В статье приведено определение предпринимательства. Сформулированы основные направления, отражающие специфику предпринимательства в России. Определены условия для создания благоприятного предпринимательского климата.
Ключевые слова: предпринимательство, специфика, культура, руководители.
Mukhina E.R.
Candidate of economic Sciences, associate Professor,
Perm National Research Polytechnic University
THE PHILOSOPHY OF BUSINESS IN RUSSIA
Abstract
The article gives the definition of entrepreneurship. The basic directions, reflecting the specific business in Russia are formulated. The conditions for creating a favorable business climate are described.
Keywords: business, specificity, culture, leaders.
Предпринимательство – инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений, осуществляемая на свой страх и под свою имущественную ответственность, направленная на получение прибыли [1]. Понятие предпринимательства в современном мире рассматривается как личностное проявление, как способ самовыражения.
Философия Карла Маркса за 10 минут
Отсюда можно сделать определенный вывод: цивилизованное понимание предпринимательского успеха связывается прежде всего с моральными и этическими, а уж затем финансовыми моментами. Таким образом, в первую очередь предпринимательский успех – реализация идеи, желания самоутверждения или стремления изменить ход событий и так далее. Деньги, капитал, прибыль – все это, естественно, сопровождает предпринимательский успех, но не должно выступать самоцелью предпринимательской деятельности. Ранее перечисленное является целью бизнеса. Предприниматель, в конечном счете, служит обществу.
Философия предпринимательства находит отражение в его культуре. Предпринимательская культура – это не только культура заключения каких-то взаимовыгодных сделок, культура служения обществу, но и инновационная культура. Она не замыкается в сравнительно узких рамках бизнеса. Предпринимательство – это творческий процесс.
Носителями инновационной культуры являются сегодня многие занятые в непроизводственной сфере, широкие слои так называемого среднего класса, ядро которого составляют те, кто является опорой общества, — владельцы своего дела, собственники. К сожалению, в России средний класс представлен очень небольшим процентом всех занятых, в том числе и потому, что нет условий, обеспечивающих благоприятный предпринимательский климат.
Поэтому философия российского предпринимательства – это пока философия выживания. Для того чтобы она стала философией служения обществу, предстоит предпринять немало усилий. Не так уж много найдется в России людей, готовых зарабатывать деньги любым способом, не считаясь с социальной значимостью и последствиями своей деятельности.
Предприниматели работают не только ради прибыли как косвенной формы общественного признания полезности их дела, но еще и во исполнение социальной миссии. Значительная часть новых предпринимателей унаследовала традиционные отрицательные черты руководителей советских предприятий и организаций и в первую очередь низкий уровень экономической культуры.
Философия бизнеса Генри Форда
При этом как у предпринимателей, так и у руководителей государственных предприятий сохраняется чувство “собственности на рабочее место”, представление о своей незаменимости, стремление максимизировать доход даже за счет интересов предприятия. К другим негативным чертам, характерным для российского предпринимателя на начальном этапе его становления, можно отнести: неразвитая предпринимательская этика, слабая информированность, ориентированность на престижное потребление, низкое доверие к государственным организациям, пренебрежение правовыми нормами, необязательность.
Кроме того, можно отметить, что для российских бизнесменов большую роль играют личностные отношения и чувство коллективизма. Говоря об особенностях российского предпринимательства, нельзя не отметить еще одну весьма важную деталь. Дело в том, что судьба западного предпринимателя на две трети зависит от уровня его менеджмента и только на одну треть – от окружающей среды. Для российского же предпринимателя, наоборот, выживание и развитие его дела в основном определяются внешними условиями (итогами выборов, передела собственности, поведением чиновников, клиентов, поставщиков и так далее).
Итак, для создания нормального предпринимательского климата требуется, следующее. Во-первых, приватизация. Именно она призвана возродить конкуренцию, предоставить свободу предпринимателям и руководителям предприятий различных форм собственности. Помимо выше всего перечисленного, приватизация формирует социальную базу для инноваций. Во-вторых, необходима стабильность государственной экономической и социальной политики, развитая инфраструктура поддержки предпринимательства, льготный налоговый режим и так далее.
Литература
- Большой экономический словарь. М.: Ин-т экономики, 1994. С. 313.
References
- Bolshoy ekonomicheskiy slovar. M.: In-t ekonomiki, 1994. S. 313.
Источник: research-journal.org
II Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2010
Философия предпринимательства в России в начале XX в.
Работа в формате PDF
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
В словаре Владимира Даля сказано, что предприниматель — человек, решивший «исполнить какое-либо новое дело, приступить к совершению чего-либо значительного».
В XIX веке в России слово «предприниматель» относилось прежде всего к человеку, производившему что-либо на своих предприятиях. Это понятие было синонимом уважаемого человека, которому были присущи решительность и энергия, не мыслимые без веры в собственные силы, в свою способность преодолеть все трудности и препятствия. Но одновременно все это поддерживалось его религиозностью.
Благочестие русского купечества имело самое положительное значение для русской культуры, социальной сферы. Его неотъемлемой частью были строительство и украшение храмов, благотворительность и меценатство, т.е. перевод части плодов хозяйственной деятельности из сферы прагматической и утилитарной в сферу бескорыстного служения.
Так, традиционной формой религиозного служения русского купечества было строительство храмов. Рябушинский замечает, что «храмоздатель и русский хозяйственный мужик и купец — это почти синонимы».
Русский благочестивый купец испытывал потребность в демонстрации связи своего успеха с сакральными ценностями, а также желание выразить в зримой, осязаемой форме свою благодарность Богу. Упоминания о том, что какой-либо храм построен на деньги купцов, относятся уже к XIV — XV векам. Причем это были как фабрично-заводские церкви, так и приходские храмы и даже монастыри, выстроенные на индивидуальные пожертвования. Православному русскому человеку была чужда идея — богатство ради богатства. Идее прогресса русская духовная культура предлагает экономическое преображение жизни человека путем самоотверженного подвижнического труда.
Предпринимательство в России возникло еще в средние века. Обретая признаки рыночного института, оно имело активную поддержку со стороны государства. Становление и развитие предпринимательства — это долгий исторический процесс.
История предпринимательства в России столь же глубока, как и история самой России. Еще с конца 1 тыс. н.э., когда шел процесс становления Древнерусского государства, формировались условия и предпосылки для деятельности первых предпринимателей.
В России предпринимательство складывалось под влиянием разнообразных факторов. Этому способствовало разложение первобытнообщинного строя, имущественное и социальное расслоение общества, развитие различных форм собственности, включая частную. С обособлением земледельческого и скотоводческого типов хозяйства на территории Восточной Европы выделились ремесла, произошло углубление общественного разделения труда.
Условия для развития предпринимательской деятельности в России на протяжении веков были весьма сложными, что объясняется целым рядом природно-географических и исторических факторов. Россия, особенно Северо-восточная Русь, — обширная северная страна с малоплодотворными почвами, суровым климатом. В связи с этим производительность труда росла крайне медленно, что сдерживало рост прибавочного продукта, а, следовательно, и развитие предпринимательства.
Россия в течение веков развивалась в глубь евроазиатского континента, находилась вдали от теплых морей, вдали от развитых коммуникаций древней и средневековой торговли, на чем основывалось процветание многих городов и целых стран Южной и Западной Европы.
Внутренние коммуникации страны были чрезмерно растянуты, ее обширные пространства из-за густых лесов, болот были труднопроходимы. Находясь на крайнем Северо-востоке Европы, Россия в меньшей степени, чем другие страны, испытала воздействие античных цивилизаций, где еще в древности высокого уровня достигали институты частной собственности, предпринимательство в разных формах.
Одной из форм такого труда становится русское предпринимательство.
Государственный гнёт и крепостное право, существовавшие на протяжении нескольких столетий, способствовали бедности значительной части населения России, отсюда и крайняя узость рынка — это также весьма неблагоприятный фактор для развития предпринимательства.
Центрами торговли и предпринимательства средневековой России, как и повсюду, были города. Но и они оказывались под воздействием тех же неблагоприятных факторов, отставали от городов западной Европы по развитию, по городскому самоуправлению. Русские города находились в сильной зависимости от княжеской и боярской власти, затем от царской и имперской бюрократии. В силу целого ряда причин внутреннего социально-экономического развития крупные землевладельцы, сначала бояре, затем дворяне, занимались предпринимательской деятельностью, но при этом они использовали связи с казной, а еще чаще опирались на даровой труд крепостных крестьян.
Предпринимательство давало средства не только «на хлеб насущный», но и поддерживало духовные запросы общества, формировало определенное мировоззрение людей, их философию жизни. Имена многих российских предпринимателей остались в истории благодаря деятельности именно на духовном поприще. Они известны всем — это Мамонтовы, Сабашниковы, Третьяковы.
Если же говорить о философии предпринимательства, то ею должно стать прежде всего желание создавать и развивать. Так, противостояние суровым условиям страны, огромный труд по освоению ее пространств, способствовали развитию таких черт национального характера, крайне важных для предпринимательской деятельности, как энергия, предприимчивость, стойкость, терпение и другие.
Православному русскому человеку была чужда идея — богатство ради богатства. Идее прогресса русская духовная культура предлагает экономическое преображение жизни человека путем самоотверженного подвижнического труда.
А ведь именно такие люди и должны составлять основу предпринимательского сословия и делать Россию процветающей.
Источник: scienceforum.ru
Презентация, доклад Инновации и стратегия российского бизнеса. В поиске новых бизнес-моделей.
Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Инновации и стратегия российского бизнеса. В поиске новых бизнес-моделей.. Презентация на заданную тему содержит 55 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас — поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!
Презентации » Экономика » Инновации и стратегия российского бизнеса. В поиске новых бизнес-моделей.
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Инновации и стратегия российского бизнеса. В поиске новых бизнес-моделей.
Слайд 2
Описание слайда:
Слайд 3
Описание слайда:
Изобретение, новшество или инновация? Изобретение полезно только для его изобретателя до тех пор, пока оно не предложено и не используется на рынке; Если изобретение модернизирует какой-либо продукт, способ или услугу на рынке, — это изобретение трансформируется в инновацию; Инновация представляет собой не только новые технологии, но и модернизации способов и процессов производства или оказания услуг.
Слайд 4
Описание слайда:
Классификация инноваций
Слайд 5
Описание слайда:
Поддерживающая технология – Эволюционная. Поддерживающая технология – Эволюционная. Двигатель роста. Инновация, которая улучшает продукт на существующем рынке так, как этого ожидают потребители.
Слайд 6
Описание слайда:
Инновация, которая формирует новый рынок путём предоставления возможности клиентам решать проблему радикально новым способом.
Слайд 7
Описание слайда:
Радикальные инновации, как предшественники «подрыва»
Слайд 8
Описание слайда:
Подрывная технология. Подрывная технология. Инновация, которая создаёт новый (непредвиденный) рынок, в результате применения иного набора ценностей.
Слайд 9
Описание слайда:
Слайд 10
Описание слайда:
Теория подрывной инновации (1 из 3) Существующие компании имеют высокую вероятность превосходства над новыми (вступающими) участниками рынка, когда конкуренция касается поддерживающих инноваций; Новая организация может использовать относительно простые, удобные, малозатратные инновации, чтобы вызвать рост и победу над ныне действующими влиятельными организациями (incumbents).
Слайд 11
Источник: myslide.ru