Как пишет издание «Коммерсантъ», в рамках поддержки российской отрасли видеоигр обсуждается создание отечественного аналога Electornic Arts. Потенциальный разработчик и издатель игр «Росгейм» будет государственным и объединит под своим крылом до 14 российских игровых студий.
На создание «Росгейма» потребуется до 50 миллиардов долларов. Такая сумма заложена в «лидерский сценарий» проекта, который предполагает, что к 2030 году российские игровые студии будут конкурировать с самыми известными зарубежными. Разрабатываются варианты попроще и подешевле: в базовом сценарии с инвестициями в размере 7 миллиардов долларов предполагается, что к тому же 2030 российские игровые студии войдут в топ-20 мировых. Промежуточный сценарий предполагает инвестиции в размере 20 миллиардов долларов.
Игорный бизнес и скандал в прокуратуре. Эфир 20.02.2011
В Минцифры поручили проработать вопросы, затронутые на совещании по мерам поддержки российской видеоигровой индустрии (оно прошло 15 декабря) до 20 февраля. В министерстве сообщили, что «возможно как выделение поддержки игровой индустрии в отдельный федеральный проект, так и включение направления в существующие проекты и иные форматы». При этом, судя по всему, на госфинансирование рассчитывать не приходится, так как «игровая индустрия обладает большим инвестиционным потенциалом».
«Агентство развития компьютерного спорта и иных видов спорта» (АРКИВС), участвовавшее в осуждении планов, озвучило цели игрового федерального проекта. Из документа следует, что к 2030 году российские студии выпустят 25 AAA-игр и 40 AA-игр для компьютеров и консолей. При этом отечественные предприятия выпустят к 2030 году две новые игровые консоли – очевидно, на замену Xbox и Play Station.
Источник «Коммерсанта» отметил, что план состоит в том, чтобы «учредить русский Electronic Arts», однако понимания, откуда взять средства на проекты, пока нет.
19 декабря 2022 в 12:14
Источник: www.ixbt.com
«Тайная игра миллионеров»: в Россию пришла мода на Го
Сегодня уже мало кого удивляет, что игровые механики все плотнее входят в ежедневную рутину бизнеса. Российский бизнес, кстати, здесь далеко не исключение — компании не просто внедряют в трудовые будни обучающие бизнес-симуляторы (например, в Obi персонал играет в «Ритмен»), а зачастую и вовсе переводят в игровой формат непосредственные обязанности сотрудников — например, в «Черкизово» и «Сан ИнБев» так поступили с торговыми представителями, разработав под их нужды специальные технологические игровые платформы. Как оказалось, ничего не имеет против игр и использования игровых механик в бизнесе и топ-менеджмент. Например, в древнюю китайскую игру Го с удовольствием играют основатель Microsoft Билл Гейтс и создатель Google Сергей Брин. Все они борются за территорию на гобане (так в Го именуют игровую доску), передвигая черные и белые камни — говорят, помогает справляться с бизнес-задачами и в реальности.
Игорный бизнес в России Азартные игры опять в центре внимания1
Игра не для всех
Больше всего в Го играют азиатские страны: на первом месте, конечно, Китай, где Го также называют «тайной игрой миллионеров». В России популярность Го тоже на уровне — среди ее поклонников оказались основатель компании Faberlic Алексей Нечаев, глава «Полиметалла» Виталий Несис и владелец бренда «Экспедиция» Александр Кравцов. Говорят, в Го играют во Внешэкономбанке, Сбербанке, Северстали, Росатоме и даже в Администрации Президента.
«В России игра становится все более популярной среди бизнесменов, топ-менеджеров, политтехнологов и управленческих консультантов. В некоторых компаниях принято собираться раз в неделю и на доске в формате мозгового штурма решать стратегические вопросы», — рассказывает бизнесмен Виктор Бахметьев.
В августе 2017 года он вместе с партнерами основал «Академию Го» в Москве и теперь обучает правилам тайной игры для миллионеров всех желающих. Впрочем, не совсем всех. И дело не в том, что за обучение придется заплатить — десятидневный курс стоит от 15 до 25 тысяч рублей в зависимости от времени оплаты (чем ближе к началу занятий, тем выше ценник). А вот в праве пройти обучение могут и отказать: так уже случилось с двумя с потенциальными учениками (перед зачислением на курс у потенциального клиента проверяют даже профиль соцсетей). А уже попавшим в поток ученикам предстоит еще и опрос — правда, для пользы дела.
«Мы стараемся, чтобы кейсы были максимально релевантны составу аудитории, а ученики получили максимум пользы», — говорит Виктор Бахметьев.
Обучение обойдется несколько дороже, чем, скажем, в «Клубе Го и стратегии» (групповой курс из 5 занятий стоит 19 000 рублей, однако в группы набирают только 4 человека). С другой стороны, среди основателей академии — довольно известные люди.
Так, сооснователем стала бизнес-тренер Мария Марьясова, а куратором — известный российский спортсмен, президент Западно-Российской Организации «Киокушинкай Каратэ» Виктор Белов. В московском додзе «Каратэ Киокушинкай» как раз и располагается «Академия Го», здесь же проходят занятия курса.
Среди экспертов академии — Алексей Чадаев, советник председателя Государственной Думы РФ и директор Института развития парламентаризма. С Марией Марьясовой у Чадаева был общий проект — акселератор для образовательных проектов «Лобачевский». С учениками работает семикратный чемпион Европы по игре Го Александр Динерштейн, а также известный бизнес-тренер Ефим Островский (кстати, он же руководит упомянутым выше «Клубом Го и Стратегии»). Обучение рассчитано главным образом на средний и крупный бизнес — владелец небольшого магазина или автомойки вряд ли станет местным клиентом. За 10-дневный курс в Академии учат основам игры в Го, но главное — дают представление об основах управленческого мышления через призму древней игровой практики.
«Ученик уже умеет играть на вполне приличном уровне и знает, как применять базовые принципы Го в жизни, но самое главное: он понимает, как переносить жизненные проблемы на доску, а также как эффективные решения с доски транслировать обратно в жизнь», — говорит Виктор Бахметьев. «Мы не только учим игре как таковой, но и уделяем довольно много внимания тому, как принципы Го-мышления можно применять в реальной жизни — предпринимательстве, управлении, саморазвитии. Те, кому все это не нужно, кому достаточно лишь научиться играть — не наша аудитория», — говорит Алексей Чадаев.
Бизнес, а не игрушки
За последние несколько лет накопилось множество положительных примеров применения игровых механик даже в сложных бизнес-процессах и стратегиях, рассказывает маркетолог UBANK Фархад Керимли.
«Обыденные и скучные действия становятся интересными, их хочется выполнять. Одним из последних новинок с точки зрения развития когнитивных способностей игроков стала игра в Го», — говорит Фархад Керимли.
Конечно, игре можно обучаться и самостоятельно — другой вопрос, будет ли результат.
«На повышение уровня затрачивается непропорционально много времени и усилий, КПД оказывается крайне низким. Рост мастерства под руководством опытного преподавателя происходит гораздо быстрее, можно получить ощутимый результат за разумное время», — уверен Алексей Чадаев.
Так же, как боевые искусства вырабатывают верные рефлексы, игра в Го помогает сориентироваться в кризисной бизнес-ситуации. На практике ведь нужно принимать решение здесь и сейчас, и от того, будет ли оно верным и эффективным, может зависеть судьба бизнеса. Го уже давно применяется в качестве аналогового и образного метода развития способности у персонала организации принятий решений, говорит доцент кафедры бизнеса и управленческой стратегии Института бизнеса и делового администрирования (ИБДА) РАНХиГС Эмиль Мартиросян.
«Важная особенность игры — в ее когнитивности, способности предлагать игрокам уйти от реальной картины текущих бизнес-процессов и моделировать новые решения через призму игры. В данном случае сознание человека становится более восприимчивым к информации и расширяется для принятия решений», — говорит Эмиль Мартиросян.
Особенно навыки игры пригодятся в случае крупного и сложно структурированного бизнеса.
«Игра в Го будет более применима к такому уровню бизнеса, когда инвестпортфель состоит из многих предприятий и активов, и вам надо с ними работать. Если вы развиваете один проект или стартап, это все же лишнее», — говорит методолог, игропрактик, руководитель НПО «Игровое образование» Андрей Комиссаров.
Го в регионы
Помимо обучающих групповых курсов «Академия Го» предполагает развивать направление корпоративных и индивидуальных программ. Также в ближайших планах — вывод на рынок образовательных услуг собственной франшизы. Речь идет о развитии в регионах: как говорят основатели, у них уже есть несколько предложений по открытию проектов.
За пределами Москвы, полагают они, проект будет пользоваться популярностью — например, в первом потоке из 30 человек 6 принимали участие онлайн и были как раз представителями регионального бизнеса. На отечественном рынке франшиза остается достаточно стандартным вариантом развития образовательных проектов. Правда, скорее речь идет все же о детском образовании.
Так, в 20 наиболее успешных франшиз, по версии Forbes в России на текущий момент, входит сеть развивающих центров для детей до 11 лет «Сема» (включает более 380 точек в разных регионах страны, а также за рубежом). А 7 место в топ-100 франшиз от портала Beboss занимает сеть футбольных клубов для подростков «Чемпионика» (более 340 отделений). И даже в самых удачных проектах роялти достаточно низкое, в пределах 10 тысяч рублей в месяц, — правда, их перевешивает паушальный взнос (в случае с «Семой» — 170 000 руб.). Другое дело, что франшизы на открытие именно школы игры в Го пока на рынке практически не развиты, хотя спрос, считают в «Академии Го», есть.
«Официально мы пока не продаем франшизу. Но в ноябре будут первые запуски «Академии Го» в регионах», — говорит Виктор Бахметьев.
К тому же франчайзи компании получат не только и не столько деньги.
«Речь идет в том числе о влиянии, хотя у нас хорошая бизнес-модель, особенно для регионов. Люди, прошедшие у нас обучение, становятся лидерами профессионального сообщества у себя в регионах», — поясняет Виктор Бахметьев.
Виктор Бахметьев и Мария Марьясова развивают и другой проект, в рамках которого игре в Го учат как раз детей — речь идет о школе «Юный император». В проекте принимает участие предприниматель Алексей Семенцов, запустивший сначала в Томске, а затем по франшизе и по всей стране сеть детских футбольных клубов «Юниор». Сейчас «Академия Го» подала заявку на регистрацию торгового знака «Юный император».
Хайп вокруг Го
Вряд ли стоит приписывать успехи в мире большого бизнеса только лишь увлечению игрой в Го. Тот же Билл Гейтс, помимо Го, например, активно увлекается покером.
«Давайте посмотрим, во что играли все успешные дельцы Лондона? Они играли в бридж. Лондон был финансовой столицей мира до Нью-Йорка. Хорошо, давайте все играть в бридж. Но важно же, не во что ты играешь, а в какой системе и зачем ты это делаешь.
Конечно, Го развивает мышление, а без мышления не бывает бизнеса, все логично», — говорит Андрей Комиссаров.
Увлечение Го — это вторая инкарнация китайского стратегического трактата «Сюнь-цзы», объясняет эксперт.
«Начиная с начала 2000-х, среди бизнес-тренеров было очень популярно рассказывать, как трактат «Искусство войны» применим в бизнесе, как просто он решает все проблемы и отвечает на все вопросы. Они брали притчи Сунь-цзы и переносили их на бизнес. Теперь с Го происходит та же история», — говорит Андрей Комиссаров.
Играть в Го в России в последнее время стало модно.
«За счет этого хайпа игра привлекла много новой аудитории, что стало своеобразным витком ее популярности на фоне классических игр, тренингов и программ обучения, — говорит Фархад Керимли. — Массово начали появляться сообщества любителей Го, возникать идеи ее последующего использования в бизнесе».
Бизнес-тренеры и члены профессионального сообщества предостерегают от излишнего увлечения практикой и призывают не переоценивать значимость опыта Го.
«В предпринимательской деятельности просчитывать каждый ход очень важно, планирование — это основная составляющая бизнеса, все, как в тех же шахматах или Го, — говорит основатель кадрового агентства в области индустрии гостеприимства RABOTARESTORAN Нина Макогон. — Однако сами стратегии игры больше подходят на случай жесткой борьбы между игроками на рынке. Применить всю тактику в бизнесе не получится — только сам принцип».
Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Наши телеграм-каналы:
Стартапы и технологии
Новые бизнес-тренды
Источник: www.if24.ru
«Денег нет, делайте что хотите»: как геймстудии уходят из России и сокращают персонал
За последний месяц на российский рынок разработки игр вышли 2000-2500 человек, которые потеряли работу, выяснил Forbes. Некоторые игровые проекты закрылись, другие сократили часть персонала, а оставшихся сотрудников перевели на зарубежные юрлица. Проблемы в игровой индустрии связаны со сложностями ввода денег в Россию, токсичностью местного рынка и отсутствием перспектив в будущем, считают эксперты
«Временное или длительное отключение России от внешних сервисов, в том числе интернета, на сегодняшний день, к сожалению, не является основным риском. Все мы знаем, что наш издатель MYTONA PTE LTD находится в Сингапуре. И всего лишь пару часов назад вышла новость о том, что Сингапур также присоединяется ко всем санкциям касательно российских банков и переводов в сторону России», — говорилось в письме. Из него также следовало, что компании «Майтона» нужно перейти на режим экономии, поэтому руководство приостанавливает выплату премиальной части и бонусов, оставляя фиксированную часть зарплаты, останавливает аренду офисных помещений и ограничивает набор новых сотрудников. Разработчиков, которые хотели бы релоцироваться или уже начали этот процесс, в письме попросили заполнить опросник. «Нам нужно знать ваши планы, так как MyTona Singapore готовится к заключению прямых договоров с релоцирующимися с оплатой в USD», — следует из сообщения для сотрудников.
Основатели MyTona Алексей и Афанасий Ушницкие не ответили на запрос Forbes.
MyTona, которая была создана в Якутске в 2012 году, а к 2020 году выросла до 1000 сотрудников — не единственный разработчик игр, который испытывает трудности с бизнесом в России. По словам продюсера студии Owlcat Games Максима Фомичева, за последние три-четыре недели на рынок труда в геймдеве вышло около 2000-2500 человек. Почему игровые студии увольняют сотрудников и как они это делают?
Материал по теме
Амбициозные планы
С частью сотрудников в феврале-мае 2022 года расстался разработчик и издатель мобильных игр Playgendary, рассказали Forbes три бывших сотрудника компании, попавших под сокращение. «Некоторые проекты, на которые руководство возлагало большие надежды, не показали тех метрик, которые были нужны компании, в связи с этим их закрывали», — рассказал один из экс-сотрудников Playgendary. Он отказался уточнить название проектов из-за NDA (соглашение о неразглашении информации), но отметил, что никаких обновлений для этих игр компания выпускать больше не будет. Сейчас на сайте компании в разделе игр представлено 18 проектов.
По словам собеседника Forbes, в компании работали 500-600 человек, из которых 150-200 было были уволены. Экс-сотрудник отметил, что в мае из-за «ситуации в мире» Playgendary закрыла российский офис в Санкт-Петербурге, а действующим сотрудникам предложила релокацию. В Playgendary не ответили на запрос Forbes.
Основателем игровой студии является белорус Дмитрий Шеленговский, из его профиля в соцсети LinkedIn следует, что он живет в Сан-Франциско. Штаб-квартира компании находится на Кипре, а у ее проектов — более 250 млн активных пользователей. Несмотря на сокращения персонала, у Playgendary 19 активных вакансий на сайте, три из которых — координаторы по релокации в Армению, Грузию и Узбекистан. Остальные позиции предполагают удаленную работу или работу из Лондона и Лимассола.
«Сейчас проще сократить людей, а потом «там» добрать новых», — говорит игровой продюсер Влад Мищенко. По его словам, причина этого в основном в банках, которые не переводят или «с большим скрипом» переводят деньги в Россию. Кроме того, из-за курса валют российские кадры стали намного дороже, отметил Мищенко. «Плюс влияет токсичность: банки, магазины игр, организаторы больших индустриальных и игровых мероприятий в последние месяцы смотрят на то, как компания связана с Россией. Таких связей стараются избегать», — сказал он.
Материал по теме
Еще одна компания, которая сократила несколько десятков своих сотрудников — издатель и разработчик онлайн-игр 101xp, рассказал Forbes один из сотрудников компании, который попал под сокращение, и подтвердил источник, близкий к компании. Представитель 101xp отказался от комментариев, основатель компании Александр Руженцев не ответил на запрос Forbes.
По словам сотрудника 101xp, который попал под сокращение, официально компания не делала никаких заявлений, с каждым сотрудником «говорили лично», а сокращения называли «реструктуризацией». Тем не менее увольнения могут быть связаны со «спецоперацией», так как 101xp заморозила партнерские запуски проектов, в том числе несколько проектов, которые уже были готовы или находились в работе, отметил собеседник Forbes. Он добавил, что сокращение предполагает лишь «выплату неотгуленного отпуска» без дополнительной компенсации. По его словам, 101xp не собирается закрывать офис в России, хотя с момента начала пандемии COVID-19 количество этажей и комнат, которые компания арендовала под офис в «Сколково», постепенно сокращалось.
Другой разработчик мобильных игр и приложений Green Grey в одностороннем порядке разорвал контракты с внешними студиями, для которых он выступал как инвестор, совладелец и издатель, рассказали Forbes два источника, близких к внешним студиям. Речь идет о студиях Infusion Games, NPU Games и Developers Unknown, в которые Green Grey вложила $2,5 млн, $800 000 и $4 млн соответственно в 2021 году.
«Просто позвонили и за две минуты сказали — денег нет, делайте что хотите. Никаких переговоров о компенсациях, погашении задолженностей и передаче прав на проекты нет. Никаких разговоров о банкротстве или ликвидации, тем более никаких предложений о продолжении работы», — рассказал источник, близкий к одной из студий. По его словам, около 150 людей из трех студий остались без выплат, а все расходы по дальнейшей разработке игр или закрытию компаний остались на их руководителях, добавил он. По словам собеседника Forbes, в Green Grey заявили, что деньги компании в валюте заблокированы и вывести их из-за рубежа не получается. «В марте мы зафиксировали бюджет в рублях, но внезапно евро обесценился, и деньги вместо сентября кончились в июне», — добавил он.
Материал по теме
Руководитель студии Infusion Games Сергей Беляев подтвердил Forbes, что Green Grey частично прекратил финансирование. По его словам, сейчас завести деньги в Россию практически невозможно: с этим столкнулся и Green Grey на глобальном уровне. Беляев добавил, что партнерские отношения Infusion Games и Green Grey не ограничиваются прямыми инвестициями и компания получает ресурсы, «но не через прямые инвестиции».
Руководители студий NPU Games и Developers Unknown не ответили на запрос.
Основатель Green Grey Дмитрий Морозов заявил Forbes, что все вложения в студии были его частными инвестициями, а частью Green Grey студии не являлись. «Студии продолжают самостоятельно развиваться, за исключением NPU Games, которая как структура распадется на отдельные проекты», — сказал Морозов. Он добавил, что у него было «много амбициозных планов» по росту и найму людей, но планы поменялись после 24 февраля.
Микс причин
«Когда «Сбер» попал под блокирующие санкции, было очевидно, что для SberGames это конец», — говорит топ-менеджер одной из игровых студий. По его словам, частные компании еще могут «химичить», работать и тут, и там, а у публичной российской топовой компании под санкциями — ноль шансов продолжать деятельность», —отметил он. Игровое подразделение SberGames банк учредил в апреле 2021 года, а в июне 2022 года оно официально закрылось. У подразделения могли быть проблемы с публикацией проектов в Google Play и App Store из-за санкций в отношении «Сбера», отмечал «Коммерсантъ». «Сбербанк только начал развивать проект и «спалил» не так много денег, у него еще не было готовых продуктов, поэтому единственным вариантом было его закрытие», — отметил топ-менеджер одной из игровых студий. Над SberGames работали около 200 человек, значительная часть из них попадет под сокращение, отмечал «Коммерсантъ».
Еще 600 человек из гейм-индустрии стали безработными, когда свое юрлицо в России закрыла литовская студия Game Insight в середине июня. «Платежи из Прибалтики уже давно не ходили в Россию, а после того, как Литва признала Россию террористическим государством, за денежный перевод туда можно было попасть в тюрьму», — объясняет мотивацию Game Insight топ-менеджер одной из игровых студий. По данным игрового издания App2Top, все российские активы Game Insight были переданы новому топ-менеджменту, которого ранее в компании никто не знал: перед ним поставили задачу законно ликвидировать организацию.
Менеджер проекта Guns of Boom в студии Game Insight Мечислав Прокофьев рассказал Forbes, что 14 июня после окончания рабочего дня сотрудники ООО «Гейм Инсайт» получили письмо на электронную почту, из которого следовало, что компания приняла решение о добровольной ликвидации. На следующий день сотрудникам начали отключать доступы к различным рабочим сервисам, отметил он. По словам Прокофьева, до сих пор работодатель не связался с сотрудниками и у них нет уверенности, что 24 июня будет выплачена заработная плата.
Материал по теме
Кроме того, на прошлой неделе компания-разработчик мобильных игр Plarium закрыла офис в Краснодаре и ликвидировала ООО «Плариум-Юг», штат которой составлял 500 человек.
«Ужасный курс рубля, очень тяжело проводить платежи, никогда не знаешь, когда тебе забанят средства разработки, например, движки, на которых ты работаешь. А поскольку весь софт по Saas-модели, то в случае их отключения в России из них практически невозможно будет достать свои данные», — перечисляет причины ухода игровых компаний из России основатель Helio Games Сергей Орловский.
С ним согласен основатель проекта rawg.io Гаджи Махтиев, по словам которого закрытие проектов в России — это микс из нескольких причин. «Ну и банально некоторые не видят перспектив на местном рынке: можно те же усилия потратить на международную экспансию и получить больше профита», — подытожил Махтиев.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением», либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.
Источник: www.forbes.ru