ОЦЕНКА АЛЬТЕРНАТИВ. Следующий этап — оценка возможных альтернатив. При их выявлении необходима определенная предварительная оценка. Исследования, однако, показали, что как количество, так и качество альтернативных идей растет, когда начальная генерация идей (идентификация альтернатив) отделена от оценки окончательной идеи . [c.205]
Мозговая атака (коллективная генерация идей) — метод активизации творческого мышления. Он используется для получения большого количества оригинальных идей за короткий промежуток времени. [c.93]
Метод коллективной генерации идей, или метод мозгового штурма возник в 50-е гг. и получил широкое распространение в США, Японии и неоднократно применялся в СССР и России. Метод мозговой атаки заключается в том, что выдвижение новых идей протекает лавинообразно. Это связано с тем, что высказываемая одним из членов группы экспертов идея порождает либо творческую, либо критическую реакцию. Однако, в силу сложившегося правила запрета на критику негативные реакции у эксперта порождают продуктивные результаты. [c.122]
Как Эффективно Генерировать Идеи | 9 правил
Главная задача метода — обеспечение максимальной творческой активности, душевного подъема и концентрации внимания всех участников на заданной проблеме. В целях преодоления инерционности и стереотипности мышления, стимулирования энергичного коллективного поиска новых оригинальных концепций в основу метода положен принцип разделения во времени процессов генерации идей и их оценки. Это представляется несправедливым по следующим причинам. [c.123]
Метод мозгового штурма состоит из двух этапов генерации идей и их оценки. Существуют следующие его разновидности метод обратного мозгового штурма , предложенный в 60-е гг. в США фирмой Дженерал Электрик метод массового мозгового штурма , разработанный в 70-с гг. также в США В. Филлипсом метод двойного мозгового штурма , предложенный в 70-е гг. в СССР метод конференции идей , примененный в 70-е гг. в ГДР В. Гильде. [c.123]
Все разновидности метода базируются на использовании стратегии ненаправленного случайного поиска. Общим принципом построения и применения прямого мозгового штурма и его разновидностей является принцип разделения во времени процессов генерации идей и их критической оценки для устранения психологических препятствий творческому поиску, вызываемых критикой. [c.123]
Метод. массового мозгового штурма распараллеливает процесс генерации идей, а метод двойного мозгового штурма организует последовательность из двух мозговых атак и двух стадий оценки идей. [c.123]
Экстраполяция -i [Интерполяция Ь» [Методы аналогии (модели подобия))— [Параметрический метод f-» [Метод интервью — [ Метод генерации идей — Аналитические экспертные оценки ]— [ Морфологический анализ JL 1 (0 m ч g j Матричный метод — 1 [ Метод Дельфи — 1 [c.19]
В другом варианте — коллективной генерации идей ( мозговом штурме или атаке ) — выдвижение идей активизируется при непосредственном участии коллектива экспертов. Цель метода — получение большого количества оригинальных идей за короткий промежуток времени.
Для обеспечения атмосферы свободного творчества проведение мозговых атак требует соблюдения ряда правил недопустимость критики, лаконичное высказывание идей, жесткое соблюдение регламента, продолжение и развитие идей, ранее высказанных другими экспертами, выслушивание любых мнений (даже на первый взгляд фантастических). Состав группы экспертов 5—7 (до 10) человек. Продолжительность сеанса 30—40 мин. Основной проблемой при использовании этого метода является формирование группы экспертов. Чаще всего их комплектуют из специалистов разного профиля, но склонных к генерированию идей. [c.25]
Суть метода состоит в следующем. Перед небольшой группой, состоящей из 8-10 человек, ставится определенная проблема и идет целенаправленный поиск творческих идей для ее решения. Процедура мозговой атаки состоит из следующих этапов подготовительного генерации идей анализа, оценки и отбора идей разработки альтернативных вариантов решений.
