Как свидетельствует мировой опыт, экономика в любой стране не может успешно развиваться, если государство не обеспечивает надлежащих для этого условий и не беспокоится о системе защиты прав субъектов рынка. В рыночной экономике государство и бизнес не противодействуют между собой, а наоборот наибольший социально-экономический эффект достигается на основе сотрудничества, взаимопонимания решения существующих проблем. Государственное регулирование — система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, направленных на достижение намеченных целей, осуществляемых органами исполнительной управления.
Государственное регулирование предпринимательства — это влияние государства на деятельность субъектов предпринимательской деятельности и рынок для обеспечения оптимальных условий их функционирования.
Предпринимательство, как и рыночная экономика, не имеет врожденного иммунитета против монополизма, инфляции и спадов деловой активности. Предпринимательство также не может самостоятельно решать сложные региональные проблемы, возникающие под влиянием исторических, национальных, демографических и других нерыночных факторов. Для их решения требуется вмешательство государства, его соответствующая региональная политика. Следовательно, без вмешательства государства, без государственного регулирования предпринимательство никогда не сможет сделать производство экономически безопасным, гарантировать реализацию социально-экономических прав человека, выровнять структурные и региональные диспропорции, обеспечить продовольственную безопасность страны и тому подобное. Для осуществления эффективного государственного регулирования предпринимательства необходимы соответствующие механизмы.
Урок 13. Функции государства
Механизмы государственного регулирования предпринимательства — это система мероприятий, разработанных государством, с учетом требований рынка и интересов субъектов предпринимательской деятельности — правовой, финансовый, стимулирования, поддержки, содействия, контроля, а также формы и методы реализации государственного регулирования, государственные органы и фонды, призваны заниматься деятельностью субъектов предпринимательства.
Государственное регулирование предпринимательства имеет свои функции, инструменты (методы) и соответствующие органы (рис. 2.1).
Рис. 2.1. Факторы, влияющие на субъектов предпринимательской деятельности
Основные функции государственного регулирования предпринимательства таковы:
1) поддержка пропорциональности производства и потребления, анти циклическое регулирование;
2) поддержка и развитие конкуренции, антимонопольные меры;
3) перераспределение доходов и социальной защите предпринимателей и потребителей.
К инструментам, или методов государственного регулирования предпринимательства, относятся:
Функции государства
— Налогово-бюджетная система (фискальная)
— Внешнеэкономическое регулирование (таможенные пошлины, лицензии, квоты).
Органами государственного регулирования предпринимательства являются центральные органы исполнительной власти, а также местные органы исполнительной власти и органов самоуправления, которые реализуют государственную политику по регулированию, поддержки и развития предпринимательства. В частности, основным центральным органом власти по осуществлению государственного регулирования и поддержки предпринимательства и лицензирования предпринимательской деятельности является Государственный комитет Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства. Существуют и другие центральные органы власти, осуществляющих государственное регулирование предпринимательства, в том числе функции координатора макроэкономической политики государства в Украине выполняет Министерство экономики Украины, функции контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, защиты субъектов предпринимательства и потребителей от его нарушений — Антимонопольный комитет Украины и др.
Цели государственное регулирование предпринимательства:
— Создание правовой базы;
— Стабилизация экономики и осуществления ее структурной перестройки, создания условий для экономического роста, сглаживание товарных и региональных диспропорций;
— Обеспечение социальной защиты и социальных гарантий;
— Потребность пополнения государственного бюджета, справедливого распределения доходов;
— Обеспечение эффективности отечественного производства и деятельности субъектов бизнеса;
— Рациональное использование различных видов ресурсов;
— Обеспечение надлежащего правопорядка и национальной безопасности государства;
— Защита национальных интересов в системе международных хозяйственных связей;
— Защита окружающей среды от негативных экологических последствий (эффектов) деятельности некоторых предпринимательских структур, обеспечение населению экологической безопасности.
Государство создает общеэкономические, правовые и социальные условия, обеспечивающие нормальное функционирование предпринимательства. Она определяет и внедряет правила рынка (бизнеса) путем издания мотивированных законодательных и нормативных актов, способствующих развитию рыночной конкуренции и соблюдению этико-правовых норм бизнеса; государство контролирует выполнение этих правил; защищает права собственности и свободы хозяйственной деятельности.
Государство разрабатывает и принимает меры поощрения развития бизнеса (субсидирование, льготное налогообложение, ускоренная амортизация) и административные меры наказания (штрафы, судебные иски) за несоблюдение правил бизнеса. Такими средствами государство реализует регулирования экономической деятельности субъектов хозяйствования, поощряя одни виды деятельности путем субсидирования и удерживая другие через налогообложение. Кроме того, государство осуществляет: обеспечение кредитования, гарантирования займов, страхование производство и продажа товаров и услуг предприятиями, находящимися в государственной собственности (частично или полностью).
Государство законодательно обеспечивает свободу конкуренции между предпринимателями, защищает потребителей от проявлений недобросовестной конкуренции и монополизма в любых сферах предпринимательской деятельности.
Методы государственного регулирования предпринимательства:
Экономические методы основаны на использовании различных экономических, финансовых рычагов. Это налоги, цены, кредиты, банковские проценты, экономические санкции (пеня, штрафы), целевые дотации, перераспределение доходов и ресурсов, льготы.
Административные методы осуществляются посредством принятия законодательных актов и обеспечения Их соблюдение путем контроля со стороны органов исполнительной власти в пределах своей компетенции. К административным рычагам относятся указы, приказы, постановления, инструкции, стандарты, импортные квоты, нормы, нормативы, лимиты, прямой запрет. Административные методы должны использоваться государством в том случае, когда экономические методы недостаточно эффективны при решении той или иной задачи.
Государство гарантирует всем предпринимателям, независимо от избранных ими организационных форм предпринимательской деятельности, равные права и создает равные возможности доступа к материально-технических ресурсов. Обеспечение материально-техническими ресурсами и другими ресурсами, которые централизованно распределяются государством, осуществляются только при условии выполнения предпринимателем работ и поставок для государственных нужд.
Государственная политика поддержки предпринимательства — это совокупность (комплекс) приоритетных народнохозяйственных подходов и решений, которые определяют основные направления и формы правового, экономического и организационного содействия развитию предпринимательства с учетом интересов государства и субъектов хозяйствования.
Под государственной поддержкой необходимо понимать, с одной стороны, государственное регулирование этого сектора экономики, предполагает прежде всего сознательное формирование государственных структур правовых, экономических и организационных условий становления и развития предпринимательства, а с другой — создание стимулов, использование материальных и финансовых ресурсов, привлекаемых в сферу предпринимательства на льготных условиях или бесплатно.
Основными целями государственной политики поддержки предпринимательства являются:
— Обеспечение роста внутреннего валового продукта за счет деятельности субъектов предпринимательской деятельности;
— Привлечение субъектов предпринимательства к решению социально-экономических проблем на государственном и региональном уровнях;
— Совершенствование структуры субъектов предпринимательства;
— Повышение технологического уровня производства предпринимательских структур;
— Поощрение развития субъектов предпринимательской деятельности в приоритетных отраслях и на территориях приоритетного развития;
— Создание новых рабочих мест, уменьшение безработицы;
— Содействие максимальной самореализации граждан в предпринимательской деятельности;
— Формирование социального слоя собственников и предпринимателей.
Государственная поддержка предпринимательства осуществляется по следующим основным направлениям:
— Предоставляют предпринимателям земельные участки и имущество (производственные и нежилые помещения, объект незавершенного стройки, не используемое оборудование), которые необходимы для осуществления предпринимательской деятельности;
— Осуществляется первоначальное обустройство неосвоенных территорий объектами производственной и социальной инфраструктуры с последующей продажей или передачей предпринимателям на условиях аренды, лизинга, кредита;
— Способствует организации материально-технического обеспечения и информационного обслуживания предпринимательства, подготовке и переподготовке необходимых кадров, способных эффективно хозяйствовать в рыночных условиях;
— Стимулирует с помощью экономических рычагов (целевых кредитов, налоговых льгот) разнонаправленную инновационную деятельность, освоение новых видов продукции и услуг;
— Государство берет на себя функции по созданию рыночной инфраструктуры, то есть тех институциональных структур которые могут предоставить предпринимателям сопроводительные услуги, необходимые для успешного бизнеса (биржи, банки, страховые компании, склады, оптовые рынки, ярмарки, аукционы, лизинговые компании, консалтинговые фирмы, бизнес — инкубаторы, технопарки.
Государственное регулирование предпринимательства заключается в том, что государство законодательно обеспечивает свободу конкуренции между предпринимателями, защищает потребителей от недобросовестной конкуренции и монополизма.
Органы государственного управления регулируют свои отношения с предпринимателями, используя налоговую, финансово-кредитную и ценовую политику; государственное имущество и систему резервов; социально-экономические и другие нормы и нормативы; научно-технические, экономические и социальные долгосрочные программы; договоры (контракты) на выполнение работ и поставок продукции для общегосударственных нужд.
Обеспечение реализации государственной политики по регулированию предпринимательства осуществляется в соответствии со своей компетенцией на общегосударственном уровне Украинский фонд поддержки предпринимательства, на региональном уровне — региональные фонды поддержки предпринимательства на местном уровне — местные фонды поддержки предпринимательства.
Источник: studbooks.net
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»
МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / БИЗНЕС / СТИМУЛИРОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / СТАРТАП-ПРОЕКТЫ / SMALL AND MEDIUM ENTERPRISES / BUSINESS / INCENTIVES / GOVERNMENT SUPPORT / STARTUP PROJECTS
Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курцадзенано Имедаевна, Курцадзе Анна Имедаевна, Оноприенко Юлия Геннадиевна
В статье дана краткая характеристика развития малого и среднего предпринимательства в России. Рассмотрена системаподдержки и регулирования предпринимательства в нашей стране. Выделены основные функции и меры государства, необходимые для поддержки предпринимательской деятельности.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Курцадзенано Имедаевна, Курцадзе Анна Имедаевна, Оноприенко Юлия Геннадиевна
Успешный опыт государственной поддержки малого предпринимательства на примере Республики Корея
Современные подходы к совершенствованию системы государственного стимулирования малого предпринимательства в региональной экономик
Теория и практика государственного регулирования и поддержки малого и среднего предпринимательства
Методы государственного регулирования и поддержки предпринимательской деятельности за рубежом, в России и в Крыму
Современное состояние и проблемы развития малого бизнеса
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
STATE SUPPORT FOR THE DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED ENTREPRENEURSHIP
The article gives a brief description of the development of small and medium-sized enterprises in Russia. The system of support and regulation of entrepreneurship in our country is considered. The main functions and measures of the state necessary to support entrepreneurial activity are highlighted.
Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Волгоградский государственный технический университет, г. Волгоград, Российская Федерация Курцадзе Анна Имедаевна, Волгоградский государственный технический университет, г. Волгоград, Российская Федерация Оноприенко Юлия Геннадиевна, к.э.н., доцент кафедры «Менеджмент и финансы производственныхсистем», Волгоградский государственный технический университет, г. Волгоград,Российская Федерация
STATE SUPPORT FOR THE DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED
Volgograd State Technical University, Volgograd, Russian Federation Onoprienko Julia Gennadievna,
Ph.D., associate professor of the department «Management and finance of industrial systems», Volgograd State Technical University, Volgograd, Russian Federation
Аннотация. В статье дана краткая характеристика развития малого и среднего предпринимательства в России. Рассмотрена системаподдержки и регулирования предпринимательства в нашей стране. Выделены основные функции и меры государства, необходимые для поддержки предпринимательской деятельности.
Abstract. The article gives a brief description of the development of small and medium-sized enterprises in Russia. The system of support and regulation of entrepreneurship in our country is considered. The main functions and measures of the state necessary to support entrepreneurial activity are highlighted.
Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, бизнес, стимулирование, государственные программы, государственная поддержка, стартап-проекты.
Keywords: Small and medium enterprises, business, incentives, government support, startup projects.
Значение малых и средних предприятий для развития современной российской экономики трудно переоценить, поскольку они должны поддерживать здоровую конкурентную среду и предотвращать монополизацию рынка. По словам И.А. Ляшевича, основная часть национальных ресурсов создается в секторе малого бизнеса, которые, в свою очередь, являются питательной средой крупных и средних предприятий. Сегодня большое внимание уделяется развитию малых и средних предприятий (МСП). Совершенствуется сфера права, расширяются инструменты государственной поддержки, оптимизируется налогообложение и др. [2, стр.62].
Термин «государственная поддержка предпринимательства»можно рассматривать как целенаправленное создание экономических и правовых условий, стимулов для развития отраслей производств, и инвестирование в него материальных и финансовых ресурсов на выгодных условиях.
В настоящее время система государственной поддержки и регулирования малых и средних предприятий должна быть эффективной и интегрированной, поскольку МСП являются важной предпосылкой формирования так называемого среднего класса — социальной основы, обеспечивающей устойчивое развитие России, общества [4, стрЛ02-Ш5].
Сектор малого бизнеса ориентирован на торговлю и общественные услуги. Большинство средних компаний в основном представлены в сфере производства, строительства и сельского хозяйства. В то же время в России созданы организационно-правовые основы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства[5,стр 146].
Система поддержки и регулирования малого предпринимательства в России представлена органами государственной власти, местного самоуправления и др. (рис. 1) .
Система поддержки и регулирования малого и среднего предпринимательства
Органами государственной власти и органами местного самоуправления, занимающиеся вопросами малого предпринимательства Институтом развития сферы малого предпринимательства, Нормативно — правовой базой по вопросам регулирования и поддержки малого предпринимательства
На уровне Российской Федерации — это Департамент развития малого и среднего предпринимательства Министерства экономического развития Российской Федерации, в субрегионах Российской Федерации и в муниципалитетах — это могут быть различные комитеты и ведомства, департаменты, отделы наделенные полномочиями, которые должны решать вопросы поддержки и регулирования малого бизнеса. В лице Федеральной компании по развитию малого и среднего предпринимательства, созданной в 2015 году, которая выступает координатором поддержки малого бизнеса. Основой является Конституция Российской Федерации, которая закрепляет право на предпринимательскую деятельность. Кроме того, нормативно-правовая база в области поддержки и регулирования малого бизнеса представлена федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и нормативными правовыми актами, также законы субъектов РФ, органов местного самоуправления
Источник: составлено автором Рис. 1 — Система поддержки и регулирования МСП в РФ
К сожалению, в Российской Федерации малые и средние предприятия пока не рассматриваются в качестве сильного ресурса, способного обеспечить устойчивое развитие государства и его регионов. Они не входят в число реальных приоритетов политики страны, которая характеризуется несовершенством государственной поддержки. [1].
Государство должно выполнять ряд функций, чтобы оказывать поддержку таким формам предпринимательской деятельности. Первая функция государства в поддержке таких предприятий заключается в том, что это структура власти, которая создает необходимые условия для управления рыночными единицами, разрабатывает и контролирует соблюдение законодательства. Вторая функция -государство является собственником имущества, где оно имеет право полностью распоряжаться и управлять государственной собственностью. Третья функция в том, что государство обладает рычагами регулирования экономики и рыночных процессов. Данные три функции государства позволяют определить поддержку МСП по следующим направлениям:
1.Формирование институциональных основ;
2.Научно-методическое, техническое и финансовое обеспечение подготовки кадров для МСП;
3.Нормативно-правовое обеспечение деятельности субъектов МСП;
4.Налоговая политика, содействующая развитию МСП;
6.Создание и развитие финансово-кредитной поддержки[3].
Таким образом, государственные программы поддержки малым и средним предприятиям направлены на создание благоприятных условий для деятельности МСП с целью повышения качества и эффективности действий на государственном и на национальном уровнях. Такие условия могут быть достигнуты только в том случае, если государство активно принимает следующие меры:
1) В большинстве промышленно развитых стран государственные заказы являются важным инструментом государственной поддержки малого бизнеса. Этот тип отношений позволяет малым предприятиям предлагать гарантированный рынок, ускорять процесс накопления капитала, наращивать производственные мощности, повышать конкурентоспособность, модернизировать оборудование и др .;
2) Кредитная и финансовая поддержка малого бизнеса могут предоставляться посредством разработки и реализации государственных целевых программ, предоставления льготных или безвозвратных субсидий, в основном для целей научно-технического развития малого и среднего бизнеса.
3) Необходимо прояснить вопросы государственной финансовой поддержки МСП и их взаимосвязи с бюджетом. Необходимо пересмотреть порядок создания, эксплуатации и ликвидации малых предприятий. Кроме того, для ряда направлений деятельности малых компаний необходимо создание законодательного
оформления, в частности, чтобы заполнить пробел в законодательстве о взаимодействии малых и крупных компаний.
4) В целях улучшения кредитования банками малых предприятий могут быть предложены следующие меры:
— разработка конкретных законодательных мер и механизмов поддержки малого бизнеса;
— совершенствование стандартной системы кредитования малого бизнеса;
— постепенное улучшение условий кредитования;
-активизация кредитных бюро;
-разработка и реализация федеральных программ стимулирования кредитования малого бизнеса;
— повышение доверия между компаниями и банками;
— укрепление сотрудничества между малыми и крупными банками для увеличения кредитования малого бизнеса и снижения кредитного риска;
5) В области неналогового регулирования может быть предложено максимальное использование международного опыта поддержки и развития малого бизнеса, участия в совместных программах, реализации собственных программ и работы с потенциальными инвесторами. На основе единой классификации малых (средних) предприятий должны быть разработаны и реализованы государственные программы развития, поддержки, кредитования и др.[4,стр. 98].
Государственная помощь малым предприятиям России в ближайшее время будет оказываться различными органами власти. К ним относятся:
— Администрация города — предоставление необходимой информации.
-ТИП (Торгово-промышленная палата) — бесплатные юридические консультации, развитие бизнеса, маркетинг и др. Поддержка участия малых и средних предприятий в выставках на федеральном и международном уровне.
-Фонд поддержки предпринимательства — проведение профессионального аудита бизнес-проектов, созданных предпринимателями. В случае одобрения, выделение средств на развитие компании.
-Инкубаторы — создание эффективной инфраструктуры: предоставление офисных площадей, бизнес-консалтинг, рекламные проекты и помощь в привлечении инвестиций.
-Рисковый капитал и гарантийные фонды — финансовая поддержка для перспективных стартапов и молодых предпринимателей, гранты.
-Бюро по трудоустройству — помощь безработным гражданам, которые хотят начать бизнес.
-Московский фонд поддержки малого предпринимательства — Московский гарантийный фонд помогает малым и средним предприятиям получить дополнительное финансирование. Фонд выступает гарантом для МСП Москвы по отношению к банкам-партнерам и другим кредиторам [4,стр. 101-107].
Таким образом, несмотря на текущий спектр проблем, государство пытается реализовать новые, более эффективные программы поддержки МСП в ближайшее время:
1. Неэффективно использованное государственное имущество будут сдавать в аренду по льготной цене, и ему также будет разрешено сдавать в аренду недвижимость на льготные условиях. В этом случае объем имущества, сдаваемое в аренду малому и среднему бизнесу будет увеличен не менее чем на 25% к 2024 году.
2. 1 января 2019 года вступил в силу федеральный закон, разрешающий страхование банковских вкладов / счетов малого бизнеса — юридических лиц — малые и средние предприятия, зарегистрированные в соответствующем реестре.
3. К 2024 году будет реализована программа «Расширение использования франшизы» в МСП. Программа предполагает предоставление льготных микрозаймов малому и среднему бизнесу на покупку франшизы. Кроме того, до 1 июня 2022 года расходы на лизинг для МСП снижены до средней ставки 8% или менее.
1. Зиятдинов И.Т. Методы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства // Студенческий форум: электрон.научн. журн. 2017. № 3(3). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/3/19299 (дата обращения: 11.09.2019).
2.Ляшевич И. А. Правовые проблемы регулирования малого и среднего бизнеса в России на современном этапе [Текст]//Журнал российского права. -2012. -№ 5. — С. 61-64.
3. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика»: Постановление Правительства Рос. Федерации от 15.04.2014 № 316 (ред. от 08.06.2016). URL: http://base.garant.ru/70644224/ (дата обращения: 11.09.2019).
4.Фрумина С.В. О государственных программах, стимулирующих развитие малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2016. № 7. С. 98-107./(дата обращения 11.09.2019).
5.Юрченко А. В. Развитие системы государственной поддержки и регулирования малого предпринимательства в России // Молодой ученый. — 2018. — №6. — С. 146-149. — URL https://moluch.ru/archive/192/48131/ (дата обращения: 11.09.2019).
Источник: cyberleninka.ru
Функции государства в современной системе рыночной экономики
Государство в современной системе рыночной экономике играет важную роль. Государство регулирует и контролирует экономику. Через функции регулирования рыночной экономики государство создает благоприятные условия существования общества, а так же условия для развития предпринимательской деятельности и бизнеса.
Ключевые слова
РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА, КОНКУРЕНЦИЯ, РЫНОЧНАЯ СИСТЕМА, ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
Текст научной работы
Государство всегда играло важную роль в развитие рыночной экономики. Даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей.
Впервые Адам Смит обосновал в работе,, Исследование природы и богатства народов,, что рыночная система способна к саморегулированию в основе, которого лежит «невидимая рука» — т.е. личный интерес, связанный со стремлением к прибыли.
Так же нельзя забывать про выдающегося экономиста Джона Кейнса, который внес немалый вклад в развитие экономики. В 30-е годы нашего века Кейнс в своей работе «Общая теория занятости, процента и денег» выдвинул идеи, которые вызвали переворот в классических воззрениях на рыночную экономику. Он считал, что необходимость государственного вмешательства, способно уравновесить совокупный спрос и совокупное предложение, вывести экономику из кризиса.[3]
В современных условиях любое государство осуществляет контроль и регулирование национальной экономики. Так, например, в Швеции и Германии государство активно влияет на экономические процессы. В России государство всегда вмешивалось в действия экономической жизни, о чем рассказывает история нашей страны. Это свидетельствует социально-экономическая отдаленность от Западной и Центральной Европы. Роль в общественной жизни всегда принадлежало государству, к примеру, депортация населения на разные территории предшественниками Ивана VI, реформы Петра, манифест Александра II и Николая II, трансформационные мероприятия Сталина, Хрущева, Горбачева, Ельцина. [9].
В наше время главной проблемой является, отсутствие организованной рыночной системы в государстве. Создание такой системы предполагает, что государство будет опорой рыночной экономики, так же государство должно иметь ряд управляющих мероприятий и реформ. Все это придет к стабильности рыночной экономике в стране.