Термин «геймификация» вошел в лексикон маркетологов в 2010 году, однако концепция игры с успехом используется в продажах с 19-го века. После того, как практика внедрения игровых элементов в бизнес-решения доказала свою высокую эффективность, индустрия геймификации начала расти темпами, опережающими самые оптимистические прогнозы аналитиков рынка.
Геймификация: краткая история, главные принципы
Официальная история геймификации начинается в 1891 году, с торговых купонов универмага Schuster’s, которые выдавались в качестве поощрения лояльным покупателям. Эти марки стали прародителями современных карт лояльности и системы геймификации продаж. Купоны давали покупателям право на скидки и подарки.
Идею подхватили многочисленные торговые сети; купоны оставались популярными до 1980-х годов, когда на смену им окончательно пришли карты лояльности. Авиакомпании запускают карты и программы лояльности с начала 1980-х годов, и в дальнейшем карты распространяются в большинстве областей бизнеса – от проката автомобилей до «кофе с собой».
Геймификация бизнеса. Внедрение геймификации в бизнес | Часть 1 | Кир Уланов
Идея накапливания баллов и получения поощрения вышла за пределы продаж уже в 1908 году, когда систему игрофикации начали использовать в бойскаутских организациях. С 1973 года в США геймификацию применяют для повышения лояльности сотрудников: концепцию игрового вовлечения работников в рост компании изложил в своей книге Чарльз Кунрадт, которого позже окрестили «дедушкой геймификации».
В конце 1970-х годов появились первые компьютерные игры (в том числе сетевые), и концепция игрофикации начинает проникать в образование. Все главные принципы геймификации образовательного процесса в 1980 году изложил в своей книге Томас Мэлоун, известный консультант по менеджменту и профессор бизнес-школы MIT.
В 1996 году британский исследователь игр разделил всех геймеров на отдельные психотипы, и эта модель до сих пор является основой большинства систем игрофикации.
Термин «геймификация» предложил в 2002 году Ник Пеллинг, а с 2010 года, по инициативе Натана Лэндса, геймификацией считается использование игровых элементов и принципов в областях, не связанных с играми напрямую.
Игрофикация повсюду
Эффективность геймификации сделала ее излюбленным инструментом маркетологов: сейчас элементы игрофикации применяются повсеместно, от организации научных исследований до проведения президентских выборов. Геймификация доказала высокую эффективность в продажах, образовании, системах формирования лояльности сотрудников, фитнесе, здравоохранении, управлении финансами и даже в военной подготовке.
По данным Adobe, NBC, Ford и eBay, внедрение игрофикации увеличило вовлеченность пользователей в среднем на 30%.
Рост рынка опережает прогнозы аналитиков. К примеру, специалисты Gartner в 2016 году оценивали рост индустрии в $2,8 млрд в течение 2 лет; на деле же в 2018 году рост превысил $5,5 млрд. В 2020 году объем рынка составил $9,1 млрд, а к 2025 году рост должен составить не менее $30,7 млрд.
Все о геймификации простыми словами
Главные инструменты геймификации
Основные элементы любой системы геймификации – баллы, бейджи, статусы, дедлайны и рейтинги. Баллы иногда называют очками, а бейджи – наградами или медалями. Все эти инструменты отражают игровую динамику, которая прослеживается и в реальной жизни – в виде соревнований и вознаграждений за достижения.
Геймификация работает, потому что принципы соревнования и вознаграждения близки абсолютному большинству людей. На игрофикации основан успех платформ онлайн-образования. Благодаря системе баллов и рейтингу лидеров в приложении NikeFuel компании Nike удалось привлечь 5 млн активных покупателей.
В зависимости от сферы бизнеса, компании применяют и другие игровые элементы. Среди них:
1. Случайный выигрыш. Многие компании время от времени предоставляют шанс своим клиентам выиграть крупный приз в лотерее. Платформа Aliexpress разыгрывает купоны на скидки.
2. Сотрудничество. Принцип взаимопомощи часто используют на образовательных платформах, где пользователи помогают друг другу выполнить сложное задание – Stepik, SkillFactory. «Яндекс.Еда» использовала этот же игровой прием в проекте «Ем за район».
3. Сделки. Участники могут продавать друг другу (или бесплатно обмениваться) ресурсами и активами. Такой принцип использует «Биржа Tele2», где пользователи покупают друг у друга мегабайты трафика по произвольной цене.
Преимущества геймификации для бизнеса
Более 70% компаний из списка Forbes Global 2000 уже используют геймификацию. По данным Frost https://b-mag.ru/gejmifikacija-v-biznese-i-v-nashej-zhizni/» target=»_blank»]b-mag.ru[/mask_link]
Что такое геймификация: как это работает в бизнесе, образовании
Люди любят играть. По статистике большая часть людей, приходя домой после работы, играют в компьютерные игры или вовлекаются в игру с ребёнком. Процесс игры может стать не только предметом для разгрузки мозга, но также помочь увеличить эффективность работы, добавить мотивации и повысить продажи.
Что такое геймификация
Геймификация — применение игровых техник и принципов для неигровых процессов: работы, обучения, бизнеса и быта. Она позволяет увеличить количество продаж, лояльность работников, удерживать клиентов, а также учиться и развиваться с большей вовлечённостью.
Уже в начале 2000-х годов дизайнер Ник Пеллинг говорил о том, что товары могут лучше продаваться, если применять игровые техники. Геймификация использует естественную тягу человека к соревнованиям, конкуренции и желанию стать победителем. Эта техника должна вовлечь сотрудников, покупателей, учеников в какой-либо процесс с помощью игровых принципов. Инструменты геймификации — это, например, прохождение уровней, рейтинг и награды за выполнение задачи. Подобные элементы игр внедряются в бизнес, учебный процесс, в привлечение и удержание клиентов, маркетинг.
Игровой подход более эффективен для нового поколения работников и покупателей – миллениалов и зумеров. Это связано с тем, что они с детства привыкли к компьютерным играм, поэтому игровая методика обучения становится для них привычной и легко вписывается в жизнь.
Какая бывает геймификация
Существуют различные классификации игровизации. Авторы книги «Вовлекай и властвуй. Игровое мышление на службе бизнеса» выделяют следующие 3 вида игрофикации: внутреннюю, внешнюю и меняющую поведение. Рассмотрим их подробнее.
- Внутренняя геймификация используется для сотрудников одной компании. Она позволяет повысить эффективность работы и производительность, увеличить показатели продаж, сплотить коллектив, создать атмосферу здоровой конкуренции, обеспечить адаптацию новых сотрудников и уменьшить текучку кадров. Игровые методы позволят поменять восприятие работников к рутинной работе, добавить мотивации и повысить их вовлечённость.
- Внешняя геймификация направлена на потребителей товаров и услуг и на потенциальных клиентов, то есть процесс используется для решения маркетинговых задач. Данный метод поможет привлекать клиентов, повысить узнаваемость бренда или продукта и увеличить продажи. Метод геймификации даёт большой набор инструментов для стимулирования совершения покупки, а также позволяет проанализировать понимание мотивации покупателей.
- Меняющая поведение игрофикация используется для формирования новых привычек участников. Она может применяться как для сотрудников компании и потребителей, так и для любых участников. Например, данный вид геймификации может помогать формировать здоровый образ жизни, или менять отношение к учёбе в школе у детей.
Принципы геймификации
Внедрение геймификации поможет увеличить качество работы и удовольствие от её выполнения. Для того чтобы технология работала, необходимо использовать её основные принципы:
- Мотивация. Чтобы участники не переставали играть, нужна определённая цель. Именно она позволит им двигаться вперёд. В геймификации также важен этот принцип. Например, для сотрудников можно ввести бонусную систему, начисляя вознаграждения за пройденные уровни. В маркетинге можно увеличивать скидку при покупке второй или третьей вещи, то есть чем больше покупка, тем больше выгода.
- Соревнование. В людях заложены дух соперничества и желание быть первым. Стремление обойти конкурента, получить более высокий рейтинг также способствует повышению мотивации. Если ввести соревнования между отделами за самую высокую производительность, то эффективность работы всего коллектива станет выше.
- Статус. При прохождении игры у участника растет количество пройденных уровней, он становится сильнее. Технология геймификации также подразумевает, что участники будут стремиться повысить свой статус. Как пример, получить признание своих коллег или повышение по службе. В маркетинге также работает система статусов — в банках можно вырасти от бронзового до платинового клиента.
- Вознаграждение. Это один из главных принципов геймификации. При прохождении уровней в играх начисляют бриллианты или монеты. Чем выше уровень, тем более высокое поощрение. Иногда сотрудники теряют интерес к работе, даже имея высокую зарплату. В таком случае может помочь, дополнительное вознаграждение в виде денежного бонуса при выполнении определённого количества работы. В продажах покупателя можно привлекать кэшбеком на карту или дополнительными скидками.
Как работает мотивация в геймификации
Мотивация работников может иметь как материальную, так и нематериальную основу. Наибольшую эффективность удаётся добиться при сочетании обоих видов мотивации. Сотрудники в возрасте от 21 до 35 лет не имеют высокой производительности только с финансовым поощрением.
Так называемое поколение Y и Z (миллинеалы и зумеры) ценят не только высокую заработную плату, но также возможность самореализации, личное время, комфортную атмосферу в офисе. Для таких сотрудников только материальная мотивация — премии, оклады, штрафы — не даёт высокой эффективности. Поэтому геймификация сотрудников стала активно внедряться в работу с персоналом.
Игровые механизмы позволяют часть рабочих задач превратить из скучной рутины в занимательный процесс. Таким образом, можно удовлетворить потребность работников в нематериальном поощрении. Геймификация в работе поможет решать поставленные перед сотрудником задачи с большим энтузиазмом, что позволит добиться более высоких результатов. Нематериальная мотивация также может помочь изменить атмосферу в коллективе, сделать команду более сплочённой и продуктивной.
Чем полезна геймификация
Игрофикация помогает разгрузить мозг человека. Включиться в игру гораздо легче, чем в рабочий процесс. Поэтому геймификация рабочих процессов позволяет создать более высокую вовлечённость, а значит, и рост производительности. Исследования учёных о работе человеческого мозга и механизмах награды и мотивации позволяют с уверенностью сказать, что игровые методы работают во всех сферах жизни. Поэтому элементы геймификации уже используют передовые компании и начинают внедрять во многих индустриях.
Повседневные и рутинные задачи работников уже не кажутся такими скучными, ведь за их выполнение сотрудники могут получить дополнительный бонус или повысить свой уровень. Покупатели будут заинтересованы компанией, которая предлагает прогрессивную систему скидок или накопление кэшбека на дисконтную карту при покупке товаров. Обучение с элементами игры будет более интересно и продуктивно, особенно для детей. Кроме того, внедрение геймификации помогает выполнять задачи в срок и доводить их до завершения.
Игровой процесс в работе или в обучении позволяет не только получать пользу, но и удовольствие от процесса. При командной работе улучшаются отношения в коллективе, увеличивается продуктивность и взаимоподдержка. Если в геймификацию включен элемент конкуренции, то это добавляет в учебный или рабочий процесс больше эмоций и помогает быстрее завершить задачу.
Где используют геймификацию и почему она популярна
Сегодня наша жизнь непосредственно связана с цифровым миром. Дети с ранних лет пользуются смартфоном, подростки и взрослые часто проводят свободное время, играя в популярные видео — и компьютерные игры. Увеличивается зависимость людей от мобильных телефонов, что не может не сказаться на новых способах продажи, обучения или удерживания внимания человека.
Игровые механики в обучении, продажах, бизнес-проектах и социальной жизни применяют всё больше организаций, потому что это действительно эффективно. Элементы геймификации сейчас можно встретить и в повседневной жизни, например, при покупке билетов или сортировке мусора. Учёные и разработчики всё чаще рассказывают о пользе компьютерных игр. Принципы, на которых разработчики создают игры, могут применяться в обычной жизни, они универсальны и опираются на человеческую психологию. Поэтому игровые механики в геймификации используются в различных сферах жизни.
Геймификация в бизнесе
Игровых элементов в бизнесе сейчас внедряется всё больше. Они позволяют вовлекать сотрудников в повседневные дела, превращая их из скучной и сложной рутины в интересную задачу. Пример использования игровой технологии: можно устроить соревнование для отдела сбыта, назначив за большее количество продаж бонус. Сотрудники будут более мотивированы и заинтересованы, следовательно, повысится и продуктивность работы. Геймификация бизнеса помогает практически в два раза увеличить производительность и вовлечённость работников.
К преимуществу игровых техник можно отнести и снижение уровня напряжения в работе, особенно у перфекционистов, ведь проиграть в игре не так страшно — всегда можно начать заново. Во время игры вырабатывается дофамин — гормон счастья, поэтому сотрудники с большим удовольствием ходят на работу. К тому же уменьшается текучка кадров. Во многих американских компаниях геймификация внедряется очень активно — используются программные решения, которые показывают наглядно таблицы лидеров, уровни достижения цели и рейтинг каждого. В нашей стране данная технология также начинает внедряться, например, в Сбербанке, где после введения личных рейтингов для сотрудников повысилась эффективность работы.
Программы и системы с геймификацией для бизнеса
СБИС: Корпоративный портал
Платформа для совместного общения и работы.
BoxBattle
Программа для обучения сотрудников с помощью геймификации.
WooHoo
Облачное решение для повышения конверсии.
STAGE
VR-решение для совместной работы.
Agile CRM
Сервис для оптимизации маркетинга и обслуживания клиентов.
Технология геймификации в обучении
Игровой метод обучения — это универсальный способ для более высокой вовлечённости как для школьного образования и студентов, так и для различных курсов и корпоративной учёбы. Используя новые технологии, можно улучшить качество обучения и повысить интерес к получению новых знаний в любой области, начиная от школьных уроков физики и заканчивая курсами по обучению персонала. Геймификация использует игровые механики, которые позволяют сделать из скучного учебного процесса увлекательный квест.
Процесс игровизации может проходить с помощью специальных программных решений либо с использованием системы бонусов. Использование игр в обучении — это универсальный метод, который подойдёт для учёбы людям разных возрастов. Использование системы бонусов, соревнования и прохождение уровней сделает задачу обучения более интересной, а соревновательный эффект усилит мотивацию. Игровой метод позволит не просто получить теоретические знания, но также учиться использовать их на практике.
Геймификация в обучении — это отличный метод, но он не может заменить всё обучение, особенно, если мы говорим о школе. Игра не должна стать самоцелью, она является лишь помощником, чтобы вовлечь в учебный процесс и повысить эффективность учёбы. Одним из отличных примеров геймификации в образовании — это программы для изучения языков. Такие сервисы часто используют игровые механики с интересным сюжетом, системой уровней, наградами в виде бриллиантов или золотых монет, бонусов за ежедневное выполнение заданий, а также возможность занять 1 место в общем рейтинге.
Геймификация в менеджменте
В менеджменте и подборе персонала игровые механики часто применяются для мотивации сотрудников и повышения их производительности. Геймификация позволяет повысить вовлечённость сотрудников в рутинную работу, увеличивать число продаж, создавать комфортные условия в коллективе и возможности для общения сотрудников и их обмена опытом. Часто игрофикацию применяют в процессе подбора персонала.
Геймификация предполагает применение игровых технологий. Многие корпорации, например, Google или Meta применяют данную методику при найме новых сотрудников. Вместо решения огромных и скучных тестов соискатели проходят специальную тематическую игру, которая позволяет выявить способности человека и показать его слабые стороны. Маленькие компании, которые не могут себе позволить применять программы, используют на собеседованиях тематические головоломки или задачи.
Игровые инструменты для управления персоналом обычно применяют для повышения вовлечённости и заинтересованности в рабочий процесс, для обучения сотрудников и развития у них определённых навыков, а также для уменьшения текучки и удержания ценных работников. Книги по геймификации говорят, что для любого проекта можно внедрить игровые техники, но не следует забывать, что эта методика не должна становиться развлечением и отвлекать сотрудника от работы.
Геймификация в маркетинге
Использование игр в маркетинге применяется, чтобы помогать продавать определённые товары, привлекать к продукту или услуге внимание пользователей, увеличивать количество новых и повысить лояльность постоянных клиентов, повышать посещаемость сайта. Для этого применяют бонусные программы, карты лояльности, конкурсы и акции. Геймификация продаж основана на трёх основных принципах: статусность, новый товар или услуга, бесплатные продукты.
- Статусность. Если клиент покупает товары или использует продукты одной компании регулярно, то повышается его статус. Сетевые магазины часто дают своим клиентам дисконтные карты. При совершении покупки на определённую сумму статус карты повышается, а значит, увеличивается размер скидки при следующих покупках или размер возвратного бонуса. Таким образом, клиент становится более вовлечённым в следующую покупку, ведь у него уже есть хорошая скидка в данном магазине.
- Новые товары и услуги. При выпуске продукции могут проводиться опросы среди пользователей, голосование за то, какой товар нужно разработать или какой вид упаковки удобнее. Продукт может выпускаться небольшой партией или продаваться только в конкретных магазинах. Подобная геймификация клиентов поможет привлечь внимание и подогреть интерес к бренду или конкретному товару.
- Бесплатная продукция. Сюда можно отнести различные акции или конкурсы, где покупатель может выиграть приз. Например, под крышкой газированных напитков нужно найти код и отправить его на сайте или с помощью смс. Сейчас подобные конкурсы часто используют в соцсетях с подарками за репосты или комментарии.
Социальная геймификация
Социальная геймификация что это? Иногда игровые методы применяются не для извлечения выгоды или повышения эффективности участников, а для изменения привычек или паттернов поведения определённой группы людей или всего общества. Популяризация здорового образа жизни, переработка мусора, экономия природных ресурсов, новый навык — эти и многие другие задачи можно решать при помощи игровизации.
К примеру, в Турции ставятся специальные автоматы для пластиковых бутылок. Когда человек опускает бутылку, то высыпается немного кошачьего корма, таким образом, решается сразу две проблемы — переработка пластика и голодные бездомные животные. Часто социальную геймификацию применяют государственные или общественные организации, чтобы помогать решать определённые социальные проблемы. Также она может использоваться и коммерческими предприятиями.
В 2012 году компания Nike запустила приложение, которое подсчитывало физическую активность пользователя с помощью часов. В приложении можно было ставить себе цели, баллы и соревноваться с другими пользователями за вершину общего рейтинга. Таким образом, компания смогла увеличить свою прибыль, а также мотивировать людей больше двигаться и заниматься физическими нагрузками.
Из минусов геймификации:
Любая система или метод обычно имеют недостатки, укажем основные минусы геймификации:
- может возникнуть конкуренция между сотрудниками при выполнении задания. Это способно привести к конфликтам или обидам между работниками;
- иногда внедрение игровых технологий в рабочий или учебный процесс может стоить довольно дорого, учитывая, что необходимо постоянно обновление программного обеспечения;
- чаще всего геймификация проходит в электронной среде, для некоторых людей, особенно, школьников и подростков, это может превратиться в зависимость от телефонов или планшетов;
- есть ряд навыков, которые игрофикация не может развить, поэтому не нужно считать данную технологию универсальной;
- работа может превратиться в игру, утратиться основная цель внедрения геймификации;
- неправильно созданный процесс внедрения игровых механизмов может привести к отрицательным последствиям, например, к снижению самооценки.
Как можно геймифицировать работу
Вы не можете превратить проекты в квесты, но вы можете обернуть их красочными интерфейсами и сделать выполнение более полезным в реальном времени. Это не отвлекает от самой работы, поэтому нет причин не геймифицировать вашу работу.
Геймификация набирает всё большую популярность, ведь она является отличным инструментом для вовлечения в работу сотрудников, увеличения продаж, повышения эффективности в учёбе, а также может помочь решать важные социальные проблемы. Если вы хотите узнать больше по этой теме, то есть увлекательные книги про геймификацию, которые помогут лучше разобраться с данной тематикой. Если ваша цель — внедрить игровой инструмент в рабочий или учебный процесс, то загляните в наш каталог программных продуктов по геймификации.
Источник: picktech.ru
Вести бизнес играючи: в чем ценность геймификации и как ее внедрить
Сколько стоит геймификация , что она дает бизнесу и каких ошибок избегать при запуске. Через игровые механики бренды привлекают и удерживают клиентов — и таким образом повышают прибыль. Так, Starbucks с помощью игрового приложения увеличил выручку на $2,65 млрд и привлек на 25% больше клиентов в программу лояльности . А компании KFC Japan геймификация помогла поднять продажи на 106% . Как геймификация работает в бизнесе , какие ресурсы потребуются для внедрения — разбираемся с экспертами.
Какие бизнес-задачи решает геймификация
Геймификация — это маркетинговая игра, которая помогает собирать контакты интерактивным способом, повышать узнаваемость бренда, увеличивать количество повторных продаж и создавать инфоповод в СМИ или социальных сетях. Зачастую механики игр предусматривают реферальную программу, поэтому узнаваемость бренда растет с помощью сарафанного радио.
- повысить возвращаемость клиентов;
- актуализировать клиентскую базу;
- увеличить количество скачиваний мобильного приложения;
- снизить количество негативных отзывов из-за долгого ожидания (полезно ресторанам, салонам красоты, медицинским центрам и так далее);
- сделать допродажи других продуктов;
- повысить узнаваемость бренда.
Геймификация решает разные задачи. Но в первую очередь она направлена на рост внутренней мотивации и достижение целей бизнеса: увеличение продаж, знакомство с новыми продуктами/правилами, адаптация, работа с клиентами. Ключевая фишка механик геймификации — поднять внутреннее самосознание сотрудника (клиента). И, как ни странно, она никак не связана с игровыми результатами.
Наш проект BoxBattle — платформа для онбординга и обучения сотрудников с помощью механик геймификации. Начинали с запроса от одного из наших клиентов на разработку решения, в котором сотрудники могли бы проводить друг с другом интеллектуальные поединки на знание продуктов своей компании.
Ключевую соревновательную механику в BoxBattle заказал клиент, а дальше мы начали «навешивать» на нее разные смыслы, другие механики. Клиенты постоянно подсказывают нам новые сценарии использования платформы. Один из последних примеров — привлечь внимание к профессии молодых людей из удаленных регионов для одного агрохолдинга. Цель — снижение затрат на подбор персонала.
Изначально мы исходили из предположения, что электронное обучение само по себе хоть и дешево, но малоэффективно из-за того, что сотрудники компаний неохотно проходят корпоративные курсы. Их оканчивают не более 30% всего персонала. С помощью механик геймификации мы поднимаем процент прохождения курсов до конца. Тем самым повышаем количество сотрудников, у которых есть реальные знания, и снижаем стоимость курса в расчете на одного ученика.
Условно можно выделить два направления внедрения геймификации в бизнесе:
1) внутреннее — игровые механики для мотивации сотрудников, обучения, удержания и вовлечения персонала;
2) и внешнее — игровые механики как способ поднять продажи и средний чек, вовлечь клиентов в программу лояльности, увеличить активность в мобильном приложении, сформировать привычку взаимодействовать с брендом и создать wow-эффект, привлечь внимание, обеспечить виральность.
Что игровые механики дают бизнесу? Во-первых, это всегда классный кейс, с которым можно прийти в СМИ или просто запомниться. Во-вторых, если геймификация продумана и сделана хорошо, это помогает повысить лояльность, вовлеченность клиентов, подсветить нужные продукты и создать с ними правильные ассоциации через маскотов, истории и так далее.
Какому бизнесу подходит
Игровые техники можно использовать во многих отраслях: FMCG и ретейл, мобильная связь и телеком, банки, авиакомпании, агрегаторы такси, рестораны, салоны красоты, фитнес-клубы — вот сферы бизнеса, где игры с клиентами работают лучше всего. Хотя этот список можно продолжить: геймификация уместна почти везде, где есть взаимодействие с конечными потребителями.
Геймификация — это эффективный инструмент для продаж онлайн-продуктов в любом бизнесе. Важно понимать, что ее успешность зависит не от размера среднего чека или частоты покупок, а от количества трафика. Игровые механики могут быть использованы как в сетевых магазинах, так и в сфере элитной недвижимости.
Но если количество пользователей ограничено, то результат может быть неудовлетворительным.
Если возможно привлечь хотя бы 10 000 уникальных пользователей, то геймификацию стоит попробовать. Однако необходимо заранее разработать стратегию привлечения пользователей.
На мой взгляд, есть два повода использовать геймификацию — сделать скучные корпоративные процессы интересными или создать инфоповод. Не думаю, что есть однозначно неподходящие отрасли в этом вопросе. Все зависит от подхода. Например, для ретейла или телекома мы сделаем корпоративное обучение, для банкинга или страхования — клиентский сервис в сказочной вселенной, который познакомит со всеми особенностями продуктовой линейки в понятном и увлекательном формате, а для производственных компаний смоделируем экскурсию по производству и запустим тестирование оборудования для новых сотрудников.
Геймификация подойдет бизнесам, которых уже не удовлетворяют результаты стандартного маркетинга, или которые ищут новые способы взаимодействия с аудиторией. Игровые механики помогут освежить, перезагрузить общее восприятие бренда, вовлечь новые категории пользователей и пробудить положительные эмоции, связанные с компанией.
Если говорим о геймификации для персонала, то стоит пробовать, если внутренние процессы настроены, а у сотрудников есть четкие планы и метрики. В таком случае геймификация дополнит существующую систему мотивации, опираясь на ее критерии и правила.
Эффективный маркетинг с Calltouch
- Анализируйте весь маркетинг и продажи в одном окне
- Удобные дашборды и воронки от показов рекламы до ROI
Пример геймификации : обзор успешных игровых механик
Следуя за актуальными решениями европейских и американских коллег, мы взяли на вооружение геймификацию бизнеса. Пик ее востребованности пришелся на ковидный период с 2019 по 2021 год.
Интернет был перегружен рекламой, так как направления FMCG и ретейл экстренно открывали доставки, внедряли огромное количество акций и скидок, чтобы удержать внимание покупателя. Но это только усилило баннерную слепоту и цифровой шум вокруг покупателя.
Именно тогда зародилось понимание: агрессивная реклама не подходит. Длительное пребывание в четырех стенах повысило тревожность и снизило доверие людей. Усилилась тенденция к покупке экотоваров: потребитель стал больше заботиться о себе и своей безопасности.
Брендам нужно было решать, куда двигаться дальше, поэтому к геймификации прибегли как к возможности нативно, без лишней агрессии вовлечь покупателя в продукт и с помощью доверия и лояльности аудитории повысить продажи.
К нам обратились Persil (Россия) — региональное представительство транснациональной FMCG-компании, немецкий бренд стирального порошка.
Компании, продающие бытовую химию и средства для стирки, зачастую проводят розыгрыши с дорогими призами, такими как путешествия, телефоны или даже машины. Но возникшая пандемия «обнулила» ценность таких призов. Границы закрыты, летать и ездить некуда.
Задача: увеличить объемы продаж в условиях карантина, привлечь внимание к акции бренда Persil в период 18.01.2021 г. по 11.04.2021 г. и повысить лояльность имеющихся клиентов.
В акции участвовали капсулы для стирки бренда Persil, а сама рекламная кампания называлась «Persil CAPS — и готово!».
Решение: чтобы провести розыгрыш в оригинальном формате и в пределах домов участников, мы сделали приложение с дополненной реальностью, в котором пользователю предлагается сыграть в AR-игру — квест с эффектом полного погружения.
Концепция: участники сканировали QR-код или проходили по ссылке, размещенной на сайте организатора мероприятия или в рекламных материалах, устанавливали приложение и регистрировались. Вращая свое устройство на 360° (задействован встроенный акселерометр смартфона), участники искали и собирали виртуальные капсулы в пространстве — под столом, в шкафу и в любом другом свободном месте комнаты. Таймер в приложении ограничивает время на поиски капса каждый день. За определенное количество набранных капсов пользователи получали призы от бренда.
Так выглядели экраны с игрой
Результаты за три месяца:
- разыграли и вручили около 1 000 призов и подарков;
- приложение скачали более 20 000 раз;
- в несколько раз выросли продажи у поставщиков.
Геймификация позволила выйти на новый уровень эмоционального контакта с клиентом. Возможность попробовать продукт не выходя из дома, даже просто повертеть его в пространстве, как если бы вы рассматривали товар в магазине офлайн — это произвело впечатление на покупателя.
Особые результаты показывает механика «оживления» упаковки. В упаковку можно как внедрить историю бренда, так и рассказать о самом продукте. Пример — наш мультипликационный ролик для Le Petit Marseillais, привлекающий внимание к экологическим вопросам. Такое «погружение» притягивает внимание покупателя, устанавливает контакт с брендом и повышает продажи.
Покупатель наводит камеру смартфона на этикетку Le Petit Marseillais и видит анимированный контент о ценностях бренда.
Механики в геймифицированных рекламных кампаниях отличаются друг от друга по конечному результату, но все они закрывают глобальную задачу — продвигают продукт на рынке.
Как внедрить геймификацию
Обычно простые игровые активности в соцсетях делают инхаус, а что-то посложнее поручают профессионалам в области геймификации. Здесь потребуются знания трендов и много ресурсов на разработку и внедрение игровых технологий.
Какие специалисты участвуют в разработке
- руководитель проекта;
- геймдизайнер (проработка механик, модели экономики и баланса игры);
- аналитик (помощь геймдизайнеру в расчетах и моделировании, анализ игровых метрик);
- UI/UX-дизайнер (прототипирование, интерфейсы);
- иллюстратор, 3D-моделлер (игровая графика);
- frontend-разработчики (промосайт, фронт-клиент игры);
- unity-разработчики (игровые механики, фронт-клиент игры);
- backend-разработчики (Java, интеграции);
- DevOps-инженер (развертывание, настройка и поддержка площадок);
- специалисты технической поддержки.
Конечно же, у заказчика тоже есть специалисты, которые работают над игрой вместе с нами. Как правило, это менеджер проекта, продуктолог, аналитики и технические эксперты, отвечающие за интеграцию и ИТ-разработку на стороне клиента.
Геймификация в обучении — это и разработка, и методисты, которые составляют правильный обучающий трек, и контент-отдел, который «заворачивает» все в сказочную обертку, и дизайнеры с иллюстраторами, которые создают визуальную оболочку придуманного мира.
Основные этапы
Проект геймификации начинаем с общения с заказчиком и определения целей и задач , их формализации и оцифровки. Мы знакомимся с бизнесом, погружаемся в особенности бренда, изучаем аудиторию, предлагаем предварительные концепты, механики и геймдизайн. Вместе с заказчиком стараемся сложить образ «идеального проекта».
Проводим очень много глубинных интервью. Когда проект RevGames только зарождался, мы провели десятки часов с представителями крупных компаний — топ-менеджерами, маркетологами, бизнес-аналитиками, выясняя их задачи и потребности. Совместно с нашими заказчиками мы проводили десятки и сотни кастдев-интервью с конечной аудиторией .