Финансы малого бизнеса это

Собственный бизнес – отличный вариант для постепенного подъёма по социальной лестнице. Многие начинают путь к успеху в этой сфере с открытия малого предприятия. Действительно, такое начало является наиболее целесообразным: для развития требуется не так много денег, организацией небольших размеров удобно управлять, а возможные потери легко компенсировать.

Какой бизнес считается малым

Какой бизнес считается малым

Однако для того, чтобы успешно предоставлять услуги собственной фирмы на рынке, нужно чётко организовать механизмы функционирования предприятия по всем основным аспектам. Наиболее важным и ответственным участком работ по данному направлению с уверенность можно назвать финансовую структуру бизнеса.

10 правил по ведению и планированию финансов бизнеса. Финансовая грамотность для предпринимателей.

Особенности финансов организаций малого бизнеса

Особенности финансов организаций малого бизнеса

Сущность предприятия малого бизнеса

Перед тем как перейти к вопросу финансового обустройства небольшой компании, следует выяснить смысл термина «малый бизнес». Итак, предприятиями малого бизнеса называются организации, оперирующие небольшими объёмами ресурсов и формально не входящие в состав коммерческих объединений. Отличным примером этой формы ведения бизнеса можно назвать индивидуальное предпринимательство, малое фермерское хозяйство.

Законодательством закреплено положение, по которому малым предприятие будет лишь тогда, когда в своём штате будет содержать менее 100 работников, а его выручка (без учёта НДС) не превысит 400 миллионов рублей. Отдельно выделяют микропредприятия, которые имеют до пятнадцати сотрудников и выручку в размере до 60 миллионов.

Виды индивидуального предпринимательстваОписание
ПроизводственноеЕсли предприниматель, использует в качестве исполнения некоторые предметы или орудия труда, изготавливает продукцию, производит товары, оказывает услуги (юридические, бухгалтерские, бытовые и прочие), некоторые виды работ, предоставляет информацию, занимается творческой деятельностью и многим другим, что не повлечет за собой угрозу жизни и здоровью граждан, и осуществляет дальнейшую продажу (реализацию) покупателям, потребителям, торговым организациям
Коммерческо-торговоеТак как изготавливаемую продукцию (товары) надо реализовывать (продавать) или менять на другие виды продукции (товаров). Соответственно производственное предпринимательство тесно связано с бизнесом в сфере обращения
Финансово-кредитноеВ качестве предмета купли продажи могут выступать, национальные деньги (российский рубль, американский доллар и др.), ценные бумаги (акции, вексель, банковский сертификат и прочие), продаваемые предпринимателем или даваемые покупателю в кредит. В финансовых сделках, таких как продажа или покупка иностранной валюты за рубли важную роль занимает непредсказуемый круг операций, охватывающий все разнообразие обмена и продажи денег, или других видов денежных средств (иностранную валюту), обмена ценных бумаг
ПосредническоеПредпринимательство, в котором бизнесмен сам не производит и не продает товар, выступая лишь связующим звеном между продавцом и покупателем в процессе товарного обмена и денежных операциях – называется посредничеством
СтраховоеРяд действий предпринимателя в случае событий, приводящим к тяжким последствиям, материальному ущербу, потери имущества, здоровья, жизни и других видов потерь, которые в соответствии с законодательством и заключенным договором, гарантирует страхователю возмещение убытков

Топ 5 финансовых метрик малого бизнеса

Финансы предприятия

Финансами предприятия называют те отношения, которые зарождаются по ходу создания капитала (собственного, оборотного), финфондов, а также имеются во время их использования и перераспределения. Факторы, влияющие на них:

  • организационно-правовая форма (индивидуальное или частное предприятие, ООО и т.п.);
  • экономико-технические особенности.
Читайте также:  Аренда такси как бизнес

Возможные формы собственности предприятий

Возможные формы собственности предприятий

Финансовые взаимоотношения появляются именно с момента начала формировании уставного капитала (имущества субъекта-хозяина на момент его создания). По ходу данного процесса организационно-правовой формой предопределяется суть финансовых отношений учредителей.

  1. Например, при «построении» полного товарищества, каждый из них обязан до регистрации сделать взнос, эквивалентный ½ общей суммы, которая будет выделена в итоге от данного лица (остальное должно поступить на счёт до конкретной даты, указанной в соглашении сторон товарищества). Нарушение таких условий влечёт за собой необходимость уплаты пени (10% годовых от внесенной части вклада) и возмещения убытков.
  2. Для общества с ограниченной ответственностью норма уставного капитала установлена на законодательном уровне. На сегодняшний день минимум составляет десять тысяч рублей (к моменту регистрации вносится 1/2 данной суммы, остальное – до года после).
  3. ОАО и ЗАО образуют уставной капитал, основываясь на цене акций и их приобретённого количества. Наименьший возможный вклад — 100 МРОТ (минимальных размеров оплаты труда) – ЗАО, 1000 — ОАО. Открытие подписки на акции – лишь после оплаты уставного капитала в полном размере.

Отрасль также влияет на организацию финансовой работы и суть финансовых отношений.

Принципы организации финансов

Принципы организации финансов

Организация финансов в каждой компании выстраивается согласно определённым принципам. К ним относятся:

  • хозяйственная самостоятельность (определение направлений работы и путей извлечения денежной выгоды без участия посторонних лиц);
  • материальная ответственность (наличие «наказаний», связанных с плохими результатами ведения бизнеса и нарушением отдельных положений уставов компании или законодательства);
  • заинтересованность в результате (все стороны – рабочие, начальство, государство – заинтересованы в получении прибыли фирмой. Сотрудники – из-за получения зарплат и премий, предприниматели – доходов, официальные органы — налогов);
  • самофинансирование (способность предприятие окупать стоимость собственной деятельности за счёт продажи товаров и услуг или привлечения инвесторов);
  • образование резервов (обеспеченность запасами денег и ресурсов на «чёрный» день).

Все эти факторы делают организацию неповторимой и задают тон её работе.

Особенности финансов индивидуальных предприятий

Популярность индивидуального предпринимательства сейчас находится на довольно высоком уровне. Это происходит из-за наличия таких факторов:

  • простота регистрации;
  • отсутствует уставной капитал;
  • простота документооборота.

Предпринимательская деятельность ИП регулируется Гражданским кодексом РФ (но на предпринимателей распространены и нормы права, связанные с функционированием коммерческих организаций).

Источники формирования финансовых ресурсов

Источники формирования финансовых ресурсов

Финансовые ресурсы индивидуальных предпринимателей в большей своей части представлены собственными накоплениями, поэтому можно говорить, что в данной группе предприятий доля внешних денежных поступлений относительно невелика.

Особенности финансов предприятий малого бизнеса

Особенности финансов предприятий малого бизнеса

Особенности финансов предприятий малого бизнеса

Отделив ИП, как особую форму ведения бизнеса, теперь поговорим о секторе малых предприятий в общем. Основные отличительные характеристики, принадлежащие лишь небольшим организациям, представлены ниже.

  1. Гибкость реакции на быстрое изменение рынка. Данная особенность происходит от нескольких факторов: у малого бизнеса зачастую отсутствуют долгосрочные программы производства, перестройки состава персонала не вызывают больших проблем, смена стратегии занимает короткий промежуток времени. Не стоит забывать, что для всех «перестроек» понадобится небольшая сумма денег.
  2. Роль инноватора в мире бизнеса. Вытекает из предыдущего пункта. Лёгкая перестройка открывает возможности работы в совершенно новых направлениях, которые до этого момента не использовались. Довольно часто малые предприятия получают поддержку на развитие новаторских идей от более крупных предприятий и даже государства.
  3. Отсутствие долгосрочных планов. Это связано с неустойчивостью рынка, который «бьёт» именно по небольшим фирмам. Из этого, как мы видели ранее, исходит гибкость. Но такая особенность может нести и негативные последствия. Неопределённость в пути дальнейшего следования может вывести мелкого игрока из бизнеса и повлечь значительные убытки.
  4. Простота организации. В мелких компаниях отсутствуют сложные иерархические структуры в среде работников.
  5. Высокий уровень непосредственного контроля начальства. Малое предприятие довольно легко контролируется, поэтому руководитель может следить практически за всеми аспектами финансовой «жизни» организации.
  6. Большинство решений по любым вопроса принимается малым числом учредителей (иногда даже одной особой). Это может и помочь, и навредить предприятию. Всё зависит от личностных и профессиональных качеств руководящих персон.
  7. Трудовые отношения характеризуются высокой долей затрат на оплату труда. Из-за этого очень часто на небольших предприятиях экономят на высококвалифицированном персонале, также происходит принудительная интенсификация работы сотрудников.
  8. Ориентированность на внутреннее финансирование. Кредиты и займы для малых предприятий в реалиях нашей страны крайне невыгодны.
Читайте также:  В основу подхода к оценке бизнеса положен принцип замещения

Сравнение особенностей финансов малых, средних, и крупных компаний

Сравнение особенностей финансов малых и крупных компаний

Сравнение особенностей финансов малых и крупных компаний

Имея список особых условий в малых компаниях, можно по пунктам сравнить их с таковыми у больших «собратьев».

Отличия финансов среднего и крупного бизнеса

  1. Масштабные организации имеют ряд долгосрочных планов. Их перестройка в условиях изменения спроса затруднена и связана с весьма немалыми расходами. Однако сейчас всё большее количество крупных рыночных игроков стараются закупать оборудование и структурировать своё производство так, чтоб его можно было легче перенаправить в иное русло.
  2. Большие компании поручают работу над новыми разработками подрядчикам, своим малым отделам. Основные же мощности направлены на изготовление более традиционного продукта.
  3. Опять же, долгосрочные планы – отличительная характеристика крупных и средних (в меньшей степени) предприятий. Да, это не даёт возможности быстро занимать новые рыночные ниши. Но имеется и другая сторона: надёжность курса фирмы, который практически всегда гарантирует наличие прибыли.
  4. Чем больше компания, тем сложнее в ней иерархия сотрудников и руководителей.

Структура крупной компании

Структура крупной компании

В ходе данного сравнения предприятия среднего бизнеса практически не встречаются. Это связано с тем, что такие компании занимают переходное положение между крупными и мелкими игроками рынка, обладая при этом характеристиками, которые свойственны и первым, и вторым.

Получив информацию об особенностях финансового устройства малых компаний, человек может успешно дебютировать в роли предпринимателя. Знание нюансов функционирования мелкого бизнеса позволяет находить правильные решения в ситуациях различной степени важности. Именно это должно позволить успешно лавировать в неспокойном предпринимательском «море» и в итоге не только ничего не потерять, но и добиться значительных успехов в этом занятии.

Понравилась статья?
Сохраните, чтобы не потерять!

Читайте также:  Что такое 3 бизнес дня

Источник: bank-explorer.ru

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2021

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ В СФЕРЕ МАЛОГО БИЗНЕСА

Кулев М.О. 1
1 Ивановский филиал РЭУ им. Г. В. Плеханова
Работа в формате PDF

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

В экономике современной России малые предприятия выполняют важные экономические и социальные функции: помимо реализации собственных коммерческих интересов, они способствуют формированию эффективного государства, удовлетворению многочисленных потребительских и социально-культурных потребностей граждан. Современный динамичный малый и индивидуальный бизнес поддерживает конкуренцию в экономике, создает рабочие места.

Российское законодательство определяет субъекты малого бизнеса как хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные к таковым, в соответствии с Федеральным законом N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации [1]. Основными критериями отнесения к субъектам малого предпринимательства является среднесписочная численность работников, величина годового дохода, а также структура уставного капитала (для юридических лиц) [2].

Малый масштаб бизнеса формирует определенные преимущества и недостатки малых предприятий (табл.1).

Таблица 1– Основные достоинства и недостатки малого бизнеса

1. Сильная взаимосвязь с потребителем (высокая приспособляемость к желаниям потребителей)

2. Умение регулярно изменяться и приспосабливаться

3. Низкие внереализационные расходы (малые предприятия, не имеющие внутренней бюрократии, способны сдерживать эти затраты на относительно низком уровне)

4. Интеграция с другими фирмами (для оказания сопротивления своим конкурентам малые предприятия могут объединять свои усилия с другими предприятиями)

1. Слишком высокая степень риска, приводящая к неустойчивости положения предприятия;

2. Зависимое положение от больших фирм

3. Не всегда высокая компетентность руководителей

4. Проблемы с получением денежных ресурсов и кредитов

Финансы малого бизнеса имеют ту же принципиальную основу, что и финансы более крупных структур и представляют собой совокупность отношений по формированию и использованию финансовых ресурсов для целей текущего и долгосрочного развития.Особое местов финансовой системе занимают финансы индивидуальных предпринимателей. С одной стороны, это специфический сегмент финансов коммерческих организаций. Одновременно он примыкает к финансам домашних хозяйств, поскольку предприниматель, являясь персонифицированной единицей, может рассматриваться как домашнее хозяйство – институциональная единица, занимающаяся коммерческой деятельностью.

Организация финансов зависит от масштабов предпринимательской деятельности . Малые предприятия, как правило, не имеют полноценных финансовых служб. Многие процедуры и финансовые бизнес-процессы в них не осуществляются, например, создание центров финансовой ответственности, бюджетирование, ведение управленческого учета и т.д. [3].

Для индивидуального предпринимателя понятие «финансовая служба» отсутствует в принципе, все решения в области финансов принимаются им индивидуально (планирование поступления доходов, финансирование расходов, текущие расчеты и т.д.).

В настоящее время существует три результативных способа организации структуры управления финансами малого бизнеса[4]:

Таблица 2 — Способы организации структуры управления финансами малого бизнеса

Способы организации структуры управления финансами малого бизнеса

Совмещение должностей (например, единоличное исполнение обязанностей главного бухгалтера и финансового директора)

Создание отдельного специального финансового отдела либо финансовой должности (финансовый директор, финансовый менеджер)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин