Текст научной статьи на тему «ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»
Государственное регулирование малого и среднего предпринимательства
Аннотация. На примере одного из муниципальных образований Приморского края Дальневосточного федерального округа РФ рассматриваются методы регионального регулирования малого и среднего бизнеса, направленные на улучшение функционирования предпринимательской среды. Для региональных властей сфера малого и среднего бизнеса остается приоритетной и рассматривается как основной резерв, позволяющий ускорить экономический рост, повысить конкурентоспособность региона, создать рабочие места. В конечном итоге развитие малого бизнеса государству выгодно, так как ведет к созданию среднего класса, а, следовательно, благоприятствует стабильности в обществе.
Abstract. For example, one of the municipalities of the Primorsky Territory, Far Eastern Federal District of Russia deals with methods of regional regulation of small and medium-sized businesses, to improve the functioning of the business environment. For the regional authorities the sphere of small and medium business remains priority and is considered as the main reserve allowing to accelerate the economic growth, to increase competitiveness of the region, to create workplaces. Finally development of small business is favorable to the state as conducts to creation of middle class, and, therefore, favors to stability in society.
Семинар «Правовое регулирование малого и среднего бизнеса»
Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, регулирование предпринимательства, программы развития малого и среднего бизнеса
Keywords: small and medium enterprises, regulation of business, development programs for small and medium businesses.
Очевидно, что современный этап развития российской экономики связан с децентрализацией государственной политики в отношении малого и среднего предпринимательства и активным использованием региональных инструментов регулирования бизнеса, что позволяет увеличить конкурентоспособность предприятий малого и среднего бизнеса и обеспечить их выход на международный рынок.
Поддержка и направляющее воздействие государства на макро- и мезоуровнях способно реализовать интенсивные начала в характере малого предпринимательства, что, в свою очередь, обеспечит условия для создания новых рабочих мест, более эффективного использования местных ресурсов, проведения эффективной социальной политики и улучшения качества жизни российских граждан.
Регулирование предпринимательства представляет собой цепь действий, направленных на предпринимательскую среду с целью количественного и качественного изменения предпринимательского сектора народного хозяйства. Предпосылками для территориального регулирования предпринимательства (в том числе города, района, муниципального образования) являются осознание своих специфических (региональных) интересов за счет предпринимательства, наличие рычагов воздействия и наличие определенного ресурсного потенциала.
Государственное регулирование предпринимательской деятельности
Механизм регионального регулирования предпринимательства представляет собой совокупность форм, методов, средств, посредством которых органы управления территории оказы-
Journal of Economy and entrepreneurship, Vol. 9, Nom. 4-1
вают воздействие на предпринимательскую среду с целью получения желаемых результатов.
Как правило, регулирование предпринимательства территории осуществляется за счет:
— определенной социально-экономической политики государства в области предпринимательства;
— выработки определенной социально-экономической политики территории в области предпринимательства;
— маневрирования ресурсами территории (их доступностью, ценами и т.п.);
-функционирования организационного механизма развития предпринимательства;
— создания инфраструктуры предпринимательства и особенностей ее построения;
— информационного воздействия и поддержки предпринимательства.
В результате регулирования предпринимательства создаются условия развития объекта по направлению, в наибольшей степени отвечающему интересам региона. Малый и средний бизнес имеет ярко выраженную региональную направленность, поскольку фокусируется на потребностях местного сообщества и структуре локального спроса. Такие предприятия обладают большей способностью к нововведениям, чем крупные корпорации, что связано с высокой степенью инициативности, с готовностью к риску, с отсутствием бюрократизма, заинтересованностью в ускоренной разработке и внедрении новшеств в силу ограниченности бюджета и др. В условиях повышения роли регионов в национальном и мировом хозяйстве именно малый и средний бизнес является основным фактором
оптимизации структуры региональной экономики и повышения экспортного потенциала субъектов Федерации.
Удовлетворение нужд территории путем развития предпринимательской деятельности требует учета приоритетных возможностей данного региона (по сравнению с другими) и учета факторов конкурентного преимущества (особых свойств) ресурсов региона.
Для регулирования развития предпринимательства необходимо знать его состояние, степень удовлетворения потребности в его возможностях и результатах. Зная состояние проблемы, потребности региона и его ресурсные возможности, можно выбрать рекомендации по предпочтительному дальнейшему развитию предпринимательства региона. Регулирование развития предпринимательства региона заключается в выработке и реализации управляющих воздействий, определенным образом влияющих на состояние и развитие бизнеса.
Оптимальное регулирование предпринимательства региона заключается в создании благоприятных условий для его развития в соответствии с целями и задачами региона при минимальных затратах на его осуществление.
Выбор средств и рычагов воздействия на развитие предпринимательской деятельности определяется состоянием и структурой производства, конкретно поставленной задачей, наличием ресурсов в распоряжении соответствующих государственных и местных органов. Вместе с тем, меры по регулированию рынка и предпринимательства государственные органы призваны осуществлять лишь в рамках своей компетенции и предоставленных им законодательством прав. Именно определение их функций и компетенции по регулированию экономики, законодательное закрепление и ограничение прав являются одним из важных элементов механизма регулирования. Кроме того, каждый из вышеперечисленных рычагов регулирования имеет свой собственный механизм воздействия на экономику, в том числе на развитие предпринимательства.
Методы, которые используются для регулирования предпринимательства территорий, разнообразны.
По видам воздействия их можно подразделить на экономические, управленческие, организационные, социально-психологические.
По объектам, на которые они воздействуют:
— методы воздействия на ресурсную базу предпринимательства региона с целью расширения ресурсных возможностей предпринимательской деятельности;
— методы воздействия по формированию и активизации потенциального рынка товаров и услуг, произведенных предпринимателями;
— методы воздействия на условия предпринимательской деятельности в регионе с целью ликвидации неблагоприятных для развития предпринимательства элементов;
— методы воздействия на инфраструктуру предпринимательства региона с целью обеспечения ее комплексности и эффективности.
Регулирование развития предпринимательства чаще всего происходит через меры поддержки малого и среднего бизнеса.
Согласно Закона РФ «О развитии малого и среднего бизнеса в Российской Федерации»,
государственные программы поддержки малого бизнеса носят трехуровневый характер [1].
К федеральным программам развития субъектов малого и среднего предпринимательства относятся нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации. В них определяются перечни мероприятий, направленных на достижение целей государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, в том числе отдельных категорий субъектов малого и среднего предпринимательства, и осуществляемых в Российской Федерации. Региональные программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства включают в себя нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в которых определяются перечни мероприятий, направленных на достижение целей государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, в том числе отдельных категорий субъектов малого и среднего предпринимательства, и осуществляемых в субъектах Российской Федерации.
Муниципальные программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства состоят из нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, в которых определяются перечни мероприятий, направленных на достижение целей в области развития малого и среднего предпринимательства, в том числе отдельных категорий субъектов малого и среднего предпринимательства, и осуществляемых в муниципальных образованиях.
В программах любого уровня указываются объемы и источники их финансирования, результативность деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, ответственные за реализацию указанных мероприятий.
Основные ориентиры региональной политики по развитию малых предприятий заданы Указом Президента Российской Федерации (от 28 июня 2007 г.) «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации», который включил в число показателей эффективности работы региональных властей показатели занятости на малых предприятиях и их вклада в валовой региональный продукт [2]. Основная цель региональных программ развития малого предпринимательства связана с созданием условий для развития (роста) малого предпринимательства на основе государственной поддержки с некоторыми уточняющими характеристиками. Программы должны способствовать повышению
Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.
Источник: naukarus.com
Малое предпринимательство как объект государственного регулирования
Государственное регулирование малого предпринимательства призвано создать наиболее благоприятные условия для функционирования и повышения социально-экономической эффективности данного сектора экономики. Малое предпринимательство — достаточно многогранное и сложное экономическое явление. Рассмотрим сначала тенденции развития малого предпринимательства, а затем систему государственного регулирования в этой области.
Понятие малого предпринимательства. Предпринимательство — это особая инновационная форма производства, которая в соответствующих исторических и социально-экономических условиях становится преобладающей, что и обеспечивает всему общественному воспроизводству необходимую динамику. Это особый вид бизнеса. Его! цель — получение не прибыли вообще, а сверхприбыли, т. е. предпринимательского дохода.
Создание в России новой экономической системы вызвало необходимость решения вопроса об оптимальном соотношении различных по масштабам производственно-коммерческой деятельности субъектов предпринимательства — малых, средних, крупных (корпоративных) предприятий.
Выделяют количественный, качественный и комбинированный (экономический) подходы к определению малого и среднего предприятия.
При количественном подходе для выделения малых предприятий используются такие критерии, как число занятых, объем продаж (оборот), балансовая стоимость активов. Между тем ни численность работников, ни величина оборотного капитала, ни доля в рынке сбыта не могут служить достаточными критериями для определения малого предпринимательства, позволяющими выделить его и анализировать как феномен, имеющий экономическую и социальную специфику.
Качественный подход предусматривает использование следующих критериев: относительно небольшое число производимых продуктов (технологий, услуг, ноу-хау); сравнительно ограниченные ресурсы и мощности; организация хозяйственной деятельности на рисковой и инновационной основе, на полной экономической ответственности, на персонифицированном и гибком управлении. В соответствии с качественным подходом малое предприятие рассматривается не как уменьшенный вариант большой компании, а как организация, деятельность которой качественно отличается от деятельности крупных компаний высокой степенью неопределенности, потенциально более высокой способностью к внедрению инноваций (в широком смысле), постоянным развитием, адаптируемостью к изменениям и др.
Комбинированный (экономический) подход основан на выделении таких признаков, как небольшой рынок сбыта, не позволяющий фирме оказывать сколько-нибудь значительное влияние на цены и объемы реализуемого товара; правовая независимость — собственник сам контролирует свой бизнес; персонифицированное управление, предполагающее, что собственник сам участвует во всех аспектах управления бизнесом и в процессе принятия всех решений.
Для различных целей и задач правомерно использование разных подходов. В экономической литературе и на практике малое предпринимательство выделяется преимущественно на основе количественных показателей.
В экономической статистике России размер предприятия принято определять тремя основными признаками: численностью производственного персонала, объемом валовой продукции и величиной основных производственных фондов. Согласно Закону РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ, установлено, что предельная численность персонала по отраслям составляет: в промышленности, строительстве и на транспорте — 100 чел.; в науке и научном обслуживании — 60; в сельском хозяйстве — 60; в оптовой торговле — 50; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 чел. Эти границы малых предприятий адекватны реальной экономической ситуации в стране.
Согласно этому Закону, количественный показатель дополняется качественными характеристиками, например ограничением в отношении вида собственности предприятия. Под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%.
Необходимость государственной поддержки малого предпринимательства. В экономически развитых странах малое предпринимательство представляет собой большой слой мелких собственников, которые в значительной мере определяют социально-экономический и политический уровень развития страны.
Высокая приспособляемость и массовый охват практически всех сфер внутреннего рынка страны обеспечивают устойчивость развития экономики и способствуют стабильности политического климата в стране. Малое предпринимательство — наиболее гибкая форма деловой жизни. Именно в этом секторе экономики создается основная масса идей, которые являются питательной средой для среднего и крупного бизнеса; тем самым крупное производство дополняется возможностями малого предпринимательства. Являясь производителями и потребителями товаров, малые предприятия (МП) имеют возможность чутко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка.
С другой стороны, малое предпринимательство в большей мере зависит в своей деятельности от внутренней экономической конъюнктуры. Поэтому возникает необходимость выравнивания различия в объективных возможностях крупных и мелких предприятий путем соответствующих регуляторов.
МП вынуждены вести конкурентную борьбу за свои рынки с крупным отечественным и иностранным капиталом. Это обусловливает потребность малого предпринимательства в защите на внутреннем рынке путем проведения государством протекционистской экономической политики и формирования определенных правил рыночных отношений, компенсирующих малому предпринимательству недостатки ‘по сравнению с крупным бизнесом. Государство заинтересовано в поддержке малого предпринимательства как потенциального гаранта стабильности.
В условиях перехода к рыночной экономике малое предпринимательство заслуживает особой поддержки, исходя из его роли в преобразовании общества. В условиях России, находящейся на начальном этапе развития рыночных отношений, создание и развитие сектора малого предпринимательства могут стать основой социальной и производственной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны к рынку. При этом государство в ответ на поддержку получает возможность формирования среднего класса, способного самостоятельно обеспечить собственное благосостояние и достойный уровень жизни, снимая определенную долю бремени социальной защиты. Кроме того, деятельность в сфере малого бизнеса — достаточно эффективная форма пополнения бюджета страны.
Существенно и то, что неизбежная реструктуризация экономики объективно ведет к тому, что все большее число граждан вынуждено заняться самостоятельной предпринимательской деятельностью. В этих условиях поддержка со стороны государства неизбежна и разумна, так как сектор малого предпринимательства будет создавать новые рабочие места, обеспечит снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране. Массовое развитие малого предпринимательства способствует изменению психологии иждивенчества по отношению к государству и снимает с него ряд серьезных забот.
Дальнейшее проведение экономических реформ, становление рыночных отношений во многом зависят от развития МП, которые являются необходимым условием и слагаемым социально ориентированной конкурентной экономики. Без массового развития МП нельзя создать имманентную рыночному хозяйству многоукладную экономику, обеспечить многообразие и равноправие форм собственности и хозяйствования.
Малое предпринимательство в России развивается в неблагоприятных условиях, при слабой государственной поддержке, недостаточной правовой защите, чрезмерно высоких налогах и дорогих кредитах, отсутствии ясной и целенаправленной промышленной политики. Эффективной деятельности МП мешают бюрократизм и взяточничество многих чиновников, а также рэкет, незавершенность процесса формирования многообразия форм хозяйствования. Указанные недостатки усиливаются размытостью прав собственности, несовершенством законов, нормативов и правовых актов, регулирующих предпринимательство в России.
Кризисные явления осени 1998 г. нанесли серьезный урон развитию малого бизнеса, его рыночным позициям, по существу, отодвинув этот сектор хозяйствования к рубежам 4—5-летней давности. Кризис также показал, что, хотя реформы формально создали сектор малого предпринимательства, тем не менее государством пока не обеспечены достаточные условия для его стабильного функционирования и высокой хозяйственной и социальной результативности. Прежде всего кризис обусловил чисто количественное сужение малого бизнеса: по некоторым оценкам, в ходе кризиса ушли с рынка от 30 до 50% всех российских МП, вынужденных временно свернуть или полностью прекратить свою хозяйственную деятельность. Только треть МП специализируется на выпуске промышленной продукции и выполнении строительных работ, остальные же функционируют в сфере торговли, общественного питания, посреднических, рекламных, аудиторских и других услуг.
Российский малый бизнес имеет следующую структуру. В промышленности действуют 15—16% общего числа российских МП. Здесь работает 22—23% среднесписочного числа занятых, производится 21—23% общего объема продукции. Более развит малый бизнес в строительстве, где функционирует 16—17% общего числа малых предприятий, сосредоточено 24% среднесписочного числа занятых. В общем объеме произведенной в стране строительной продукции на малый бизнес приходится около 23%.
Источник: infopedia.su
Государственное регулирование и система поддержки малого и среднего бизнеса
1. Тема: Государственное регулирование и система поддержки малого и среднего бизнеса
2. 1. Роль и функции государства в регулировании малого и среднего предпринимательства
В области регулирования предпринимательства государство
выполняет следующие функции:
• — законодательное обеспечение формирования субъектов
предпринимательства;
• — создание единых правил игры;
• — поддержание конкурентной среды;
• — создание условий для устойчивого увеличения предложения
товаров и услуг высокого качества, производимых на
инновационной основе;
• — стимулирование и непосредственное формирование спроса
на инновационную продукцию;
• — формирование и совершенствование организационной и
рыночной инфраструктур предпринимательства;
• — обеспечение социальной ориентации процесса развития
системы малого предпринимательства.
3. 2. Методы государственного регулирования малого и среднего предпринимательства
• Государственное управление — это
целенаправленное организующерегулирующее воздействие государства
(через систему его органов и должностных
лиц) на общественные процессы,
отношения и деятельность людей с
помощью различных методов и средств
регулирования.
4. Методы государственного регулирования:
• — прямого воздействия основаны не на
самостоятельном выборе субъектов
экономической системы, а на предписаниях
государства;
• — косвенного воздействия создают
предпосылки для самостоятельного выбора
субъектами экономических отношений
предпочтительных вариантов развития,
соответствующих целям экономической
политики.
5. Факторы влияния государства на систему малого предпринимательства :
• 1) политические
• 2) правовые
• 3) экономические
6. Система управления рыночной экономикой
Управление в условиях рынка
Рыночное
самоуправление
Механизм рынка: спрос
и предложение
Самоуправление
собственника
Самоуправление
предпринимателя
Профессиональное
руководство лидера
Самоуправление трудового
коллектива
Государственное
регулирование
7. Система государственного регулирования
Государственное
регулирование
Прямое
Социальное
Косвенное
Правовое
Регулирование занятости
населения,
социальных гарантий
и нормативов
Экономическое
Регулирование трудовых
отношений, отношений
собственности, экономических
споров и т.д.
Регулирование налоговое,
кредитно-денежное,
валютное, таможенное
8. 3. Понятие системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства
• Система поддержки малого и среднего
предпринимательства — это совокупность
государственных, негосударственных,
общественных и коммерческих организаций,
осуществляющих регулирование деятельности
предприятий, оказывающих образовательные,
консалтинговые и другие услуги, необходимые
для развития бизнеса и обеспечивающие среду и
условия для производства товаров и услуг.
9. Система поддержки малого предпринимательства предполагает:
• развитие инфраструктуры — создание специализированных
объектов инфраструктуры в муниципальных образованиях;
• информационное обеспечение — создание баз данных для
малых предприятий, а также муниципальных звеньев
системы информационного обмена для субъектов малого
предпринимательства; разработку системы доступа к
информации субъектов малого предпринимательства, в том
числе через средства массовой информации;
• обучение кадров — создание специализированных программ
для обучения социально незащищенных слоев населения,
начинающих предпринимателей в депрессивных районах и
сельской местности; создание современного методического
обеспечения подготовки кадров для сферы малого
предпринимательства;
• выставочно-ярмарочную деятельность, проведение
конференций, конкурсов, съездов и других массовых
мероприятий.
10. Основные цели государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства :
• развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях
формирования конкурентной среды в экономике РФ;
• обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и
среднего предпринимательства;
• обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и сред- него
предпринимательства;
• оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в
продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов
интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки
иностранных государств;
• увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства;
• обеспечение занятости населения и развитие самозанятости;
• увеличение доли производимых субъектами малого и среднего
предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового
внутреннего продукта;
• повышение доли уплаченных субъектами малого и среднего
предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального
бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных
бюджетов.
11. Функций системы поддержки:
• исследование и актуализация нормативноправовой базы;
• осуществление ресурсной поддержки;
координация и мотивация деятельности
органов поддержки малого
предпринимательства;
• содействие трансферу технологий;
• защита интересов предпринимателей.
12.
Основными формами поддержки субъектов
малого и среднего предпринимательства
являются:
— финансовая,
— имущественная,
— информационная,
— консультационная,
— поддержка в области подготовки, переподготовки
и повышения квалификации работников,
— поддержка в области инноваций и
промышленного производства,
— ремесленничества,
— внешнеэкономической и сельскохозяйственной
деятельности.
Источник: ppt-online.org