Государственные методы управления бизнесом

Государственное управление осуществляется с помощью разнообразных методов. Они обеспечивают реализацию функций и достижение целей государственного управления.

Под методами (от греч. methodos – путь исследования, теория, учение) государственного управления понимаются приемы, способы реализации управленческой деятельности. С помощью методов, осуществляется определенное воздействие субъектов управления на процессы общественного и государственного развития, на деятельность государственных структур и конкретных должностных лиц.

Разнообразная деятельность органов государственного управления предполагает использование различных методов управления, которые можно классифицировать по самым различным критериям. Можно выделить общенаучные и специальные методы, прямые и косвенные, административно-распо- рядительные, экономические, социально-психологические и т.д.

Административно-распорядительные методы– это способы прямого, непосредственного воздействия на поведение объекта управления. Они базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и предупреждения, носят обязательных характер и оформляются в виде законодательных актов, распоряжений, постановлений и т.д. К ним можно отнести распределение централизованных инвестиций или иных контролируемых государством ресурсов, лицензирование отдельных видов деятельности, квотирование экспорта, импорта и т.д. Например, когда власти заинтересованы в прекращении определенного вида деятельности, они могут прекратить выдачу лицензий и, напротив, для расширения той или иной деятельности разрешить ее ведение. К мерам принуждения относятся правила, условия, соблюдение которых обязательно для хозяйствующих субъектов (определенные условия охраны труда, установление очистных сооружений и т.д.).

Лекция 14: Экономические методы управления

Административно-распорядительные методы государственного управления достаточно эффективны в сфере контроля над монопольными рынками, в области экологии, в разработке национальной системы стандартизации и сертификации, в определении и поддержании минимально допустимых параметров жизни населения. Однако, следует отметить, что в развитых странах с рыночной экономикой масштабы применения административно-распорядительных методов достаточно ограничены, но в критических ситуациях (военные действия, кризисные явления в экономике, стихийные бедствия) их роль существенно возрастает.

Экономические методы– это комплекс материальных средств, рычагов, воздействия органов государственной власти на объект управления. Они воздействуют на интересы объектов регулирования косвенно: через хозяйственное законодательство, финансовую, денежную, кредитную политику. При этом отсутствует прямое принуждение или поощрение.

Объект управления свободен в выборе вариантов действия при условии, что они не противоречат действующему законодательству. То есть, они призваны создать такие условия, чтобы объекту управления было выгодно действовать так, как того желает государство. Такими методами является налоговая, бюджетная, финансовая политика, материальное стимулирование, применение финансовых санкций, предоставление дотаций регионам, санация предприятий и т.д. Например, государство снижает налоги на производство детских товаров, стимулируя его рост, или устанавливает повышенные стипендии для студентов-отличников, заботясь о качестве образования. При этом важно, чтобы экономические методы применялись гибко и не являлись тормозом в реализации целей и функций государственного управления.

Новые методы управления в практике бизнеса

Социально-психологические методы– это способы социально-психологического воздействия на управляемых для достижения соответствующих целей. Это такие средства воздействия, как:

  • политическая агитация, пропаганда;
  • разъяснение позиции государства, его политики, правовых актов с использованием СМИ;
  • личные встречи руководителей государства с трудовыми коллективами;
  • различные виды индивидуального поощрения, продвижения по службе и т.д.;
  • нравственное осуждение, имеющее зачастую большее воздействие, нежели административное, или иное наказание.

Источник: studfile.net

Тема 9. Государственное управление предпринимательской деятельностью

1. Методы государственного управления предпринимательской деятельностью.

2. Приватизация и демонополизация в системе государственного управления предпринимательской деятельностью.

1. Методы государственного управления предпринимательской деятельностью.

Предпринимательство – инициативная, самостоятельная хозяйственная деятельность людей, направленная на получение дохода за счет организации и использования экономических ресурсов.

Государственное управление предпринимательской деятельностью – влияние государства на условия деятельности предпринимательских структур, с целью обеспечения стабильности экономического развития страны. Подобное влияние осуществляется при помощи:

1. Правовые, включающие в себя:

а) создание системы законодательных актов, регламентирующих условия создания и функционирования предпринимательских структур (законы Украины «О собственности», «О предпринимательстве», «О предприятии», принятые в 1991 г. и т.п.);

б) предоставление определенных гарантий со стороны государства предпринимательской деятельности, в частности:

· гарантирование равных прав и возможностей для доступа к материальным, финансовым, трудовым, информационным, природным и другим ресурсам;

· гарантирование неприкосновенности имущества и защиты прав собственности предпринимателей. Изъятие государством у предпринимателя его имущества не допускается, за исключением особых случаев, предусмотренных законодательством (по решению суда, в чрезвычайных ситуациях и т.п.);

· гарантирование возмещения убытков, причиненных предпринимателю гражданами, юридическими лицами и государственными органами и т.п.

в) обеспечение свободы конкуренции, защита экономических субъектов от проявлений недобросовестной конкуренции и монополизма в любых сферах предпринимательской деятельности;

г) формирование предпринимательских структур при помощи государственной программы приватизации;

д) введение системы лицензирования на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности;

е) формирование системы сертификации и стандартизации продукции и т.п.

2. Экономические методы, среди которых:

а) регулирование предпринимательской деятельности при помощи налоговой и кредитно-денежной политики, в т.ч. используя льготное налогообложение и кредитование;

Читайте также:  Что такое бизнес рум

б) методы ценовой политики, включая практику фиксированных цен и тарифов на отдельные товары и услуги, лимитное ценообразование (установление верхней и нижней границы цен);

в) использование дотаций на отдельные социально-значимые товары и услуги;

г) предоставление бюджетной финансовой помощи;

д) введение системы банкротства и санации (система мероприятий, направленная на предотвращение банкротства предприятия) предприятий;

д) разработка и реализация государственных и региональных программ, по поддержке предпринимательства;

е) заключение договоров на поставку товаров для государственных нужд;

ж) применение различного рода штрафов, санкций и т.п.

Особое место в системе государственного регулирования предпринимательской деятельности занимает практика поддержки малого бизнеса. Формы поддержки малого бизнеса.

1. Законодательное закрепление упрощенной процедуры регистрации малых предприятий, ведения ими финансовой и иной отчетности.

2. Предоставление льготного режима налогообложения (меньшая ставка налога на прибыль, фиксированный, единый налог).

3. Финансовая поддержка через специальные фонды, часть средств которых формируется за счет государственных источников. (В Украине такими фондами являются: Украинский фонд поддержки предпринимательства, Государственный Инновационный фонд, Украинский фонд поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств, а также около 30 региональных фондов поддержки предпринимательсва).

4. Создание «бизнес-инкубаторов» — организаций, призванных содействовать начинающим предпринимателям (бесплатное консультирование, обучение, помощь в аренде помещений и т.п.).

2. Приватизация и демонополизация в системе государственного управления предпринимательской деятельностью.

В силу специфических условий формирования в нашей стране рыночной экономики особое место в системе государственного регулирования предпринимательства занимает приватизация – переход государственной собственности в частные формы.

Законодательное обеспечение данного процесса в нашей стране осуществляют, принятые в 1992 г. законы Украины «О приватизации имущества государственных предприятий», «О приватизационных бумагах» и т.п., а также, утверждаемые ежегодно Верховным Советом Украины «Государственные программы приватизации на …. год».

Основные способы приватизации.

1. Выкуп объектов малой приватизации обществом покупателей, созданного работниками данного предприятия.

2. Продажа на аукционе – собственником приватизируемого объекта становится покупатель, предложивший наивысшую цену.

3. Продажа по некоммерческому конкурсу- собственником приватизируемого объекта становится покупатель, предложивший лучшие условия его эксплуатации или, при одинаковых условиях -наивысшую цену.

4. Продажа по коммерческому конкурсу — собственником приватизируемого объекта становится покупатель, который при фиксированных первоначальных условиях приватизации предложил наивысшую цену.

5. Продажа по конкурсу с отсрочкой платежа — собственником приватизируемого объекта становится покупатель, который на конкурсных основаниях приобрел право на данный объект с отсрочкой платежа на три года при условии предварительного внесения 30% его стоимости.

6. Выкуп государственного имущества в соответствии с альтернативным планом приватизации — собственником приватизируемого объекта или его части становится общество покупателей, созданное работниками данного предприятия, в соответствии с разработанным обществом покупателей планом, альтернативным до плана, предложенной комиссией с приватизации.

7. Выкуп имущества, сданного в аренду с выкупом – собственником объекта приватизации становится арендатор в соответствии с договором аренды.

8. Продажа акций открытых акционерных обществ – собственниками акций преобразованных в открытые акционерные общества государственных предприятий становятся покупатели, предложившие наивысшую цену за акцию. (Открытая продажа происходит после льготной продажи акций приватизируемого предприятия – работникам предприятия, руководству и т.п.).

На сегодня бесплатная приватизация (за приватизационные имущественные сертификаты) закончилась и основными способами становятся реализация государственного имущества по коммерческим и некоммерческим конкурсам.

Целью антимонопольной политики государства является эффективный контроль за деятельность существующих монопольных образований и недопущение формирования новых монополистических структур.

Данная цель достигается через постановку и реализацию ряда задач, в частности:

1. Создание правовых основ государственного регулирования монополий. Первые антимонопольные законы были приняты в США в 1890 г. В Украине существует несколько законов, регулирующих монополистические тенденции – «Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности» 1992 г., Закон Украины от 1993 г. «Об Антимонопольном Комитете», Закон Украины от 1996 «О недобросовестной конкуренции», Закон Украины от 2000 г. «Об экономической конкуренции».

2. Формирования системы государственных институтов, отвечающих за реализацию правовых положений антимонопольных законов и наделение их соответствующими полномочиями. В большинстве стран мира таким институтом является министерство юстиции, у нас – Антимонопольный комитет. Последний имеет право отслеживать ситуацию на различных товарных рынках, определять положение предприятия на рынке как монопольное (если доля одного предприятия на рынке определенного товара превышает 35%, трех и менее — 50%, пяти и менее — 70%), налагать штрафные санкции за злоупотребление монопольным положением, давать разрешение на процессы слияния нескольких предприятий, применять решения о принудительном разделе монополистических структур и т.п.

3. Разработки механизмов влияния на существующие монополии и недопущения формирования новых. Основными такими механизмами являются:

а) повышенные ставки налогообложения монопольных прибылей, в случае злоупотребления монополией своего положения на рынке;

б) прямое регулирование цен монополистических структур при помощи установления фиксированных и лимитных цен;

в) реприватизация монополий (перевод в государственную собственность);

Читайте также:  Чем отличается бизнес от премьер

г) штрафные и уголовные санкции;

д) принудительный раздел монополистических структур, если эта мера не приводит к разрыву единого технологического цикла производства (пример, в 1982-83 г.г. принудительное разукрупнение самой крупной телефонной корпорации США –АТТ);

е) запрет на процессы слияния и поглощения, если это может снизить конкурентный уровень в отрасли (особенно картельных соглашений);

ж) получение разрешения на покупку определенного пакета акций предприятия (в Украине Антимонопольный комитет предоставляет такое решение или запрещает покупку, в случае величины пакета акций от 25% и выше);

е) стимулирование конкуренции в отрасли, контролируемой монополией за счет развития малого и среднего бизнеса, либерализации внешнеэкономической деятельности.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

Органы управления экономикой — руководящие органы, формы и методы

Государственное управление экономикой — это управление промышленностью, сельским хозяйством, строительством, транспортом, финансами и некоторыми другими отношениями, смежными с экономикой, в ряде вопросов (например, экология). Основной задачей государственного управления в экономической сфере является обеспечение роста материального производства, продукции.

В конечном счете, это делается для того, чтобы удовлетворить потребности людей, хотя распределение социального продукта между ними и их группами может быть очень разным: Есть богатые и бедные граждане. Процесс управления экономикой предполагает решение многих задач (обеспечение соразмерности экономики, повышение эффективности производства и услуг при меньших затратах и т.д.). Это достигается различными методами, в том числе экономическими (например, создание государством преимуществ для определенных отраслей, что приводит к притоку туда капитала, увеличению производства в этих отраслях) и административными (властными) методами (выдача и отказ в выдаче лицензий, требования к производителям, например, сертификация продукции). Методы власти различны по отношению к подчиненным и неподчиненным объектам управления (предприятиям и т.п.).

В Российской Федерации хозяйственное управление — управление имуществом подразделяется на материальный и функциональный план. На материальном уровне федеральная собственность (предприятия, учреждения, земельные участки, принадлежащие Федерации) находится в ведении федеральных органов, собственность субъектов Российской Федерации — в ведении их органов. Муниципальная собственность (она не является государственной) находится в ведении органов муниципального управления. В функциональном плане управление экономикой связано с профилем деятельности различных федеральных министерств функционального характера (например, Министерства финансов), функциональных департаментов в субъектах Федерации, специализированных управлений администрации в муниципалитетах. Такие департаменты также имеют существенный и функциональный характер (например, департаменты, отвечающие за муниципальные предприятия или муниципальное планирование).

Органы государственного управления в экономике

Высшими федеральными органами государственного управления в сфере экономики в Российской Федерации являются Парламент, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, центральными органами отраслевого управления являются министерства и ведомства (Государственный комитет по рыболовству,

  • такие как федеральные министерства, которым непосредственно подчинены предприятия, другая федеральная собственность.
  • Такие как министерства промышленности, науки и технологий, сельского хозяйства, финансов.

Федеральная служба по финансовой реорганизации и банкротству, Российское агентство по патентам и товарным знакам, Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности и т.д.).

Парламент управляет, прежде всего, постановкой целей. Он определяет общую стратегию экономического развития и устанавливает параметры экономической деятельности на год, принимает годовой государственный бюджет (бюджет доходов и расходов государства) и отчет о его исполнении. Основным видом администрирования является принятие законов (ГК, Земельный, Водный, Налоговый кодексы, законы о разрешении коллективных трудовых споров на предприятиях, о недрах, о животном и растительном мире, о континентальном шельфе и его использовании, о морских экономических зонах и т.д.). Даже законы, не имеющие прямого отношения к экономике, имеют нормы экономического характера (например, ответственность в уголовном праве за кражу или повреждение имущества). Законы, за редкими исключениями, носят общий регулятивный характер, но в то же время вводятся в действие и частные законы.

Многие другие формы парламентской деятельности связаны с экономическими вопросами. Парламентарии заслушивают доклады (в России — информацию) соответствующих министров на пленарных заседаниях и на заседаниях постоянных комиссий и имеют право задавать им вопросы. Парламентские комиссии организуют парламентские слушания, в том числе по экономическим вопросам, с целью привлечения внимания общественности к проблемам общественной значимости, Счетная палата, созданная парламентом, проверяет расходы государственного бюджета и т.д.

Руководящие органы в системе экономического управления

Система экономического управления представляет собой совокупность взаимосвязанных и скоординированных методов и инструментов экономического управления, экономики. Эти методы и инструменты управления используются органами управления (аппаратом управления).

Система управления бизнесом представляет собой иерархическую структуру, разделенную на уровни (Диаграмма 1).

Органы управления экономикой - руководящие органы, формы и методы

Диаграмма 1: Уровни системы управления бизнесом,

Территориальная система управления экономикой является пространственной формой общей системы управления и комплексом мероприятий по контролю за социально-экономическими процессами, происходящими в регионах. В России территориальное управление (территориальный подход) наиболее актуально, так как характеризуется пространственным разнообразием природно-климатических условий и ресурсов, форм хозяйствования, расположением хозяйственных объектов по отношению к функциональности и др. Территориальное управление включает в себя взаимозависимые компоненты:

  • Субъект управления (территориальные органы власти как система исполнительных и законодательных структур);
  • Объект управления — районы, области, муниципалитеты и т.д.
Читайте также:  Гравировка браслетов как бизнес

Условия кризиса предполагают возникновение опасности обострения существующих и появления новых угроз экономической безопасности государства. Экономическая безопасность и благосостояние любого экономического пространства, определяется экономическим положением хозяйствующих субъектов. Региональные и местные власти отвечают за стабилизацию и укрепление экономических позиций в регионах.

Одним из важнейших элементов общей системы управления обществом и государством является управление экономикой. В этом контексте органы управления экономикой представлены как государственные, общественные и социальные. Поскольку экономика представляет собой совокупность отраслей и сфер деятельности, рынков и т.д., то, соответственно, управление экономикой — это управление различными сферами деятельности и отношениями, возникающими в этих сферах. Экономическое управление разделено на два уровня:

  • Микроуровень (в масштабах организации, компании, фирмы, хозяйствующего субъекта);
  • Макроуровень (по шкале состояния).

Власти разделены (схема 2):

Органы управления экономикой - руководящие органы, формы и методы

Рисунок 2: Государственные органы.

Формы и методы экономического управления

Экономика государства состоит из многих составляющих — человеческих ресурсов, технического оборудования, сырьевой базы и др. Вся эта огромная система должна работать синхронно, так как ее эффективное функционирование гарантирует стабильность национальной экономики.

В комплексе инструментов государственного регулирования экономики финансово-кредитные инструменты становятся одними из приоритетных:

  • Фискальная политика;
  • кредитно-денежная политика;
  • Денежная политика; Кредитная политика;
  • Денежно-кредитная политика; Денежно-кредитная политика;
  • амортизационная политика;
  • Таможенная политика.

В экономиках разных стран существует определенное равновесие между различными формами экономического регулирования.

Определенная форма экономического регулирования осуществляется регуляторами (инструментами). В зависимости от типа воздействия на объект различают прямые и косвенные регуляторы.

Прямые регуляторы — это инструменты, которые жестко регулируют поведение всех хозяйствующих субъектов. Они одеваются в виде законов, постановлений, правил, а также в виде решений судебных органов. Косвенные регуляторы предусматривают различные варианты действий и проявляются в мотивационном характере поведения регулируемого объекта, например, материальный интерес или моральное удовлетворение. Это также включает в себя налоговые условия, уровень цен и тарифов, таможенные пошлины и т.д.

Основными методами государственного регулирования экономики являются:

  • Прогнозирование динамики развития национальной экономики;
  • Планирование социально-экономического развития государства;

Важно понимать, что только при разумном разделении прав и обязанностей между верхним и нижним уровнями власти будет обеспечено эффективное функционирование всего механизма.

Органы экономического управления Российской Федерации

Органы управления экономикой:

  • Парламент Российской Федерации;
  • Президент;
  • Правительство Российской Федерации;
  • Министерства и ведомства;
  • Органы субъектов Российской Федерации;
  • Местные органы государственной власти;
  • Органы местного самоуправления.

Парламент Российской Федерации формирует единую стратегическую политику экономического развития государства, утверждает государственный бюджет. Основной формой правления российского парламента является принятие государственных законов, а Счетная палата контролирует расходование средств государственного бюджета.

Президент Российской Федерации решает организационные вопросы, в его полномочия входит издание указов и распоряжений и т.д.

Правительство Российской Федерации утверждает постановления министерств и ведомств, осуществляет общее руководство различными отраслями экономики, участвует в обсуждении законопроектов и дает по ним заключения, готовит и исполняет государственный бюджет.

Можно выделить несколько функций государства, посредством которых оно регулирует экономику на национальном уровне:

  • Законодательная база, в том числе защита прав собственников, предпринимательская деятельность, права потребителей, разработка законов об экономическом регулировании;
  • Контроль над уровнем занятости и инфляцией, т.е. стабилизация экономики;
  • Регулирование платежного баланса, так как является объективным показателем уровня национальной экономики;
  • Внедрение социальных программ по так называемому перераспределению доходов, т.е. сокращению неравенства между классами населения.
  • Перераспределение ресурсов. В этой функции состояния есть два направления:
  • Государственные программы по улучшению состояния окружающей среды (контроль предприятий, производителей, соблюдение законодательства об использовании природных ресурсов и т.д.).
  • Финансирование образовательных программ, профессиональной подготовки, программ бесплатной вакцинации, продовольственных программ и т.д.

Государственное регулирование экономики является очень важным аспектом общей государственной политики.

Министерства и ведомства осуществляют оперативный контроль в соответствующих отраслях экономики в соответствии с функциональными направлениями деятельности или осуществляют межотраслевое регулирование.

Федеральные субъекты федерации (законодательные органы, руководители администраций, правительства), министерства и ведомства действуют в пределах своей компетенции в отношении подведомственных им объектов, осуществляют примерно такое же управление и решают практически те же задачи, что и федеральные структуры.

При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org

Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи

Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей

Telegram и логотип telegram являются товарными знаками корпорации Telegram FZ-LLC.

Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.

Источник: www.evkova.org

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин