Формы и методы государственного регулирования бизнеса

Хорунжий, И. И. Прямое и косвенное государственное регулирование предпринимательской деятельности / И. И. Хорунжий. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 33 (375). — С. 61-62. — URL: https://moluch.ru/archive/375/83663/ (дата обращения: 26.05.2023).

В статье рассматривается разграничение прямого и косвенного регулирования предпринимательской деятельности.

Ключевые слова: государственное регулирование, методы, предпринимательская деятельность, предпринимательское право.

Рассматривая вопрос прямого и косвенного государственного регулирования предпринимательской деятельности, следует первоначально отметить, что в действующем законодательстве термин «государственное регулирование» применяется по-разному. В литературе даже отмечается, что понятие государственного регулирования (применительно к предпринимательской деятельности) одно из наиболее спорных (и центральных) во всем предпринимательском праве [4, с. 69]. Так, при анализе различных нормативных правовых актов становится видно использование и трактовка этого термина в зависимости от конкретной сферы применения (ст. 1 Федерального закона «О государственном регулировании развития авиации»; ст. 3 ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»; если рассматривать международные правовые акты — п. 3 ч. 2 Раздела 1 Приложения № 19 Договора о Евразийском экономическом союзе (протокол об общих принципах и правилах конкуренции) и др.).

Способы государственного регулирования экономики.

Для наиболее же общего и универсального определения следует обратиться к теоретическим источникам. Так, наиболее подходящей с этой точки зрения выглядит трактовка государственного регулирования как деятельности государства в лице его органов, направленной на реализацию государственной экономической политики с использованием специальных средств, форм и методов [1, с. 445]. Говоря же о вопросе разграничения прямого и косвенного государственного регулирования, то Е. П. Губин и П. Г. Лахно высказывают интересную точку зрения о том, что прямое и непосредственное вмешательство органов государства в экономику путём использования административных методов регулирования относится к государственному управлению, а в свою очередь государственное регулирование экономики является более широким понятием и включает в себя использование более широкого спектра средств и инструментов, в том числе и методы косвенного регулирования. При этом, несмотря на позицию авторов о таком разграничении данных понятий, они признают целесообразным использование более распространенного в научной литературе и нормативных правовых актах термина «государственное регулирование». Стоит отметить, что обозначенный подход к соотношению объёма данных понятий поддерживается в литературе и другими авторами [5, с. 241].

Рассматривая непосредственно виды государственного регулирования, в литературе выделяют прямое и косвенное регулирование в зависимости от способа воздействия на поведение хозяйствующих субъектов [3, с. 423]. Так, прямое регулирование осуществляется путем предъявления предпринимателям обязательных требований, закреплённых в нормативных правовых актах (например, требования ведения бухгалтерского и налогового учета). В свою очередь суть косвенного регулирования заключается в осуществлении государственного воздействия через интересы: соответствующего поведения от предпринимателей государство добивается не прямым властным воздействием под угрозой применения санкций, а экономическими методами, стимулами. Так, косвенными методами являются различные формы поддержки предпринимателей (например, налоговые льготы).

8.4 Методы и инструменты государственного регулирования экономики.

Помимо этого, как отмечает И. А. Емельянова, к числу прямых (административных) методов относится государственная регистрация хозяйствующих субъектов, лицензирование их деятельности, антимонопольное регулирование бизнеса, государственный контроль (надзор) и др. [2, с. 50]. Использование же косвенных методов предусматривает установление определенных льгот и гарантий для некоторых категорий предпринимателей, которых государство считает нужным поддержать в сложившихся условиях.

Читайте также:  Sims 3 как открыть бизнес

В числе мер косвенного регулирования отмечаются, помимо ранее упомянутых налоговых льгот, льготное кредитование субъектов малого бизнеса, льготы при получении оборудования в лизинг и др. Автор замечает, что в настоящее время часто упоминается об увеличении количества льгот, предоставляемых предпринимателям, но при этом преобладание прямого регулирования очевидно. Кроме того, И. А. Емельянова отмечает, что несмотря на тенденцию расширения косвенного регулирования, для полноценного развития бизнеса и привлечения иностранных инвесторов недостаточно законодательного установления необходимых льгот — необходимо гарантировать стабильность социально-экономической ситуации в стране и обеспечить прозрачность административных процедур. Так, в любом государстве важнейшим условием эффективного развития бизнеса является поступательный характер изменений, вносимых в налоговую и административную систему государственного регулирования предпринимательской деятельности, а иное (постоянные изменения) существенно снижает эффективность мер, направленных на поддержку бизнеса. Помимо этого, установленный для отдельных категорий хозяйствующих субъектов льготный режим должен быть рассчитан на длительный срок, поскольку именно тогда предприниматель сможет не только успешно начать бизнес, но и обеспечить его устойчивое развитие.

Таким образом, в зависимости от конкретной сферы применения термин «государственное регулирование» применяется по-разному. Существует подход, согласно которому государственное регулирование является более широким понятием чем государственное управление, а в зависимости от способа воздействия на поведение хозяйствующих субъектов выделяют прямое и косвенное регулирование Прямое регулирование осуществляется путем предъявления предпринимателям обязательных требований, в свою очередь косвенное регулирование заключается в осуществлении государственного воздействия путем применения экономических методов, стимулов и льгот.

  1. Предпринимательское право Российской Федерации: учебник / отв. ред. Е. П. Губин, П. Г. Лахно. М., 2020.
  2. Емельянова И. А. Государственное регулирование предпринимательской деятельности: соотношение прямых и косвенных методов // Вестник Поволжского института управления. 2019. Том 19 № 3.
  3. Предпринимательское право: Правовое сопровождение бизнеса: учебник для магистров / отв. ред. И. В. Ершова. М., 2017.
  4. Предпринимательское право: Курс лекций / А. Е. Кирпичев, В. А. Кондратьев. М., 2017.
  5. Предпринимательское право: учебник / под ред. Курбанова Р. А. М, 2019.

Основные термины (генерируются автоматически): косвенное регулирование, государственное регулирование, предпринимательская деятельность, Прямое регулирование, государственное воздействие, государственное управление, косвенное государственное регулирование, льгота, предприниматель, способ воздействия.

Источник: moluch.ru

Задачи, формы и методы государственного регулирования предпринимательской деятельности

Под государственным регулированием предпринимательской деятельности следует понимать деятельность государства в лице его органов, направленная на реализацию государственной политики в сфере осуществления предпринимательской деятельности.

Национальная экономика и предпринимательство сегодня невозможны без гос. Регулирования, которое проводится с целью:

1.Защиты фирм друг от друга и предотвращения недобросовестной конкуренции

Основные направления гос. регулированияя предпринимательства:

1.Формирование правовой базы

2.Формирование цивилизованных рыночных отношений

7.Социальная политика (занятость)

Сферы регулирования:

1.Гарантирование государством права частной собственности

2.Предоствление юридического статуса хозяйствующим субъектам (посредством регламентирования организационно-правовых форм)

3.Регулирование договорных отношений между субъектами рынка, а также между нимии гражданами, регулирование ответственности

Читайте также:  Дейл карнеги как оказывать влияние на людей и преуспеть в бизнесе

4.Разрешение хозяйственных споров и конфликтов органами судебной власти

5.Поддержание общественного порядка

6.Обеспечение безопасности, защиты собственности

7.Охрана окружающей среды

Государство регулирует конкуренцию, ограничивает монополистическую деятельность с помощью антимонопольного законодательства.

Перераспределение доходов осуществляется посредством реализации гос.программ, оказания соц.помощи и выплаты пособий, установления МРОТ, применение прогрессивных ставок налогообложения, предоставления льгот и субсидиц.

Государственное регулирование предпринимательства необходимо как в целях обеспечения реализации публичных интересов общества и государства, так и для создания наилучших условий для развития предпринимательства.

Задачи государственного регулирования предпринимательства:

-охрана окружающей среды;

-выравнивание экономического цикла;

-обеспечение нормального уровня занятости населения;

-защита жизни и здоровья граждан;

-поддержка конкуренции на рынке;

-поддержка и развитие малого предпринимательства;

-специальные меры защиты прав предпринимателей и др.

Представленный перечень задач государственного регулирования предпринимательства свидетельствует о том, что государственное регулирование необходимо не только государству, но и самим предпринимателям.

Методы государственного регулирования предпринимательской деятельности можно разделить на две группы:

1. Прямые (административные) методы – средства непосредственного властного воздействия на поведение субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность. К их числу относятся:

-государственный контроль (надзор) за деятельностью предпринимателей;

-государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

-лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности;

-выдача предписаний антимонопольным органом и т. д.

2. Косвенные методы – экономические средства воздействия на предпринимательские отношения с помощью создания условий, влияющих на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов. К ним относятся:

-прогнозирование и планирование;

-предоставление налоговых льгот;

-государственный (муниципальный) заказ и др.

Инструментами гос.регулирования являются:

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

37. Правовые средства, формы и методы государственного регулирования предпринимательства.

