В условиях рыночной экономики получают развитие новые формы взаимоотношений предприятий. Прежде всего — это лизинг. Мировая практика свидетельствует, что до 50 % основных фондов предприятия обновляют с помощью лизинга.
Лизинг — форма долгосрочной аренды, связанная с передачей в пользование оборудования, транспортных средств и другого движимого и недвижимого имущества. Фирма, предоставляющая имущество в аренду, может приобрести его за счет банковского кредита (рис. 29). Тогда лизинговые платежи включают проценты за кредит.
Лизингодатель — компания, приобретающая оборудование за свой счет и сдающая его в аренду. В РФ функции лизингодателя часто выполняют лизинговые отделы коммерческих банков или лизинговые компании.
Лизингополучатель — фирма, использующая оборудование, приобретенное по лизингу, которая постепенно вносит арендную плату за использование лизингового имущества.
Эта сфера деятельности регулируется законом «О финансовой аренде (лизинге)» от 29.10.1998 г. № 164-ФЗ.
Меры поддержки малого бизнеса
Различают два вида лизинга: финансовый и операционный.
Финансовый лизинг предусматривает выплату арендатором в течение действия контракта сумм, покрывающих полную стоимость амортизации оборудования или большую ее часть, а также прибыли арендодателя. По истечении срока действия контракта арендатор может:
- — вернуть объект лизинга арендодателю;
- — заключить новый контракт на аренду;
- — выкупить объект лизинга по остаточной стоимости.
Рис. 29. Схема лизинга с использованием банковского кредита Пояснение к схеме:
- 1 — подается заявка на покупку оборудования;
- 2 — заключается договор лизинга;
- 3 — лизингодатель и банк заключают кредитный договор;
- 4 — лизингодатель и продавец оборудования заключают договор купли — продажи оборудования;
- 5 — происходит поставка оборудования лизингополучателю;
- 6 — оборудование страхуется
Операционный лизинг заключается на срок, меньший амортизационного периода имущества. После окончания контракта объект лизинга возвращается владельцу или вновь сдается в аренду.
Преимущества лизинга заключаются в том, что лизинг позволяет получить основные фонды и начать их эксплуатацию, не отвлекая деньги из оборота. Преимущество лизинга для лизингодателя в том, что при досрочном прекращении лизинговых платежей объект лизинга может быть ему возвращен. Гарантией такой формы кредитования является само имущество, находящееся в лизинге.
Иное дело, если заемщик получал кредит и по каким-то причинам не может его вернуть. Объект, приобретенный на кредит (здание, транспортное средство и пр.) не может быть изъят коммерческим банком. Как видим, лизинг — это эффективный способ финансирования для предприятий, не располагающих необходимыми средствами для капиталовложений в оснащение производства. Эта ситуация особенно характерна для малого бизнеса, как правило, имеющего ограниченные средства.
Меры государственной поддержки малого бизнеса | FranchCamp
Важно и то, что основные фонды в течение всей сделки находятся на балансе лизинговой фирмы, а платежи ей относятся к текущим расходам лизингополучателя, т.е. включаются в себестоимость производимой продукции и соответственно уменьшают сумму прибыли, облагаемой налогом.
Сравнение различных вариантов финансирования инвестиций позволяет сделать вывод, что приобретение оборудования за счет собственных источников средств имеет наилучшие показатели по абсолютной сумме фактических затрат и чистому потоку денежных средств с учетом дисконтирования. Однако важно учитывать, что эти затраты необходимо осуществить «одномоментно», что крайне проблематично для большинства российских предприятий. Если выбирать между классическим кредитом и лизинговой схемой покупки оборудования, то ее преимущества очевидны.
Также можно назвать другие варианты поддержки малого бизнеса, помимо лизинга. В частности, это система франчайзинга, вендинг, аутсорсинг, венчурное кредитование и др.
Франчайзинг — это система, при которой крупная фирма продает лицензии (франшизы) на свои технологию и товарный знак. В качестве примера можно назвать производство в России продукции компании «Кока-кола», открытие предприятий быстрого питания «Макдональдс» и пр. Система франчайзинга позволяет распространять производство в других странах через национальный капитал с использованием финансовых возможностей крупных компаний.
Итак, система франчайзинга предполагает следующие особенности (табл. 57). Между франчайзером и франчайзи заключается договор, называемый франшизой, в котором прописаны условия предоставления торговой марки.
Франчайзинг, права и обязанности сторон
Лицензирует или продаст свою торговую марку, бизнес-систему и ноу-хау, является правообладателем
Осуществляет свою деятельность под товарным знаком франчайзера, приобретает франшизу
Выступает в единственном числе
Может быть несколько фирм
Обеспечивает франчайзи разными формами поддержки бизнеса и пользуется правом регулирования деятельности франчайзи с целью сохранения репутации на рынке
Оплата первоначальной франшизной платы и затем текущие роялти за право ведения бизнеса
Один из первых вопросов, возникающий при составлении франчайзингового договора, — это вопрос о том, каким образом производиться оплата за предоставленное право пользования исключительными правами.
На получение прибыли участниками франчайзингового соглашения влияют наличие и величина платежей, осуществляемых франчайзи: паушальный взнос, роялти, текущие платежи.
Первоначальный взнос выплачивается франчайзеру в оговоренный срок после заключения договора. Паушальный взнос может рассматриваться как своего рода плата франчайзи за возможность заключить с франчайзером договор или как возмещение преддоговорных затрат франчайзера (подбор франчайзи, оформление документов, подготовка франчайзи к франшизной деятельности).
Текущие (регулярные) платежи — это основной вид платежей франчайзеру. В зависимости от вида предоставленных прав или услуг франчайзи они могут представлять собой следующие платежи:
- — платеж за пользование интеллектуальной собственностью франчайзера;
- — платеж за повседневную помощь в управлении заведением, планировании и организации операций;
- — платеж за регулярное повышение квалификации персонала;
- — платежи за исследования местного рынка;
- — платеж за помощь в ведении учета,
- — платежи за рекламные и другие услуги.
Текущие платежи должны выплачиваться по требованию франчайзера, они не обладают функцией получения прибыли.
Одним из регулярных платежей является роялти — это платеж за право пользования преимуществами, которые получает франчайзи от франчайзинга, такими как торговая марка, снижение рисков. Роялти, как и первоначальные платежи, предназначены для получения дохода франчайзером за потраченные ранее средства.
В сфере розничной торговли часто встречается ситуация отказа от роялти и от первоначального взноса. Этот феномен легко объясним: в данной сфере основным обязательством франчайзи является закупка товаров для продажи у франчайзера, а значит, «роялти» спрятано в торговой наценке на товар.
В сфере общественного питания в большинстве случаев присутствует и роялти, и паушальный платеж. Это объясняется особенностью франчайзинговых соглашений в данной сфере: франчайзер передает франчайзи не конкретный товар, а фирменную технологию, при этом сырье должно быть оговоренного качества, но канал его получения обычно не указывается. Поэтому франчайзер не имеет возможности получать прибыль, кроме взимания роялти.
Аутсорсинг (от англ. outsourcing — внешний источник) — передача организацией некоторых видов деятельности или производственных функций на обслуживание другой компании, специализирующейся в соответствующей области. В отличие от обычного субподряда, имеющего разовый, эпизодический, случайный характер, на аутсорсинг передаются обычно функции по профессиональной поддержке бесперебойной работоспособности отдельных систем и инфраструктуры на основе длительного контракта (не менее 1 года). В настоящее время аутсорсинг широко распространен в сфере малого и среднего бизнеса. Это такие направления, как автоматизация и применение информационных технологий, финансовый, кадровый, юридический аутсорсинг.
Обычно на аутсорсинг передаются следующие функции:
- • программирование; создание веб-ресурсов; разработка, установка, сопровождение ПО; обслуживание техники сторонними специализированными компаниями. Это гак называемый IТ-аутсорсинг.,
- • передача участков своего производства сторонним производителям (используется в производственном аутсорсинге);
- • аутсорсинг бизнес-процессов (АБП) (на внешнее обслуживание передаются отдельные бизнес-процессы, не являющиеся для компании основными. Это такие процессы как управление персоналом, бухгалтерский учет, реклама, маркетинг, логистика).
Применение аутсорсинга имеет ряд преимуществ.
- • Во-первых, фирма-заказчик имеет возможность сконцентрировать все внимание на основной деятельности организации.
- • Во-вторых, обычно выполнять данные функции своими силами обходится дороже, чем услуги организации-аутсорсера.
- • В-третьих, специализированные фирмы более качественно выполняют отдельные функции организации.
К недостаткам аутсорсинга относится совсем не проработанная российская законодательная база.
Одно из перспективных направлений бизнеса в России становится вендинг. Вендинг (от лат. уепdere — продавать) — это предпринимательская деятельность с использованием торговых автоматов. Также в сферу вендингового бизнеса можно включить сервисные услуги: поставка наполнителей для автоматов, ремонт оборудования.
Специального закона о ведении вендинг-бизнеса в России, как и во многих других странах, нет. Но юридическую основу можно составить с помощью отдельных законодательных актов, основной из них — это ст. 498 ГК РФ «Продажа товаров с использованием автоматов».
Крупные фирмы, финансируя небольшие инновационные фирмы, осуществляют это через венчурный (рисковый) капитал. Для крупной фирмы возможность неудачи при производстве инновационной продукции может нести намного более серьезные последствия, чем для маленькой фирмы. По этой причине крупной фирме выгоднее участвовать в разработке новых товаров через так называемое рисковое финансирование небольших фирм, специализирующихся на подобных разработках.
Также организация исследовательских процессов через малые фирмы более выгодна с точки зрения возможности применения налоговых и других льгот, получения прямой финансовой поддержки в рамках правительственных программ стимулирования научно-технического прогресса. Все это позволяет активно развивать рисковое финансирование.
Такой вариант финансирования инновационных разработок является взаимовыгодным, так как это позволяет малой фирме получить финансирование на свои разработки, а крупной фирме — минимизировать свои потери в случае неудачи.
По данным ОАО «Российская венчурная компания» в России наиболее популярным у венчурных инвесторов является сектор информационно — компьютерных технологий (в 2012 г. общий объем зафиксированных сделок составил около 1,11 млрд долл., или примерно 25 % от общего объема венчурных инвестиций) [1] . За сектором информационно-компьютерных технологий следует отрасль финансовых услуг по объемам зафиксированных инвестиций с результатом 871,5 млн долл. (21 % всего объема венчурных инвестиций).
Безусловно, венчурная фирма проходит стадию «инкубирования». Под инкубаторством понимается «выращивание» малой фирмы и предоставление разной помощи на этапах ее становления.
Бизнес- инкубатор — это специализированный центр поддержки малого и среднего бизнеса, ориентированный на ускорение развития начинающих компаний за счет предоставления целого комплекса ресурсов и услуг — бухгалтерские, юридические, информационные и другие либо бесплатно, либо по стоимости, ниже рыночной. Они существуют на деньги учредителей, которыми выступают государство и частный бизнес. Чаще всего первоначальные инвестиции обеспечивает государство, муниципалитеты или образовательные учреждения, а частные инвесторы подключаются, когда инкубатор начинает приносить прибыль. Рентабельность бизнес-инкубаторов зачастую обеспечивается за счет льготного режима налогообложения. Бизнес-инкубаторы также могут привлекать дополнительные средства с помощью грантов и конкурсов.
Например, в ТПУ действует студенческий технологический бизнес-инкубатор [2] .
Источник: studme.org
ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Формы государственной поддержки малого предпринимательства представлены на рис. 5.1. По характеру воздействия государства на деятельность предпринимателей поддержка малых предприятий может быть прямой и косвенной. Прямая поддержка малых предприятий ведется по таким направлениям, как налоговые льготы, выделение бюджетных средств на финансирование перспективных инвестиционных проектов, предоставление в аренду на льготных условиях государственного имущества и т.д.
Косвенная поддержка малых предприятий осуществляется через стимулирование крупных и средних промышленных предприятий, корпораций, банков, страховых компаний к развитию малого биз-
Рис. 5.1. Формы государственной поддержки малого предпринимательства
неса, например, через создание франчайзинговых сетей, инфраструктуры малого бизнеса, обеспечивающей общие условия его развития (учебных центров, бизнес-инкубаторов, технопарков, лизинговых, консалтинговых, аудиторских фирм и т.д.), выделение субвенций и дотаций регионам и муниципальным образованиям в качестве поощрения за высокий уровень развития малого предпринимательства, предоставление госзаказа крупным корпорациям при условии размещения ими на малых предприятиях заказов на производство запасных частей и т.д.
ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ
Функциональное направление государственной поддержки охватывает следующие формы:
- • организационно-инфраструктурная (упрощенная система регистрации, предоставление маркетинговой информации на льготных условиях, проведение консалтинга, аудита);
- • налогово-управленческая (налоговые формы господдержки);
- • имущественная (внедрение новых технологий, проведение лизинговых операций, применение гарантий с использованием госимущества);
- • финансово-кредитная (льготное кредитование и предоставление гарантий под кредиты банков).
Каждое из перечисленных направлений также может проявляться в прямой и косвенной поддержке предпринимательства (см. рис. 5.1).
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ФОРМЫ ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОЙ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА
Государственный институт регулирования финансово-кредитной поддержки предпринимательской деятельности представлен на рис. 5.2.
Объектом регулирования в первую очередь является деятельность финансовых посредников. Анализ системы государственного регулирования позволяет утверждать, что субъекты, контролируемые Федеральной службой по финансовым рынкам, имеют наиболее солидную нормативную базу по инвестиционной деятельности, учитывающую интересы как финансовых посредников, так и инвесторов. Контроль Федеральной службы по финансовым рынкам основан на принципах информационной прозрачности, защиты прав инвестора, разделения контролирующих функций, ликвидности активов, регулирования состава и структуры портфелей, предотвращения неинвестиционной деятельности.
Можно выделить следующие основные методы, применяемые Федеральной службой по финансовым рынкам для регулирования инвестиционной деятельности финансовых посредников:
- • установление ограничений при формировании диверсифицированного инвестиционного портфеля;
- • разработка систем внутреннего и внешнего контроля;
- • определение норм лицензирования;
- • установление требований к должностным лицам финансовых институтов.
Рис. 5.2. Схема государственного регулирования и контроля инвестиционной деятельности российских финансовых посредников
Анализируя нормативную базу, регулирующую деятельность коммерческих банков как финансовых посредников, можно прибегнуть к ее сравнению с регулированием финансово-посреднической деятельности субъектов посредничества, контролируемых Федеральной службой по финансовым рынкам:
- 1. Налицо экономическое сходство механизма осуществления деятельности общих фондов банковского управления (ОФБУ) и паевых инвестиционных фондов (ПИФ) как финансовых посредников, а также деятельности коммерческих банков и инвестиционных организаций по индивидуальному доверительному управлению. Банком России определяется более широкий спектр финансовых инструментов, входящих в объекты доверительного управления: денежные средства в российской и иностранной валюте, ценные бумаги, природные драгоценные камни и драгоценные металлы, производные финансовые инструменты.
- 2. Сравнивая инвестиционные ограничения для общих фондов банковского управления и паевых инвестиционных фондов, следует отметить, что для деятельности общих фондов банковского управления они минимизированы. При выборе инвестиционного посредника в целях работы на финансовых рынках решающим фактором остаются более широкие возможности при формировании портфеля.
- 3. Упрощение механизма регулирования состава и структуры активов ОФБУ уменьшает степень надежности вложения сбережений в имущественный комплекс, созданный при коммерческом банке.
- 4. Преимущество ОФБУ перед ПИФами заключается в том, что ОФБУ могут обменивать сертификаты на денежные рублевые и валютные средства, ценные бумаги, драгоценные металлы и камни, паи, но в то же время не имеют права заключать договора с нерезидентами.
- 5. Недостатком ОФБУ является то, что они не имеют сформированной системы внутреннего и внешнего контроля.
- 6. Банком России не предусматриваются условия прозрачности деятельности общих фондов банковского управления. Полная непрозрачность ОФБУ характеризует несформированную систему защиты прав инвесторов.
При рассмотрении регулирования финансово-посреднической деятельности негосударственных пенсионных фондов и страховых компаний целесообразно провести их сравнительный анализ, так как оба эти субъекта финансового посредничества принадлежат к контрактно-сберегательному типу: их инвестиционная деятельность основана на принципах диверсификации, возвратности, ликвидности и доходности.
Анализ системы государственного регулирования инвестиционной деятельности финансовых посредников позволяет сделать вывод, что данная система в настоящий период определяется достаточным количеством нормативных актов. При этом различные субъекты государственного регулирования по-разному подходят к контролированию данной деятельности, поэтому одни из субъектов финансового посредничества работают под более цивилизованным контролем, другие — находятся в более либеральных условиях для инвестиций. Но данное положение позволяет инвесторам выбирать наиболее привлекательный для себя субъект финансового посредничества.
Среди форм государственной финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства можно выделить:
- • субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам;
- • бюджетные кредиты, займы, ссуды;
- • государственные и муниципальные гарантии.
Правовые основы предоставления бюджетных средств в форме субвенций и субсидий субъектам предпринимательства, в том числе и малого предпринимательства, установлены в Бюджетном кодексе РФ.
Субвенция — это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов.
Субсидия — это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому и юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов. Согласно п. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ, предоставление субвенций и субсидий, в том числе на выделение грантов и оказание материальной поддержки, допускается:
- • из федерального бюджета — в случаях, предусмотренных федеральными и региональными целевыми программами и федеральными законами;
- • из бюджетов субъектов РФ — в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами, законами субъектов РФ;
- • из местных бюджетов — в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами, законами субъектов РФ и решением представительных органов местного самоуправления. Однако прямое бюджетное субсидирование малого предпринимательства обладает рядом недостатков:
- • бюджетное субсидирование не обладает гибкостью и оперативностью, поскольку осуществляется через государственные ведомства;
- • оно ставит субъектов малого предпринимательства в неравные отношения. Как правило, субсидий на всех не хватает;
- • в нынешних российских условиях практически невозможно избежать нарушений и злоупотреблений со стороны органов государственной власти при выдаче субсидий.
Субсидии целесообразно выдавать лишь в приоритетных областях экономики, например в сельском хозяйстве, промышленности, инновационном бизнесе и т.д. Процедура выдачи субсидий, безусловно, должна быть строго регламентирована для предупреждения злоупотреблений. Необходим также контроль за их выдачей на всех уровнях власти.
Существует отдельная категория малых предприятий, предоставление субсидий которым предусмотрено приказом Министерства промышленности, науки, технологий РФ «Об утверждении Правил предоставления субсидий организациям народных художественных промыслов» от 20.06.2003 г. № 146.
Одной из форм государственного финансирования малого бизнеса является предоставление кредитов, займов, ссуд субъектам малого предпринимательства. Средства из государственного бюджета могут передаваться предпринимателям на условиях возвратности и, как правило, платности. В этих случаях следует говорить о государственном кредитовании предпринимательской деятельности. Общие условия и основные направления государственного кредитования содержатся в ежегодном законе о федеральном бюджете.
Обязательным условием бюджетного кредитования является проведение предварительной проверки финансового состояния получателя бюджетного кредита финансовым органом или по его поручению уполномоченным органом.
Нормы бюджетного кредитования малого бизнеса содержатся в Бюджетном кодексе РФ и в Законе № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Однако там речь идет о льготном кредитовании. Согласно ст. 11 данного закона, кредитование субъектов малого предпринимательства осуществляется на льготных условиях с компенсацией соответствующей разницы кредитным организациям за счет средств фондов поддержки малого предпринимательства.
Размер, порядок и условия компенсации устанавливаются договором между кредитной организацией и соответствующим фондом поддержки малого предпринимательства. Этот механизм реализуется на уровне субъектов РФ и местного самоуправления. Однако на федеральном уровне в настоящее время отсутствует методология компенсирования.
Согласно ст. 8 Закона № 88-ФЗ, государственные и муниципальные формы поддержки малого предпринимательства имеют право на предоставление субъектам малого предпринимательства льготных кредитов, беспроцентных ссуд, краткосрочных займов. Таким образом, в законе закреплено лишь право, но не обязанность на предоставление фондами льготных кредитов.
Одной из форм бюджетного кредитования малого предпринимательства является предоставление инвестиционного налогового кредита. Данная форма финансирования деятельности предпринимательских фирм, в том числе и малых, предусмотрена в Налоговом кодексе РФ. Согласно ст.
66 части 1 Налогового кодекса РФ, инвестиционный налоговый кредит — это такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии соответствующих оснований предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Такой кредит может быть предоставлен малому предприятию, но не индивидуальному предпринимателю. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен малому предприятию по налогу на прибыль, а также по региональным и местным налогам на срок от одного до пяти лет.
Малое предприятие имеет право на инвестиционный налоговый кредит в следующих случаях:
- • при проведении научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами;
- • при осуществлении внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создании новых или совершенствовании применяемых технологий, создании новых видов сырья или материалов;
- • если фирма выполняет особенно важный заказ по социально- экономическому развитию региона или предоставляет особенно важные услуги населению.
Малое предприятие, получившее инвестиционный налоговый кредит, вправе уменьшать свои платежи по налогу в течение срока действия договора об инвестиционном налоговом кредите. При этом уменьшение производится по каждому платежу за каждый отчетный период до тех пор, пока сумма, не уплаченная фирмой в результате всех таких уменьшений (накопленная сумма кредита), не станет равной сумме кредита, указанной в соответствующем договоре.
Субъекты малого предпринимательства могут получать ссуды из федерального бюджета на основании Указа Президента «О порядке предоставления финансовой поддержки предприятиям за счет средств федерального бюджета» от 08.07.1994 г. № 1484. Согласно данному указу, беспроцентная возвратная ссуда из средств федерального бюджета может предоставляться предприятиям всех форм собственности для следующих целей:
- • на проведение структурной перестройки производства;
- • для расчетов по целевым кредитам, направленным на закупку оборудования и материалов;
- • на разработку, внедрение и приобретение новейших технологий, оборудования и материалов, в том числе за рубежом. Рассмотрим такую форму бюджетного финансирования малого
предпринимательства, как государственные и муниципальные гарантии.
Для привлечения инвестиционных ресурсов в малое предпринимательство могут использоваться так называемые гарантийные механизмы. Гарантия коммерческим банкам должна предоставляться фондом поддержки малого предпринимательства за счет средств гарантийного резерва в форме заключения договора поручительства. Однако в настоящее время не проработан механизм и не установлен порядок бюджетного дотирования программ гарантирования кредитных рисков, который должен быть сформулирован в соответствующем законодательстве.
Подводя итог исследования государственной финансово-кредитной поддержки малого бизнеса за период развития рыночной экономики в России, следует отметить следующее. Главный недостаток государственного финансирования малого предпринимательства состоит в том, что бюджетные финансовые ресурсы зачастую не доходят до реально функционирующих малых предприятий. Сложившаяся система контроля не обеспечивает целевого использования бюджетных ресурсов. Практика свидетельствует о том, что выборочное предоставление прямых льготных кредитов и субсидий оказывает меньшее стимулирующее воздействие на формирование финансов малых предприятий, чем осуществление государственной поддержки в форме гарантированного кредита.
Выдача льготных займов для субъектов малого предпринимательства, так же, как и субсидирование процентной ставки по кредитам, требует привлечения больших средств и является достаточно рискованным проектом для организаций, предоставляющих кредиты. Поэтому данный механизм будет работать эффективно только при условии создания действенной системы государственных гарантий.
Источник: studref.com
Основные формы государственной поддержки малого предпринимательства: виды, куда обратиться, основные требования к кандидатам
Открытие нового дела сопряжено для начинающего бизнесмена с определенными трудностями. Отсутствие опыта и нужных средств могут препятствовать достижению успеха. Государство оказывает прямое и косвенное содействие развитию малого бизнеса. В нынешнее время запущен ряд программ, действуют формы государственной поддержки малого предпринимательства, нацеленные на поддержание экономической деятельности начинающих бизнесменов.
Значение государственной поддержки для малого бизнеса
Силами правительства была приняты программные законы экономического развития страны на текущий 2020 год. В ней находят отражения основные пути реализации помощи предпринимателям. Практическая реализация форм посильный поддержки направлена на создание здоровой конкурентной страны.
Возможность получения поддержки упрощает процесс открытия нового дела. Современные пути оказания поддержки выручают в сложившейся непростой ситуации. Одной поддержки для открытия дела недостаточно. Сегодня ведутся работы по техническому обновлению, вводятся инновационные разработки в сферу поддержания экономической деятельности предпринимательства.
Основные формы поддержки малого бизнеса
Стартаперы могут воспользоваться действующими федеральными программами поддержки. Все меры, проводимые с этой целью, регулируются правоустанавливающими указами Минэкономразвития.
Сегодня предприниматель может рассчитывать на следующие формы поддержки:
- Выделение целевых субсидий. В некоторые моменты государство оказывает безвозмездную поддержку предпринимателю. При этом бизнесмен должен соответствовать предъявляемым требованиям участника программы. Максимальная величина субсидирования составляет 250.000 рублей. Решение о ее выдаче выдается после тщательного анализа предъявленного бизнес-плана.
- Свободный коучинг. Подобные меры проводятся на базах действующих центров занятости, социально активных фондов развития бизнеса. Компетентные сотрудники отвечают на вопросы, связанные с современным налогообложением, ведению прозрачной бухгалтерии. Стартаперы также могут рассчитывать на консультацию компетентных специалистов по иным сферам, связанным с взаимодействием с необходимыми государственными органами.
- Обучение вести бизнес. Действующие фонды развития бизнеса периодически приглашают предпринимателей на обучающие тренинги, лекции, нацеленные на оказание посильной поддержки начинающих бизнесменов. Посещение их открыто для любого желающего по предварительной записи.
- Выдача земли либо помещения в аренду на льготных условиях. Предпринимателю вверяют на условиях временного пользования определенный участок либо полноценную недвижимость. Эти меры позволяют экономить на приобретении помещения для деятельности.
- Оформление льготного кредитования. В нынешнее время запущен ряд действующих программ, направленных на получение ссуды новичкам на лояльных условиях.
- Доступ к участию в специальных выставках либо ярмарках на безвозмездной основе. Начинающие бизнесмены могут разместить на бесплатных торговых порталах информацию о своем уникальном продукте, что позволит в разы сократить траты на проведение рекламной кампании.
Помимо этого, стартапер может принимать участие в конкурсных программах — федеральные проекты, где бизнесмен получает внушительные суммы, до 25 миллионов рублей.
Реализует эти проекты Фонд содействия инновациям — действующая государственная организация, представительство которых есть практически в каждом регионе.
Источник: uristdnya.com