Целью курсовой работы является изучение теоретических аспектов развития малого бизнеса, а также рассмотрение системы государственной поддержки.
Задачи курсовой работы:
— рассмотреть роль малого бизнеса в современной рыночной экономике;
— изучить состояние малого бизнеса в Республике Беларусь;
— рассмотреть направления государственной поддержки малого бизнеса;
— выявить проблемы, перспективы, а так же методы активизации развития малого бизнеса
Введение………………………………………………………………. ……..5
1. Малый бизнес и его роль в рыночной экономике ………………………….
1.1 Общая характеристика малого бизнеса …………………………..………7
1.2 Социально-экономическая роль малого бизнеса …………….….………9
2. Становление малого бизнеса и проблемы его развития в Республике
Беларусь…………………………………………………………………………
2.1 Становление малого бизнеса в Республике Беларусь ……………..…..12
2.2 Оценка развития малого бизнеса в Республике Беларусь ………….….13
2.3 Региональное развитие малого бизнеса ………………………….………17
Формы государственной поддержки малого бизнеса на территории Волгоградской области
3. Система поддержки малого бизнеса в Республике Беларусь ……………
3.1 Законодательная база республики Беларусь по государственной поддержке малого бизнеса……………………………………………………20
3.2 Состояние государственной поддержки малого предпринимательства в республике Беларусь…………………………………………………………..22
3.3 Проблемы развития малого бизнеса в Республике Беларусь и условия его активизации…………………………………………………………………….27
Заключение………………………………………………………………….….32 Список использованных источников…………………………………….…. 33
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
Кафедра экономической теории
по дисциплине: Макроэкономика
на тему: Формы и методы политики государственной поддержки малого бизнеса в Республике Беларусь
УЭФ, 2 курс, 12 ДЭА-1
Курсовая работа: 33 с, 4 рисунка, 7 таблицы, 12 источников.
МАЛЫЙ БИЗНЕС, РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА, ПОДДЕРЖКА, ЭФФЕКТИВНОСТЬ, РАЗВИТИЕ, ПАРТНЕРСТВО
Объект исследования – малый бизнес и его значение и место в современной рыночной экономике.
Предмет исследования – развитие малого бизнеса в Республике Беларусь.
Цель работы: на основе изучения национального опыта развития малого бизнеса выявить его основные проблемы и обосновать направления становления малого бизнеса в Республике Беларусь.
Методы исследования: монографический, аналитический, графический, расчетно-конструктивный.
Исследования и разработки: изучена сущность малого бизнеса и его роль в рыночной экономике, исследован опыт поддержки малых предприятий в Республике Беларусь, произведен анализ становления и развития малого бизнеса в Республике Беларусь, разработаны основные направления активизации развития малого бизнеса в стране.
Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные их литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
Меры поддержки малого и среднего бизнеса в налоговой сфере
AN ABSTRACT Coursework: 3 , 4 figures , 7 tables , 12 sources.
SMALL BUSINESS, MARKET ECONOMY, SUPPORT , EFFICIENCY, DEVELOPMENT, PARTNERSHIP
Object of study — a small business and its value and place in a modern market economy .
Subject of research — development of small business in Belarus.
Objective: To study on the basis of national experiences of small business to identify its basic problems and justify the direction of becoming a small business in Belarus.
Methods: monographic, analytical , graphical , computational and constructive .
Research and development : studied the essence of small business and its role in a market economy , studied the experience of supporting small enterprises in the Republic of Belarus , the analysis of the formation and development of small business in the Republic of Belarus, developed guidelines for intensified development of small business in the country .
Copyright work confirms that resulted in it cash- analytical material correctly and objectively reflects the state of the process under investigation , and all borrowed their literary and other sources of theoretical and methodological terms and concepts are accompanied by references to their authors.
___________________
(Signature of the student )
1. Малый бизнес и его роль в рыночной экономике ………………………….
1.1 Общая характеристика малого бизнеса …………………………..………7
1.2 Социально-экономическая роль малого бизнеса …………….….………9
2. Становление малого бизнеса и проблемы его развития в Республике
2.1 Становление малого бизнеса в Республике Беларусь ……………..…..12
2.2 Оценка развития малого бизнеса в Республике Беларусь ………….….13
2.3 Региональное развитие малого бизнеса ………………………….………17
3. Система поддержки малого бизнеса в Республике Беларусь ……………
3.1 Законодательная база республики Беларусь по государственной поддержке малого бизнеса……………………………………………………20
3.2 Состояние государственной поддержки малого предпринимательства в республике Беларусь………………………………………………………… ..22
3.3 Проблемы развития малого бизнеса в Республике Беларусь и условия его активизации………………………………………………… ………………….27
Заключение…………………………………………………… …………….….32 Список использованных источников…………………………………….…. 33
Экономика любого государства не может нормально развиваться без сбалансированного сочетания крупного, среднего и малого бизнеса.
В программе перехода к рынку основными принципами являются:
— законодательное обеспечение свободы предпринимательства и реализации прав собственности;
— свобода выбора форм экономической деятельности для всех граждан;
— допущение действия рыночных факторов наряду с государственным регулированием экономики в интересах граждан;
— максимальная открытость экономики Республики Беларусь;
— суверенное право разработки и осуществления законов и нормативно-правовых актов.
Так, после перехода нашей страны на рыночные отношения, было положено начало развития малого бизнеса, значимость которого во всех отношениях ежегодно возрастает, несмотря на то, что он находится на этапе становления.
Однако мы заметно отстаем от развитых стран мира.
Главной причиной отставания от других развитых стран является недостаточный период и отсутствие надлежащей поддержки в развитии малого бизнеса со стороны государства. К сожалению, многие руководители на государственном и региональном уровне недооценивают роль малого бизнеса в экономике страны.
Малый бизнес имеет большое значение в рыночной экономике. Без него рынок ни функционировал, ни имел должного развития. Становление и развитие малого бизнеса является одной из главных проблем экономической политики. Малый бизнес в рыночной экономике является определяющей составляющей, которая контролирует экономический рост, структуру и качество валового национального продукта. Поэтому абсолютное большинство развитых государств поощряет деятельность малого бизнеса.
Тема данной курсовой работы актуальна т.к. в настоящее время Беларусь стоит на этапе формирования рыночной экономики. В связи с этим возникает вопрос: каким образом будет идти развитие предпринимательства и с помощью каких мер государственной политики можно регулировать эту сферу деятельности.
Объектом исследования является малый бизнес в Республике Беларусь.
Предметом исследования выступает государственная поддержка малого бизнеса.
Целью курсовой работы является изучение теоретических аспектов развития малого бизнеса, а также рассмотрение системы государственной поддержки.
Задачи курсовой работы:
— рассмотреть роль малого бизнеса в современной рыночной экономике;
— изучить состояние малого бизнеса в Республике Беларусь;
— рассмотреть направления государственной поддержки малого бизнеса;
— выявить проблемы, перспективы, а так же методы активизации развития малого бизнеса.
1. Малый бизнес и его роль в рыночной экономике
1.1 Общая характеристика малого бизнеса
Малый бизнес является одним из самых важных элементов рыночной экономики. Без него не может осуществляться полноценное развитие государства. Малый бизнес по большей части задает темпы экономического роста в стране, структуру и качество валового национального продукта, образуется здоровая рыночная конкуренция, разрешаются различные социальные проблемы государства.[1]
Предпринима́тельство понимается как экономическая деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от производства и/или продажи товаров, оказания услуг. Для этой цели используется имущество, нематериальные активы, труд как самого предпринимателя, так и привлечённые со стороны. Нет гарантий, что затраченные средства окупятся, что произведённое будет продано с прибылью. С этим связан риск потерь всего или части имущества .[2]
Малое предприятие — это небольшое предприятие любого вида собственности, определяемое, прежде всего, ограниченной численностью рабочих и занимающие довольно малую долю в совокупности по стране, региону в объеме деятельности, которая является профильной для предприятия. К малым относят также, кроме производственных, коммерческие, консалтинговые фирмы, многие предприятия розничной торговли, сферы услуг.
Малым предпринимательством признаётся деятельность, осуществляемая определёнными субъектами рыночной экономики, имеющими установленные законом признаки, определяющие сущность этого понятия. Основным критерием, на основе которого предприятия (организации) различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является средняя численность работников, занятых за отчётный период на предприятии (в организации). В ряде научных работ под малым предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой лиц, или предприятия, управляемые одним собственником.
В основном, наиболее общими показателями, на основе которых субъекты хозяйственной деятельности относятся к субъектам малого предпринимательства, является численность персонала (работники, занятые на производстве), размер уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода). По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются следующие: средняя численность занятых на предприятии работников, ежегодный оборот, полученный предприятием, как правило, за год, и величина активов. Но во всех развитых странах первым критерием отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства является численность работающих.
В соответствии с Законом Республики Беларусь от 16 октября 1996 г. №685-XIII «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь» под субъектами малого предпринимательства понимаются предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, и юридические лица со следующей среднесписочной численностью работников:
- в промышленности и на транспорте — до 100 человек;
- в сельском хозяйстве, включая фермерские (крестьянские)хозяйства, и в научно-технической сфере — до 60 человек;
- в строительстве и оптовой торговле — до 50 человек;
- в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — до 30
- человек;
- в других отраслях непроизводственной сферы — до 25 человек).
Особое значение малый бизнес имеет в переходных экономиках, который, по существу, наряду с приватизацией есть фундамент, на котором вырастает негосударственный сектор экономики и институты рыночной экономики. Именно малые предприятия, не требующие крупных стартовых инвестиций и гарантирующие высокую скорость оборота ресурсов, способны наиболее быстро и экономно решать проблемы реструктуризации экономики, формирования и насыщения рынка потребительских товаров в переходный период. Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает экономике необходимую гибкость. [3]
Занимая определенную нишу в экономической структуре общества, малый бизнес имеет ряд достоинств:
- сравнительно низкую капиталоемкость и поэтому обширную доступность населению;
- массовость, что позволяет в короткий срок наладить производство разнообразных товаров и услуг;
- ориентацию на потребителя, так как выживаемость зависит от быстрой окупаемости;
- мобильность на рынке и в сфере технологий, что способствует ускоренному развитию НТП;
- быстрое накопление капиталов и их свободный перелив в наиболее окупаемые отрасли, что способствует их быстрому развитию;
- способность быстро поглощать большое количество рабочей силы;
- коллективистский социально-психологический климат, низкий уровень конфликтности, отсутствие бюрократизма в управлении;
- стремительная адаптацию на внешнем рынке;
- углубление внутриотраслевой специализации, снижение затрат на производство благодаря возникновению узкоспециализированных малых предприятий;
- относительно малое негативное влияние на окружающую среду. [3]
Источник: www.myunivercity.ru
Тема 31: Формы и методы политики государственной поддержки малого бизнеса в Республике Беларусь
Тема 32: Бюджетный дефицит и государственный долг в контексте экономической безопасности национальной экономики
Цель курсовой работы: показать механизм влияния фискальной политики и ее последствия на экономическую безопасность страны. В теоретической части раскрыть сущность и виды бюджетного дефицита и государственного долга, методы их финансирования; понятие экономической безопасности и критерии ее оценки; механизм взаимозависимости бюджетного дефицита и государственного долга, с одной стороны, и экономической безопасности, с другой стороны. В аналитической части следует изучить динамику и структуру изменения бюджетного дефицита и государственного долга в Республике Беларусь; методы их финансирования в сравнительной характеристики с другими странами СНГ и развитыми западными странами; дать оценку критериям экономической безопасности национальной экономики. В исследовательской части исследовать направления оптимизации бюджетной политики, предпринимаемые правительством Республики Беларусь; предложить систему мероприятий по укреплению экономической безопасности страны и повышению эффективности проводимой фискальной политики.
Тема 33: Макроэкономическая политика рыночной и административно-командной систем
Цель курсовой работы: показать сравнительную эффективность хозяйственного механизма рыночной и административно-командной экономик. В теоретической части необходимо показать экономические основы функционирования рыночной и административно-командной систем: ценообразование, управление, распределение ресурсов и доходов, стимулирование труда; финансирование экономики, теоретические основы построения макростатистики, формы собственности на капитали и т.д.; а также показать инструментарий проведения макроэкономической политики в двух исследуемых экономических системах. В аналитической части необходимо проанализировать состояние хозяйственного механизма Республики Беларусь на соответствие критериям рыночной и переходной экономик (можно в форме сравнительной характеристики с другими странами СНГ). В исследовательской части раскрыть направления структурных и институциональных преобразований в Республике Беларусь, необходимых для создания рыночной модели экономики в Республики Беларусь.
Источник: studfile.net
Формы и методы политики государственной поддержки малого бизнеса в Республике Беларусь
Негативное отношение к малому предпринимательству государства и общества также является очень серьезной проблемой, хотя в последние годы отношение меняется. Это связано с тем, что даже в данных условиях малый бизнес оказывает положительное влияние на экономику. Если затронуть проблему финансирования, то ее разрешение находится на нулевой стадии.
Говоря о взаимоотношениях малого бизнеса и государства, можно заметить, что здесь происходит монолог со стороны государства, которое не хочет «услышать» малый бизнес и вывести взаимоотношения на более качественно высокий уровень.
Файлы: 1 файл
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра экономической теории
по дисциплине: Макроэкономика
на тему: Формы и методы политики государственной поддержки малого бизнеса в Республике Беларусь
УЭФ, 2 курс, РЭУ-2 ________________ А.А. Михальков
………………….2 ________________ А.А. Михальков
1. Сущность системы государственной поддержки малого предпринимательства и ее необходимость…………………………………….4
1.2 Основные методы, формы и виды государственной поддержки малого предпринимательства
1.3 Государственная поддержка малого бизнеса в промышленно развитых странах
2. Анализ и оценка государственной поддержки малого предпринимательства в республике Беларусь
2.1 Законодательная база республики Беларусь по государственной поддержке малого предпринимательства
2.2 Состояние государственной поддержки малого предпринимательства в республике Беларусь
В курсовой работе дана попытка охарактеризовать малое предпринимательство в Беларуси в настоящее время, выделить особенности малого предпринимательства и обозначить основные и наиболее острые его проблемы.
Необходимо отметить, что малый бизнес в Беларуси уже имеет довольно широкую правовую основу, но она недостаточна. Проблема состоит в том, что она односторонняя, принятые правовые аспекты зачастую не реализуются, что делает абсурдным принятие каких-либо новых нормативно-правовых актов. Так же можно отметить постоянно меняющееся налоговое и учетное законодательство, что весьма негативно влияет на развитие малого бизнеса.
Особенности малых фирм, в первую очередь, определяются их размером. Отсюда вытекает и особая роль руководителя, и небольшой рынок сбыта, и исключительная гибкость в предоставлении товаров и услуг, и высокая доля оборотного капитала, и многие другие черты, присущие только субъектам малого бизнеса.
Исходя из особенностей, определяют и функции: экономическая — характеризуется даволи высоким процентом в общем количестве предприятий и в ВВП, а также инновационной деятельностью; социальная функция, позволяющая раскрыть индивидуальные черты человека, более полно реализовать себя как личность и сгладить социальные конфликты; экологическая- особенно актуальна в наши дни, когда грядет экологическая катастрофа, она позволяет более рационально использовать ресурсы и использовать в производстве отходы.
Говоря о малом бизнесе, надо сказать, что он наиболее эффективен лишь при взаимодействии с крупными предприятиями и наоборот. Это единое целое, из которого нельзя исключать отдельные части.
Негативное отношение к малому предпринимательству государства и общества также является очень серьезной проблемой, хотя в последние годы отношение меняется. Это связано с тем, что даже в данных условиях малый бизнес оказывает положительное влияние на экономику. Если затронуть проблему финансирования, то ее разрешение находится на нулевой стадии.
Говоря о взаимоотношениях малого бизнеса и государства, можно заметить, что здесь происходит монолог со стороны государства, которое не хочет «услышать» малый бизнес и вывести взаимоотношения на более качественно высокий уровень.
Подводя итог, можно сказать, что от развития малого бизнеса в Беларуси, от отношения общества и государства к этой сфере экономики зависит и развитие всей экономики Беларуси в целом.
1. Сущность системы государственной поддержки малого предпринимательства и ее необходимость
Целью государственной поддержки малого предпринимательства является формирование благоприятных условий для устойчивого развития малого предпринимательства на основе совершенствования форм и методов государственной поддержки в данной сфере экономики.
Более 20 лет назад, принимая курс на построение социально ориентированной рыночной экономики, руководство Республики Беларусь понимало, что одним из путей преодоления экономического и социального кризиса может стать поддержка и развитие малого предпринимательства. Обладая инновационными качествами, способностью к быстрому пристраиванию производства, малые предприятия создают конкурентную среду, препятствуют тенденции монополизации, а в итоге — повышают конкурентоспособность экономики государства в целом. При этом они благоприятно воздействуют на социальную обстановку, снижая безработицу и насыщая рынок товарами и услугами.
Однако государство понимало и то, что нельзя допустить развития предпринимательского сектора экономики на стихийной основе, по законам «теневой» экономики, что следует устранить такие препятствия на пути малого бизнеса, как отсутствие должной законодательной базы и равного доступа (наравне с госпредприятиями) к материальным и финансовым ресурсам, сформировавшийся в обществе отрицательный предпринимательский имидж, неурегулированность процессов регистрации и ряд других.
Поэтому государство и начало последовательно работать над решением этих вопросов. К настоящему моменту создана правовая основа для развития и поддержки предпринимательств а. В Конституции Республики Беларусь провозглашено равенство форм собственности. Принят ряд законов и указов Президента, нормативных актов правительства, непосредственно регулирующих вопросы развития предпринимательства. Сформирована единая система государственной поддержки предпринимательства и малого бизнеса.
Созданная в Беларуси единая система государственной поддержки предпринимательства включает в себя:
— Министерство предпринимательства и инвестиций и его территориальные комитеты в регионах;
— Белорусский и региональные фонды финансовой поддержки предпринимателей;
— центры поддержки предпринимательства, бизнес- инкубаторы, технопарки;
— фонд «Национальное агентство развития предпринимательства»;
— общественные объединения предпринимателей.
Данная структура не статична, она претерпевает и будет претерпевать изменения в соответствии с выявленными потребностями, которые отражаются в ежегодной Программе государственной поддержки малого предпринимательства в РБ.
Министерство предпринимательства и инвестиц ий, образованное 19 июля 1996 г., является центральным органом управления негосударственным сектором экономики. Оно содействует развитию и финансовой поддержке субъектов малого бизнеса в Республике Беларусь, способствует притоку инвестиций, противодействует монополизму, создает льготные условия получения научно-технической информации, новейших разработок и современных технологий как со стороны отечественных, так и иностранных предприятий и физических лиц, всячески помогает организации подготовки и повышения квалификации кадров для малого предпринимательства.
Ежегодно, начиная с 1997 г., Министерство предпринимательства и инвестиций разрабатывает программы государственной поддержки предпринимательства с целью увеличения вклада предпринимательского сектора в ВВП Республики Беларусь путем дальнейшего количественного и качественного роста предпринимательского сектора, расширения правового пространства, совершенствования и развития его инфраструктуры, финансового, информационного, научно-методического обеспечения и подготовки предпринимательских кадров. Аналогичные программы разрабатываются и в областях.
Указы Президента Республики Беларусь № 260 «О совершенствовании государственного управления в области предпринимательства и содействия инвестициям» и № 262 «О государственной поддержке малого предпринимательства», а также дополняющий их Указ № 435 и Закон Республики Беларусь «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь» содействуют оптимальному соединению интересов государства и частного бизнеса. Ключевым моментом этих нормативных документов является создание механизма государственной поддержки малого предпринимательства и эффективного взаимодействия государства и частнопредпринимательских структур.
В системе государственных органов исполнительной власти вопросы государственной поддержки малых предприятий в той или иной степени входят в сферу полномочий нескольких министерств и ведомств: Министерство предпринимательства и инвестиций, Министерство экономики, Министерство финансов, Министерство труда, Министерство внешних экономических связей, Государственный комитет по науке и технологиям, Министерство промышленности и др. Но основным звеном, координирующим и концентрирующим усилия различных государственных органов по поддержке малых предприятий, является Министерство предпринимательства и инвестиций. Одной из основных задач этого министерства является межотраслевая и межрегиональная координация деятельности министерств и ведомств, а также органов исполнительной власти в сфере поддержки и развития малых предприятий. На него возлагается задача по обеспечению формирования целостной системы инфраструктуры поддержки малых предприятий, а также:
1.развитие инвестиционной деятельности субъектов хозяйствования негосударственных форм собственности;
2.противодействие монополистической деятельности, развитие конкуренции;
3.регулирование отношений, связанных с защитой прав потребителей, включая контроль за осуществлением рекламной деятельности и т. д.
Министерство, в целом, определило подходы в развитии инфраструктуры поддержки предпринимательства. Целью образования объектов инфраструктуры поддержки малого бизнеса является создание определенной среды для облегчения старта предпринимателя, его быстрейшей адаптации к реалиям жизни.
Целью же системы государственной поддержки предпринимательства является разрешение проблем, которые мешают возникновению и дальнейшему развитию предпринимательства, а именно:
• отсутствие стартового капитала;
• постоянные изменения в законодательной базе, регулирующей деятельность частного сектора экономики;
•отсутствие возможности получить льготные долгосрочные кредиты
и инвестиции для реализации перспективных проектов;
• высокая арендная плата помещений;
• ограниченные возможности получения лизинговых услуг;
• нехватка квалифицированных специалистов;
• сложность проведения рекламной компании.
Предпринимательство является серьезнейшим экономическим сектором, способным решить ряд социально-экономических проблем: проблему занятости населения, создания новых предприятий, новых рабочих мест, привлечения прогрессивных технологий, инвестиций и др. Разумная государственная политика, направленная на развитие и поддержку предпринимательства, должна являться одним из приоритетных направлений функционирования государства.
Источник: www.yaneuch.ru