции, их назначение состоит в том, чтобы обеспечивать для индивида возможность свободного выбора цели или рода деятельности, и в том, чтобы гарантировать этот выбор, защищая его. Наиболее важны среди различного рода прав так называемые моральные права (или права человека). Это права, которыми обладают все люди только потому, что они являются людьми. Моральные права имеют три особенности.
Лучко, Михаил Юрьевич — Биография
1. Они тесно связаны с обязанностями. Если я имею моральное право делать что-то (или обладать чем-то, или стремиться к чему-либо), то другие люди имеют моральную обязанность не мешать мне делать это (а иногда — в лице государства — даже содействовать мне).
2. Они обеспечивают возможность индивидуального автономного и равноправного выбора цели. Никто не может заставить меня силой не поклоняться святыне только на том основании, что общество получит от моего отказа некоторую прибыль: каковы бы ни были цели других членов общества, они не могут оправдать вмешательство в планы или деятельность, защищенные моральным правом. Признать, что данное лицо обладает моральным правом — значит признать, что существует область, в которой это лицо не подчиняется моим желаниям и его интересы не подчиняются моим интересам, т.е. существует область, в которой отдельные лица действуют как равные и автономные.
3. Они образуют базу для оправдания образа действий одних лиц и для защиты и помощи другим лицам. Если я имею моральное право, то мои действия морально оправданны. Более того, если я имею моральное право делать что-либо, то это означает, что действия других лиц, направленные на то, чтобы мешать мне, не являются оправданными. Напротив, могут считаться оправданными действия других лиц, направленные на ограничение деятельности лиц, препятствующих в моем стремлении к реализации моего права.
Права являются более совершенным инструментом, чем стандартные нормы утилитаризма, но они содержат элементы последнего: например, в войну ограничиваются некоторые моральные права в целях защиты интересов общества».
Многие исследователи полагают, что категорический императив Иммануила Канта объясняет наличие у человека моральных прав. Именно этику Канта привлекают специалисты этики бизнеса для иного подхода к проблемам деловой жизни. Напомню его подход к оценке этичности поступка. В отличие от утилитаризма кантовский подход сосредоточен на внутренних мотивах действий.
Лгать нельзя потому, что если это действие сделается всеобщим, то связи между людьми исказятся, люди потеряют доверие друг к другу и общество распадется. Можно, конечно, оспаривать выводы Канта на том основании, что ложь весьма распространена, а общества тем не менее не распадаются. Но все же стоит подумать о перспективе развития такого отношения. Ведь одна из основных проблем в этике бизнеса то. что люди слишком легко придумывают самые невероятные обоснования дозволенности для них чего-то, не дозволенного другим.
С точки зрения этики бизнеса, пожалуй, наиболее перспективна следующая формулировка категорического императива: «Поступай так, чтобы человечество, как в твоем лице, так и в лице всякого другого, рассматривалось как цель и никогда — как одно только средство».
У нас всегда есть сильное искушение для воплощения каких-либо планов и достижения личных целей использовать других людей как средство. К сожалению, в бизнесе это особенно частое явление.
«Этика справедливости» исходит из положения, что люди по своей природе являются общественными существами, которые должны жить в обществе и создавать социальные структуры для поддержания его функционирования. Основная ценность для ее представителей — человеческое равенство я справедливость как его выражение. Вследствие этого моральным долгом, как он понимается в «этике справедливости». являются подчинение закону, который должен быть одинаков для всех, принятие справедливых законов, отсутствие дискриминации и привилегий.
Моральные проблемы деловой жизни многообразны и решить их, исходя из позиций только одного направления, вряд ли возможно.
В отличие от традиционной культуры, когда господствовала одна этическая система, в современном обществе равноправно сосуществуют различные этические системы, что предполагает разную этическую оценку одних и тех же явлений в сфере бизнеса. Это особенно важно для России с ее традиционно сложившимся многообразием этических систем (православие, ислам, коммунизм)».
3. Этика бизнеса: восток и запад.
М.Л. Лучко в книге «Этика бизнеса – фактор успеха» рассказывает о том, как становление норм этики в бизнесе связаны с религиозной верой тех или иных частей света. «Этика бизнеса, уходящая корнями в этику общечеловеческую, тесно связана с религиозными и философскими воззрениями людей. Обращение к различным системам социально-культурных ценностей позволяет понять, почему, например, протестантизм способствовал развитию духа предпринимательства на Западе, а конфуцианство во многом определило специфику развития предпринимательства на Востоке. А также, почему православная религия оказалась фактически препятствием для построения капитализма в России.
Согласно протестантской этике основными признаками богоизбранности человека являются его вера, его трудовая деятельность и деловой успех. Таким образом, протестанты считали, что в основе богоизбранности (помимо веры) лежит повседневная деятельность самого человека. Настоящий христианин должен собственным трудом доказать свою богоизбранность. Трудом производительным, честным, основанным на знаниях, мастерстве и дисциплине, стремление к предпринимательскому успеху. Трудовая деятельность стала считаться формой служения Богу. Истинные протестант должен был соблюдать определенные требования и в труде, и в быту:
· Быть аккуратным, опрятным, дисциплинированным.
· Учиться самому и учить своих детей, учеников и подмастерьев.
· Быть верным своему слову, обязательствам и долгу не только перед Богом, но и перед домочадцами, работниками, деловыми партнерами и всеми окружающими людьми».
Макс Вебер (1864-1920) в своих работах «Протестантская этика и дух капитализма», «Хозяйственная этика мировых религий» показал, что из всех мировых религий протестантизм в наибольшей степени соответствовал духу капитализма. Вебер считал, что основой культурного и социального развития общества являются вовсе не экономические отношения, а, напротив, формы экономической деятельности людей зависят от культурных, и прежде всего религиозных, факторов. В самом начале работы «Протестантская этика и дух капитализма», написанной в 1904-1905 гг., Вебер замечает:
«При ознакомлении с профессиональной статистикой любой страны со смешанным вероисповедным составом населения обращает на себя внимание одно явление… Мы имеем в виду несомненное преобладание протестантов среди владельцев капитала и предпринимателей, а равно среди высших квалифицированных слоев рабочих, и прежде всего среди высшего технического и коммерческого персонала современных предприятий».
Макс вебер считал, что исторические заслуги протестантизма состоят в следующем: Во-первых протестантизм способствовал рационализации производства и буржуазного правопорядка; во-вторых, протестантская трудовая этика утвердила в сознании людей и на практике такие ценности, как бережливость, экономность, трудолюбие, честность в деловых отношениях, благоговейное, отношение к собственности и к богатству.
Макс Вебер совершенно справедливо полагал, что быстрый экономический и культурный рост в странах Западной Европы и США был связан с идеями протестантизма, которые послужили своего рода духовными движущими силами этих процессов.
Хотелось бы рассмотреть, как утверждались взгляды Востока на этические принципы.В этом мне также поможет М.Л. Лучко и ее книга «Этика бизнеса – фактор успеха».
«В учениях Конфуция есть идея о том, что человек должен соблюдать в жизни принципы высоконравственного поведения, постоянно совершенствовать свою личность и в культурном плане, и в этическом плане, чтобы достичь уровень цзюнь-цзы (благородного мужа), своего рода идеального человека. При этом благородным мужем, по идее Конфуция, становиться не тот, кто имеет благородное происхождение, а тот, кто воспитывает себя и обладает качеством жэнь (верность), ли (ритуал), а также вэнь (культура). Таким образом, «благородный муж» всю свою жизнь стремится к некоему идеалу, и главным его качеством являются гуманное и уважительное отношение к другим, честность, образованность, соблюдение принципа сыновней почтительности и других правил ритуала.
Вот так написано о некоторых чертах благородного человека в
· Учитель сказал: «Благородный муж знает только долг, низкий человек знает только выгоду».
· Учитель сказал: «Благородный муж предъявляет требования к себе. Низкий человек предъявляет требования к людям».
· Учитель сказал: «…Если благородный муж утратил человеколюбие, то можно ли его считать благородным мужем. Он должен следовать человеколюбию, даже терпя неудачи».
Из рассуждений Конфуция следует, что благородный муж не судит других людей, а только себя, не разделяет слово и дело, берет пример с самых лучших людей и должен не только рассуждать, но и заниматься практической деятельностью.
В конфуцианскую этику, помимо ее общечеловеческого содержания, включены принципы достижения социальной гармонии через установление иерархических отношений как в семье, так и в обществе, уважение к старшим, выполнения определенных ритуалов и верности традициям. Идеи конфуцианства заметно повлияли на формирование этики бизнеса в странах восточной цивилизации».
Итак, современный подход к этике бизнеса в разных странах сформировался под влиянием религиозных, исторических и культурно — психологических факторов. Рассказать об особенностях этики бизнеса в разных странах нельзя без обращения к истокам – различным религиозным и философским учениям. Поэтому я обратилась к протестантской трудовой этике и идеям конфуцианства. Отличия одной цивилизации от другой очевидны. Даже взглянув на известные высказывания, можно сделать информационный вывод:
М.Л. Лучко рассказывает об основных положениях этики бизнеса в Японии в своей книге «Этика бизнеса – фактор успеха». «Современная этика бизнеса в Японии базируется на нескольких китах: синтоической этике, идеях конфуцианства и буддизма, самурайской философии. Древняя синтоическая религия имеет своим ключевым положением уважение к своим предкам.
Отношения между людьми выстроены в соответствии с иерархией. В традициях конфуцианства, как я уже описывала, были также заложены принцип сыновей почтительности и вытекающей отсюда принцип четкой структуры семьи и общества с сильной властью. Дисциплиной и иерархичностью отношений.
Буддизм предписывает человеку познать правильный путь, цель которого – самопознание и самосовершенствование. Буддизм, в частности, учит, что через свой правильный труд человек может получить признание Будды. Влияние самурайских традиций состоит из пяти ключевых положений кодекса самурайского поведения. Это верность, вежливость, мужество, правдивость, простота».
Далее я назову основные черты современной этики бизнеса японских предпринимателей и сравню эти черты с американскими. В этом мне поможет также книга М.Л. Лучко.
«Патернализм, иерархическая структура бизнеса — связей и деловых отношений. Патернализм- (от лат. «pater» — отец) это отношения, основанные по принципу «старший — младший». Действительно, если посмотреть на японскую компанию, то становиться ясно, что она является одной большой семьей. Система пожизненного найма в Японии действительно применяется.
В Японии и США принципиально разное отношение к роли работника. В Японии работник становится членом корпоративной семьи, то в США – это временный работник, работающий по контракту. Труд для американцев – это средство зарабатывание денег. Для японцев – радость бытия и священная обязанность. Карьерное продвижение в Японии зависит от стажа работы.
В США – от личных способностей и достижений. В США преобладает индивидуализм. Группизм – характерная черта японцев. Работа группы не столь ориентированна на результат, как в США.
В целом, современная этика бизнеса в Японии – это сплав западных представлений о социальной ответственности и традиционных культурных ценностей японского общества. Причем надо сказать, что и все американские компании нельзя причесать «под одну гребенку». Некоторые из них больше привержены методам внутрифирменных отношений и бизнеса в целом в японском стиле. Например, компания IBM практически проводит политику пусть не пожизненного, но долгосрочного найма, отличается демократическим типом управления, активным развитием неформальных отношений.
Поэтому, наверное, сегодня правильнее говорить, что, несмотря на различия, которые все еще сохраняются в американской и японской системах бизнеса, постоянно происходит их сближение. Вряд ли в обозримом будущем возникнет унифицированная система ценностей в странах Запада и Востока, потому что они связаны с вековыми и тысячелетними ценностями народов, принадлежащих к разным цивилизациям».
Источник: studopedia.org
Анализ ситуации «Корпорация Nestle».
Корпорация Nestle подвергся нападкам отдельных лиц и групп. Это было вызвано тем, что выросли показатели детской смертности в странах третьего мира. Им это объяснялось продвижением детского питания. Целью их нападок была компания Nestle, т.к. 50% продукции приходилось на эту компанию.
В 60-х гг. объем продаж Nestle стали сокращаться из-за насыщения рынка. Чтобы восстановить объем продаж, они стали изучать страны третьего мира как потенциальные источники новых рынков.
В странах третьего мира отсутствовали базовые знания о питании и не было достаточных санитарных условий. Во многих районах не было питьевой воды.
Несмотря на эти проблемы. Компания продолжала вести активный маркетинг по продвижению товара в эти страны. В Миннеаполисе сформировалась Коалиция против продажи детского питания. Компании Nestle был объявлен бойкот. Однако, даже после этого компания Nestle не пожелала следовать Международному кодексу о грудном вскармливании и продаже детских смесей.
Только через год после принятия этого кодекса она соизволила ему последовать. Затем Nestle стала проводить демаркетинг.
Основные проблемы:
1. Детская смертность.
2. Падение объема продаж за счет насыщения рынка.
3. Плохие санитарные условия в странах третьего мира.
4. Отсутствие базовых знаний о питании. Недостаток образования для приготовления смесей.
5. В результате бедности, потребители увеличивали концентрацию воды (не качественной!) для «растягивания» срока использования смеси.
Основные факты:
1. На долю продажи детского питания в странах третьего мира приходится 50% продукции компании Nestle.
2. Падение уровня рождаемости, начавшееся в 60-х гг.
3. В 60-х гг. объем продаж уменьшается в результате насыщения рынка.
4. Уровень качества воды в странах третьего мира для сельской местности – 29%, для городов – 72%.
5. В 1977 г. в Миннеаполисе сформировалась Коалиция против продажи детского питания.
6. В 1981 г. принят Международный кодекс о грудном вскармливании и продаже детских смесей. Принят Всемирной организацией здравоохранения.
7. В марте 1982 года Nestle объявила о соблюдении данного кодекса.
8. Nestle проводит демаркетинг в странах третьего мира.
После падения продаж, компания Nestle начинает изучение стран третьего мира. Смотря на результат, компания плохо изучила среду, в которой она собирается распространять свою продукцию. Компания должна была обратить внимание на санитарные условия и недостаток образованности жителей этих стран.
Следовательно, Nestle не смогла сделать правильный анализ стран потребителей и начала поставку продукции. Даже после того, как информация о росте детской смертности в странах третьего мира дошли до компании и стали широко освящаться с СМИ, Nestle не прекратила поставку товаров. Более того, продолжала вести активный маркетинг по продвижению товара. Не заставил принять правильное решение и бойкот, организованный Коалицией против продажи детского питания. Компания Nestle начала проводить демаркетинг только через несколько лет, после принятия Всемирной организацией здравоохранения Международного кодекса о грудном вскармливании и продаже детского питания.
Опираясь на вышеизложенные факты с проблемой питьевой воды в странах третьего мира и недостатка образования для приготовления смесей компании Nestle необходимо было провести мониторинг рынка и предварительно изучить и выявить данные проблемы. Это нужно было сделать прежде, чем запускать свой продукт на рынок в странах третьего мира.
Однако если уже произошла такая недоработка, то следовало сразу же менять политику продвижения товаров в эти страны. Я не говорю о кардинальных мерах, как демаркетинг. Возможно, нужно было бы запустить в производство уже полностью готовый к употреблению продукт, например, в герметичных упаковках.
И храниться он будет намного дольше, чем порошковый, разбавлять водой его уже не требуется и пропорция воды и порошка уже соблюдена по стандартам изготовителя. Однако это привело бы к увеличению денежных затрат в компании Nestle. Эту кампанию можно было преподнести как благотворительную для стран третьего мира. И, возможно, просто уменьшение стоимости продукта.
Нельзя же экономить на здоровье, а тем более жизни детей! Компания Nestle в данной ситуации должна была думать не о прибыли, а о благе детей. Эта компания не потеряла бы ничего в денежном плане, ведь продукция ее продается успешно по всему миру. Зато отстояла бы свой этический и моральный облик.
Я считаю, что компания Nestle морально ответственна за произошедшую ситуацию. Компания должна отвечать за предоставленную продукцию. Она должна была сразу прекратить продукцию, которая наносит вред потребителю. Через связи с общественностью, наладить поставку продукции как благотворительный жест, чем поддержала бы экономически незащищенных групп населения.
Одним из способов решения этой ситуации было бы более подробное освящение способа приготовления данной смеси в своих рекламных компаниях, в СМИ и конференциях. Возможно, стоило бы открыть горячую линию, где бы давалась четкая инструкция по приготовлению. На упаковке сделать фоторяд по правильному приготовлению, а также указать предосторожность по использованию большего количества воды на долю порошка. Организовывать конференции и семинары для врачей и будущих мам, в которых подробно бы описывалось использование смесей.
Также я считаю, что правильно поступила Коалиция против продажи детского питания. Ведь данная ситуация подрывала здоровье, а порой и жизнь детей. Однако возможно, что данная ситуация была спровоцирована конкурентами компании Nestle.
Лучшим кодексом, которым необходимо было руководствоваться для распространения продукции, было бы принятие морально-этического кодекса внутри компании Nestle. В данном кодексе необходимо было прописать и рассмотреть взаимоотношения с потребителем и принципы социальной ответственности Nestle перед потребителями. В этот кодекс нужно было включить следующие положения:
· Обеспечивать своих клиентов товарами и услугами высшего качества в соответствии с их требованиями и условиями жизни;
· Обходиться с ними честно во всех аспектах своей коммерческой деятельности, обеспечивая высокий уровень обслуживания для удовлетворения их потребностей;
· Принимать необходимые меры для гарантии того, что товары и услуги будут поддерживаться или улучшать здоровье и безопасность клиентов, а также состояние окружающей среды. В случае обратного действия, производить демаркетинг товара;
· Гарантировать уважение человеческого достоинства в предлагаемых товарах, маркетинге и рекламе; уважать целостность культуры клиентов;
Заключение.
Данная курсовая работа повешена анализу этики бизнеса и ее место в российских и иностранных компаниях.
Было изучено определенное количество материалов по теории данного вопроса, проанализированы многие статьи из журналов и мнения ученых, а также рассмотрена информация из источников в Интернете. Это помогло разобраться в структуре и основных положениях этики бизнеса. Также были сопоставлены многие источники по этой теме с целью повышения объективности изучения полученной информации и эффективности выполнения данной работы.
Исследовались как положительные, так и отрицательные стороны вопроса о необходимости внедрения в организации морально-этических принципов, в частности принципа социальной ответственности. К отрицательной стороне относится то, что происходит снижение доходности. Это в свою очередь отразится на качестве товара и услуг, на снижение заработной платы, сокращение инвестиций. Компания, которая придерживается принципа социальной ответственности, может проиграть в социальной борьбе и многие другие. К положительным моментам можно отнести то, что это способствует поддержанию и формированию имиджа компании, организация является частью общества, и должна вести себя социально ответственно.
В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы:
1. Этика бизнеса, как моральные норма, сегодня является обязательным для менеджера, руководителя и организации в целом. Этика бизнеса обязывает руководителя заботиться о методах и последствиях своей деятельности.
2. Рассмотрев развитие этики бизнеса в разных странах с разными религиозными верованиями, я выяснила, что в мире начала складываться этика бизнеса, основанная не только на честности в деловых отношениях, но и на признании предпринимателями и бизнесменами корпоративной социальной ответственности. В своей работе я показала, что эта ответственность направлена как на отдельные группы стейкхолдеров, так и на общество в целом.
3. Я выяснила, что основными формами проявления принципа социальной ответственности являются этические кодексы поведения. Также то, что российские компании все более активно начинают интересоваться этикой бизнеса и создавать свои морально-этические кодексы.
4. Я разобралась в методиках и основных программах по введению этических норм в организации. Я узнала и раскрыла в своей работе то, что существуют методики по регулированию взаимоотношений организаций с другими участниками бизнес — отношений. Рассмотрела, как можно регулировать деловую этику в организациях. Выявила основные морально-этические качества сотрудника и менеджера.
5. Я также рассмотрела множество проблем, связанных с деньгами.
6. Я узнала, что такое деловой этикет и с какими проблемами здесь можно столкнуться.
В современном мире никак нельзя забывать про этику бизнеса и про этику в целом. Если будут соблюдены главные принципы социальной ответственности, такие как соблюдение фундаментальных прав человека, уважение традиций и гибкость в решении проблем, то мы будем спокойны за свое будущее, зависящее от слаженных, справедливых и честных действий производителя.
Список литературы:
1. httpwww.ecsocman.edu.ru Федеральный образовательный портал «Экономика, социология и менеджмент».
2. Nash L. Good Intentions Aside: A Manager’s Guide to Resolving Ethical Problems. Harward Business School. Press, 1990
3. Бердяев Н. «О святости и честности» М., 1990
4. Бурышкин П. «Москва купеческая» М., 1991
5. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма.// Избранные произведения. М.:Прогресс. 1990. «Хозяйственная этика мировых религий» // Избранные произведения. М.:Прогресс. 1990.
6. Вентам И. Введение в основание нравственности и законодательства. М.,1998год.
7. Дафт, Ричард Л. Менеджмент Санкт-Петербург: Питер, 2002год.
8. Дятлов А.Н., Плотников М.В. Общий менеджмент: курс лекций. Лекция 3.2004 год.
9. Емельянов Е.Н., Поварницына С.Е. Психология бизнеса. – М.: АРМАДА, 1998.
10. Здравомыслов А.Г. Представления россиян об ответственности экономической элиты перед обществом.// Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. 2004. № 6 (74).
Статья.
11. Кант И. Критика практического разума// Кант И. Соч. в 6 т. М.,1963-1966.,Т.4.
12. Кузнецов И.Н. Бизнес-Этика. Серия «Стратегия успешного бизнеса». Издательско-торгоавя корпорация «Дашков и Ко», 2007.
13. Лучко М.Л. Этика бизнеса – фактор успеха. Москва Эксмо 2006.
14. Малиновский П.В.Профессор Статья о этике бизнеса httpwww.ecsocman.edu.ru
15. Озира В.Ю. к.э.н., доц. Составитель. Теория управления. Комплексный учебный пакет. 10 тема.
Этика и социальная ответственность в менеджменте.
16. Петрунин Ю.Ю., Борисов В.К. Этика бизнеса 4-е издание. Издательство Проспект. Издательство Московского университета 2007.
17. Петрунин Ю.Ю. Этика бизнеса: современные концепции Статья http://www.xserver.ru/
18. Форд Г. Моя жизнь, мои достижения. – М., 1989.
19. «Экономика и жизнь». Журнал 1991. №52.
20. Ягер Д. «Деловой этикет: как выжить и преуспеть в мире бизнеса».
21. Из национальной программы «Российская деловая культура» Торгово-промышленной палаты РФ.
[1] И.Н. Кузнецов Бизнес-Этика. Серия «Стратегия успешного бизнеса». Издательско-торгоавя корпорация «Дашков и Ко», 2007. Стр 6.
[2] Ю.Ю. Петрунин, В.К. Борисов Этика бизнеса 4-е издание. Издательство Проспект. Издательство Московского университета 2007.
Стр. 10.
[3] Nash L. Good Intentions Aside: A Manager’s Guide to Resolving Ethical Problems. Harward Business School. Press, 1990.
Лора Нэш «Долой благие намерения».
[4] Профессор П.В. Малиновский Статья «Этика бизнеса».httpwww.ecsocman.edu.ru
[5] Д. Ягер «Деловой этикет: как выжить и преуспеть в мире бизнеса».
[6] httpwww.ecsocman.edu.ru Федеральный образовательный портал «Экономика, социология и менеджмент».
[7] Ю.Ю. Петрунин, В.К. Борисов Этика бизнеса 4-е издание. Издательство Проспект. Издательство Московского университета 2007.
Стр. 73-74.
[8] httpwww.ecsocman.edu.ru Федеральный образовательный портал «Экономика, социология и менеджмент».
[9] М.Л. Лучко Этика бизнеса – фактор успеха. Москва Эксмо 2006. Стр. 12-13.
[10] А.Г.Здравомыслов. Представления россиян об ответственности экономической элиты перед обществом.// Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. 2004. № 6 (74). С. 42-51.
Статья.
[11] Ю.Ю. Петрунин, В.К. Борисов Этика бизнеса 4-е издание. Издательство Проспект. Издательство Московского университета 2007.
Стр. 78-80.
[12] Дафт, Ричард Л. Менеджмент Санкт-Петербург: Питер, 2002год. Часть II, глава 5.
[13] Составитель к.э.н., доц. В.Ю.Озира Теория управления. Комплексный учебный пакет. 10 тема. Этика и социальная ответственность в менеджменте.
Стр. 7-8.
[14] М.Л. Лучко Этика бизнеса – фактор успеха. Москва Эксмо 2006. Стр. 24-29.
[15] А.Н. Дятлов, М.В. Плотников Общий менеджмент: курс лекций. Лекция 3.2004 год.
[16] Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма.// Избранные произведения. М.:Прогресс. 1990.
[17] Вентам И. Введение в основание нравственности и законодательства. М.,1998год.
[18] Составитель к.э.н., доц. В.Ю.Озира Теория управления. Комплексный учебный пакет. 10 тема. Этика и социальная ответственность в менеджменте.
Стр. 7.
[19] Ю.Ю. Петрунин, В.К. Борисов Этика бизнеса 4-е издание. Издательство Проспект. Издательство Московского университета 2007.
Стр. 101-108.
[20] Кант И. Критика практического разума// Кант И. Соч. в 6 т. М.,1963-1966.,Т.4.
[22] М.Л. Лучко Этика бизнеса – фактор успеха. Москва Эксмо 2006. Стр. 94-98.
[23] Вебер М.. «Хозяйственная этика мировых религий» // Избранные произведения. М.:Прогресс. 1990.
[24] Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма.// Избранные произведения. М.:Прогресс. 1990.
[25] М.Л. Лучко Этика бизнеса – фактор успеха. Москва Эксмо 2006. Стр. 103-108.
[26] М.Л. Лучко Этика бизнеса – фактор успеха. Москва Эксмо 2006. Стр. 109-122.
[27] М.Л. Лучко Этика бизнеса – фактор успеха. Москва Эксмо 2006. Стр. 109-122.
[28] Бердяев Н. «О святости и честности» М., 1990
[29] Бурышкин П. «Москва купеческая» М., 1991 стр. 99.
[30] М.Л. Лучко Этика бизнеса – фактор успеха. Москва Эксмо 2006. Стр. 250-263..
[31] Журнал «Экономика и жизнь». 1991. №52.
[32] М.Л. Лучко Этика бизнеса – фактор успеха. Москва Эксмо 2006. Стр. 264-302.
[33] М.Л. Лучко Этика бизнеса – фактор успеха. Москва Эксмо 2006. Стр.251.
[34] Из национальной программы «Российская деловая культура» Торгово-промышленной палаты РФ.
[35] И.Н. Кузнецов Бизнес-Этика. Серия «Стратегия успешного бизнеса». Издательско-торгоавя корпорация «Дашков и Ко», 2007. Стр 14-20.
[36] А.Н. Дятлов, М.В. Плотников Общий менеджмент: курс лекций. Лекция 3.2004 год.
[37] А.Н. Дятлов, М.В. Плотников Общий менеджмент: курс лекций. Лекция 3.2004 год.
[38] А.Н. Дятлов, М.В. Плотников Общий менеджмент: курс лекций. Лекция 3.2004 год.
[39] Емельянов Е.Н., Поварницына С.Е. Психология бизнеса. – М.: АРМАДА, 1998. — 511 с.
[40] Форд Г. Моя жизнь, мои достижения. – М., 1989.
[41] httpwww.ecsocman.edu.ru Федеральный образовательный портал «Экономика, социология и менеджмент».
[42] А.Н. Дятлов, М.В. Плотников Общий менеджмент: курс лекций. Лекция 3.2004 год
[43] Ягер Д.Деловой этикет: Как выжить и преуспеть в мире бизнеса.– М., 1994.
[44] Ю.Ю. Петрунин, В.К. Борисов Этика бизнеса 4-е издание. Издательство Проспект. Издательство Московского университета 2007. Стр.
220-222.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
М. Л. Лучко Этика бизнеса-фактор успеха
Наш сервис сравнения цен ShopLiga.Ru — подбирает для вас самые лучшие и актуальные цены на товары от проверенных продавцов из различных регионов России. Предлагаемая продукция отличается высоким качеством, и пользуются большой популярностью. Мы стараемся поддерживать самые актуальные цены на товары, размещаем детальные технические характеристики, статьи с рекомендациями и отзывами покупателей о продукции и размещенных магазинах.
М. Л. Лучко Этика бизнеса-фактор успеха — можно купить на официальном сайте нашего партнера ozon.ru. Также, на сайте доступно подробное описание и существует возможность ознакомиться с полным каталогом товаров. В интернет-магазине ozon.ru помогут оформить заказ и обсудят возможную доставку на дом.
Лучшая цена в магазине:
- Наличие на складе Торопитесь, товар заканчивается на складе!
Сегодня его купили 8 раз - Доставка Россия Самовывоз, курьерская доставка, почта России, EMS, ТК
- Способы оплаты наличный расчет, безналичный расчет, Webmoney, Яндекс.Деньги
Цены в других магазинах:
Почему все ведущие компании мира придают сегодня огромное значение этическим нормам ведения бизнеса? Этичный бизнес — это прибыльный бизнес? Как соотносятся социальная ответственность и основные показатели эффективности? Кто вырабатывает этические ценности компании? Что дает деловым партнерам этичная система взаимоотношений между ними?
Чем различаются этические кодексы компаний разных стран? Ответы на эти и многие другие вопросы читатель найдет в этой увлекательной книге. Написанная живым и ярким языком, изобилующая реальными примерами из истории российских и зарубежных компаний, объемно и выпукло представляющая весь комплекс «за» и «против» этичного бизнеса, эта книга будет интересна и безусловно полезна всем, кто заинтересован в успехе своего дела.
Источник: shopliga.ru