Прагматизм – философия, которая также берет свои истоки в XIX веке, но окончательно оформляется как направление в XX столетии. Слово «прагматизм» происходит от греческого «прагма», что означает «дело», «действие».
Родоначальником прагматизма по праву считается Ч. Пирс (1839–1914), который сформулировал основные положения данной теории. Однако, если бы не усилия У. Джемса (1842–1910) на пути популяризации этих положений, то прагматизм, возможно, не получил бы такого развития в современном мире. В чем же суть прагматизма?
Главная идея прагматизма состоит в том, что философия должна помогать людям в решении жизненных задач. Поэтому не удивительно, что, по мнению Джемса, прагматизм есть прежде всего «метод» [168] . Суть этого метода лучше всего раскрывается в вопросах: каковы практические результаты предпринятых шагов? Принесет ли это выгоду человеку? Из сказанного следует, что прагматизм – это направление в философии, в основе которого лежит метод, нацеливающий на поиск выгоды для человека.
Smarter Working — новая философия бизнеса. Что это такое?
Скажем, можно горячо спорить о том: большие деньги – это хорошо или плохо? Спор может затянуться надолго, потому что аргументы «за» будут уравновешены аргументами «против». Однако для прагматизма важно ответить на вопрос – деньги помогают человеку жить и решать личные и профессиональные вопросы? Ответ очевиден, если у человека есть значительная сумма денег, то он не только может обеспечить себя, но и помочь ближним, поддержать любой социальный проект и т. д. А раз так, то деньги есть благо, и дискуссия на этом заканчивается.
В прагматизме главное – ориентация на практически значимый результат. При этом «прагматист решительно, раз и навсегда, отворачивается от целой кучи застарелых привычек, дорогих профессиональным философам. Он отворачивается от абстракций и недоступных вещей, от словесных решений, от скверных априорных аргументов, от твердых, неизменных принципов, от замкнутых систем, от мнимых абсолютов и начал.
Он обращается к конкретному, к доступному, к фактам, к действию, к власти» [169] .
Для представителя прагматизма слово тогда имеет значение, когда оно помогает найти решение в трудной ситуации. «Из каждого слова, – писал Джемс, – вы должны извлечь его практическую наличную стоимость, должны заставить его работать в потоке вашего опыта» [170] . С точки зрения такого подхода, абстракции, понятия, слова тогда имеют смысл, когда они превращаются в «орудия», работающие на человека. Например, слово «здравствуй».
Является ли оно «орудием», помогающим человеку в решении его проблем? Каждое утро, приходя на работу, люди говорят друг другу: «» В буквальном смысле слова это означает: будьте здоровы! Если человеку желают здоровья, то ему желают долгих лет жизни. Если желают долгих лет жизни, то хотели бы видеть его, как можно дольше.
Если его хотели бы видеть дольше, то он приятен, к нему уважительно относятся. Если к человеку уважительно относятся, то и он благосклонно начинает относится к тому человеку, который здоровается с ним. А это уже хорошая основа для общения и взаимопонимания. Следовательно, слово «здравствуй» помогает человеку в налаживании и сохранении отношений, расширении контактов.
Философия бизнеса примеры, что этично, а что нет?
Оно нужно человеку. Оно «работает» на решение его проблем.
Интересны взгляды представителей прагматизма на проблему истины. В сущности, они пересматривают традиционное понимание истины, согласно которому, если мысли об окружающем мире соответствуют этому миру, то они истинны. В прагматизме обращается внимание на то, что истинными могут быть даже взаимоисключающие идеи.
Так, Джемс писал: «Истина наших мыслей означает их способность «работать» на нас» [171] . Другими словами, что помогает человеку, что ему выгодно, то и есть истина. Скажем, если одному человеку принцип «дал слово – держи» помогает в жизни, то для него он есть истина. Если же для другого человека удобнее (а значит, выгоднее) не держать слово, и это «работает» в его жизни, то для него указанный принцип не есть истина. Так расширяется понимание истины.
Она может быть не только объективной, т.е. независящей от субъекта, но и субъективной (точнее: субъектной), т. е. всецело зависящей от субъекта.
Развивая данное положение, Джемс продолжал: «Мысль, которая может, так сказать, везти на себе; мысль, которая успешно ведет нас от какой-нибудь одной части опыта к любой другой, которая целесообразно связывает между собой вещи, работает надежно, упрощает, экономизирует труд – такая мысль истинна ровно постольку, поскольку она все это делает. Она истинна, как орудие логической работы, инструментально» [172] . Здесь со всей определенностью подчеркивается прикладной, практический характер истины. Истина есть инструмент, помогающий человеку встроиться в жизненную реальность, выжить в ней. «Истина – это разновидность благого, – подытоживал Джемс, – а не, как это обыкновенно думают, отличная от благого и соподчиненная с ним категория. Истинным называется все то, что оказывается благим в области убеждений, и благим в добавок в силу определенных наглядных оснований» [173] .
Целесообразность сказанного достаточно хорошо видна на следующем примере: руководитель и подчиненный. У руководителя всегда есть собственное видение проблемы. Весь его жизненный опыт и приобретенные знания подталкивают его к принятию определенного решения вопроса.
И если подчиненный не поймет, что мнение руководителя есть истина для него, то тогда возможна конфликтная ситуация. Данное положение старо, как мир. Вот, например, что писалось в «княжьих зерцалах», принадлежащих к средневековой арабской культуре, почти полторы тысячи лет назад. «Когда ты изучил того человека, в подчинении которому находишься, то опирайся на это знание в своих поступках. Ни в коем случае не ожидай от властелина чего-то, что не соответствует его природе. Если он, скажем, жаден, то не жди, что он неожиданно расщедрится. Если осторожен, то не предлагай ему рискованных предприятий, ибо он и твое предложение отвергнет, и к тебе проникнется антипатией» [174] .
И дальше: «Помни, что ты призван правителем для того, чтобы помогать ему, исполнять за него порученные тебе дела. Поэтому приближенный во всех случаях и условиях должен отдавать предпочтение желанию владыки, пусть даже и за счет собственных своих целей и намерений» [175] . Прошли столетия, и вновь в современной литературе по практике бизнеса акцентируется внимание все на той же мысли: «Как же он (управляющий. – С.Е.) будет оценивать работу? Конечно, руководствуясь собственными представлениями о том, как должен работать отдел и как им нужно управлять. Он оставит вас и ваш отдел в покое, только если не увидит ошибок, сочтет, что вы выполняете свои обязанности так, как ему хочется. Такова деловая жизнь, и менеджер должен знать это» [176] .
Таким образом, взгляды представителей прагматизма на природу истины имеют под собой серьезные основания. В жизни людей тесно переплетены истина, благо, польза. В прагматизме обращается внимание на это. Вместе с тем, признавая важность и продуктивность общего положения – «что выгодно человеку, то и есть благо», – всегда нужно иметь в виду следующее.
Может получиться так, что человеку выгодно унизить другого человека, и акт унижения станет благом для него. Но это же унижение будет злом для другого, на кого направлены действия, попирающие его честь и достоинство. Поэтому, признавая продуктивность идеи – что выгодно человеку, то и есть благо, – дополним ее оговоркой: если это не вредит другому человеку. Современная культура обязывает учитывать интересы других людей. Принцип – «живи и давай жить другим» – должен распространиться на все сферы человеческой жизни.
Источник: sci-lib.biz
Философия бизнеса что это
- О компании
- Философия бизнеса
- Направления бизнеса
- Наши контакты
Философия бизнеса
Великий французский физик, математик и естествоиспытатель Андре-Мари Ампер в своем научном труде «Опыт о философии наук, или аналитическое изложение естественной классификации всех человеческих знаний» придумал название для новой науки об управлении государством, которая должна обеспечить гражданам разнообразные блага – кибернетика. В современном значении этого слова этот термин ввел в обращение Норберт Винер в 1948 году.
Позднее президент Общества Кибернетики Льюис Кауфман предложил такое определение «Кибернетика — это исследование систем и процессов, которые взаимодействуют сами с собой и воспроизводят себя». Один из пионеров кибернетики Луи Куффиньяль выразился короче «Кибернетика — это искусство обеспечения эффективности действия».
Мир продолжает меняться, и скорость изменений увеличивается. Нашу жизнь сегодня стремительно меняют информационные технологии, все говорят о всеобщей цифровизации. Но современные технологии не только предоставляют новые возможности, но и предъявляют к человечеству новые требования.
Основным ресурсом развития становится творческий потенциал человека, управляющего компьютерными технологиями. Соединение творчества, креатива с информационными технологиями и кибернетикой – это основной ресурс развития любой страны, ее мирового позиционирования. Именно такое сочетание компетенций мы понимаем под Креативными технологиями. Поэтому именно так мы назвали свою компанию, такая философия помогает нам вести бизнес.
Соединяя креатив (creative) и достижения кибернетики (cybernetics) можно выйти на новый виток развития общества, новую модель взаимодействия. Чтобы описать то, к чему мы хотим стремиться, развивая свой бизнес, находясь в поиске соединения знаний и творчества, мы решили дать название модели нашего завтрашнего дня. Развививая понимание термина cybernetics, дополняя его ресурсами творческого потенциала человека, мы определили следующую ступень развития как Creanetics или Крианетика.
Крианетика – это самообучающаяся и самонастраиваемая модель взаимодействия творческого человека с системами и процессами в эпоху цифровой трансформации всех сфер деятельности. В контексте этого мы определяем следующую ступень развития Креативных технологий, философию нашей деятельности.
Источник: creanetics.ru
Презентация на тему: Философия бизнеса
№ слайда 1
Описание слайда:
№ слайда 2
Описание слайда:
Предмет курса -философские аспекты (основания, принципы, ценности) деловой практики бизнеса Цель курса – осмыслить мировоззренческие основания бизнеса, сконструировать его «практическую философию» как теорию и идею
№ слайда 3
Описание слайда:
Философия как стратегия предприятия Анализ истории предприятия, его будущий образФилософия брендаЭтические кодекс предприятияСоциальная ответственность фирмыРоль предприятия в достижении процветания страны, укрепления её имиджаВклад предприятия в экологию и решение глобальных проблемВзаимоотношениями с религией, политикой
№ слайда 4
Описание слайда:
Основные принципы руководства бизнесменаВ деловых взаимоотношениях проявлять уважение, терпимость, деликатность, тактичность, доверять не только себе, но и своим партнерам.Быть убежденным в том, что честь превыше прибыли.Признавать неизбежность конкуренции, понимая необходимость сотрудничества.Ценить не только свободу своих коммерческих действий, но и свободу действий своих конкурентов.Не бояться рисковать и брать на себя ответственность за все принимаемые решения.
№ слайда 5
Описание слайда:
Миссия и ценности компании – помогают сплотить команду, довести до сведения каждого сотрудника стратегические цели и идеи, сделать работу эффективной, интересной Говоря о производственном процессе в целом, Г. Форд отмечал, что производственный продукту – это не просто реализованная «деловая теория», а нечто большее – теория, цель которой создать из мира вещей источник радости.
№ слайда 6
Описание слайда:
«За» и «против» социальной ответственности Аргументы в пользу социальной ответственности бизнеса:Долгосрочные перспективы для компанииИзменение потребностей и ожиданий обществаНаличие ресурсов для оказания помощи в решении социальных проблемМоральное обязательство перед обществомПатриотизм
№ слайда 7
Описание слайда:
Этика бизнеса совокупность норм поведения предпринимателя, требования, предъявляемые культурным обществом к его стилю работы, характеру общения между участниками бизнеса, их социальному облику. адаптированные к практическим нуждам бизнесмена сведения об этических понятиях, о моральных требованиях к стилю работы и внешнему виду делового человека.
№ слайда 8
Описание слайда:
Наряду с понятием «этика бизнеса» как тождественные употребляют понятия «деловая этика», «экономическая этика», «предпринимательская этика»
№ слайда 9
Описание слайда:
Этика в современном менеджменте Предметом бизнес-этики являются принципы, ценности, идеалы определяющие правильные и неправильные подходы к деятельности.Опросы общественного мнения показали, что общество убеждено в снижении уровня стандартов этики бизнеса в условиях кризиса.Для решения этой проблемы организации предпринимают самые разные шаги: составляют морально-этические кодексы, занимаются этическим мониторингом, приводят тренинги по этике и философии бизнеса
№ слайда 10
Описание слайда:
Объективные причины к философствованию в бизнесе проблемы: Слабая управляемость и предсказуемостьОтсутствие реальных мировых денегПотребность в философских основаниях появляется лишь на стадии развитого предприятияДо 90% начинающих бизнесменов разоряется за первые год, дваФормирование корпоративного мышления
№ слайда 11
Описание слайда:
Прагматизм («Сделано в США») Философия дела и успеха Основоположники: William James John Dewey Charles Sanders Peirce
№ слайда 12
Описание слайда:
Основания прагматизма Истина то, что полезно и работает. Знание эволюционирует от сомнения к уверенностиГлавное- решение проблем
№ слайда 13
Описание слайда:
Принцип Пирса: практически проверить на истинность все суждения, где понятие подлежащие Пример:Алмаз самый твердый в природе.Значит им можно поцарапать на практикелюбое другое природное вещество
№ слайда 14
Описание слайда:
Роль бизнеса в социальном прогрессе В ХХ веке возникла доктрина бизнес благотворительности, согласно которой преуспевающие организации обязаны жертвовать часть своих средств на благо общества. «Большинство согласится с тем, что когда г-н Абрамович и его компании тратят $2,5 млрд на ремонт домов, школ, больниц, церквей и инфраструктуру Чукотки, которая когда-то была одним из самых безнадежных регионов страны, а сейчас стала одним из самых быстрорастущих регионов, это как раз то, что называется «делать добро», которое присуще нашей духовной атмосфере»
№ слайда 15
Описание слайда:
Две точки зрения на отношение компании к социальной среде Первая точка зрения заключается в том, что организация является социально ответственной, если работает с максимальной прибылью и при этом не нарушает законы.Сторонником этой теории является лауреат Нобелевской премии М. Фридман, по мнению которого: «роль бизнеса заключается в использовании ресурсов и энергии в видах деятельности, предназначенных для увеличения прибыли, и в соблюдении при этом правил игры… а также в участии в честной конкурентной борьбе без мошенничества и обмана».
№ слайда 16
Описание слайда:
Две точки зрения на отношение компании к социальной среде Согласно второй точке зрения организация, кроме обязательств чисто экономического характера, обязана учитывать человеческие и социокультурные аспекты влияния ее деятельности на сотрудников, потребителей и местные сообщества и вносить позитивный вклад в решение социальных проблем в силу своих возможностей в области защиты окружающей среды, здравоохранения, защиты потребителей и т.д.. Данный подход также подразумевает, что общество ожидает от бизнеса не только высоких экономических показателей, но и работы в социальных направлениях. М. Вебер доказывает что «честность» — это капитал, приносящий прибыль
№ слайда 17
Описание слайда:
М. Вебер и современность М. Вебер утверждал что «честность» — это капитал, приносящий прибыльВ США оштрафовали «Голдман Сакс» на $22 миллиона за неудачи при попытках предотвратить умышленно вредные советы аналитиков-исследователей, даваемые привилегированным клиентам по изменениям на рынках.
№ слайда 18
Описание слайда:
Бизнес и религия Более 50 % верующих людей хотели бы иметь собственный бизнес «Вера в духовность человека — не основание отказываться от предпринимательства. Более того, религия дает ответ на вопрос, как верующему человеку вести бизнес, зарабатывать деньги, и расширяться, не нарушая Божьих и человеческих законов» (Иваненко С.)
№ слайда 19
Описание слайда:
Экономика цивилизации и предприниматели Суть проблемы:Нестабильность,Волатильность, Политическое давление,Экологические проблемыВлияние религии
№ слайда 20
Описание слайда:
Мировой кризис как долгосрочный фон мировой экономики
№ слайда 21
Описание слайда:
Хрематистика как негативное постояннное явлениеХремастика (от др.-греч. χρηματιστική — обогащение) — термин, которым Аристотель обозначал науку об обогащении, искусство накапливать деньги и имущество, накопление богатства как самоцель, как сверхзадача, как поклонение прибылиЦель экономики – естественное богатство, вещи для жизни. Цель хрематистики – неестественное богатство, накопление в денежной форме, обладание деньгами.
№ слайда 22
Описание слайда:
Этика запрещает в деятельности фирмыиспользование информации полученной в доверительной беседевыплата соучастнику части незаконно полученных денегпротивоправное поведение ради интересов фирмынезаконные выплаты политическим организациямраскрытие секретов компанииВымогательство, взятки, подаркиконфликт на почве столкновения интересовнарушение закона в целом
№ слайда 23
Описание слайда:
Автор идеи и составитель К. филос. н, доцент (ВАК РК) Степанов А.В.
Источник: ppt4web.ru