1.1. Государственно-частное партнерство, сущность, роль, принципы
Экономика современной России представляет собой систему, которая нуждается в выборе такой модели своего развития, которая помогла бы создать условия для создания высокотехнологичной и конкурентоспособной отечественной продукции. Такой моделью может служить создание экономической системы инновационного типа, которая в наибольшей степени готова «стимулировать» создание и производство в нашей стране высококонкурентоспособных товаров и услуг.
В подходе к рассмотрению экономической системы инновационного типа развития можно определить два принципиально важных подхода: первый – идеологический (теоретический), второй – прикладной (практический). Следует отметить, что сегодня в сфере развития инновационной экономики, промышленной и отраслевой политики четко определены следующие направления: ускорение экономического роста и изменение его качества на основе развития высоких технологий – за счет проведения национальной промышленной политики, и ориентирования налоговой политики на рост реального сектора; формирование жесткой позиции по защите прав и интересов российского предпринимательства – как внутри страны, так и за ее пределами; создание условий для масштабных вложений частного сектора в техническое перевооружение и модернизацию производства; увеличение государственных расходов инвестиционного характера; поддержку и развития отраслей, в которых Россия либо уже является, либо реально может стать мировым лидером, а также отраслей, критически важных с точки зрения национальной безопасности, в том числе: авиационной и космической промышленности (проект «Авиапром», предусматривающий модернизацию и эффективное развитие авиационной промышленности в долгосрочной перспективе), энергетического и атомного машиностроения, оборонно-промышленного комплекса, судостроения, станкостроения, биотехнологий и медицинской промышленности.
Открытая лекция: Государственно-частное партнерство: правовое регулирование и практика применения
В этой связи одним из наиболее эффективных инструментов реализации концепции модернизации экономики страны и ее инновационного вектора развития будет государственно-частное партнерство (далее, – ГЧП) 1 . Существует множество различных определений ГЧП, но в общем случае этот термин характеризует совокупность форм долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса, направленного на развитие общественной инфраструктуры (социальной, транспортной, энергетической, коммунальной и пр.), при котором бизнес (частный партнер) участвует не только в частичном или полном финансировании создания (проектировании, строительстве/реконструкции и/или модернизации), но и в последующей эксплуатации объекта общественной инфраструктуры. При этом первостепенное значение отводится ведущей роли государства 2 . Следует отметить, что ГЧП является оптимальным способом привлечения инвестиций в инфраструктурные проекты.
Неразвитость инфраструктуры тормозит экономический рост как в регионах, так и в стране в целом. Среди причин, вызывающих инфраструктурные ограничения, можно выделить недостаточное финансирование инфраструктуры из бюджета; пробелы в государственном и муниципальном планировании и управлении; неправильное распределение публичных ресурсов, в результате которого средства вкладываются в проекты, менее эффективные с точки зрения экономического роста; завышение сроков реализации проектов и применение устаревших технологий при возведении объектов инфраструктуры; низкая результативность и качество управления объектами инфраструктуры.
Государственно-частное партнерство
Именно механизм ГЧП способен помочь в решении данных проблем. Благодаря ГЧП, появляется возможность притянуть дополнительные финансовые ресурсы в проект из внебюджетных источников Снизить стоимость строительства и сроки.
В рамках федерального закона «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ, 132 предполагается возможность перехода права собственности на объект соглашения 1 . Именно данный аспект является привлекательным для частного партнера и обеспечивает возможность осуществления взаимовыгодного обмена ресурсами. Очевидно, что для бизнеса основные факторы привлекательности участия в ГЧП-проектах связаны с возможностью обеспечить возврат вложенных инвестиций и приобрести компетенции в сфере реализации проектов ГЧП.
Приобретение опыта реализации ГЧП-проектов и стремление закрепиться на развивающемся рынке ГЧП (в перспективе это положительно скажется на репутации инвестора и позволит ему участвовать в будущих крупномасштабных проектах) является важным стимулом для частных инвесторов участвовать в ГЧП-проектах. Уровень выгоды для инвестора зависит от конкретного проекта, схемы его реализации и условий контракта 2 . Для бизнеса одним из актуальных направлений участия в ГЧП-проектах является инвестиции в развитие региональной инфраструктуры.
При использовании механизмов ГЧП рентабельность инфраструктурных проектов достигается как для публичной, так и для частной стороны. Государственно-частное партнёрство развивается во всем мире. Это хорошая форма взаимодействия государства и бизнеса, при которой последний не боится брать на себя ответственность за серьезные инфраструктурные проекты.
Федеральный закон «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ст. закрепляет следующую систему принципов государственно-частного партнерства: 1) открытость и доступность информации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве, за исключением сведений, составляющих государственную тайну и иную охраняемую законом тайну; 2) обеспечение конкуренции; 3) отсутствие дискриминации, равноправие сторон соглашения и равенство их перед законом; 4) добросовестное исполнение сторонами соглашения обязательств по соглашению; 5) справедливое распределение рисков и обязательств между сторонами соглашения; 6) свобода заключения соглашения. Неназванный в Законе о ГЧП, но конструируемый по аналогии с публичными закупками принцип, который можно назвать принципом «единства системы публичных партнеров» проявляется в том, что, хотя само государственно-частное партнерство может регулироваться законодательством субъектов РФ и муниципальными нормативными правовыми актами, но они должны соответствовать Закону о ГЧП (ст.
2). Следовательно, субъекты и муниципальные образования не могут менять требования к условиям соглашений о ГЧП (ст. 12), порядок заключения, изменения и прекращения соглашений о ГЧП (ст. 13), гарантии прав и законных интересов частного партнера (ст. 15). То есть для частного партнера уровень публичной власти, специфика публичного партнера не будут иметь значения, поскольку его деятельность в любом случае подчиняется единым правилам (внешний аспект), в то же время для самого публичного партнера остается возможность не только принятия решений на основании Закона о ГЧП, но даже и нормативного правового регулирования ряда вопросов, связанных с партнерством (внутренний аспект) 1 .
02.02.2020 2.61 Mб 5 Госслужба.rtf
02.02.2020 224.94 Кб 16 Государственная и военная служба.rtf
Ограничение
Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:
Источник: studfile.net
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»
В данной статье рассматривается государственно-частное партнерство как основанная форма взаимодействия государства и бизнеса. Приведена схема взаимодействия его субъектов. Проанализированы преимущества и недостатки государственно-частного партнерства. Также, представлены риски, связанные с этой формой обеих взаимодействия обеих государства который и бизнеса.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Чюлюкова К.Н.
Механизм взаимодействия государства и бизнеса на основе государственно-частного партнерства
Государственно — частное партнерство: проблемы во взаимоотношениях государства и бизнеса
Инструменты и новые формы государственно-частного партнерства на пути реализации корпоративной социальной ответственности бизнеса: облигации социального воздействия, социальное инвестирование, государственно-общественно-частное партнерство
Государственно-частное партнерство как актуальный вид кооперации с целью импортозамещения и повышения конкурентоспособности отечественной продукции
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP AS THE MAIN FORM OF INTERACTION BETWEEN GOVERNMENT AND BUSINESS
This article discusses public-private partnership as the government main form of interaction between government and business . Given the interaction режим of its actors. техническими The advantages and disadvantages of public-private partnerships . Also presented risks associated partnership with this partnership form of interaction between government политические and business .
Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА»
природного экологического равновесия.
1. Бланк И.А. Управление активами и капиталом предприятия/И.А. Бланк. -К.: Ника-центр, Эльга, 2003. — Вып.2 — 448 с.
2. Чухлеб А.В. Методические аспекты оценки эффективности производства льонопродукции// Экономика, социология и право, 2016. — № 12 .- С.84-86
Чюлюкова К.Н. магистрант
кафедра экономической теории и прикладной экономики Тюменский государственный университет
Россия, г. Тюмень
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ОСНОВНАЯ
ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА
Аннотация: В данной статье рассматривается государственно-частное партнерство как основанная форма взаимодействия государства и бизнеса. Приведена схема взаимодействия его субъектов. Проанализированы преимущества и недостатки государственно-частного партнерства.
Также, представлены риски, связанные с этой формой обеих взаимодействия обеих государства который и бизнеса.
Ключевые схема слова: государственно-частное
партнерство, последующей бизнес.
Master’s Degree of the Department of Economic Theory and Applied
Economics Tyumen State University
PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP AS THE MAIN FORM OF
INTERACTION BETWEEN GOVERNMENT AND BUSINESS
Annotation: This article discusses public-private partnership as the main form of interaction between government and business. Given the interaction of its actors. The advantages and disadvantages of public-private partnerships. Also presented risks associated with this form of interaction between government and business.
Keywords: public-private partnerships, business.
Государственно-частное партнерство (далее ГЧП) предполагает под собой комплекс государственных и частных ресурсов, I основанный на сохранении и совокупности взглядов обеих сторон и извлечении наибольшей выгоды I для I обеих I сторон I такого I взаимодействия, I с целью более эффективного использования данных ресурсов в рамках решения социально-
экономических задач, воплощении общественно значимых проектов во всевозможных отраслях.
Схема взаимодействия субъектов ГЧП предложена в виде рисунка 1.
Рисунок 1 — Схема взаимодействия субъектов ГЧП
Преимуществами взаимодействия государства и бизнеса в рамках ГЧП выступают:
— долговременный характер взаимодействия;
— взаимное инвестирование проекта как со стороны частного, так и публичного партнера;
— распределение рисков между государством и бизнесом;
— объектом договора являются I имущественные I объекты I и/или общественно-значимые услуги, для оказания которых обязательно создание или реконструкция имущественного объекта;
— бизнес участвует не только в создании/реконструкции объекта соглашения, но и в его последующей эксплуатации и/или техническом обслуживании.
Недостатки взаимодействия между бизнесом и властью в рамках государственно-частного партнерства обусловлены различными целевыми установками партнеров и неразрывно связаны с рисками реализации проектов, I в частности! политическими! и правовыми; I техническими; коммерческими; ‘экономическими. Политические I и правовые I риски включают риски изменений в политике либо законодательстве на уровне отрасли, региона или страны, которые могут отрицательно повлиять на проект. Одна из причин связана с различными целевыми установками по поводу! использования финансовых ресурсов, а именно государству необходимы финансовые ресурсы для решения социально-экономических
задач, а бизнесу данные средства нужны для развития и повышения своей конкурентоспособности. Органы I государственной I власти I принимают законы,! а также I следят! за их исполнением,! то есть I фактически самостоятельно I устанавливают! правила! взаимоотношений I бизнеса! и государства без прямого участия предпринимателей в процедуре принятия решений. Технические риски связаны с предынвестиционной стадией — строительством и эксплуатацией. Коммерческие риски заключаются в снижении предусмотренного проектом уровня цен и объемов реализации продукции. Экономические риски включают риски изменения процентных ставок, обменных курсов валют, инфляции, которые могут негативно повлиять на результативность проекта.
Таким образом, государственно-частное партнёрство изначально содержит в себе внутренний конфликт, который усугубляется негативными воздействиямиI окружающейИ дляI партнёрства^ экономическойI и политической среды, техническими условиями, т. е. наличие рисков порождает противоречия между государством и бизнесом в рамках ГЧП. Вышеперечисленные риски усугубляются следующими обстоятельствами:
— отсутствием реальной ответственности государственных структур за реализацию проекта;
— риском сокращения или прекращения финансирования проекта в случае изменения приоритетов бюджетных расходов;
— сложностями разрешения I конфликтных I ситуаций/споров I с государственными структурами; — ненадлежащим выполнением условий контракта со стороны органов власти;
— сложностью выхода из проекта и возврата вложенных инвестиций.
Исходя из того, что государственно-частное партнёрство — это
высокорисковый проект, то для того, чтобы добиться взаимопонимания между I государством I и бизнесом I необходимо I сформулировать согласованную цель, которая позволит выстроить оптимальную модель взаимоотношений. Данная модель позволит принимать обоснованные решения с учетом специфических особенностей.
Исспользованные источники: 1. Габдуллина Э. И. □ Противоречия интересов власти и бизнеса в регионе // Новый университет. — 2012. — № 3.
2. ГЧП — институциональный и деловой альянс государства и бизнеса [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://articlekz.com/article/8598
3. Климова I Н. В. Частно-государственное партнерство: I сущность, преимущества, риски. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://viperson.ru/wind.php?ID=644898
4. Медведева Г. Б., Захарченко Л. А. ГЧП как форма взаимодействия двух институтов // Экономика и управление. — 2012 г. — № 3.
5. Ратькова А. Б. Партнерские экономические отношения государства и бизнеса: противоречия и перспективы // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. — 2012. — № 3.
6. Хохлова Г. И., Окладникова Д. Р. Инновационная деятельность субъектов малого и среднего бизнеса: основные тенденции и проблемы формирования источников инвестиций.
Источник: cyberleninka.ru
Государственно-частное партнерство
Государственно-частное партнёрство (ГЧП) — совокупность форм средне- и долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях.
Взаимодействие государства и частного сектора для решения общественно значимых задач имеет давнюю историю, в том числе и в России. Однако наиболее актуальным ГЧП стало в последние десятилетия. С одной стороны, усложнение социально-экономической жизни затрудняет выполнение государством общественно значимых функций. С другой стороны, бизнес заинтересован в новых объектах для инвестирования. ГЧП представляет собой альтернативу приватизации жизненно важных, имеющих стратегическое значение объектов государственной собственности.
Наиболее показательный опыт государственно-частных партнёрств наработан в Великобритании.
Понятие государственно-частного партнёрства
Среди специалистов нет единого мнения о том, какие формы взаимодействия власти и бизнеса можно отнести к ГЧП. Широкая трактовка подразумевает под ГЧП конструктивное взаимодействие власти и бизнеса не только в экономике, но и в политике, культуре, науке и т.д.
В числе базовых признаков государственно-частных партнёрств в узкой (экономической) трактовке можно назвать следующие:
сторонами ГЧП являются государство и частный бизнес;
взаимодействие сторон закрепляется на официальной, юридической основе;
взаимодействие сторон имеет равноправный характер;
ГЧП имеет чётко выраженную публичную, общественную направленность;
в процессе реализации проектов на основе ГЧП консолидируются, объединяются ресурсы и вклады сторон;
финансовые риски и затраты, а также достигнутые результаты распределяются между сторонами в заранее определённых пропорциях.[2]
Как правило, ГЧП предполагает, что не государство подключается к проектам бизнеса, а, наоборот, государство приглашает бизнес принять участие в реализации общественно значимых проектов.
Формы государственно-частного партнёрства
В широком смысле к основным формам ГЧП в сфере экономики и государственного управления можно отнести:
любые взаимовыгодные формы взаимодействия государства и бизнеса;
финансовую аренду (лизинг);
соглашения о разделе продукции (СРП);
Области применения государственно-частного партнёрства
Основная область применения ГЧП в мире — постройка автомагистралей. Среди оставшихся самую большую долю занимают проекты в ЖКХ. В России уже с 1990-х годов действуют проекты в сфере водоснабжения и очистки сточных вод.
Государственно-частное партнёрство в России
Общепринятого определения, как и федерального закона о ГЧП, на сегодняшний день не существует.
Определения государственно-частного партнёрства присутствуют в законах о ГЧП, принятых в 45 субъектах РФ (по состоянию на сентябрь 2011 года). В 2007 году на базе Внешэкономбанка СССР был создан Банк развития. Основной закон, регламентирующий деятельность этого учреждения, прямо закрепляет за ним функции участника рынка ГЧП. Центр ГЧП Внешэкономбанка является структурным подразделением Банка развития..
Наиболее современными и перспективными инструментами ГЧП в России на текущий момент являются:
другие государственные корпорации;
особые экономические зоны;
Российская венчурная компания;
Региональные власти в России также принимают свои собственные программы ГЧП ради построения долгосрочного и взаимовыгодного сотрудничества ОИГВ и частного сектора для реализации крупных общественных проектов.
По оценке Всемирного банка, в Санкт-Петербурге в настоящий момент осуществляется одна из самых масштабных в мире программ по реализации проектов с использованием схем государственно-частного партнерства. Город разработал собственную законодательную базу, позволяющую инвесторам максимально эффективно взаимодействовать с региональными властями:
Так в 2006 году был принят Закон Санкт-Петербурга от 25.12.2006 № 627-100 «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах».
В дополнение к нему через 3 года было выпущено Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 31.03.2009 № 346 «О мерах по развитию государственно-частных партнерств в Санкт-Петербурге».
В рамках административной реформы был создан административный регламент Комитета по инвестициям и стратегическим проектам. в том же 2009 году было издано Распоряжение Комитета по инвестициям и стратегическим проектам Правительства Санкт-Петербурга от 08.12.2009 № 92 «Об утверждении административного регламента Комитета по инвестициям и стратегическим проектам по исполнению государственной функции по проведению экспертизы материалов, необходимой для определения наличия оснований для принятия решения о реализации инвестиционного проекта путем участия Санкт-Петербурга в государственно-частном партнерстве»
Наконец, чтобы способствовать исполнению принятых документов, было разработано Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 31.03.2009 № 347 «О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах»».
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru