Формы и методы государственной поддержки бизнеса

Малые предприятия нуждаются в поддержке со стороны государства.

Законодательство Российской Федерации обеспечивает государственную поддержку малых предприятий, устанавливая основные направления стимулирования и развития субъектов малого предпринимательства, а также льготы, если организация удовлетворяет определенным условиям по численности и структуре уставного капитала, и работает в приоритетных сферах деятельности, как производство и переработка сельскохозяйственной продукции, производство продовольственных товаров, отдельных товаров народного потребления, медицинских товаров, лекарственных препаратов, строительство или ремонтно-строительные работы, то оно имеет максимальные льготы.

Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» определяет общие положения в области государственной поддержки малого предпринимательства.

Основные направления государственной поддержки:

  • 1. Формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;
  • 2. Создание льгот и условий использования государственных, финансовых, материально — технических, информационных ресурсов, разработок и технологий;
  • 3. Установление упрощенного порядка регистрации, лицензирование деятельности, сертификации их продукции;
  • 4. Поддержка внешнеэкономической деятельности, включая содействие их научно — технических, производственных связей с зарубежными государствами;
  • 5. Организация подготовки и переподготовки кадров для малых предприятий.

Одним из основных и действенных методов государственного стимулирования малых предприятий — система льгот по налогообложению и тех организаций, деятельность которых способствует функционированию и развитию малого бизнеса.

Меры поддержки бизнеса в 2022. Отмена налогов и проверок?

В механизме исполнения обязанности по уплате законно установленных налогов и сборов предусмотрена возможность переноса установленного срока уплаты налога и сбора на более поздний срок. Эта возможность реализуется путем предоставления отсрочки, рассрочки и инвестиционного налогового кредита (ранее существовавший налоговый кредит с 1 января 2007 г. упразднен). Отсрочка или рассрочка предоставляется на срок, не превышающий одного года, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком отсроченной трансформированной суммы задолженности. Отсрочка или рассрочка по уплате федеральных налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, на срок более одного года, но не превышающий трех лет, может быть предоставлена по решению Правительства Российской Федерации (ст. 64 Налогового кодекса РФ).

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

  • — проведение этой организацией научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами;
  • — осуществление этой организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;
  • — выполнение этой организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации, являющейся налогоплательщиком: налога на прибыль, налога на имущество и земельного налога. Срок предоставляемого кредита может быть установлен от одного года до пяти лет. В каждом отчетном периоде уменьшение суммы налога не может быть более 50 % соответствующих платежей по налогу.

Потенциал роста, заложенный в малом бизнесе, очень велик. И если создать условия для его развития, то он может дать государству доходов неизмеримо больше, чем сегодня. В Европе на него приходится 70—80% ВВП. Российское же государство де-факто проводит политику по ужесточению условий для деятельности сектора.

Вебинар «Финансовая поддержка малого и среднего предпринимательства»

Вместо того чтобы проводить курс на всемерное увеличение налогооблагаемой базы, оно ужесточает фискальную нагрузку на него. Тем самым заставляя предпринимателей либо сворачивать деятельность, либо искать обходные возможности, которые бы смягчили последствия от этих действий.

Федеральным Законом от 24.07.2009 г. 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (Далее — Закон 212-ФЗ), начиная с 2011 г., определена существенно более высокая нагрузка, в связи с уплатой страховых взносов, как по сравнению с ЕСН, так и по сравнению с тарифами 2010 года. Однако для отдельных категорий плательщиков сохранены пониженные тарифы на период 2011-2014 г. (статья 58 Закона 212-ФЗ). С 2011 г. для основной группы налогоплательщиков установлены следующие тарифы:

  • — Пенсионный фонд Российской Федерации — 26%;
  • — Фонд социального страхования Российской Федерации — 2,9% ;
  • — Федеральный фонд обязательного медицинского страхования — 2,1% ;
  • — Территориальные фонды обязательного медицинского страхования — 3%.
  • — Таким образом, общая сумма страховых взносов составит 34 процента, вместо 26 процентов по ЕСН, как было ранее (без учета регрессии).

При этом для ряда категорий малого и среднего бизнеса до 2014 г. будет установлен пониженный тариф.

Закон о замене ЕСН на страховые выплаты перечеркивает все решения последних лет, направленные на улучшение положения малого бизнеса. Кроме увеличения фискального бремени увеличивается и административный. Если раньше проверки осуществляла налоговая инспекция, то теперь получают право проверять предприятия Пенсионный фонд, Фонд социального страхования. В итоге предприниматели вынуждены тратить значительную часть своих усилий на работу с многочисленной армией контролеров.

Пока нет оснований говорить о том, что российский малый бизнес реально пользуется какими-то предпочтениями в распределении инвестиционных ресурсов, скорее имеет место противоположная ситуация, когда эта сфера отклоняется на второй план.

Самая серьезная проблема на начальной стадии — финансы и помещения, затем отношения с местными органами управления. При этом проблема инвестирования остается главной на всем протяжении деятельности фирмы.

В западных странах действуют многочисленные коммерческие банки, страховые компании, отраслевые фонды, региональные коммерческие отделения инвестиционных структур содействия малому бизнесу, благотворительные фонды и ассоциации, которые активно поддерживают малые предприятия.

В России таких структур немного, что тормозит развитие малого бизнеса. Поэтому в настоящее время развитие сети малых предприятий не оказывает решающего влияния на формирование товарных рынков, а поддержание предпринимательской активности в сфере малого бизнеса не имеет необходимой почвы. Несмотря на то, что капитальные вложения малых предприятий составляют достаточно внушительную сумму активность малых предприятий промышленности в области инвестиций весьма низка.

Первое место среди источников финансирования занимают доходы от собственной деятельности малых предприятий, второе место — личные средства учредителей малых предприятий, третье место — частный кредит.

Одной из главных проблем развития малых предприятий является их слабое инвестирование в связи с повышенными рисками при кредитовании. В доступе к кредитным ресурсам малых предприятий испытывают на себе как общую жесткость кредитно-денежной политики, так и проявления дискриминационной политики банков по отношению к малому бизнесу.

Коммерческие банки не заинтересованы в кредитовании малых предприятий из-за отсутствия отработанных технологий по инвестированию их. Банки не хотят рисковать, так как имеют опыт исчезновения кредитных фирм, сокрытия залога, в том числе в сфере малого бизнеса.

Большое внимание заслуживает появившиеся негосударственные структуры поддержки малого бизнеса. В 1992 г. создалось первое Российское агентство поддержки МБ. Основными его задачами были содействовать развитию предпринимательской активности путем предоставления консультационных, информационных и экспертных услуг для начинающих предпринимателей малых предприятий.

В настоящее время действует более сотни таких агентств. Перечень услуг включает все виды поддержки малых предприятий — от сугубо информационного обслуживания и юридических консультаций до непосредственного участия в инвестициях.

В Республике Башкортостан существует Фонд развития и поддержки малого предпринимательства Республики Башкортостан, созданный Указом Президента Республики Башкортостан от 12 июля 1999 г. № УП-455.

Одной из наиболее востребованных у предпринимателей мер финансовой поддержки в условиях ограниченного доступа к финансовым ресурсам стала, поддержка на начальной стадии становления бизнеса.

В прошлом году субсидии получили 406 субъектов малого предпринимательства, из которых 34% начали бизнес в сфере промышленного производства 31% в сельском хозяйстве, 28% в сфере услуг и 5% в строительстве.

Не менее востребованной субъектами предпринимательства является программа предоставления Фондом поручительств за счет средств гарантийного фонда в соответствии с Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 7 октября 2005 г. № 220. В 2009 году на пополнение активов гарантийного фонда было направлено 466 млн.руб.. На сегодняшний день средства гарантийного фонда составляют более 522 млн. руб.. Фондом заключены 15 соглашений о сотрудничестве с кредитными организациями по предоставлению поручительств.

Читайте также:  Внутрифирменное управление развитием фирмы и бизнеса как субъекта рынка

Малый бизнес играет важную роль в развитии экономики многих стран. В странах Европейского Сообщества (ЕС), в США и Японии на малые и средние предприятия приходится около 50% общей численности занятых. Их доля в ВВП превышает 50%.

Развитие малого бизнеса в России существенно отстает в сравнении с рядом развитых стран. В составе важнейшего итогового показателя — ВВП доля малых и средних предприятий в России составляет лишь 10-11%, в то время как в развитых странах — 50-60%.

Например, в Германии насчитывается более трех миллионов таких предприятий. Доля малого и среднего бизнеса в совокупном ВВП Германии составляет 46,7%. Поддержка мелких предпринимателей традиционно стоит в числе приоритетов экономической политики страны. То, как в Германии поддерживают малое и среднее предпринимательство, можно сказать, является примером для всей остальной Европы.

Получить стартовый капитал начинающим бизнесменам помогает государственный банк KFW, выдающий льготные кредиты на создание малой или средней фирмы. Ежегодно банк выдает в кредит малым и средним предприятиям около 15,5 миллиарда евро.

Половину коммерческого риска берет на себя государство. Поддержка малому бизнесу со стороны государства может носить прямой характер, например, в виде льготного кредитования с низкой процентной ставкой и на длительный период (причем минимум на первые два года предприятие освобождается от всяких выплат).

На фоне мирового кризиса в Германии выросло число микрокредитов (в Германии к ним относятся суммы до 25 тыс. евро) мелким и средним фирмам, представляющим прежде всего ресторанный, парикмахерский, ремонтный бизнес. В банках, работающих по программе стимулирования малого и среднего предпринимательства, такие кредиты выдаются под 4-6% годовых (для сравнения: в России — 18-20%), что в несколько раз меньше обычных кредитов.

Требуется активная поддержка государства и привлечения предприятиями внешних финансовых источников инвестирования. Такие черты малого бизнеса, как гибкость и мобильность, означают, что малые предприятия должны иметь возможность в нужное время быстро увеличить свои финансовые ресурсы, что делается за счет заемных средств. Отсюда помощь государства в получении средств, гарантирование малым предприятиям коммерческих займов и других видов поддержки.

Отсутствие финансирования из-за дефицита государственных и местных бюджетов является одной из главных причин, препятствующих результативности федеральных и региональных программ поддержки малых предприятий. В такой ситуации целесообразно не непосредственное субсидирование предприятий, а развитие малого бизнеса через налоговые льготы, льготный режим предоставления помещений, лицензирование.

Целесообразно содействие государства в создании региональных специализированных банков, фондов, инноваций, региональных структурных организаций, обслуживающих и защищающих интересы малого бизнеса.

Программа по созданию бизнес-инкубаторов реализуется в России сравнительно недавно. Основной задачей на прошлые и ближайшие года является непосредственный запуск бизнес-инкубаторов, налаживание системы отбора компаний для размещения на площадях инкубатора и предоставление стандартного набора услуг в виде почтово-секретарского обеспечения и бухгалтерского сопровождения.

Цель бизнес-инкубатора — создание максимально благоприятных условий для успешного начального развития малых предприятий. Инкубатор не только предоставляет прошедшим отбор компаниям офисные площади на льготных условиях, но (и это самое главное) — содействует налаживанию бизнес процессов в этих компаниях, оказывает консультационные услуги по юридическим, маркетинговым, бухгалтерским и управленческим вопросам.

Размещенным в бизнес-инкубаторе компаниям оказывается содействие в разработке и продвижении их инновационных разработок, а так же поиске инвесторов. Это значительно увеличивает шансы компании на выживание после окончания «инкубационного периода», так как именно комплекс подобных мероприятий дает новой компании возможность самостоятельно развиваться на свободном рынке.

Таким образом, пользуясь содействием бизнес-инкубатора, предприниматель сосредоточен исключительно на развитии своей уникальной идеи и стремлении начать выпуск собственного продукта, услуги.

В бизнес-инкубаторе не допускается размещение субъектов малого предпринимательства, осуществляющих такие виды деятельности, как финансовые, страховые услуги, розничная/оптовая торговля, строительство, услуги адвокатов, нотариат, бытовые услуги, медицинские услуги, общественное питание, операции с недвижимостью, производство подакцизных товаров, добыча и реализация полезных ископаемых, игорный бизнес.

Первый в республике бизнес-инкубатор, созданный несколько лет назад в Уфе, в одном из корпусов центра «Капитал», стал настоящей кузницей кадров для малого бизнеса. Только в 2009 г. здесь стартовало 60 малых предприятий различного профиля.

На основании распоряжения Правительства Республики Башкортостан № 1374а-р от 25 декабря 2006 г. в целях реализации мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого предпринимательства субъектам РФ, было принято решение создать территориальный бизнес-инкубатор в городском округе город Салават Республики Башкортостан.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ в стране создаются следующие организационно-правовые формы малого бизнеса: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного).

Следующая группа предпринимательских (коммерческих) предприятий малого бизнеса — хозяйственные общества: общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, акционерное общество, дочерние и зависимые общества.

На начальном этапе перехода экономики России к рыночным отношениям широкое распространение получили товарищества с ограниченной ответственностью (ТОО). Гражданским кодексом сохранены основные принципы ТОО в форме общества с ограниченной ответственностью (ООО).

Такое общество учреждается одним или несколькими лицами. Уставный капитал его разделен на доли, определенные учредительными документами.

Участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

Широко распространена такая форма малого бизнеса, как акционерные общества (АО). Большинство из них создано путем приватизации государственных и муниципальных предприятий.

Уставный капитал АО разделен на определенное число акций. Его участники (акционеры) не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Акционерные общества могут быть открытыми и закрытыми.

Гражданским кодексом РФ впервые определены дочерние и зависимые общества.

Своеобразной организационно-правовой формой предприятий малого бизнеса являются производственные кооперативы.

Производственным кооперативом, или артелью, признается добровольное объединение граждан для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом или ином участии.

В особом ряду среди организационно-правовых форм предприятий малого бизнеса стоят государственные и муниципальные унитарные предприятия. Под унитарным предприятием понимается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником.

В форме унитарных могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Их имущество находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления, называется федеральным казенным предприятием.

Таким образом, по результатам проведенного исследования в первой главе можно сказать, что основные направления государственной поддержки: формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства; создание льгот и условий использования государственных, финансовых, материально — технических, информационных ресурсов, разработок и технологий; установление упрощенного порядка регистрации, лицензирование деятельности, сертификации их продукции; поддержка внешнеэкономической деятельности, включая содействие их научно — технических, производственных связей с зарубежными государствами; организация подготовки и переподготовки кадров для малых предприятий.

Источник: studwood.net

Формы и методы государственной финансовой поддержки субъектов малого бизнеса

Способы регулирования предпринимательской деятельности

Для того чтобы сформулировать методы государственного регулирования финансовой поддержки субъектов малого бизнеса, с точки зрения автора, было бы целесообразно рассмотреть его функции. Итак, государство осуществляет следующие функции по регулированию предпринимательской деятельности:

  • 1. Создает правовое поле для развития предпринимательства: разрабатывает необходимые законы и нормативные акты, определяет права собственности, а также обеспечивает контроль качества предпринимательской продукции.
  • 2. Обеспечивает надлежащий правопорядок в стране и ее национальную безопасность, а также безопасность осуществления предпринимательской деятельности.
  • 3. Стабилизирует экономическое развитие посредством проведения соответствующей экономической политики.
  • 4. Обеспечивает социальную защиту и выдает социальные гарантии наемным работникам путем установления минимальной заработной платы, пенсий по старости и инвалидности, пособий по безработице, оказания помощи малоимущим, индексации доходов населения в связи с инфляцией.
  • 5. Принимает меры по защите конкуренции и ограничению монополии.
  • 6. Разрабатывает и реализует программы по поддержке предпринимательской деятельности.
  • 7. Организует и контролирует выполнение действующего законодательства в области налогообложения, банковской системы.
Читайте также:  Как используется цифровая репутация бизнеса

Условия вмешательства государства в предпринимательскую деятельность в целом могут быть негативными и позитивными:

8. Негативные условия — это условия проявления отрицательных тенденций в различных сферах экономики, которые негативно влияют на предпринимательскую деятельность.

Например, социальная напряженность в обществе, угроза национальной безопасности и ухудшения состояния окружающей среды, инфляция, безработица, дефицит бюджета, неконкурентоспособность отечественной продукции на мировом рынке, инвестиционный крах, спад производства и т. д. Роль государства в этом случае заключается в выявлении негативных тенденций и принятии мер по их устранению.

— Позитивные условия — проявление положительных тенденций. Роль государства здесь видится в их своевременном выявлении и поддержке.

К формам государственного воздействия на предпринимательскую деятельность можно отнести две основные группы способов воздействия на малый бизнес: экономические и административные. Классификация методов включает:

  • 1. Экономические методы. К ним относятся: * налогообложение;
  • — перераспределение доходов и ресурсов;
  • — ценообразование;
  • 4. кредитно-финансовые механизмы;
  • 5. осуществление государственной предпринимательской деятельности.
  • 1. Административные методы. Среди них:
  • — принятие и корректировка законодательства;
  • — контроль за его соблюдением.

Жестокое разграничение экономических и административных методов несостоятельно. С одной стороны, элементы администрирования несет в себе любой экономический регулятор, хотя бы потому, что контролируется той или иной государственной службой, которая переключает его после принятия соответствующего политического решения. С другой стороны, в каждый административный регулятор косвенно сказывается на поведении участников экономического процесса.

Хотя экономические и административные методы имеют некоторое сходство, они существенно отличаются друг от друга. В частности, административные приемы заметно сужают свободу экономического выбора, а порой вообще сводят ее к нулю. Такое случается там, где администрирование экономически не обосновано, запредельно, обретает черты тотальности, перерождается в командно-распределительную систему. В этих условиях государственный контроль становится всеобъемлющим, охватывая размеры производства, его структуру, цены, потребительные качества продукции, издержки, заработную плату, прибыль и ее распределение, связи с поставщиками и потребителями, словом весь хозяйственный процесс.

Экономические методы нисколько не ограничивают свободу выбора, а иной раз даже расширяют ее. Появляется стимул, на который субъект может либо отреагировать, либо не обращать ни малейшего внимания, в любом случае оставляя за собой право на свободное принятие рыночного решения.

Просматривается, по крайней мере, шесть областей, где административные приемы достаточно эффективны, а порой даже имеют явное преимущество по сравнению с другими способами государственного регулирования рыночного хозяйства.

Необходим прямой государственный контроль над монопольными рынками. Монополиста трудно обуздать с помощью регуляторов косвенного воздействия и здесь допустимо даже государственное регулирование цен.

Вторая область преимущественно административного регулирования — побочные эффекты рыночных процессов. И в этой сфере экономические регуляторы недостаточны, а иногда вообще неэффективны. Необходимы жесткие стандарты хозяйственной деятельности, гарантирующие населению экологическую безопасность.

Кроме экологических есть немало и других стандартов. Разработка таковых, контроль над их соблюдением всеми, кто участвует в функционировании экономической системы, образуют еще одну, третью область административного регулирования.

Четвертая область — определение и поддержание минимально допустимых параметров жизни населения. Имеется в виду пособия по безработице, выплаты многодетным семьям, гарантированный минимум заработной платы и т.п.

Административные приемы оказываются полезными и тогда, когда направлены на защиту национальных интересов в системе мирохозяйственных связей. К их числу можно отнести, например, лицензирование экспорта или государственный контроль над импортом капитала. Такова пятая область, где применение административных регуляторов экономически оправдано.

Шестая и последняя область — реализация целевых программ, предусматривающих элементы администрирования в отношении предприятий государственного сектора.

Экономическое пространство, на которое распространяются административные методы весьма обширно. Они давно стали неотъемлемой частью хозяйственного механизма и ничуть не мешают повышению эффективности производства и благосостояния населения. Мировая практика свидетельствует о том, что администрирование опасно не само по себе. Оно наносит ущерб лишь тогда, когда не имеет экономического обоснования.

Говоря о методах государственной финансовой поддержки малого бизнеса, следует обратить внимание на экономическую политику и разобраться в компонентах, которые её составляют.

Проведение экономической политики включает:

  • 1) фискальную (бюджетную) политику — регулирование государственным бюджетом и налогообложением. Она проводится с помощью следующих средств:
  • — в период спада производства осуществляется финансирование общественных работ, государственных программ по поддержанию отраслей и форм;
  • — в период подъема уменьшаются размеры налогов, взимаемых с населения и предприятий, что ведет к повышению платежеспособного спроса и возможностей для инвестирования предприятий, а следовательно, и к оживлению экономики;
  • — разрабатывается гибкая система налогообложения, предусматривающая возможность получения льгот для предприятий, функционирующих в желательных для государства сферах экономики; льгот для малых предприятий, а также предприятий, осуществляющих реконструкцию, техническое перевооружение или расширение действующего производства;

Эта политика проявляется в том, что Центральный банк РФ, являясь исполнителем государственной политики, соответствующим образом воздействует на коммерческие банки, нормируя обязательные резервы, и тем самым стимулирует выдачу кредитов.

В качестве другого экономического регулятора государство использует свое право покупки и продажи ценных бумаг, таким образом влияя на экономический рост и инфляцию, так как покупка ведет к увеличению денежной массы, а продажа — к ее снижению;

  • 3) научно-техническую политику — обеспечение комплексного развития науки и техники, которая предусматривает выбор приоритетных направлений в развитии науки и техники, государственную поддержку их развития путем финансирования, осуществление прогрессивной амортизационной и инвестиционной политики, совершенствование системы оплаты труда научных работников, участие в международном научно-техническом сотрудничестве;
  • 4) амортизационную политику — определение норм амортизации, порядка ее исчисления и использования;
  • 5) инвестиционную политику — регулирование темпов роста производства, ускорение научно-технического прогресса, изменение отраслевой структуры экономики. Основная задача в этой политике — освобождение государства от функции основного инвестора и создание условий для привлечения частных инвестиций в экономику;
  • 6) осуществление государственного предпринимательства — участие государственных предприятий в производстве и сбыте товаров и услуг;
  • 7) индикативное прогнозирование и планирование, регулирование экономическим развитием. Оно основано на результатах анализа развития экономики, исходя из имеющихся ресурсов. Результатом его являются такие основные макроэкономические плановые показатели, как темпы роста валового национального продукта и национального дохода, уровни инфляции, безработицы, минимальной заработной платы труда, процентные ставки кредитов и другие, а также определение способов их достижения и регулирования в случае невыполнения плана;
  • 8) ценовую политику — регулирование цен на важнейшие товары и услуги первой необходимости, на продукцию монополистов с помощью определения предельных или фиксированных цен, предельных коэффициентов изменения цен, предельных уровней рентабельности;
  • 9) внешнеэкономическую и социальную политику — обеспечение условий для притока иностранных инвестиций и свободного выхода отечественных предпринимателей на мировой рынок с помощью таможенных тарифов, протекционизма, принятия соответствующих законов.

Источник: vuzlit.com

Общие принципы, формы и методы государственной поддержки

Принципы государственной поддержки предпринимательства

Общие принципы поддержки МСИП определены в федеральном законе от 24.07.07 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления. При этом основными требованиями к органам управления являются:

  • -заявительный порядок обращения МСИП за оказанием поддержки;
  • -доступность инфраструктуры поддержки МСИП для всех субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • -равный доступ для всех МСИП, которые соответствуют указанным ранее критериям;
  • -оказание поддержки с соблюдением требований действующего законодательства;
  • -открытость процедур оказания поддержки.
Читайте также:  Роль бизнеса в экономике обществознание

МСИП, при обращении за оказанием поддержки, должны представить документы, подтверждающие их соответствие условиям, предусмотренным федеральными, региональными или муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Поддержка не оказывается МСИП, которые:

  • -являются кредитными, страховыми организациями, инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, ломбардами;
  • -являются участниками соглашений о разделе продукции;
  • -осуществляют предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса;
  • -являются нерезидентами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.

Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства не может оказываться субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим производство и реализацию подакцизных товаров, а также добычу и реализацию полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых.

Инфраструктурой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства является система коммерческих и некоммерческих организаций, которые создаются, осуществляют свою деятельность или привлекаются в качестве поставщиков, исполнителей или подрядчиков для осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при реализации федеральных, региональных и муниципальных программ развития МСИП, обеспечивающих условия для создания субъектов малого и среднего предпринимательства, и для оказания им поддержки.

Инфраструктура поддержки МСИП включает в себя также центры и агентства по развитию предпринимательства, государственные и муниципальные фонды поддержки предпринимательства, фонды содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительств), акционерные инвестиционные фонды и закрытые паевые инвестиционные фонды, привлекающие инвестиции для МСИП, технопарки, научные парки, инновационнотехнологические центры, бизнес-инкубаторы, палаты и центры ремесел, центры поддержки субподряда, маркетинговые и учебноделовые центры, агентства по поддержке экспорта товаров, лизинговые компании, консультационные центры, промышленные парки, индустриальные парки, агропромышленные парки, центры коммерциализации технологий, центры коллективного доступа к высокотехнологичному оборудованию, инжиниринговые центры, центры прототипирования и промышленного дизайна, центры трансфера технологий, центры кластерного развития, государственные фонды поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, осуществляющие деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, микрофинансовые организации и иные организации.

Поддержку организаций, образующих указанную инфраструктуру, осуществляют органы государственной власти страны и ее регионов, органы местного самоуправления в процессе соответствующих программ развития МСИП. Эта деятельность включает в себя финансовую, имущественную, информационную, консультационную работу, организацию подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников МСИП, решение насущных задач в области инноваций и промышленного производства.

ремесленничества, внешнеэкономической и сельскохозяйственной деятельности.

Условия и порядок оказания поддержки МСИП и организациям, образующим соответствующую инфраструктуру, устанавливаются федеральными, региональными и муниципальными программами.

Органы власти регионов страны наряду с этими формами поддержки могут самостоятельно оказывать иные формы поддержки за счет средств своих бюджетов.

Оказание финансовой поддержки может осуществляться за счет средств бюджетов регионов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам МСИП и организаций, образующих инфраструктуру их поддержки.

Средства федерального бюджета на государственную поддержку МСИП (в том числе на ведение реестра субъектов малого и среднего предпринимательства — получателей поддержки), предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете, предоставляются государственным фондам поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, осуществляющим деятельность в соответствии с законодательством страны, и бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий.

Оказание имущественной поддержки МСИП, а также организациям, образующим инфраструктуру их поддержки, осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в виде передачи во владение или пользование государственного или муниципального имущества. Это относится к земельным участкам, зданиям, строениям, сооружениям, нежилым помещениям, оборудованию, машинам, механизмам, установкам, транспортным средствам, инвентарю, инструментам. Имущественная поддержка МСИП может осуществляться на возмездной основе, безвозмездной основе или па льготных условиях.

Запрещаются продажа переданного МСИП имущества, переуступка прав пользования им, залог и внесение прав пользования таким имуществом в уставный капитал любых других субъектов хозяйственной деятельности. Разрешается возмездное отчуждение такого имущества в собственность МСИП в соответствии с федеральным законом от 22.07.08 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Если указанное выше имущество используется не по целевому назначению, то органы власти, оказавшие имущественную поддержку, вправе обратиться в суд с требованием о прекращении прав владения или пользования.

Органы управления вправе утверждать перечни государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав МСИП). Имущество, включенное в эти перечни, может быть использовано в целях предоставления его во владение или в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства. Такие перечни подлежат обязательному опубликованию в СМИ наряду с порядком и условиями предоставления в аренду этого имущества.

Срок, на который заключаются договоры в отношении имущества, включенного в перечни, должен составлять не менее пяти лет. Срок договора может быть уменьшен на основании поданного до заключения такого договора заявления лица, приобретающего права владения или пользования. Максимальный срок предоставления бизнес-инкубаторами государственного или муниципального имущества в аренду МСИП не должен превышать трех лет.

В случае если при управленческих структурах созданы координационные или совещательные органы в области развития малого и среднего предпринимательства, передача прав владения или пользования имуществом осуществляется с участием этих координационных или совещательных органов.

Оказание информационной поддержки МСИП и организациям, образующим инфраструктуру их поддержки, осуществляется в виде создания федеральных, региональных и муниципальных информационных систем, официальных сайтов информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сети Интернет и информационно-телекоммуникационных сетей.

Информационные системы, официальные сайты информационной поддержки МСИП создаются в целях обеспечения субъектов малого и среднего предпринимательства информацией:

-о реализации федеральных, региональных и муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

  • -о количестве субъектов малого и среднего предпринимательства и об их классификации по видам экономической деятельности;
  • -о числе замещенных рабочих мест в субъектах малого и среднего предпринимательства в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности;
  • -об обороте товаров (работ, услуг), производимых субъектами малого и среднего предпринимательства, в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности;
  • -о финансово-экономическом состоянии субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • -об организациях, образующих инфраструктуру поддержки МСИП, условиях и порядке оказания такими организациями поддержки;
  • -о государственном и муниципальном имуществе, включенном в перечни;
  • -об объявленных конкурсах па оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • -иной необходимой для развития субъектов малого и среднего предпринимательства информацией (экономической, правовой, статистической, производственно-технологической информацией, информацией в области маркетинга).

Оказание консультационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства органами государственной власти и органами местного самоуправления может осуществляться в виде создания организаций, образующих инфраструктуру консультационной поддержки МСИП, и компенсации затрат, произведенных и документально подтвержденных субъектами малого и среднего предпринимательства на оплату консультационных услуг.

Оказание поддержки МСИП в сфере образования органами государственной власти и органами местного самоуправления может осуществляться в виде создания условий для подготовки кадров или их дополнительного профессионального образования, а также в виде учебно-методической и научно-методической помощи субъектам малого и среднего предпринимательства.

Оказание поддержки МСИП в области инноваций и промышленного производства органами государственной власти и органами местного самоуправления может осуществляться в виде:

  • -создания организаций, образующих инфраструктуру поддержки МСИП и оказывающих им поддержку, в том числе технопарков, центров коммерциализации технологий, техниковнедренческих и научно-производственных зон, и обеспечения деятельности таких организаций;
  • -содействия патентованию изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и селекционных достижений, а также государственной регистрации иных результатов интеллектуальной деятельности, созданных субъектами малого и среднего предпринимательства;
  • -создания условий для привлечения МСИП к заключению договоров субподряда в области инноваций и промышленного производства;
  • -создания акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов.

Источник: bstudy.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин