Влияние власти на бизнес предопределяется конституционным устройством общества, полномочиями и функциями государства в экономике и социальной сфере, эффективностью деятельности органов государственного управления на федеральном и региональном уровнях. Функции власти и бизнеса в экономике реализуются по принципу сообщающихся сосудов: чем эффективнее функционирует рынок, тем меньше экономических функций берет на себя государство, и, наоборот, влияние власти сильнее там, где бизнес еще не набрал нужного веса, устойчивости. Однако влияние власти не должно опускаться ниже определенного порога, за которым следует нарастание угроз национальной безопасности. Например, для поддержания социального мира власть должна снижать соотношение в доходах 10% самых богатых и 10% самых бедных слоев населения. В январе–сентябре 2010 года на долю 10% самых богатых россиян приходилось 30,5% общего объема денежных доходов населения РФ, а на долю 10% самых бедных россиян пришлось лишь 1,9% всех доходов.
Построение системы отношений с инвесторами для эмитентов малого и среднего бизнеса
После распада союзного государства приняты базовые законы, регулирующие отношения собственности, которые приобрели для бизнеса первостепенное значение: «О приватизации», «Об акционерных обществах», «О банкротстве», поддерживается малый бизнес, и сдерживаются монополистические тенденции. В развитие законодательства исполнительной властью проводится соответствующая экономическая, налоговая, денежная и валютная политика. Однако класс капиталистов образовался не в результате продолжительного эволюционного развития, а стал итогом присвоения общенародной собственности.
К моменту раздачи народного имущества бизнес-сообщество еще не сложилось и не могло влиять на власть. Почему новая власть добровольно осуществила такую акцию — будущий объект всестороннего научно-исторического исследования. Согласно официальной доктрине государство должно обладать только той собственностью, которая необходима для обеспечения его полномочий (при этом сами чиновники и определяют их объем).
Как образно выразился еженедельник «Спектэйтор», комбинат «Норильский никель», обеспечивающий 40% мирового производства палладиума, 24% платины, 20% никеля, был продан за коробку конфет.
Крупнейшее в России Среднетиманское месторождение бокситов (1/3 разведанных запасов) принадлежат ОАО «Боксит Тимана». Около 75% его акций находится в собственности холдинга «СУАЛ», а блокирующий пакет (25%) — у государства, в том числе и правительства Республики Коми. В январе 2003 г. зарегистрирована дополнительная эмиссия акций ОАО. Хотя у государства, в том числе правительства Республики Коми, не было денег (видимо, и желания) на покупку дополнительных акций, ни представители государства в ОАО, ни глава республики против дополнительной эмиссии не возражали. А это означает, что блокирующий пакет отдан «СУАЛу» бесплатно.
Бизнес получил от власти и другие «подарки», в частности самые низкие среди развитых стран налоговые ставки, право выкупа земли под предприятиями по низкой, почти символической, цене, при том что ее рыночная стоимость составляет около 100 млрд долл.
⚠️ ВЫПЛАТЫ, ДОСТУПНЫЕ КАЖДОМУ: КАК ПОЛУЧИТЬ 350 000 ₽ ОТ ГОСУДАРСТВА БЫСТРО И БЕЗВОЗВРАТНО
Крупный бизнес использует в своих интересах государственную бюрократию. Это помогает ему осуществлять экспансию в отношении слабо защищенных предприятий всех форм собственности.
Однако забота власти о бизнесе пока не приносит стране нужных дивидендов. Самостоятельно определяя степень участия в решении общегосударственных проблем, бизнес мирится с деградацией высокотехнологичных производств, ВПК, прохладно относится к идее ускорения экономического роста, неактивно действует на рынках СНГ, отдавая пальму первенства другим странам, не горит желанием открывать больше рабочих мест, уводя доходы за рубеж. В Ежегодном послании парламенту Президент РФ пожелал бизнесу быть более патриотичным, на что ясного ответа пока не последовало. Даже либералы обеспокоены: если российский бизнес не возьмет ответственность за будущее страны, то повторятся события 1917 г.
Зарубежный бизнес в российской экономике ведет себя не лучше отечественного: недобросовестно использует лицензии, тормозит производство в целях сохранения выгодной ему конъюнктуры мировых цен и т.д.
В 1993 г. лицензии на разработку крупнейшего в мире Удоканского месторождения меди (в зоне БАМа разведанные запасы составляют 20 млн т) выдана компании из США, ей принадлежит контрольный пакет акций ОАО. В течение пяти лет компания блокировала разработку месторождения под предлогом перепроизводства меди в мире и снижения цен. При этом американцы намеревались вывозить только концентрат, т.е. без всякой обработки на месте. Лицензия отозвана и передана отечественной компании, но потеряно шесть лет.
Любая власть от бизнеса ожидает, чтобы:
- капитал вкладывался в экономику в размерах, обеспечивающих стране место среди экономически развитых держав;
- компании достойно оплачивали труд наемных работников, увеличивали число рабочих мест и брали на себя социальную ответственность;
- предприниматели платили все налоги и сборы в установленных размерах и своевременно;
- рынок формировал цены по правилам добросовестной конкуренции;
- сделки отличались прозрачностью, этичностью.
В зависимости от складывающейся конкретной социально-экономической ситуации требования власти к бизнесу могут ужесточаться или понижаться, т.е. он получает меньше или больше экономической свободы. Во многом это зависит от поведения бизнеса, его направленности по отношению к общегосударственной политике, а также уровня бюрократизации общественных и деловых отношений.
В настоящее время отсутствие значимых экономических и социальных достижений в обществе ведет к необходимости ограничения аппетитов бизнеса. Президент РФ высказался за рентное обложение и против снижения налогов: «Мы подошли к той черте, после которой снижать налоги нельзя».
Источник: studfile.net
IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2017
Влияние государства на рыночную экономику очень существенно, так как государство выполняет определённые функции в сфере рыночной экономике и в экономике всей страны. Проблема возникает только в том случае, если не получается целесообразно разграничивать своё влияние в этих сферах. Поэтому в других странах существуют различные представления о роли государства в экономике.
В нашей стране рыночная система экономики, в которой государство то уменьшает, то увеличивает степень своего влияния на рыночную экономику. Регулирование происходит посредством косвенного воздействия, такого как изменения законодательства, системы налогообложения, таможенных пошлин, изменения курса валют, а также применением мотивирующих или ограничивающих методов к хозяйственным объектам экономики.
У государственного регулирования имеются три самых главных задачи: стимулирование экономического роста, регулирование занятости населения и поддержание внешнеэкономического равновесия. Также у государства есть свои функции. Государство берёт ответственность за создание равных условий для эффективной конкуренции между предпринимателями и за ограничение власти монополий, заботится об инвалидах малоимущих и стариках, поддерживает фундаментальные науки. Так как рынок не может обеспечивать справедливое распределение доходов, а предпринимателям нецелесообразно заниматься деятельностью которая очень рискованна, несёт затраты и не приносит быстрых доходов. В целом государство реализует политические и социально-экономические принципы, участвует в формировании макроэкономических процессов.
Государству, чтобы выполнять свои функции, нужны различные методы, а рыночная система в свою очередь предъявляет к ним следующие требования:
- Исключить любые действия государства, разрывающие экономические связи, не допускать тотальное директивное планирование, натуральное распределение производственных ресурсов, всеобщий контроль над ценами;
- В ряде случаев необходимо применение административных методов, а не только использование экономических;
- Экономические регуляторы не должны ослаблять или замедлять работу рынка.
Воздействие государство на рыночный механизм происходит через свои расходы, так как они влияют на распределение доходов и ресурсов в стране. Налоги также играют значительную роль в перераспределении доходов. Государственное регулирование способствует формированию хозяйственных связей, координированию экономических процессов.
Я считаю, что государство не должно вмешиваться в те сферы экономики, где его вмешательство не является необходимым. Влияние государства на рыночную экономику не должно быть безграничным, так как это ущемляет экономическую свободу, приводит к коррупции государственного аппарата и возникновению теневой экономики. Положительной чертой государственного влияния на рыночную экономику является возможность быстро и беспрепятственно сконцентрировать все необходимые ресурсы для решения глобальных задач, таких как строительство крупных промышленных объектов, освоение космоса и др. Всё это не должно приводить к снижению жизненного уровня населения, поэтому очень важно, чтобы государство контролировало права человека.
Источник: scienceforum.ru
Государственное регулирование экономики
Государственное регулирование развития экономики — это воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру в целях обеспечения нормальных условий функционирования рыночного механизма.
Все негативные стороны рыночной экономики могут служить объяснением причин усиления роли государства в экономике. Именно сглаживание, предотвращение отрицательных последствий действия рыночных регуляторов — цель экономической деятельности государства.
Исходя из вышеизложенного, можно определить следующие основные экономические функции государства (правительства):
- обеспечение правовой базы функционирования частного бизнеса;
- зашита конкуренции. Господство монополий наносит вред всему обществу, поэтому антимонопольная деятельность и поддержание конкуренции становятся функциями государства;
- перераспределение доходов через систему прогрессивного налогообложения и систему трансфертных платежей (пенсии, пособия, компенсации и т. п.);
- финансирование фундаментальной науки и охрана окружающей среды;
- изменение структуры производства в целях корректировки распределения ресурсов;
- контроль и регулирование уровня занятости, цен, темпов экономического роста;
- финансирование производства или непосредственное производство общественных товаров и услуг.
Государственное влияние на экономику осуществляется по двум основным направлениям:
- через государственный сектор;
- посредством воздействия на функционирование частного сектора экономики с помощью разнообразных экономических инструментов (государственное регулирование экономики).
Государственное регулирование экономики
Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.
По объектам воздействия государственное регулирование экономики означает деятельность по регулированию трех взаимосвязанных частей воспроизводственного процесса: регулирование ресурсов, регулирование производства, регулирование финансов.
По уровням региональной иерархии государственное регулирование сосредоточено на двух основных направлениях: федеральном и региональном уровнях.
Общая стратегия государственного регулирования экономики базируется на следующих принципах:
- при прочих равных условиях предпочтение следует отдавать рыночным формам организации экономики. На практике это означает, что государство должно финансировать только те социально значимые отрасли, которые не привлекают частный бизнес (из- за малой прибыльности);
- государственное предпринимательство должно не конкурировать, а помогать развитию частного бизнеса. Игнорирование этого принципа способно привести к искусственному доминированию государственных предприятий над частными;
- государственная финансовая, кредитная и налоговая политика должна способствовать экономическому росту и социальной стабильности;
- государственное вмешательство в рыночные процессы более эффективно, если оно имеет рыночную форму;
- усиление государственного регулирования осуществляется в целях контроля общехозяйственных кризисов, а также процессов в сфере межгосударственных экономических отношений.
Методы и цели государственного регулирования экономики
К основным целям государственного регулирования экономики относятся:
- минимизация неизбежных негативных последствий рыночных процессов;
- создание финансовых, правовых и социальных предпосылок эффективного функционирования рыночной экономики;
- обеспечение социальной защиты тех групп рыночного общества, положение которых в конкретной экономической ситуации становится наиболее уязвимым.
Методы достижения этих целей подразделяются:
- на прямые (или дирижистские);
- косвенные (или экономические).
Прямые методы государственного регулирования экономики основываются на административно-правовых способах воздействия на деятельность тех или иных субъектов хозяйствования (меры запрета, разрешения, ограничения).
Косвенные регуляторы отличаются от дирижистских методов тем, что они не ограничивают свободу экономического выбора, а наоборот, дают дополнительные стимулы при принятии рыночного решения. Основная область их применения — вся экономическая среда. Косвенные методы регулирования предполагают использование средств и возможностей финансовой и кредитно-денежной систем страны.
Указанные методы взаимосвязаны.
Можно назвать следующие средства (инструменты) государственного регулирования экономики:
- административно-правовые инструменты;
- финансовая (налоговая) система;
- кредитно-денежная система государства;
- государственная собственность;
- государственный заказ.
Наряду с перечисленными инструментами государственного регулирования экономики, имеющими внутриэкономическую направленность, существует арсенал средств внешнеэкономического регулирования.
Практически все рычаги воздействия на процесс воспроизводства внутри страны оказывают существенное влияние на внешнеэкономические связи: изменение учетной ставки, налогообложения; новые льготы и субсидии на инвестиции в основной капитал; и др.
Источник: www.grandars.ru