Факторы государственного регулирования бизнеса

Одним из важнейших стратегических факторов устойчивого экономического развития и достижения нормального уровня жизнеобеспечения населения является формирование цивилизованного современного предпринимательства в экономическом пространстве России в целом, в каждом ее регионе, во всех сферах и отраслях воспроизводства, на каждом предприятии и в их объединениях. Поэтому необходим переход на предпринимательский тип воспроизводства на уровнях макро-, мезо- и микроэкономики.

Внутренним механизмом рыночного хозяйствования является конкуренция. Чтобы быть конкурентоспособными при современных производительных силах, необходимо поставить на устойчивую основу их воспроизводство. Такой основой является непрерывное совершенствование производительных сил и производительных отношений на базе инновационного воспроизводства.

Для того чтобы быть равным партнером в мировом хозяйстве и на мировом рынке, нужно сформировать предпринимательский тип воспроизводства в стране и ее регионах. Сам процесс создания и воспроизводства предпринимательского типа невозможно формировать в отрыве от мирового хозяйства. Ибо современный уровень производительных сил таков, что нельзя быть конкурентоспособным во всех отраслях и сферах производства. Нужно обосновано выбрать свою нишу в мировом рынке, используя свое преимущество в обеспечении теми основными и развитыми факторами производства, которыми располагает в данное время Россия в целом, ее регионы.

Факторы производства | Обществознание ЕГЭ 2022

Россия, ее регионы располагают такими основными факторами, как богатые природные ресурсы. Но этого далеко недостаточно, чтобы быть конкурентоспособными на мировом и национальных рынках. Во-первых, для того чтобы национальные издержки производства были ниже мировых, необходимо экономное природопотребление.

Для этого весь цикл производства (от добычи до получения конечного продукта) нужно организовать на новых, передовых технологиях и соответствующей им технической основе. Во-вторых, необходимо задействовать имеющийся интеллектуальный потенциал (ученых, предпринимателей, специалистов высшей квалификации) для создания и эффективного использования инноваций. Все это требует особой производительной силы — предпринимателей и ее реализации в предпринимательской деятельности.

Для глубокой разработки теории предпринимательства существует два источника:

— глубокое изучение истории развития экономической мысли по предпринимательству, особенно трудов тех ученых-экономистов, которые внесли свой вклад в теорию предпринимательства;

— научное обеспечение современной зарубежной, а также исторической практики формирования предпринимательства в дореволюционной России.

Теория предпринимательства развивалась в нескольких направлениях. Представители первого направления связывали предпринимательство с риском. Родоначальником этого направления можно считать французского экономиста Р. Кантильона, который пришел к выводу, что предпринимателем является индивид, обладающий предвидением и способностям к риску, а также способный к реализации их с целью получения дополнительного дохода. Он может заниматься предпринимательской деятельностью на любой стадии воспроизводства: в процесс производства, обмена, потребления. В процессе обмена, например, используя расхождение между спросом и предложением, предприниматель, покупая товары по более низкой цене и продавая по более высокой, рискуя при этом, может получить более высокий доход по сравнению с тем, кто не рискует.

Экономика 10 класс (Урок№2 — Факторы производства. Проблема ограниченности.)

Эту точку зрения развили И. Тюнен и Ф. Найт. И. Тюнен связывал предпринимателя и предпринимательство с непредвиденным риском. Используя в своем деле риск, беря на себя полную ответственность за него, предприниматель получает непредсказуемый доход. Ф. Найт, развивая данную концепцию И. Тюнена, связывал непредсказуемый риск с чрезвычайной неопределенностью, которую нельзя спрогнозировать, вычислить. Предприниматель, обладая способностью использовать такие чрезвычайные обстоятельства, прогнозируя лучше и оперативнее других, получает более высокие доходы по сравнению с обычным бизнесменом.

Второе направление в развитии теории предпринимательства можно связать с взглядами Ж. Б. Сэя и А. Маршалла. Эти известные экономисты считали, что функция предпринимателя заключается в том, чтобы осуществлять рациональную комбинацию факторов производства (капитала, земли и труда) и получать предпринимательский доход.

Логическим развитием первых двух направлений стала концепция предпринимательства Й. Шумпетера. Это третье направление в создании теории предпринимательства является наиболее основательным и перспективным. Й. Шумпетер считал предпринимателя основной производительной силой экономического развития.

Он поставил себе задачу — разработать теоретическую модель процесса экономического развития во времени и найти ответ на вопрос: «Как экономическая система производит ту силу, которая беспрестанно ее развивает?» Проведя анализ существующих экономических теорий, он пришел к выводу, что они применимы исключительно к стационарному процессу воспроизводства и потому являются статичными. Статичные теории, которые мы сегодня изучаем по переводимым зарубежным учебникам, раскрывают условия рыночного равновесия и способы его восстановления под влиянием внешних обстоятельств (природы и общества), а не под воздействием внутренних источников экономического развития. При стационарном процессе воспроизводства, согласно концепции Й. Шумпетера, нет места предпринимательской прибыли, т.е. нет места предпринимательскому доходу как дополнительной прибыли.

По Шумпетеру, экономическая система саморазвивается только тогда, когда в ней осуществляется не просто рациональные комбинации факторов производства, как это следует из концепции предпринимательства Ж.Б. Сэя, а непрерывно воспроизводятся новые комбинации факторов воспроизводства.

Новые комбинации заключаются в изготовлении неизвестного потребителям блага или создании нового качества известного блага, внедрении новых способов воспроизводства (инноваций в процессе производства или коммерческом использовании товаров), освоении новых рынков или новых сегментов рынка, получении новых источников сырья, внедрении новых методов организации труда и т.д. Хозяйственных субъектов, которые активно осуществляют эти новые комбинации в процессе воспроизводства, Шумпетер определил как предпринимателей. При этом он подчеркивал, что право собственности не является существенным признаком предпринимательства. Понятие «предприниматель» определяется его функцией и способностями тех индивидуумов, которые действительно ее осуществляют при любой общественной формации. Субъекты хозяйствования, перестающие осуществлять новые комбинации, перестают быть предпринимателями.

Предпринимательскую функцию могут выполнять люди, обладающие особыми способностями инноватора. Это особый тип хозяйствующих субъектов. Труд предпринимателя — качественно новый труд по сравнению с обычным хозяйствующим субъектом. Это труд инноватора.

Читайте также:  Моделирование и оптимизация бизнес процессов это

По Й. Шумпетеру экономический процесс предпринимательства заключается в процессе получения не просто обычной прибыли, а сверхприбыли — предпринимательской прибыли в результате осуществления новых комбинаций при воспроизводстве. Это направление в развитии теории предпринимательства по существу игнорируется статичными экономическими теориями, господствующими в наше время.

М. Портер, проанализировав большое количество наиболее конкурентоспособных отраслей, предпринимательских структур девяти наиболее развитых стран мира, обобщив результаты исследования группы из 24 ученых этих стран, аналитический материал различных школ бизнеса и экономики, министерств, банков, других организаций, частных лиц (бизнесменов, экспертов, менеджеров и т. д.), сделал наиболее обоснованные выводы об источниках устойчивого конкурентного преимущества стран, отраслей, предпринимательских структур.

Приведем важнейшие выводы из данных исследований. Самая важная причина сохранения конкурентного преимущества предпринимательских структур — непрерывная модернизация производства и других видов предпринимательской деятельности.

Чтобы сохранять преимущества, необходимо расширять набор их источников, непрерывно их совершенствовать, переходить к преимуществам более высокого порядка, которыми являются стратегические инновации: технологии высшего порядка и обеспечивающие их системы машин, оборудования, соответствующие им способы организации труда, производства, маркетингового обслуживания и т. д. В конечном счете необходимо обеспечить динамично устойчивое воспроизводство инновационно-предпринимательского типа. Такую стратегию избрала и реализует Япония в течение послевоенного периода, совершив беспрецедентный переход от стадии факторной конкуренции к стадии инновационной конкуренции.

Так поступили фирмы, работающие в ключевых отраслях японской экономики. В частности, японские автомобильные фирмы первоначально вышли на мировой рынок с недорогими машинами малого класса достаточно высокого качества. Невысокие цены на автомобили обеспечивались за счет дешевой рабочей силы. Но уже в это время эти фирмы начали совершенствовать стратегию. Началось строительство крупных автомобильных заводов с современным техническим оснащением, получающих выгоды от эффекта масштаба, поиск новых технологий, который успешно завершился внедрением системы «точно в срок» и ряда методов повышения эффективности и качества.

Германия стала мощной индустриальной державой в конце ХIХ в., когда ее предпринимательским структурам в ряде ключевых отраслей удалось, используя достижения мирового уровня в науке и технологии, перейти на инновационное воспроизводство. С тех пор экономика Германии носит инновационный характер.

Во многих областях американской экономики фирмы строят свою стратегию предпринимательской деятельности на непрерывном совершенствовании, обновлении технологии, техники, процессов воспроизводства в целом. Эти примеры современного предпринимательства можно многократно приумножать по странам, отраслям, фирмам. В то же время страны, отрасли, фирмы теряли свое конкурентное преимущество, если отступали от стратегии непрерывного обновления воспроизводства, его важнейших блоков — воспроизводства производительных сил и производительных отношений.

Важно при этом подчеркнуть такие моменты: конкурентоспособность предпринимательских структур зависит от скорости нововведений, от быстроты реакции фирм на нововведения конкурентов, от прогнозирования инноваций. Конкурентное преимущество сохраняют те фирмы, которые не уходят от риска в предпринимательской деятельности, а обосновано его используют для получения предпринимательского дохода.

Анализ показывает, что в развитых странах малое предпринимательство ценно прежде всего своей инновационностью и рисковым характером деятельности. Малые фирмы в этих странах играют большую роль в развитии наукоемких высокотехнологичных производств, в быстром освоении новшеств.

В 70-е годы прослеживается тенденция повышения удельного веса малых предпринимательских структур, которая объясняется во многом принципиальными изменениями в характере современного научно-технического прогресса. Крупные корпоративные структуры предпринимательского типа также ведут предпринимательство на рисковой, инновационной основе. Они, в отличие от малых предприятий, имеют материальную и финансовую возможность для освоения базовых, стратегических новшеств: технологий, техники, новых методов воспроизводства и т. д. Проведенное в США выборочное обследование 50 финансовых фирм показало, что усредненный показатель рентабельности их рискового капитала в 3 раза выше обычных капиталовложений в акции. Таким образам, анализ практики предпринимательства подтверждает основные положения концепций известных о том, что оно осуществляется на инновационной рисковой основе.

Таким образом, предпринимательство — это особая система хозяйствования, основанная на специфической рисковой и инновационной деятельности, которая может охватывать или воспроизводство в целом, или какую-то отдельную стадию: производство, обмен, распределение, потребление.

1. Абалкин Л.И. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики //Вопросы экономики, 1997, №8.

2. Кушлин В.И., Волгин Н.А. Государственное регулирование рыночной экономики. М.: ЗАО, «Экономика», 2001.

Источник: fundamental-research.ru

Как государственное регулирование влияет на сектор финансовых услуг?

Государственное регулирование во многом влияет на отрасль финансовых услуг, но конкретное воздействие зависит от характера регулирования. Усиление регулирования обычно означает более высокую рабочую нагрузку для сотрудников финансовых служб, поскольку требуется время и усилия, чтобы адаптировать методы ведения бизнеса, которые правильно соответствуют новым правилам.

Хотя увеличение времени и рабочей нагрузки в результате государственного регулирования может нанести ущерб отдельным компаниям, оказывающим финансовые или кредитные услуги, в краткосрочной перспективе, правительственное регулирование также может принести пользу отрасли финансовых услуг в целом в долгосрочной перспективе.Закон Сарбейнса-Оксли был принят Конгрессом в 2002 году в ответ на многочисленные финансовые скандалы с участием крупных конгломератов, таких как Enron и WorldCom.1

Ключевые выводы

  • Государственное регулирование может повлиять на финансовую отрасль как положительно, так и отрицательно.
  • Основным недостатком является то, что это увеличивает нагрузку на людей в отрасли, которые следят за соблюдением нормативных требований.
  • С положительной стороны, некоторые нормативные акты помогают привлечь компании к ответственности и усилить внутренний контроль, например Закон Сарбейнса-Оксли 2002 года.
  • Комиссия по ценным бумагам и биржам является основным регулирующим органом фондового рынка, защищающим инвесторов от бесхозяйственности и мошенничества, что повышает доверие инвесторов и повышает их объем инвестиций.
Читайте также:  Спорт бар как бизнес идея для начинающих

Закон возлагал на высшее руководство компаний ответственность за точность своей финансовой отчетности, а также требовал, чтобы в этих компаниях был установлен внутренний контроль для предотвращения мошенничества и злоупотреблений в будущем.Внедрение этих правил было дорогостоящим, но закон обеспечил большую защиту людей, вкладывающих средства в финансовые услуги, что может повысить доверие инвесторов и улучшить общие корпоративные инвестиции.

Правила, влияющие на фондовый рынок

Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC) регулирует рынки ценных бумаг и занимается защитой инвесторов от бесхозяйственности и мошенничества.В идеале такие правила также способствуют увеличению инвестиций и помогают защитить стабильность компаний, предоставляющих финансовые услуги.Как показал финансовый кризис 2007 года, это не всегда работает.Комиссия по ценным бумагам и биржам снизила требования к чистому капиталу для крупных инвестиционных банков, позволив им нести значительно больше долгов, чем они имели в собственном капитале. Когда пузырь на рынке недвижимости лопнул, избыточный долг стал токсичным, и банки начали разоряться.

Краткий обзор

Существует тонкая грань между чрезмерным и недостаточным регулированием, где чрезмерное регулирование препятствует инновациям, а недостаточное регулирование может привести к широко распространенному бесхозяйственности.

Нормативные акты, влияющие на финансовую отрасль

Другие виды регулирования вообще не приносят пользу финансовым услугам или управлению активами, но предназначены для защиты других интересов за пределами корпоративного мира.Нормативные акты по охране окружающей среды являются типичным примером этого. Агентство поохране окружающей среды (EPA) часто требует от компании или отрасли на модернизацию оборудования и использовать более дорогостоящие процессы,чтобы уменьшить воздействие наокружающую среду.Эти типы регулирования часто имеют волновой эффект, вызывая волнения на фондовом рынке и общую нестабильность в финансовом секторе по мере того, как правила вступают в силу. Компании часто пытаются переложить свои повышенные расходы на своих потребителей или клиентов, что является еще одной причиной, по которой экологические нормы часто вызывают споры.

В прошлом государственное регулирование также использовалось для спасения предприятий, которые в противном случае не выжили бы. Программа Тревожной Asset Relief управлялась Казначейством Соединенных Штатов и дала ему власть впрыснуть миллиарды долларов в финансовую систему США,чтобы стабилизировать его вслед за 2007 и 2008 финансовый кризис. Этот тип государственного вмешательства обычно не одобряется в США, но экстремальный характер кризиса требовал быстрых и решительных действий для предотвращения полного финансового краха.

Правительство и финансовый сектор

Правительство играет роль посредника между брокерскими фирмами и потребителями. Слишком сильное регулирование может подавить инновации и привести к росту затрат, а слишком маленькое — к бесхозяйственности, коррупции и краху. Это затрудняет определение точного воздействия государственного регулирования на сектор финансовых услуг, но это влияние, как правило, далеко идущее и продолжительное.

Источник: nesrakonk.ru

Государственное регулирование предпринимательской деятельности в условиях рыночной экономики

Котлярова, К. В. Государственное регулирование предпринимательской деятельности в условиях рыночной экономики / К. В. Котлярова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 17 (121). — С. 421-424. — URL: https://moluch.ru/archive/121/33565/ (дата обращения: 29.05.2023).

Широкоизвестный факт, что государство контролирует и вносит свои коррективы во все сферы деятельности, окружающие нас повсеместно, чему исключением не является и предпринимательская деятельность.

Основной цель регулирования предпринимательской деятельности со стороны государства является обеспечение условий, необходимых для бесперебойного функционирования внутренней экономики, а также достижения постоянного участия организаций в международном разделении труда с целью извлечения от этого выгод, оптимальных для ведения бизнеса.

Государственное регулирование деятельности организаций представляет собой воздействие государства на них путем принятия нормативно-правовых актов, правовых актов индивидуального регулирования, организации контроля за соблюдением требований законодательства предпринимателями и применения мер стимулирования и ответственности в случае нарушения этих требований.

Через государственное регулирование правительство и Центральный банк оказывают прямое воздействие на совокупный спрос и предложение, а через них уже на темпы экономического роста, занятость населения и на общий уровень цен. Основная задача государственного регулирования— ориентация воспроизводственного процесса на заранее предусмотренный вариант социально-экономического развития страны.

При осуществлении процессов в области регулирования предпринимательской деятельности государство использует систему методов и инструментов, изменяя подходы в зависимости от содержания поставленных задач, опыта решения аналогичных проблем, своих финансовых возможностей.

Существует административное, экономическое, правовое государственное регулирование. Посредством этих методов и инструментов осуществляется систематический контроль над валютным курсом, ценами, процентом и другими макроэкономическими показателями.

Административное регулирование охватывает квотирование, контингентирование, лицензирование и аккредитацию.

Правовое регулирование заключается в установлении «правил игры» для организаций, а также ответственности за нарушение этих правил. Субъектами регулирования являются орган законодательной, судебной, исполнительной властей, построенные по иерархическим принципам. Недобросовестная конкуренция на рынках, соблюдение экологической безопасности, своевременное предоставление декларации о доходах и уплату налогов в порядке и размерах, определяемых законодательством РФ, соблюдение требований стандартизации и сертификации продукции, работ и услуг и многое другое, связанное с созданием и деятельностью организаций находится под контролем правового регулирования. Нарушение этих обязанностей влечет ответственность предпринимателя, которая выражается в наступлении для него неблагоприятных имущественных последствий.

Экономическое регулирование может быть двух видов: косвенное (налоговое, амортизационное, таможенное, кредитно-денежное, валютное) и прямое (государственные субсидии, государственное предпринимательство и программирование).

Прямое регулирование государства заключается в использовании мер запрета, разрешения или принуждения. К прямым методам относятся такие, как государственные инвестиции, субсидии, кредиты, ценовое регулирование.

К административным регуляторам следует отнести такие неэкономические средства государственного регулирования, как правительственное убеждение (например, покупать преимущественно товары не импортного производства, тем самым поддерживая отечественного производителя и т. п.).

Читайте также:  Реструктуризация как бизнес процесс

Важным инструментом прямого регулирования являются антимонопольная политика государства и государственное программирование. Последнее представляет собой механизм формирования и реализации комплекса мероприятий по решению крупной народно-хозяйственной проблемы размещения производства важнейшей продукции посредством контрактного финансирования госзаказов на предприятиях различных форм собственности на конкурсной (договорной) основе.

Под косвенными регуляторами выступают таможенные тарифы, индикативное планирование, манипулирование налоговым гнетом и др.

В мировой практике определился целый ряд концепций регулирования деятельности хозяйствующих субъектов, которые и будут рассмотрены ниже.

Концепция развития производства (со стороны предложения). Главным здесь является стимулирование развития производительных сил и структурной перестройки фирм, допускающее несбалансированность воспроизводственного процесса. Концепция сбалансированного развития воспроизводства (задача правительства — поддержание равномерного роста различных отраслей при максимально возможной его сбалансированности).

Концепция стимулирования роста производства со стороны спроса (ключевая задача — достижение устойчивого уровня превышения совокупного спроса над уровнем совокупным предложением для ускорения темпов прироста ВВП, обеспечения полной занятости при допущении умеренной инфляции).

Концепция импортозамещения — применяется в тех случаях, когда на рынке преобладают товары импортного производства, когда низкая конкурентоспособность национальной продукции на мировом рынке. Реализация данной концепции оправдывается необходимостью ослабления зависимости экономики страны от импорта. На деле чаще всего осуществление импортозамещения приводит к консервации отставания национальной экономики.

Концепция стимулирования роста со стороны экспортных отраслей.

Широкое применение данной концепции наблюдается в странах, где значительная доля продукции направляется на экспорт. Основная задача здесь — повышение эффективности производства в отраслях, ориентированных на экспорт, с целью обеспечения высокой конкурентоспособности экспортной продукции на мировом рынке и проведения внешнеэкономической экспансии.

Для создания допустимых условий для предпринимательской деятельности, государство должно проводить соответствующую экономическую политику, которая складывается из фискальной, инвестиционной, научно-технической, ценовой, кредитно-денежной, амортизационной и других видов политик, при реализации которых оно в комплексе использует как экономические, так и административные методы.

Роль фискальной политики главным образом заключается в сглаживании возникших экономических трудностей. Под фискальной политикой государства понимается постоянное вмешательство государства в экономические процессы и явления с целью регулирования их протекания. Это совокупность мероприятий в сфере налогообложения, направленных на формирование доходной части государственного бюджета; повышение эффективности функционирования всей национальной экономики; обеспечение экономического роста, занятости населения и стабильности денежного обращения. Фискальная (бюджетно-налоговая) политика влияет на предпринимательскую деятельность посредством изменений государственных расходов и налогов. Налоги

и государственные расходы являются основными инструментами фискальной политики. Фискальная политика может как благотворно, так и достаточно болезненно воздействовать на деятельность хозяйствующих субъектов. [1, с. 251]

Суть кредитно-денежной политики состоит в том, что государство воздействует на денежную массу и процентную ставку, а они в свою очередь — на потребительский и инвестиционный спрос. Главную роль в реализации кредитно-денежной политики играет Центральный банк. Осуществляя денежно-кредитную политику, воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования предпринимательства, центральный банк достигает стабильного развития на внутреннем рынке, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов.

Валютная политика — совокупность государственных мер в области внешнеэкономических связей, направленных на достижение стратегических задач и текущих целей страны, поддержание внутреннего и внешнего равновесия. При этом валютная политика всегда определяется валютно-экономическим положением внутри страны и ее местом в системе мирового хозяйства.

Валютное регулирование осуществляется государством посредством использования определенных инструментов, которые представляют собой конкретные организационные и экономические меры, с помощью которых государство воздействует на соотношение спроса и предложения на иностранную валюту внутри страны и на состояние ее платежного баланса. Содержание инструментов и механизм их использования формируются под определенным воздействием реальной макроэкономической ситуации, целей микроэкономической политики и действующего в стране законодательства. Так, к инструментам валютного регулирования относятся применяемые правительством квоты, устанавливаемые лимиты, вводимые штрафные санкции, валютные интервенции и т. д. [2, с. 474]

Структурная политика предполагает обеспечение сбалансированного развития страны и ее регионов, решение задач повышения эффективности производства и удовлетворения потребностей общества. При этом главным ориентиром всегда являлась экономическая пропорция между накоплением и потреблением.

В реальное время структурная политика тесно взаимодействует с инвестиционной и инновационной политиками и направлена на государственную поддержку тех или иных отраслей народного хозяйства, отсталым регионам, где расположены крупные предприятия, успешно функционирующие ранее, теперь обанкротившиеся, монополиям, приносящий основной доход государству, такие как газо- и нефтедобывающие и перерабатывающие, атомные предприятия.

Из вышесказанного следует, что государственное регулирование решает различные задачи, например стимулирования экономического роста, регулирования занятости, поощрения прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структурах, поддержки экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования экономики определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период. Таким образом, государственное регулирование предпринимательской деятельности в условиях рыночной экономики представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

  1. Мырзалиев Б. С. Государственное регулирование экономики/ Учебник. — Алматы: «Нұр-Пресс», 2007. — 522 с.
  2. Романовский М. В. Финансы денежное обращение и кредит / М. В. Романовский, О. В. Врублевская. Учебник. — М.: Юрайт-Издат, 2006. — 543 с.

Основные термины (генерируются автоматически): предпринимательская деятельность, государственное регулирование, фискальная политика, центральный банк, экономический рост, валютная политика, валютное регулирование, воспроизводственный процесс, денежное обращение, импортное производство.

Источник: moluch.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин