предпринимательская экосистема это совокупность различных лиц, которые могут быть потенциальными или уже существующими предпринимателями, организаций, поддерживающих предпринимательство, которыми могут быть бизнесмены, венчурные капиталисты, бизнес-ангелы и банки, а также такие институты, как университеты, государственные учреждения и предпринимательские процессы, происходящие внутри экосистемы, например, уровень рождаемости бизнеса, количество потенциальных растущих фирм, серийные предприниматели и их предпринимательские амбиции (Mason Brown, 2014).
Предпринимательские экосистемы формируются как сочетание социальных, политических, экономических и культурных элементов внутри региона.
Улучшение предпринимательской экосистемы, созданное различными элементами, создает поддержку для развития и помогает вырастить создаваемые стартапы. Кроме того, новым предпринимателям предлагается рискнуть и начать искать финансирование для своих проектов (Stam Spigel, 2016).
Одной из характеристик предпринимательских экосистем является поток информации во время предпринимательского процесса. В этой «богатой информационной» среде люди могут получить доступ к знаниям покупателей, новым технологиям, возможностям эксплуатации, наличию оборудования, маркетинговым концепциям и, таким образом, найти возможности необходимых продуктов и услуг (Mason Spigel, 2016).
Краткий обзор ЭКОСИСТЕМЫ MOST FINANCE PLATFORM
Источник: barrazacarlos.com
Российские цифровые экосистемы: перспективы развития

Российские цифровые экосистемы, в отличие от зарубежных, еще не раскрыли свой потенциал. К примеру, средняя чистая прибыль у таких экосистем в 60 раз меньше, чем у мировых лидеров. Еще одна особенность российских экосистем – финансирование убыточных сервисов из основного вида деятельности компании. Регулирование должно способствовать росту рынка цифровых экосистем и платформ.
Крупнейшие компании во всем мире ориентированы на построение экосистем. Их капитализация в последнее время растет опережающими темпами. В опубликованном недавно рейтинге Fortune 500 в список топ-10 входит три экосистемных лидера: Amazon, Apple, Alphabet.

Крупнейшие экосистемы России. Источник: отчет «Цифровые экосистемы в России»

Самые быстрорастущие экосистемные компании. Источник: Fortune 500
По оценкам McKinsey, совокупная выручка экосистемных компаний к 2025 году может достичь $60 трлн, а их доля в мировой экономике увеличится с 1–2% в 2020 году до 30% к 2025 году.
Как развивается экосистема в бизнесе | Анастасия Бутрым | Prosmotr
Какова ценность российских экосистем
Стоимость российских платформенных компаний составляет всего 0,76% от стоимости 100 крупнейших платформенных компаний мира. Это следует из отчета «Цифровые экосистемы в России» , подготовленного Институтом экономической политики им. Егора Гайдара. Отечественный рынок тоже идет по пути создания экосистем, однако сегодня потенциал его не реализован.

Крупнейшие экосистемы России. Источник: отчет «Цифровые экосистемы в России»
Также помимо коммерческих экосистем в России сформирована государственная цифровая экосистема – «Госуслуги».
Есть ли разница между платформой и экосистемой
Понятия «цифровая платформа» и «цифровая экосистема» пока однозначно не определены. При участии органов власти, бизнес- и экспертного сообщества на площадке АНО «Цифровая экономика» были организованы круглые столы, посвященные вопросам развития и регулирования деятельности цифровых платформ и экосистем. Результаты данных круглых столов отражены в аналитическом отчете «Регулирование цифровых экосистем и платформ», подготовленном АНО «Цифровая экономика».
Так, экспертами были вынесены на обсуждение 10 основных признаков цифровых экосистем и платформ.

По мнению ректора, профессора Российской экономической школы Рубена Ениколопова, с экономической точки зрения цифровая платформа – это посредник, объединяющий различных участников рынка, например, людей, которые пользуются соцсетями, и рекламодателей. «Пользователи ценят их за возможность быстрого поиска и оплаты необходимых услуг. Но основная задача цифровой платформы – объединить представителей рынка путем предоставления им релевантных данных и удобных способов их обработки», – объяснил эксперт.
Как следует из отчета «Цифровые экосистемы в России» , крупнейшие российские экосистемы – это «Сбер» и «Яндекс». У каждого игрока количество пользователей превышает 100 млн человек. Также в топ-5 вошли VK (90 млн), МТС (79,7 млн) и «Мегафон» (более 74 млн). Экосистемы пока что находятся на стадии формирования и не вносят значительного вклада в макроэкономические показатели. К тому же средняя чистая прибыль у отечественных игроков почти в 60 млн раз меньше, чем у мировых лидеров.
В чем отличие российских экосистем от зарубежных
Российские экосистемы чаще, чем международные, развиваются по горизонтальному или комплексному сценарию, поэтому они конкурируют между собой во множестве отраслевых рынках, утверждают авторы отчета «Цифровые экосистемы в России». Конкуренцию частному бизнесу на этом поле могут создавать и государственные игроки, например те же «Госуслуги».
Мировой опыт показывает, что подходы к «настройке» рынка при помощи нормативно-правовых актов отличаются в зависимости от того, есть или нет сильные локальные игроки на рынке.
![]()
«Присутствие на рынке сильных национальных игроков – значимое отличие российского рынка от многих других. В текущих условиях локальный рынок находится под влиянием разнонаправленных факторов. С одной стороны, место ушедших иностранных компаний успешно занимают российские компании, причем для большей части из них это естественное расширение своего профильного бизнеса. С другой – рост аудитории требует как дополнительных инвестиций в инфраструктуру, так и ускоренного развития собственных сервисов, в основном в части широты линейки. Учитывая это, спецификой российского рынка становится не протекционизм с целью защиты собственных игроков от иностранных, а поддержка существующей структуры рынка для ее сохранения как таковой».
По мнению авторов доклада «Цифровые экосистемы в России», ввиду динамичного развития экосистем и платформ, а также сложности разработки общего подхода к их регулированию, многие задачи правового характера могут решаться за счет саморегулирования цифровых компаний.

«Регулирование сферы ужесточается во всем мире. Но, например, в Китае в последнее время оно пошло по драконовскому пути. Однако здесь старые антимонопольные методы, которые использовались 50 лет назад, не работают.
Принудительное разделение, запрет на сбор данных, запрет на продажу собственных товаров и выход на «примыкающие» рынки – это вредные идеи, которые сводят на нет всю пользу от цифровых платформ. А страдают простые пользователи. Гораздо более перспективными являются ограничения, которые связаны с конкуренцией на платформах, запретом приоритизации своих товаров и услуг».
Рубен Ениколопов, ректор, профессор Российской экономической школы
Развитие и масштаб деятельности российских экосистем
В настоящее время одна из главных проблем в части взаимодействия платформенного сегмента экономики с государством заключается в отсутствии единой системы координации работы с цифровыми потребительскими платформами и их поддержки на уровне ФОИВ.

«В силу своих технологических особенностей и кросс-отраслевого охвата цифровые платформы проваливаются в «регуляторный зазор» между зонами ответственности нескольких федеральных министерств. Это не только создает регуляторную неопределенность, но и тормозит развитие цифровых потребительских платформ, особенно в периоды, когда бизнесу важна государственная поддержка».
«Регулирование цифровых экосистем и платформ»
В исследовании «Регулирование цифровых экосистем и платформ», подготовленном организацией «Цифровая экономика», обозначены риски, которые влечет за собой развитие отечественных экосистем.
Риски проанализированы в четырех основных направлениях:
- обработка данных;
- конкуренция;
- государственное управление;
- защита прав потребителей.
- наличие регуляторных барьеров в сфере персональных данных;
- отсутствие возможности передачи обезличенных данных без согласия субъекта персональных данных;
- риски, связанные с утечкой накопленных в экосистеме данных;
- возможность совершения антиконкурентных действий (в частности, возможность манипулирования свободой и рациональным выбором субъекта).
- доминирование цифровых компаний;
- влияние на выбор потребителя.
- необходимость создания среды стимулирующего развития и продвижения отечественных цифровых сервисов на внешнем и внутреннем рынке.
- навязывание потребителю дополнительных услуг,
- надлежащее информирование потребителей.
Источник: «Регулирование цифровых экосистем и платформ»
Проблемы в иных сферах правоотношений не являются для цифровой экосистемы уникальными. Их всегда можно разрешить при совершенствовании общего регулирования.
Ключевые задачи регулирования:
- необходимость создания условий для развития национальных экосистем для повышения их конкурентоспособности с иностранными платформами в России и за рубежом;
- недопущение монополизации рынка и при этом уход от введения чрезмерного регулирования;
- необходимость защиты прав потребителей в отношениях с цифровыми экосистемами;
- снижение киберрисков и повышение информационной безопасности.
Источник: «Регулирование цифровых экосистем и платформ»
Эксперты организации «Цифровая экономика» предлагают ряд мер, которые минимизируют обозначенные ранее риски. Исполнение рекомендаций будет способствовать развитию отечественных цифровых экосистем и платформ.
Источник: cdo2day.ru
Экосистемы в бизнесе: в чем риски, есть ли альтернатива

Желание крупных игроков на рынке IT и финансовых технологий понятно: корпорации стремятся к максимальному масштабированию своей деятельности за счет расширения линейки продуктов и интеграции многочисленных сервисов.
В современных условиях экосистема выглядит выгодной и перспективной моделью организации бизнеса, однако есть у экосистем и свои нюансы. Например, экосистемы связаны с многочисленными рисками. В первую очередь, это риски для самих клиентов, но они не проходят без последствий и для экономики в целом.
Экосистемы монополизируют сервисы и ограничивают конкуренцию
Развитие экосистем влечет за собой монополизацию сервисов и ограничение рыночной конкуренции. Пользователям становится сложно покинуть экосистему, поскольку предоставляемые ею продукты выгодны лишь при условии комплексного использования. Суть программ лояльности в том, чтобы закрепить конкретного пользователя за определенной экосистемой.
Если для пользователя монополизация влечет за собой определенные неудобства, то рынок в целом получает снижение конкуренции, а за ним и снижение качества предлагаемых продуктов и услуг.
Консервация продуктов и услуг
Гиганты IT-сферы страдают той же «слоновой» болезнью, что и любые другие макрообразования, а именно постепенным «закостенением», консервацией предлагаемых продуктов и услуг. Обновления начинают происходить медленнее, в итоге тормозится инновационное развитие. При этом инновационным стартапам все сложнее конкурировать с огромными экосистемами, повышается порог входа в бизнесы.
Бюрократизация коммуникации с клиентами
Как бы не старались экосистемы позиционировать себя как индивидуализированные, учитывающие требования каждого отдельно взятого клиента, но масштабирование деятельности неизбежно влечет за собой унификацию и бюрократизацию. Постепенно экосистемы становятся громоздкими «машинами», а предлагаемый ими сервис усредняется и более не имеет индивидуальной направленности. Также экосистемы создают риски избыточного финансирования, сложной интеграции продуктов, сложной координации девайсов.
Альтернативы экосистемам: есть ли они
Далеко не все крупнейшие корпорации мира являются экосистемами. Есть и альтернативы этой современной бизнес-модели.
К альтернативным вариантам относятся:
- модель вертикально интегрированной организации: та же Tesla прекрасно действует совершенно автономно;
- узкая специализация: Apple остается лидером на рынке смартфонов и этого вполне достаточно;
- открытый рынок: многие компании не объединяют структуру с другими партнерами, но при этом остаются максимально открытыми для сотрудничества и взаимодействия, и это тоже очень выгодный путь в условиях современного рынка.
Похожие статьи:
- В России растет спрос на специалистов по кибербезопасности
- Реклама в гостиничном бизнесе: особенности продвижения
- Что такое социальная реклама бизнеса и как ее создать
- Самая эффективная реклама для бизнеса: топ-5 способов продвижения
- Как создать продающее видео и заинтересовать потребителя
Источник: begeton.com
