Государственно-частное партнерство в социальной сфере – это инструмент реализации социальных программ, представляющий собой форму взаимодействия бизнеса и государства с целью формирования и развития социальной инфраструктуры.
Настоящее время характеризуется распространением государственно-частного партнерства на такие сферы как здравоохранение, образование и прочие.
Сущность и назначение государственно-частного партнерства в социальной сфере
Государственно-частное партнерство призвано обеспечивать социальную поддержку тех групп населения, которые являются наиболее уязвимыми.
В качестве объектов государственно-частного партнерства, реализуемых в рамках социальных программ, выступают следующие:
Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!
- образовательные услуги;
- услуги медицинских центров и больниц;
- освещение улиц;
- утилизация мусора;
- предоставление социального жилья.
Использование государственно-частного партнерства в качестве инструмента реализации социальных программ государством позволяет существенно расширить возможности этого государства при реализации политики социального назначения.
Государственно-частное партнерство
С одной точки зрения, государственно-частное партнерство обеспечивает интеграцию предпринимательских моделей в государственную сферу, с другой точки зрения – позволяет выработать новые способы решения наиболее значимых социальных проблем государства.
Определение содержания государственно-частного партнерства в социальной сфере является дискуссионным вопросом.
Государственно-частное партнерство в социальной сфере рассматривается как:
- соглашение контрактного характера между государством и представителямичастного сектора для обеспечения участия частных лиц в предоставлении общественных благ;
- альтернативный вариант приватизации государственного имущества;
- способ преодоления провалов рынка и государства;
- способ увеличения эффективности государственного сектора экономики за счет его организации по рыночным принципам;
- вариант поддержки предпринимательской сферы в кризисный период.
«Государственно-частное партнерство как инструмент реализации социальных программ»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
С одной стороны, государственно-частное партнерство в социальной сфере выступает в качестве широко используемого инструмента государственной политики, с другой стороны, выражается в конкретных программах, которые реализуются совместно государством и частными представителями бизнеса с помощью объектов, находящихся в муниципальной или государственной собственности.
В соответствии с российским законодательством государственно-частное партнерство в социальной сфере понимают как объединение ресурсов государства (муниципалитета) и частного партнера, имеющее юридическое оформление и подразумевающее распределение рисков с целью повышения инвестиционной привлекательности экономики, обеспечения доступности работ, товаров, услуг и роста их качества.
Государственно-частное партнерство
Отличительные особенности государственно-частного партнерства в социальной сфере
Государственно-частное партнерство в социальной сфере обладает следующими отличительными особенностями:
- во-первых, разработка программ под конкретные объекты, имеющие общественную значимость, к примеру, больница, стадион, дворец культуры и так далее;
- во-вторых, долгосрочный период действия партнерского соглашения, к примеру, от 10 до 50 лет;
- в-третьих, применение специфических форм финансирования программ в виде совокупности частных инвестиций и государственных финансовых ресурсов;
- в-четвертых, обязательность конкурентной среды, предусматривающей борьбу в отношении реализации каждой программы с точки зрения нескольких потенциальных участников;
- в-пятых, особая форма распределения ответственности между участниками партнерства, предусматривающая ответственность государства за установление целей, стоимостных и качественных параметров проекта, осуществление мониторинга проекта, и ответственность частного партнера за осуществление оперативной деятельности при реализации проекта.
Преимущества и недостатки государственно-частного партнерства как инструмента реализации социальных программ
Государственно-частное партнерство как инструмент реализации социальных программ обладает следующими достоинствами для государства:
- во-первых, возможность распределения средств бюджета во времени;
- во-вторых, возможность частично перераспределить риск с государства на частных партнеров;
- в-третьих, возможность привлечения инвестиций от частных инвесторов;
- в-четвертых, возможность привлечения бизнеса к решению социальных задач, которые стоят перед государством наиболее остро;
- в-пятых, увеличение дополнительных поступлений в виде налогов в бюджет государства;
- в-шестых, возможность контроля реализации проектов частными партнерами.
Государственно-частное партнерство как инструмент реализации социальных программ обладает следующими достоинствами для частного партнера:
- прибыльность и долгосрочная стабильность;
- возможность получения компенсации при досрочном расторжении партнерства;
- компенсация государством повышения тарифов при реализации проекта.
Государственно-частное партнерство как инструмент реализации социальных программ обладает следующими недостатками для государства:
- высокий уровень риска;
- ограниченная возможность использования объектов;
- повышение затрат по сравнению с полным бюджетным финансированием проектами;
- расходы на выбор и контроль частных партнеров;
- недобросовестность частных партнеров.
Государственно-частное партнерство как инструмент реализации социальных программ обладает следующими недостатками для частного партнера:
- государственное регулирование стоимости услуг в рамках программы;
- государственная или муниципальная собственность на объекты;
- обязательность возврата объектов государства по истечении срока партнерства.
Источник: spravochnick.ru
Сравнительный анализ государственного-частного партнерства и концессии
В статье анализируются две формы партнёрства государства и бизнеса: концессия и государственно-частное партнёрство. Выявлены основные различия, достоинства и недостатки данных форм взаимодействия.
Ключевые слова
КОНЦЕССИЯ, ИНВЕСТИЦИИ, ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО
Текст научной работы
На сегодняшний день экономическая обстановка в нашей стране затрудняет реализацию государством целого ряда социально-экономических функций на макро и микро уровнях. Несмотря на проводимые в стране экономические реформы, продолжительные кризисы и другие негативные экономические явления, предприниматели заинтересованы в поиске объектов инвестирования. В то же время возникает острая необходимость решения большого перечня общественно значимых проблем. К самым распространенным из них относятся вопросы развития транспортной, социальной, энергетической инфраструктур, добычи полезных ископаемых, а также создания объектов здравоохранения, объектов общественного обслуживания населения и ЖКХ. То есть развития тех областей экономики, в которых государство является монополистом.
Государство ставит перед собой задачу повысить эффективность бюджетных расходов и привлечь частные инвестиции. Одним из эффективных механизмов решения данных задач для развития общедоступной (публичной) инфраструктуры представляется государственно-частное партнерство и концессия.
Более двадцати лет мировой практики концессионных соглашений дало свой результат: реализованы тысячи крупномасштабных и малых концессионных проектов в сфере строительства железнодорожных путей и автомобильных дорог, морских и других портов, каналов водоснабжения и других проектов, что несомненно, говорит о наличии эффективности применения данного механизма. Концессионное законодательство на данный момент действует более чем в 100 странах мира с различными политическими и социально-экономическими моделями. Велико и разнообразие проектов, реализованных в рамках концессионных соглашений: от грандиозных, стоимостью более 10 млрд. долларов до контрактов муниципальных органов власти в области досуга и отдыха стоимостью в несколько тысяч долларов. Подавляющее большинство концессий образовано в сферах водоснабжения и канализации, газового и электроэнергетического хозяйства, автомагистралей и железнодорожных путей городского строительства, лесного хозяйства, недропользования.
Опыт применения концессионных соглашений насчитывает сотни лет, в связи с чем возникает множество подходов к определению данного термина. В России это многообразие объясняется различием точек зрения известных теоретиков и практиков на данный тип сотрудничества государства и коммерческого сектора: одни рассматривают концессионное соглашение как лицензию, другие как договор об аренде, третьи как гражданско-правовой договор государства и частного бизнеса.
При этом следует учитывать, что концессия это сложная система взаимоотношений государства и предпринимателя, в основе которой лежит гражданско-правовой характер, а не лицензионный, т.е. разрешительный. В связи с этим под концессией понимают систему отношений, возникающую между государством и частным бизнесом в целях привлечения инвестиций и эффективного управления государственной (муниципальной) собственностью и деятельностью, составляющей государственную монополию [3, 6, 7]
Согласно Федеральному закону 21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» по данному виду деятельности одна сторона (концессионер) обязана за свой счёт создать недвижимое имущество, которое будет находиться в собственности другой стороны (концедента), и использовать данное имущество для осуществления определенного договором вида деятельности. В то же время, концедент обязуется передать концессионеру право собственности и пользования объектом на срок, так же определенный этим соглашением [2].
В роли концедента выступает государство, его субъект или муниципальное образование. Концессионером является юридическое лицо: финансируя проект по концессионному договору, он получает (после ввода в эксплуатацию и регистрации на него прав в качестве недвижимого имущества) данный объект в управление для эксплуатации, чтобы возместить инвестиции. Доход от использования объекта соглашения, в зависимости от условий, получает одна из сторон: государство или частный инвестор. Если доход получает государство, то предприниматель может возместить инвестиции по средством эксплуатации объекта на платной основе. Если же доход переходит инвестору, то он окупает расходы и затраты с помощью государственных субсидий.
Из известных типов концессионных соглашений (BOT, BTO, ВОО, ВООТ, BBO и т.д.) законом «О концессионных соглашениях» предусмотрен лишь один из них – BOT («Строительство — управление — передача»), а фактически используется второй – BTO («Строительство — передача — управление»).
Изучение тенденций и закономерностей в развитии концессионных соглашений позволяет заключить, что при всей неопределенности и сложности юридического оформления данного вида сотрудничества государства и частных инвесторов, как правило, договорная форма концессии на протяжении всей своей истории имеет преимущество, вытекающее не из формального, а из практического смысла.
Современная практика показывает, что зачастую концессии не используются напрямую, то есть, концессионный договор не оформляется, а происходит реализация государственных масштабных проектов по строительству различных объектов, направленных на привлечение финансирования в планируемые объекты, их эксплуатацию и управление инвесторами. В таких программах основной задачей государства становится привлечение инвестиций. Но без условия возвратности средств с получением дохода внимание инвесторов привлечь невозможно. Поэтому объекты инвестирования передаются во временное владение и управление инвестору.
В целом концессионные соглашения считаются одной из возможных форм государственно-частного партнерства, его специфичность заключается в сохранении права собственности на объект соглашения. Государственно-частное партнерство (ГЧП) – долговременное взаимовыгодное сотрудничество общественного и частного партнеров (то есть государства и юридического лица или группы юридических лиц), нацеленное на реализацию планов ГЧП для непосредственного достижения задач социально-экономического значения с помощью объединения ресурсов и деления рисков между сторонами в установленных договором пропорциях.
Механизм реализации концессии обладает менее широким диапазоном, чем механизм действия ГЧП. Необходимость применения концессионного соглашения определяется следующими плюсами, принадлежащим в равной степени и государственно-частным партнерствам:
- ясность правового режима ввиду наличия законодательства, регулирующего порядок заключения и выполнения концессионных соглашений и ГЧП;
- наличие определенной практики реализации концессионных контрактов на региональном уровне;
- возможность применения отдельных механизмов государственной поддержки и инструментов ГЧП.
Важно отметить, что государственно-частное партнерство является более широким понятием, в сравнении с концессионными соглашениями. Концессия, как и любые взаимовыгодные формы взаимоотношений государства и бизнеса (государственные контракты, арендные отношения, лизинг, государственно-частные предприятия, соглашения о разделе продукции) является лишь «подвидом» ГЧП.
Рассмотрим наиболее важные аспекты взаимодействия государства и бизнеса, на основе двух указанных форм взаимодействия государства и предпринимательства. В процессе реализации проектов ГЧП консолидирует ресурсы сторон, то есть, финансовые риски и затраты, а также достигнутые результаты распределяются между сторонами в заранее оговоренных пропорциях.
Концессионер же, в свою очередь, создает объект за свой счет, не получая со стороны концедента никакой платы или единого встречного предоставления, а при создании объекта концессионер получает данный объект на определенный срок в целях возмещения своих финансовых затрат на счет использования созданного им объекта. Стороны соглашения в ГЧП представлены публичным партнером, как было сказано ранее, государством, то есть, правительством РФ, исполнительным органом власти и т.д. Частный партнер, в свою очередь, представляет собой российское юридическое лицо, с которым в соответствии с законом заключено соглашение. Относительно сторон концессии было сказано ранее: концендент – государство в лице правительства, исполнительной власти, главы муниципального образования, концессионером выступает предприниматель.
К объектам соглашения ГЧП относятся автомобильные дороги, транспорт общественного пользования, морские и речные судна, объекты здравоохранения и социального обслуживания населения (образование, спорт и т.д.). Однако, для концессий список шире, что является весьма странным. В него входит все то же самое и в дополнение – сооружения, предназначенные для взлета, посадки, руления, объекты ЖКХ, в том числе, объекты тепло-, газо- и энергоснабжения [5].
Элементы соглашения двух этих форм опять же, рознятся: для ГЧП – это строительство (реконструкция) или создание объекта соглашения частным партнером полного или частичного финансирования объекта соглашения. Осуществление частным партнером эксплуатации или технического обслуживания объекта соглашения так же дополняет перечень обязательных элементов. Возникновение у частного партнера права собственности на объект соглашения при условии обременения объекта в соответствии с законодательством. Для концессий обязательными условиями являются следующие: обязательства концессионера по созданию или реконструкции объекта концессионного соглашения, соблюдение сроков его создания или реконструкции.
Последний наиболее важный момент, сообщающий о различиях предложенных к анализу форм – это срок соглашения. Срок действия соглашения о ГЧП устанавливается соглашением, которое заключается не менее чем на три года. Срок действия концессии определяется соответствующим соглашениям, с учетом срока создания или реконструкции объекта, срока окупаемости инвестиций, срока получения концессионером объема валовой выручки, определенных концессионным соглашением, срока исполнения других обязательств концессионера или концедента по концессионному соглашению. Срок контракта может быть продлен, но не более, чем на пять лет.
Еще одно важное отличие концессии – более широкий круг участников на стороне как публичного, так и частного партнера, например, нет ограничения по участию иностранных юридических лиц (такое ограничение введено в законе о ГЧП).
Опыт реализации концессионного соглашения есть и в Волгоградском регионе. В 2015 году в конкурсе среди концессионеров, победила ООО «Концессия водоснабжения», пообещав инвестировать в волгоградский водоканал 58 миллиардов руб. в ближайшие 30 лет. При этом город получит 7 млрд руб. в течение первых 3-х лет.
Уже к концу 2015 года т.е., в 1-ый год управления, концессионер по новой технологии, провел работы по замене изношенной водопроводной трубы, не перекапывая улицы. Трубу меняли способом горизонтально направленного бурения, это позволило не мешать автомобилистам, не выкапывая траншею. Это доказывает, что волгоградскими властями был найден не просто современный инвестор, а не просто финансист, применяющий в своей работе новейшие материалы и технологии [4].
Подводя итоги, следует еще раз обратить внимание на ключевые моменты в понятиях выбранных нами форм сотрудничества государства и бизнеса, а именно – концессий и ГЧП. Обе выделенные формы тесно коррелируют, однако государственно-частное партнерство имеет более широкие возможности, нежели концессионное соглашение. Преимуществом государственного-частного партнерства является то, что в нём риски, затраты и прибыль распределяются между обеими сторонами, а в концессионном соглашении все это несёт концессионер. Также преимущество государственного-частного партнерства заключается в сохранении права собственности на объект соглашения.
Государственно-частное партнерство как одно из направлений развития рекреационной сферы
- Мукожева И.А.
Проблемы инвестирования в экономику современной России
- Шкуропат Е.В.
Проблемы инвестиционно-инновационного развития современного Кыргызстана
- Атабеков А.К.
Источник: novainfo.ru
Государственное частное партнерство Преимущества и недостатки
Видео: ПМЭФ 2019: Государственно-частное партнёрство в сфере благотворительности 2023
Правило социальной защиты, которое может снизить вашу супружескую или вдовскую выгоду. Вот кто это влияет и как это работает.
Партнерство Налог — Партнерство Налог на прибыль
Руководство по подаче налоговых деклараций федерального партнерства, включая необходимые документы, сроки , формы, подача продления или исправленного возврата.
Master Ограниченное партнерство Особенности и преимущества?
Master Limited Partnerships, или MLP, являются потенциальным источником привлекательной доходности. Узнайте о роли, которую они могут играть в своем портфолио.
Источник: ru.travelcashinc.com