В статье проводится анализ основополагающих форм деятельности Ханты-Мансийского автономного округа — Югра, направленного на развитие, поддержку и диверсификацию субъектов малого и среднего предпринимательства.
Ключевые слова: инвестиции, малый бизнес, поддержка малого бизнеса.
Yun M.A.
ORCID: 0000-0002-9773-1306, Undergraduate, Surgut State Pedagogical University
INVESTMENTS AS A FACTOR OF INFLUENCE ON THE DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM ENTERPRISES
Abstract
The article analyzes the basic forms of activity of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug — Yugra, aimed at the development, support and diversification of small and medium enterprises.
Keywords: investments, small business, support of small business.
Изменение хозяйственного механизма предполагает трансформацию институциональной среды экономики. Результатом этого является появление не просто новых субъектов экономики, но и создание и включение в конкурентную среду новых институциональных субъектов, в число которых входят малые предприятия (МП).
Малый и Средний бизнес. Что Мешает Росту Малого и Среднего Бизнеса?
В процессе развития предприятий малого и среднего бизнеса создаются их экономические основы, позволяющие им воспроизводиться как относительно специфической, так и относительно целостной экономической системы отношений. Эти целостность и обособленность формируют вокруг малого предпринимательства социальный слой общества, связанный с ним, отвечающий его интересам и защищающий их, принимающий принципы и правила успешного функционирования малого бизнеса, основывающий на нем своё будущее и будущее своих семей, видящих в малом предпринимательстве, в его организационных структурах, в его принципах возможность реализовать свой производственный, ресурсный и социальный (национальный, исторический, территориальный и т.п.) потенциал [5].
Несмотря на доминирование предприятий нефтегазовой отрасли, в ХМАО-Югре одним из приоритетных стратегических направлений является создание максимально благоприятных и комфортных условий для создания и ведения малого бизнеса, с целью обеспечения населения необходимыми товарами и услугами.
Анализируя статистические данные можно уверенно говорить о том, что отмечаются положительные изменения в развитии малого и среднего предпринимательства. На территории ХМАО – Югры количество малых и средних предприятий (без учета индивидуальных предпринимателей), единиц в 2014 году составило 26464 единиц [4]. По сравнению с 2009 годом их число увеличилось на 33,5%.
Рис. 1 — Распределение предприятий малого бизнеса по сферам деятельности в ХМАО — Югре
За 6 лет вместе с ростом числа малых и средних предприятий росла как численность занятых в них (достигла 16.8%), так и доля занятых в общей численности экономически активного населения.
За анализируемый период существенно увеличился объем налоговых поступлений в бюджет от малых предприятий. Несмотря на тенденцию к росту, данный показатель ещё низок. Но, следует отметить, что малая доля налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства обусловлена структурой экономики региона, поскольку представленный бизнес, преимущественно, добывающей сферы. Так, например, занятость более 60% трудовых ресурсов в г. Сургуте и районе обеспечивается крупными градообразующими предприятиями.
Малый бизнес и частное предпринимательство – важный фактор развития экономики
При этом нельзя не отметить положительные тенденции в развитии агропромышленного комплекса. Муниципалитеты стали уделять большое внимание сельскохозяйственным предприятиям, количество которых, за последние два года, значительно увеличилось (в ХМАО-146 крестьянско-фермерских хозяйств). На 25% выросли личные подсобные хозяйства граждан, что отразилось на росте выпуска продукции, в основном, животноводства [3].
Как показывает опыт, для обеспечения устойчивого развития малого бизнеса необходимо создание разнообразной инфраструктуры поддержки малых и средних предприятий, как на уровне государства, так и на уровне региона. Анализ форм поддержки предпринимателей показал, что применяемые региональной властью виды (рис.1) многообразны, о чем свидетельствуют цифры на диаграмме [1].
Рис. 2 — Виды предоставленной поддержки за 2013 — 2015 гг.
Так, только в 2014 году Сургутским филиалом Фонда поддержки предпринимательства Югры было проведено 3780 индивидуальных консультаций. Конечно, предприниматели отдают предпочтение финансовой помощи, предпочитая самостоятельно решать имущественные, образовательные и прочие проблемы, поскольку определение необходимого места дислокации, потребность в той или иной форме обучения являются индивидуальными для каждого предприятия.
Рис. 3 — Источники финансирования МП за 2014 г.
Власти округа, понимая, что на местах больше владеют информацией о состоянии малого бизнеса, инвестиционные программы корректируют, исходя из реального положения дел на территории, с учетом потребности в развитии того или иного направления.
Только в Сургуте в 2014 году было профинансировано 37 проектов на сумму 482 028,75 тыс. рублей, из них 11 в сфере торговли, 5 – оказание транспортных услуг, 8 – строительные работы, 2 – организация досуга, 1 – здравоохранение, 1 – сфера общественного питания [2]; по трехстороннему соглашению проводится работа по содействию в написании бизнес-планов и открытию собственного дела. Итогом работы стало создание 104 новых субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе 62 — молодежное предпринимательство; функционирует программа компенсации части затрат по уплате процентов: получили финансирование 31 проект на общую сумму 12 083,504 тыс. рублей; по программе компенсации части затрат по уплате лизинговых платежей – 17 проектов на общую сумму 12 745,417 тыс. рублей. Всего предпринимателями в банках было привлечено 63 560 960 рублей [2].
Фондом поддержки предпринимательства Югры с целью дальнейшего развития поддержки малого бизнеса был проведен мониторинг их деятельности. Одним из инструментов данного исследования было анонимное анкетирование. Высказали свое мнение по инвестиционной политике округа 1000 предпринимателей.
Большинство предпринимателей (более 80%) отметили спад спроса на их товар или услугу, сложности в получении кредита отметили 34,9% в ответах, необходимость привлечения дополнительных заемных средств и инвестиций высказали ¾ опрошенных предпринимателей. При этом, максимально возможной процентной ставкой большинство предпринимателей отметили ставку не выше 10-15% (722 ответа), не более 15-20% — еще 125 респондентов.
Почти все респонденты (913 ответов) на вопрос «Планируете ли Вы сокращение персонала в ближайшее время» ответили отрицательно, но в тоже время отметили негативные тенденции по снижению роста числа новых работников, объясняя это снижением заработной платы, как минимум на 10%, и в лучшем случае невозможностью индексировать оплату труда, с учетом инфляции.
В целом, предприниматели высказались положительно в необходимости государственной поддержки малого бизнеса: потребность в льготном кредитовании высказали 91% респондентов, в уменьшении налоговых платежей – 55%, в льготной аренде помещений – 51%, в компенсации банковской ставки – 37,3%, в повышении квалификации – 34,2%, в устранении административных барьеров – 34,1%, в предоставлении поручительств – 25,6% ответов.
Как показал опрос, в сложившейся кризисной ситуации, предприниматели нуждаются не только привлечении дополнительных финансовых средств, обеспечивающих сохранение существующих позиций предпринимателя на рынке товаров и услуг, но и укрепление существующей базы поддержки для наиболее успешного развития малого предпринимательства в регионе. Свидетельством является опрос, проведенный повторно среди предпринимателей в Сургуте на вопрос о дальнейших планах расширения бизнеса в 2016 году» 54,3% опрошенных ответили положительно и менее половины, 43,7 % ответили, что расширение не предполагается, а на вопрос о барьерах ведения бизнеса (в 2013 году ответ на данный вопрос был однозначным — 74% опрашиваемых предпринимателей отвечали: «Административные барьеры при открытии бизнеса»), сегодня 72,5% респондентов ответили, что это отсутствие средств для модернизации предприятия и внедрения инноваций.
Очевидно понимание предпринимательства по выбору стратегии экономического развития, ориентированного на внедрение прогрессивных структурных сдвигов, способных использовать при производстве работ прорывные технологии. Это направление на повышение производительности труда, в целом увеличение доли готовой продукции малого бизнеса в структуре экономики, давно доказано западными странами, о чем свидетельствует зарубежный опыт развития предпринимательства. Так, для того, чтобы оценить как развивается малое предпринимательство, используются различные показатели (макроэкономические, финансовые) такие, как: увеличение числа предприятий малого бизнеса; вклад малого предпринимательства в ВВП РФ (ВРП субъекта Федерации); и другие, последний из которых составляет от 15 до 20% в объёме ВВП по России и не более 12% ВРП по ХМАО-Югре.
Но, именно в такие кризисные периоды, становится ясно, куда были израсходованы огромные ресурсы, которые уже никогда не дадут ожидаемого эффекта. Конкуренция становится еще более жесткой, а преимущества, связанные со своим положением в бизнес-пространстве найти очень сложно.
Для разработки правильной стратегии развития, нами в результате проведенного исследования предпринимательской среды составлен SWOT-анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз для бизнеса.
Результат представлен в виде таблицы (таб.1) и резюмирование на этой базе известной «формулы», которая может помочь в выработке стратегии развития, борьбе с отрицательными факторами, влияющими на функционирование предпринимательства. Нами, на основании анкетирования, проведенного среди сургутских предпринимателей, определены существующие сегодня возможности и угрозы ведения малого бизнеса.
Таблица 1 — SWOT-анализ благоприятности ведения бизнеса в г. Сургуте
Сильные стороны | Слабые стороны |
Город обладает высоким экономическим и человеческим потенциалом Основной потребительский рынок товаров и услуг региона Упрощенная система налогообложения для предприятий малого бизнеса «Налоговые каникулы» Развитая инфраструктура поддержки малого бизнеса Большое количество предоставляемых услуг в сфере малого предпринимательства Высокий уровень занятости населения на малых предприятиях | Сложны климатические условия Отсутствие средств для приобретения высокопроизводительного оборудования: минипекарней, минизаводов, холодильного оборудования, техники для переработки дикоросов, рыбы и т.д. Отсутствие проработанных новых прогрессивных идей, моделей бизнеса. Отсутствие сформированного имиджа города Высокая финансовая зависимость от окружного бюджета Медленное развитие малых предприятий Слабая информированность населения о малом предпринимательстве; Слабая мотивация для ведения собственного бизнеса Высокая стоимость труда |
Возможности | Угрозы |
Реализация товаров под собственной маркой Наличие неохваченных сегментов рынка Наличие объектов логистики Использование современных технологий Относительно низкий уровень конкуренции в некоторых сегментах рынка | Рост внимания потребителей к мировым брендам Высокая стоимость кредитных ресурсов Выход на федеральный и международный уровень Сложная политическая ситуация Неустойчивый курс доллара Санкции Сокращение бюджетов муниципальных образований |
Выводы, определяющие сильные и слабые стороны ведения бизнеса, приведенные в матрице SWOT-анализа ещё раз демонстрируют влияние инвестиционной политики округа на его развитие и подтверждают, что многие проблемы успешно решены и система поддержки малого и среднего бизнеса эффективно работает в регионе. Однако все существующие проблемы, достижения и успехи требуют более пристального внимания, анализа и системного приложения максимальных усилий, направленных на увеличение объемов малого предпринимательства и повышения его эффективности.
Литература
- Инвестиции [Текст]: учеб. пособие / под ред. М.В. Чиненова. – М.: КноРус, 2011. – С. 368.
- Информация о предоставленной поддержке малому бизнесу за 2014-2015 г. [Электронный ресурс] / Официальный web-сервер Департамента экономического развития ХМАО-Югры — Мониторинг Югра. Режим доступа: http://www.monitoring.admhmao.ru. Дата обращения 08.05.2015
- Макущенко, Л.В. Региональный аспект малого бизнеса [Текст] / Л.В. Макущенко // Сборник материалов международной конференции. – Россия – Польша, Варшава, 2012.
- Мякшин, В. Н. Региональная инвестиционная политика как основа государственного управления структурными преобразованиями [Текст] / В. Н. Мякшин// Региональная экономика: теория и практика. — 2014. — № 10 (337). — С. 16-26.
- Макущенко, Л.В. Территориальный фактор в развитии малого предпринимательства: исторический аспект // Сборник материалов международной очно-заочной научно-практической конференции. — Наука и образование, история и современность.-2007,- с.263. Нижневартовск.
References
- Investicii [Tekst]: ucheb. posobie / pod red. M.V. Chinenova. – M.: KnoRus, 2011. – S. 368.
- Informacija o predostavlennoj podderzhke malomu biznesu za 2014-2015 g. [Jelektronnyj resurs] / Oficial’nyj web-server Departamenta jekonomicheskogo razvitija HMAO-Jugry — Monitoring Jugra. Rezhim dostupa: http://www.monitoring.admhmao.ru. Data obrashhenija 08.05.2015
- Makushhenko, L.V. Regional’nyj aspekt malogo biznesa [Tekst] / L.V. Makushhenko // Sbornik materialov mezhdunarodnoj konferencii. – Rossija – Pol’sha, Varshava, 2012.
- Mjakshin, V. N. Regional’naja investicionnaja politika kak osnova gosudarstvennogo upravlenija strukturnymi preobrazovanijami [Tekst] / V. N. Mjakshin// Regional’naja jekonomika: teorija i praktika. — 2014. — № 10 (337). — S. 16-26.
- Makushhenko, L.V. Territorial’nyj faktor v razvitii malogo predprinimatel’stva: istoricheskij aspekt // Sbornik materialov mezhdunarodnoj ochno-zaochnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. — Nauka i obrazovanie, istorija i sovremennost’.-2007,- s.263.
Источник: research-journal.org
Факторы влияния на малый бизнес
Пищевая промышленность – одна из базовых отраслей, которая призвана удовлетворять основные потребности населения в важнейших продуктах питания и разнообразном ассортименте продукции. В общем числе малых предприятий в Приморском крае наибольший удельный вес имеют именно предприятия пищевой отрасли.
Целью исследования является изучение влияния внешних факторов на деятельность малого предпринимательства пищевой отрасли. Данная сфера очень чувствительна к условиям внешней среды. Любые ее изменения отражаются на состоянии малых предприятий, действующих в этом направлении. В ходе работы были выявлены следующие факторы внешней среды, оказывающие влияние на деятельность малых предприятий пищевой отрасли: экономическая и политическая ситуация в стане, государственное регулирование предпринимательской деятельности, хозяйственные связи организации, характер и состояние рыночных отношений.
пищевая отрасль
малое предпринимательство
внешние факторы
1. Информация Федеральной службы государственной статистики [электронный ресурс] // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Приморскому краю: официал. сайт – Режим доступа: http://primstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/primstat/ru/statistics/
2. Новостной портал Владивостока [электронный ресурс] // PrimaMedia.ru: официал. сайт – Режим доступа: http://primamedia.ru/
3. Сайт Роспотребнадзора по Приморскому краю [электронный ресурс] // Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю: официал. сайт – Режим доступа: http://25.rospotrebnadzor.ru/
4. Сайт Гарантийного Фонда Приморского края [электронный ресурс] // Гарантийный Фонд Приморского края: официальный сайт – Режим доступа: http://garantprim.ru/
Пищевая промышленность – одна из базовых отраслей, которая призвана удовлетворять основные потребности населения в важнейших продуктах питания и разнообразном ассортименте продукции. От эффективности ее функционирования зависит уровень обеспечения населения продовольствием. Качество предоставляемой населению продукции оказывает непосредственное влияние на состояние здоровья людей в регионах и стране в целом.
На сегодняшний день массовым спросом у населения пользуется сфера малого бизнеса. В период расформирования российской экономики малый бизнес в пищевой отрасли стал интенсивно развиваться. На рис. 1 можно проследить, насколько расширилась ниша малого бизнеса в пищевой отрасли России начиная с 1991 года.
Количество малых предприятий в России с 1991 года к 2012 году возросло 7,5 раз, что подтверждает высокую интенсивность развития малого бизнеса в стране. По этим же данным можно судить и об общем развитии малых предприятий пищевой отрасли, ведь в отраслевой структуре малых предприятий как правило преобладает сфера общественного питания. Удельный вес количества малых предприятий, действующих в данной сфере, в общем их числе выше, чем удельный вес предприятий других отраслей.
Для наглядности рассмотрим динамику долей основных сфер деятельности малых предприятий, к примеру, в начальный период развития сферы малого бизнеса – с 1992 года по 2000 год, которая представлена на рис. 2.
Из графика видно, что львиную долю рынка среди малых предприятий с 1992 по 2000 год занимала сфера общественного питания и торговли.
Современная картина распределения малых предприятий общественного питания в Приморье за 2013 год представлена на рис. 3.
Малое предпринимательство составляет большую часть оборота общественного питания Приморья, что подтверждает привлекательность сферы малого бизнеса на протяжении нескольких десятилетий. Развитие предприятий пищевой отрасли можно объяснить постоянно существующим спросом населения на продукты питания.
Рис. 1. Динамика количества малых предприятий в РФ [1]
Рис. 2. Доли основных сфер деятельности в общем числе малых предприятий с 1992 по 2000 гг. [1]
Рис. 3. Структура формирования оборота общественного питания в Приморском крае за 2013 год
Несмотря на такое стремительное развитие малого бизнеса в России, устойчивость малого предпринимательства в пищевой отрасли зависит от многих факторов, оказывающих влияние на функционирование компании. Целью настоящего исследования является изучение влияния внешних факторов на деятельность малого предпринимательства пищевой отрасли.
Данная сфера очень чувствительна к условиям внешней среды. Любые ее изменения отражаются на состоянии малых предприятий, действующих в этом направлении. Рассмотрим, какие факторы внешней среды влияют на деятельность малых предприятий пищевой отрасли, и в чем заключается их влияние.
Под внешней средой понимаются условия и факторы, оказывающие воздействие на функционирование предприятия. Набор этих факторов и оценка их воздействия на хозяйственную деятельность предприятия различны как у исследователей, так и у отдельных фирм.
Внешние факторы предпринимательской среды классифицируются на факторы прямого воздействия и факторы косвенного воздействия.
Характер и состояние рыночных отношений: формы и методы торговли, коммерческая практика, условия товародвижения, правовые вопросы, торгово-политические условия.
Поскольку от деятельности предприятий пищевой отрасли напрямую зависит жизнь и здоровье человека, то необходим постоянный контроль со стороны государственных органов и совершенствование правового законодательства.
Примером воздействия правовых условий рынка на деятельность малых предприятий пищевой отрасли может послужить закон №532-ФЗ, вступивший в силу 23 января 2015 года [3].
Если ранее перед проверкой какого-либо предприятия Роспотребнадзор в обязательном порядке предварительно предупреждал о запланированных контрольных мероприятиях, то теперь, согласно данному закону, Роспотребнадзор может не уведомлять о готовящихся проверках точек общепита и других компаний. Это безусловно оказывает положительное влияние на деятельность предприятий в данной сфере. Когда руководители компаний знали о проверках заранее, они могли подготовиться к ней специально, заблаговременно. Очевидно, что состояние многих предприятий на период проверок не соответствовало их состоянию в иные отрезки времени.
Одна из таких внеплановых проверок была проведена 9 апреля 2015 года в городе Спасск-Дальний Приморского края. По данным Роспотребнадзора, из шести малых предприятий, осуществляющих торговлю пищевой продукцией, ни одно не прошло проверку. Во всех предприятиях выявлены нарушения.
На виновных лиц в результате проверки было составлено двенадцать протоколов об административных правонарушениях. Несколько партий продукции забраковано и снято с реализации. Всем предпринимателям выданы предписания о прекращении нарушений прав потребителей и реализации продукции, не соответствующей требованиям технического регламента [3].
С введением данного закона, у руководителей малых предприятий пищевой отрасли есть дополнительный стимул содержать свои заведения в надлежащем виде, обеспечивать соответствие всем установленным нормативам, чтобы в любой момент быть готовым к проверке Роспотребнадзора.
Введение закона способно улучшить качество работы предприятий общественного питания.
Следующий фактор внешней среды – это хозяйственные связи фирмы с коммерческими и государственными компаниями. Значительную роль в финансовой поддержке малых предприятий, как пищевой отрасли, так и других сфер оказывают банки. Они предоставляют кредиты на специальных условиях для успешного развития малого бизнеса, что дает возможность руководителям малых предприятий, в том числе и заведений общепита, оперативно получать средства для выполнения своих бизнес-задач и усовершенствования своего бизнеса. Сотрудничество с банками позволяет малым предпринимателям поднять состояние своего бизнеса на более высокий уровень.
Например, только за первое полугодие 2010 года ОАО «Примсоцбанк», являющийся партнером Гарантийного Фонда Приморского края, осуществил кредитование 322 малых предпринимателей общей суммой более чем на 376 млн рублей.
Гарантийный фонд в свою очередь предоставляет поручительство по кредитам субъектов малого предпринимательства и организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Приморском Крае. В результате работы Гарантийного фонда в Приморье за 2014 год выдано 114 поручительств на сумму 464 млн рублей, а общая сумма полученных кредитов под поручительство фонда составляет 928 млн рублей. [4]
Таким образом поддержка малого бизнеса производится общими силами как государства, так и частных финансовых организаций. Это дает возможность малым предприятиям, не имеющим достаточной финансовой опоры, достичь поставленных целей, как, например, приобретение и модернизация основных средств или объектов недвижимости.
В этом выражается положительное влияние хозяйственных связей малых предприятий пищевой отрасли на их деятельность.
Большое влияние на деятельность малых предприятий пищевой отрасли оказывают внешние факторы предпринимательской среды – факторы косвенного воздействия.
Одним из таких факторов является регулирование предпринимательской деятельности.
Предпринимательская деятельность регулируется государством во многих аспектах, но, чтобы понять, оказывает ли это какое-либо влияние на деятельность малых предприятий, достаточно рассмотреть один из инструментов регулирования предпринимательской деятельности – государственную регистрацию субъектов предпринимательской деятельности. Эту обязательную процедуру проходят абсолютно все вновь открывающиеся предприятия, в том числе и малые предприятия пищевой отрасли.
Как только предприятие официально зарегистрировано, оно может пользоваться всеми правами, предоставленными им по закону, при необходимости отстаивать их, получать поддержку от государства по различным программам для малого бизнеса. Регистрация субъектов предпринимательской деятельности обеспечивает устойчивость экономического оборота, достоверность информации при выборе партнеров и ведении хозяйственных операций, ведь ни один руководитель не станет сотрудничать с компанией, которая не может предоставить никаких документов, подтверждающих законность их деятельности. Благодаря государственной регистрации предприятий, можно прослеживать динамику количества действующих организаций. График, представленный на рис. 4, отражает количество малых предприятий в пищевой отрасли Приморского края за пять лет согласно данным Федеральной службы государственной статистики.
Общая картина, проиллюстрированная на графике, показывает, что к 2014 г. наблюдается снижение количества малых предприятий пищевой отрасли в Приморском крае, по сравнению с 2010 и 2012 гг. Так, к 2014 году количество малых предприятий сократилось на 22 единицы, что составляет 6 % от их изначального общего количества на момент 2010 года.
Одной из весомых причин сокращения количества малых предприятий пищевой отрасли выступают политико-экономические факторы воздействия.
Ярким подтверждением является российский экономический кризис 2014 года.
В результате международного политического конфликта и явившегося его последствием экономического спада многие малые предприятия общественного питания в Приморском крае провели вынужденное сокращение персонала и времени работы, пересмотрели меню и стали сотрудничать только с отечественными поставщиками, так как финансовое состояние компаний заметно ухудшилось. Более того, отмечался факт массового закрытия заведений общественного питания. Конкретно в городе Владивостоке по причине снижения числа клиентов и дефицита импортных продуктов были закрыты такие кафе как «Zen», «Amigos», «Борменталь», «Морошка», «Владивосток», «Дом Купера».
Рис. 4. График изменения количества малых предприятий пищевой отрасли в Приморском крае с 2010 по 2014 год [1]
Санкции, импортозамещение и падение российского рубля снизили средний чек в заведениях общепита, а неверные решения о поднятии цен – уменьшили поток гостей в ресторанах.
Кризис начал оказывать негативное влияние на заведения общественного питания Приморья еще осенью 2014 года. Сначала упал средний чек, соответственно уменьшились и доходы, что привело к сокращению персонала и расширению функций оставшихся работников. Многие владельцы приняли решение о поднятии цен, но это повлекло за собой уменьшение потока гостей.
Все эти события привели многие малые предприятия пищевой отрасли города Владивостока и Приморья в целом к закрытию.
Говоря о других городах Приморья, можно отметить, что в городе Уссурийск зимой 2015 года только за два месяца было закрыто около 10 заведений общественного питания. В их число вошли такие кафе как «Марко Поло», «Де Пари», «Маки», «Маленькая Италия», «BUBO», «Кружка». Предприниматели объясняют свои действия падением рубля, снижением спроса на продукцию и дефицитом импортных продуктов [2].
Немало важен тот факт, что ежегодное закрытие 25 % предприятий пищевой отрасли ранее считалось нормой, так как по мере ликвидации одних компаний, открывались новые. Но сейчас, в следствие сложной экономической ситуации в стране многие заведения общественного питания закрываются, а новые не открываются по причине повышенных рисков в условиях кризиса.
Состояние кризиса повлекло за собой снижение платежеспособности населения, из-за чего многие предприятия общественного питания понесли убытки. По данным новостного портала Primamedia только за январь 2015 года данная отрасль в Приморье понесла убытков на 300 млн рублей [2].
Таким образом, экономическая и политическая ситуация в стране безусловно имеет большое влияние на деятельность малых предприятий пищевой отрасли в ее регионах, а конкретно в данном случае – негативное.
Все вышеописанные факторы имеют влияние на положение дел в любой компании. Руководители предприятий малого бизнеса в сфере общественного питания должны быть предельно рациональны в принятии бизнес-решений, учитывая не только влияние внутренних факторов, но и уделяя внимание факторам внешней среды, ведь в первые годы существования малое предприятие сталкивается с огромным количеством трудностей, связанных с всевозможными аспектами их деятельности. Руководителям малых предприятий следует на начальном этапе выявить все факторы внешней среды, способные как позитивно, так и негативно повлиять на состояние дел компании, чтобы суметь вовремя устранить возникающую на их почве проблему и успешно продолжить развитие своего бизнеса.
Источник: applied-research.ru
Факторы влияния на экономическое развитие малых предприятий сферы информационных технологий
доцент кафедры экономики и стратегического менеджмента ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики», кандидат экономических наук, доцент
senior lecturer, the Department of Economics and Strategic Management of ITMO University, PhD in Economics, associate professor
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg
Ключевые слова:
Keywords:
Актуальность темы статьи связана с тем, что малому предпринимательству в экономике страны сегодня отводится важная роль в росте структурной доли ВВП. Исследуются основные факторы, влияющие на экономическое развитие малых высокотехнологичных предприятий в сфере информационных технологий.
Автором статьи представлены рекомендации по повышению темпов экономического роста и развитию инновационно-проектного инвестирования малых предприятий в сфере информационных технологий.
The importance of small business and its share of the national GDP determines the relevance of the research. We look at the main factors influencing the economic development of small high-tech enterprises in IT sphere and offer guidelines to speed up the economic growth and improve the development of innovation project investment of small businesses in IT sphere.
Обзор статьи
Высокий уровень инновационных изменений информационных технологий определяет необходимость малых предпринимательских структур, осуществляющих деятельность в данной сфере, оперативно и своевременно проявлять и реализовывать свои потенциальные возможности по созданию новых и модификации располагаемых информационных технологий. Малые предприятия высокотехнологичных видов деятельности, адаптированные к изменениям рынка информационных услуг, как правило, располагают значительным ресурсным и организационным потенциалом для преобразования из малого в среднее предпринимательство.
В настоящее время малым предпринимательским структурам в народнохозяйственном производстве отводится значительная роль в росте структурной доли валового внутреннего продукта. При этом роль малых предприятий в повышении темпов экономического роста должна быть не только продекларирована, но и реально поддержана организационно-экономическими положениями нормативно-правового регулирования и конкретным механизмом их реализации.
Одним из элементов механизма организационного влияния на экономическое развитие малых предприятий в сфере информационных технологий, на наш взгляд, выступает обеспечение координации между институтами развития информационных технологий, программ и проектов и созданием информационно-технологических новшеств. Так, например, на ранних стадиях создания информационно-технологических проектов в настоящее время ощущается недостаток инвестиций. Необходимо увеличение объемов финансирования, включая грантовое финансирование. При этом организационно-экономический механизм представления грантов должен основываться как на располагаемом опыте их предоставления, так и на результатах анализа влияния выданных грантов на эффективность информационно-технологических проектов предпринимаемых мер, снижающих вероятность получения грантов на недобросовестной основе.
В рамках организационно-экономических мер поддержки малых предприятий в сфере информационных технологий должен быть изменен действующий отбор предприятий для финансирования инновационных проектов и программ. Сложившиеся в этой области финансовые инструменты ориентированы на усиление потенциальных возможностей для успешных малых предпринимательских структур и инвестиционных фондов. Процедуры отбора малых предприятий для инвестирования инновационных проектов должны осуществлять квалифицированные специалисты, с учетом положений нормативно-правового регламентирования. Одним из факторов, характеризующих улучшения условий для развития информационно-технологического малого предпринимательства, выступает увеличение размера рынка венчурного финансирования проектов по созданию информационно-технологических новшеств.
Существенной мерой по развитию проектного инвестирования в информационные технологии малых предприятий выступает размещение государственных заказов и заказов государственных корпораций на создание информационных технологий. При этом размещаемые заказы на создание новых информационных технологий должны быть в первую очередь наукоёмкими, что предоставляет возможность разрабатывать проекты в относительно небольших научно-исследовательских группах, с ориентацией на получение среднерыночного эффекта.
Экономическое развитие малых предприятий в сфере информационных технологий в значительной степени зависит от уровня их инвестиционно-инновационной привлекательности, достигнутой как за продолжительный период их деятельности, так и на начальном этапе инвестирования в информационно-технологические новшества. Рост инвестиционно-экономической привлекательности малых и средних предпринимательских структур, на наш взгляд, определяет возможности увеличения числа венчурных сделок и повышения эффективности инвестиций в создание информационных технологий.
Рост экономических результатов деятельности малых предприятий в сфере информационных технологий, их инновационно-инвестиционных проектов способствует развитию инфраструктурного комплекса. Так, например, создание и повышение уровня инновационности технопарков возможно посредством усиления их сервисной составляющей, интеграции с университетами и развития бизнес-инкубаторов. Другие элементы инновационной инфраструктуры должны стать также доминирующими факторами влияния на долгосрочное развитие отрасли информационных технологий.
Для обеспечения темпов экономического роста малого предпринимательства в области информационных технологий поддержка государством их развития должна быть взаимоувязана с другими комплексными целевыми программами, в том числе с программами по развитию инновационных территориальных кластеров в сфере информационных технологий. Функционирование таких кластеров должно стать дополнительным фактором усиления конкурентных преимуществ малого предпринимательства в сфере информационных технологий.
Кроме поддержки высокотехнологичных инициативных малых предпринимательских структур, ориентированных на рост эффективности инвестиций на начальных стадиях создания инновационных проектов в отраслевых составляющих сферы информационных технологий, необходимо обеспечить поддержку малых предприятий, ориентированных на оперативное решение прикладных задач.
Список использованной литературы
1. Аксютик Е.А., Кроливецкий Э.Н. Инновационно-информационное обеспечение социально-экономического развития сферы услуг // Журнал правовых и экономических исследований. 2014. № 3. С. 152–155.
Источник: giefjournal.ru