Подготовительный этап включает формулирование проблемы, выбор ведущего, подбор участников и их информирование о цели мозговой атаки , а также решение всех организационных вопросов. Особое внимание необходимо уделять подбору участников. Метод рассчитан на людей, обладающих ярко выраженными творческими способностями, фантазией, умеющих генерировать собственные оригинальные идеи, а также способных подхватить и развить чужие идеи. Как правило, в число участников приглашают специалистов разных областей деятельности, что способствует притоку новых нестандартных идей и возможности их применения для решения рассматриваемой проблемы. [c.245]
В ней принимают участие, как правило, 30-40 человек. Мозговая атака проводится в два этапа в течение 2,5-3 часов с обязательным перерывом на 45 мин. После первого этапа генерации идей во время перерыва участники обсуждают и уточняют высказанные предложения. На втором этапе мозговой атаки — генерации идей — продолжается процесс генерирования, но уже с учетом замечаний и уточнений. После обсуждения наступает третий этап, на котором идеи оцениваются экспертами. Наконец, на четвертом этапе разрабатываются альтернативные варианты. [c.246]
Организация работы группы строится в три этапа постановка проблемы, генерация идей, оценка и отбор лучших идей. [c.234]
Генерация идей происходит через выдвижение каждым из участников обсуждения, опираясь на следующие положения [c.234]
Следующей важной задачей концепции нового изделия является генерация и отбор наиболее удачных идей создания нового изделия. Генерация идей — это постоянный систематический поиск возможностей создания нового изделия. Он включает в себя выделение источников новых идей и методов их создания.
Наиболее логичной стартовой площадкой в поиске такого рода идей являются непосредственно потребители изделий. За их нуждами и потребностями можно следить с помощью проведения опросов по специально разработанным тестам, групповым обсуждениям, анализа поступающих рекламаций, жалоб, пожеланий и предложений.
Другим источником идей являются работники научно-исследовательских подразделений, которые могут отыскать или изобрести новые материалы или принципы действия, использование которых приводит к созданию оригинальных или усовершенствованных вариантов существующих изделий. Кроме того, необходимо следить за аналогичными усилиями конкурирующих организаций, выявляя в их товарном ассортименте модели, наиболее привлекательные для потребителей. Компонентным источником идей может быть и персонал сбытовых организаций или посреднических фирм, которые занимаются реализацией продукции. Эти работники находятся постоянно в контакте с потребителями и представляют собой первичное звено, аккумулирующее претензии и пожелания потребителей. Среди прочих источников идей — независимые изобретатели, целый ряд малых предприятий, исследующих научные проблемы вузовские секторы науки, где сосредоточен огромный научный потенциал рекламные агентства специализированные предприятия по проведению маркетинговых исследований и др. [c.18]
Теперь мы рассмотрим главные задачи маркетинга на каждом этапе процесса разработки новых товаров. Процесс состоит из восьми этапов генерация идей новых товаров, отбор проектов, разработка и проверка концепции товара, разработка стратегии маркетинга, анализ возможностей производства и сбыта, разработка нового товара, испытания в рыночных условиях и развертывание коммерческого производства. Предварительный обзор различных шагов и решений, принимаемых в процессе разработки новых товаров, представлен на рис. 11.1. [c.387]
Методика генерации идей [c.391]
Советы по методике творческой генерации идей могут помочь отдельным людям и группам в их поисках. [c.391]
Метод морфологического анализа — метод генерации идей для того чтобы найти какие-нибудь оригинальные сочетания при разработке модификаций товара, определяются структурные параметры проблемы и изучаются существующие между ними связи. [c.868]
Синектика — метод генерации идей членам группы дается столь общая формулировка проблемы, которая не позволяет им догадаться о том, какую именно конкретную задачу они решают. [c.874]
В основе процесса экономической проработки изделия лежит комплексный анализ, обеспечивающий глубокое и всестороннее изучение всех факторов, влияющих на конструктивное и технологическое исполнение изделия с учетом его функций и перспектив развития. При анализе могут быть использованы статистические методы, математическое моделирование, функционально-стоимостной метод (дополненный морфологическим анализом, методами коллективной экспертизы, коллективной генерации идей). [c.56]
Вопросами генерации идей, обмена опытом и выработкой научных и практических подходов к стратегии и тактике логистики в индустриально развитых странах занимаются национальные и международные специализированные общества и ассоциации, объединяющие промышленные фирмы и научные организации. Подобного рода объединения имеют свои исследовательские центры с хорошо поставленной методикой анализа ситуации в промышленности, консультативные отделы, банки информации, учебные центры и пр. В некоторых странах существует несколько национальных ассоциаций. В настоящее время только в Европе насчитывается более 20 национальных ассоциаций, являющихся членами Европейской ассоциации логистики. [c.33]
Для методов мозговой атаки, или мозгового штурма характерны коллективная генерация идей и творческое ре- [c.126]
Товар Ассортимент Позиционирование Соответствие требованиям покупателей, законодательным нормам и правилам Качество Конкурентоспособность Потребительские свойства товаров-аналогов и товаров-конкурентов Соответствие упаковки, маркировки, уровня сервиса современным рыночным требованиям Генерация идей о новых товарах Реакция потребителя на новый товар [c.42]
Генерация идей — например, относительно направлений усовершенствования выпускаемых продуктов, их дизайна, упаковки или разработки новых продуктов. [c.128]
Метод коллективной генерации идей (по американской терминологии, метод мозговой атаки ) относится к третьему типу групповых экспертных оценок и направлен на получение большого количества идей, в том числе и от лиц, которые, обладая достаточно высокой степенью эрудиции, обычно воздерживаются от высказываний. [c.203]
При проведении экспертного опроса с помощью метода коллективной генерации идей проблема должна быть сформулирована в основных терминах с выделением центрального вопроса. Кроме того, предусматриваются отсутствие любого вида критики, препятствующей формулировке идей, свободная интерпретация идей в рамках данного вопроса, стремление к получению максимального количества идей, учитывая принцип повышения вероятности полезных предложений с увеличением общего их количества, и, наконец, поощрение различных комбинаций идей путей их усовершенствования. [c.203]
Процесс выдвижения идей протекает в определенном смысле лавинообразно высказываемая одним из членов группы идея порождает творческую реакцию у других. Исследования эффективности метода коллективной генерации идей показали, что групповое мышление производит на 70% больше ценных новых идей, чем сумма индивидуальных мышлений. Наиболее продуктивными признаны группы в 10—15 человек, хотя имеются примеры использования и более многочисленных групп — до 200 человек. [c.203]
С помощью метода коллективной генерации идей можно успешно решать многие задачи маркетинговых исследований, например [c.203]
К числу важнейших недостатков метода коллективной генерации идей относятся значительный уровень информационного шума, создаваемого тривиальными идеями, спонтанный и стихийный характер генерации идей. [c.203]
Анализ бизнеса От генерации идей до анализа бизнеса [c.312]
Метод коллективной генерации идей (мозговой атаки) 20 Методы опроса 133—136 [c.636]
Всем этим требованиям отвечает модель процесса разработки новых товаров (рис. 9.2), состоящая из восьми этапов формирование рыночной стратегии в отношении нового товара, генерация идей, отбор идей, проверка концепции, бизнес-анализ, создание прототипов товара, испытания в рыночных условиях и коммерциализация. Несмотря на то что практика разработки новых товаров с организационной точки зрения может показаться настоящим хаосом, дисциплина, налагаемая действиями, выполняемыми на каждом этапе, ведет к большей вероятности появления товара, который может не просто «состояться» как товар, но и дает определенные выгоды его потребителям. Следует, однако, отметить, что новые товары проходят каждый из этих этапов по-разному некоторые из них подолгу задерживаются на определенных этапах, в то время как другие проходят эти же этапы достаточно быстро [21]. [c.262]
Как мы уже видели, директора по маркетингу высоко оценивают стратегические указания высших руководителей компании, касающиеся их приоритетов и представлений о разработке новых товаров. Четко указывая своим подчиненным, какие именно товары и рынки представляют интерес для компании, руководство может сориентировать их на те области, генерация идей в которых может принести компании наибольшую пользу. Указывая цели, которые преследует компания в результате разработки нового товара (например, завоевание определенной доли рынка, обеспечение прибыльности и технологического лидерства), руководство дает разработчикам указания в отношении критериев отбора, которыми можно пользоваться для оценки тех или иных идей. Примером [c.262]
Целесообразно использовать схему пульсирующего процесса через 20—30 мин интенсивной генерации идей производится 10— 15-минутное их обсуждение, классификация и уточнение, фокусировка, выбор направления дальнейшего углубленного поиска. Такие сужения и расширения тематики целесообразно повторить еще 2—3 раза (по 15—20 мин). [c.179]
Следующий этап — оценка возможных альтернатив. Все предложенные альтернативы должны быть сравнены друг с другом или оценены для последующего выбора лучшей из них. Однако количество и качество альтернативных идей (решений) растет, когда начальная генерация идей (идентификация альтернатив) отделена от оценки окончательной идеи. Это означает, что только после составления всех идей следует переходить к оценке каждой альтернативы. При оценке решений руководитель определяет достоинства и недостатки каждого из них и возможные общие последствия. Почти все важные управленческие решения содержат компромисс. [c.545]
Метод генерации идей основан на активизации психоинтеллектуальной деятельности. Этот метод может иметь несколько разновидностей. В качестве метода индивидуальной экспертной оценки он предполагает выявление мнения эксперта с помощью программированного управления, включающего обращение к памяти человека или запоминающему устройству ЭВМ. [c.25]
Глубина социальных изменений, связанных с САПР, прежде всего определяется развитием системы человек — машина [18, 38, 48], в которой за человеком остаются функции генерации идей, оценки вариантов и принятия решений, а аналитическая подготовка вариантов, оптимизация и техническое исполнение решений полностью переходят к машине , в данном случае — к КСАП. [c.135]
Фокус-группа представляет малую группу людей, деятельностью которой руководит модератор (инструктор) с целью получения информации, необходимой для проводимого исследования, и работа которой носит спонтанный, не-структуризованный характер. Работа такой группы должна предрасполагать к открытой дискуссии, которая модератором фокусируется на обсуждаемых проблемах (этим объясняется использование термина фокус-группа ), при этом стараются создать для участников дискуссии комфортные условия, способствующие свободному изложению идей, предложений, проявлению чувств по отношению к рассматриваемой проблеме и методам ее решения. Собранная информация может использоваться для генерации идей, для получения данных о потребностях, отношениях потребителей к определенным товарам и т.д. [c.118]
Разработка нового продукта — создание оригинальных продуктов, улучшение продуктов и их модернизация, разработка новых марок продуктов путем проведения организацией своих собственных НИОКР. Процесс разработки нового продукта состоит из восьми этапов генерация идей, отбор идей, разработка концепции и ее проверка, разработка маркетинговой стратегии, анализ бизнеса, разработка непосредственно продукта, пробный маркетинг и коммерческое производство. [c.307]
Генерация идей — систематический поиск идей о новых продуктах. Поиск новых идей осуществляется главным образом на основе внутренних источников организации (в отделе новой техники, в службе НИОКР, в отделе маркетинга и сбыта и т.п.), изучения мнений потребителей, конкурентов, поставщиков и дистрибьюторов, консультационных организаций, работы выставок и различных печатных изданий, путем использования специальных методов генерации идей. [c.307]
Управление товаром и торговой маркой связано с закреплением за каждым менеджером по товару определенной ассортиментной группы товаров (или группы торговых марок в рамках определенной ассортиментной группы) и/или за каждым менеджером по марке определенной торговой марки. Таким образом, эти менеджеры несут ответственность за успех соответствующего товара или марки и обязаны координировать определенные функциональные области (например, производство, сбыт, рекламу и маркетинговые исследования). Кроме того, они часто несут ответственность за разработку новых товаров, в том числе генерацию идей, связанных с новыми товарами, совершенствование существующих товаров и расширение границ использования марки. Им может помогать группа младших менеджеров по марке и прикомандированный к этой группе специалист по маркетинго- [c.259]
Источники идей, касающихся новых товаров, нередко можно найти внутри самой компании в качестве генераторов идей могут выступать, например, ученые, инженеры, специалисты по маркетингу, торговые агенты и дизайнеры. Некоторые компании используют в качестве метода, стимулирующего появление оригинальных идей мозговой штурм (brainstorming), а также применяют финансовые средства поощрения, чтобы побудить людей высказывать идеи, которые они, возможно, давно уже вынашивают.
Самоклеящаяся бумага для заметок Post-It компании ЗМ оказалась весьма удачным товаром. Идея такой бумаги пришла в голову одному служащему этой компании, который во время церковной службы постоянно ронял на пол закладки для сборника церковных гимнов, которые он распевал вместе с другими прихожанами. Как видим, эта идея поначалу носила весьма узконаправленный характер. Но поскольку каждому сотруднику компании ЗМ настойчиво прививалась культура инноваций, он задумался над возможностью коммерческого применение его идеи и выступил внутри компании в качестве поборника идеи товара, который увидел проект, ведущий через коммерциализацию к глобальному успеху. Так появился новый товар, вскоре завоевавший популярность во всем мире. В ходе одного из опросов, связанных с исследованием голландских промышленных товаров, было установлено, что свыше 60% компаний пользуются методом мозгового штурма для генерации идей, относящихся к новым товарам [22]. [c.263]
Смотреть страницы где упоминается термин Генерация идей
Рекламный менеджмент Изд 5 (2004) — [ c.422 , c.424 ]
Большая экономическая энциклопедия (2007) — [ c.130 ]
Источник: economy-ru.info
Как создать гениальную идеи, если сейчас ничего не приходит в голову? Обзор +Видео
Создание новых, гениальных и прорывных идей – это достаточно сложный процесс, который требует использования большого количества методик и техник креативности. Чтобы придумать что-то новое необходимо, во-первых, понимать, как происходит формирование новых идей, во-вторых, развивать необходимые для этого способности.
Если хорошо подумать, то каждый из нас ежедневно генерирует новые идеи в работе или повседневной жизни. Но не все наши гениальные идеи реально возможно воплотить в жизнь. Как же создавать стоящие идеи, которые способны действительно улучшить нашу жизнь или какие-то отдельные рабочие процессы? Давайте для начала разберемся что же такое идея и как она создается.
Как происходит создание новой идеи?
Идея – это образ какого-то несуществующего объекта, который возникает как следствие работы нашего мозга. Образ этот создается на основе уже имеющихся у нас данных об определенном процессе или объекте, лежащим в основе идеи. Генерация новых идей – это часть жизни человечества.
Все, что мы имеем сейчас вокруг себя, начиная от стула и стола, на котором работаем, заканчивая интернетом, когда-то было всего лишь чьей-то идее. С помощью идей создаются новые объекты или их свойства, уничтожаются вредные явления и процессы, происходят преобразования сложного в более простое и наоборот. Именно идеи помогают нам достичь тех целей, которые мы перед собой ставим, и превратить мечту в реальность.
В основе генерации идеи лежат процессы восприятия и переработки информации, которые условно можно разделить на несколько составляющих:
- Сознание – собирает информацию человека о себе и мире, который его окружает. Эта информация в дальнейшем используется для построения отношений с миром и другими людьми, для личного и профессионального развития.
- Предсознание имеет еще большие возможности для сбора информации и ее дальнейшей обработки. В предсознании удерживается большее количество объектов, чем в сознании, при этом может происходить их анализ и обработка без участия сознания.
- Подсознание. Это наиболее глубокий уровень, который работает независимо от активности сознания и предсознания. В подсознание тоже происходит процесс создания новых идей. Именно подсознание непрерывно воспринимает информацию, которая поступает от различных органов чувств, кроме того подсознание отвечает и за работу рефлексов – автоматических реакций на воздействие внешней среды.
- Память – способность человека запоминать, хранить, воспроизводить и забывать информацию. Без памяти создавать новые идеи было бы просто невозможно, так как создание нового требует постоянное обращение к уже имеющимся данным и прошлому опыту.
- Совесть – моральная составляющая, которая формулирует наши внутренние принципы, согласно которым мы можем выстраивать собственное поведение. Советь так же дает нам возможность оценить собственное поведение и соотнести его с каким-то внешними принципами – правила поведения в обществе, законодательные нормы и так далее.
Работа нашего сознания базируется на следующих способностях:
- Интеллект, который дает нам возможность получать знания из окружающей действительности и генерировать новые связи между ними.
- Рассудок, который выполняет функцию систематизации и анализа информации, создавая единую картину, хранящуюся в памяти.
- Самосознание – способность человека осознавать себя отдельно от других людей и явлений, оно же формирует собственное представление человека о самом себе, независимое от мнения окружающих людей.
- Воображение – это ключевая способность человека, которая требуется для создания чего-то нового.
Основной наш мыслительный процесс происходит в сознании
… но оно способно на обработку ограниченного количества объектов, в предсознании могут обрабатываться сразу несколько объектов, а вот в подсознании обрабатываются все объекты, с которыми когда-либо встречался человек. Но основной недостаток работы подсознания – это его медленная скорость и неконтролируемость самого процесса обработки. Любая информация поступая в наш мозг обрабатывается сразу всеми отделами сознания, но на разном уровне. На уровне сознания мы определяем, прежде всего, как необходимо действовать, чтобы получить желаемый результат.
Предсознание и подсознание передают в сознание отдельные идеи, которые требуют уже активной сознательной работы. При этом все необработанная информация и то, над чем сейчас сознательно нет возможности работать, переходит в подсознание. Там одновременно обрабатывается до десятка объектов и процессов, происходит систематизация информации и генерация идей, которые могут переходить на реализацию в сознание. Вот в это время мы и получаем эффект «Эврики», когда внезапно, как нам кажется случайно, придумываем что-то новое. Если в предсознании информации слишком много, то она переходит в подсознание, где продолжает ее обработка.
Работа нашего подсознания отличается несколькими важными особенностями:
- Одновременно анализируется информация обо всех объектах из всех сфер жизни,
- Работу подсознания невозможно сознательно контролировать.
Как генерировать новые идеи?
Методик, предназначенных для генерации новых идей, придумано человечеством немало. Все они имеют как свои преимущества, так и свои недостатки. Условно все методы можно разделить на рациональные, в основе которых лежит логика и уже имеющийся опыт, и идеалистические, основывающиеся на фантазии и воображении. Кроме того, методы можно разделить на коллективные и индивидуальные, методы на основе системного анализа и упорядочиванию уже имеющихся объектов, ассоциативные методы, методы поиска аналогий и метафор.
Приведу пример 10 наиболее часто используемых методик для создания чего-то нового:
- Мозговой штурм. Это наиболее распространенный и часто используемый метод для генерации нового в бизнесе. Его суть заключается в том, что собирается группа участников и активно начинают придумывать новые идеи и предложения на тему. На первом этапе фиксируются все, даже самые бредовые идеи, которые приходят в голову, на следующем этапе происходит их анализ на предмет реализуемости в реальных условиях. Метод мозгового штурма можно использовать и для решения личных и семейных вопросов.
- Шесть шляп Эдварда де Боно. Эта методики больше подходит для оценки новых идей, выявления их перспектив для бизнеса и рисков. В основе методики лежат 6 шляп разного цвета.
- Желтая – возможности,
- Белая – факты,
- Зеленая – креатив,
- Красная – эмоции,
- Синяя – смысл,
- Черная – проблемы.
«Примеряя» на себя каждую шляпу необходимо сконцентрироваться на определенном аспекте Белая шляпа — на цифрах, статистике, конкретных фактах. Черная шляпа – поиск недостатков, желая – поиск всех преимуществ, зеленая – на развитии идеи дальше, красная – оценка эмоций и впечатлений, синяя – поведение итогов. Методику можно использовать как индивидуально, так и в группе, где каждому члену группы достается своя шляпа. После того, как все участники выскажутся под своей шляпой, происходит смена шляп. И так пока каждый участник не примерит на себя все 6.
- Ментальные (или интеллект-) карты. Эта техника подробно описана в книге Тони Бьюзера «Думай головой». В основе методики активация как можно большего количества участков коры головного мозга, которая происходит за счет того, что имеющаяся информация структурируется в наглядную схему карты. Работа же по построению интеллект-карт это работа по созданию визуальных образов, поэтому кроме левого полушария, которое отвечает за восприятие и обработку текста и логические выводы, подключается правое, которое отвечает за креативность и воображение. Генерация идеи в этом случае происходит ассоциативно – в центре листа пишется слово, символизирующее проблему, основное понятие или стартовую точку. От этого слова или образа расходятся ветки, которые обозначают связные с ним понятия. Их так же можно изображать в виде рисунков или пиктограмм. Такой способ рассмотрения проблемы способствует формированию большего количества ассоциаций, позволяет устанавливать связи между ними и логические закономерности.
- Метод фокальных объектов Чарльза Вайтинга. Суть этого метода сводиться к тому, что мы свойства и характеристики одного объекта соединяются со свойствами и характеристиками другого случайного объекта. Этот метод часто еще называют методом случайного стимула или случайных объектов. То есть, для того, чтобы улучшить имеющийся предмет к нему необходимо «добавить», «присоединить» качества другого. Для этого необходимо взять основной объект и добавить к нему3-5 рендомных объекта (их можно взять наугад или любой книги или словаря). В новых объектах необходимо выделить несколько ключевых свойств, и начать примерять эти свойства на главный объект. Дальше генерим ассоциации на получившиеся образы. Последним этапом методики является оценка жизнеспособности найденных решений и их потенциальная эффективность.
- Метод непрямых стратегий (авторы Питер Шмидт и Брайан Ино). Основной инструмент в этом методе – карточки с указанием дальнейших действий. Идея этой методики основана на древнем китайском гадании на Книге Перемен. Впервые набор таких карточек появился в 1975 году, сегодня можно их найти в электронном варианте или создать самому. Вот несколько вопросов, которые можно использовать, как основу. «Посмотри на недостатки», «Одна маленькая деталь может стать ключевой», «Посмотри внимательно на предыдущий вариант» и так далее. При работе над созданием новой идеи просто берете любую карточку и делаете то, что там написано.
- Метод «Автобус, кровать, ванная». Этот метод родился из шутки физиков-ученых, которые заметили, что все научные открытия чаще всего происходят в словах на букву «В» — bus, bed, bath, что в переводе и означает автобус, кровать и ванная. Смысл этой шутки в том, что в большом количестве случаев озарение новой идеей происходит в тот момент, когда человек абсолютно не думает о решении проблемы. Но в каждой шутке, как известно, есть доля шутки. Достаточно вспомнить Архимеда и его «Эврику» в ванной, когда он отрыл «закон Архимеда». Все это работа уже известного нам подсознания, которое в постоянном режиме обрабатывает большой объем данных.
Но и этот процесс можно направить и чуть-чуть ускорить, вот несколько действий, которые помогут это сделать:
- Сформулируйте задачу, опишите ситуацию, проблему, которую необходимо решить. Подумайте о том, какая информация для этого понадобиться, что необходимо предпринять, чтобы запустить творческий процесс.
- Соберите необходимую информацию, погрузитесь в тему, изучите все, что может понадобиться для решения вопроса. Загрузите свой мозг по выбранной теме максимально, добейтесь компетентности в данном вопросе.
- Задаете подсознанию установку на поиск новых идей. Для этого достаточно задать себе вопросы типа «Нам нужно найти решение проблемы Х до конца недели» или «Подсознание, начинай работать над этим вопросом и сообщи мне, как найдется решение, которое будет новым».
- Дальше идет этап работы подсознания. В это время лучше заняться какими-то отвлеченными делами и ждать озарения.
В обработке идей от подсознания хорошо помогает фиксация и анализ своих сновидений.
Как мы все помним, что многие гениальные открытия были придуманы учеными еще и во сне, например, таблица Менделеева. Этим методом пользовались Сальвадор Дали и Рене Декарт. Перед тем как лечь спасть сформулируйте задачу своему подсознанию, утром после пробуждения зафиксируйте все, что вам приснилось (для этого заранее стоит разместить рядом с кроватью блокнот и ручку).
Вам в помощь несколько вопросов, которые могут помочь воспроизвести сновидения:
- — Какие вещи, места и люди были в моем сне?
- — Какие самые яркие образы мне запомнились?
- — Какие у меня возникают сейчас ассоциации?
- — Какие чувства и эмоции я испытывал во сне?
- — Какие связи можно найти с вопросом, который я задавал?
Метод требует некоторой тренировки, так как с первого раза связи могут вами не осознаться. Для лучшего запоминания приучитесь вставать самостоятельно без будильников.
- Метод Дельфи. Это еще один метод групповой работы, но тут уже идеи генерируются индивидуально, собираются анонимно и проводиться их анализ. Этот метод позволяет избежать давления авторитетов в группе, когда все подчиняются мнению большинства или более авторитетного участника, так как каждый имеет возможность высказать личные суждения по вопросу.
- SCAMPER. Эта методика предполагает обсуждение вероятных изменений на основе определенных критериев и последовательности.
Последовательность:
- — Substitute – выделить составляющие часть исследуемого объекта.
- — Combine – объединить исследуемый объект с другими.
- — Adapt – добавить исследуемому объекту новые способности, свойства или элементы.
- — Modify – изменить какие-то характеристики (форму, размер, текстуру, цвет и так далее).
- — Put – найти применение объекта в другой сфере или найти ему другое назначение.
- — Eliminate – освободить объект от лишних деталей, оставив только основу.
- — Reverse – изменить объект, поменять местами части, перевернуть, иначе разместить в пространстве и так далее.
Такой метод дает хорошие результаты для генерации идей на производстве.
- Переворот. Суть метода в том, чтобы записать несколько вариантов решения той или иной проблемы, а так же все, что приходит вам в голову относительно выбранного вопроса, и отредактировать их формулировки с точностью до наоборот. Используя антонимы, переформулируйте фразы на противоположные. Задайте вопрос – что нужно сделать, чтобы эти перевернутые фразы стали реальностью и помогли в решении искомого вопроса. Это помогает посмотреть на проблему с другой стороны.
- ФИЛА. Довольно интересная и оригинальная техника решения любой проблемы. Суть этой техники заключается в том, чтобы обратиться за советом к реальным или вымышленным персонажам. И не важно, что сейчас нет этого человека рядом или он вообще умер 100 лет назад. Это могут быть ваши друзья, коллеги, известные ученые или общественные деятели, персонажи фильмов или книг, возможно, это даже будет вами выдуманный персонаж, который знает ответ на любой вопрос. Просто попробуйте порассуждать от имени того, кто, как вы считаете, разбирается в вопросе или может вам что-то подсказать. Выполнять эту технику можно как самостоятельно, так и в компании друзей, где каждый может играть роль какого-то персонажа, от имени которого он и будет предлагать решение проблемы.
Рекомендованные книги по теме развития креативности
Еще много идей для создания новых идей можно почерпнуть из книг.
Я могу порекомендовать следующий список книг по теме креативности:
- Рисовый штурм Майкла Микалко. Автор на практике показывает, как можно создать новую идею буквально из воздуха. Книга – сборник упражнений для развития креативности, она содержит разнообразные загадки и головоломки, которые помогут смотреть на привычные вещи с новой стороны. Вы познакомитесь и с результатами внедрения новых идей, с людьми, которые смогли благодаря своим прорывным идеям изменить не только собственную жизнь, но и мир.
- Кради как художник Остин Клеон. Эта легкая в прочтении и невероятно вдохновляющая книга. Остин считает, что каждый человек способен творить, а, следовательно, и создавать новые решения. В книге всего 10 советов, которые дадут вам уверенность в том, что вы гениальный создатель. Остин говорит о том, что эти 10 простых советов он бы хотел сам получить, когда находился в начале творческого пути. У книги есть практическое продолжение – «Творческий дневник Кради как художник». Это сборник практических инструментов, которые способны разбудить гения в любом человеке. Дневник включает ежедневные практически задания по развитию креативности.
- Гениальность на заказ Марк Леви. Эта книга о таком способе генерирования новых идей, как фрирайтинг – свободное письмо. Марк рассказывает о том, как фрирайтинг помогал ему достигать больших успехов в бизнесе и творчестве, как с его помощью он создал большое количество гениальных идей. В книге автор делиться своими секретами и разнообразными письменными техниками, которые помогают найти решение того или иного вопроса.
Взлом креатива Майкл Микалко. Это сборник историй о создании гениальных идей в бизнесе и творчестве. Майкл рассказывает о том, как известные люди преодолевали сложности создания нового, раскрывает особенности их мышления, выводит правила, помогающие генерировать новое и оригинальное.
Источник: pokoriaem.ru