каждая организация должна отнестись к ее созданию и внедрению очень ответственно. Поверхностное отношение к разработке корпоративной философии или отдельных ее частей может в дальнейшем негативно сказаться на имидже компании.
Понятие корпоративной философии, как и способы ее формирования, чаще всего используется в крупных национальных и транснациональных компаниях и корпорациях. В таких организациях корпоративная философия чаще всего является результатом продуманной стратегии развития фирмы и фиксируется в виде основных направляющих корпоративных принципов.
Например, на русскоязычном сайте Ооо§1е в разделе корпоративной информации размещен важный документ, касающийся философии компании, и десять важных принципов, которые открыла для себя американская компания. Философия компании Ооо§1е звучит так: «Никогда не останавливаться на достигнутом». И Ооо§1е успешно использует эту философию в качестве своего стиля жизни. Возможно, поэтому Ооо§1е сегодня является одним из самых дорогих и быстрорастущих брендов в мире.
Подкаст «Философия и бизнес». Гость — Натэлла Сперанская, персональный консильери Игоря Рыбакова.
Довольно часто корпоративная философия формируется не на эксплицитном, а на имплицитном и даже бессознательном уровне. Основываясь на личном жизненном опыте, индивидуальном представлении о роли и месте организации в обществе, руководство организации формирует определенные смысловые представления и передает их персоналу.
Философию и предназначение организации, смысл существования в обществе, отличие данной организации от остальных, ее уникальность выражает миссия.
Корпоративная миссия — это важный стратегический инструмент, широко определяющий основную деятельность компании, ее социально значимую роль и идентифицирующий целевую общественность.
Формулировка миссии представлена на первых страницах годового отчета, имиджевой полиграфической продукции (буклетов и каталогов), на главной странице корпоративного сайта, звучит в выступлениях руководителей организаций. Миссия
в непрямой формулировке отражается во всех РR-текстах, исходящих от конкретного субъекта РК..
Миссия дает представление об основных свойствах фирмы, организации: виде деятельности, особенностях, полезности — социальной значимости, в связи с чем выдвигается ряд существенных требований к формулировке миссии фирмы. В содержании миссии фирмы должны быть указаны:
- основное направление деятельности фирмы;
- основные группы целевой общественности;
- потребности клиентов, удовлетворяемые продукцией фирмы;
- отличительный признак, подчеркивающий особенность фирмы, выделяющий эту фирму среди других;
- сторона деятельности фирмы, обращенная на внешнюю среду и представляющая социальную полезность фирмы.
Корпоративная миссия играет важную коммуникационную роль и обеспечивает долгосрочную конкурентоспособность фирмы.
В условиях стратегического управления фирмой разработка миссии необходима по следующим мотивам:
- способствует формированию или закреплению определенного желаемого имиджа фирмы в представлениях субъектов внешней среды;
- способствует сплочению организации, развитию корпоративного духа;
- дает возможность организовать более действенное управление;
- способствует созданию на фирме благоприятного климата, поскольку выражает философию, принципы фирмы, принимаемые как руководством, так и остальными сотрудниками.
Другими словами, миссия описывает причину существования организации, дает представление персоналу о том, что есть организация и каково его место в ней, говорит о перспективности фирмы, раскрывает назначение и установки ведущих подразделений и других структурных единиц (детализация миссии фирмы до уровня ее основных ведущих подразделений).
Философия экологии вашего бизнеса. Каким должен быть ваш БИЗНЕС?
Группами, заинтересованными в идентификации миссии фирмы, являются: бизнес-окружение фирмы, локальная общественность, общество в целом.
Корпоративная миссия не должна быть зависимой от текущего состояния компании, поскольку в целом миссия выражает направленность организации в будущее. Миссия фирмы не должна быть ни слишком узкой, ни слишком широкой, так как в первом случае компания может потерять часть рынка, во втором — иметь малую долю рынка и занимать слабые конкурентные позиции.
По мнению Г. Даулинга, хорошая миссия должна состоять из трех элементов:
1) у нее должна быть финишная линия, обозначающая, что цель достигнута;
2) она должна быть амбициозной;
3) время достижения цели должно быть коротким, чтобы ее могли осуществить действующие сотрудники.
Миссия может быть сформулирована в краткой слогановой форме, как, например, в холдинге «Лебедянский»: «Лидерство на рынке полезных для здоровья продуктов питания для маленьких и взрослых».
В некоторых компаниях миссия представляет из себя многостраничный документ, содержащий основные положения корпоративной философии, широкую формулировку миссии, корпоративное кредо и корпоративное видение.
Документ, касающийся миссии, должен содержать разделы, посвященные:
а) стратегии компании — контекст, позиционирование бизнеса, способности и потенциал, направления развития;
б) аудитории — системы ценностей сотрудников, кадровый потенциал, совершенствование организации, стимулирование труда, отношение к корпоративной аудитории.
В системе корпоративных координат, корпоративных интеграторов находится и видение компании.
Существует несколько подходов к трактовке корпоративного видения. Так, Грэм Даулинг дает такую трактовку: Видение — идеал, представляющий общие ценности, к которым стремится организация.
Изложение видения должно быть кратким, четким, привлекающим внимание, целенаправленным, оправдывающим
ожидания, ориентированным в будущее, носить творческий характер.
В российской практике существует также понимание видения как установки собственно бизнес-целей компании на определенный временной промежуток, например: стать к 2015 г. лидером на местном сегменте рынка.
Формирование видения — одна из главных обязанностей руководителя компании, так как стратегическое видение представляет собой точку зрения высшего руководства компании на те виды деятельности организации, которыми она собирается заниматься в будущем, и на долгосрочные перспективы развития компании.
Хорошо обоснованное стратегическое видение позволяет добиться первенства на рынке, поскольку эффективное лидерство среди конкурентов невозможно без разработки ясной концепции своего бизнеса. Кроме того, видение — своего рода интегратор внутренних коммуникаций компании, поскольку стимулирует всех ее сотрудников на выполнение стратегической задачи.
Стратегическое видение и миссия фирмы всегда крайне индивидуальны, так как они позволяют идентифицировать компанию на рынке, наделяя ее собственными отличительными чертами. Как видение, так и миссия могут с течением времени редактироваться, тем самым не только отражая изменение коммерческих или социальных целеустановок компании, но и отвечая на запросы времени и бизнес-среды.
Видение и миссия могут составить фундамент хорошей репутации, если они отвечают следующим требованиям:
- определяют границы бизнеса с точки зрения технологии, управления и рынков;
- формируют объединяющую тему для всех групп общественности;
- приобщают всех сотрудников к общей системе ценностей;
- помогают отличать организацию от конкурентов.
В настоящее время не выработано универсальных правил создания миссии, видения, корпоративной философии в целом, поэтому на практике существуют разные подходы, что
в целом не является недостатком или проблемой в современном научном знании. Различные подходы к созданию корпоративных интеграторов позволяют корпорации выбрать те правила их формирования, которые компания, организация считает приемлемыми для нее и более соответствующими ее стратегии.
К корпоративной философии можно также отнести кредо фирмы — рабочие (деловые) принципы и правила, декларации и заявления, общие установки руководства для персонала, кодекс деятельности и др., так как данные документы и принципы определяют позиции фирмы, но в более узких направлениях ее работы. Так, корпоративное кредо регулирует систему взаимоотношений с клиентами, что важно для компаний с ярко выраженным клиентоориентированным бизнесом, например банковские структуры.
Сформулированная корпоративная философия осваивается руководством и сотрудниками компании и затем составляет основу корпоративной культуры. В условиях стратегического управления компанией внедрение корпоративной философии необходимо, поскольку она дает возможность более действенно организовать управление, устанавливает направленность развития фирмы, обеспечивает непротиворечивость ее целей и позволяет улучшить климат внутри организации.
15 Коновалова Н. Л. Управление социальными программами компании. М. 2003. С. 39.
16 См.: Туркин С. Как выгодно быть добрым: сделайте свой бизнес социально ответственным. М., 2007. С. 39.
Одним из основных направлений развития бизнеса, его новой философией стала сегодня корпоративная социальная ответственность (КСО). Компании часто отражают воззрения на КСО в своей миссии, корпоративном кодексе или же целенаправленно разрабатывают кодексы социальной ответственности. «Наличие у крупных компаний определенного манифеста о корпоративной социальной ответственности становится непременным условием любой успешной корпоративной коммуникации и стратегии связей с общественностью», — указывал в своем докладе «Разработка руководящих принципов относительно роли и социальной ответственности частного сектора» Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан (2002 г.).
Первым адептом КСО считается основатель U.S. Steel Э. Карнеги, известный щедрыми вложениями в общественные проекты в начале XX в. Но исторически эта идея выросла из профдвижений Европы и США еще в XIX в. Далее, вплоть до настоящего времени, развивались принципы, подходы и концепции КСО. Приведем некоторые определения.
КСО — «добровольный вклад бизнеса в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах, напрямую связанный с основной деятельностью компании и выходящий за рамки определенного законом минимума» 13 .
«Gгееn рарег Европейского союза» определяет корпоративную» ответственность как «концепцию, в рамках которой компании на добровольной основе интегрируют социальную и экологическую политику в бизнес-операции и их взаимоотношения со всем кругом связанных с компанией организаций и людей» (www.un.org). Такой подход принят большинством стран Европейского союза.
Несмотря на то что нет единого определения КСО, можно отметить два принципиальных момента: добровольность и ориентация на внутреннюю и внешнюю общественность. Таким образом, КСО это ответственность компании перед всеми людьми и организациями, с которыми она сталкивается в процессе деятельности, это добровольный вклад бизнеса в общественное развитие через социальные инвестиции.
Содержание КСО трансформируется с развитием бизнеса. На начальных этапах под КСО в большей степени подразумевали спонсорство и благотворительность, но дело бизнеса не филантропия и альтруизм, а оптимально выстроенные условия развития самого бизнеса, социальные инвестиции (СИ) и социальное партнерство. Основные различия между благотворительностью и социальными инвестициями следующие 16 :
15. Коновалова Н.Л. Управление социальными программами компании. М., 2003. С. 39.
16. Туркин С. Как выгодно быть добрым: сделайте свой бизнес социально ответственным. М., 2007. С. 39.
Благотворительность как филантропия
Корпоративное гражданство (социальные инвестиции)
Источник: studfile.net
Корпоративная философия
комплекс принимаемых организацией и разделяемых ее сотрудниками концептуальных и смысловых принципов, доминирующих ценностей, понятий и убеждений; методологические принципы, лежащие в основе политики фирмы.
Поделиться
- Telegram
- Вконтакте
- Одноклассники
Научные статьи на тему «Корпоративная философия»
СМИ как инструмент развития организационной культуры
Далее идет более глубокий слой, где расположены стратегия, цели, философия компании, ее основные концепции.
Сплоченность коллектива достигается за счет корпоративной культуры, а корпоративные СМИ становятся средством.
Они формируют корпоративное мышление, передают философию предприятия работникам компании.
Виды корпоративных СМИ Современные корпоративные СМИ принимают три формы: СМИ, ориентированные на другой.
К основным видам корпоративных СМИ относятся корпоративные сайты, печатные или электронные газеты, информационные
Автор Юлия Лайши
Источник Справочник
Категория Организационное развитие
Статья от экспертов
Роль корпоративной философии в формировании концептов корпоративного издания
В статье рассматривается влияние корпоративной философии на контент корпоративного издания. В качестве инструмента использован метод анализа концептов.
Автор(ы) Филиппов Дмитрий Евгеньевич
Самойловских Екатерина Андреевна
Источник Социум и власть
Научный журнал
Корпоративная культура в международном маркетинге
Понятие и функции корпоративной культуры в международном маркетинге Корпоративная культура служит ни.
В основе корпоративной культуры лежит философия бизнеса, предопределяющая систему ценностей, видение.
Непосредственно с опорой на философию, миссию и цели бизнеса формируется общая стратегия рыночного позиционирования.
выступает философия бизнеса, представленная развернутым изложением деловых и морально-этических принципов.
Философия организации включает в себя миссию, ценности и принципы фирмы.
Автор Людмила Юрьевна Ананьева
Источник Справочник
Категория Маркетинг
Статья от экспертов
Корпоративная философия как философия искусства устроения человеческих взаимоотношений
В статье выявляется смысл понятий «корпорация» и «корпоративная философия», прослеживается их взаимосвязь, рассматриваются экономические и социальные аспекты, а также дается сравнительный анализ этих понятий.
Источник: spravochnick.ru