Геймификация — что это такое? Под общим термином понимают процесс использования игровых элементов в неигровом контексте. Многие используют геймификацию в приложениях, на форумах сообществ, на сайтах и в корпоративной культуре. Цель геймификации — заинтересовать и мотивировать игроков на достижение целей. Эти цели устанавливаются в соответствии с бизнес-потребностями и ценностями.
Игрофикация и игры
Многие путают понятия игры и игрофикации или геймификации. Это не одно и то же. Игра — форма развлекательного соревнования, в которой существуют правила для определения навыков.
Геймификация берет лучшую часть игры — игровую механику, которая мотивирует людей, — и применяет ее к неигровым объектам, чтобы побудить к определенному поведению.
Игровая механика использует принципы современной поведенческой психологии, чтобы стимулировать и поощрять конкретное поведение пользователей в бизнес-среде. Это позволяет использовать естественные человеческие желания: общение, обучение, мастерство, достижения и статус.
Что такое геймификация в бизнесе?
К тому же, люди заинтересованы в определенных действиях и поступках в обмен на вознаграждение. Награды вызывают выброс дофамина в мозг. Гормоны эндорфин и дофамин ответственны за чувство удовольствия, и эти химические вещества выделяются в организме человека во время положительного игрового подкрепления.
Применение геймификации может реально повлиять на физическое состояние людей, сделать их более счастливыми и мотивированными.
Принципы геймификации
Геймификация — больше, чем просто игра для отдыха. Скорее, это бизнес-ориентированное развлечение, в котором применяются игровые элементы — такие как подсчет очков и соревнование. Геймификация настроена на выявление того, что действительно мотивирует пользователей, и только затем использует различные техники, чтобы вдохновить их на желаемое поведение.
Сам термин «геймификация» был придуман еще в 2002 году Ником Пеллингом, британским программистом, и получил широкое распространение благодаря соцсети Foursquare начиная с 2009 года. Сегодня геймификация применяется практически повсеместно. Все больше компаний стремится геймифицировать различные аспекты своей работы для повышения вовлеченности пользователей или для мотивации персонала.
В наши дни обычно используется определение геймификации как метода онлайн-маркетинга для поощрения взаимодействия с компанией, продуктом или услугой. Геймификация стала популярной, потому что это отличное решение одной из самых важных проблем — удержания внимания пользователей и сотрудников.
Идея геймификации состоит в том, чтобы влиять на поведение людей и их действия, используя естественное желание играть в игры. Ее, безусловно, можно использовать для поощрения таких действий, которые иначе человек бы не предпринял. Но лучшие программы работают, вознаграждая людей за поведение, которое они уже склонны выполнять, тем самым увеличивая их вовлеченность и интерес.
Независимо от того, применяется ли геймификация в цифровой или нецифровой среде, она предлагает простой способ мотивировать людей.
Ключевые компоненты игровой механики
Игровая механика основана на трех основных компонентах:
- мотивация;
- мастерство;
- триггеры.
Мотивация
Мотивация — всегда ответ на вопрос «Что?» Это причина или причины, по которым человек действует или ведет себя определенным образом.
Какими бы люди ни были, всегда есть те, кого нужно вдохновлять на какие-то действия. Будь то сотрудники, мотивированные на участие в дополнительных программах обучения, продавцы, мотивированные на рост доходов, или пациенты, мотивированные на выбор здорового образа жизни.
Мастерство
Мастерство отвечает на вопрос: «Как?» Это набор правил, знаний и навыков, необходимых для выполнения конкретной задачи.
Игровая механика должна основываться на навыках и настойчивости, а не только на случайной удаче. Поэтому путь к мастерству — важная концепция успешной геймификации. По мере прохождения игры людям нравится осознавать, что они овладели каким-то навыком.
Триггеры
Триггеры отвечают на вопросы «Когда?» и «Где?» Определенные действия становятся триггерами для запуска механизма положительной обратной связи. Когда человек что-то делает и это приводит к положительным результатам, формируется привычка, и он повторяет данные действия.
Хорошие и эффективные триггеры — важная часть успешной стратегии геймификации. Часто люди мотивированы и способны выполнять определенные действия, но что-то им мешает. Они могут отвлекаться, сомневаться в своей мотивации или, возможно, в том, что смогут достичь конечной цели. Для решения всех этих проблем нужны триггеры.
Выделяют 3 типа игровых триггеров: упрощение, сигнал и искра.
- Искра. Этот триггер связан с целевым поведением и предоставляется пользователям в тот момент, когда они могут предпринять какие-то действия.
Пример: всплывающее окно с предложением пройти игровой квест и получить скидку на покупку.
Пример: при заполнении формы появляется бот-помощник, который предлагает подсказки на каждом шагу и награждает баллами за правильно выполненные действия.
Геймификация бизнеса: примеры ключевого поведения
Геймификация бизнеса — это использование игровой механики для управления следующими ключевыми формами поведения.
Признание
Фундаментальный строительный блок для геймификации. Все люди хотят признания, даже если не говорят об этом.
Примеры: на тематическом сайте это может быть признание как уважаемого автора на основе написанных обзоров. Внутри компании сотрудник может получить признание за достижения вроде увеличения продаж или правильной организации труда.
Статус
Статус относится к должности или званию по отношению к другим. Тем, кто занимает более высокое положение или ранг, присваивается более высокий статус. Статус — и связанные с ним награды или привилегии — ценны для игрока из-за чувства собственного превосходства и гордости, которая приходит с повышением собственной роли в сообществе.
Например, звание эксперта, которого приглашают высказаться на интересующую тему. Ценно само по себе.
Самоидентификация
Это важно для некоторых людей — они хотят, чтобы их знали в связи с какой-то темой или областью. Важно понимать, что потребность в самоидентификации во многом зависит от особенностей жизненного, личностного склада человека и его социального положения. В основном, такая потребность есть у новичков или у тех, кто не до конца определился со своим статусом.
Например, поощрение начинающего автора блога какими-то бонусами может привести к большему вовлечению и более активному его участию в жизни сообщества.
Специализация
Опыт в определенной области или специализации обычно побуждает пользователей выполнять другие действия, связанные с темой.
Например, веган может начать обсуждение нового веганского продукта на тематическом форуме. Это, в свою очередь, помогает ему укрепить репутацию эксперта в данной области.
Положительное подкрепление
По сути, в основе лежит хорошо известный метод кнута и пряника, когда для управления поведением используется комбинация положительного и отрицательного подкрепления. «Кнут», конечно, может быть эффективным как наказание. Но когда дело доходит до мотивации людей делать то, что нужно, лучше всего работает «пряник».
Например, наказать сотрудника за опоздание штрафом — это одно, а предложить ему бонусы за то, что один раз пришел на работу вовремя — совсем другое.
Награды
Награды ценны для всех — это их безусловное достоинство. Поэтому для геймификации они отлично работают. Предложение наград, стимулов и поощрение к накоплению вознаграждений может мгновенно повысить вовлеченность людей. Награда действует как стероид — чем дольше пользователи взаимодействуют с компанией, брендом или продуктом, тем выше их LTV или тем большую отдачу они приносят бизнесу.
Вознаграждения могут быть материальными — деньги, бесплатные авиабилеты или скидки на следующую покупку — или виртуальными — баллы, значки, уровни, привилегии и так далее.
Актуальность
Ни один человек не хочет изучать информацию, которая не имеет отношения к его интересам. Люди хотят актуальности — им нужны материал, который удовлетворяет их потребности. И они склонны создавать и потреблять контент, который им интересен.
Например, поводом для поощрения может стать регулярное обновление аккаунтов в социальных сетях компании.
Конкуренция
Многих людей мотивирует желание соревноваться. Действительно, конкуренция и победа — будь то призы, значки или награды — являются одними из старейших форм развлечений. Использование этого врожденного желания — отличный способ мотивировать желаемое поведение пользователей.
Прогресс
Прогресс — это разбиение больших и сложных задач на более мелкие и легко выполняемые микро-задачки. Такой подход значительно упрощает выполнение. Каждая микрозадача становится маленькой победой, а большая — перестает быть непосильной.
Геймификация в бизнесе: элементы
Вот наиболее важные элементы геймификации для бизнеса.
Баллы — количественное определение поведения
В обычной игре чем больше игрок набирает очков, тем выше его позиция. С помощью геймификации можно начислять баллы игрокам, когда они проходят квесты или выполняют задания, приобретают очередной статус или даже демонстрируют нужное поведение — например, вовремя приходят на работу. Баллы дают немедленную обратную связь и положительно влияют на эмоциональное состояние.
Символы — подтверждение достижений
Многие игры используют значки-символы для визуализации достижений и выполненных целей. Геймификация использует символы, чтобы мотивировать сотрудников или клиентов, вознаграждая их за определенное поведение. Это может быть зарабатывание определенного количества баллов, трата какой-то суммы денег на покупки, достижение целей или просто долгосрочное участие и лояльность. Значки-символы могут отображаться на странице профиля в соцсетях, на внутреннем сайте компании, в тематическом сообществе, в интернет-магазине и так далее.
Уровни — статус в сообществе
В играх уровни — это способ получить опыт и мастерство. В геймификации уровни обычно используют как способ обозначить привилегии и титулы. По мере повышения уровня сотрудников они становятся более ценными и важными членами коллектива. Уровни также доказывают долгосрочные достижения в сообществе и становятся символами статуса, оказывающими социальное влияние.
Таблицы лидерства — прогресс игрока
Быть на вершине или стремиться к ней — это действительно мотивирует игроков. Таблицы лидерства показывают личный прогресс по сравнению с конкурентами. Эти элементы можно увидеть как в обычных играх, так и в спорте — это один из самых распространенных элементов геймификации.
Визуализация данных — прогресс на пути к цели
Отображение текущих показателей в реальном времени дает четкое представление о сильных и слабых сторонах каждого из игроков. Четкая визуализация тенденций стимулирует мастерство и самосовершенствование, поскольку игроки берут на себя ответственность за результат.
События — создание особой игровой культуры
Обновления в реальном времени, результаты, значки и соревнования — любой интерактив усиливает желание улучшать собственные игровые показатели. Создание стремления к следующему полезному событию или цели прекрасно мотивирует и является отличным способом заставить игроков возвращаться к игре снова и снова.
Программы лояльности — удовольствие от игры
Одним из важнейших аспектов геймификации являются программы лояльности — такие как карты, клубные привилегии, кэшбэк, купоны и так далее. Их цель — укрепить связь между клиентом и продуктом или брендом. Геймификация, добавленная к типовому набору, — например, зарабатывание «золотых» и «платиновых» статусов в игровой форме, — не только дает дополнительную ценность, но и доставляет удовольствие пользователям.
Викторина, квест — знакомства
Викторины и квесты могут быть отличным средством для адаптации новых сотрудников или для повышения квалификации всей команды. Они укрепляют командный дух и помогают сформировать сообщество людей, близких друг другу по интересам.
Опросы — улучшение качества
Повторяющиеся опросы важны для проверки настроения всей команды или отдельных игроков и получения своевременной обратной связи Это нужно, чтобы провести необходимые улучшения.
Сообщество — общая цель и общение
Сообщество создает общую цель для всех других элементов. Это место, где команды и игроки могут взаимодействовать и делиться своими знаниями и достижениями, тем самым развивая сообщество. Здесь игрок узнает цель игры и все доступные игровые пути.
Подпишитесь на рассылку ROMI center: Получайте советы и лайфхаки, дайджесты интересных статей и новости об интернет-маркетинге и веб-аналитике:
Вы успешно подписались на рассылку.
Читать также
Настройка рекламы на Facebook: гайд для начинающих
Контекстно-Медийная Сеть Google: полный гайд для начинающих
Конверсия: на что ориентироваться в 2020 году
Как увеличить продажи в несколько раз с помощью ROMI center?
Закажите презентацию с нашим экспертом. Он просканирует состояние вашего маркетинга, продаж и даст реальные рекомендации по её улучшению и повышению продаж с помощью решений от ROMI center.
Импорт рекламных расходов и доходов с продаж в Google Analytics Настройте сквозную аналитику в Google Analytics и анализируйте эффективность рекламы, подключая Яндекс Директ, Facebook Ads, AmoCRM и другие источники данных за считанные минуты без программистов Попробовать бесплатно
Импорт рекламных расходов и доходов с продаж в Яндекс Метрику Настройте сквозную аналитику в Яндекс.Метрику и анализируйте эффективность рекламы, подключая Facebook Ads, AmoCRM и другие источники данных за считанные минуты без программистов Попробовать бесплатно
Система сквозной аналитики для вашего бизнеса от ROMI center Получайте максимум от рекламы, объединяя десятки маркетинговых показателей в удобном и понятном отчете. Отслеживайте окупаемость каждого рекламного канала и перестаньте сливать бюджет. Попробовать бесплатно
Сквозная аналитика для Google Analytics позволит соединять рекламные каналы и доходы из CRM Получайте максимум от рекламы, объединяя десятки маркетинговых показателей в удобном и понятном отчете. Отслеживайте окупаемость каждого рекламного канала и перестаньте сливать бюджет. Подробнее → Попробовать бесплатно
Сквозная аналитика для Яндекс.Метрики позволит соединять рекламные каналы и доходы из CRM Получайте максимум от рекламы, объединяя десятки маркетинговых показателей в удобном и понятном отчете. Отслеживайте окупаемость каждого рекламного канала и перестаньте сливать бюджет. Подробнее → Попробовать бесплатно
Сквозная аналитика от ROMI позволит высчитывать ROMI для любой модели аттрибуции Получайте максимум от рекламы, объединяя десятки маркетинговых показателей в удобном и понятном отчете. Отслеживайте окупаемость каждого рекламного канала и перестаньте сливать бюджет. Подробнее → Попробовать бесплатно
Источник: romi.center
Геймификация: что это такое, для чего нужно и как использовать
Все взрослые в душе остаются детьми и любят игры. Геймификация — бизнес-инструмент, использующий игровые механики и технологии для увеличения вовлечённости клиентов и роста продаж. В сегодняшней статье вы узнаете, зачем нужна геймификация, какие у неё виды, принципы и элементы. Также мы рассмотрим примеры внедрения игры в бизнес и маркетинг, дадим пошаговый план по созданию игры для привлечения клиентов.
Что такое геймификация и зачем она нужна
- Привлечение внимания. Вы привлечёте новую аудиторию и подогреете интерес старой.
- Увеличение активности. Большое количество комментариев — показатель популярности страницы в соцсетях или блога. Для этого можно добавить возможность ставить комментарию «за» или «против», присваивать самым активным пользователям титулы, давать привилегии.
- Повышение мотивации. Применимо в промо-акциях, онлайн-тренингах и образовании. Суммируйте баллы за своевременную сдачу каждого задания, демонстрируя участникам их прогресс и результаты. Можно ввести элемент неожиданности, который вызовет у игроков любопытство (не рассказывайте им заранее о некоторых заданиях и не говорите, сколько баллов они получат).
- Целевые действия. Геймификация помогает стимулировать любые действия пользователей. Например, вы можете давать титулы или дарить скидку за прохождение опроса, одновременный заказ нескольких товаров или добавление отзыва.
Геймификация используется повсеместно. Но лучше всего она работает в следующих сферах:
- Образование. Сделайте выполнение домашнего задания не просто необходимостью, а интересным уровнем, который нужно пройти для получения бонуса или доступа к новому уроку. Методика квестов в несколько раз повысит уровень вовлечённости.
- Управление персоналом. Игра — способ увеличить продуктивность и повысить мотивацию сотрудников. Геймификацию можно также использовать при приёме на работу. К примеру, кандидату на должность необходимо проходить разные уровни с собеседованиями, знакомством с компанией, тестами. Чем больше уровней он пройдёт, тем больше его шансы получить работу.
- Маркетинг. Предложите пользователю скидку или бонус за совершение целевого действия: заказ товара, прохождение опроса или участие в конкурсе. Другой вариант — начислять баллы и дарить подарки самым активным участникам. Это могут быть бесплатная продукция, новая информация и статус. Причём статус (награда, высокий уровень, VIP-доступ) в приоритете.
- Инфобизнес. Внедрите в план вебинаров небольшой квест, заранее анонсировав игру и призовой фонд. Так вы увеличите количество участников и вовлечённость зрителей.
Примеры геймификации в бизнесе и маркетинге
Формат предполагает наличие не только рейтингов и очков, но и так называемого волшебного круга. Это когда аудитория ощущает себя внутри игры и получает от этого удовольствие.
На сайте
Сайт для IT-специалистов «Хабрахабр» использует классические инструменты игры, делая ставку на уважение сообщества и полезный контент (нематериальные ценности). Рейтинг и карма пользователей динамически меняются в зависимости от их действия/бездействия. Специальные значки «Старожил», «Автор» и т.п. демонстрируют достижения резидента. При этом карма и рейтинг влияют на доступ к функционалу ресурса. Чем выше статус, тем больше у вас возможностей.
В соцсетях
Следующий пример — от сервиса проката спортивного снаряжения НаPROкат. Компания использовала в маркетинге вечный спор «Кто лучше: сноубордисты или лыжники?». На основе этого был проведён зимний баттл с разработкой соответствующего дизайна группы ВКонтакте, добавлением виджетов и настроек. В частности, добавилась динамическая обложка со счётчиком «крутости» команд.
Чтобы получить балл, участнику необходимо было подписаться на список рассылки для своей команды. Администратор дважды в день проверял число подписчиков и выставлял баллы. Победившая в итоге команда получала при прокате снаряжения бесплатно перчатки или шлем. Кроме того, абсолютно всем участникам игры на первый прокат дарилась скидка 50% – это дополнительная мотивация подписаться на рассылку. С помощью геймификации компания стала узнаваемой, нарастила базу клиентов и добилась роста продаж.
В email-рассылках
Геймификацию можно использовать не только на сайтах и в соцсетях, но и в email-рассылках. Внедрение элементов игры позволяет увеличить CTR и открываемость писем. Потенциальные покупатели по личной инициативе погружаются в маркетинговый процесс, например, получая скидку за выполнение несложных заданий. Вы также можете провести беспроигрышную лотерею с получением скидок, отправив новым подписчикам письма с виртуальной скретч-картой.
Отличный пример геймификации в email-рассылках – введение уровней лояльности с определённым размером скидок компанией Emerald Street. Больше открытий электронных писем, переходов по ссылкам, размещений отзывов – выше уровень – больше скидка. Такая геймификация демонстрирует постоянным клиентам их ценность, стимулирует рост лояльности и продаж.
Виды геймификации
В книге «Вовлекай и властвуй» Кевин Вербах рассматривает три вида игрового формата:
- Внутренняя геймификация.
- Внешняя геймификация.
- Меняющая поведение геймификация.
Внутренняя геймификация ориентирована на персонал компании. Она необходима для достижения конкретных целей фирмы, усиления командного духа, повышения эффективности коллектива и каждого сотрудника отдельно. Внутренняя геймификация строится на основе двух принципов: все игроки являются частью одного сообщества и регулярно взаимодействуют друг с другом.
Внешняя геймификация — это взаимодействие с потенциальными покупателями. Схема работы маркетинговой задачи: вовлечение в игру – получение приятных эмоций — совершение заказа/повышение лояльности.
Геймификация, меняющая поведение, направлена на формирование новых привычек. Самый простой пример — приложение Nike с подсчётом километража бега и публикацией результата в социальные сети. Однако такая геймификация может относиться не только к здоровью, но и саморазвитию, финансам, личным отношениям.
В зависимости от вида геймификации и целей можно внедрять такие игровые механики:
- Сотрудничество. Для достижения общей цели игроки должны работать вместе. Это оптимальный способ улучшения отношений в группе во внешней геймификации.
- Задания. Для их решения нужно приложить усилия.
- Соревнование. Всё просто: одни побеждают, другие – нет.
- Ходы. Участники по очереди вступают в игру.
- Вознаграждение. Награда за действия.
- Состояние победы. Возможность игрока почувствовать себя победителем.
- Шанс. Элемент случайности, повышающий любопытство игроков.
- Накопление ресурсов. Получение полезных предметов.
- Сделки. Обмен участников накопленными ресурсами через посредника или напрямую.
- Обратная связь. Информация о достижениях.
Принципы и элементы геймификации
Геймификация строится на основе следующих принципов:
- Мотивация. Является основой каждой игры. Во внутренней геймификации хорошо работают поощрения, во внешней – сервис, скидки и бонусы.
- Поощрения и открытия. Поддерживайте желание потребителей взаимодействовать с брендом. Открывайте участникам новые уровни (перспективы), дарите бонусы, используйте похвалу.
- Статус. Люди от природы хотят добиться большего, стать лучшими в своей сфере. Сыграйте на этом путём демонстрации игрового прогресса, результатов, таблицы ТОП-10 участников. Индикаторами прогресса могут стать очки, лидерборды, бейджи.
- Вознаграждение. Может быть материальным и эмоциональным. При выборе награды учитывайте интересы и ценности своей ЦА.
Внедряйте геймификацию правильно:
- давайте быструю обратную связь – игрок должен сразу получать вознаграждение за выполнение задания;
- погружайте в игру поэтапно – начните с простых задач и постепенно их усложняйте;
- создайте историю, легенду – так возникает ощущение сопричастности, повышается вовлечение игрока.
Рассмотрим игровые элементы геймификации. Это могут быть:
- Рейтинги.
- Уровни (статусы).
- Лидерборды (таблица лидеров).
- Бейджи (виртуальные награды).
- Баллы.
- Дайджесты успеха.
- Интерактивные элементы.
- Виртуальная валюта.
- Виртуальные товары (продукция, которая продаётся за виртуальные деньги).
Как сделать игру для привлечения клиентов
- Определяем цели и выделяем целевое действие участников. Для начала надо понять, зачем вам нужна геймификация, чего вы хотите с её помощью добиться. Кроме прямых задач (роста продаж, увеличения производительности, активности или лояльности), могут быть и косвенные — к примеру, рост известности бренда. На основе этого надо выделить целевое поведение игроков. Оно обязано быть измеримым и напрямую или косвенно способствовать достижению ваших целей.
- Выбираем площадку. Это может быть сайт, соцсети, мобильное приложение, email-рассылка. Выбирайте место, где сосредоточена ваша целевая аудитория.
- Изучаем потенциальных участников. Составьте портрет ЦА, определите как потенциальные клиенты связаны с вашей компанией, как их можно охарактеризовать? Какие ценности, жизненная позиция и боли у ваших клиентов? Что бы ваши клиенты хотели получить? Определившись с этим моментом, вы сможете правильно выбрать игровые схемы и элементы. Например, игра будет строиться на основе сотрудничества или соперничества?
- Пишем сценарий. Разрабатываем циклы активности – это может быть цикл прогресса или цикл вовлечения. Цикл вовлечения работает так: мотивация – действие – обратная связь – новая мотивация. Простой пример: повар научился резать помидор, получил высокую оценку и перешёл к тренировке на ананасах (по мере роста мастерства задания усложняются). Цикл прогресса выглядит иначе — это продвижение участника от начальной до финальной точки. Игрок выполняет разные задания, которые в итоге приводят его к цели. Выберите наиболее подходящий вам цикл и пропишите сюжет игры с правилами и системой поощрений.
- Делаем анонс. Заранее расскажите целевой аудитории о запуске игры. Используйте все места скопления ЦА для привлечения максимального количества подходящих вам участников.
- Анализируем эффективность. Уделите время сбору статистики из веб-аналитики. Это поможет понять отношение аудитории к выбранным схемам и в случае необходимости быстро внести изменения.
Заключение
Используйте геймификацию в бизнесе и маркетинге для привлечения клиентов и улучшения продуктивности коллектива. При этом внедряйте инструменты и приёмы, подходящие именно вашей целевой аудитории. Вызывайте любопытство, вовлекайте и поощряйте!
Источник: quasa.io
Важные элементы и примеры геймификации в маркетинге
Элементы геймификации в современное время настолько проникли в повседневную жизнь, что стали естественным атрибутом коммуникаций. И компании, и блогеры пользуются игровыми приемами для достижения различных рабочих целей.
С помощью геймификации можно легко решать следующие вопросы:
- обучать и переобучать сотрудников организации;
- эффективнее решать различные управленческие задачи;
- представлять бренд, продукт или услугу целевой аудитории;
- вовлекать пользователей в интерактивный контент;
- достигать поставленную в бизнесе цель;
- повышать лидогенерацию и продажи.
Благодаря геймификации каждый сайт и социальная сеть могут делать индивидуальный контент.
Геймификация — что это такое
Геймификация – это внесение элементов игры в рабочий, образовательный, развлекательный, бытовой процесс для решения задач. С помощью игры:
- достигается эмоциональная вовлеченность человека;
- повышается мотивация;
- легче и быстрее достигаются поставленные цели бизнеса;
- на сайт привлекается целевая аудитория;
- реализуется программа развития бренда;
- увеличивается конверсия, лояльность;
- растут продажи.
Используя геймификацию в учебном процессе, можно сделать более интересным и запоминающимся даже сухой и скучный учебный материал.
Поскольку перед создателями игрового контента ставятся цели на разных уровнях сложности бизнеса, то и способы их достижения тоже разные. В некоторых случаях достаточно внесения буквально нескольких элементов из какой-либо известной игры. В некоторых нужно дать возможность получения дополнительных баллов. Иногда нужны и многоэтапные разработки с приятными бонусами на каждом уровне. Что именно внедрять, можно понять, выстроив маркетинговую стратегию для реализации продукта.
Активно используется геймификация в маркетинге. Примеры успешного внедрения:
- русское приложение Plazius для сферы общепита. Оплачивая счет в заведении, клиент получает не только бонусные баллы, но и возможность участвовать в дегустациях;
- Reebok ввел скидку, равную количеству бёрпи (спортивное упражнение), сделанные покупателем за обозначенное время.
Если происходит снижение мотивации у сотрудников, то она уменьшается и у потребителей, клиентов, покупателей. Следует ввести свежие изменения в виде игры, соревнований с призами и для покупателей, и для сотрудников фирмы. Так, компания Yota с помощью массовой долгосрочной игры для сотрудников создала условия для перевыполнения плана по продажам и обучению.
Элементы геймификации
Геймификация состоит из последовательно выстроенных элементов игры. Всё начинается с правильно определенной мотивации и взаимодействий. На основе интересного контента пользователю предлагается получить особый статус и уважение, показать свою эрудицию и интеллект. За достигнутый результат и прохождение уровней клиент поощряется наградой, а бренд повышает лояльность аудитории к своему бизнесу.
Процесс игры в маркетинге строится из следующих элементов:
- Игровая механика – иерархия уровней, которые проходят участники. Разработчики геймификации продумывают, как называются уровни, какие проблемы могут возникнуть при их прохождении, что в качестве приза получат прошедшие уровень игроки. Участники стремятся к получению статуса, оплачивая свое место в игре. В процессе покупателям и клиентам добавляется балл за баллом, а бренд увеличивает уровень лояльности.
- Простые правила участия. Важно, чтобы участник не запутался в сложных условиях, еще даже не начав играть. Хорошо, когда они усложняются по мере прохождения уровней. Еще лучше, когда правила игры подаются в интуитивно понятной форме, имеются подсказки и возможность переиграть ход.
- Наличие конкуренции. Соревновательный дух здорово подстегивает азарт, ведь все хотят быть лучшими. Пригласить новых игроков можно через соцсети, сайт или по корпоративным каналам бизнеса. Так, Reebok, запустив игру The CrossFit Games, столкнул массу атлетов из разных стран. Эта игра была интересна тем, что борьба из виртуального пространства перешла в реальное соревнование. Очень выгодно для бизнеса использовать все доступные методы и механики геймификации.
- Возможность достижения победы для каждого. Важно предусмотреть вариант геймификации, при котором застрявший на каком-либо уровне игрок, может купить или получить в качестве награды за какое-то действие бонус или скидки, помогающие ему продвигаться к финишу. Ответвления от основной линии игры с призами и маленькими победами хорошо стимулируют участников к дальнейшей игре. Примеры других игроков с их успешным прохождением уровней являются хорошей мотивацией к действию.
- Участие на добровольной основе. Человек может сам выбрать подходящий ему режим из платных и бесплатных вариантов игры. Важно, чтобы вход в нее был бесплатным и несложным, хотя бы на какой-то определенный временной промежуток.
- Возврат ушедших и поощрения за ежедневное участие. Всегда дешевле вернуть своего бывшего клиента, чем ввести новых пользователей.
- Анализ данных и сквозная аналитика – самый важный элемент геймификации. Маркетологи должны держать руку на пульсе игры: знать динамику входа-выхода, нахождение игроков на иерархической лестнице и воронке продаж. Эти данные помогут создать новые элементы мотивации и сделать интересные задания с дополнительными призами, стимулируя клиентов играть дальше.
Задачи геймификации
Основной задачей геймификации является мотивация пользователя. Правильно выстроить ее помогают четыре следующих элемента:
- Вознаграждение – самый важный элемент. Например, в магазине обуви Kari вознаграждением является бесплатная третья пара обуви, начисление определенных бонусов за покупку, скидки в день рождения, возврат денег от общей суммы покупки и прочие акции, ограниченные по времени проведения. Клиенты магазина более охотно приобретают обувь, зарабатывая этим дополнительный балл для покупки другого продукта.
- Дух соревнований. Борьба с конкурентами заложена у человека в крови. Азарт, накал борьбы за призовое место и победа добавляют человеку драйва, выделение гормонов победителя – адреналина, дофамина и тестостерона. Хорошо справляются с задачей создания духа соперничества публичные рейтинги пользователей. В качестве примера можно привести интерактивную игру Noon Game, созданную для подготовки к тестам.
- Достижения дают ощущение собственной значимости. Так, Puzzle English – онлайн-платформа для изучения английского языка постоянно повышает уровни сложности для пользователей, отмечая их достижения.
- Обратная связь – желаемая всеми игроками реакция. Например, учебная платформа Учи.ру реализует форму обратной связи в виде олимпиад квестов и марафонов.
Примеры
В качестве доказательства успешного применения геймификации в маркетинге можно привести следующие примеры:
- Приложение Google Fit вовлекает людей в атмосферу здорового образа жизни через соревнование и общение с друг другом. Многие люди не любят кардиотренировки и связанные с ними ощущения, однако, выполнять простые шаги в ежедневном режиме им по силам. Так, выполнив за день определенное количество шагов, можно оказаться в группе лидеров. Этот факт даёт возможность не откладывать тренировки на потом, а, например, стремиться к достижению поставленной цели здесь и сейчас. Таким образом, производители фитнес-браслетов и разработчики приложений используют простые элементы геймификации в реальной жизни, вовлекая в процесс людей в интересной игровой форме.
- Nike разработала своё приложение для занятий спортом. Используя предложенный вариант геймификации, человек получал личные данные о сожженных калориях, пульсе, километраже, своем рейтинге. Механика мотивации здесь проста – победители получали различные бонусы от фирмы. Компания не только увеличила мотивацию людей к здоровому образу жизни, но и увеличила продажи за год.
- Marriot – сеть отелей, в которую довольно трудно устроиться на работу. Руководство ввело специальный увлекательный квест, через который соискатели знакомятся с компанией и сдают тесты. Дошедшие до высшего уровня гарантированно получают работу в этой престижной компании.
- Yota интересную игру Star Wars ввела для своих работников – три месяца сотрудники отдела продаж соревновались между собой в виде двух команд. Персонажи двух кланов должны были добывать оружие за счёт того, что происходили реальные продажи продукции компании. Коллектив значительно взбодрился, замотивировался и продажи увеличились естественным образом.
Интересно! Банк Тинькофф проводил игру между клиентами с главным призом в миллион рублей. В течение месяца предлагалось выполнить семь заданий, связанных с платежными картами. В результате квеста количество транзакций за год увеличилось почти в половину благодаря геймификации.
Сервисы для геймификации
На данный момент существует множество сервисов, которые могут разработать, настроить и ввести геймификацию в различные сферы деловой жизни. Среди них выделяют следующие:
- Компания GameTrek занята тем, что разрабатывает креативные игровые решения для различных направлений бизнеса. Вовлечение в игру сотрудников компании и клиентов, разработка мобильных приложений, промо-игр и веб-сервисов, происходящих в виртуальной реальности и порой выходящих за ее пределы – конёк геймификации GameTrek.
- Duolingo — бесплатное приложение геймификации для самостоятельного изучения языков. С его помощью возможно выполнить и краудсорсинговые переводы.
- Classcraft представляет собой образовательную онлайн-игру, вовлекающую учителей и учеников в ролевую модель поведения игровых персонажей.
- POINTAGRAM — универсальное приложение, благодаря которому можно быстро геймифицировать деловые процессы, увеличить заинтересованность работников и клиентов. POINTAGRAM предлагает оригинальные соревновательные идеи, квизы, конкурсы.
- SoftServe. IT-компания не один год специализируется на изготовлении и поддержке программного обеспечения, которое пригождается компаниям, желающим внедрить геймификацию.
Важно помнить, что геймификация оптимизирует те процессы, которые уже созданы. Это не основа, а добавление игры к существующим взаимоотношениям как внутри компании, так и в отношениях с внешней аудиторией. Игрофикация в успешном бизнесе – это требование современного цифрового мира.
Источник: 1btl.ru