« Фабрика идей » – это проект, направленный на оптимизацию бизнес-процессов. В рамках данного проекта любой сотрудник может сделать предложение как улучшить условия труда и клиентский сервис, минимизировать убытки и повысить эффективность бизнес-процессов.
В данной статье мы расскажем вам о шести шагах создания сервиса «Фабрики идей».
1. Создать регламент проекта
Чтобы сотрудники понимали «правила игры», нужно зафиксировать их в документе: зачем создается проект, какие задачи он решит, как подавать идеи. Без регламента не сформируется понимание, что участие в проекте — это новая системная задача от руководства, а не дополнительная инициатива.
2. Поставить сотрудникам цели
Чтобы сотрудники подавали идеи, нужно их мотивировать. Например, привязать к цели от 20% премии. Две идеи от сотрудника, и план выполнен. Идеи могут быть «процессные» (повышение эффективности процессов и качества сервисов, исключение потерь) и социальные. Первые ценятся выше, так как подаются реже, и система мотивации должна это учитывать.
В Удачнинском ГОК реализуется проект «Фабрика идей». Специальный репортаж
Например, чтобы выполнить цель, сотрудник должен подать две социальные идеи или одну «процессную».
3. Запустить сервисы
Рекомендуем запустить сервис на внутреннем портале, где идеи будут автоматически двигаться. Алгоритм следующий:
- Сотрудник подает идею через специальную форму.
- Руководитель автоматически получает на почту уведомление о подаче.
- Руководитель переходит по ссылке и выносит решение: согласовывает идею, отклоняет с комментарием или возвращает на доработку.
Доступ к сервису должны иметь все сотрудники. Так они смогут узнавать об уже поданных идеях и отслеживать статус своей заявки. Обработка заявки не должна превышать 14 календарных дней. Ежемесячная статистика поможет выяснить, что стало причиной простоя: отдельный руководитель, который не согласовывает идею, или сбои в самом сервисе.
Если всем очевидно, что предложение необходимо внедрить в работу, то нет смысла тратить время на его поэтапное согласование. На этот случай нужно продумать механизм упрощенной регистрации. Типичная ошибка компаний — собирать идеи в Excel. В таком формате сложно проконтролировать потоки заявок и этап их рассмотрения, поэтому процесс быстро затухает вместе с энтузиазмом сотрудников.
4. Информировать о результатах
Новости о реализованных идеях должны выходить не реже одного раза в неделю. Используйте картинки на досках информирования, рассылки в соцсетях компании, видеоролики на телевизорах. Презентация должна быть наглядной: опишите идею и ее пользу, добавьте фото ее автора или видеообращение. Это подстегнет других сотрудников поучаствовать в проекте. Успех внедрения «фабрики идей» на 30% зависит от грамотной PR-кампании.
5. Награждать эффективных сотрудников
Подводя квартальные итоги, отметьте достижения самых инициативных. Выделите бюджет на тимбилдинг для подразделений, у которых среднее количество идей на одного сотрудника выше. Выберите топ-5 экономически эффективных идей и наградите их авторов грамотами и призами. Начисляйте баллы за идеи, которые работают: пусть сотрудники обменивают их на денежные сертификаты в магазин. С этой целью компании заключают договоры с крупными сетями — «М.Видео», «Л’Этуаль».
В РАМКАХ «ФАБРИКИ ИДЕЙ», РАБОТНИК МГОКА ДМИТРИЙ БОРЗЫКИН РАЗРАБОТАЛ РЯД ПОЛЕЗНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
6. Рассчитать экономический эффект
Составьте подробную инструкцию с примерами о том, как рассчитать экономический эффект, и разместите ее в месте, где подают идеи. Осведомите всех, что есть ответственный сотрудник, который поможет рассчитать эффект, если к нему обратиться. Важно оказать поддержку и потратить на это время, чтобы запустить процесс. Когда сотрудники освоят новый навык, этот функционал уйдет.
Подведем итоги:
- Сотрудникам нужно показать, что «фабрика идей» — это новые требования руководства, у которых есть понятная и прозрачная цель, структура работы в рамках сервиса и регламент.
- Сотрудников нужно мотивировать как материально — целевые соглашения, привязка к премиям, так и нематериально — грамоты, рассылки, баллы за идеи.
- Необходимо обеспечить быструю работу сервиса: 14 дней от подачи идеи до принятия ее в работу.
- Важно рассказывать о результатах: рассылки, плакаты, баннеры, публикации.
Источник: dzen.ru
«Фабрика идей» — один из самых популярных инструментов Бизнес-системы УГМК
Он представляет собой систему сбора и реализации предложений работников, направленных на совершенствование любого процесса на предприятии. С помощью «Фабрики идей» можно улучшить условия труда и уровень безопасности, повысить качество продукции, увеличить производительность, снизить потери, максимально удовлетворить потребности внутренних и внешних клиентов.
На Челябинском цинковом заводе инструмент реализуется с февраля 2020 года. За это время было подано 576 идей, принято к реализации – 348, уже реализовано 152 идеи.
— В сернокислотном цехе было реализовано предложение, позволившее снизить себестоимость ремонтов электродвигателей. Ранее при замене подшипников их нагревали в масле и только затем монтировали. На эту операцию затрачивалось много времени, существовал риск механического повреждения подшипника. Применение индукционного нагревателя упростило замену подшипников, сократило время выполнения ремонта на 30–60 минут, исключило риск повреждения подшипников, позволило снизить затраты на ремонт электродвигателей примерно на 95 000 рублей в год, — рассказывает мастер по ремонту технологического оборудования Фабрики идей Николай Середа.
На предприятии сырьевого комплекса ЧЦЗ АО «Сибирь-Полиметаллы» «Фабрика идей» заработала в ноябре 2020 года. Сотрудники подали 774 идеи, одобрение получили 410 идей, уже реализованы – 151.
— Конвейер цинкового концентрата на Зареченской обогатительной фабрике имеет громоздкое ограждение, закрывающее доступ к движущимся частям конвейера. Демонтаж ограждения для проведения техобслуживания конвейера — сложная операция, требующая привлечение ремонтной службы. Чтобы ее упростить, на предприятии вместо одного сплошного ограждения установили несколько раздельных. Каждая секция опирается на рабочие и поддерживающие ролики, что позволяет облегчить доступ к конвейеру для его технического облуживания, — рассказывает технолог Альфия Ляпина.
Дочернее предприятие «Nova Цинк» подключилось к проекту в июле 2020 года. Подано идей – 136, принято к реализации – 29, реализовано – 11.
— Высокий уровень производственного шума на обогатительной фабрике затруднял коммуникацию между сотрудниками по телефонной связи. В частности, затруднительно было выйти на связь с дежурным электриком и другими специалистами, обслуживающими оборудование. Решить проблему помогла закупка восьми раций, которые закрепили за ключевыми сотрудниками. Реализация этой идеи позволила повысить качество и скорость работы персонала фабрики при решении производственных задач, — отметил энергетик Оспан Абдильдин.
Источник: chelyabinsk.bezformata.com
Фабрика идей в ЕВРАЗе: как предложения сотрудников помогают компании зарабатывать
На конец 2021 года численность сотрудников ЕВРАЗа составляла более 71 тыс. человек. ЕВРАЗ всегда стремился совершенствовать профессиональные и личные навыки своих работников, считая, что тем самым инвестирует в будущее компании. Потому для компании очень важно создать такую рабочую среду, в которой работники смогут полностью реализовать свой потенциал.
«Работа с идеями и рацпредложениями сотрудников» для металлургов не просто красивые слова, а реальность, которая вовлекает людей в развитие компании и приносит существенный экономический эффект, при этом подать свою идею может абсолютно каждый сотрудник. Предложения могут быть направлены на совершенствования рабочего процесса, повышение безопасности производства, снижение простоев, уменьшение экологической нагрузки на окружающую среду, расхода энергоресурсов, износа оборудования и т.д.
Эффекты от внедренных на предприятиях ЕВРАЗа улучшений исчисляются миллиардами рублей. С 2016 началось внедрение инструмента «Фабрика идей». Благодаря ему активность сотрудников выросла многократно: если при старте проекта было подано около 1 тыс. предложений по улучшениям за год, то за 2021 год по всей компании этот показатель превысил 100 тыс. предложений. О том, что такое «Фабрика идей», какие задачи она решает, с чего начинался проект по ее созданию и какие результаты были достигнуты, рассказали руководитель центра развития Бизнес-системы ЕВРАЗа Вадим Солодков и руководитель бизнес-направления «Системы управления инновационной деятельностью» АО «ТЕКОРА» Татьяна Кузнецова.
— Вадим, расскажите, с чего все началось? Когда в вашей компании было принято решение работать с идеями и предложениями сотрудников?
Вадим: Неравнодушные сотрудники, искренне радеющие за своё дело, есть всегда и везде, и предприятия ЕВРАЗа не исключение. Работа с рацпредложениями велась на комбинатах компании с незапамятных времён, но кардинальные перемены начались в 2016 году, когда мы запустили «Фабрику идей». Именно тогда мы предложили сотрудникам простую и понятную схему подачи предложений по улучшениям.
Важно отметить, что «Фабрика идей» – это базовый инструмент Бизнес-системы ЕВРАЗа, внутренней культуры компании, нашего корпоративного подхода к работе, в основе которого лежит принцип постоянного совершенствования.
— А когда в ЕВРАЗе поняли, что необходим инструмент для автоматизации работы с инновациями?
Вадим: Дискуссия о необходимости автоматизированной системы управления предложениями сотрудников велась на разных площадках с начала 2019 года. К этому времени «Фабрика идей» была запущена на большинстве производственных активов, подача предложений исчислялась десятками тысяч, и справляться с этим валом с помощью таблиц Excel стало достаточно проблематично.