Характеристика форм международного бизнеса

Исторически сложилось так, что первой формой международного бизнеса стали экспорт и импорт. Однако в сложных условиях со­временного мира широкое распространение получили и другие формы междуна­родного бизнеса.

Экспорт — это продажа продукции, произведенной в своей стране, с целью дальнейшего использования или перепродажи на территории других стран. Им­порт — это закупка продукции, произведенной в других странах, с даль­нейшего целью использования или перепродажи на территории своей страны[4, c. 80].

Все экс­портно-импортные операции подразделяются на две группы. Первая группа — это торговля товарами (материальными продуктами), такими как предметы одежды, компьютеры, а также сырье. В официальных документах правительства США такой тип торговли обозначается термином «merchandise exports and imports» («экспорт и импорт товаров»); в Великобритании для обозначения этого понятия используется термин «visible trade» («видимая торговля»). Вторая группа экспортно-импортных операций — это торговля услугами (нематериальными продуктами), такими как банковские, транспортные и бухгалтерские услуги. Основные преимущества и недостатки экспортно-импортной стратегии представлен в Приложении.

Тема 2.1 Выбор формы бизнеса: как появилось акционерное общество?

Вторая форма международной предпринимательской деятельности, имеющая та­кое же значение, как экспорт и импорт, — это зарубежные инвестиции, или пере­дача капитала резидентами одной страны для дальнейшего его использования резидентами другой страны. Такие инвестиции подразделяются на две категории: прямые иностранные инвестиции и портфельные инвестиции. Прямые зарубеж­ные инвестиции — это вложение капитала с це­лью осуществления приобретения и реального контроля над объектами собствен­ности, активами и целыми компаниями в других странах (страна, на территории которой находится штаб-квартира материнской компании, — это страна происхождения).

Периодизация развития международного бизнеса.

Интересную структуру для исследования этой проблемы предложил американский исследователь Р. Робинсон, который разделил историческое развитие международного бизнеса за пять последних веков на четыре эры. Приведем их краткие характеристики.

Коммерческая эра (1500-1850 гг.)

Начинается со времени великих географических открытий и заканчивается серединой XIX в. Робинсон справедливо отмечает, что именно поиск огромных личных выгод, связанных с торговлей колониальными товарами в Европе, был той мощнейшей движущей силой, которая более трехсот лет предопределяла развитие базовой формы международной торговли. Конечно, столь же велики были и риски этого бизнеса, связанные с опасностями далеких морских путешествий, но сама возможность получения прибылей, многократно превышающих затраты, была достаточно мощным стимулом, вовлекавшим в этот самый первый международный бизнес все новые и новые поколения предпринимателей. Нет нужды говорить и о том мощном толчке, который получила промышленность европейских стран: от судостроения и металлообработки до переработки заморского сырья. Разумеется, все это в значительно большей мере касалось таких передовых в смысле развития международного бизнеса стран, как Англия, Голландия, Испания, Германия, Франция, но в той или иной мере затронуло практически все европейские страны.

Читайте также:  Как открыть бизнес в Бельгии

3 СОВЕТА ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА | Вадим Жоров – о построении международного бизнеса с нуля – РИКЦ

Источник: studopedia.ru

Характеристика форм международного бизнеса

Современный этап развития международного бизнеса характеризуется глубокими изменениями во всей его системе. Существенной чертой его становится глобализация, подразумевающая усиление взаимозависимости и взаимовлияния различных сфер деятельности в области международного бизнеса. В связи с процессом глобализации ни одно явление в обществе, независимо от того, какого оно характера — экономического, политического, юридического — нельзя рассматривать изолированно.

Глобализация международного бизнеса проявляется, прежде всего, в активизации в последние годы деятельности транснациональных корпораций (ТНК) и в появлении корпораций, находящихся на высшей ступени их развития — глобальных ТНК.

Основные принципы деятельности крупных компаний, действующие в 80-е годы, — экономия, гибкость, маневренность и компактность — сменились на ориентацию на экспансию и рост, наиболее проявившиеся в последние два года. Этот вывод уже не в первый раз подтверждают исследования, публикуемые в журнале IndustryWeek и проводимые совместно с рейтинговыми агентствами Dun

организационные формы международного бизнеса с закреплением их налогового статуса, но без создания юридических лиц (представительства и филиалы иностранных юридических лиц);

организационные формы международного бизнеса, основанные на договорных отношениях (без создания юридических лиц и закрепления налогового статуса).

Рассматривая первую группу форм, необходимо отметить, что они могут быть созданы путем учреждения новой фирмы в соответствии с российским законодательством (самостоятельно или с местным партнером), либо путем приобретения существенной доли в уже действующей российской фирме или полного поглощения этой фирмы, в том числе в процессе приватизации.

Из первой группы форм осуществления международного бизнеса, представляющих собой предприятия с иностранными инвестициями, можно выделить две группы компаний:

предприятия, на 100% принадлежащие иностранному инвестору;

предприятия с долевым участием иностранных инвестиций (совместные компании).

Кроме того организационные формы осуществления международного бизнеса с закреплением их юридического статуса могут быть созданы в виде дочерней, ассоциированной или полностью самостоятельной компании.

Дочерняя компания регистрируется как компания с собственным балансом, т.е. является юридическим лицом, но контроль над ней осуществляет другая компания (основная, материнская) в силу того, что она обладает основной частью акций (паев) дочерней компании. В России компания признается дочерней, если другая (основная) компания в силу преобладающего участия в ее уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо другим образом имеет возможность определять решения, принимаемые такой компанией (т.е. в случае, когда основной компании принадлежит большинство голосов по обыкновенным акциям дочерней компании).

Читайте также:  Шашлыкофф Пермь бизнес ланч до скольки

Ассоциированная (зависимая) компания отличается от дочерней тем, что находится под более слабым контролем материнской фирмы, так как последней принадлежит существенная, но не основная часть акций (паев). В России компания признается зависимой, если другая (преобладающая) компания имеет более 20% голосующих акций компании.

Существенное значение для выбора организационной формы международного бизнеса с закреплением ее юридического статуса имеют основные мотивы его осуществления, среди которых наибольшее влияние оказывают следующие:

создание за рубежом собственной инфраструктуры современного международного бизнеса (складов, баз подработки, транспортных предприятий, банков, страховых компаний и т.д.), то есть товаро — и услугопроводящей сети преимущественно для сбыта товаров и услуг, произведенных в стране-экспортере;

организация производства товаров и услуг за рубежом в связи с тем, что ввоз некоторых товаров или услуг в зарубежную страну невозможен или затруднен из-за различных ограничений (таможенных тарифов, квот) или из-за свойств этих товаров и особенно услуг, как, например, нередко бывает в отраслях сферы услуг, где часто единственный способ продать услугу покупателю — это произвести услугу на месте;

организация производства товаров и услуг за рубежом в случае, если это производство на месте оказывается более дешевым, эффективным способом обслуживания данного зарубежного рынка, например, из-за экономии на транспортных расходах, наличия дефицитных материальных ресурсов, низкой стоимости рабочей силы (при высокой трудоемкости производства) или в случае, когда эта страна оказывается наиболее дешевым местом производства товаров и услуг для их поставки на мировой рынок, включая и рынки страны происхождения инвестиций;

организация производства товаров и услуг за рубежом в связи с тем, что для некоторых видов продукции, особенно технически сложных, важно послепродажное обслуживание, консультационные и иные услуги, требующие постоянного присутствия производителя на рынке. В этом случае собственное производство в зарубежной стране часто более выгодно, чем организация там только сбытовой фирмы, и тем более выгоднее, чем сбыт через посредников.

Источник: studentopedia.ru

Характеристика организационных форм международного бизнеса

Филиалы – выполняют либо часть функций, либо все функции, включая функции представительства, занимаются коммерческой деятельностью, платят налоги. Они являются обособленным подразделением иностранного ю/л., находятся на его балансе. Иностранное ю/л несет полную ответственность по делам представительства, филиалов. И представительство, и филиалы функционируют на основе положения о них. Поскольку у них нет независимого ю/статуса, они подлежат не регистрации, а аккредитации.

3. Деятельность, основанная на договорных отношениях – это контрактные, совместные предприятия без ю/л, без закрепления налогового статуса. Каждая из сторон платит налоги в своей стране. Они ведут раздельный учет.

Читайте также:  Отвечает ли юнит экономика на вопрос о целесообразности масштабирования бизнеса

Типы договорных отношений

Каждая сторона сохраняет свою независимость и действует как самостоятельный субъект права.

Соглашение о трасте – когда ведение общих дел партнеров доверяется третьему лицу (ю/л). Посредниками чаще всего являются инвестиционные компании, холдинги.

Классификация моделей и методов международного бизнеса, их основные черты

Торговые модели (экспорт и импорт – см. начало вопроса №76 и вопрос №70). В основе выделения модели лежит критерий собственности. Главное отличие в том, что это видимый экспорт и импорт, четко прослеживается момент перехода товара от одной стороны к другой. Риски не делятся. Товары сопровождаются всевозможными таможенными процедурами.

Экспорт и импорт являются 1-ой международной операцией, которую осуществляет фирма.

торговля топливно-сырьевыми, с/х товарами (биржевые)

торговля готовой продукцией: машинами, оборудованием

компенсационное соглашение (возвращение кредита товарами)

выкуп устаревший продукции

операции с давальческим сырьем

Экспортные операции позволяют осуществить полный контроль над своей продукцией, качеством.

Торговля услугами – невидимые блага. В большинстве случаях услуги производятся и потребляются одновременно, не подлежат хранению, в основном базируются на прямых контрактов.

Отличие: торговля услугами встречает больше барьеров, услуги, как правило, сильнее защищены государством: банковские и страховые услуги. Относительная ограниченность услуг, подлежащие обмену, торговле. Не: бытовые, коммуникационные услуги.

Платежи за них могут выступать в 2 формах:

роялти – выплаты за предоставление актива в пользование на определенный срок и на определенных условиях (продажа лицензий на право пользование товарным знаком, патентом, ноу-хау)

Торговля нематериальными активами:

1. авторские права

Изобретение (патенты – 20 лет)

полезные модели (свидетельство – 5 лет)

промышленные образцы (патенты – 10 лет)

3. товарные знаки, фирменные наименования

Конвекционный приоритет – приоритет регистрации в других странах: изобретение и полезные модели – 1 год, товарный знак и промышленный образец – 6мес.

1. простая не ограничивает прав лицензиара по продаже лицензии другим лицам или самостоятельному использованию

2. исключительная – монопольное право на использование объекта лицензирования в определенных пределах, в определенной сфере (только при производстве таких-то товаров, на определенной территории, лицензиат может осуществлять сбыт только через сеть лицензиара, …)

3. полная – переуступка прав на весь срок ее действия, на любой территории

4. сопутствующая – передается в рамках контракта на поставку машин, оборудования

5. перекрестная – взаимный обмен лицензиями

6. открытая – может пользоваться любой, регистрация дешевле в 2 раза

7. принудительная – заставляют передавать права другим лицам для поощрения конкуренции

Виды лицензионных платежей:

роялти – периодические отчисления в % от объема реализации, прибыли..

паушальный – заранее фиксированный

Проекты под ключ

Международное страхование и банковские операции

Источник: kazedu.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин