Отраслевой риск — это вероятность потерь в результате изменений в экономическом состоянии отрасли и степенью этих изменений как внутри отрасли, так и по сравнению с другими отраслями. При анализе отраслевого риска необходимо учитывать следующие факторы:
деятельность фирм данной отрасли, а также смежных отраслей за определенный (выбранный) период времени;
насколько деятельность фирм данной отрасли устойчива по сравнению с экономикой страны в целом;
каковы результаты деятельности различных предпринимательских фирм внутри одной и той же отрасли, имеется ли значительное расхождение в результатах.
С работой предприятий отрасли, а следовательно, и с уровнем отраслевого риска непосредственно связаны стадия промышленного жизненного цикла отрасли и внутриотраслевая среда конкуренции. При этом уровень внутриотраслевой конкуренции является источником информации об устойчивости предпринимательских фирм в данной отрасли по отношению к фирмам других отраслей и, как правило, служит оценкой отраслевого риска. Об уровне внутриотраслевой конкуренции можно судить по следующей информации:
Оценка факторов риска для бизнеса
степень ценовой и неценовой конкуренции;
легкость или сложность вхождения организации в отрасль;
наличие или недостаток близких и конкурентоспособных по цене заменителей;
рыночная способность покупателей;
рыночная способность поставщиков;
политическое и социальное окружение.
Однако перечисленные условия, в которых функционирует отрасль, подвержены неожиданным, иногда резким изменениям. Поэтому предпринимательским фирмам необходимо постоянно учитывать отраслевой риск при любых видах деятельности.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
SRG в СМИ
В предыдущей статье (ссылка на «Что такое отраслевые риски») мы говорили о стандартном перечне факторов отраслевых рисков. Но в каждой конкретной ситуации, применительно к конкретному предприятию список рисков будет более точным.
Вот как оценивают риски в Сбербанке (информация пресс-службы Уральского банка Сбербанка РФ) :
При рассмотрении заявки на получение кредита банк проводит комплексную оценку рисков. По ее результатам делается вывод о том, насколько уровень рисков приемлем для банка, какое требуется обеспечение по кредиту и других условиях, при выполнении которых проект может быть принят к финансированию.
В производственной фазе проекта наиболее существенным часто оказывается маркетинговый риск. Он возникает из-за неправильно выбранной ценовой политики, ошибок в оценке рынка, недостатка рекламы, отсутствия выстроенной сбытовой сети. Также маркетинговый риск может быть обусловлен рыночными колебаниями цен, действиями конкурентов, изменением спроса. Риск особенно велик при выпуске новой продукции, необходимости завоевания новых высоко конкурентных рынков, вообще при отсутствии действующего производства.
Основные способы минимизации этого риска — заключение контрактов на сбыт продукции, отказ от финансирования проекта до проведения грамотного маркетингового исследования рынка, разработки стратегии и плана маркетинга. Заёмщик должен привести убедительные аргументы в пользу того, что продукция проекта будет реализована на условиях, закладываемых в расчёты.
Татьяна Козлова, руководитель проектов по оценке направления «Финансовый консалтинг» Группы компаний SRG:
- Изменения в законодательной базе и регулирование рынка со стороны государства (пример: обязательное введение системы «Платон», вывод грузовых дворов из г. Москвы)
- Макроэкономические факторы (в период повышения курса валют, по отношению к рублю, в 2015 г. существенно снизился общий грузооборот всех направлений перевозок, в виду сокращения поступления импортной продукции).
- Возможная перемена грузопотока альтернативным видом транспортировки (Ослабление спроса на морские перевозки в пользу более быстрой и не менее выгодной транспортировки железнодорожным транспортом).
- Высокая конкуренция в отрасли, в том числе наличие в отрасли 3-5 участников, занимающих 90% доли рынка.
Отраслевые риски, безусловно, влияют на стоимость компании. Текущая стоимость компании, деятельность которой связана с высоким риском, будет ниже, чем текущая стоимость аналогичной компании, функционирующей в условиях меньшего риска.
Константин Дождиков, директор по управлению рисками «РОСНАНО», КЭН, CRMP:
Когда идет оценка действующего бизнеса, то часто применяют метод дисконтирования денежных потоков (DCF от англ. Discounted cash flow). Что такое будущие денежные потоки? Это поступления и расходы, которые, конечно же, зависят от множества факторов.
Оценщик закладывает в эту модель наряду с макро-показателями (инфляция, курс доллара) различные отраслевые показатели: уровень спроса, средний чек (будет он расти или нет), объем клиентской базы и т.д.. Оценщик старается заложить максимально вероятные значения показателей, но никто не может быть уверенным в будущем. Фактор неопределенности всегда есть: приход конкурента, который будет отбирать у вас долю рынка, смена законодательства, микрорайон не построят – а вы в расчете на увеличение потока клиентов заложили рост выручки и т.д. Поэтому при оценке у вас есть вторая составляющая – ставка дисконтирования, которая также учитывает риски. У вас должен быть баланс между вашими показателями и ставкой дисконтирования, которую вы используете: большие риски прогнозов ключевых показателей – больше ставка дисконтирования.
Допустим, менеджмент предприятия спрогнозировал, что выручка в следующем году увеличится в два раза. Если это не подтверждается какими-то данными (например, предприятие выходит на новый рынок сбыта) и нет никаких доказательств, почему это так должно произойти, то у вас возникают большие риски в реализации этого плана. Поэтому вы закладываете риски в ставку дисконтирования, допустим, 15 или 20%. Это означает, что вы не очень-то верите в такой прогноз. И прогнозные денежные потоки дисконтируете по более высокой ставке — получается реальная стоимость компании.
И, наоборот, если ваши прогнозы очень консервативные, и они подтверждаются отраслью, в ваших планах нет больших рисков, то ставка дисконтирования будет ниже.
К вышесказанному стоит добавить, что анализ факторов риска субъективен: оценщики, уверенные в будущем росте компании, определяют ее текущую стоимость выше по сравнению с аналитиком, составляющим пессимистичный прогноз.
Источник: srgroup.ru