Государственные методы регулирования бизнеса

Одним из инструментов государственной финансовой поддержки малого и среднего бизнеса является система фондов (Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, 75 государственных региональных и более 170 муниципальных фондов).

В 2012 году расходы федерального бюджета на реализацию программы поддержки предпринимательства составят 24 млрд. рублей, в том числе:

16 млрд. рублей — субсидии регионам по линии Минэкономразвития России, включая 2 млрд. рублей на поддержку инноваций, 2 млрд. рублей на моногорода и 1 млрд. руб. на Северный Кавказ;

1 млрд. рублей — Фонд содействия развитию предприятий в научно-технической сфере целевым образом на программу поддержку компаний, созданных высшими учебными заведениями;

2 млрд. рублей — квота в программе Минпромторга на поддержку экспорта;

5 млрд. рублей — квота в Фонде ЖКХ для размещения заказа среди малых компаний. При этом в бюджетах регионов расходы на поддержку малого и среднего предпринимательства остались на уровне 2010 года.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности

Поданы заявки от всех регионов на сумму свыше 24 млрд. рублей.

Задача увеличения финансовых активов всей системы фондов может войти в число государственных мер при реализации финансово-кредитной поддержки малого и среднего бизнеса на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Задачи системы фондов логически следуют из определенных Законом РФ №88 «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» основных функций государственных и муниципальных фондов.

Значительный интерес с точки зрения изучения и распространения положительного опыта представляет Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.

Правительством России установлено, что в Фонд ежегодно направляются 1,5% средств федерального бюджета, выделяемых на гражданскую науку (311 млн. рублей). Дополнительными (внебюджетными) источниками средств Фонда являются: возвратные средства от ранее профинансированных проектов (45 млн. рублей), целевые взносы предприятий (8 млн. рублей), привлеченные средства международных программ (10 млн. рублей). Фонд поддерживает проекты НИОКР малых инновационных предприятий, если доля средств Фонда в проекте не превышает 50%.

Представительства Фонда активно работают в 25 регионах Российской Федерации.

Около 15,0% средств Фонда направляется на создание и поддержание сети инновационно-технологических центров (в России создано около 30 ИТЦ с общей площадью 100 тыс. кв. метров, предоставленной для размещения на льготных условиях сотням малых предприятий), развитие инфраструктуры трансферта технологий, вовлечение студенчества и молодых ученых РАН и университетов в инновационное предпринимательство, поддержку участия компаний в выставках, семинарах, подготовку менеджеров.

Поддержанные Фондом предприятия освоили в производстве свыше 1000 запатентованных изобретений, выпустили на их основе продукции на десятки миллиардов рублей. Налоговые отчисления этих предприятий государству в 2,4 раза превысили сумму полученных ими бюджетных средств, стоимость их основных фондов увеличилась в 11,3 раза, а выработка на одного работающего в 12,7 раза (в компаниях по информационным технологиям достигла 1,5 млн. рублей), на фирмах созданы тысячи новых рабочих мест.

Государственное регулирование экономики // Наталья Смирнова

Создание благоприятных условий для развития системы микрофинансирования малого и среднего бизнеса связано с необходимостью совершенствования законодательства в части:

· закрепления возможности участия юридических лиц в кредитных кооперативах;

· разрешения страхования финансовых рисков в обществах взаимного кредитования;

· законодательного закрепления возможности создания многоуровневой системы небанковских микрофинансовых организаций.

· необходимо принять федеральный закон «О микрофинансовой деятельности», направленный на установление цивилизованных принципов деятельности внебанковского кредитования малых (в первую очередь начинающих компаний).

Заключение

Существующая правовая система России все еще не может обеспечить защиту прав и интересов предпринимателей. Официальное право оказалось оторванным от реальных процессов, происходящих в социально-экономической жизни России. Именно поэтому большая часть экономической, в том числе предпринимательской деятельности, осуществляется за ее пределами. «Вакуум права», отсутствие эффективных правовых норм, поддерживающих современные социально-экономические процессы, с одной стороны, приводят к правовому нигилизму, недоверию людей к государству вообще.

Для обоснованного определения направлений первоочередного внимания государства к предпринимательству следует обратиться к принципам предпринимательской деятельности. Отталкиваясь от их сути, можно выделить следующие направления приоритетного приложения усилий:

. стимулирование развития передовых технологий, обеспечивающих конкурентный уровень средств и технологий производства, (включая интеллектуальные управленческие технологии) с целью повышения интенсивности, качества и, в целом, эффективности производственного процесса;

. развитие соответствующих образовательных и обучающих программ, программ информационной и консультационной поддержки;

. развитие конкурентной среды, стимулирующей процессы своевременного запуска процедур санации и банкротства с целью освобождения «места под солнцем» для более эффективных предприятий (т.е. обеспечение необходимых условий для более эффективного разделения труда «по горизонтали» (следствие принципа 2);

. развитие взаимовыгодных и хорошо согласованных отношений между различными уровнями по вертикали (город / район, регион, центр), стимулирующих их взаимно эффективное партнерство в области создания нормативно-правовой базы, исключающей противоречия и разрывы на различных уровнях — для более эффективного разделения труда «по вертикали»;

. развитие комплекса внешних инфраструктурных условий (как физических, так и не физических — политических, правовых, экономических, социальных, культурных, технологических)

Развитие нижеизложенных аспектов позволит государству наиболее эффективно регулировать предпринимательство и создаст оптимальные условия для его развития в России.

Читайте также:  Запрашивают код Ватсап бизнес

. Формирование инфраструктуры развития предпринимательства;

. Нормативно — правовое обеспечение предпринимательства;

. Развитие прогрессивных финансовых технологий;

. Научно — методическое и кадровое обеспечение предпринимательства (организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий), взаимодействие со средствами массовой информации и пропаганда предпринимательской деятельности;

. Создание льготных условий использования субъектами предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок новых технологий;

. Установление упрощенного порядка регистрации субъектов предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;

. Международное сотрудничество в сфере предпринимательства — поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;

В рамках работы были рассмотрены теоретические подходы к вопросам государственного регулирования предпринимательской деятельности, обоснована необходимость государственного воздействия на экономику и предпринимательство, выделены основные направления и формы государственного регулирования предпринимательской деятельности.

Таким образом, разрабатывая комплексные меры по поддержке малого и среднего бизнеса (льготное налогообложение, кредитные преференции, формы и способы обеспечения его материальными ресурсами, разработка и принятие законов об инвестициях, о Земле, о кооперации, о Банках, новый специальный раздел Налогового кодекса по налогообложению субъектов малого предпринимательства, правовых программ борьбы с криминальными структурами и др.), государственные органы должны учитывать сложившиеся к настоящему времени социальное положение в малом и среднем бизнеса, интересы занятых в нем работников, степень их приверженности к рыночным отношениям, характер ожидаемых ими перемен, предполагаемые перспективы.

Только в этом случае государственная поддержка малого и среднего предпринимательства окажется эффективной, будет способствовать его дальнейшему становлению и развитию в интересах экономики всей страны, а не отдельных хозяйственных групп и структур.

Источник: infopedia.su

МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

В данной статье рассматриваются методы государственного регулирования предпринимательской деятельности и их эффективность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Карцева Э.А.

АСПЕКТ ДОБРОСОВЕСТНОСТИ ПРИ ТАМОЖЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ РОССИИ — УЧАСТНИКОВ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Некоторые подходы к определению сфер предпринимательской деятельности с избыточным и недостаточным государственным регулированием

Эволюция системы контрольно-надзорных мероприятий в торговле

Налоговый контроль в формирующейся единой системе государственного и муниципального контроля (надзора) в Российской Федерации

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF STATE REGULATION OF ENTREPRENEURIAL ACTIVITIES

This article examines the methods of state regulation of entrepreneurial activity and their effectiveness

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ И МЕНЕДЖМЕНТ

(ECONOMIC SCIENCE

• государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

• лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности;

• выдача предписаний антимонопольным органом и т. д.

Косвенные методы — экономические средства воздействия на предпринимательские отношения с помощью создания условий, влияющих на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов. К ним относятся:

• прогнозирование и планирование;

• предоставление налоговых льгот;

• государственный (муниципальный) заказ и др.

Так же на мой взгляд стоит немного углубиться в проводимую политику государства в сфере контроля налогообложения. На текущий момент ФНС ведет активную борьбу с пресечением неуплаты налогов. Самый яркий пример — это применение АСК НДС-3, этот программный комплекс позволяет находить разрывы по НДС в цепочке поставщиков. Помимо автоматических систем ФНС ведет активную работу с юридическими лицами, от малого до крупного бизнеса. Сюда можно отнести всевозможные хартии, которые рекомендуют, или даже

описывают правило введения бизнес-процессов, например хартия АПК. А также ряд других программ и направлений, направленных на «обеление» рынков, с целью увеличения собираемости налогов. Данный метод, со слов налоговой, направлен на обеспечение здоровой конкуренции внутри рынка страны.

Стоит также отметить, что государство оказывает поддержку малому и среднему бизнесу. Так, например принят ряд законопроектов, уменьшающих количество разных проверок для бизнеса. А сейчас, государством введен запрет на проведение плановых и внеплановых проверок субъектов малого и среднего предпринимательства до конца 2020 года в условиях пандемии, но уже сейчас на сайте МинФина появилась информация о продлении моратория до конца 2021 года. Кроме того, обсуждаются изменения в более чем 100 действующих документов, включая законы о лицензировании отдельных видов деятельности. Предполагается, что процедура лицензирования будет упрощена, сроки выдачи лицензии сокращены, а также будет введен механизм частичного приостановления действия лицензии.

Ведется работа по разработке новых и актуализации старых ГОСТов, СНиПов, ТУ, и др. нормативно-правовых актов, регламентирующих ту или иную сферу.

Плюс, существуют ряд программ поддержки малого и среднего бизнеса, как гранты на открытие бизнеса, поддержка по кредитам, кредиты по специальным ставкам, субсидии, скидки на лизинг, займы по сниженным ставкам, льготы на аренду, обучение и консультирование.

Читайте также:  Налог на игорный бизнес относится к налогам прямым или косвенным

Резюмируя все выше сказанное: с одной стороны, государство ведет активную борьбу с неуплатой юридическими лицами налогов в бюджетную казну. Многим это может показаться жестким, или даже неправильным, но на мой взгляд, если все игроки на рынке будут в равных условиях, не рыночная ли это экономика, к которой мы так стремимся? А с другой стороны, с каждым годом увеличивается количество программ поддержки малому и среднему

бизнесу. Конечно, если говорить об их эффективности, то пока что — это твердая тройка, но направление взято правильное.

Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 13.07.2020) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» ст.2, 8с.

student of the Department of Economics and Organization Management

Voronezh State University (Russia, Voronezh)

METHODS OF STATE REGULATION OF ENTREPRENEURIAL ACTIVITIES

Abstract: this article examines the methods of state regulation of entrepreneurial activity and their effectiveness.

Keywords: state, state regulation, entrepreneurship, entrepreneurial activity.

Источник: cyberleninka.ru

Методы государственного регулирования предпринимательства

Государственное регулирование — система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, направленных на достижение намеченных целей осуществляемых органами государственного управления.

Необходимость государственного регулирования экономической жизни общества ни у кого не вызывает возражений. Тем не менее, объем, формы, направления (цели) и методы государственного регулирования предпринимательской деятельности относятся к числу тех проблем экономической теории, вокруг которых вот уже более двух столетий не стихают споры.

В современных условиях происходит усиление государственного регулирования и содействия развитию предпринимательства, меняются организационные формы взаимодействия государственных органов с субъектами частного бизнеса, происходят существенные сдвиги в целях, механизме, аппарате управления, в сочетании государственного и рыночного механизмов регулирования.

Целью государственного регулирования предпринимательской деятельности является создание определенных условий, обеспечивающих нормальное функционирование экономики в целом и стабильное участие предпринимателей страны в международном разделении труда и получение от этого оптимальных выгод.

Суть государственного регулирования предпринимательства состоит в выполнении государством определенных видов деятельности для достижения конкретных целей, направленных на обеспечение эффективности предпринимательской деятельности в рыночных условиях хозяйствования с применением мер и средств, составляющих его экономический механизм.

Государственное регулирование предпринимательства преследует как глобальные, так и конкретные цели.

К глобальным целям можно отнести следующие:

· создание условий, обеспечивающих стабильное развитие экономики и нормальное функционирование на этой основе предпринимательства;

· создание целесообразных правовых и экономических условий для функционирования сельского хозяйства и частного предпринимательства;

· осуществление контроля над соблюдением правовых норм и законодательства субъектами рыночных отношений;

· обеспечение условий для стабильного участия предпринимателей своей страны в мирохозяйственных связях и получение от этого оптимальных выгод.

Реализация глобальных целей государственного регулирования предпринимательства осуществляется путем постановки и решения конкретных целей и задач.

Конкретные цели и задачи можно систематизировать по различным критериям.

Обеспечение организационно-правовых основ предпринимательской деятельности предполагает:

1. Правовое обеспечение предпринимательской деятельности;

2. Обеспечение экономической и правовой защиты предпринимателя;

3. Обеспечение защиты прав потребителей.

Создание и обеспечение правовых условий функционирования рыночного механизма хозяйствования и условий свободного предпринимательства предполагает:

1. Создание благоприятных условий функционирования всех рыночных механизмов;

2. Регулирование межфирменных рыночных отношений;

3. Ослабление прямых форм вмешательства и бюрократического контроля за деятельностью предприятий.

Установление и обеспечение соблюдения рыночных правил и этико-правовых норм предпринимательства предполагает:

1. Разработку, принятие и обеспечение соблюдения этико-правовых норм предпринимательства;

2. Обеспечение добросовестного соблюдения предпринимателями норм торговой практики.

Обеспечение повышения эффективности производства хозяйствующими субъектами предполагает:

1. Оптимизацию структуры производства;

2. Обеспечение рационального размещения производства;

3. Интенсификацию производства: развитие наиболее выгодного доступа к ресурсам; создание благоприятного инвестиционного климата; привлечение иностранных инвестиций; реализацию ускоренной политики ускоренной амортизации капитала;

4. Содействие повышению конкурентоспособности продукции местных производителей.

Обеспечение развития предпринимательской инфраструктуры: работа транспорта и контроль за тарифами; система коммуникаций и связи; регулирование страховой деятельности.

Оказание содействия предпринимателям в их хозяйственной деятельности предполагает оказание:

1. Организационного и финансового содействия предпринимателям малого бизнеса;

2. Содействия в развитии промышленного и научно-технического международного сотрудничества;

3. Содействия экспортерам в повышении конкурентоспособности их продукции на внешнем рынке;

4. Создание условий поддержки предпринимательства путем организации научных и учебных центров, инновационных и страховых фондов, предоставления информационных и консультационных услуг.

Обеспечение социально-экономических основ предпринимательства предполагает:

1. Разработку норм трудового законодательства и контроль за их соблюдением: обеспечение справедливых основ частного найма и оплаты труда; обеспечение максимальной занятости населения, увеличение числа рабочих мест;

2. Решение важнейших социально-экономических проблем: создание рынка труда и безопасности; обеспечение образования и профессионального обучения; реализация политики охраны окружающей среды [6].

К основным, то есть приоритетным, сферам государственного регулирования специалисты относят: антимонопольное законодательство, валютные ограничения, регулирование тарифов и цен, патентное законодательство, защиту прав потребителей, государственные контракты, государственное содействие частному предпринимательству [4].

Читайте также:  Зная английский открыть бизнес

Регулирование все более направлено на повышение эффективности производства. Акцент в нем переносится с регулирования спроса на регулирование предложения. Существенные изменения произошли и в механизме регулирования. Важнейшей формой государственного регулирования предпринимательской деятельности стало включение в программы долгосрочного развития экономики основных направлений структурной перестройки промышленности с ориентацией на экспортную специализацию.

Методы государственного регулирования предпринимательства

Методы государственного регулирования предпринимательства, связанные с ориентацией на рыночный механизм, могут быть прямыми косвенными.

Прямой (административный) метод предполагает вмешательство в функционирование рыночного механизма, в частности, в процессы ценообразования, политику доходов: замораживание или допуск в определенных размерах роста цен и заработной платы; ограничение изменений показателей в кредитно-денежной системе, использование квот и др.

Косвенный (экономический) метод предполагает осуществление косвенного воздействия на рыночные условия. Это косвенные мероприятия финансовой и кредитно-денежной политики, налоги, субсидии, стимулирование экспорта, валютные меры[4].

Разграничение прямых и косвенных методов довольно условно (Приложение А). Любой экономический регулятор несет в себе элементы администрирования.

К числу административных методов относятся:

· установление контроля над монопольными рынками, в том числе естественными монополиями;

· обеспечение экономической безопасности путем запрещения использования экономически вредных технологий;

· разработка стандартов, контроль за их соблюдением участниками экономической системы;

· защита национальных интересов в системе мирохозяйственных связей путем лицензирования импорта, установления государственного контроля над импортом капитала.

К числу экономических методов относятся:

Денежная политика. В связи с важнейшим значением цен как инструмента формирования рынка государство оказывает влияние на их образование и применение, используя различные методы воздействия. Оно определяет порядок установления и применения цен и контролирует его соблюдение. В предусмотренных законом случаях государственные органы прямо воздействуют на цены путем установления предельного их размера, либо предельного уровня рентабельности, учреждения фиксированных цен [5, С.138]. Цель денежной политики противостояние инфляции: регулирования инвестиционного процесса путем изменения процентных ставок, занятости, движения курса акций через регулирование процентных ставок.

Инструментами денежной политики являются: норма обязательных резервов, ставка межбанковского кредита, операции центрального банка на рынке ценных бумаг.

Налоговая система как метод государственного регулирования предпринимательства имеет две противоположные цели: с одной стороны, она должна стимулировать развитие предпринимательства, с другой — обеспечить необходимый доход государственного бюджета [5, С.148].

Таким образом, налоговая политика используется для: эффективного стимулирования экономического роста; перераспределения доходов; предоставления налоговых льгот малому бизнесу, вновь создаваемым предприятиям; распределения государственных расходов; управления государственным долгом.

В мировой практике сложились различные варианты налогообложения бизнеса. Возможен всеобъемлющий подоходный налог на все виды дохода, при котором облагаемый доход практически тождественен реальному экономическому доходу. Этот вариант обеспечивает широкую налоговую базу, является справедливым и нейтральным. Однако обложение налогом всего дохода имеет смысл только в том случае, если в стране отсутствует инфляция или делается поправка на инфляцию.

Более простой вариант налогообложения бизнеса — номинальный подоходный налог, так же опирающийся на достаточно широкую экономическую базу. В этом случае не используются льготное налогообложение амортизации и другие налоговые скидки и в то же время отсутствует инфляционная поддержка, в связи с чем в условиях инфляции такая система приводит к неравенству налогоплательщиков.

В настоящее время используется система, при которой правительство определяет ряд направлений предпринимательской деятельности, которые получают налоговые льготы: льготные ставки налогообложения, скидки на инвестиции [5, С.147].

Внешнеэкономическая политика направлена на:

· регулирование импорта путем проведения гибкой таможенно-тарифной политики:

· регулирование иностранных инвестиций;

· регулирование платежного баланса страны.

Для современного этапа характерна тенденция к унификации форм и методов государственного регулирования в развитых странах, где происходит много общих и сходных процессов. Характеризуя государственное регулирование экономики в современных условиях, прежде всего, необходимо отметить, что центр тяжести в этом регулировании переместился к активному участию государства в организационно-хозяйственном регулировании производства.

Существенные изменения произошли и в механизме регулирования. Важнейшей формой государственного регулирования предпринимательской деятельности стало включение в программы долгосрочного развития экономики.

Государственная политика регулирования экономики направлена на всестороннее обслуживание потребностей предпринимателей и, в частности, по административному надзору и нормативному регулированию. Сейчас нормативное регулирование распространилось на новые области, такие как: безопасность продукции, разработка и внедрение унифицированных национальных стандартов качества.

Важным направлением государственного регулирования стала патентная политика государства. Она сводится к ограничению срока жизни патента и осуществлению принудительного лицензирования новых патентов.

Инструментом финансового регулирования предпринимательской деятельности является и предоставление прямых кредитов и субсидий, в первую очередь на обновление и совершенствование производственного аппарата компании за счет государственных средств. Эти средства применяются, если частный бизнес не в состоянии самостоятельно вывести, то или иное звено национального производства из полосы затруднения.

Источник: megalektsii.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин