Государственное регулирование бизнеса плюсы и минусы

Следует расценивать в целом как позитивный тот факт, что в последнее время в России на официальном уровне происходит осознание того, что государству необходимо возвращаться в экономику и кардинально менять свою роль, законодательно закрепляя свои стимулирующие, регулирующие и защитные функции. А это, в свою очередь, требует адекватного анализа и совершенствования всех средств правового регулирования хозяйственных отношений.[3]

Правовыми предпосылками государственного регулирования экономики являются в первую очередь нормы Конституции РФ: о социальном государстве (ст. 7); о гарантиях единого экономического пространства, поддержке конкуренции, защите различных форм собственности (ст. 8), о запрете монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции (ст. 34) и др. Согласно ст. 71 Конституции РФ, в ведении России находятся:

· установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экономического развития России;

· установление правовых основ единого рынка;

4.6. Запреты на государственной службе

· финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики и т.д.

Эти и другие нормы Конституции РФ предопределяют государственное регулирование экономики и составляют фундамент правового обеспечения такого регулирования. Вместе с тем следует отметить, что нормы Конституции РФ, касающиеся государственного регулирования экономики, пока не нашли в законодательстве своего стройного и последовательного развития. Назрела жизненная необходимость издания предпринимательского (хозяйственного) кодекса, который, в частности, и должен установить публично-правовые правила хозяйствования, определить пределы вмешательства государства в экономику, закрепить гарантии прав хозяйствующих субъектов. Только в рамках такого нормативного правового акта может быть четко регламентировано государственное регулирование экономики. Любая неопределенность и размытость в этой сфере будет с неизбежностью порождать бюрократический произвол и коррупцию. А Россия входит в первую пятерку стран по уровню дополнительных затрат бизнеса, связанных с преодолением бюрократических и административных барьеров.[4]

Государственное регулирование экономики представляет собой совокупность мер экономического, правового и организационного воздействия на экономику, в том числе путем государственной поддержки и защиты субъектов предпринимательской деятельности, а также государственного контроля за соблюдением требований законодательства субъектами такой деятельности. Говоритьо системе этих мер пока преждевременно, поскольку в данной сфере отсутствует системообразующий нормативный правовой акт. Поскольку все перечисленные меры государственного регулирования экономики имеют или, по крайней мере, должны иметь нормативное закрепление и обеспечение, можно говорить о нормативной основе изложенного понятия.

Весьма существенным является вопрос о соотношении понятий «государственное регулирование экономики» и «государственное регулирование предпринимательской деятельности». Поскольку предпринимательская деятельность – это вид экономической (хозяйственной) деятельности, характеризуемый специфическими признаками (в том числе систематическим получением прибыли), государственное регулирование такой деятельности – это разновидность государственного регулирования экономики.

7.1.3. Государственное регулирование цен

Государственное регулирование предпринимательской деятельности — это одно из основных направлений (одна из основных сфер) государственного регулирования экономики. Формы государственного регулирования экономики (например налоговое и таможенное регулирование) – это, как правило, формы государственного регулирования предпринимательской деятельности, так как предпринимательская деятельность в условиях рыночной экономики становится преобладающим видом экономической (хозяйственной) деятельности. Субъекты хозяйственной деятельности – это в большей части субъекты предпринимательской деятельности, включая унитарные предприятия. Таким образом, понятия «государственное регулирование экономики» и «государственное регулирование предпринимательской деятельности» соотносятся как родовое и видовое.[5]

По тому, как осуществляется регулирование предпринимательской деятельности и как обеспечены гарантии субъектам такой деятельности, можно судить о регулировании экономики в целом (надлежащим ли образом осуществляется это регулирование и эффективно ли оно).

Государственное регулирование осуществляется в отношении предпринимательской деятельности в целом, и в отношении отдельных ее видов, таких как: аудиторская деятельность, инновационная деятельность, оценочная деятельность, коммерческая деятельность, профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг, деятельность страховых организаций на рынке страховых услуг, банковская деятельность, рекламная деятельность, внешнеэкономическая деятельность, профессиональная инвестиционная деятельность и др.[6]

Можно выделить сферы государственного регулирования предпринимательской деятельности соответственно видам рынка: товарный рынок, рынок ценных бумаг, валютный рынок, рынок банковских услуг, рынок страховых услуг.

Хозяйственное обеспечение деятельности нехозяйствующих субъектов является одним из направлений государственного регулирования предпринимательской деятельности, поскольку некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность для достижения целей, ради которых они созданы.[7]

Поскольку государство действует на федеральном и региональном уровнях, можно говорить о федеральном и региональном уровнях государственного регулирования предпринимательской деятельности.

Рыночные отношения порождают у многих граждан естественное стремление иметь «свое дело», с помощью которого они приумножат свою собственность. В конечном итоге это приводит к появлению особого вида деятельности – предпринимательства. Под предпринимательством в широком смысле можно понимать всякое хозяйственное дело и деловые отношения между его участниками. Предпринимательство не есть какой-то особый вид хозяйствования – ведь практически любая экономическая деятельность может быть предпринимательской.[8]

Предпринимательская деятельность (предпринимательство) – по гражданскому законодательству РФ самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

С экономической точки зрения предпринимательство играет определенную роль в развитии экономики любой страны. Предприниматель может заниматься любыми видами деятельности, если они не запрещены законом. Субъектами предпринимательства могут быть граждане Российской Федерации; граждане иностранных государств и лица без гражданства; объединения граждан.

Статус предпринимателя приобретается после государственной регистрации. Осуществление деятельности без регистрации запрещается. Предпринимательская деятельность может осуществляться с образованием или без образования юридического лица. К важнейшим чертам предпринимательской деятельности следует отнести:

· самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов. Любой предприниматель свободен в принятии решения по тому или иному вопросу, естественно, в рамках правовых норм;

· экономическую заинтересованность. Главная цель предпринимательства – получение максимально возможной прибыли. Вместе с тем, преследуя свои сугубо личные интересы получения высокого дохода, предприниматель способствует и достижению общественного интереса;

· хозяйственный риск и ответственность. При любых самых выверенных расчетах неопределенность и риск остаются. Главная задача предпринимательской деятельности в сфере производства – это удовлетворение спроса на товары и услуги путем изготовления и продажи этих продуктов с целью получения прибыли.

Предпринимательство играет ключевую роль в становлении и развитии рыночных отношений. Мировой опыт показывает, что чем больше возможностей для своей деятельности у отдельных предпринимателей, тем более высоки темпы развития экономики страны. Поэтому очень важно формирование благоприятных условий в стране для развития предпринимательской деятельности.[9]

Содержание сущности предпринимателя и предпринимательской деятельности менялось с историей становления товарно-рыночных отношений, развитием обмена, производством новых видов товаров и распределением товаров и услуг; важное значение имеет также развитие научно-технического прогресса.

На процесс предпринимательства оказывает влияние ряд факторов:

· экономические условия – это в первую очередь предложения товаров и спрос на них;

· социальные условия – это прежде всего стремление покупателей приобретать товары, отвечающие определенным вкусам и моде;

· правовые условия – наличие законов, регулирующих предпринимательскую деятельность и создающих наиболее благоприятные условия для ее развития.

В настоящее время необходимо формирование комплекса условий для нормального функционирования предпринимательской деятельности. Он включает в себя стабильность государственной экономической и социальной политики, льготный налоговый режим, развитую инфраструктуру поддержки предпринимательства, существование эффективной системы защиты интеллектуальной собственности, формирование гибких рыночных механизмов повышения деловой активности предпринимателей. Предприниматели должны иметь возможность свободного выхода на внешний рынок. Необходимо создать доступную для предпринимателей кредитную систему, предоставить возможность приобретать необходимые средства производства, сырье и комплектующие изделия. Во всем этом российские предприниматели испытывают пока значительные трудности. Поэтому перед предпринимательством стоит множество сложных задач, среди которых важное место занимает государственное регулирование предпринимательской деятельности.[10]

Как было упомянуто выше, в качестве основополагающих принципов предпринимательской деятельности определены инициативность и самостоятельность хозяйствующих субъектов. Предприятие самостоятельно планирует свою деятельность на основе заключенных с поставщиками и покупателями договоров, опираясь на спрос и конъюнктуру рынка, распоряжается прибылью.

Но эта самостоятельность не может быть безграничной без государственного контроля, регулирования, координирующего воздействия, ведь предпринимательство в целом не имеет какого-либо универсального механизма саморегулирования, который позволял бы ему успешно действовать во всех сферах. Механизм, предназначенный для одного сектора экономики, не может обеспечить функционирование экономики в целом. Во всех экономических системах государство регулирует экономику. Анализируя вышесказанное, можно сказать о явной необходимости регулирования государством отношений возникающих в сфере осуществления предпринимательской деятельности.

Читайте также:  Как сохранить командный дух при провалах и неудачах в бизнесе

Государственное регулирование – это комплекс мероприятий форм и методов государственного влияния на деятельность хозяйственных субъектов с целью обеспечения нормальных условий для формирования рыночного механизма, решения экономических и социальных проблем. Исходя из определения термина «государственное регулирование», можно сказать, что государство должно оказывать содействие становлению предпринимательской экономики.

Учитывая развитие предпринимательства в России, можно сказать, что роль государства традиционно всегда была определяющей в стимулировании и регулировании предпринимательства.

Связь предпринимательства с деятельностью государственного аппарата четко прослеживается на всех этапах развития российской экономики. Мысль о попечительстве предпринимательства можно найти еще в известном изречении Владимира Мономаха о «необходимости и учить купечество и поддерживать его». И постепенно, шаг за шагом, поддержка предпринимательства в России превратилась в одну из основных экономических функций государства.

Необходимость государственного воздействия определяется такими требованиями охраны публичных интересов, как:

· обеспечение государственных и общественных нужд, приоритетов в экономическом и социальном развитии;

· формирование государственного бюджета;

· защита окружающей среды и пользование природными ресурсами;

· обеспечение занятости населения;

· обеспечение безопасности и обороны страны;

· реализация свободы предпринимательства и конкуренции, обеспечение защиты от монополизма;

· соблюдение правопорядка во внешнеэкономической деятельности предпринимателей и иностранном инвестировании.

Государство должно вмешиваться в экономику только в том случае, если имеются на то определенные условия и предпосылки. Они могут быть как позитивными, так и негативными.[11]

Под негативными условиями понимается появление всякого рода отрицательных явлений и тенденций в различных сферах экономики, которые могут негативно повлиять на предпринимательскую деятельность и экономику страны в целом. Эти тенденции и явления очень разнообразны как по сущности, так и по силе негативного их влияния на экономику.

Роль государства заключается в своевременном выявлении этих тенденций и явлений, причин их возникновения и в принятии соответствующих мер по их устранению.

Под предпосылками понимается еще не явное проявление негативных условий и тенденций в экономике и других сферах человеческой деятельности. В этом, случае роль государства заключается в своевременном выявлении и устранении этих предпосылок. Это самый лучший вариант, так как государство еще в «зародыше» и с наименьшими усилиями и средствами устраняет возможность появления негативных явлений для развития предпринимательства и экономики страны.[12]

Под позитивными условиями понимается появление всякого рода положительных явлений и тенденций в различных сферах экономики. Роль государства в этом случае заключается в своевременном их выявлении и принятии определенных мер по их поддержанию.

Определяющая роль государства в стимулировании и регулировании предпринимательства является традиционной для России. Государство всегда активно вмешивалось в деятельность предпринимателя, никогда не выступая в качестве стороннего наблюдателя или арбитра.

В современных условиях происходит усиление государственного регулирования и содействия развитию предпринимательской деятельности. Целью государственного регулирования предпринимательской деятельности является создание определенных условий, обеспечивающих нормальное функционирование экономики в целом и стабильное участие предпринимателей страны в международном разделении труда и получение от этого оптимальных выгод. Правительство каждой страны, безусловно, имеет свои собственные цели на каждом конкретном этапе и добивается их решения доступными ему методами и средствами применительно к складывающейся экономической ситуации в своей стране и в мировом хозяйстве. Поэтому цели и задачи государственного регулирования подвержены изменениям, между тем, как механизм регулирования достаточно хорошо отработан, хотя и имеет особенности в каждой отдельно взятой стране.

· разработка, принятие и контроль законодательства, обеспечивающим правовую основу и защиту интересов предпринимателей;

· повышение эффективности государственного регулирования и снижение соответствующих издержек;

· ослабление прямых форм вмешательства и бюрократического контроля деятельности предприятий;

· создание условий для свободной и добросовестной конкуренции на рынке, свободного перемещения товаров на внутреннем и внешнем рынках, контроль за соблюдением правил конкуренции;

· обеспечение товарно-денежного и бюджетного равновесия посредством финансовой, налоговой, процентной политики и управления денежной эмиссией; — сочетание текущих и перспективных направлений развития экономики: структурно-инвестиционной политики и научно-технической политики;

· содействие долговременному росту накопления капиталов и стабильному развитию, сдерживание инфляции экономическим путем, снятие ограничений административного регулирования хозяйственной сферы деятельности;

· обеспечение свободного передвижения рабочей силы и соблюдения норм трудового законодательства и регулирования частного найма и порядка оплаты труда; — поддержание социального равновесия и приемлемого для большинства населения уровня дифференциации и распределения доходов.

Представленный перечень задач государственного регулирования предпринимательства свидетельствует о том, что государственное регулирование необходимо не только государству, но и самим предпринимателям.

Основными целями воздействия государства на предпринимательскую деятельность являются – повышение эффективности рыночной экономики государства в целом; возможность законного регулирования самих условий предпринимательской деятельности; эффективная научно-техническая, промышленная и социальная политика, проводимая государственными структурами.[13]

Сейчас государственное регулирование предпринимательской деятельности распространилось на новые области, такие как: безопасность продукции (продовольственных и фармацевтических товаров), разработка и внедрение унифицированных национальных стандартов качества (в том числе и стандартов безопасности продукции). С целью сдерживания производства и расточительного потребления применяются меры прямого и косвенного регулирования: нормативные стандарты качества продукции, налоговое дестимулирование инвестиций, косвенные налоги на потребителей.

Важным направлением государственного регулирования является патентная политика государства. Она сводится к ограничению срока жизни патента и осуществлению принудительного лицензирования новых патентов за относительно умеренную лицензионную плату.

Важным инструментом финансового регулирования предпринимательской деятельности является предоставление прямых кредитов и субсидий, в первую очередь на обновление и совершенствование производственного аппарата компаний за счет государственных средств. Эти средства применяются тогда, когда частный бизнес не в состоянии самостоятельно вывести то или иное звено национального производства из полосы затруднений. Все большее значение приобретают программы льготного кредитования и субсидирования определенных отраслей, гарантирования займов, меры по поддержанию или сдерживанию роста отраслевых цен в сочетании с протекционистской импортной политикой и другими средствами стабилизации рынка. Регулирование процентных ставок по депозитам и ссудам на рыночной основе предполагает, что частному бизнесу обеспечивается большая свобода выбора условий и способов финансирования. Одна из важнейших функций государственного регулирования – разработка общих принципов и осуществление внешнеэкономической политики страны.

Подводя итоги к вышеизложенному мы можем сделать вывод, что рыночная экономика представляет собой саморегулирующуюся систему, развивающуюся по своим собственным законам. Однако, как нами уже отмечалось, в современном мире экономика не свободна от воздействия государства. Государство, как особая форма публичной власти, формирует экономическую политику и проводит, воздействуя на поведение субъектов экономической жизни, в том числе субъектов предпринимательской деятельности. Таким образом, государственное регулирование предпринимательской деятельности представляет собой не хаотичное воздействие, а строго упорядоченную систему мер, принимаемых государством в установленных законом формах для проведения государственной экономической политики. Эти и другие факторы обуславливают необходимость государственного регулирования предпринимательской деятельности.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

Преимущества и недостатки государственного регулирования предпринимательства

Средства государственного вмешательства подразделяются на прямые и косвенные. Средства прямого государственного вмешательства делятся на административные средства, целевое финансирование, система гос. закупок, участие государства в экономике в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта.

Административные средства не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасности финансового ущерба. Они базируются на силе государственной власти и включают меры запрета, разрешения и принуждения.

Административные средства регулирования в развитых странах с рыночной экономикой используются в незначительных масштабах. Их сфера действия в основном ограничивается охраной окружающей среды и созданием минимальных бытовых условий для относительно слабо социально защищённых слоёв населения.

Однако в критических ситуациях их роль сильно возрастает, например, во время войны критического положения в экономике. Самыми крупномасштабными государственными административными акциями по регулированию экономики в послевоенных Западной Германии и Японии были денежная реформа и разукрупнение ведущих концернов.

Наряду с административными средствами следует отметить ещё одно неэкономическое средство регулирования — правительственные убеждения. В ряде случаев правительство обращается с призывами к населению проявлять сдержанность в расходах, покупать больше отечественных и меньше импортных товаров, активнее участвовать в жилищном строительстве, покупать облигации государственного целевого займа.

Основные инструменты государственного регулирования:

· фискальная политика, то есть политика в области правовых расходов и налогов;

Читайте также:  Первое правило бизнеса поступай с другими так как

· политика регулирования доходов;

· государственное регулирование ценообразования;

Если прямое воздействие на экономику реализуется путем участия государства в смешанной рыночной экономике в качестве одного из субъектов, то косвенное регулирование означает, что государство помогает рыночной экономике решать макроэкономические проблемы, осторожно и постепенно влияя на рыночный механизм. Основными финансовыми методами косвенного влияния государства на рыночный механизм являются бюджетные и кредитные рычаги.

Косвенное государственное регулирование

Одним из инструментов косвенного воздействия государства на экономику является кредитно-денежная политика. Она основана на деятельности банков. Кредитная система связана с производством, торговлей, потреблением, в том числе с личным потреблением. Через нее идет распределение и перераспределение денежных ресурсов. Поэтому кредитная система становиться фактором экономического роста.

Государственная кредитно-денежная политика осуществляется центральным банком. Его основная функция — создание таких условий, при которых кредитная система была бы устойчивой и эффективно функционировала в интересах экономического роста.

Основные средства денежно-кредитной политики — это:

а) регулирование учётной ставки (дисконтная политика, осуществляемая Центральным Банком);

б) установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансово-кредитные институты страны обязаны хранить в Центральном Банке;

в) операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение.

Изменение учетной ставки центрального банка. Эта мера направлена на изменение объема ссуд частных банков и центрального банка.

Ее смысл состоит в том, что, меняя уровень ставки процента по кредитам, выдаваемым частным банкам, центральный банк тем самым ограничивает кредитную экспансию частных банков, так как если ограничиваются возможности получения ссуд частными банками, то ограничиваются и кредиты самих частных банков. Как правило, государство повышает процентную ставку, а период бурного экономического роста с целью ослабления «перегрева» экономики. Удорожание кредит и ограничение притока денег в кредитную систему («сжатие кредита») именуется политикой «дорогих денег». В период спада деловой активности государство проводит снижение ставки процента по кредитам, Удешевление кредита и расширение ресурсов кредитной системы используется как стимул к росту производства (политика «дешевых денег»).

Изменение нормы обязательных резервов. Частные банки держат свои резервы на счетах центрального банка. Объем обязательных резервов устанавливается в процентном отношении к видам вкладов. Чем более краткосрочным и наиболее ликвидным является вклад, тем больше общая норма обязательных резервов.

Установление нормы обязательных резервов основывается на периодических отчетах частных банков центральному банку о среднесуточных размерах их вкладов. Нормы обязательных резервов относительно стабильны, они пересматриваются один-два раза в год.

Макроэкономический смысл регулирования норм обязательных резервов в регулировании объемов банковских кредитов. Увеличивая норму обязательных резервов, центральный банк ограничивает использование средств, хранящихся на его счетах в виде кредитных ресурсов. Уменьшая нормы резервов, ЦБ стимулирует высвобождение средств для расширения кредитов.

Кроме перечисленных основных направлений кредитно-денежной политики, государство использует и другие методы селективного контроля за экономикой. Среди них — установление предельной маржи и ограничение потребительского кредита.

Предельная маржа означает, что центральный банк имеет право устанавливать минимальный процент (маржу) первоначального взноса, который должен стать покупатель на рынке ценных бумаг. Другими словами, ЦБ устанавливает процент наличности за покупку ценных бумаг. Например, ЦБ установил маржу в 50%.

Это значит, что половина оплаты стоимости ценных бумаг должна быть наличными, а другая половина может быть заемными средствами. Эта мера направлена против излишней спекуляции на фондовой бирже. Вместе с тем инвестору становиться известно, сколько денег надо взять в кредит.

Ограничение потребительского кредита — это введение ограничений для потребителей при получении ссуды для покупки товаров в кредит. Эта мера способствует уменьшению спроса и потому рассматривается как часть антиинфляционной программы.

Преимущества кредитно-денежной политики — гибкость и оперативность принятия решений в соответствии с экономической конъюнктурой, свобода от политического давления. Эта политика влияет на денежное предложение, а от него зависит уровень производства. Не случайно монетаристы считают кредитно-денежную политику наиболее эффективной.

Недостаток кредитно-денежной политики государства заключается, прежде всего, в циклической асимметрии ее действий. Политика «дорогих денег» способна понизить объем кредитов, что ограничивает предложение денег. Политика «дешевых денег» создает банкам избыточные резервы (возможность предоставлять ссуды), хотя они могут не использоваться банками. Следовательно, предложение денег может и не увеличиваться. Циклическая асимметрия выступает серьезной помехой кредитно-денежной политике особенно в период глубокой депрессии.

Уязвимость кредитно-денежной политики состоит также в том, что кредитно-денежные учреждения не могут одновременно стабилизировать процентную ставку и предложение денег. Для стабилизации процентной ставки (снижения ее до первоначального уровня) необходимо увеличить предложение денег. Но это может превратить здоровый подъем экономики в инфляционный бум. А для предотвращения падения процентной ставки необходимо сократить денежное предложение, что приведет к уменьшению совокупных расходов и к усилению спада. Если же целью кредитно-денежной политики станет стабилизация денежного предложения, то процентная ставка будет постоянно колебаться, а частое изменение процентной ставки не стимулирует инвестиции и способствует нестабильности экономики.

Следовательно, кредитно-денежная политика государства имеет определенную ограниченность.

Использование государством кредитно-денежных инструментов не ограничивается воздействием на внутреннюю экономику. Возрастающая зависимость национальной экономики от мирохозяйственных процессов вызвала к жизни систему мероприятий, направленных на регулирование внешнеэкономических операций.

Центральные банки стремятся воздействовать на движение капитала и товаров между странами посредством регулирования курсов валют на международных денежных рынках. Во многих странах государство владеет банками и специализированными кредитными учреждениями или осуществляет прямой контроль над их деятельностью. Это позволяет ему через кредитные институты воздействовать на операции предпринимателей и потребителей. Широкое распространение получает государственный кредит (часто льготный) и гарантии государства частному кредиту. В последние годы усилилось кредитование мелких и средних предприятий с предоставлением им налоговых льгот и льготных кредитов.

Основой финансовой базы государства является бюджет, состоящий из бюджета центрального правительства и бюджета местных органов власти всех уровней.

Баланс бюджета означает равенство доходов и расходов. Если расходы бюджета превышают доходы, то налицо бюджетный дефицит.

Функции бюджета. Бюджетная система выполняет три функции:

1. фискальная функция означает создание финансовой базы функционирования государства в условиях фактического отсутствия у него собственных доходов ;

2. функция экономического регулирования — это использование государством налогов (основного источника доходов бюджета) для проведения своей экономической политики;

3. социальная функция предполагает использования государственного бюджета для перераспределения национального дохода.

Бюджетная политика государства должна строиться на синтезе рыночного и государственного механизмов регулирования.

Концепции использования бюджета. Использование государством бюджета в качестве одного из рычагов воздействия на экономику опирается на теоретические концепции.

На протяжении многих десятилетий в развитых странах господствовала концепция «нейтрального бюджета», отвечающая экономики только в том случае, если не требовалось коренного изменения сложившегося под воздействием рынка «естественного порядка». Концепция «нейтрального бюджета» привязывала всю бюджетную политику государства к задаче обеспечения сбалансированности бюджета и предусматривала «нейтральное» отношение к ходу воспроизводственного процесса. Считалось, что нормальное функционирование финансов и есть эффективное функционирование экономики. Собственно бюджет решал чисто финансовые задачи (изъятие и распределение денежных средств).

Но политика жесткого соизмерения расходов и доходов бюджета имела свои недостатки:

она ограничивала размах экономических операций, время их проведения (крупномасштабные и долговременные операции);

снижала эффективность экономических операций, так как налоговые льготы предприятиям часто уравновешивались действенными с финансовой, но не с экономической точки зрения операциями;

снижала и без того малую эластичность государственного бюджета, лишала возможности быстро реагировать на изменение экономической обстановки;

сокращение государственных расходов в период спада увеличивало вероятность депрессий, а уменьшение в фазе подъема вело к «перегреву» экономики.

В рамках задач, которые решает бюджетная политика, можно говорить о ее эффективности. Если бюджетная политика решает финансовые проблемы, то показателями оценки ее эффективности являются бюджетный дефицит и государственный долг, отражающие состояние государственных финансов. Если бюджетная политика направлена на решение экономической задачи — макроэкономической сбалансированности, то используются такие показатели, как рост ВНП и совокупных частных инвестиций, уровень безработицы и инфляции. Финансовые показатели дополняют характеристику эффективности бюджетной политики.

Важнейшую часть доходов государственного бюджета составляют налоги. Налоги — это обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые государством.

Налоги выполняют две функции: фискальную и экономическую. Фискальная функция налогов означает, что с их помощью образуются государственные денежные фонды, создающие условия для функционирования государства. Экономическая функция налогов означает их использование для воздействия на экономику, прежде всего через перераспределение национального дохода. Обе функции выступают в единстве, но каждая из них отражает определенную сторону налоговых отношений. Фискальная функция показывает обязанности налогоплательщиков пере государством, а экономическая — обязанность государства перед налогоплательщиками.

Читайте также:  Домашние соленья как бизнес

Налоги могут быть прямыми и косвенными, государственными и местными.

Совокупность организационно-правовых норм и методов управления налогообложением образует налоговый механизм. Государство придает налоговому механизму юридическую форму посредством существующего в каждой стране налогового законодательства.

В общих чертах налоговая система в странах с развитой рыночной экономикой характеризуется: прогрессивным характером налогообложения (при этом каждая более высокая ставка налога применима лишь к строго определенной части налогообложения в зависимости от экономической конъюнктуры в стране); наличием разнообразных налоговых льгот и скидок: определением начальных сумм, не облагаемых налогом. Это делает налоговую систему гибкой, способствует ее дифференцированному использованию.

В современной рыночной экономике основными налогами считаются подоходный налог, налог на прибыль предприятий, косвенные налоги и взносы на социальное страхование (обособленные от системы общего подоходного налогообложения.

Важнейшим инструментом воздействия налоговой системы на экономику выступают налоговые льготы. Налоговые льготы носят обычно региональный характер (если предприятие функционирует в отсталом районе) или селективный (если они касаются приоритетных — наукоемких или экспортных производств). Налоговые льготы выражаются, прежде всего, в пониженных ставках налогообложения для некоторых предприятий, в основном связанных с научно-техническим прогрессом.

Кроме того, они могут быть в виде налоговых кредитов — вычетов из величины начальных налогов. Например, от налогообложения освобождается определенная доля прироста затрат на развитие той или иной сферы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Наконец, налоговой льготой являются отсрочка уплаты налога и полное освобождение от налогов.

Современная внешнеэкономическая политика государства складывается под воздействием конкретно-исторических условий развития. Иногда защита внутреннего рынка от иностранной конкуренции бывает вполне оправдана (например, в странах с переходной экономикой, где национальная промышленность не может конкурировать на равных с крупными зарубежными компаниями).

В некоторых же случаях правительства пытаются защитить те или иные отрасли национальной промышленности под воздействием мощных лоббистских группировок. Следует отметить, что и в современных условиях, когда в рамках ВТО официально проводится курс на снижение тарифных и нетарифных барьеров, многие страны всячески стараются предохранить национальную промышленность, особенно «чувствительные отрасли», от иностранной конкурен6ции. В частности, антидемпинговые меры, призванные защищать внутренний рынок от недобросовестной иностранной конкуренции, зачастую используются национальными правительствами как средство ограждения внутреннего рынка от иностранной конкуренции. Тарифные и нетарифные методы ограничения импорта часто применяются под давлением отечественных лоббистских групп и, оказывая положительный эффект на состояние дел в отдельной отрасли, в то же время негативно воздействуют на экономику в целом.

Обеспечение нормальных условий конкуренции в международной торговле является чрезвычайно важным и «чувствительным» вопросом для большинства стран. В последнее десятилетие, характеризующееся обострением международной конкурентной борьбы, многие правительства хотели бы защитить свою национальную промышленность протекционистскими мерами торговой политики. Торговые войны могли бы обрести невиданный размах, если бы не существовало строгих, согласованных на многостороннем уровне правил защиты внутренних рынков. В настоящее время такие правила содержатся в соглашениях ВТО.

Россия находится в процессе присоединения к ВТО, успешно пройдя уже ряд подготовительных процедур. Подав официальную заявку на присоединение к ВТО, Россия приняла на себя обязательство по постепенной адаптации своего внешнеэкономического регулирования к правилам этой организации. За последние годы России удалось значительно продвинуться в этом направлении, и сейчас можно сказать, что в России существует развернутая нормативная база в области защитных мер, в целом соответствующая правилам ВТО.

Источник: studentopedia.ru

Плюсы и минусы антимонопольной политики

Плюсы и минусы антимонопольной политики

АП подразумевает влияние государства как на внутреннее, так и внешнее политическое и экономическое развитие.

На заре становления капиталистических отношений в развитых государствах Европы и Америки огромную роль сыграло развитие монополий в некоторых наиболее значимых отраслях промышленности. Примером может служить сталелитейное производство Круппа в Германии, нефтедобывающей и перерабатывающей промышленности в Норвегии, предприятия Форда, кланы Рокфеллеров и Ротшильдов в США.

Кроме экономического влияния, монополисты имели огромное воздействие на политическую жизнь страны, выборы, принятие законов. Заключение договоров и торговых соглашений, военное сотрудничество являлось неотъемлемой частью монополистической деятельности.

В настоящее время в большинстве развитых стран правительства ведут антимонопольную политику. Органы власти, работающие в этом направлении, принимают законы, ограничивающие деятельность монополий. Такое регулирование позволяет, по их мнению, развивать свободную конкуренцию, способствует появлению новых предприятий, и, соответственно, увеличению рабочих мест. Это повышает производительность труда и способствует неуклонному росту и оздоровлению экономики государства.

В Правительстве Российской Федерации в 1991 году был создан антимонопольный комитет, который работает и в настоящее время. Этот комитет разрабатывает проекты законов, позволяющих оказывать государственное влияние на крупные предприятия горноперерабатывающей и нефтедобывающей промышленности. Зачастую органы государственной власти также вмешиваются в средний и малый бизнес, что тормозит их развитие.

Антимонопольная политика

Далее рассмотрим плюсы и минусы антимонопольной политики.

Плюсы

  • Влияет на возможность регулирования товарно-денежных отношений и свободной конкуренции во многих отраслях промышленности с участием в этих процессах государственных структур. Примером может служить контроль государства 50% и более акций Сбербанка, Роснефти, Норникеля, Русала.
  • Способствует открытию новых предприятий, созданию дополнительных рабочих мест. Возможно установление свободных и справедливых рыночных цен.
  • Развитие конкурентоспособности расширяет ассортимент производимой продукции.
  • Укрепляются внешнеэкономические связи, заключаются межгосударственные договоры и соглашения. Ярким примером может служить Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) и военное сотрудничество стран Варшавского договора.
  • Открываются возможности создания новых производственных мощностей на территориях этих стран с использованием более дешевой рабочей силы, а значит, и увеличения прибыли.
  • Вышеизложенные моменты позволяют увеличить долю социальных гарантий для населения в собственном бюджете (бесплатная медицинская помощь, увеличение размеров пенсий, пособий, уменьшение безработицы).
  • Создает благоприятные условия для оздоровления политической жизни: демократические свободные выборы, участие большего количества людей в управлении государством.

Суд

Минусы

Кроме положительного влияния и поступательного развития страны в целом, имеются и отрицательные стороны:

  • Вмешательство государства в деятельность крупных компаний тормозит их развитие и заложенный потенциал.
  • АП снижает влияние общеизвестных брендов на мировые тенденции в различных отраслях экономики. Все помнят, как развивалось производство джинсов известных марок Levis, Wrangler. В 90-е годы они были монополистами на мировом рынке, а в настоящее время появилось множество подделок низкого качества и своих разработок, мало похожих на начальные образцы.
  • Организация аналогичных производств в других странах, снижение развития основных крупных производств в стране с участием государственных структур зачастую тормозит научно-технические разработки и внедрение новых технологий.
  • Усиление государственного влияния на монополии ослабляет воздействие на другие страны при принятии выгодных для себя соглашений в военной, политической и экономической сферах.
  • Часто длительный союз ведущих промышленников, монополистов, банкиров, который основывался на многолетнем сотрудничестве с госструктурами и способствовал поддержанию и укреплению власти, ослабевает под воздействием антимонопольной политики.
  • Участие госчиновников в управлении крупных монополистических предприятий увеличивает коррупцию.
  • АП укрепляет экономический рост и процветание стран-конкурентов, усиливает их военную мощь и политическое влияние, провоцирует возникновение военных конфликтов. Примером могут служить события в Ираке, Иране, последние события в Сирии.

Вывод

Антимонопольная политика имеет свои положительные и отрицательные стороны, которые способны влиять на общемировые процессы экономического, политического, военного развития.

Увеличение миграции населения, возникновение межнациональных военных конфликтов – это отрицательные стороны. Вместе с тем, положительным моментом этой политики является укрепление экономики слаборазвитых стран, снижение нищеты и бедности, рост количества рабочих мест в экономически отсталых регионах.

Рекомендации

Из всего вышеизложенного следует: антимонопольную политику надо вести с учетом положительных и отрицательных сторон. Во многом это относится к России.

РФ является сверхдержавой, способной влиять на многие процессы в мировой экономике и политике. Вместе с тем, наша экономика часто однобока и мало дифференцирована, и развиты, в основном, добывающие отрасли промышленности. Поэтому при проведении АП необходимы крайняя осторожность и взвешенный подход.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин