В сфере нормативного регулирования экономики принято решение навести порядок и «отсечь» все устаревшие и излишние требования к бизнесу. Процедура получила название «регуляторной гильотины».
❗ Что такое регуляторная гильотина
Одной из ключевых проблем ведения бизнеса в России является чрезмерное регулирование и контроль за экономическими субъектами. В области регулирования работы предприятий насчитывается свыше 9000 законов. Деятельность компаний нередко подчиняется противоречащим и устаревшим актам.
Многие законы советского времени продолжают действовать и сегодня, хотя фактически на их смену пришли новые. Но если предприниматель посчитает нормы советских законов избыточными, теоретически ему грозит за это штраф. А если исполнит положения советского закона, который противоречит российскому праву, то ему так же грозит ответственность.
В результате у предпринимателей нет понимания, что им конкретно надо делать, чтобы работать в правовом поле. Избыточные требования делают необходимым привлечение дополнительных средств бизнеса: вместо того, чтобы вкладывать их в развитие, предприниматели вынуждены тратится на соблюдение абсурдных – морально и технически – правил.
«Регуляторная гильотина» представляет собой крупную реформу нормативно-правовой базы, направленную на устранение барьеров работы бизнеса и снижение количества проверок. В результате аннулирования абсурдных и избыточных мер контроля и регулирования предпринимательской деятельности создается благоприятная почва для бизнес-среды.
По числу проверочных мероприятий Россия бьет все рекорды. Сегодня в стране действуют 46 контролирующих ведомств, реализующих 220 типов проверок. Ежегодно в отношении бизнесменов проводят до 10 млн проверок, большая часть которых завершается штрафами.
Зачастую речь идет о «контроле ради контроля», и проводимые проверки никак не сказываются на уровне безопасности товаров. В среде предпринимателей такие мероприятия именуют «дополнительным надзорным налогом». Очевидно, что проблему чрезмерной активности надзорных учреждений в бизнес-среде так же нужно решать.
⚖ Законодательные нормы
Реформа нормативно-правовой базы, или так называемая «регуляторная гильотина», опирается на следующие законы:
- Законопроект № 851072-7 «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» (прошел первое чтение в Государственной думе). Предусматривает изменение требований к бизнесу.
- Проект федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Предусматривает переход к риск-ориентированному подходу при проведении проверок.
Реализация проекта регуляторной гильотины происходит в соответствии с утвержденной Правительством «дорожной картой».
Цели и задачи
Внедрение механизма регуляторной гильотины ставит перед собой амбициозные цели, среди которых:
- Сокращение регуляторной и административной нагрузки на бизнес и сохранение только тех требований, от которых зависит безопасность граждан.
- Переход от классификации требований по контролирующим инстанциям (противопожарные, санитарные и пр.) к разделению по видам бизнеса (нормы для гостиничного бизнеса, общепита и пр.).
- Создание прозрачной системы требований и правил работы для бизнеса: четкое разделение правил на обязательные и рекомендованные.
Задачами программы являются:
- Переработка и пересмотр нормативно-правовой регулятивной документации.
- Устранение неэффективных, устаревших и избыточных требований.
- Отмена советских законов.
- Построение новой системы требований по риск-ориентированному подходу.
- Детализация работы контрольно-надзорной деятельности.
Как вы считаете, какой эффект принесет в России «регуляторная гильотина»?
Позитивный: приведет к росту ВВП и подъему экономики, так как избавит бизнес от административной нагрузки. Негативный: отсутствие контроля снизит качество и безопасность продуктов для потребителя. Никакого эффекта не будет.
Кем проводится
Переработка нормативно-правовой базы осуществляется Правительством в лице Минэкономразвития. На первом этапе реформы ему предстоит составить полный перечень нормативной документации для пересмотра.
Но при отмене контролирующих и регуляторных механизмов к работе привлекают предпринимательское и экспертное сообщества. В обсуждениях участвует и другая сторона в лице контролеров и регуляторов. Сегодня утвержден состав 41 рабочей группы по реализации проекта «регуляторной гильотины».
Какие требования к бизнесу можно считать бессмысленными и абсурдными
Абсурдных и бессмысленных требований к бизнесу в России много. Сам инициатор реформы, бывший премьер Д. А. Медведев, приводил яркий пример избыточного требования. Так, омлет в общепите должны готовить на противне в жарочном шкафу с температурой 200 °С и толщиной 2,5-3 см. Иным способом по действующим правилам готовить запрещено.
Вот лишь некоторые примеры абсурда в российском праве, на которые обратили внимание законодатели:
- Сушить посуду нужно в опрокинутом виде на решетчатом стеллаже (пункт 6.16 СанПин 2.3.6.1079-01).
- Для проведения вводного противопожарного инструктажа нужно специальное помещение с наглядными материалами и пособиями (п. 13 Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», утв. МЧС РФ от 2007 года №645).
- Ульи на пасеках должны быть окрашены именно в оранжевый, синий, зеленый и желтый цвета (п.3 Приказа Минсельхоза России №194 от 2016 года).
- Школьная доска должна иметь темно-коричневый или темно-зеленый цвет (пункт 5.7. СанПиН 2.4.2.2821-10).
- У работников за компьютерами должна быть специальная подставка под ноги (пункт 10.5 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03).
Самозанятые граждане в 2020 году: ряд важных изменений
Может ли риэлтор быть самозанятым: что для этого требуется
Сферы, подвергаемые изменениям
Изменения затронут практически все отрасли. Но так как в первую очередь под «гильотину» пойдут системы нормирования и контроля, то действие реформы больше всего ощутят на себе наиболее «зарегулированные» сферы:
- транспортная;
- экологическая;
- санэпидемнадзор;
- промбезопасность;
- ветеринария.
Для некоторых отраслей планируется сохранить жесткий контроль: атомной энергетики, авиастроения и пр. Ряд сфер «гильотина» не затронет вовсе: это отрасли налогового, таможенного, финансового регулирований.
Предполагается глобально пересмотреть систему требований к бизнесу. Если сейчас предпринимателю приходится собирать все нормы, на которые он должен опираться в разных законах (противопожарные нормы – в одном, санитарно-эпидемиологические – в другом и пр.), то после переработки правовой системы будут доступны готовые комплекты со всеми требованиями для определенных отраслей: пищевой промышленности, гостиничного бизнеса, салонов красоты и пр. В результате у бизнесмена сложится четкое понимание, что ему необходимо сделать, чтобы соблюдать все нормы закона и начать работу.
Первый опыт создания подобного «гайда» для бизнеса уже реализован Минэкономразвития. В 2020 году появилась так называемая «Белая книга» для общепита, где в доступной форме изложены все требования к организации кафе и ресторанов.
⚡ Проведение реформы: где и как
«Гильотина» будет отсекать лишнее поэтапно. Согласно проекту ФЗ №851072-7, до 2021 года будут отменены акты Правительства, исполнительных органов власти СССР и РСФСР, которые подлежат обязательному применению.
С 2021 года компании смогут не применять в работе неотмененные акты без рисков привлечения к ответственности. Исключения составят только законы с обязательными требованиями, определенными Правительством.
На уровне субъектов нормативные акты отменяются до 2022 года, муниципалитетов – до 2023 года.
❓ Это новая практика?
«Регуляторная гильотина» – это не российское изобретение. Сам термин ввели в оборот консалтеры из компании Jacobs, Cordova https://zakonguru.com/izmeneniya/pravitelstvennaya-gilotina.html» target=»_blank»]zakonguru.com[/mask_link]
Что такое регуляторная гильотина: чем она поможет бизнесу
В рамках регуляторной гильотины утратили силу старые нормативные акты, которые тормозили развитие экономики. Дальнейшее сотрудничество бизнеса и контролирующих органов урегулировано новыми законами, которые ограничивают требования и регламентируют правила проверок.
Масштабная реформа, заключающаяся в пересмотре и отмене нормативно-правовых актов, которые негативно влияют на регуляторную сферу и бизнес-среду в целом, получила неофициальное название «регуляторная гильотина». Это не отдельный закон, а комплекс мероприятий, призванный обеспечить экономический рост в стране, который тормозят бессмысленные требования.
Что это такое
О необходимости проведения ревизии устаревших нормативных актов еще в январе 2019 г. заявил Дмитрий Медведев. По его мнению, в России на тот момент их действовало более 9 000. Причем многие изложенные в них требования потеряли актуальность, так как были установлены еще в СССР. Пришло время избавиться от неэффективных и избыточных.
Изначально в ходе «регуляторной гильотины» предусматривали механизм: провести анализ и один раз отрезать. В итоге, как сообщает «РГ», в сентябре 2019 г. отменили более 20 тыс. актов СССР и РСФСР.
Фото: он долго искал для инспектора инструкцию по эксплуатации стремянки.
Источник: freepik.com/kues
Но на практике столкнулись с возможностью создания правового вакуума. Кроме этого, эксперты ВШЭ отметили ряд проблем, требующих пересмотра:
- вся система регулирования устроена невероятно сложно;
- не сбалансированы разрешения и контроль;
- требования трактуются по разному, противоречат друг другу или правилам других контрольно-надзорных органов (КНО).
Появилась необходимость в гибком нормировании и исчерпывающем списке требований от КНО.
«Нам нужно придерживаться очень жесткого подхода относительно перечня обязательных требований. Сегодня мы в них утопаем»
Борис Титов, уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей
Поэтому появилась другая цель гильотины — не убить, а создать что-то новое, ответить на вопросы, что и как проверять.
Дорожная карта
В итоге был разработан план мероприятий. Выстраиванием новой регуляторной реальности занимались на протяжении всего 2020 г. Отраслевые группы искали баланс между желаниями поднадзорных урезать как можно больше и контролеров — закрепить полномочия.
С 1 ноября частично вступил в силу ФЗ № 227 от 31.06.2020 «Об обязательных требованиях в Российской Федерации». Именно этот закон в экспертных кругах называют основанием для регуляторной гильотины, так как в нем прописаны основные принципы, что проверять.
Как сообщает «Коммерсант», 3 003 актов утратили силу, 372 — принято новых, 447 — на рассмотрении.
Фото: уменьшить и упростить.
Источник: freepik.com/olegk1986
По предложению Минэкономразвития, требования будут ежегодно оцениваться на предмет их эффективности. Это даст возможность вовремя проводить корректировки, применять гибкий подход. Придется также оценить в работе акты, которые избежали инвентаризации, получили «отсрочку» или были оставлены в виде страховки от правового вакуума.
То есть, в 2021 г. гильотина выходит на новый уровень и становится действующей «регуляторной мясорубкой».
Как проверять, прописали в ФЗ № 248 от 31.07.2020 «О государственном контроле (надзоре). », который вступит в силу с 1 июля 2021 г., за исключением отдельных положений.
Перспективы для бизнеса
С марта 2021 г. должен заработать новый электронный реестр, в котором соберут все требования. При чем они будут формироваться не по типу контролирующих органов, как это делалось раньше, например, САНПИН, пожарной инспекции, а по виду деятельности. То есть можно изучить, что именно обязаны соблюдать предприниматели в ресторанном, туристическом или строительном, другом бизнесе.
«Если предприниматель хочет открыть новый бизнес в какой-либо сфере, то он должен видеть перед собой все требования, с которыми ему предстоит столкнуться, а также понимать, какие из них носят обязательный характер, а какие – рекомендательный»
Максим Орешкин
В этом реестре отобразят новые и старые, избежавшие гильотины требования. Обновляться они будут не чаще одного раза в полгода: в марте и сентябре и появляться на сайте сразу же после вступления в силу. Это исключит ситуации, когда контролер приходит проверять новые нормы, о которых предприниматель ничего не знал.
С середины 2021 г. заработают новые правила проверок. Сократится число плановых, для выездных нужны будут веские основания, продлят мораторий для малого и микробизнеса. Цель — перенаправить деятельность КПО с давления на бизнес и увеличения кол-ва штрафов на профилактику и предотвращение нарушений.
Фото: Новый подход должен снизить административную нагрузку на предпринимателей.
Источник: freepik.com/freepik
Вместо того, чтобы тратить время и средства на выполнение необоснованных норм и правил, ведение немыслимого количества журналов, отчетов, они смогут эффективно развивать свой бизнес, улучшать качество продукции и услуг.
И это уже дало результаты. Только в транспортной сфере бизнесмены смогли сэкономить 70 млрд руб., о чем 25 декабря 2020 г. сообщил Максим Решетников на «Правительственном часе».
«Вместо 800 актов будет действовать лишь 85. Пересмотр упрощает регулирование отрасли и снижает издержки»
М. Решетников, министр экономического развития
От реформ ждут прорыва в экономике, но эффект будет зависеть от многих факторов. Например, аналогичные меры в Хорватии, по оценке Jacobs, Cordova https://moneymakerfactory.ru/spravochnik/chto-takoe-regulyatornaya-gilotina/» target=»_blank»]moneymakerfactory.ru[/mask_link]
Что такое регуляторная гильотина. Объясняем простыми словами
Регуляторная гильотина — контрольно-надзорная реформа, которая направлена на сокращение административной нагрузки на бизнес.
В 2018 году в России существовало более 200 видов государственного контроля, более 600 разрешений, а понятие обязательного требования не было законодательно определено. Некоторые документы сохранились ещё с советских времен, противоречили друг другу и имели разные трактовки. Формулировки требований, предъявляемых к подконтрольным объектам, не всегда были прозрачными и непротиворечивыми — и даже не всегда были описаны в законодательстве: при проверках контрольно-надзорные органы могли ссылаться на разъяснения Верховного суда и пояснительные письма ведомств.
В 2019 году правительство утвердило план, как снизить избыточные требования к бизнесу. Реформа, направленная на сокращение административной нагрузки на бизнес, получила название «регуляторная гильотина».
2020 год стал знаковым для реализации реформы: 31 июля президент РФ подписал два ключевых закона:
- № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации». Вступил в силу 1 ноября 2020 года (отдельные его положения вступили в силу с 1 февраля и 1 марта 2021 года).
- № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Вступил в силу с 1 июля 2021 года, а его отдельные положения — с 1 января 2022 года и 1 января 2023 года.
Ключевыми нововведениями реформы стали:
- исключение устаревших требований законодательства;
- определение того, что такое обязательное требования и какие они бывают;
- ограничение сроков действия этих требований 6-летним периодом;
- законодательно установлены единые сроки вступления новых требований в силу либо с 1 марта, либо с 1 сентября;
- закреплена необходимость использовать риск-ориентированный подход к проверкам и категорирование объектов контроля по уровням рисков.
Пример употребления на «Секрете»
«Ничего не произошло — никаких ни катастроф, ни отравлений массовых, ничего. То есть мы видим, что контрольно-надзорные функции у нас в стране явно избыточны и их можно снижать. Вот сейчас (регуляторную) гильотину уже отрабатывают, сейчас вводятся уже принятые законы о контрольно-надзорной деятельности. И это очень важная задача, которая сегодня стоит, чтобы не допустить возврата вот этих массовых проверок, которые, к сожалению, у нас иногда раньше были».
(Бизнес-омбудсмен Борис Титов — о сокращении проверок малого и среднего бизнеса.)
Цифра
Регуляторная гильотина позволила к 2021 году на 33% сократить количество обязательных требований. Правительственная комиссия отменила 3003 и приняла 447 новых, более современных нормативных актов.
Работа над устранением избыточных требований и формированием новых моделей регулирования шла и продолжает идти в 43 рабочих группах. Можно ожидать, что по различным видам контроля введение риск-ориентированного подхода к проверкам поможет сократить их количество и затрачиваемое время на 10–20% (по оценке РАНХиГС на примере образовательной сферы).
Факт
Теперь все требования к бизнесу будут перечислены в специальном реестре (по состоянию на осень 2021 года идёт его формирование и наполнение). Все обязательные требования будут систематизированы как по видам бизнеса, так и по видам контроля, к каждому требованию будет привязан установивший его нормативный правовой акт. Законодательно срок действия каждого требования не может превышать шести лет. Если его не актуализировали и не продлили, оно аннулируется.
Источник: secretmag.ru