Средства на финансовое обеспечение закупок выделяют из бюджетов разных уровней. Заказчики также используют и внебюджетные средства, то есть деньги от ведения предпринимательской деятельности и безвозмездные поступления. Разбираемся, какие деньги используют для заказа по 44-ФЗ, а какие — по 223-ФЗ.
Какие средства идут на закупки по ФЗ-44
Государственные закупки в рамках Федеральной контрактной системы — целевые. Это значит, что ведутся закупки на деньги, выделенные на определенные цели: заказчик не вправе потратить целевое финансирование на иные потребности.
Все трансферты бюджета строго контролируются. На стадии планирования проводится финансовый контроль: Казначейство проверяет планы-графики, сверяет источники финансирования бюджетного учреждения по ПФХД, лимиты бюджетных обязательств и финансовые объемы, которые организация заложила на заказ.
Исполнение госзаказа и целевое использование денег проверяют другие контролирующие органы: Счетная палата, контрольно-ревизионное управление, распорядители бюджета. РБС и ГРБС устанавливают объемы средств на госзаказ из федерального, регионального и местного бюджета. Затем распорядители доводят локальные нормативы до подведомственных учреждений.
Бизнес-Финансы_008: Базовая Логика Финансирования Бизнеса
Бюджетные и автономные организации определяют объем закупок по государственным контрактам, финансируемым из федерального бюджета, в плане финансово-хозяйственной деятельности на текущий год и 2-летний плановый период. Казенные учреждения прописывают объемы финансирования в бюджетной смете.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, когда проводить закупки по 44-ФЗ, а когда — по 223-ФЗ. Используйте эти инструкции бесплатно.
В БК РФ и Федеральной контрактной системе указано, какие источники финансирования используются при государственных закупках по закону № 44 (ст. 6 БК РФ, ст. 15 44-ФЗ):
- бюджетные;
- внебюджетные;
- иные.
К бюджетным средствам относятся трансферты из федерального, регионального и местного бюджета. Субсидирование госзакупок ведется из доходов бюджета. В нормативах БК РФ разъясняется, получение госзаказа — внутренний или внешний источник финансирования: внешний, т. к. деньги на госзакупки выделяют из федеральных субсидий или местных бюджетов.
Организации проводят субсидированные закупки не за счет налогоплательщиков. Налоговые поступления — это не основной источник бюджетного дохода. Кроме налогов, доходную часть формируют неналоговые доходы (внешнеэкономическая деятельность, использование государственного имущества, продажа активов) и безвозмездные поступления. Все эти деньги перераспределяются в равных долях и формируют расходную часть бюджета РФ. В целом на госзакупки отправляется не более 7 % всех расходов.
На поступления из бюджета госзаказчики проводят закупки. Деньги переводят поставщикам, которых определили по результатам торговых процедур и с которыми подписали контракт.
В Федеральной контрактной системе разъясняется, можно ли закупать по 44-ФЗ за счет собственных средств — да, для заказов по закону № 44 используют и внебюджет. В ст. 15 закона № 44 закреплено, как работать с внебюджетными средствами в рамках ФКС:
- Разместить положение о закупке в течение 15 дней с момента утверждения, но не позже 31 декабря и закупать по ФЗ-223.
- Если не разместили положение, то закупать по нормам ФЗ-44, но за внебюджетные деньги.
Кроме того, заказчики используют для госзакупок по ФЗ-44 иные внебюджетные средства: деньги внебюджетных фондов (ФФОМС), субвенции на конкретные цели, гранты (ч. 1 ст. 15 44-ФЗ).
За счет чего проводятся заказы по ФЗ-223
Обычно если источник финансирования — внебюджетные средства бюджетных учреждений, это означает, что соглашение заключили по ФЗ-223 (исключения — в ст. 15 закона № 44). Закон о закупках отдельными видами юридических лиц предусматривает проведение заказов за счет собственных средств организации. Если заказчик разместил положение в ЕИС, то он использует внебюджетные деньги только по ФЗ-223.
Автономное, бюджетное учреждение вправе осуществлять закупки по закону 223-ФЗ за счет средств от приносящей доход деятельности. Привлекать для таких заказов бюджетные деньги запрещено. Для казенных организаций действуют особые правила работы с внебюджетом (ст. 161 БК РФ).
Основной источник финансирования в договоре по 223-ФЗ — поступления от предпринимательской деятельности. Во внебюджете учитывается оплата услуг и безвозмездные поступления, пожертвования. Эти средства отражаются в плане финансово-хозяйственной деятельности и распределяются на госзакупки наравне с трансфертами из бюджета.
В законе № 223 указано, когда можно привлечь внебюджетные источники финансирования — для любого заказа в рамках этого закона. Закупочная деятельность отдельными видами юридических лиц ведется только за счет собственных средств. Объем использования внебюджетных средств определяют в плане закупки, который обязательно размещается в Единой информационной системе.
- разъяснили, как перечисляются деньги с казначейским сопровождением на расчетные счета;
- сроки оплаты договоров по 223-ФЗ;
- в какие сроки оплачиваются госконтракты по 44-ФЗ;
- рассчитываем совокупный годовой объем закупок.
Об авторе этой статьи
Александра Задорожнева Бухгалтер, эксперт проекта Практикующий бухгалтер.
Работаю с начала учебы в ВУЗе. Есть опыт работы и в коммерции, и в бюджете. С 2006 по 2012 работала бухгалтером-кассиром и кадровиком. С 2012 по настоящее время — главный бухгалтер в бюджетном учреждении. Помимо прямой бухгалтерии занимаюсь закупочной и планово-экономической деятельностью.
4 года пишу тематические статьи для профильные изданий.
Другие публикации автора
- 2023.05.22 ОбразцыИнструкция по составлению гарантийного письма по оплате задолженности
- 2023.05.22 ОбразцыКак составлять приказы о назначении ответственного и работе с электронной подписью
- 2023.05.22 223-ФЗИнструкция по переходу на работу по 44-ФЗ при невыполнении доли закупок у МСП по 223-ФЗ
- 2023.05.19 ГособоронзаказИнструкция по раздельному учету по гособоронзаказу: новые правила с 2023 года
Источник: gozakaz.ru
Откуда берутся деньги на госзакупки и как правильно их тратить
Источник финансирования в закупках — это ключевой момент, который напрямую влияет на порядок организации и проведения контрактных процедур. Большинство заказчиков до сих пор путаются, по какому закону можно потратить деньги от грантов или субсидий. Давайте окончательно разберемся в вопросе.
Абсолютно все государственные компании, предприятия и учреждения обязаны проводить закупки в соответствии с действующим законодательством о контрактных системах. Исключений, увы, не предусмотрено. Получаешь бюджетное финансирование — трать деньги по установленным регламентам и алгоритмам.
Но ведь госорганизации финансируются не только за счет бюджета. Источников довольно много: это и субсидии, и гранты, и приносящая доход деятельность, инвестиции, заемные капиталы и прочие источники. Как правильно потратить конкретные деньги, чтобы избежать наказания? Напомним, что за нарушение контрактного законодательства предусмотрены довольно крупные штрафы. Итак, обо всем по порядку.
Бюджетные деньги
В состав бюджетных средств следует относить:
- Субсидии на выполнение государственного и муниципального задания — это средства бюджета, которые выделяются бюджетным, автономным или казенным учреждениям на основании соглашения, устанавливающего порядок, правила и условия предоставления и использования данной субсидии. Ключевое назначение данного вида финансирования — достижение количественных и качественных показателей исполнения госзадания. Простыми словами, учреждение за счет этих денег должно выполнить назначенное количество работ или услуг, которые определил учредитель на соответствующий год.
- Субсидии на иные цели (целевое финансирование) — это вид финансирования, который направляется на выполнение конкретной цели. Условия, объем финансирования, цели, порядок предоставления и использования закрепляет соглашение между учредителем и получателем средств. Такие цели обычно носят непостоянный (разовый) характер, например капитальный ремонт, приобретение имущества. Иными словами, целевые субсидии направляют на такие расходы, которые нельзя учесть в субсидии на выполнение госзадания.
- Субсидии на капитальные вложения в строительство, покупку госсобственности — это капитал, за счет которого учреждение-получатель должно произвести строительство (возведение, сооружение) капитального объекта, который в дальнейшем будет включен в перечень государственной собственности. Также данный вид финансирования может быть направлен на организацию и проведение закупочных процедур по приобретению капитальных объектов (зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства и прочее), которое в дальнейшем станет объектом госсобственности.
- Доведенные лимиты бюджетных обязательств — это ограниченный объем финансирования, доведенный до получателя бюджетных средств — казенного учреждения. В рамках данного объема лимитов учреждение вправе принимать обязательства (заключать договора, контракты, производить закупки), необходимые для выполнения основного вида деятельности.
Если закупки осуществляются за счет бюджетных источников финансирования, то применение закона № 44-ФЗ становится обязательным. Однако есть исключения!
Автономное учреждение, государственное или муниципальное, значения не имеет, вправе производить закупки за счет помощи от субсидии на выполнение госзадания в рамках закона № 223-ФЗ. А вот субсидии на капитальные вложения, полученные автономным учреждением, придется использовать уже по закону № 44-ФЗ.
Минэкономразвития в Письме № ОГ-Д28-1631 от 29.11.2015 сделал вывод, что средства из добровольных пожертвований не относятся к случаям, когда бюджетные учреждения вправе покупать товары, работы, услуги по правилам 223-ФЗ. Поэтому бюджетным учреждениям нужно руководствоваться законом о контрактной системе.
Небюджетные средства
Бюджетное финансирование — не единственный источник, за счет которого госорганизации могут осуществлять расходы. Внебюджетные средства включают в себя:
- Доходы от осуществления предпринимательской деятельности — это самостоятельный заработок предприятия. Напомним, что любой экономический субъект вправе вести предпринимательскую деятельность, помимо основной деятельности, для выполнения которой было создано учреждение. Даже казенные учреждения могут вести деятельность, приносящую доход. Однако тратить эти средства они не вправе.
- Субсидии и(или) гранты, полученные госорганизацией на конкурсной основе. Это отдельный вид финансирования, который можно получить только при участии в специальных мероприятиях, например конкурсах. К тому же для получения такой помощи в придется выполнить определенные условия и требования, а также соответствовать определенным критериям, заявленным организаторами конкурсов.
- Пожертвования и безвозмездные поступления — это деньги, которые поступают на счета российских учреждений в качестве благотворительной помощи. Жертвователем может выступать как юридическое лицо, так и физическое, то есть простой гражданин. Средства зачисляются на основании договора о пожертвовании, в котором может быть обозначена конкретная цель, на что можно потратить данные деньги.
- Доходы от иной деятельности (не связанной с ведением предпринимательства) — такие доходы также могут возникнуть в деятельности госкомпании. Например, доходы от реализации имущества. Обратите внимание, что речь идет об имуществе, приобретенном за счет средств предпринимательской деятельности либо переданном на безвозмездной основе от не взаимозависимых лиц. Правила расходования денег, полученных от реализации госимущества, утверждает учредитель (собственник данного имущества).
Такие средства предприятие вправе тратить по нормам закона № 223-ФЗ. Но для применения данной привилегии есть важное условие. Учреждение обязано разработать, утвердить и опубликовать на площадках ЕИС положение о проведении закупок. Обратите внимание, что данное положение требуется опубликовать в конце года, предшествующего году, в котором будут производиться закупки данного характера. Простыми словами, чтобы организация могла работать по 223-ФЗ в 2020 году, опубликовать Положение о закупках требуется еще в 2018 году.
Средства ОМС
Средства ОМС — это отдельный источник финансирования учреждений сферы здравоохранения, которые оказывают медицинские услуги. Порядок и условия выделения средства данной категории определяет закон № 326-ФЗ. Данные деньги могут расходоваться строго по целевому назначению.
Порядок проведения закупок за счет средств ОМС зависит от категории государственного, муниципального заказчика. Так, например, бюджетные и казенные учреждения должны расходовать капитал в строгом соответствии с законом № 44-ФЗ. А если получателем средств Фонда обязательного медицинского страхования является автономное учреждение здравоохранения, то закупки следует проводить по 223-ФЗ.
Коротко об авторе статьи
Евдокимова Наталья
С 2017 года — автор и научный редактор электронных журналов по бухучету и налогообложению. Но до этого времени вела бухгалтерский и налоговый учет в бюджетной сфере, в том числе как главбух.
Источник: goscontract.info