Главная » Экономика и финансы » Макроэкономика » Глава 7 Государственное регулирование экономики » 7.2 Цели и задачи государственного регулирования
7.2 Цели и задачи государственного регулирования
В экономической науке выделяют так называемую пирамиду целей государственного регулирования.
Высшими целями государственного регулирования являются формирование благоприятных условий для поддержания экономического развития и социальной стабильности общества. Остальные цели вытекают из этих высших целей.
Цели первого порядка (их называют магическим четырехугольником) включают в себя четыре основные цели государственного регулирования:
1) обеспечение роста ВВП;
2) минимизацию безработицы;
3) стабильность уровня цен;
4) внешнеэкономическое равновесие, выражающееся в бездефицитном платежном балансе.
Магическим четырехугольником эти цели называются потому, что они противоречат друг другу. В предыдущих главах мы уже разбирали взаимосвязь инфляции и безработицы, из которой следует, что борьба с одним явлением может вызвать усиление другого. Так, стимулирование занятости посредством увеличения государственных расходов ведет к росту бюджетного дефицита, считающегося одной из важных причин инфляции. Борьба с инфляцией путем «удорожания денег» имеет своим следствием сокращение инвестиций и рост безработицы. Поэтому во всех четырех направлениях следует двигаться равномерно.
Государственное регулирование и контроль в гостиничном бизнесе
Цели второго порядка направлены на создание благоприятных законодательных условий для увеличения прибыли и развертывания конкуренции, стимулирование умеренного экономического роста, внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, сглаживание цикличности экономики, поддержание удовлетворительного состояния окружающей среды и некоторые другие.
Непосредственным конкретным воплощением целей являются задачи, стоящие перед национальной экономикой. Целый ряд основных задач государственного регулирования осуществляется через государственные функции.
Основной функцией государства в современной экономике является создание правовой базы экономической деятельности. Эта функция государства предполагает разработку, принятие и контроль за выполнением законов и правовых норм, обеспечивающих функционирование экономики в целом, регулирующих экономическую деятельность отдельных ее субъектов. Важной задачей государства является установление (спецификация) прав собственности на экономические ресурсы. Для России очень важен контроль за исполнением законодательных норм.
Проведение антимонопольной политики также считается первостепенной задачей государственной экономической политики. В Германии, к примеру, антимонопольный закон называют конституцией рыночной экономики. Опираясь на антимонопольное законодательство, государство ведет борьбу с монополизмом, защищает принципы свободной конкуренции, что позволяет в конечном итоге реализовывать преимущества рыночной экономики, повышать эффективность хозяйствования.
4. Государственное регулирование экономики. Михаил Чернышев
Создание общественных благ — еще одна важная функция государства. Рыночная экономика, как и любая другая, не может без них существовать. Однако коммерческие организации производят лишь то, что приносит прибыль. Поэтому общественные блага создаются главным образом государством либо негосударственными некоммерческими организациями, которые также пользуются поддержкой государства. Уровень потребления общественных благ, гарантированный государством, зависит от его возможностей, определяемых размерами государственного бюджета.
Регулирование внешних (побочных) эффектов. Внешние эффекты, или экстерналии, — это полезность или издержки, которые не отражены в условиях контракта и не учитываются в системе цен. Они могут быть как отрицательными, так и положительными. Загрязнение окружающей среды в связи добычей нефти служит ярким примером отрицательного внешнего эффекта.
Примером положительного внешнего эффекта, например, является разведение пчел одним фермером, что позволяет его соседям повышать урожай плодовых культур, не вкладывая дополнительные инвестиции. Государство призвано регулировать внешние эффекты, уменьшая издержки, приносимые отрицательными экстерналиями, и поддерживая выгоды от положительных.
Создание инфраструктуры экономики — еще одна задача, требующая государственного вмешательства. Развитая инфраструктура является непременным условием эффективной экономики. Под инфраструктурой понимают комплекс отраслей хозяйства, обеспечивающих процесс воспроизводства. Существует несколько видов инфраструктуры:
• производственная (транспорт, связь, сеть энергоснабжения);
• рыночная (учреждения, организации и службы, обеспечивающие функционирование рынка: сеть оптовой и розничной торговли биржи и пр.);
• институциональная (аппарат государственного управления);
• социальная (наука, здравоохранение, система образования, учреждения культуры);
• информационная (совокупность информационных каналов, хранилищ информации, информационных технологий).
Государство может выступать и в качестве предпринимателя. Под государственным предпринимательством понимается деятельность государственных предприятий, выпускающих товары и услуги, необходимые для развития национальной экономики, но, как правило, недостаточно рентабельные для рыночного сектора хозяйства. В отличие от частных предпринимательских структур государственные предприятия ориентируются не только на получение прибыли, но и на предоставление социально значимых товаров, работ, услуг, обеспечивающих функционирование экономики в целом, включая частный капитал.
Перераспределение доходов в целях социально-экономического выравнивания и поддержки социально уязвимых слоев населения стало характерной чертой государственной политики в условиях социально ориентированной экономики. Государство использует различные формы изъятия части доходов у более состоятельных слоев населения с целью передачи их другим лицам, более в них нуждающимся. Такое перераспределение служит условием предупреждения социальных конфликтов и достижения социальной стабильности в обществе, позволяет решать многие задачи общенационального значения.
К основным формам перераспределения доходов относятся:
• налоговое перераспределение доходов, которое предполагает частичное или полное освобождение от уплаты налогов одних лиц и повышенную ставку их оплаты для других. Таким путем государство решает серьезные социально-экономические задачи: осуществляет поддержку нетрудоспособных и социально уязвимых слоев, стимулирует малое предпринимательство, развитие социально значимых отраслей, привлекает иностранные инвестиции и пр.;
• государственное кредитование и субсидирование хозяйствующих субъектов за счет средств государственного или местных бюджетов, а также специальных фондов;
• государственная закупка товаров и услуг для государственного потребления. Государство приобретает продукцию для развития бюджетной сферы: армии, гражданского строительства, системы образования и здравоохранения. Вместе с тем государственные закупки товаров и услуг гарантируют предпринимателям стабильный рынок сбыта и прибыль. Эта форма перераспределения доходов способствует решению проблем занятости и повышения благосостояния населения.
В современных условиях весьма важное значение придается такой функции государства, как макроэкономическая стабилизация экономики. При помощи фискальных и денежно-кредитных рычагов экономической политики государство осуществляет меры по сглаживанию экономического цикла: торможение циклического падения производства, оживление экономики в условиях спада, а также охлаждение ее при проявлениях перегрева, чреватого новым кризисом.
К задачам, стоящим перед государственным регулированием экономики, относится поддержка малого бизнеса посредством налоговой и кредитной политики, оказания консультационных услуг, помощи предприятиям во внедрении достижений научно-технического прогресса. Развитие малого бизнеса в настоящее время рассматривается как фактор поддержания конкуренции в рыночной экономике, а также как важное направление борьбы с безработицей.
Важнейшей функцией государства является создание благоприятных внешнеэкономических условий для функционирования национальной экономики. Осуществляя регулирование внешнеэкономической деятельности в соответствии со сложившейся ситуацией на мировых рынках и исходя из конкретных национальных интересов, государство проводит протекционистскую либо фритредерскую (либеральную) политику. Меры государственной внешнеэкономической политики подразделяют на тарифные, предполагающие активное использование таможенных пошлин, и нетарифные, включающие в себя импортные квоты, лицензирование импорта, использование жестких стандартов и норм качества и т.п.
Остановимся на такой важной функции государства в условиях информационного общества, ориентированного на активное создание и потребление знаний, как поддержка фундаментальной науки, проведение активной научно-технической и инновационной политики. Государство финансирует фундаментальные научные исследования, непосредственно не приносящие прибыль, но необходимые для успешного развития прикладной науки и расширения научного потенциала общества.
Функцией государства выступает также обеспечение экологической безопасности. Хозяйственная деятельность наносит ущерб окружающей среде путем ее загрязнения, разрушения экосистем, исчерпания невосполнимых ресурсов. В свою очередь это приводит к негативным экономическим, финансовым и социальным последствиям для населения. В значительной мере их можно уменьшить или даже устранить с помощью комплекса мер по экологизации производства, реализуемых государством, которое берет на себя организацию системы контроля за состоянием окружающей среды посредством принятия природоохранного законодательства, налоговой политики, принуждает предпринимателей соблюдать природоохранные правила. Государственные органы контролируют эксплуатацию природных ресурсов, осуществляют экспертизу инвестиционных проектов, устанавливают административные санкции за нарушение природоохранного законодательства, экологических норм вплоть до запрещения выпуска определенных видов продукции или отзыва лицензий на добычу полезных ископаемых.
(Материалы приведены на основании: Е.А. Марыганова, С.А. Шапиро. Макроэкономика. Экспресс-курс: учебное пособие. – М.:КНОРУС, 2010. ISBN 978-5-406-00716-7)
Источник: study-i.ru
Презентация на тему Предмет и задачи государственного регулирования бизнеса
Под государственным регулированием бизнеса следует понимать деятельность государства в лице его органов, направленная на реализацию государственной политики в сфере осуществления предпринимательской деятельности.Цели государственного регулирования: обеспечение реализации публичных интересов общества и государства;создания наилучших условий для развития предпринимательства.
- Главная
- Бизнес и предпринимательство
- Предмет и задачи государственного регулирования бизнеса
Слайды презентации
Слайд 1 Государственное регулирование бизнеса
1.Предмет и задачи государственного регулирования бизнеса.
Слайд 2 Под государственным регулированием бизнеса следует понимать деятельность государства
в лице его органов, направленная на реализацию государственной политики
в сфере осуществления предпринимательской деятельности.
Цели государственного регулирования:
обеспечение реализации публичных интересов общества и государства;
создания наилучших условий для развития предпринимательства.
Слайд 3 Уровневые компоненты реструктуризации отрасли (на примере ОАО «РЖД»)
Правительство РФ
Отделения
железных дорог, линейные предприятия
железнодорожного транспорта
Железные дороги – филиалы
ОАО «РЖД» (ФГУП)
Минтранс России (Федеральное агентство
ЖД транспорта)
Источник: findtheslide.com
Предмет и задачи государственного регулирования бизнеса
Под государственным регулированием бизнеса
следует понимать деятельность государства в
лице его органов, направленная на реализацию
государственной политики в сфере
осуществления предпринимательской
деятельности.
Цели государственного регулирования:
— обеспечение реализации публичных
интересов общества и государства;
— создания наилучших условий для развития
предпринимательства.
3. Уровневые компоненты реструктуризации отрасли (на примере ОАО «РЖД»)
Уровневые компоненты реструктуризации отрасли
Уровень
(на примере ОАО «РЖД»)
Ранг
уп-я
0
Правительство РФ
5
1
Минэкономразвития России
4
2
Минтранс России (Федеральное агентство
ЖД транспорта)
3
3
ОАО «РЖД»
2
4
Железные дороги – филиалы ОАО «РЖД» (ФГУП)
1
5
Отделения железных дорог, линейные предприятия
железнодорожного транспорта
0
4.
Государственное регулирование
включает:
прогнозирование
налогообложение
планирование
кредитование
финансирование
администрирование
бюджетирование
учет, контроль
5. Задачи государственного регулирования:
1) охрана окружающей среды;
2) выравнивание экономического цикла;
3) обеспечение нормального уровня занятости
населения;
4) защита жизни и здоровья граждан;
5) поддержка конкуренции на рынке;
6) поддержка и развитие малого
предпринимательства;
6. Объединение бизнес структур осуществляется следующими способами:
Горизонтальное объединение;
Вертикальное объединение;
Диверсификация (разнообразие);
Полное объединение.
7. Типы предпринимательских объединений в практической предпринимательской деятельности:
1. Холдинг – это форма предпринимательского
объединения (промышленно-хозяйственный или
финансовый комплекс), представляющая собой
группу взаимосвязанных юридических лиц,
взаимоотношения которых построены на
экономической субординации, предусматривающей
возможность холдинговой компании оказывать
влияние на деятельность других участников в силу
преобладающего участия в их уставном капитале
либо в соответствии с договором, либо иным
образом;
2. Картель – форма монополистического объединения
или соглашения. Каждое предприятие, вошедшее в
картель, сохраняет юридическую и
производственную самостоятельность. Действует,
как правило, в рамках одной отрасли.
8.
3. Конгломерат – организационная форма
интеграции компаний, объединяющая под
единым финансовым контролем целую сеть
разнородных предприятий, которая возникает
в результате слияний различных фирм без
всякой производственной общности.
4. Консорциум – временный союз хозяйственно
независимых фирм, целью которого могут
быть разные виды их скоординированной
предпринимательской деятельности, чаще
для совместной борьбы за получение заказов
и их совместного использования.
5. Пул (биржевой пул; конкретный пул;
патентный пул; торговый пул
9.
6. Синдикат – более жесткая разновидность
картеля, при которой для всех участников
синдиката сбыт или снабжение
осуществляется одним предприятием.
7. Трест – объединение, в котором входящие в
него предприятия сливаются в единый
производственный комплекс и теряют свою
юридическую, производственную и
коммерческую самостоятельность, а
руководство их деятельностью
осуществляется из единого центра
10.
Методы государственного
регулирования бизнеса
Прямые
(административные)
Косвенные
(инвестиционные)
11.
Прямые (административные) методы – средства
непосредственного властного воздействия на
поведение субъектов, осуществляющих
предпринимательскую деятельность. К их числу
относятся:
государственный контроль (надзор) за
деятельностью предпринимателей;
государственная регистрация юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей;
налогообложение;
лицензирование отдельных видов
предпринимательской деятельности;
выдача предписаний антимонопольным органом и
т. д.
12.
Косвенные методы – экономические средства
воздействия на предпринимательские
отношения с помощью создания условий,
влияющих на мотивацию поведения
хозяйствующих субъектов. К ним относятся:
прогнозирование и планирование;
предоставление налоговых льгот;
льготное кредитование;
государственный (муниципальный) заказ и
др.
13. Условия предварительного уведомления антимонопольного органа по сделкам с акциями, долями, правами, имуществом.
∑ активы более 400 млн. руб.
Акции/доли, права,
Имущество А
В
∑ выручка превышает 400 млн. руб.
Стоимость активов
> 60 млн. руб.
Доля рынка > 35 %.
45 дней после получения прав
14.
∑ активов более 400 млн. руб.
+
Компания Б
∑ выручка превышает 400 млн. руб.
40 дн. после слияния
Присоединение
Компания А
15. 1.2.2. Современные тенденции экономической интеграции, транснационализации производства и капитала
Интернационализация бизнеса может
осуществляться в различных формах — экспортная
торговля, создание представительств, торговых
фирм, совместных предприятий за рубежом, перенос
производства, проведения НИОКР, разработки
маркетингового комплекса в другие страны и т.д.
Выбор рациональной формы интернационализации
бизнеса зависит от стратегических целей фирмы и
конкретных условий деятельности на родине и за
рубежом. Ниже приводится таблица выбора
предпочтительного этапа интернационализации
бизнеса в зависимости от целей фирмы и условий ее
деятельности
16.
Выбор предпочтительного этапа интернационализации бизнеса
Этап
интернационал
изации
1. Экспортный
Подэтапы
интернационализ
ации
Условия для
реализации
Цели
1.1. Продажа
через агентов
— незначительная доля
экспорта в продажах;
— отсутствие барьеров
для импорта;
— местный спрос
превышает
предложение.
— преодоление
цикличности в спросе;
— реализация отличий в
экономических условиях;
-рост объемов продаж;
1.2. Создание
представительств
— значительная доля
экспорта в продажах;
— отсутствие барьеров
для импорта;
— спрос равен
предложению;
— сильная конкуренция;
— важность
послепродажного
обслуживания.
— продленный спрос;
— выгоды массового
производства;
17.
2.
Международ
ный
3.
Транснацион
альный
2.1. Местный
маркетинг
— различия в условиях
деятельности;
-необходимость
дифференциации
маркетинга;
— интенсивная
конкуренция
— реализация различий в
условиях деятельности
2.2. Местное
производство
— наличие барьеров для
импорта
— доступ к местным
ресурсам
2.3. Местные
НИОКР
— более низкая стоимость
— специфика маркетинга
— мировая конкуренция
—// —-
— выгоды массового
производства
-глобальная
оптимизация: НИОКРресурсы-производство
18. Роль и значение государственного регулирования экономики и бизнеса
1.1. Государственное
регулирование экономики
19.
1. Обращение денег
Организационнораспорядительные,
Экономические методы
Борьба с инфляцией
Состояние (структура)
экономики
Условия капиталовложений
Цены
Устойчивость национальных
валют
20.
2. Предоставление государством различных
общественных товаров
21.
3. Регулирование государством
последствий внешних эффектов
(Внешние эффекты, или экстерналии –
прямые воздействия одного
экономического контрагента на
результаты деятельности другого либо на
третье лицо, непосредственно не
включенное в рынок данного блага, т.е.
не являющееся ни продавцом, ни
покупателем).
22.
Основные способы регулирования
отрицательных внешних эффектов
следующие:
– административно-законодательный контроль;
– создание стимулов для ограничения
нежелательной деятельности;
– косвенное вмешательство государства;
– интернализация внешнего эффекта, т. е.
превращение внешних издержек в частные.
23.
4. Обеспечение правовой базы;
5. Основные направления
государственного регулирования рынка
рабочей силы:
подготовка и переподготовка рабочей силы;
стимулирование процесса создания новых рабочих
мест и сохранение существующих;
влияние на процесс купли-продажи рабочей силы и
ее использования.
Экономические
рычаги
Правовые
рычаги
Административные
рычаги
Организационные
рычаги
24.
6. Проведение государством
антициклической политики, направленной
на стимулирование спроса на товары и
услуги, капиталовложения и занятость во
время кризисов и депрессий.
7. Государственное стимулирование
научно-технического прогресса.
25.
8. Регулирование внешнеэкономической
деятельностью государства
Экономические
регуляторы
Соотношение спроса и предложения;
Соотношение уровня мировых и внутренних
цен, курсов валют, процентных ставок;
Соотношение мирового и внутреннего
уровней развития производства товаров
(работ, услуг) по их количеству и качеству;
Разного рода экономические стимулы;
Прогнозы, планы, экономические программы
и др.
Организационнораспорядительные
регуляторы
Квоты, лицензии на экспорт и
импорт товаров;
Лицензирование отдельных
видов предпринимательской
деятельности;
Обязательная продажа части
валютной выручки от экспорта
товаров;
Валютный, таможенный,
экспортный, импортный гос.
контроль
26. Основные рычаги воздействия государства на материальное производство продукции
Налоги;
Регулирование процентной ставки за
кредитные ресурсы, изменение
(увеличение или уменьшение)
резервной нормы для коммерческих
банков, государственная политика
доходов, формирование
покупательского спроса населения
27.
Регулирование процентных ставок за
кредиты;
Бюджетное финансирование
инвестиций.
Основные принципы:
целевой характер использования бюджетных
ресурсов;
получение максимального экономического и
социального эффекта при минимизации затрат;
предоставление бюджетных средств подрядным
организациям в меру выполнения плана и с учетом
использования ранее выделенных ассигнований.
28. Законодательные и нормативные акты инвестиционной политики:
ФЗ Об инвестиционной деятельности в стране
ФЗ Об основах бюджетного устройства и бюджетного
процесса в РФ;
Постановление Правительства РФ, утвердившее
Положения о финансировании и кредитовании
капитального строительства на территории РФ
Комплексная программа стимулирования
отечественных и иностранных инвестиций в
экономику России.
29.
ФЦП – это эффективный инструмент
реализации государственной
экономической и социальной политики,
при решении долгосрочных задач и
реализации крупных инфраструктурных
проектов.
30.
В соответствии со статьей 2, ФЗ «О ПОСТАВКАХ ПРОДУКЦИИ
ДЛЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД», основные
принципы разработки и реализации федеральных целевых
программ включают в себя:
1. Разработка федеральных целевых программ организуется
федеральными органами исполнительной власти.
2. Порядок разработки и реализации федеральных целевых
программ определяется Правительством Российской
Федерации.
3. При разработке федеральных целевых программ необходимо
предусматривать:
решение приоритетных социально-экономических, оборонных,
научно-технических, природоохранных и других важнейших
задач;
согласование финансовых, материальных и трудовых ресурсов
в целях их наиболее эффективного использования;
комплексность и экономическую безопасность
разрабатываемых мероприятий;
согласованность решения федеральных и региональных задач;
достижение требуемого конечного результата в установленные
сроки.
31. ФЦП Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности Подпрограмма – автомобильная промышленность
Ответственный
— Министерство промышленности и торговли РФ
исполнитель подпрограммы
Участники
— Министерство финансов Российской Федерации;
подпрограммы
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Цель
— Развитие конкурентоспособной промышленности в
подпрограммы
условиях стабилизации рынка, формирование внутренних
источников инновационного развития
Задачи
— выбор стратегических партнеров;
подпрограммы
формирование нормативной базы для стимулирования
локализации высокотехнологичных производств
автомобильной техники и автокомпонентов;
развитие национальной базы НИОКР и интеллектуальной
собственности;
формирование базы инновационного развития;
реализация важнейших инновационных и инвестиционных
проектов в отрасли;
стимулирование спроса на автотранспортные средства
32.
Этапы и сроки
— Реализация подпрограммы будет
осуществляться в 2 этапа:
первый этап — 2012 — 2015 гг.
второй этап — 2016 — 2020 гг.
Объем бюджетных ассигнований — 72 061 361,00 тыс.
рублей.
Конкретные механизмы организации деятельность
автомобильных корпораций России в подпрограмме:
содействие в разработке и реализации
корпоративных программ реструктуризации
отечественных автопроизводителей;
формирование целевых параметров
долгосрочного государственного заказа на
автомобильную технику российского
производства;
33. Органы государственного управления
Государственный орган – это звено в системе
государственного управления, которое обладает
полномочиями в определенных областях деятельности.
Основные признаки:
— От имени государства осуществляет его задачи и
функции посредством определенного вида
деятельности;
— Имеет определенную компетенцию, т.е. совокупность
задач, функций, прав и обязанностей;
— Обладает властными полномочиями;
— Характеризуется определенным строением и др.
Источник: ppt-online.org