Факторы развития бизнес образования

В работе рассмотрены проблемы развития современного бизнес-образования и его перспективы в ближайшие десятилетия. Прослеживается связь между темпами социально-экономического развития и потребностями бизнеса в образовательных услугах. Оценивается влияние различных факторов на развитие бизнес-образования в России и мире. Выделяются различные типы организаций, предлагающих образовательные услуги. В работе представлены возможные сценарии развития бизнес-образования в будущем.

Ключевые слова

Об авторах

Академия народного хозяйства при Правительстве РФ
Россия
доктор экономических наук, профессор, ректор

Академия народного хозяйства при Правительстве РФ
Россия
кандидат социологических наук, руководитель программы Executive MBA

Список литературы

1. Бизнес-образование: специфика, программы, технологии, организация. М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2004.

2. Лоранж П. Новый взгляд на управленческое образование: Задачи руководителей. М.: Олимп-Бизнес, 2004.

Рабочая программа воспитания в ДОО: организация физического воспитания и физического развития дошков

3. Doti J. L., Tuggle F. D. Doing the Math on B-School Enrollments // BizEd. 2005. July / August.

4. Friedman T. The World is Flat. L.: Penguin Books, 2006.

5. Gerschenkron A. Economic Backwardness in Historical Perspective: A Book of Essays. Cambridge, Mass.: The Belknap Press of Harvard University Press, 1962.

Источник: www.vopreco.ru

Российское бизнес-образование: каким оно будет

О том, каковы перспективы развития бизнес-образования в России, какие инновации применяются для подготовки высших управленческих кадров, шла речь 1 февраля в ходе круглого стола «Роль и место бизнес-образования в модернизационных процессах современной России». Его организаторами выступили Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ), Российская Ассоциация бизнес-образования (РАБО) и компания Begin Group.

Еще некоторое время назад академическое и бизнес-сообщество искало пути эффективного взаимодействия в условиях экономического кризиса. Однако уже сейчас ситуация изменилась. Согласно оценке Центра исследований и аналитики Amplua Insights компании «Амплуа», в 2011 году объем рынка бизнес-образования будет, вероятно, даже больше, чем был до кризиса.

При этом вузы, бизнес-школы, тренинговые и консалтинговые компании, независимые коучи сталкиваются с новыми задачами и проблемами. Меняются критерии успешности работы бизнес-школ и подходы к оценке работодателей: от них ждут прикладных исследований, бизнес-консультирования, современных методик и методов обучения. Меняется роль государства в программах подготовки кадров для субъектов бизнеса. Образовательное сообщество ищет новые способы продвижения бизнес-программ, в том числе в регионы. Об этих и других проблемах говорили участники круглого стола.

Нужно ли бизнес-образование? Рыбаков Фонд.

Наталья Толстая, управляющий партнер компании «Амплуа», рассказала о современных тенденциях корпоративного обучения:

— Что сегодня происходит на рынке? Бюджеты у компаний в целом восстановились. Но если раньше они тратились достаточно бездумно, то сейчас компании очень вдумчиво относятся к пониманию бизнес-заказов и к тому, что они покупают у тренинговых компаний, у бизнес-школ и других поставщиков образовательных услуг. Становится более вероятно появление новых моделей и подходов в обучении в бизнес-школах.

В числе провайдеров обучения, относящихся не к вузам и бизнес-школам, а к консалтинговым и тренинговым компаниям, с инновациями очень плохо, при том что рынок хочет этого. Инновации открывают совершенно другой уровень возможностей и методологии в обучении. Стали очень востребованы программы развития кадрового резерва, их начали пересматривать и реформировать.

Это направление еще некоторое время будет оставаться востребованным и интересным. Значительно вырос и еще будет расти спрос на услуги внешних коучей. Еще одна актуальная и серьезная тема – пересмотр подхода к лидерству в компаниях. Если раньше лидер рассматривался как человек, стоящий сверху, потом появились неформальные лидеры, то сегодня компании пришли к выводу, что лидерство – сквозная компетенция, важная для всех. Возможно, в соответствии с этим должны быть расставлены акценты в программах МВА.

Что касается e-learning и дистанционного обучения, то тема эта в нашей стране развивается недостаточно быстро. Сейчас уже более-менее изучили технологии и стали их применять, работать над их эффективностью и более качественным внедрением. Растет популярность вебинаров, как открытых, так и корпоративных.

Очень важная тема – управление знаниями: как их сохранить, если человек уходит из компании, как сделать так, чтобы знания оставались активным ресурсом. Массовая тенденция – сокращение обучения по времени. Полдневный тренинг уже ни для кого не редкость. Компании стремятся к индивидуализации обучения своих сотрудников, стали обращать внимание на такие ресурсы человека, как возможности памяти, внимания. Компании сегодня высказывают готовность взаимодействовать с вузами, развивать партнерские программы.

Игорь Столяров, генеральный директор Московского фонда подготовки кадров и содействия развитию инновационной деятельности, рассказал о городских системах подготовки кадров для малого и среднего предпринимательства:

— Модернизация в образовании – вопрос очень актуальный и интересный. На мой взгляд, тут надо руководствоваться главным принципом, как в медицине, – не навреди. Зачастую те предложения, которые исходят от образовательных учреждений, носят коньюнктурный характер. Учебные заведения соревнуются за количество обученных, за те средства, которые получают.

Однако при этом очень много учебных заведений в противовес тренинговым компаниям и бизнес-центрам дают очень основательные знания. Я говорю так, ссылаясь на довольно весомый объем наших исследований: Московский фонд подготовки кадров уже 16 лет участвует в разработке различных программ, связанных с бизнес-образованием.

Сегодня это две основные программы: городская целевая программа, которая направлена на стимулирование деловой активности путем образовательной поддержки предпринимателей, и Президентская программа подготовки управленческих кадров для организаций города Москвы. Цель образования – получить знания, но участники наших программ не всегда ставят на первое место именно ее. Если говорить о городской целевой программе, то речь здесь идет о том, чтобы актуализировать свои знания. В Президентской программе приоритетом является установка деловых связей, коммуникаций, получение возможности продвигать свой бизнес на практическом уровне.

Безусловно, без инновационных принципов мы не могли бы создать систему, которая отвечает потребностям рыночной экономики, малого и среднего бизнеса. Все мы знаем, что первым принципом обучения является научность. В бизнес-образовании мы ставим первым принципом практикоориентированный подход. Приходя на короткие программы, люди хотят получить практические навыки. И еще один принцип – использование рыночных механизмов организации бизнес-образования: мы частично привлекаем финансовые возможности слушателя и ряда учебных заведений.

Читайте также:  Структура в сетевом бизнесе

Порядка 20% в системе подготовки кадров в Москве – это начинающие предприниматели, молодежь, учащиеся колледжей, вузов, все те, кто хочет открыть свой бизнес. Для них мы, в том числе, организуем обучение по программам МВА, которое, надо отметить, очень востребовано: конкурс до 4 человек на место. Еще одно направление, которое мы сохраняем и развиваем, – это зарубежные стажировки.

Половину оплачивает государство, половину – слушатель. Государств, с которыми мы наладили контакты, более 30. Наиболее востребованные страны – это Норвегия, Финляндия, Германия, Франция, Япония. Наши предприниматели едут за границу не только посмотреть мир, но и получить новые знания, чтобы претворить их в жизнь.

В 2010 году в рамках городской целевой программы нами обучено 16 860 человек из почти 3 млн, занимающихся малым и средним бизнесом. Мы работаем над внедрением в школах курса «Основы предпринимательской деятельности», что сопровождается съемкой фильмов для телеканала «Школьник ТВ»: учителя благодаря этому имеют методический материал. По Президентской программе в 2010 году обучились 418 человек. Среди них есть уже занявшие высокие посты в Москве. Это результат нашей работы.

Маргарита Иванова, независимый бизнес-тренер, отметила, каким навыкам необходимо обучать в школах и вузах:

— Необходимо осмыслить проблему: почему после окончания вузов выпускники не обладают требуемыми навыками и их приходится переучивать внутри компании? В школах и вузах мы всегда работаем индивидуально, а в компаниях требуем навыков командной работы. Институты должны «пропитывать» свои дисциплины такими навыками, как умение работать в команде, развитие системного мышления, развитие умения видеть конечный результат. Для того чтобы учить этому студентов, надо в первую очередь обучить преподавателей вузов.

Евгения Богатова, генеральный директор компаний «Русское Золото», председатель контрольно-ревизионной комиссии Российского союза промышленников и предпринимателей, высказала положения, которые могут быть полезны представителям бизнес-образования для выстраивания программ:

— Современный руководитель работает в условиях жесткого прессинга. Это информационный поток, это психологические перегрузки, это административное и рыночное давление. В этих условиях руководитель постоянно испытывает потребность в том, чтобы фильтровать и анализировать в максимально короткое время полезную информацию.

Руководитель должен постоянно обновлять знания в тех новых направлениях, которые появляются на рынке, чтобы использовать их для своего бизнеса. Руководитель должен отрабатывать контакты (взаимоотношения между людьми, которые возникают и внутри коллектива, и вне его), причем делать это безопасно для собственного психологического и физического состояния, социального статуса и личной жизни. Вокруг этих трех моментов все крутится, и человек думает: ради чего бы я оторвался и пошел бы чему-нибудь обучился?

Однозначно есть потребность в том, чтобы в короткий, сжатый промежуток времени получить по максимуму информацию о возможностях использования информационных технологий в своем бизнесе. Однако пока никто не берется взять на себя работу по обобщению и доступному освещению всех существующих продуктов.

Второе – это возможности Интернета для продвижения продукции, формирования имиджа компании. Руководитель должен понимать, какие возможности предоставляет Интернет, как это можно сделать с минимальными бюджетами и как правильно наладить работу сотрудников, чтобы они эффективно взаимодействовали с теми техническими специалистами, которые будут помогать это делать. Третий момент, который также требует обобщения информации и правильной ее подачи, – это программы мотивации. Это не только научный, но и прикладной вопрос: как мотивировать руководителя высшего звена, когда работают опционы, как их применять, как мотивировать отдел продаж и так далее. Обзор наиболее эффективных практик по системам мотивации – в этом есть большая потребность.

Еще один неразвитый образовательный блок – взаимоотношения между бизнесом и государством. Существует целый набор инструментов, накопленных отечественным и мировым опытом, для цивилизованного взаимодействия бизнеса и государства, формирования коммуникаций с чиновниками. Люди должны знать, как это делать.

Все эти блоки можно вставлять в классические предметы – менеджмент, маркетинг. Но есть еще три блока, которые должны выделяться в отдельные практикумы или семинары. Это те вещи, без которых руководитель не обходится.

Первое – это умение принимать решения (при этом основываясь на трех китах: своих знаниях, опыте и интуиции), контролировать их исполнение и корректировать, если допущены ошибки. Второе – умение противостоять стрессам, сохранять энергию, предотвращать синдром выгорания. Третье – это умение общаться с подчиненными, партнерами, акционерами, государством, умение развивать связи и поддерживать их. Общение формирует 70% успеха бизнеса. Руководителя нужно убеждать учиться, рассказывать, как полученные им новые знания улучшат его бизнес.

Светлана Кочерга, проректор по кадровому и правовому обеспечению МЭСИ, рассказала об организационно-правовых изменениях в системе образования и о том, как они отразятся на подготовке кадров, которые в конце концов получит бизнес:

— Проблемы модернизации образования сегодня невозможно рассматривать, обойдя стороной готовящийся новый закон. Его широко обсуждает академическая общественность, но к его обсуждению необходимо привлечь бизнес-сообщество и все гражданское общество. Предпосылки к появлению нового закона имеются, это и социально экономические изменения, глобализация экономики, присоединение России к Болонскому процессу и т. п.

Идея систематизировать нормы права в сфере законодательства, безусловно, своевременна, актуальна и востребована, поскольку многие положения действующего законодательства требуют приведения в соответствие с современными тенденциями и реалиями. МЭСИ подготовлено и направлено более сотни замечаний, поправок и комментариев к интегрированному законопроекту. Последние направлены к редакции законопроекта от декабря 2010 г., в какой он размещен на сайте Министерства образования и науки.

В первую очередь хочется отметить перегруженность закона. Можно ли будет руководствоваться документом, который имеет такой огромный объем норм в основном прямого действия? Нет, конечно. Проработав все нормы и участвуя в обсуждениях, которые проводились на протяжении двух месяцев различными структурами и общественными организациями, мы отмечаем, что проект необходимо перерабатывать и делать удобным для использования. Предложенные положения закона не соответствуют нормам действующего законодательства в сфере образования, гражданскому, налоговому, бюджетному кодексу.

Непонятно, как мы в дальнейшем будем этим законом руководствоваться, если он уже сегодня вступает в конфронтацию с отдельными положениями других отраслей права. Многие термины, которые успешно вошли в оборот и используются образовательным сообществом, не нашли отражения в новом законопроекте, вместе с тем, вводятся новые термины и определения взамен имеющихся и не всегда это лучший вариант. Не определен статус субъектов образовательной деятельности, так же как не совсем понятно, что же такое сегодня сама система образования в России.

Читайте также:  Какой бизнес наименее затратный

Совершенно меняются статусы образовательных учреждений и подходы к их определению, что потребует значительных финансовых вложений в изменение уже существующих субъектов образовательной деятельности. В данный процесс будут вовлечены учебные заведения всех уровней. В готовящемся законопроекте не нашли отражения те тренды, которые сегодня есть в европейской системе образования. МЭСИ подготовилены предложения, в которых постарались учесть положительный опыт наших зарубежных коллег. Кроме того, мы рассмотрели, как этот закон будет отвечать развитию современного общества, существующим технологическим возможностям, информационно-коммуникационным технологиям и отвечать требованиям будущего, поскольку закон должен отвечать сегодняшним требованиям и тем отношениям, которые могут возникнуть хотя бы в ближайшем будущем.

В современных условиях совершенно неправильно рассматривать учебное заведение лишь как организатора учебного процесса. Сегодня это полноправный участник не только социальной сферы (а это также не вполне удачно отражено в законопроекте), но и бизнес-структура, которая функционирует как полноправный участник рынка и нуждается в современных методах управления. Данные вопросы также не отражены в законопроекте, и на наш взгляд, это должно быть предусмотрено в отдельных разделах. Не решены проблемы использования открытых ресурсов, электронных библиотек.

И наконец, не нашла отражения в законопроекте практика, существующая сегодня в бизнес-образовании. На наш взгляд, совершенно необоснованно программы МВА отнесены к уровню высшего профессионального образования — магистратуре. Отсутствие ясно сформулированной позиции по данному вопросу может повлечь развал бизнес-школ и в целом системы бизнес-образования.

Существует еще целый ряд позиций законопроекта, требующих пристального рассмотрения и внимания образовательной общественности, специалистов, экспертов и общества в целом. Образование — сфера, касающаяся всего населения нашей страны и других стран. Эти вопросы требуют обсуждения всего образовательного сообщества, которое может и должно повлиять на законопроект.

К сожалению, приходится констатировать, что передовые вузы России сегодня вынуждены работать в условиях отставания законодательства от реально существующих правоотношений. Как правило, в такой ситуации законодатель приводит законодательство в соответствие с требованиями времени и сложившимися отношениями, что и желательно бы увидеть в предлагаемом законопроекте.

Наталья Зунина, преподаватель ИМП МЭСИ и ГУУ, руководитель направления HR-консалтинга ЗАО «БОСС. Кадровые системы», рассказала об особенностях современного бизнес-образования:

— Новая парадигма управленческого образования меняется от преподавания к обучению, от экспертных строгих суждений к практическим примерам, от передачи знаний к их поиску. Бизнес-школы должны являться актуальным фильтром, который поможет руководителю, пришедшему на обучение, сориентироваться в том море информации, которая существует и которая должна быть эффективна и полезна. Управление персоналом – приоритетное направление не только в работе государства, но и в работе каждого руководителя. Сегодня руководитель должен владеть методами и программными средствами обработки деловой информации, уметь взаимодействовать со службами информационных технологий и эффективно использовать корпоративные информационные системы.

Сегодня автоматизированные системы управления персоналом являются для определенных организаций теми инновационными кадровыми технологиями, которые действительно помогут решить вопросы. Согласно исследованию компании «БОСС.

Кадровые системы», внедрение автоматизированной системы управления персоналом обеспечивает сокращение доли рутинного делопроизводства на 40% и высвобождает на 30% больше времени для анализа ситуаций и выработки решений. Современные ИКТ работают уже не только на операционном, но и на тактическом и стратегическом уровне. Говоря об обучении руководителей, я бы хотела отметить важность использования в образовательном процессе передовых информационных систем, в том числе HRMS-систем. Таким образом, мы получим выпускников, которые уже знают возможности современных программных средств – бизнес сейчас это требует.

Безусловно, столь широкий спектр тем не удалось осветить в ходе двухчасового мероприятия: обсуждение продолжится на одноименном круглом столе 7 сентября 2011 года в рамках выставки Begin Group. Все участники первой встречи сошлись в одном: «Система бизнес-образования должна быть направлена на развитие современной экономики, основанной на знаниях». Практикоориентированность, использование инновационных принципов, технологий, методик и методов обучения, сокращение времени обучения – таковы сегодня ожидания слушателей бизнес-программ и именно их должны стремиться оправдать провайдеры бизнес-образования.

Ключевые слова:

Источник: hr-portal.ru

Факторы развития бизнес образования

Обучение в течение всей жизни, о котором так много говорят у нас в последнее время и которое является одним из основных элементов Зоны европейского высшего образования, по сути не является чем-то новым для российской системы образования. Отечественная система повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров как составная часть системы образования России представляет собой не что иное, как систему «образования в течение всей жизни» (LLL, Lifelong Learning). Именно сфера дополнительного профессионального образования призвана развивать творческие способности людей к самостоятельному пополнению знаний, к непрерывному обучению в течение всей жизни, обеспечивать формирование современного кадрового потенциала, удовлетворяющего постоянно меняющимся требованиям рынка труда.

Другое дело, что российская система ДПО не может пока в полной мере обеспечивать решение проблем «конкурентоспособности и использования новых технологий, улучшения социального единства, равных возможностей и качества жизни» наравне с развитыми европейскими странами.

В России только начинает выстраиваться система дополнительного профессионального образования, соответствующая требованиям современного общества, и в первую очередь, интересам бизнеса. Но уже сегодня большинство специалистов, включая руководителей нашего министерства, признают, что развитие системы профессионального образования взрослых целесообразно вести на базе существующих государственных вузов, имеющих стабильный, высококвалифицированный профессорско — преподавательский персонал и необходимое для ведения образовательного процесса материально-техническое обеспечение. Кроме того, в системе государственной высшей школы под руководством Министерства образования и науки легче наладить систему контроля качества дополнительного профессионального образования. Немаловажным является и то обстоятельство, что реализация образовательных программ дополнительного профессионального образования на базе государственных вузов позволяет сочетать узко прагматические, утилитарные требования, предъявляемые профессиональному образованию рынком труда, с сохранением высокого интеллектуального уровня и общегуманитарной направленности получаемых дополнительных знаний.

Читайте также:  Коррупция как угроза безопасности бизнеса

Дополнительное профессиональное образование в Поморском государственном университете имени М.В. Ломоносова (далее ПГУ) ведется в различных формах. В университете реализуются программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки по всем аккредитованным основным профессиональным образовательным программам ПГУ и включают:

  • Повышение квалификации: краткосрочное (не менее 72 часов) тематическое обучение; тематические и проблемные семинары (от 72 до 100 часов); длительное (свыше 100 часов) обучение специалистов по профилю профессиональной деятельности.
  • Профессиональную переподготовку специалистов (свыше 500 аудиторных часов).
  • Профессиональную переподготовку специалистов с присвоением новой квалификации (свыше 1000 аудиторных часов).
  • Образовательные профессиональные программы для присвоения дополнительной квалификации (нормативная трудоемкость программ устанавливается Государственными требованиями).
  • Стажировку с целью изучения передового опыта, формирования и закрепления на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки.

Ежегодно через систему ДПО проходят обучение около 1,5 тысяч слушателей ПГУ.

Дальнейшее развитие системы дополнительного образования в рамках общей стратегии развития Поморского университета ведется с учетом следующих перспектив:

  1. Увеличение контингента обучаемых. Расширение географии слушателей, в т.ч. за счет более активного участия в международных образовательных проектах. Расширение спектра предлагаемых программ, в т.ч. программ ДПО в объеме свыше 1000 часов.
  2. Подготовка преподавателей-тренеров.
  3. Создание условий для внедрения в систему ДПО современных информационных технологий.
  4. Обеспечение взаимосвязи теоретико — методологического обучения с его практической направленностью.
  5. Создание единого учебно-методического обеспечения внутривузовской системы ДПО.
  6. Быстрое реагирование на спрос рынка труда.

Целью дальнейшего развития и совершенствования системы дополнительного профессионального образования в Поморском университете является укрепление позиций ПГУ на образовательном рынке региона с учетом современных и перспективных требований экономического и социального развития нашей области.

Вхождение России в Болонский процесс предоставляет отечественным вузам дополнительные возможности по эффективному использованию ДПО в развитии бизнес-образования. Многие европейские страны уже накопили опыт модернизации образования, связанной с Болонским процессом. Поэтому участие российских университетов в международных проектах позволяет понимать сущность европейских преобразований и адаптировать систему российского профессионального образования на университетском уровне.

Немаловажным является и то, что участие в международных проектах обеспечивает финансовую поддержку проводимой работы. В настоящее время в ПГУ ведется около 50 международных образовательных проектов. Бюджеты проектов составляют от 1.000 до 700.000 долларов. Источники финансирования: программы Евросоюза ТЕМПУС и ИНТЕРРЕГ, Баренц-программа (Норвегия), российско-немецкая программа А.И. Герцена и целый ряд других.

Одновременно с этим, для преподавателей университета работа в рамках международных проектов дает возможность освоения новых образовательных технологий и курсов, ведения научных разработок, опубликования их результатов. Все это служит более качественной подготовке специалистов и, как следствие, большей конкурентоспособности вуза в региональном образовательном пространстве.

В ПГУ на базе Института управления, права и повышения квалификации при главе администрации Архангельской области ведется целый ряд международных образовательных проектов в сфере бизнес-образования, относящихся к системе ДПО. Самыми крупными из них являются:

«Менеджмент в нефтегазовом деле» — совместный образовательный проект Поморского университета и университета г. Тронхейм, Норвегия. Он реализуется с 1995 года при финансовой поддержке Министерства иностранных дел Норвегии. В рамках проекта ведется профессиональная переподготовка или повышение квалификации лиц, имеющих высшее и среднее профессиональное образование. Прошедшим итоговую аттестацию выдается российский диплом или свидетельство государственного образца и норвежский сертификат университета г. Тронхейм.

Проект программы «TEMPUS» «Осмысление методов европейского управления в регионах российского Северо-Запада» реализуется совместно с университетами Хельсинки (Финляндия), Европейским университетом в Санкт-Петербурге, Петрозаводским государственным университетом и университетом изучения Генуи (Италия). Проект рассчитан на 3 года и ставит своей целью обучение руководителей регионов российского Северо-Запада методам европейского управления.

Преподаватели ПГУ принимают участие в реализации проекта Совета Европы «Повышение качества в области подготовки муниципальных и региональных кадров» (совместно с Российской образовательной сетью публичного администрирования Конгресса муниципальных образований России).

Преподаватели и студенты университета совместно со специалистами администрации Архангельской области занимаются реализацией российско-шведского проекта, финансируемого фондом SIDA, «Развитие местного самоуправления и малого предпринимательства в Архангельской области».

С 2006 года эта работа вышла на новый уровень: университет приступил к реализации двух международных проектов с применением модульной организации учебного процесса и системы зачетных единиц.

Программа профессиональной переподготовки специалистов «Менеджмент нефтегазового производства», объемом 60 европейских кредитов (ESTS), рассчитанная на 1 учебный год, состоит из 16 модулей. На первом году обучения ПГУ несет ответственность за преподавание 10 модулей (общепрофессиональные дисциплины), а норвежская сторона за 6 модулей (специальные дисциплины).

Проект предполагается реализовывать в течение 5 лет. Постепенно после подготовки российских преподавателей, включая их стажировку в нефтяных компаниях и образовательных учреждениях Норвегии, полная ответственность за программу перейдет к российской стороне. Партнерами проекта являются Поморский государственный университет, Норвежский институт технологий (г. Тронхейм) и норвежская государственная нефтегазодобывающая компания «Статойл АСА» при содействии Министерства иностранных дел Норвегии. Вторым этапом проекта предполагается начать обучение студентов по направлению «бакалавр бизнес-администрирования в нефтегазовой отрасли».

Второй образовательный проект Поморский университет будет реализовывать при содействии отделения инженерной защиты окружающей среды университета г. Оулу (Финляндия). Программа профессиональной переподготовки «Чистое производство (экологический менеджмент)» рассчитана на руководителей предприятий региона и включает четыре крупных модуля: базовый модуль (Управление) (20 ECTS), углубленный модуль (Экологическое управление и экономика) (20 ECTS) и два специальных модуля (по 10 ECTS): Экологический бизнес и Управление качеством. Вести занятия будут российские преподаватели, прошедшие обучение в университете г. Оулу. Продолжение проекта в среднесрочной перспективе — специализация по экологическому менеджменту у студентов специальности «Менеджмент организации», в последующем — открытие магистратуры по направлению «Чистое производство».

Таким образом, реализация международных проектов в сфере ДПО позволяет вести программы бизнес-образования по актуальным для региона направлениям, обеспечивая высокое качество учебного процесса и подготавливая базу для осуществления высшего профессионального образования в соответствии с принципами Болонской декларации.

  1. К зоне европейского высшего образования. Коммюнике встречи европейских министров, отвечающих за высшее образование. Прага, 19 мая 2001 года. //Формирование единого научно — образовательного пространства на Европейском Севере как ответ на вызовы XXI века. Сб. статей. — Архангельск: Поморский университет, 2005. — с.214.

Источник: fundamental-research.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин