В нашей статье в августе 2018 года мы писали об игрофикации как о набирающем актуальность наборе бизнес-инструментов. Игровые механики сегодня продолжают набирать популярность по нескольким причинам:
Во-первых, благодаря тому, что традиционные методы проектирования бизнес-процессов и мотивации перестают работать. Во-вторых, потому что сегодня мы живем в мире, в котором идет интенсивная конкуренция за внимание человека, и, разумеется, это касается и ваших сотрудников. Кроме того, некоторое время назад наметился тренд на внедрение мягких методов управления, в которых директивность заменяется интерактивностью. В этой статье мы решили сделать небольшой обзор отличий деловой игры и геймификации процессов, чтобы помочь вам разобраться, что может подойти вашей компании в текущей ситуации и рассказать, как квест может позволить осуществить существенный рывок вашей компании.
Деловая игра — имитация по-серьезному
- производство,
- доставку,
- продажи,
- PR.
Как создать деловую игру
Чтобы создать деловую игру, вам потребуется понять, какие аспекты производства или работы с клиентом вы хотите отработать и написать сценарий, в котором будут имитироваться ситуации. Однако в реальности игра может пойти не совсем по сценарию. Так что проведение подобной игры может быть сложнее процесса подготовки.
Аванян Павел » Игровые технологии и методы их применения в обучении и развитии людей»
Если вы хотите создать коробочный продукт, законченную игру, вроде Cashflow, а не ролевую симуляцию, то это избавит вас от необходимости в качественном ведущем. Коробочные игры редко имеют значительный положительный эффект, зато это более универсальный и простой инструмент.
Чтобы создать деловую игру, вам потребуется понять, какие аспекты производства или работы с клиентом вы хотите отработать и написать сценарий, в котором будут имитироваться ситуации. Однако в реальности игра может пойти не совсем по сценарию. Так что проведение подобной игры может быть сложнее процесса подготовки.
- Распределение ролей между участниками игры.
- Различие ролевых целей при выработке решений, которые способствуют возникновению противоречий между участниками, конфликта интересов.
- Коллективная выработка решений участниками игры.
Деловая игра или серия деловых игр подойдут вам, если вашему коллективу требуется «полевой» опыт и взаимодействие между отделами/руководителями.
Деловые игры не подходят вам, если в вашей компании царит жесткая иерархия или культура, которую не принято нарушать.
Кейс: оперативный квест для слаживания компании
В январе мы запустили квест для трех департаментов крупного производственного предприятия с целью оптимизации взаимодействия продукт-менеджеров, команды маркетинга и отдела продаж, которая назрела в связи с амбициозными стратегическими целями компании.
Основным преимуществом компании была очень сильная команда профессионалов. При этом, при постановке задач в компании не всегда проводилась гармонизация их содержания с другими отделами.
Игровые технологии в бизнесе. Эффективно ли их спользование? Леонова Елена
В ходе консалтингового проекта ключевым сотрудникам команды помогли построить дорожные карты своей деятельности на ближайший год, однако выполнение нового объема задач в годовой срок пугало многих членов команды («большая нагрузка, понимаете?»).
Чтобы помочь справиться со страхом и повысить производительность, в компании было предложено ввести квест. Чемпионы и лидеры получали более, чем ощутимые призы, и при этом условия получения этих призов были максимально прозрачны (хотя выполнить их было не слишком просто).
Важно было учесть, что до введения квеста никаких подобных инициатив на предприятии не вводилось, поэтому для обеспечения успеха промежуточные результаты контролировались каждый месяц.
В результате квеста сотрудники предприятия начали демонстрировать поистине неожиданную для культуры компании инициативы, более половины из них выполнили цели своих дорожных карт и ни один не пошел на открытый саботаж идеи.
Вместо заключения
Пожалуй, одним из самых важных преимуществ игровых техник и механик как инструментов бизнес-управления является то, что в силу своей доброй направленности они встречают наименьший из возможных уровней сопротивления среди сотрудников.
Это особенно актуально в нашей стране сегодня, когда вопросы повышения производительности труда являются одними из самых актуальных.
Источник: spark.ru
Все серьезно: как бизнес-игры тренируют предпринимательство
Сегодня игровые практики становятся частью повседневности, а игровые механики — новым эффективным инструментом для бизнеса, особенно в части управления лояльностью клиентов и мотивацией сотрудников. Также игры превращаются в важную часть бизнес-образования. Как они переворачивают мышление и почему предприниматель по своей природе game changer, рассказала продюсер программы «Практикум по игротехнике LIVE» компании EntSpace.
960 просмотров
Право на ошибку и выход из сценария: почему в игре рождается Game Changer
Бизнес давно взял игры на вооружение: еще в 1956 году Американская ассоциация менеджмента выпустила первую decision-making-игру Top Management Decision Game. Сегодня сфера применения игр и их образовательный арсенал расширились: помимо компьютерных симуляторов, деловых и стратегических игр, активно развивается направление имитационных игр, которые позволяют имитировать социальные системы и тестировать предпринимательские ходы и управленческие решения.
Эти игры адресованы предпринимателям, поэтому построены на реальных рыночных условиях и кейсах и ориентированы на развитие бизнеса. В отличие от других игровых практик, бизнес-игры полисценарны — ведь именно умение быстро ориентироваться в условиях рыночной неопределенности играет большую роль в тренировке предпринимательских навыков. Поэтому ключевой принцип полисценарной, или freeplay, игры — полная свобода действий: игрок может изменять заданные правила. Правда, для этого придется договориться с остальными участниками, прописать сценарии и схемы взаимодействия, ресурсную базу — совсем как в жизни. Такие игры отлично развивают кооперативность и коалиции, а рабочие связки и тандемы, сформированные в игровом пространстве, нередко разворачиваются в реальные совместные проекты.
Еще игра — отличный инструмент для выявления компетентностного капитала. Участники из разных отраслей с непохожим жизненным опытом и бизнес-бэкграундом сталкиваются с такими конкурентами, которых не предполагает их рынок. Это дает возможность провести эксперимент без реальных последствий, не боясь ошибиться, и проработать альтернативные варианты развития сценария в очень короткие сроки.
В игре должны встречаться участники с разными типами мышления: предприниматели, «образованцы», студенты. Это задает мощную динамику всей группе, усиливает конкуренцию, а в результате помогает придумать совершенно новый предпринимательский ход.
Евгения Аникина, продюсер программы «Практикум по игротехнике LIVE» EntSpace
Кроме того, игра позволяет предпринимателю, погруженному в свою компанию и занятому операционными вопросами, увидеть общую картину рынка. Это необходимо для выхода из ловушки неразделенности, которая создает тесную эмоциональную связь между бизнесом и его создателем и не позволяет масштабироваться и примерять другие сценарии.
Многие предприниматели не мыслят себя в отрыве от бизнеса. Но им все же необходимо — хотя бы ментально, в игре — прожить идею конечности своего бизнеса. Именно разделенность дает возможность выступать из позиции Game Changer. Предприниматель по своей природе человек, способный менять правила игры. Эта позиция очень ресурсна.
Анатомия имитации: как должна быть устроена эффективная игра для бизнеса
Игра для постановки предпринимательского мышления и отработки соответствующих компетенций должна быть основана на реальной ситуации и отражать актуальную специфику рынка. Раньше на разработку такой имитации требовалось от двух до трех лет. Однако при вовлечении в процесс конструирования реальных практиков, предпринимателей, держателей рынка и игротехнической команды, за счет создания «лаборатории» по имитационному моделированию сфер и рынков, цикл разработки и тестирования игровых решений сокращается до 3–4 месяцев. При этом на выходе из программы получается 8–10 новых игровых моделей.
Чтобы freeplay-игра стала по-настоящему эффективной, при ее разработке необходимо придерживаться ряда принципов.
- Играбельность
Участнику нужно оставить возможность выиграть из любой позиции, иначе игровой процесс окажется неинтересным, не способным стимулировать конкуренцию и формирование новых ходов-инсайтов.
- Замкнутость
Игра должна содержать все необходимые ресурсы, чтобы виртуальный мир оставался целостным. Для этого в нее переносятся специально сконструированные игровые предметы — точнее, функции реальных предметов, и выстраиваются механизмы взаимной конвертации между ресурсами. Так, деньги, помимо функции средства взаиморасчетов, должны давать возможность принимать стратегические решения и влиять на ход разворачивания игры, например через конвертацию в голоса в управляющем совете.
- Отсылка к реальности
Как и в жизни, в игре невозможно моментально создать завод или зарубежный офис: нужно сначала оценить мощности компании, привлечь инвестиции, закупить оборудование, нанять персонал. Для введения новых ресурсов в игровое пространство требуется время: в игре на это уходит один такт, соответствующий, как правило, реальному году.
- Соразмерность игры участникам
Это особенно важно для предпринимателей малого и среднего бизнеса, которые всегда ограничены в ресурсах (деньгах, времени, людях) и при этом вынуждены конкурировать с более крупными компаниями. В игровом пространстве барьеры не исчезают, а участники придумывают новые ходы из этой ситуации необходимости — такой результат можно экстраполировать на реальный бизнес.
Однако сама по себе игра не результативна, хоть и самоценна: ей необходима дополнительная надстройка, которая переводит эмоциональный опыт проживания в образовательный результат. Эту функцию выполняют постановка целей на игру, специальное упражнение (например, разделение роли и позиции) и рефлексивный разбор, позволяющие добиться обучающего эффекта. Через них формируется результат игры — понимание, что участники получили через имитацию: какие новые способы действия попробовали, какие коммуникационные паттерны проявили, какие инструменты освоили.
Игры учат распредмечивать конструкции — видеть за предметами схему их соорганизации и то, что с этим можно делать. Это помогает быстро ориентироваться в потоке информации: выделять главное и анализировать ситуацию по ходу действия.
Евгения Аникина, продюсер программы «Практикум по игротехнике LIVE» EntSpace
«Восстановить слона по кусочкам»: зачем предпринимателю становиться игротехником
Высший уровень погружения предпринимателя в игропрактики — не просто участие в бизнес-играх, но и создание собственных игровых конструкций в позиции игротехника. Так можно эффективно «тренировать» предпринимательство, ведь по сути разработка игры — это запуск новой организации со своими правилами и смыслами. И если в реальности такой старт проживается очень болезненно и долго, то игра позволяет развивать этот навык системно — и затем использовать в жизни, экономя время и ресурсы.
Чтобы создать эффективную freeplay-игру, игротехнику надо обладать компетенциями на стыке психологии, социологии и экономики. Его задача — увидеть предмет системно, со всех сторон, перенести его свойства в игровое поле и тем самым оживить игру, заставить участников проживать ситуации на 100 %. Выработанный конструированием игр helicopter view позволит всегда иметь рабочий инструментарий для анализа любой реальной ситуации, как если бы она была игровым полем. Кроме того, игротехнический опыт дает возможность создавать игры для конкретных бизнес-процессов внутри компании и вовлекать в них команду, решая тактические и стратегические задачи.
Там, где все видят часть картины, игротехник способен увидеть ее целиком и «восстановить слона по кусочкам». Это помогает в потоке информации выявлять то, что действительно важно с деятельностной точки зрения, и быстрее включаться в разные индустрии.
Евгения Аникина, продюсер программы «Практикум по игротехнике LIVE» EntSpace
Игротехник все время изобретает и придумывает. И в этом смысле его позиция схожа с позицией стартапера, поскольку в самом начале нет ничего, кроме смысла, к которому «примагничиваются» люди, ресурсы, а потом рождается продукт, вокруг которого выстраивается бизнес. Такие компетенции становятся более востребованными в новой, постпандемийной экономике, где высока степень турбулентности.
Развить навыки и образ мышления игротехника помогает программа по конструированию бизнес-игр «Практикум по игротехнике LIVE». Программа раскрывает потенциал игры — мощной гуманитарной технологии, чтобы помочь предпринимателям и управленцам занять позицию Game Changer, научиться быстро перестраиваться на динамичных рынках и создавать собственные игровые тренажеры для отработки различных ситуаций в бизнесе.
Источник: vc.ru
Игрофикация ака геймификация в бизнесе
В этой статье я хочу поговорить о таком интересном явлении в современном бизнесе, как геймификация (игрофикация), т.е. использование методов из игровой индустрии в организации рабочих процессов с целью повышения показателей.
В качестве бизнес-консультанта я очень часто выполняю работу по внедрению CRM-системы, и в процессе работы также сталкиваюсь с сопротивлением сотрудников. Людям сложно менять привычки, в том числе, в работе, изучать новые инструменты. Тем более что внедрение CRM практически всегда напрямую связано с повышением контроля всех рабочих процессов, качества работы сотрудников отдела продаж, а также того, каким образом они используют рабочее время в офисе и на выезде. Процесс внедрения CRM-систем я подробно рассматривал в прошлых статьях, например, «Что такое CRM».
Итак, успешное внедрение CRM-системы всегда состоит из двух частей:
- Грамотная настройка программного продукта для успешной и комфортной работы;
- Мотивация сотрудников для быстрого и эффективного перехода на новую систему.
Каким образом реализуется эта мотивация, зависит от конкретной компании и от принципов управления, которые в ней приняты. Это может быть финансовая мотивация (как премии, так и штрафы и другие административные наказания), это может быть еще какое-то административное решение вопроса, а может – соревнование, т.е. геймификация работы.
В современных условиях большинству людей уже становится мало только финансовых стимулов в работе, конечно, уровень заработка остается очень важным параметром, как и социальная защищенность и какие-то материальные бонусы. Но все же современным людям хочется большего, хочется какой-то самореализации, повышения интереса к работе, каких-то целей, соревнования, достижений.
И здесь на помощь приходят методы геймификации в бизнесе, которые позволяют для повышения важных для работы показателей использовать игровые и соревновательные моменты. Конечно, геймификация не отменяет необходимость оплачивать работу или применять административные методы управления, скорее, геймификация позволяет дополнить эти методы еще одним интересным и современным подходом.
Что такое геймификация?
Геймификация – применение игровых механик в неигровых процессах. При правильном применении этот подход позволяет в разы увеличить эффективность решения бизнес-задач.
К нам в страну этот сравнительно новый метод мотивации сотрудников пришел с Запада, и заключается он в применении в работе каких-то игровых моментов. Таким образом, для повышения эффективности работы сотрудников используется понимание психологии человека. Люди, в том числе, взрослые, любят игру, им интересно соревнование, присуще стремление быть первым. Эти особенности давно и очень успешно применяются в игровой индустрии. А теперь они же пришли и в бизнес, благодаря чему повышение эффективности работы достигается при минимальных вложениях.
Методы геймификации в бизнесе позволяют добиться:
- Повышения лояльности сотрудников;
- Повышения производительности.
С одной стороны, человек, вовлеченный в процесс геймификации, относится к работе с большим интересом, с удовольствием приходит на работу в эту компанию каждый день, предвкушает какие-то новые достижения. Все это помогает повысить лояльность сотрудников и снизить текучку кадров.
С другой стороны, эти методы повышают производительность и эффективность труда каждого сотрудника, так как люди, которые вовлечены эмоционально в соревнование, в игровой процесс, который совмещается с работой, начинают работать эффективнее, плодотворнее, с большим интересом и вовлеченностью в сам рабочий процесс.
Как реализуется геймификация в CRM?
Геймификация в CRM системах, как и любой вариант геймификации в бизнесе, реализуется при помощи особой системы отчетности. Эти отчеты совсем не обязательно связаны с финансовыми или количественными показателями, на основе которых рассчитывается оплата труда сотрудников или проводится анализ эффективности работы каждого менеджера. Для геймификации подойдут любые параметры, в том числе, вообще не связанные с процессом продажи. Здесь все зависит от поставленной цели.
Эти отчеты, в отличии от базовой отчетности, позволяют анализировать не только цифровые показатели, но и любые другие параметры. Так как они предназначены для игрового процесса, отчетность должна быть наглядной, яркой и красочной. Но, в отличии от KPI, отчеты для геймификации формируются не только за месяц, квартал или другой важный для анализа период, но в любой удобный момент времени. А отображение информации в них может быть таким же наглядным или даже более ярким. В геймификации активно применяют диаграммы, наглядные графики, ТОП-листы лидеров и так далее, все зависит от возможностей CRM и фантазии составителей отчета.
Что касается данных для анализа, здесь также может быть множество вариантов. Например, при переходе на новую систему CRM можно создать отчет, который будет подсчитывать количество заходов каждого пользователя в систему, число исходящих звонков, которые были сделаны каждым сотрудником из системы, или общее количество времени, которое каждый из пользователей проводит в системе. Соревнование по таким показателям поможет быстрее перейти на работу с новым программным продуктом. А для повышения эффективности продаж можно соревноваться и по срокам, от появления лида до получения оплаты (чем он меньше, тем лучше), и по такому показателю, как самая большая сумма заказа или по объемам продаж того или иного товара, который по каким-то причинам компании нужно срочно реализовать.
Вариантов геймификации может быть очень много, главное, придумать подходящую игру и создать для нее яркий и наглядный отчет, который каждый сотрудник будет видеть, например, при входе в систему, или сможет сформировать в любое удобное время для проверки своих результатов.
Создание игры – постановка задачи, цели, сценарии
Создание игры заключается в решении нескольких вопросов:
- Необходимо выбрать цель игры – это будет задача, которую вы хотите поставить перед сотрудниками. Она может быть ситуационной (продать определенный товар, полноценно перейти на новое программное обеспечение и т.д.), а может быть одним из важных параметров для работы в целом (повышение среднего и максимального чека, снижение сроков отсроченных оплат от клиентов, увеличение суммы отгрузки оптовым клиентам и т.д.)
- Ввести временные рамки. Определяются целями компании и ограничиваются сроками решения поставленных задач. Соревнование может быть бессрочным, но даже в этом случае должны быть какие-то промежуточные этапы и подведения итогов.
- Продумать мотивацию. Обычно для этих целей создаются какие-то значки в системе, звания, возможно, и материальные поощрения (призы).
Каким образом описывается сценарий:
- Начало игры. Дата и участники.
- Промежуточные этапы (цели), по результатам каждого участникам начисляются баллы.
- Финал игры – дата или достижение определенного показателя, после которого подводятся итоги и называются победители.
Например, компания планирует участие в выставке, и под это событие готовится игра. Основные цели компании – это привлечение новых клиентов и прямые продажи на выставке. При этом для достижения поставленных целей очень важно правильно продумать сценарий игры для двух равнозначных направлений.
Если вы сделаете упор на прямых продажах и проигнорируете либо недостаточно оцените в игровом процессе привлечение лидов, то сотрудники в рамках работы на выставке будут массово концентрировать свои усилия на продажах, а привлечению новых клиентов будет уделяться недостаточно внимания. И наоборот, если основная цель будет состоять в привлечении новых клиентов, то количество прямых продаж в результате будет минимальным.
А потому для игрового процесса работы на выставке нужно создать два равноценных направления – это прямые продажи и привлечение новых клиентов. По каждому из направлений должны подсчитываться баллы, и в результате игры будут фиксироваться такие достижения:
- Знаток прямых продаж;
- Знаток привлечения лидов.
Началом игры считается начало работы компании на выставке. Далее, по итогам каждого дня работы подсчитываются баллы. Например, каждая прямая продажа будет считаться как 10 баллов, а каждый лид – 4 балла. Если выставка длиться несколько дней для повышения мотивации можно подводить промежуточные итоги после внесения результатов работы для каждого дня.
По итогам всей выставки определяются окончательные лидеры по каждому из направлений. Также можно выбрать безусловного лидера, который набрал максимум баллов в общем зачете, т.е. сумма баллов и по лидам, и по продажам. Наградой может быть как значок «знатока», так и какой-то мотивирующий приз.
Долговременные игры и методы мотивации
Игры, рассчитанные на длительный период времени, чаще всего направлены на повышение лояльности сотрудников, хотя и здесь можно вводить какой-то соревновательный момент.
Например, в компании на постоянной основе может проводиться соревнование по качеству работу менеджеров по продажам, при котором также ведется работа по нескольким направлениям сразу. Это могут быть:
- Количество заявок;
- Количество звонков и встреч;
- Суммы заказов;
- Суммы оплат и т.д.
По каждому из параметров при этом также начисляются баллы и по итогам недели или месяца выявляются «лидеры звонков», «лидеры заказов», «лидеры привлечения клиентов» или просто «лидер продаж» по итогам всех параметров. Эти значки могут быть «переходящими» или оставаться как памятный знак на постоянной основе, как памятные медальки, на основе которых можно также отслеживать количество разных достижений сотрудника и дарить особые звания и призы.
Также очень полезны для повышения лояльности такие показатели, как срок работы сотрудника в компании. Например, по итогам первого года работы можно присвоить ему значок «Целый год вместе с компанией». А для сотрудников, которые проработали 3 года и более – «Значок старожила» и так далее. Здесь вариантов очень много и они зависят только от вашей фантазии.
Причины эффективности геймификации
Самое главное преимущество этого решения – это повышение интереса сотрудников к работе. Исчезает рутина, появляется азарт соревнования. В результате эффективность работы каждого, кто заинтересовался игровым процессом, заметно растет.
Также важно понимать, что игры можно проводить самые разные и по широкому перечню различных параметров. В результате практически каждый сотрудник где-то в какой-то период окажется в числе лидеров, получит свой значок и/или приз, что также повышает желание участвовать в соревнованиях, повышает тот самый игровой азарт, который в игровой индустрии приносит огромные доходы, а в бизнесе – стабильное повышение эффективности и качества работы. Кстати, о том, как эти вещи технически можно реализовать в рамках Zoho я также планирую подробно рассмотреть на вебинаре «Геймификация в ZOHO CRM».
Примеры успешных решений
В отделе продаж многих компаний наблюдается распространенная проблема. Сотрудники знают, что заработная плата рассчитывается на основе суммы отгрузок или оплат, произведенных за месяц.
В результате нередко менеджер в течении первых недель работает очень мало и без особого желания, а ближе к концу месяца начинает активно продавать, просить клиентов закрыть какие-то накладные до конца месяца и оформить новые заявки. Нередко даже отгрузку один из менеджеров оформляет не на себя, а на коллегу по его просьбе, так как тому не хватает небольшой суммы до нормы. Взаимовыручка – это, конечно, хорошее человеческое качество, но в бизнесе нужны объективные показатели по каждому сотруднику. Да и работа по принципу – половина месяца ничего, а потом – аврал, также крайне непродуктивна для компании в целом.
- Кто больше звонков сделает;
- Кто больше товара продаст за день суммарно;
- Кто оформит большее число заказов;
- Кто привлечет и успешно начнет работу с большим числом лидов и т.д.
Итоги можно подводить каждый день, выделять «лидера дня», а также еженедельно на основе суммарных данных. Такой подход поможет сотрудникам каждый день работать с интересом и максимальной отдачей, и нагрузка на другие подразделения компании будет распределяться равномерно, а объем продаж – увеличится.
Таким образом, использование геймификации в бизнесе позволяет руководству получить больше разнообразных рычагов для мотивации сотрудников, а самим сотрудникам повысить интерес к работе, избавиться от рутины, увеличить как прибыль компании, так и собственные заработки. При этом средств на этот вариант мотивации потребуется совсем немного. Главное – это продуманная система игровых показателей и внедрение по мере необходимости красивых отчетов в CRM-системе.
- crm-системы
- crm-технологии
- управление персоналом
Источник: habr.com