Методы государственного воздействия на экономику подразделяются на прямые и косвенные. Прямые методы государственного регулирования, как отмечалось ранее, в основном связаны с использованием административных средств воздействия на экономические отношения.

Эти средства характеризуются непосредственным властным воздействием государственных органов на регулируемые отношения и поведение соответствующих субъектов. Прямой характер применяемых при государственном регулировании административных средств выражается в принятии субъектом управления в рамках компетенции управленческого решения в виде правового акта управления, юридически обязательного для адресата и содержащего прямое предписание императивного (директивного) характера на совершение определенных действий.

При этом используются как меры убеждения, так и меры принуждения. К прямым методам государственного регулирования относятся, например, государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности, лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности и т.д.

Косвенные методы государственного регулирования основываются на экономических средствах воздействия на регулируемые отношения со стороны субъектов государственно-управленческой деятельности. Они опосредованно через экономические интересы без прямого властного воздействия отражаются на поведении участников экономических отношений путем создания условий, влияющих на мотивацию должного поведения посредством материальных стимулов, таких как материальное поощрение и ответственность.

К экономическим средствам относятся прежде всего средства денежно-кредитной и бюджетной политики, косвенное планирование, инструменты ценообразования и др. Прямые и косвенные методы государственного управления экономикой и соответственно административные и экономические средства государственного регулирования экономики имеют единые цели и задачи и всегда облекаются в соответствующую правовую форму.

Читайте также:  Как красиво оформить шапку профиля в инстаграм для бизнеса одежда

Как уже было отмечено, право следует рассматривать в качестве самостоятельного и одного из основных средств государственного регулирования экономики. Основная задача государства заключается в формировании правовой базы экономической, предпринимательской деятельности.

Без правовых норм невозможно применение административных и экономических средств государственного регулирования. Любые средства, будь то административные или экономические, не могут быть применены вне правовой формы их существования. Особо следует отметить самостоятельную группу средств государственного регулирования экономики — так называемые правовые средства.

К числу правовых средств относятся такие широко применяемые инструменты, как договор, имущественная ответственность, юридическое лицо и др. Указанные и иные правовые средства широко применяются не только во взаимоотношениях между субъектами предпринимательской деятельности в пределах гражданско-правовых отношений, но и при государственном регулировании экономики и предпринимательской деятельности.

Так, например, 8 апреля 1997 г. было заключено Соглашение между Министерством финансов РФ, Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ и Коммерческим инновационным банком (КИБ) «Альфа-Банк» о кредитовании организаций агропромышленного комплекса на льготных условиях из средств федерального бюджета. Средства административного регулирования (прямые методы государственного регулирования) в сфере экономики чрезвычайно разнообразны.

Среди них следует назвать разрешение совершения определенных действий, например лицензирование; обязательные предписания совершения каких-либо действий; запрещение конкретных действий; регистрация определенных действий; установление квот и других ограничений; применение мер административного принуждения; применение материальных санкций; выдача государственных заказов; контроль и надзор и т.д. Лицензирование — одно из наиболее характерных административных средств государственного регулирования экономики, которое представляет собой разрешение государства в лице его органов на определенные действия, в том числе на те или иные виды предпринимательской деятельности.

Вопросы лицензирования изложены в гл.4 настоящего учебника. Экономические средства государственного регулирования (косвенные методы государственного регулирования) не менее разнообразны, чем административные. Одно из важнейших экономических средств — прогнозирование и планирование.

Планирование — деятельность государства в лице его органов управления, а также субъектов экономической деятельности по разработке планов, представляющих собой последовательность действий, согласованных по целям и ресурсам и направленных на достижение определенного конечного результата. Прогнозирование является предпосылкой для планирования.

Правовое регулирование отношений, связанных с прогнозированием экономики, закреплено в действующем законодательстве — Федеральном законе от 20 июля 1995 г. «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации». Различают государственное директивное и индикативное планирование.

Директивное планирование предполагает обязательность и ответственность соответствующих субъектов за выполнение плановых показателей. Индикативное планирование предполагает установление в плане определенных показателей (например, характеризующих динамику, структуру и эффективность экономики, состояние финансово-кредитной системы и денежного обращения и др.) с целью достижения пропорциональности и планомерности развития экономики или ее отдельных частей. При планировании используются различные методы или их сочетание: балансовый метод, нормативный метод, экономико-математические методы и модели. Одним из основных средств государственного регулирования предпринимательской деятельности и экономики в целом является система налогообложения, налоги. Налоги — основной источник формирования госбюджета, посредством которого осуществляется реализация социально-экономических функций любого государства.

Ограничение

Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:

Источник: studfile.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин