1. Де-факто российский бизнес уже проявляет существенную социальную активность, которая во многом носит закрытый для общественности характер. Социальная активность российского бизнеса носит скрытый характер по причинам неразвитой налоговой системы в стране и негативным отношением к бизнес-сообществу в целом.
2. Российский бизнес в целом готов двигаться в сторону большей социальной ответственности и социальной отчётности в случае её легитимации и определения рамок со стороны государства.
3. Вне зависимости от позиции государства российский бизнес, продающий свои товары и услуги за рубежом, а также заинтересованный в увеличении своей капитализации на мировом рынке, будет активизировать свои социальные программы, вводить социальную отчётность.
4. Вмешательство государства в область социальной ответственности бизнеса должно носить рекомендательный, рамочный характер. Государство должно и может стимулировать развитие социальной ответственности бизнеса, причём не столько материально, сколько с моральной стороны. Иначе говоря, особенно важным для развития социальной ответственности в стране является моральная поддержка данных процессов со стороны государства — учреждение званий, медалей, премии и грамот.
Внедрение корпоративной социальной ответственности на предприятиях
5. Социальная ответственность бизнеса с точки зрения российских экспертов включает в себя три основные составляющие:
· законопослушность бизнеса, то есть добросовестную уплату налогов;
· ответственность за развитие своих сотрудников;
· ответственность перед социальным окружением, которое включает в себя не только непосредственных партнёров по бизнесу, но и местное сообщество.
6. Со стороны делового сообщества целесообразна разработка либо собственного российского общественного стандарта в области социальной ответственности и отчётности, либо присоединение к какому-либо из существующих западных стандартов в данной области с адаптацией его к российским условиям. Каждый из подходов имеет свои плюсы и минусы. Например, российский стандарт будет в меньшей мере способствовать увеличению капитализации компаний на западе, а по западным стандартам российские компании могут оказаться на достаточно низком уровне. Введение западных стандартов также потребует существенно большей доли открытости.
Введение в российских компаниях социальной отчётности на основе основных международных стандартов (ГИО (GRI) и AA1000) может потребовать от многих компаний определённых изменений:
1. Деятельность компании во многом должна быть перестроена в соответствии с западной традицией стратегического менеджмента (формулирование видения, миссии, заинтересованных сторон).
2. Отчётность компаний должна стать более открытой, что предполагает раскрытие информации о балансе компании заинтересованным группам, о процедурах и структурах управления, а также о собственно социальной составляющей деятельности компании.
Эти проблемы в той или иной мере сохраняются и при условии ведения отчётности по упрощённым процедурам, возможность которых предусмотрена руководством по ГИО. Тем не менее, если AA1000 является системой, которую можно применять только целиком, ГИО предполагает определённую гибкость. В частности, компания может использовать в своих отчётах предлагаемые ГИО индикаторы отношения компании к обществу и окружающей среде и не изменять обычную практику ведения финансовой отчётности и стратегического планирования.
37. Понятие системы планирования. Характеристика систем планирования по признакам иерархии планирования, степени определенности объектов планирования, целевой направленности и функциональному назначению.
Планирование – первый и наиболее значимый элемент менеджмента. Основной целью планирования является определение оптимальной серии производимой и реализуемой продукции.
Планирование – это предвидение неожиданностей:
— Планирование – координация деятельности на предприятии по срокам, исполнителям, источникам финансирования;
— Возможности получения информации о ресурсах;
— Контроль в организации: сравнение плановых показателей с фактическими;
— Определение видов деятельности и товаров, источники финансирования, технологических ресурсов.
Построение иерархической структуры работ (ИСР) является первым шагом планирования проекта. ИСР устанавливает связи между планом проекта и потребностями заказчика, обычно представленными в виде функциональных спецификаций или описания работ.
Создание ИСР в начале работ по планированию предоставляет менеджеру возможность:
Объяснить, за счет каких работ будет достигнута каждая из определенных в проекте целей
Проверить, все ли цели отражены в плане проекта а Создать эффективную структуру отчетности
Указать на соответствующем уровне детализации ключевые результаты, которые должны быть ясно отражены в сети и календарном плане
Указать менеджеров, ответственных за достижение ключевых результатов, и тем самым гарантировать, что достижение всех результатов будет контролироваться
Обеспечить членам команды понимание их роли в контексте общей работы по выполнению проекта.
Разработка ИСР может проводиться или методом сверху-вниз или методом снизу-вверх, или с одновременным использованием обоих подходов. Это итерационный процесс, наиболее эффективно проводимый с использованием методики «мозгового штурма», осуществляемой членами проектной команды. ИСР должна полностью «накрывать» все цели проекта.
Уровень детализации спецификаций может различаться достаточно широко. Процесс планирования может начинаться при готовых детальных технических спецификациях, или при наличии контракта, с описанными основными и обеспечивающими видами подрядных работ. В других ситуациях, однако, на этапе планирования может быть доступна только функциональная спецификация или требования к работам в самом общем виде. В любом случае планирующая группа должна использовать метод ИСР для структуризации проекта и получения конкретных результатов деятельности (конечных продуктов).
Определение основы для структуризации проекта
Наиболее важным при разработке ИСР является построение такой иерархической структуры проекта, которая бы позволяла эффективно поддерживать процедуры сбора информации о выполнении работ и отображать результаты в информационной управленческой системе для обобщения графиков работ, стоимости, ресурсов, и дат завершения.
Как основа для организации связей, ИСР является эффективной графической технологией. Как основа для информационной управленческой системы, ИСР позволяет обобщать информацию по графикам и датам завершения работ, ресурсам и стоимости для рассмотрения руководством соответствующего уровня.
Существует несколько подходов к построению ИСР. Применительно к реальным проектам, структура разбивки проекта должна сочетать разделение на:
компоненты продукции проекта;
функциональные элементы деятельности;
этапы жизненного цикла проекта;
элементы организационной структуры.
В отдельности, каждый подход имеет свои слабые и сильные стороны. В структуре, построенной по функциональному принципу, делается акцент на видах деятельности и отдельных работах; правда, при этом снижается видимость ключевых конечных продуктов как таковых. Подход к структуризации на основе структуры продукта, имеет обратную тенденцию.
На практике наилучшим подходом является разработка комбинированной структуры, с использованием смешанного подхода. Искусство разбивки проекта состоит в умелом соединении трех различных структур — процесса, продукта и организации в единую структуру проекта. Структура, построенная таким образом, может отображать структуру продукта на верхних уровнях, и переходить к структурам, отображающим специфические работы на нижних уровнях, что позволяет перейти к схеме определения ответственных за отдельные виды работ. Такой подход позволяет, фокусируя внимание на конечных продуктах проекта, обеспечить разбиение, удобное для построения структуры ответственности за конкретные работы.
Возможно существование задач, которые не попадают под контроль менеджера проекта — например, задачи, обеспечивающиеся и контролируемые заказчиком. Такие задачи, хотя и являются внешними по отношению к проекту, но могут накладывать определенные ограничения на его задачи. Для учета подобных ограничений внешние задачи также могут быть включены в ИСР в качестве определенной категории внешних работ.
Рисунок 2.5 иллюстрирует смешанный подход к построению ИСР, предусматривающий структуризацию по продукту на верхних уровнях разбиения и функциональную структуризацию на нижнем уровне.
Разработчики могут использовать и другие критерии для разбиения работ, например, разбиение по секторам рынка (географическое деление, деление по типам пользователей). Однако на практике, если такие подходы используются в качестве основного принципа структуризации при построении ИСР, часто возникают трудности из-за избыточного усложнения структуры. Более эффективно разработчик может применять данные критерии при построении структурной схемы организации.
Правила для построения иерархии
Несколько простых правил применяются при формировании ИСР:
Каждый элемент должен быть описан и иметь уникальный идентификатор. Названия элементов на каждом уровне должны отражать критерий разбиения работ, а на нижних уровнях — действия, связанные с производством конечного продукта этого уровня. Например, при использовании функционального критерия разбиения работ, элементы ветви, связанной с разработкой, могут иметь в названии метку «разработка», а элементы ветви, связанной с производством, метку «производство». На уровнях, отображающих деятельность, связанную с конечными продуктами, название должно отражать вид действия, связанного с продуктом, используя четкую последовательность глагол-существительное, например, «установка сетевого кабеля».
Каждый новый уровень в ИСР добавляет более детальные элементы, каждый из элементов связан с более общим элементом, расположенным на уровень выше. На любом из уровней группе «дочерних» (детальных) элементов соответствует только один «родительский» (суммарный) элемент. Это есть основополагающее правило, которое обеспечивает корректность суммирования стоимостей, вывода объединенных календарных графиков и обобщения информации о работах при переходе с одного уровня на другой.
Родительский элемент должен иметь больше одного дочернего элемента. Это правило позволяет избежать избытка уровней и обеспечивает получение (структуры, пригодной для выполнения операций обобщения.
Разбиение работ должно выполняться до тех пор, пока для каждой ветви структуры не будут определены элементарные результаты (продукты) проекта, обеспечивающие достижение всех целей проекта. Это правило не требует того, чтобы ИСР имела симметричные ветви. Целью является разбиение работы таким образом, чтобы были определены ясные и поддающиеся контролю промежуточные результаты, и не более того.
Важным правило м при разработке ИСР является то, что детализировать деятельность полезно до уровня, обеспечивающего возможность получения отчетности, необходимой для руководства и заказчика и не более того. Излишняя детализация работ повлечет за собой проблемы сбора и обработки информации. Одним из правил, используемых при определении степени детализации, может быть то, что длительность детальных работ не должна превышать промежутки времени между контрольными точками (например, совещаниями менеджеров). Так, если команда управления проектом проводит совещания каждую неделю, длительность детальных задач не должна быть более одной недели.
Наиболее распространенными ошибками, допускаемыми в процессе структуризации проекта, являются:
пропуск стадии структуризации проекта и переход непосредственно к поиску и решению проблем проекта;
использование только функций, фаз, или организационных подразделений вместо конечных продуктов или используемых ресурсов;
непонимание того, что структура разбивки должна охватывать весь проект (обычно — неучет начальной и конечной фаз проекта);
неучет того, что элементы структуры не должны повторяться;
отсутствие интеграции структуры проекта с системой ведения бухгалтерских счетов в компании;
излишняя или недостаточная детализация;
невозможность компьютерной обработки результатов структуризации — планов проекта из-за ошибок формального характера (каждый уровень или элемент плана должен быть определенным образом закодирован);
неучет «неосязаемых» конечных продуктов, таких как услуги, информационное, или программное обеспечение.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Государственная поддержка социально ответственного предпринимательства
В России термин «социальная ответственность» возник относительно недавно – порядка десяти лет назад, и за это время предприниматели начали активно перенимать опыт общественно значимой деятельности у иностранных коллег.
Многие организации изначально относятся к ведению социальной политики с сомнением, так как видят в этой активности дополнительные затраты, не приносящие прибыли в будущем. Но, несмотря на сложность сочетания западной практики со спецификой российской социальной сферы, предпринимателям не следует отказываться от идеи создания социально ответственного бизнеса.
Одно из главных следствий социальной ответственности – улучшение качества жизни общества в целом. Помимо этого, организация быстро приобретает положительную репутацию и весомое преимущество на рынке перед компаниями-конкурентами. В результате грамотной социальной деятельности предприятие повышает свой статус, увеличивается стоимость его акций, ценность бренда.
Сегодня в организациях Москвы возрастает социальная активность: все больше предпринимателей выражают готовность достижения в своей работе не только прибыли, но и важных для общества целей.
Задача государства – способствовать бизнесу в выполнении его социальных задач. Одной из них является борьба с безработицей, в том числе трудоустройство граждан, особо нуждающихся в поддержке. Правительство Москвы уделяет большое внимание занятости слабо социально защищенных категорий населения, к которым, в первую очередь, относятся инвалиды.
На территории города Москвы действует закон от 22.12.2004 № 90 «О квотировании рабочих мест», который определяет правовые, экономические и организационные основы квотирования рабочих мест в столице. В соответствии с законом, квоты в городе Москве устанавливаются для приема на работу инвалидов, признанных таковыми федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, а также для молодежи определенных категорий.
На данный момент для организаций, среднесписочная численность работников которых составляет более 100 человек, устанавливается квота в размере 4% от даной численности. При этом квота для инвалидов должна составлять не менее 2%.
Правительство Москвы не только накладывает на предприятия обязательства по приему на работу слабозащищенных сотрудников, но и обеспечивает дополнительное материальное стимулирование тем организациям, которые стремятся трудоустраивать инвалидов сверх установленной квоты или модернизировать уже существующие рабочие места. Из бюджета города выделяется сумма, которую работодатель может потратить на оборудование, сырье, вспомогательные материалы для оснащения каждого рабочего места инвалида.
По статистическим данным ГКУ «Центр квотирования», за 2015 год на квотируемые рабочие места был трудоустроен 32 191 инвалид и 18 736 сотрудников из числа молодежи. И.о. директора ГКУ «Центр квотирования» Кристина Агафонова отмечает, что в рамках исполнения договоров на получение субсидии из бюджета города Москвы в общей сложности было создано 176 рабочих мест сверх квоты, на 147 из которых трудоустроены инвалиды, а на 29 – молодежь.
Благодаря поддержке со стороны государства предприятия получают возможность развивать свою деятельность, а также помогают решить важную на сегодняшний день проблему безработицы среди граждан, которым по причине ограниченных физических возможностей сложно реализовать свой профессиональный потенциал.
Корпорация ЭЛАР, специализирующаяся на создании электронных информационных ресурсов для органов государственной власти, культуры, коммерческих учреждений, является примером социально ответственного подхода в организации деятельности. Вот уже более 10 лет в ЭЛАР успешно создаются дополнительные рабочие места для людей с ограниченными возможностями.
Сегодня к работе по сканированию архивных и исторических документов в центральном московском офисе привлечено 120 инвалидов, из которых порядка 50% – это люди с нарушением слуха. Немаловажную роль в процессе организации дополнительных рабочих мест сыграла поддержка московского правительства, предоставившего возможность покрыть около двух третей расходов. Для сотрудников с ограниченными возможностями было закуплено соответствующее современное сканирующее оборудование и программное обеспечение.
Благодаря грамотно выстроенной системе обучения сотрудников, в том числе системе наставничества, инвалиды быстро адаптируются к новым для них обязанностям. К каждому вновь пришедшему сотруднику прикрепляется опытный наставник, который помогает осваивать навыки работы и адаптироваться в коллективе. Для инвалидов в корпорации предусмотрено снижение нормативов, несмотря на то, что нанимаются сотрудники на общих основаниях и являются полноценной частью коллектива – принимают активное участие в корпоративной жизни, мероприятиях, осваивают специализированное программное обеспечение, продумывают, как повысить качество своей работы, и предлагают различные решения по усовершенствованию технологических процессов.
Заместитель директора Управления по работе с персоналом Лариса Буканова отмечает, что в ЭЛАР для людей с ограниченными возможностями обеспечены комфортные условия для профессионального роста в крупной российской IT-компании. Инвалиды являются неотъемлемой частью команды в реализации масштабных социально значимых проектов, а именно: наполнение электронного банка данных о погибших «Мемориал», информационных ресурсов «Подвиг народа» и «Память народа», создание фондов Национальной Электронной Библиотеки и многих других. ЭЛАР участвует в благотворительных проектах, заботится об образовании, здоровье, психологическом комфорте таких сотрудников. Социальная ответственность плотно вошла в стратегию бизнеса компании, ведь достижение общественного прогресса – это одна из главных своих целей корпорации.
Социальная ответственность бизнеса имеет для общества большое значение, она способствует повышению качества жизни населения, положительно влияет на разные стороны хозяйственной деятельности. В свою очередь, государство также обязано нести ответственность перед обществом, в том числе перед его особо нуждающимися слоями, добиваться прогресса путем развития с предпринимательством партнерских отношений.
Источник: www.b-soc.ru