Государство и бизнес проблемы взаимодействия

Взаимоотношения государства и малого бизнеса — тема непростая и традиционно вызывающая в среде предпринимателей неоднозначные оценки. С ухудшением ситуации в российской экономике эта тема вновь активно выходит на повестку дня, многие экономисты призывают власть более деликатно взаимодействовать с малым бизнесом, который, по многим оценкам, может быть одним из драйверов роста. Свою точку зрения на проблему взаимоотношений малого бизнеса и государства мы попросили высказать новгородского предпринимателя Игоря Фролова.

Игорь Фролов , 38 лет, предприниматель, основатель и генеральный директор компании Northwestfur . Родился в Красноярском крае, вырос в г. Ленинск Волгоградской области. Образование среднее специальное (ПТУ №38 в Волгограде, специальность «оператор ПЭВМ, программист»). Женат, есть дочка.

Northwestfur производит верхнюю одежду — как для экстремального туризма, так и для повседневной носки. Компания основана в 2008 году в Санкт-Петербурге, в 2015 году переехала в Великий Новгород. В октябре 2015 года на нашем портале вышла большая статья про Игоря Фролова и его компанию.

Игорь Фролов

Я, как представитель малого бизнеса, каждый день слышу о том, что меня постоянно поддерживают. Когда я слышу суммы, которые выделяют на поддержку меня и моих коллег по несчастью, у меня перехватывает дыхание от счастья. Потом я возвращаюсь к работе и начинаю грустить. И вот от чего моя грусть.

Государство содержит кучу народа в разных государственных учреждениях призванных поддерживать и развивать малый бизнес. По факту, чаще всего это работа ради работы; процент тех, кому государство оказало реальную помощь, очень небольшой. Я не раз общался с представителями таких учреждений, это милые и приятные люди, вот только ничего предложить они мне не могли.

Намного эффективнее было бы вместо выделения бюджетов на поддержку малого бизнеса тратить эти деньги таким образом, чтобы просто освободить этот самый малый бизнес от налогов, хотя бы первые пару лет. Эта практика достаточно распространена в мире.

Какой смысл брать копейки с только что начавшего работать предпринимателя, когда можно дать ему вырасти и уже брать высокие налоги с более-менее состоявшегося бизнеса? А вот самому малому бизнесу эти самые копейки как раз очень нужны.

Периодически идеи об освобождении начинающих предпринимателей от налогов звучат из уст чиновников. И, как я понимаю, главная причина, почему они не воплотились в жизнь, — боязнь того, что люди начнут уходить от налогов, постоянно регистрируя новые юрлица. По этому поводу я могу рассказать историю из своего опыта – из той поры, когда я торговал мехом оптом.

Я — как самый «умный» — зарегистрировал ООО, открыл счёт и столкнулся с тем, что мои оптовые покупатели не имеют не только счета в банке, но даже каких-либо простеньких ИП у них тоже нет. На мою просьбу — перечислять деньги на счёт как физические лица -они отвечали, что не хотят «светить» деньги. В результате мне пришлось поставить кассовый аппарат.

И вот ко мне приходят оптовые покупатели, и откровенно ржут надо мной, когда я на этом «калькуляторе» пробиваю им чеки за мех. Аппарат я взял самый простой, поэтому нужные мне суммы не всегда в него помещались, он просто не был предназначен для столь дорогих покупок. И отдельная история, когда я с полными карманами торговой выручки приходил в банк, чтобы внести эти деньги на счёт.

К чему я всё это рассказал? К тому, что те, кто не хочет платить налоги, не будут это делать в любом случае, они уже сейчас, не дожидаясь освобождения малого бизнеса от налогов, себя от них освободили. А от всех ужесточений и контроля страдает как раз законопослушный бизнес. В результате государство — сознательно или нет — ставит легальный бизнес в неравные условия по сравнению с «уклонистами».

И Google, и Apple, и многие другие мировые корпорации тоже когда-то были малым бизнесом; им дали вырасти, и сейчас они платят огромные налоги. Интересно, сколько у нас компаний, которые могли вырасти во что-то серьёзное, если бы им не мешали? Государство получило от них несколько тысяч рублей в качестве налогов, а ведь многие из них сейчас могли бы платить миллионы, если бы начинающий бизнес не угробили.

А вот ещё одна тема, которая крайне меня волнует в последнее время. Как известно, любая коммерческая организация не может жить без бухгалтера, а удовольствие это не дешёвое. Оно в любом случае не дешёвое: нанимаешь плохого и дешёвого бухгалтера — платишь штрафы за косяки в документах; нанимаешь дорогого и хорошего бухгалтера — платишь высокую зарплату или гонорар. Конечная сумма расходов практически одинаковая.

Но почему бухгалтер так дорого стоит? Да, у него много работы, он делает и сдаёт кучу отчетов. Но вот большинство этих отчетов, на самом деле, к работе самой компании никакого отношения не имеет. По хорошему, бухгалтер должен посчитать прибыль, всё задокументировать и рассчитать сумму налога. На практике, бухгалтер — это агент налоговой службы и пенсионного фонда за мой счет.

Читайте также:  Гостиничный бизнес это какая сфера деятельности

За каждого работника надо посчитать его подоходний налог, взносы в Пенсионный фонд и т.д. Мне все это абсолютно не нужно, я в этом не заинтересован вообще. Я должен заплатить работнику, и пусть он сам платит всем, кому должен. Когда человек отдаст больше трети свой зарплаты в виде налогов, он совсем другими глазами будет смотреть на окружающий его мир. У меня некоторые работники с удивлением узнали, сколько я ещё, кроме зарплаты, плачу за них государству.

Если государство не доверяет своим гражданам и всё-таки хочет забрать свои деньги перед тем, как я выплачу им зарплату, пусть эту часть работы бухгалтера и оплачивает. Думаю, это будет справедливо.

На мой взгляд, при найме сотрудника было бы правильно называть сумму зарплаты не только с учётом подоходного налога, но и с учётом всяческих взносов и страховок. Например, сразу говорить работнику, что его зарплата 15 000 рублей, но из них больше 5 000 заберёт государство. Думаю, так будет честно.

Источник: biz360.ru

Государство и бизнес: проблемы и перспективы взаимодействия

Насколько уязвим малый и средний бизнес сегодня и что государство делает для защиты предпринимателей? Рассказывает управляющий партнер Коллегии адвокатов «Барщевский и Партнеры», выпускница СКОЛКОВО MBA Анастасия Расторгуева.

Анастасия Расторгуева

Со стороны государства с бизнесом взаимодействуют органы контроля (налоговая, противопожарная, санитарная службы) и надзора (прокуратура). Неважно, крупный бизнес, средний или малый: схема всегда одна и та же, возможности разные. Малый и средний бизнес более уязвим. Это достаточно больная тема, поскольку проблема давления на малый и средний бизнес посредством проверок существует давно. Сложилась ситуация на местах, когда проверяющие органы приходят и решают свои жизненные проблемы за счет предпринимателей.

Одна из тенденций последних лет — обилие уголовных дел по преступлениям, связанным с предпринимательской деятельностью.

Пример из практики: предприниматель строил коттеджный поселок, грянул кризис, и он не смог выполнить часть обязательств. Недовольные граждане начали требовать свои деньги обратно, произошел кассовый разрыв. Такой ход событий владелец бизнеса не предусмотрел. Возникает вопрос, что это было: мошенничество или неудача?

Бизнесмен пообещал возместить весь ущерб, но нашлись те, кто подключил правоохранительные органы, причем имело место лоббирование интересов. Предпринимателя посадили в СИЗО, большими усилиями удалось заменить меру на домашний арест. В итоге уголовное дело все же прекратили, но человек длительное время был под следствием, обанкротился и потерял бизнес. Итог: ни бизнеса у предпринимателя, ни денег у граждан. Все в ходе банкротства ушло с молотка.

Возбуждение уголовного дела по статье 159 — одна из наиболее популярных мер давления. После кризиса 2014 года и лихорадки на валютном рынке часть предпринимателей потерпели неудачу. В действиях многих из них не наблюдалось злого умысла, но были возбуждены уголовные дела, и люди оказались в СИЗО. Это самый простой путь для следствия, поскольку в таких условиях легче всего добиться признания.

Если это произошло, дело проходит по особому порядку: следователю не нужно собирать доказательства и доказывать вину. Если человек добровольно признается во всем, то, в зависимости от договоренностей, ему дается не больше половины или двух третей срока. Большинство людей соглашаются, поскольку условия в следственном изоляторе гораздо тяжелее, чем в колонии. В итоге предприниматель остается без бизнеса и чуть-чуть «отсидевший». Сложившаяся ситуация — это катастрофа, поскольку 70% подобных дел проходит именно по такой схеме.

Еще один факт: бизнес боится работать с бюджетными деньгами из-за риска «посадки». Во многом поэтому тяжело идут национальные проекты. Наблюдается огромное количество уголовных дел по нецелевому расходованию бюджетных средств, взяткам и так далее. Государство чувствует наличие недостатков в системе и периодически предлагает полезные инициативы. Проблема в том, что рациональные идеи не всегда применяются исполнителями в том виде, в котором к ним поступают.

Что государство делает для защиты бизнеса

Государство видит ситуацию с бизнесом и реагирует, как может: сегодня сложнее просто прийти и начать без повода что-то выискивать. Есть графики плановых проверок, которые размещены на сайте прокуратуры, их можно отслеживать.

Также сейчас принята концепция нового Кодекса об административных правонарушениях (КоАП). Ее ключевая идея заключается в предупреждении и предоставлении времени на исправление ситуации вместо моментального штрафа. Теперь органы контроля должны приходить не наказывать, а сообщать: «У вас есть проблема, исправьте ее».

В налоговой сегодня проходит процесс интеграции Big Data, механизм поступления налогов стал структурированным, автоматизированным и прозрачным — недавно Financial Times назвал российскую систему прогнозирования налоговых поступлений лучшей в мире и самой точной. В этом для предпринимателя, с одной стороны, большой плюс: проверок меньше, правила игры понятны, с другой — любителям схем стало сложнее в них играть и прятать доходы. Если специалисты видят точечный сбой, именно в этом направлении, как правило, идут проверки.

Читайте также:  Платформа uds для бизнеса что это

Это не говорит о том, что нет налоговых споров. Но решения налоговиков стали более обоснованными, поскольку появилось больше данных. Также существует отдельный порядок обжалования решения налоговых органов. Не всегда это делается в судах, иногда достаточно обращения в вышестоящий орган. Факт в том, что любое решение органов власти, в том числе налоговой (если ими затрагиваются чьи-то права и обязанности), можно обжаловать.

Недавно Госдума приняла закон о защите бизнесменов от необоснованных арестов: теперь нельзя отправлять человека в СИЗО, если нет конкретных обстоятельств, объясняющих необходимость самой суровой меры пресечения и недостаточности залога, подписки о невыезде, домашнего ареста, личного поручительства. Более того, если следователь хочет продлить срок содержания обвиняемого, но при этом сам следователь не совершил заявленных действий, на которые брал время (например, допроса свидетелей), в таком случае следует запретить держать человека в следственном изоляторе.

Тем не менее, говорить, что у нас в стране реально независимый суд, не приходится — многие сегодня, чтобы подстраховаться на этапе заключения крупных контрактов, прописывают пункт, что суд будет проходить не в России — указывают в договоре, к примеру, Лондонский арбитраж.

Можно надеяться, что ситуация улучшится с развитием цифровизации: процессы станут прозрачнее, злоупотреблять полномочиями станет сложнее. А пока предпринимателям следует быть максимально подготовленными и не полагаться на допущения, что их это не коснется. Это как со здоровьем: нужно вкладываться в профилактику и быть в контакте со своим терапевтом, иначе потом не спасут большие деньги и самый лучший хирург. Главная рекомендация — найти и беречь своих «терапевтов»: финансиста и юриста, — и не ждать, когда грянет гром.

Советы предпринимателям

Универсальной таблетки и свода правил, которые работают во всех случаях неправомерных действий контролирующих органов, нет. Каждый случай по-своему уникальный. Самый эффективный способ максимально обезопасить себя — вести честную деятельность и сотрудничать с квалифицированными юристами и адвокатами. В таком случае проводить необоснованные действия будет гораздо сложнее. Юристы должны следить за тем, чтобы документы были в порядке, все сделки оформлены верно, налоги оплачены, не было искусственного дробления бизнеса или прочих уловок, которые обязательно всплывут при проверках.

Если говорить об общих рекомендациях, то можно выделить несколько правил, о которых следует знать всем.

  • Если у вас вымогают взятку, постарайтесь зафиксировать максимально четкую формулировку этого требования. Не бойтесь вступить в диалог и задавать наводящие вопросы. Вы можете записывать разговоры с официальными и должностными лицами, не предупреждая их, если при этом не затрагиваются вопросы их частной жизни. Затем нужно обратиться в правоохранительные органы и «устроить передачу взятки» мечеными купюрами.
  • Если совершается преступление, не тратьте время на обдумывание — куда лучше подать заявление. Вы имеете право обратиться в любой правоохранительный орган, например, в полицию, в любое отделение. Там обязаны заявление принять и далее уже передать его в профильное правоохранительное учреждение или в отделение по соответствующей территории (ОВД, следственный комитет и пр.).
  • Всегда внимательно изучайте документы, которые вам предлагают подписать после проверки или при других обстоятельствах. Если нет уверенности в том, что вы подписываете, откажитесь, возьмите паузу, свяжитесь со своим адвокатом, внимательно изучите документ и только тогда принимайте решение.
  • Существует практика, когда правоохранительные органы или налоговая требуют срочно явиться для дачи объяснений. Не поддавайтесь на давление органов, которые силой своего положения пытаются заставить вас быть «здесь и сейчас». Вы сами можете выбирать удобное время, а до этого момента обдумать ситуацию, связаться с адвокатом и разработать тактику действий.

Источник: dzen.ru

ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БИЗНЕСА И ГОСУДАРСТВА

Кандидат экономических наук, доцент Новосибирского государственного педагогического университета.

ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БИЗНЕСА И ГОСУДАРСТВА

Аннотация

В статье указывается на необходимость усиления социальной ответственности бизнеса и предпринимательства и его партнерство с государством и обществом, что диктуется огромной социальной дифференциацией между различными слоями населения России и неспособностью государства самостоятельно справиться с социальными проблемами. Этот процесс обуславливается также необходимостью инновационного развития и встраиванием российского бизнеса в мировую экономику, что требует от него выпуска более конкурентоспособной продукции.

Ключевые слова: предпринимательство, социальная ответственность, нравственность бизнеса, благоприятная предпринимательская среда.

Balashov A. M.

The candidate of economic sciences, the reader GOU VRO, Novosibirsk State Pedagogical University

PROBLEMS OF COOPERATION OF BUSINESS AND THE STATE

Abstract

The necessity of strengthening the social responsibility of business and business undertakings and their partnership with the state and the society what is dictated by huge social differentiation between various levels of population in Russia and inability of the state to cope with social problems independently are underlined in the article. This process is also caused by the necessity of innovative development and embedding of the Russian business into the world economy and it demands to release more competitive production from it.

Читайте также:  Главные финансовые показатели бизнеса

Keywords: business, social responsibility, moral of the business, the favorable enterprise environment.

Переход к инновационной экономике требует не только модернизации народного хозяйства, но и справедливого распределения ресурсов между всеми членами общества. Гарантированный уровень жизни должен быть обеспечен каждому человеку. Тогда как рыночная модель, по которой сегодня идет Россия, не согласуется с продекларированными в Конституции принципами социально ориентированного государства. Поэтому проблемы социальной ответственности бизнеса и его взаимодействие с государством и гражданским обществом приобретают особо актуальное значение.

На Западе вопросам социальной ответственности начали уделять внимание ещё в 1930-е гг. Так, отдельные аспекты социальной ответственности бизнеса были освещены в трудах Ф. Берли и Г. Минза [1]. Их идеи продолжил М. Додд, который полагал, что корпорации должны заботиться не только о своем богатстве, но и об увеличении вклада в благосостояние местного сообщества [2].

Однако, широкие дискуссии о сущности социальной ответственности бизнеса в западной научной среде начались только в 1950-х гг., особенно они активизировались в связи с выходом книги Г. Боуэна «Социальная ответственность бизнесмена» [3]. Впоследствии вышли в свет многие работы по данной тематике. Так, американский ученый русского происхождения И. Ансофф отмечает, что «ничем не ограничиваемое поведение фирмы порождает серьезную социальную несправедливость»[4]. Он подробно останавливается на ответственности фирмы за окружающее сообщество.

В России впервые заговорили о социальной ответственности бизнеса в 2003 г., когда правительство поняло, что средств на социальные мероприятия недостаточно. Сегодня в социальной сфере наблюдается деградация. Требуется новая стратегия формирования социальной политики. Причина включения проблемы социальной ответственности предпринимательства в число приоритетных состоит, с одной стороны, в нехватке ресурсов бюджета, а, с другой стороны, в том, что устойчивое развитие самого предпринимательства неразрывно связано с социальным благополучием и стабильным развитием общества.

Задача государства в этих условиях заключается в том, чтобы устанавливать ключевые параметры ответственной деятельности предпринимательства, заинтересовывать фирмы быть социально ответственными благодаря учреждению стимулов и вознаграждений. Оно также должно стимулировать развитие инициативы населения по обеспечению своего благосостояния. Социальное государство постепенно отказывается от патерналистской роли, ориентируя работоспособных граждан на устранение иждивенчества, но, заботясь о тех, кто не может трудиться. Современный период развития российской социальной политики можно охарактеризовать, как этап продолжения диалога бизнеса, государства и строящегося гражданского общества и начало институционализации его субъектов.

В настоящее время социальная ответственность предпринимательства является неформальным институтом, который складывается как под влиянием государства, так и под воздействием мировых рынков. Однако, на сегодняшний день власть в России пока не создает благоприятную предпринимательскую среду и не воспитывает бизнес в духе национальных традиций благотворительности и ответственности за своих тружеников.

Чиновники больше «вытрясают» из бизнесменов средства, причем подчас на свои нужды. Поэтому многие российские предприниматели стремятся вкладывать средства в западные экономики и там участвуют в социальной ответственности. Социальная ответственность должна быть выгодна предпринимательству. Это необходимо прописать и отработать в законодательстве. Тогда социальная ответственность поможет создать на предприятиях демократическую обстановку, даст возможность самореализоваться личности, позволит соблюдать права и интересы всех сторон, что станут основой полноценного гражданского общества.

Сегодня крупный бизнес в России под давлением власти и мирового опыта стал принимать Кодексы деловой этики, целью которых является повышение эффективности работы компании. Однако, многие положения существуют только на бумаге. Фирмы подчас только делают вид социальной ответственности, а сами выпускают некачественную, а подчас и вредную для населения продукцию, загрязняют окружающую среду.

Анализ сложившейся ситуации показывает, что от того насколько успешно сумеет предпринимательство объединить усилия с государством и общественными организациями в формировании активной стратегии социального развития, во многом будет зависеть возможность создания благоприятной предпринимательской среды в стране, а также повышение благосостояния населения. Если в конце 1990–х гг. коэффициент дифференциации доходов составлял 13-14 раз, то в 2006 г. уже 25,3 раза [5].

И эта пропасть постоянно увеличивается. В то время, как в развитых экономиках коэффициент дифференциации доходов не превышает 6-8 раз. Существенный разрыв в уровне жизни отдельных слоев населения привел к некачественному социальному капиталу и утрате политического единства страны. Поэтому несправедливость эпохи первоначального накопления капитала должна быть отчасти компенсирована благодаря социальной ответственности бизнеса, которая призвана стать инструментом достижения баланса интересов общества, предпринимательства и государства, сформировать климат общественного доверия и социально-политической стабильности.

Литература

  1. Социальная ответственность бизнеса в современных условиях России: теория и практика. Материалы заседания «круглого стола».// Под ред.В.С. Комаровского , Н.А. Волгина.- М., 2005.-250 с.
  2. Dodd E.M. For whom are corporate managers trustees? Harvard Law Review 45 1932.P.1145-1163.
  3. Bowen H.R. Social Responsibilities of the Businessman N.Y.,HarperRow,1953.
  4. Ansoff I.Strategicheskoe upravlenie. -M., 1989.
  5. Kuzyk B.N. Rossiya v tsivilizovannom izmerenii: fundamental’nye osnovy strategii innovatsionnogo razvitiya. — M., 2008.S.386.

Источник: research-journal.org

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин