Управленческая деятельность на предприятиях гостиничного бизнеса является специфической разновидностью трудового процесса с функциональной неоднородностью. В гостиничном хозяйстве функциональные аспекты управленческой деятельности отмечаются эвристичностью, административностью и операторностью.
Эвристичность управленческой работы в данной сфере заключается в том, что она имеет выраженный творческий характер, связана с определением задач, анализом ситуаций, поиском путей по решению проблем. Административнисть управленческого труда в гостиничном хозяйстве заключается в целенаправленном воздействии руководства предприятий на деятельность подчиненных с целью выполнения ими поставленных задач. Операторность труда обусловливается выполнением стереотипных операций, необходимых для информационного обеспечения процесса управления.
Для того, чтобы менеджмент предприятия обеспечивал эффективную работу по предоставлению услуг проживания, система управления должна быть конкурентоспособной и иметь определенные характеристики:
05 Функции менеджмента
— ограниченное число уровней управления;
— компактные подразделения, укомплектованные квалифицированными специалистами;
— производство услуг проживания и предоставления дополнительных услуг должны быть ориентированы на удовлетворение требований потребителя.
На предприятиях гостиничного бизнеса существует четкая иерархия аппарата управления, в рамках которой место каждого ее члена четко определено согласно его статусу. В нижней ступени иерархии находятся работники занятые непосредственным выполнением производственных процессов. К ним относится производственный персонал гостиницы, так называемые индивидуальные участники трудового процесса. Руководство их деятельностью осуществляет многоэтажная пирамида менеджеров, в которой выделяют три уровня:
— менеджеры, которые управляют работой лишь отдельных работников и не контролируют деятельность других менеджеров;
— менеджеры, управляющие работой других менеджеров. В их обязанности входит поиск методов решения важнейших задач, участие в составлении планов;
— менеджеры высшего звена, отвечающие за постановку глобальных задач, формирование стратегии развития, определение приоритетных направлений деятельности и системы внутренних ценностей предприятия.
Функция менеджмента предприятий гостиничного бизнеса реализуется через особые функциональные обязанности менеджеров. Во-первых, менеджеры устанавливают цели, определяют конкретные задачи в каждой группе целей и через доведение их до других работников от работы которых зависит достижение этих целей, обеспечивающие эффективность деятельности предприятия.
Во-вторых, менеджеры выполняют организационную функцию, анализируя деятельность и принимая решения, необходимые для достижения целей. Они группируют проблемы и подбирают работников для их выполнения.
В-третьих, менеджеры поддерживают постоянные коммуникационные процессы в коллективе с учетом мотивации и стимулирования, анализа, оценки и интерпретации результатов работы каждого работника предприятия. Менеджеры способствуют профессиональному росту работников, включая себя лично. Фукция менеджмента «организация» в гостиничном хозяйстве реализуется путем выполнения отдельных производственных процессов в структурных подразделениях на основе их взаимодействия. Предоставляя основную услугу — услугу проживания, предприятия гостиничного бизнеса предоставляют также дополнительные платные и бесплатные услуги. К бесплатным услугам относятся:
— вызов скорой помощи или врача;
— пробуждение в определенный срок;
— доставка в номер корреспонденции;
— предоставление посуды и столовых приборов;
— предоставление места для автостоянки;
— заказ такси; — услуги банкомата т.д..
К платным услугам относятся:
— транспортное обслуживание;
— парикмахерские услуги;
— услуги прачечной;
— услуги химчистки;
— пользование факсом, ксероксом, компьютером
— посещение сауны;
— занятия в спортивном зале;
— регистрация в ОВИР;
— экскурсионное обслуживание;
— заказ билетов и т.п..
При реализации функции менеджмента «организация» на предприятиях гостиничного бизнеса придерживаются, специфических принципов, которые отличают эти предприятия от предприятий других сфер деятельности, а именно:
— Принцип обусловленности функций управления персоналом целям производства. Содержание этого принципа заключается в том, что функции управления персоналом формируются и изменяются не произвольно, а в соответствии с потребностями и целей производства.
— Принцип потенциальных имитаций. Этот принцип утверждает, что временное отсутствие отдельных работников не должно прерывать процесс осуществления производственных операций.
— Принцип экономичности предполагает наиболее эффективную и экономичную организацию технологических процессов, снижение затрат на единицу услуг, предлагаемых предприятием.
— Принцип соответствия организации производства услуг лучшим зарубежным и отечественным аналогам.
— Принцип прогрессивности и перспективности. При организации технологических процессов, укомплектовании их оборудованием и средствами труда необходимо учитывать перспективы развития предприятия и возможность внедрения прогрессивных технологий в производство услуг.
— Принцип комплексности. На предприятиях гостиничного хозяйства необходимо учитывать все факторы, которые влияют на организацию процессов предоставления услуг.
— Принцип оперативности и оперативного реагирования. При выходе из строя отдельной цепи в процессе оказания услуг в сжатые сроки ликвидируется возникла ситуация.
— Принцип оптимальности предусматривает избрание рационального варианта для конкретных условий организационной деятельности предприятия.
— Принцип иерархичности. Этот принцип регулирует управленческую взаимодействие в вертикальных структурах аппарата управления.
— Принцип автономности предполагает, что в любых горизонтальных и вертикальных структурах управления организацией производства услуг должна обеспечиваться рациональная автономность структурных подразделений или отдельных руководителей.
— Принцип согласованности. Все структурные подразделения предприятия гостиничного хозяйства должны согласовывать свои действия.
— Принцип комфортности. При организации технологических процессов на предприятиях должен обеспечиваться максимум удобств для их выполнения.
— Принцип единства управления. Независимо от организационной структуры предприятия, степени децентрализации и делегирования полномочий один руководитель должен нести полную и абсолютную ответственность за работу всего коллектива.
— Принцип дифференциации работ. Различные виды работ имеют различные характеристики, которые необходимо учитывать при разделении производственных процессов между работниками. Высококвалифицированная индивидуальная работа требует иных условий, чем неквалифицированный.
— Разделение сложных работ на отдельные операции, их специализация и стандартизация.
Реализация указанных принципов в деятельности предприятий позволяет снизить затраты на производство услуг, на которые приходится значительный удельный вес в общей себестоимости услуг гостиничного бизнеса. Использования в практической деятельности принципов функции менеджмента «организация производства услуг проживания» подтверждает особенность и неординарность этой отрасли и ее отличие от других сфер деятельности.
- Значение развития инфраструктуры туризма и гостеприимства Под инфраструктурой туризма и гостеприимства понимается совокупность общих условий производства.
- Технология обслуживания в сфере гостеприимства Технология обслуживания в сфере гостеприимства — это важный фактор, что.
- Освещение в дизайне отелей Освещение — очень важная часть интерьера отелей. Световое оформление интерьера.
- Система классификации гостиниц в Великобритании Некоторые каталоги достаточно сложной системы классификации гостиничных заведений в Великобритании.
Источник: tourfaq.net
Функции менеджмента в гостиничном бизнесе
Существует четыре основных функции менеджмента в гостиничном хозяйстве.
1. Функция планирования.
Управленческая система туризма должна базироваться на стратегическом (спроецированном в будущем) видении и предвидение. На основе видения (своего рода «рисунков», которые показывают нас в будущем), является ведущей идеей менеджмента, разрабатывается политика компании, которая представляет общие цели и нормы отношений, обеспечивающие жизнеспособность и развитие этой структуры.
Формирование политики предприятия осуществляется чаще всего на высшем уровне управления.
- · Участие в разработке устанавливаемых целей для развития бизнеса в регионе.
- · Текущий анализ конкурентно — способности места.
- · Разработка стратегии конкурентно — способности региона, его особой позиции.
Под планированием деятельности предприятия понимается систематический, информационно обрабатываемый процесс качественного, количественного и временного определения будущих целей, средств и методов формирования и управления развития предприятия в процессе — планирования принятия решений о том, каким должны быть цели организации и что должны делать ее члены, чтобы достичь этих целей.
2. Организационная функция.
Функция организации управления обеспечивает упорядочение технической, экономической, социально — психологической и правовой сторон деятельности любого туристского предприятия (организации). Она нацелена на упорядочение деятельности менеджера и исполнителей.
С экономической точки зрения организационная деятельность ведет к высокой эффективности работы предприятия.
С точки зрения управления персоналом она передает смысл работы и распределяет ее по исполнителям.
Высшие руководители управляют не более чем десятью подчиненными, тогда как руководители низшего уровня управления могут контролировать гораздо большим числом сотрудников. В связи с этим можно выделить два важных фактора, определяющие нормы управляемости (количество сотрудников которым может эффективно управлять один менеджер) — время и частоту, то есть, сколько времени менеджеру нужно проводить с каждым сотрудников и как часто это делать.
Этот критерий во многом зависит от умения менеджера общаться с подчиненными, сложности решаемых задач, интереса и вовлеченности в трудовой процесс.
Таким образом, организация процесса — вторая функция управления. Из всего множества значений термина «организация» в смысле управленческой функции чаще всего используется два определения:
- · Организация — структура системы в виде взаимоотношений, прав, целей, ролей, видов деятельности и других факторов, которые имеют место тогда, когда люди объединены совместным трудом.
- · Организация — это процесс, посредствам которого создается и сохраняется структура предприятия.
- 3. Мотивация как функция управления.
При рассмотрении этого вопроса менеджмент ориентируется на два аспекта этой проблемы: мотивацию (мотивы) путешествий и мотивацию трудовых отношений.
Мотивация трудовых отношений совокупность стимулов, побуждающих персонал к активной трудовой деятельности, то есть, после проведения организационных мероприятий менеджер должен обеспечить успешное выполнение работы.
4. Стимулирование (материальное и моральное).
Главным здесь является заинтересованность в труде. Традиционный подход к мотивации основывается на вере в то, что сотрудники — это ресурсы, активы, которые должны эффективно работать. В результате менеджер ежедневно сталкивается с тем, как мотивировать деятельность персонала, то есть, как направлять их энергию на выполнение определенной работы.
5. Функция контроля.
Контроль — процесс соизмерения (сопоставления) фактически достигнутых результатов с запланированными. В процессе контроля менеджер не столько отдает приказы сотрудникам, сколько оценивает успешность выполнения намеченных организаций планов и удовлетворение потребностей внутренней и внешней среды.
Функция контроля в классическом менеджменте — вид управленческой деятельности, благодаря которой организацию можно удерживать на нужном (верном) пути, сравнивая показатели ее деятельности с установленными стандартами.
Функция контроля не является конечным пунктом всего процесса управленческой деятельности.
Менеджеры высокого уровня большую часть своего рабочего времени тратят на осуществление функций планирования и контроля. Менеджеры же более низкого уровня (линейные), заняты больше подбором кадров и организацией труда. Менеджеров любого уровня оценивают по двум основным критериям результативности: возможность достичь желаемого результата и эффективности, возможность достичь этого результата с наименьшими затратами.
Не существует идеальной и единой модели менеджмента, но все решения обусловленные необходимостью удовлетворения потребностей клиентов опираются на строго зафиксированную управленческую иерархию. Для каждого коммерческого предприятия, менеджмент является уникальным. Есть лишь общие закономерности и черты, которые используются, как правило, всеми. В современных условиях, система управления должна быть простой и гибкой, чтобы быть конкурентоспособной.
Управление предприятием гостиничного бизнеса должно включать в себя:
- · общее руководство работой гостиницы;
- · управление номерным фондом;
- · обеспечение безопасности;
- · техническое обслуживание гостиницы;
- · организация питания;
- · коммерческая деятельность и маркетинг;
- · материально-техническое снабжение;
- · управление персоналом;
- · бухгалтерский учет и финансовая деятельность; управление анимацией и организация туристско-экскурсионного обслуживания;
- · общее делопроизводство;
- · хозяйственное обслуживание.
Источник: vuzlit.com