В статье рассматривается круг вопросов, связанных с подходами, условиями и возникающими практическими проблемами развития предпринимательской деятельности государства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения общественных потребностей. Исследуются масштабы и специфика экономической деятельности государства на рынке государственных и регулируемых закупок. Особое внимание уделено обобщению мирового опыта и практики применения различных новых контрактных форм государственно-частного партнерства как современного направления предпринимательской деятельности государства. Раскрываются пути и даны предложения по развитию института государственно-частного партнерства в сфере общественных закупок в российской экономике.
государственно-частное партнерство, предпринимательская деятельность государства, общественные закупки, контрактная система закупок, закупки юридических лиц с государственным участием, контрактные формы партнерства
Цитировать публикацию:
Смотрицкая И.И. Государство как участник предпринимательской деятельности в сфере общественных закупок // Российское предпринимательство. – 2017. – Том 18. – № 3. – С. 285-294. – doi: 10.18334/rp.18.3.37294
Государство поддержит семейный бизнес
Smotritskaya, I.I. (2017) The state as a member of the entrepreneurial activity in public procurement. Rossiyskoe predprinimatelstvo, 18(3), 285-294. doi: 10.18334/rp.18.3.37294 (in Russian)
Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации — от 1 месяца.
creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241
Доклад о результатах мониторинга применения Федерального закона от 05 апреля 2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в 2015г. Минэкономразвития РФ. Режим доступа http// economy.gov.ru дата обращения: 20.11.2016г
Доклад о результатах мониторинга применения Федерального закона от 17 июля 2011 г. № 223-ФЗ » О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в 2015г. Минэкономразвития РФ. режим доступа http// economy.gov.ru дата обращения: 20.11.2016г
Доклад о результатах мониторинга применения Федерального закона от 05 апреля 2013г. № 44-ФЗ « О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» за 1-3 квартал 2016 г. Минэкономразвития РФ. Режим доступа http// economy.gov.ru дата обращения: 20.11.2016г
4. Завьялов Д.В., Нагалин В.Ю., Завьялова Н.Б. Государственное предпринимательство в национальной экономике // Российское предпринимательство. – 2016. – № 20. – С. 2755–2764. – doi: 10.18334/rp.17.20.36653.
Смотрицкая И.И. Государственно-частное партнерство и развитие контрактных отношений глава в монографии: Государственно-частное партнерство в условиях инновационного развития экономики. / под ред. А.Г. Зельднера, И.И. Смотрицкой. — М.: ИЭ РАН. , 2012. – 83-120 с.
Смотрицкая И.И. Контрактная основа и механизмы регулирования государственно-частного партнерства // Сборник научных статей laquo;Институты и механизмы государственного регулирования экономикиraquo; Научн. ред. Городецкий А.Е., Зельднер А.Г., Козлова С.В. М.:ИЭ РАН. 2012.
Государство погашает кредиты предпринимателей? Новые законы. Защита бизнеса. Анатолий Мальцан
Москва, 2012. – С. 84-95.
7. Смотрицкая И.И. Сагинова О.В., Шарова И.В. Государственное предпринимательство и развитие российской экономики // Вестник Института экономики РАН. – 2015. – № 1. – С. 97-108.
Ткаченко М.В. Государственно-частное партнерство и государственные закупки: идеология консенсуса, основные точки соприкосновения. / аналитический доклад. — М.:ТПП РФ, 2013.
Федорович В.А. Патрон А.П., Заварухин В.П. США: Федеральная контрактная система и экономика. — М.: Наука, 2002. – 863 с.
Источник: creativeconomy.ru
Роль государства, как субъекта предпринимательской деятельности
Непростая экономическая ситуация, сложившаяся в мире, сказывается на всех сферах предпринимательства. В этот период государство не может уйти из экономики. Потребность в его деятельности как гаранте стабильности и благополучия в настоящем и будущем.
Взгляды государственной экономической политики на предпринимательскую деятельность
Отношение к государственному вмешательству в рыночную экономику было различным на разных этапах ее становления и развития. В период формирования рыночных отношений в XVII и XVIII вв. господствовавшая тогда экономическая доктрина — меркантилизм -.
Неоклассическая теория
Теоретической основой неоконсервативной модели послужили концепции неоклассического направления экономической мысли. Трансформация модели государственного регулирования заключалась в отказе от воздействия на воспроизводство через спрос, а вместо.
Государство — субъект предпринимательской деятельности
Экономические функции государства Переход России от централизованно управляемого хозяйства к рыночной экономике коренным образом меняет задачи, которые стоят перед государством в экономической сфере. Изменение прежнего порядка, при котором.
Сущность государственного регулирования
Любая рыночная экономика не может существовать и функционировать без государственного регулирования. Неконтролируемые рыночные процессы разрушительны для общества и природы. Поэтому рыночная экономика более чем любая иная, нуждается в регулировании.
Преимущества и недостатки государственного регулирования предпринимательства
Прямое государственное регулирование Средства государственного вмешательства подразделяются на прямые и косвенные. Средства прямого государственного вмешательства делятся на административные средства, целевое финансирование, система гос. закупок.
Заключение
Роль государства как субъекта предпринимательской деятельности состоит в соблюдение интересов государства, общества в целом, социально незащищённых слоёв населения. Это необходимо для того, чтобы в условиях экономической свободы они не были.
Источник: studentopedia.ru
Государство как хозяйствующий субъект
Помимо участия государства в экономике в качестве регулирующей силы, оно действует и в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта – это так называемый государственный сектор.
Государственный сектор – комплекс хозяйственных субъектов, целиком или частично принадлежащих центральным или местным государственным органам.
Основой государственного сектора является совокупность государственных предприятий, которые независимо от сферы деятельности и национальных особенностей можно сгруппировать в три большие группы:
- несамостоятельные публично-правовые предприятия (монетные дворы, тюрьмы, государственные и муниципальные колы, детские сады);
- самостоятельные предприятия, действующие в рамках публичного права (почта, железные дороги, государственные холдинги и корпорации);
- юридически самостоятельные предприятия, действующие в рамках частного права (в форме акционерных обществ).
- сокращение задолженности государственного сектора,
- развитие рынка,
- стимулирование предпринимательства,
- расширение индивидуальных свобод,
- развитие народного капитализма, ослабление профсоюзов.
- формирование слоя частных предпринимателей,
- повышение эффективности деятельности предприятий,
- создание конкурентной среды, содействие демонополизации экономики,
- привлечение иностранных инвестиций,
- социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств от приватизации.
В развитых странах среди множества способов приватизации можно отметить распродажу и безвозмездное распределение акций, подряды на оказание услуг, продажу государственного жилья квартиросъемщикам, отказ от государственной монополии в целях развития конкуренции. В России главными способами стали купля-продажа по конкурсу (при выполнении определенных условий) или на аукционе по максимальной цене, продажа акций (долей) в капитале предприятия после их преобразования в акционерные общества, а также выкуп имущества предприятия сданного в аренду полностью или частично. При этом в основу выбора способов приватизации положен размер предприятий.
В современной экономике в зависимости от изменения формы и субъекта собственности выделяют несколько видов приватизации:
- большая приватизация — преобразование предприятий в акционерное общество и распределение акций среди частных лиц путем их продажи или бесплатной раздачи;
- малая приватизация — продажа мелких объектов сферы услуг и торговли частным лицам или группам инвесторам;
- спонтанная приватизация — приватизация по » закону джунглей», при которой государство отказывается от регулирующей роли;
- частичная имущественная приватизация — продажа имущества каждого отдельного предприятия по частям.
Каждый из названных видов приватизации имеет собственные достоинства и недостатки. Так большая приватизация сопряжена с большими издержками, но она имеет большую скорость осуществления. Малая и частичная имущественная приватизация не требуют огромных затрат и с этой точки зрения являются более эффективными, однако в условиях российского монополизма их выбор не всегда целесообразен. Спонтанная приватизация к тому же ведет к наделению правами собственности представителей номенклатуры.
Приватизация является одной из сторон разгосударствления.
Разгосударствление – уменьшение функций государства в экономике, передача части полномочий государственных органов предприятиям, развитие конкуренции и предпринимательства. Однако разгосударствление создает собственные проблемы, что убедительно показала история рыночных преобразований 80-90-х гг. в России. Поэтому поиск оптимальных пределов государственного и частного секторов в экономике остается достаточно актуальной задачей для многих государств, хотя основной принцип такого соотношения известен: «Конкуренция – везде, где возможно, регулирование — лишь там, где необходимо».
Роль и значение государственного сектора в экономике индустриально развитых стран различается как по объему, так и по структуре. Как показывает исторический опыт, происходящее некоторое время сокращение общественного сектора доходит до определенного рубежа, а затем начинается расширение. Такие изменения зависят от ряда факторов: исторических, географических, экономических, политических и т.д. условий. Действие этих факторов к тому же привело к формированию особых систем макроэкономического регулирования, получивших название моделей (см. схему 38).
Схема 38.
Модели государственного сектора
Характеристики модели | Степень огосударствления производства и внешнеторговых ограничений | ||
Высокая | Низкая | ||
Объем производства общественных благ и трансфертов | Высокий | Социалистическая | Скандинавская |
Низкий | Латиноамериканская | Либеральная |
По горизонтальной «оси» расположена «степень обобществления экономики»: доля государственных предприятий в национальном производстве и степень протекционизма во внешней торговле. По вертикальной «оси» откладывается степень развития государства всеобщего благосостояния – величина социальных трансфертов и объем производства общественных благ.
На схеме отображены четыре крайние модели государственного хозяйства: 1) социалистическая, характеризующаяся высокой долей государственной собственности и существенными объемами перераспределения, 2) скандинавская, 3) латиноамериканская, основанная на внешнеторговом протекционизме и импортозамещающем росте и 4) либеральная, которая встречается крайне редко и в чистом виде существовала лишь в Гонконге и Сингапуре. Каждая модель государственного сектора представляет собой целостную систему, определенное сочетание элементов и реализуется в виде комплекса мер экономической политики и соответствующих государственных институтов, разрабатывающих и реализующих эти меры. Но в рамках каждой модели может произойти перемещение центра тяжести с одного направления на другое, смена приоритетов – именно это обеспечивает их гибкость и выживание. Важной особенностью современного периода является тенденция к сближению моделей различных типов. В этом плане переход постсоциалистических стран к рынку может рассматриваться как движение от социалистической модели к либеральной.
Проблемы и противоречия в обществе, возникающие при таком переходе можно проиллюстрировать двумя особенностями переходной экономики. Первая из них состоит в том, что при переходе от плановой экономики к рыночной на первых этапах реформирования роль государства в экономике уменьшается.
Приватизация государственной собственности существенно расширяет границы частного сектора и рыночных механизмов. Однако данный переход осуществляется в условиях системного кризиса, сопровождаемого уменьшением ВВП, падением инвестиционной активности, инфляцией, финансовым кризисом, увеличением безработицы.
Возникают такие негативные явления, как нестабильность настоящего, неопределенность будущего, отсутствие гарантий прав собственности и др. Разработка и реализация антикризисных стратегий и программ во многом ложатся на плечи государства, что требует усиления его роли в экономике. К тому же экономика все больше испытывает дефицит ресурсов, способных обеспечить решение назревших проблем. Поэтому на первый план выдвигаются либо расходы государства, либо внешние заимствования. Вторая особенность переходной экономики связана с усилением государственного регулирования, которое сталкивается с тремя трудностями: опасениями со стороны общества рецидивов элементов старой распределительной системы и всеобщего дефицита товаров; отсутствия механизмов, способных эффективно использовать ресурсы в общественном секторе экономики; неопределенность в направлении использования дополнительных доходов государства.
В России в соответствии с постановлением правительства от 4 января 1999 г. «О прогнозе развития государственного сектора экономики Российской Федерации» в состав государственного сектора экономики входят: государственные унитарные предприятия, государственные учреждения, акционерные общества, в уставном капитале которых контролирующий пакет голосующих акций (более 50%) находится в государственной собственности (федеральной или субфедеральной). Основой такой классификации является функционально-управленческий принцип, т. е. в состав государственного сектора включаются только те хозяйственные объекты, функционирование и развитие которых полностью определяется и контролируется государством.
Исключение из состава государственного сектора муниципальных предприятий неявно вводит в оборот понятие трехсекторной экономики, состоящей из государственного, муниципального и негосударственного (частного) секторов, что противоречит международной практике. Важной проблемой остается отнесение к государственному сектору экономики вертикально интегрированных хозяйственных структур, строящихся по типу финансово-промышленных групп.
Один из возможных подходов к этой проблеме предполагает использование своеобразной «государственной цепочки». Если более 50% акций материнской компании находится в руках государства, то она относится к государственному сектору. Если, в свою, очередь эта компания держит более 50% акций дочерней фирмы, то последняя тоже относится к государственному сектору. Иными словами, если материнская компания контролируется государством, а дочерняя – материнской, то, следовательно, дочерняя фирма также косвенно регулируется государством.
Таким образом, государственный сектор – двойственное и противоречивое образование. Он включает в себя как бы два начала: рыночное – основанное на возмездности, эквивалентности, купле-продаже, отчуждении права-собственности, и нерыночное – основанное на неэквивалентности обмена, внерыночных механизмах распределения ресурсов, безвозмездном выделении основных фондов государственным и муниципальным предприятиям, неопределенности права собственности.
Такая двойственность очень часто порождает неэффективность использования экономических ресурсов в нем и искажение в распределении доходов. Данная двойственность в производстве общественных благ вызывает необходимость действенного законодательного регулирования данного сектора с целью создания условий для эффективного использования экономических ресурсов в производстве общественных благ и рационального распределения возникающих здесь доходов в соответствии с реальными правами, функциями и ответственностью всех субъектов отношений в данном секторе экономики. Тем не менее в развитых странах в государственный сектор вовлекается от 30% до 60% ресурсов экономики в зависимости от национальных традиций, структурных и других факторов. Фактические данные показывают, что государственный сектор вполне сопоставим по своим масштабам с частным, тогда как при более низком уровне развития один из секторов занимает явно доминирующие позиции.
С этой точки зрения современное положение в России можно считать достаточно специфичны. Дело в том, что при всех пороках существующей социально-экономической системы нельзя упускать из виду, что за десятилетие реформ в стране возникли все основные рыночные экономические институты. Теперь Россию можно причислить к странам, определяемым как «нарождающиеся рынки».
Это, по мнению д. э. н., зав. сектором ИЭ РАН А. Нестеренко, имеет несколько важных последствий для экономической политики. Во-первых, такая ситуация означает, что российская экономика реагирует на государственное регулирование так же, как и рыночная экономика любой другой страны. Во-вторых, государство должно максимально быстро избавить экономику от тех пут, которые мешают частным производителям. Высокие налоги и чрезмерное административное регулирование «стимулируют» уход предпринимателей в теневую экономику. В результате страдает не только частный капитал, но и само государство, которое никак не может собрать столько налогов, чтобы хватило на выполнение нормальных государственных функций, не говоря о «бюджете развития», промышленной политике и т. п. В-третьих, государство должно помогать развитию рыночных институтов, создавать благоприятную среду для отечественного и зарубежного бизнеса. И наконец, в-четвертых, в стране назрела необходимость формирования нового характера отношений между федеральным центром, субъектами Федерации и внешним миром
Источник: studopedia.ru