Разговор о земельно-имущественных отношениях, пожалуй, правильно начать, рассмотрев по отдельности каждую из частей этого словосочетания: существительное «отношения» (разумеется, в правовом контексте) и слагаемые составного сложного прилагательного «земельно-имущественные». Отношения в праве ─ это четко урегулированные его нормами общественные отношения. Четко ─ значит по писаному закону, полностью следуя его букве, а не в соответствии с порой достаточно размытыми понятиями, о том, что такое хорошо, а что такое плохо. Ведь «хорошо» и «плохо» на разных исторических отрезках очень часто меняются местами.
Отношения – земельные и имущественные
Чтобы понять, в чем состоят земельные отношения, логичнее всего обратиться к Земельному кодексу Российской Федерации (ЗК РФ), где в п. 1. ст. 3 «Отношения, регулируемые земельным законодательством» они определены следующим образом: «отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории».
Имущественные отношения в гражданском праве
Земельные отношения ─ предмет регулирования земельного права. Имущественные отношения, а также связанные с ними неимущественные регулируются нормами другой отрасли права ─ гражданским правом. Об этом сказано в Гражданском кодексе Российской Федерации (ГК РФ), а именно в ст. 2 «Отношения, регулируемые гражданским законодательством».
Имущественные отношения часто определяют как имеющие форму ссуд, кредитов, аренды и купли-продажи отношения физических и юридических лиц между собой и друг с другом. Очевидно, что содержащиеся в ст. 2 ГК РФ слова о порядке осуществления права собственности и других вещных прав относятся в т. ч. и к обороту недвижимой собственности. А земля, вовлеченная в гражданский оборот, как известно, помимо множества прочих своих функций, является еще и недвижимостью.
И отношения отраслей права
Под «взаимоотношения» двух отраслей права, гражданского и земельного, в любом государстве заложена если не бомба, то достаточно взрывоопасный потенциал противоречий. И причиной тому ─ многозначность понятия «земля». Многозначность не лексическая, а сущностная. Она обусловлена многими факторами. И, главным образом, свойствами самой земли.
Земли, которая, во-первых, является основой жизни человека, важнейшим компонентом окружающей среды. Во-вторых, земля ─ это необходимое условие производственно-хозяйственной деятельности не только в аграрном комплексе, но и в строительстве, транспорте, добывающей промышленности и целом ряде других отраслей. В-третьих, земля ─ это товар, источник получения прибыли.
И поэтому нет ничего удивительного в том, что два законодательства ─ гражданское и земельное ─ смотрят на землю по-разному. Земельное ─ трепетно, как на основу жизни. А гражданское ─ вожделенно, как на приносящий прибыль товар. Нельзя не принимать во внимание еще один фактор ─ неодинаковое у разных групп населения и отдельных граждан понимание места и роли земли в экономической, государственной и общественной жизни, в поддержании экологического равновесия. А в современных российских условиях, когда земля (еще вчера априори абсолютно бесплатная общенародная собственность) сегодня, пусть с ограничениями и исключениями, но все-таки покупается и продается, этот диссонанс становится еще отчетливее.
Урок №26. Имущественные и неимущественные права
История вопроса
Если посмотреть на проблему взаимоотношений земельного и гражданского законодательств в историческом контексте, станет понятно, что существующее положение вещей не случайно. В нашей стране вплоть до реформ начала девяностых годов XX столетия частной собственности на землю не существовало.
Земля не была вовлечена в гражданский оборот, не являлась объектом купли-продажи и в этом смысле не представляла интереса для гражданского права. В странах с «бескомпромиссно» рыночной экономикой ситуация была прямо противоположной.
Земля, один из объектов права частной собственности, находилась в гражданском обороте, и поэтому земельные отношения регулировались почти исключительно нормами гражданского права. Но всякая бескомпромиссность, в какую бы сторону она не была направлена, редко доводит до добра.
Россия встала на путь рыночных реформ и вернулась к забытой более чем на полвека частной собственности на землю. А в некоторых странах, где раньше мало кто сомневался в том, что «рынок сам все устроит», осознали, что государство не вправе самоустраняться от решения проблем землепользования.
Не просто осознали, но и приложили максимум усилий для развития специального земельного законодательства, определяющего обязанности собственников земли и регулирующего (в т. ч. административными, а не только экономическими, методами) порядок пользования землей. И в этом не было ничего революционного, ведь еще великий русский ученый Дмитрий Иванович Менделеев отмечал: «…рынок должен обязательно сочетаться с активной ролью государства в экономике. Только государство, дополняя рынок, может обеспечить общенациональный интерес…». Жизнь показала, что применительно к земле эти слова справедливы вдвойне.
В поисках компромисса
Но и сегодня связанная с необходимостью максимально четкого разграничения гражданско-правовых и земельных отношений проблема полномочий гражданского и земельного законодательств в земельном вопросе ─ благодатное поле для дискуссий. Употребление «синтетического» термина «земельно-имущественные отношения» означает вторжение в область взаимного влияния двух отраслей права.
Отраслей, в силу естественных причин (уж слишком близко они сошлись в данном случае), а не по злой или доброй воле людей конкурирующих между собой и пытающихся «перетянуть одеяло» на себя. Но одновременно с этим, объединение двух прилагательных («земельные» и «имущественные») в одно ─ «земельно-имущественные» означает попытку примирить объективные противоречия двух сфер права и конвертировать противостояние между ними в продуктивное русло.
Это тем более оправдано, что ядро земельного права в значительной степени сформировано нормами права гражданского. В п. 3 уже упоминавшейся ст.
2 ГК РФ сказано: «К имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством». В свою очередь, в п. 3 ст. 3 ЗК РФ говорится о том, что «Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами». Закон пытается найти разумный компромисс между двумя взглядами на землю. Словосочетание «земельно-имущественные отношения» можно рассматривать как проявление этого компромисса, а не просто как констатацию того, что земельно-имущественные отношения ─ это абсолютно заурядные имущественные отношения по поводу земли.
Государственное управление земельно-имущественными отношениями
Очевидно, что в условиях рыночной экономики самым действенным механизмом сосредоточения земельных ресурсов в руках наиболее эффективных собственников является рынок земли. Насколько он успешно справится с этой непростой задачей, во многом зависит от двух «не рыночных» факторов. Во-первых, от состояния законодательной базы.
А во-вторых, от эффективности функционирования органов власти всех уровней, призванных осуществлять государственное регулирование земельно-имущественных отношений. Главная задача государственного управления земельно-имущественными отношениями ─ создание благоприятного экономического климата для всех участников рынка земли.
Важное место в этой работе принадлежит административно-правовым методам ─ совокупности организационных и правовых актов и мер воздействия, устанавливающих правила и способы использования земельных участков и регулирующих отношения владения, пользования и распоряжения ими. К числу механизмов государственного управления земельными и имущественными отношениями относятся земельный налог и арендная плата за пользование государственными землями.
Роль региональных и местных органов власти в регулировании земельно-имущественных отношений. Важная роль в процессах государственного регулирования земельно-имущественных отношений принадлежит региональным органам власти.
В ряде субъектов Российской Федерации орган государственного управления, уполномоченный выполнять эту работу, называется министерство имущественных и земельных отношений. Это республики ─ Саха (Якутия), Карачаево-Черкесская, Чеченская, Чувашская, и целый ряд областей ─ Тверская, Рязанская, Тульская и другие.
В Республике Башкортостан ответственное за решение «земельного вопроса» министерство называется почти также ─ только слова «имущественных» и «земельных» поменялись местами ─ Министерство земельных и имущественных отношений РБ. Министерства с аналогичным названием есть в соседнем Татарстане и в Республике Тыва.
Составной частью ряда областных администраций, например, в Ярославской, Белгородской, Смоленской, Владимирской областях, является департамент земельных имущественных отношений. Но какое бы название не носили «ответственные за землю» региональные властные органы, суть деятельности у них одна: управление и распоряжение в пределах своей компетенции имуществом, находящимся в собственности субъекта федерации, включая земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена.
Немалая часть нелегкой ноши по регулированию земельно-имущественных отношений досталась муниципальным органам власти. Называться они могут по-разному. Например, отдел имущественных и земельных отношений, комитет имущественных и земельных отношений или как функционирующие в муниципальных районах Республики Татарстан муниципальные учреждения под названием «Палата земельных и имущественных отношений». Этим структурам приходится решать чрезвычайно широкий круг задач, направленных на обеспечение максимальной эффективности и доходности от использования недвижимого муниципального имущества, и контролировать это использование.
Они выполняют разнообразные функции:
— участвуют в разработке муниципальных программ, направленных на более эффективное регулирование земельных отношений и рациональное использование земель;
— вырабатывают предложения о разграничении собственности земельных ресурсов;
— ведут Реестр муниципальных земель, поддерживая функционирование системы учета земельных ресурсов;
— обеспечивают передачу земельных участков гражданам и юридическим лицам;
— осуществляют муниципальный земельный контроль;
— выступают заказчиком работ, связанных с управлением земельными участками, находящимися в муниципальной собственности;
— контролируют поступление в местный бюджет средств от продажи и аренды, а также иных видов использования земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Земельно-имущественные отношения и государственные программы
Способом государственного участия в развитии экономики является программно-целевой метод планирования и управления. Его уже многие годы используют в США, Великобритании, Германии и других странах. России тоже есть, что предъявить в части разработки и реализации государственных целевых программ. Достаточно вспомнить о плане ГОЭЛРО или Энергетической программе.
Федеральные целевые программы позволяют ставить и эффективно решать самые сложные задачи, поскольку программно-целевой подход способствует преодолению межведомственных барьеров, помогает обеспечить действенный контроль за ходом достижения поставленных целей и рациональным расходованием финансовых средств. Примером федеральной целевой программы, непосредственно касающейся земельно-имущественного комплекса, является программа «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014-2019 годы)». Она направлена на гармонизацию сферы земельно-имущественных отношений на основе соблюдения баланса интересов, взаимной ответственности и координации усилий государства, бизнеса и общества в обеспечении перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития страны. Еще один по своей сути программный документ ─ «Основы государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012-2017 годы», утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2012 г. № 297-р. Он призван обеспечить условия для повышения эффективности гражданского оборота земельных участков, защиту прав на недвижимое имущество, снижение административных барьеров в развитии рынка и обеспечение рационального налогообложения недвижимости.
Земельно-имущественные отношения: спрос на квалифицированных специалистов растет
Источник: www.vlak33.ru
Вопрос 49. Имущественные отношения в гражданском праве.
Имущественные отношения — это общественные отношения, связанные с гражданским оборотом имущества, т.е. материальных предметов, имеющих стоимость.
Возможны ситуации, когда гражданским правом регулируются и безвозмездные отношения (например, дарение)
Имущественные отношения возникают и по поводу результатов работ и оказания услуг, не обязательно воплощающихся в вещественном результате (например, перевозка, хранение, услуги культурно-зрелищного характера), поскольку они также имеют товарную форму.
Виды имущества:
Недвижимое: земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и всё, что прочно связано с землей, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения, а также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда внутреннего плавания, космические объекты.
Движимое: вещи, не относящиеся к недвижимому, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе.
- Неделимые – вещь, раздел которой невозможен без изменения ее назначения
- Сложные: если разнородные вещи образуют единое целое, предполагающее использование их по общему назначению, они рассматриваются как одна вещь (сложная вещь).
- Главная вещь и принадлежность: вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной, вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность), следует судьбе главной вещи, если договором не предусмотрено иное.
- Плоды, продукция и доходы
- Животные: к животным применяются общие правила об имуществе.
- Отношения вещного характера;
- Отношения обязательственного характера.
- Отношение субъекта к принадлежащей ему вещи;
- Отношения между субъектом и иными лицами по поводу данной вещи.
- Индивидуальной собственности отдельных граждан;
- Собственности юридических яиц;
- Государственной и муниципальной собственности.
Вопрос 50. Личные неимущественные отношения в гражданском праве.
- Их предметом являются нематериальные блага,
- Лишены экономического содержания,
- Неотделимы от личности человека или от организации,
- В них происходит индивидуализация личности гражданина или организации,
- В таких отношениях осуществляется оценка их нравственности и других социальных качеств.
- Связанные с имущественными
- Не связанные с имущественными
Источник: studfile.net
Имущественные отношения: понятие, виды, закон, примеры регулирования
Гражданское право — это отрасль права, состоящая из норм, которые регулируют общественные отношения. Предметом его регулирования являются имущественные и личные неимущественные правоотношения, связанные с первыми. В рамках статьи рассмотрим, что такое имущественные отношения, какие у них бывают виды, а также вопросы правового регулирования.
Понятие
Имущественными называются отношения, которые регулируются гражданским правом, создают основную его предметную часть. Они устанавливаются в связи с определенным имуществом — материальными вещами, а иногда и благами нематериального товарного характера. В римском праве существовало такое понятие, как «нетелесные вещи». К ним относятся определенные имущественные права (к примеру, пользование).
Имущественные отношения также складываются касательно итогов работ и оказания услуг. Это банковский вклад, транспортные и иные услуги. Обычно предмет регулирования имеет денежное выражение. Но бывают случаи отношений безвозмездного характера (к примеру, дарение).
Движимое и недвижимое
В гражданском праве имущество делится на:
К первому относятся наделы земли, недра, водные объекты с установленными границами и иные объекты, имеющие четкую связь с землей. Это объекты, которые не могут перемещаться без существенного изменения или вреда их назначению (здания, леса, насаждения, морские и воздушные суда). Все вещи, которые не относятся к недвижимым, считаются движимым имуществом. К ним относятся и денежные средства, а также ЦБ. Если в отношении недвижимости для подтверждения права собственности необходима регистрация, то для движимого имущества в большинстве случаев она не требуется.
Виды
Имущественные отношения всегда появляются при нахождении вещи у кого-то или при переходе из одних рук в другие. При этом они разделяются на следующие группы:
- Вещные.
- Обязательственные.
- Корпоративные.
К первым относятся те, которые связаны с обладанием имуществом. Это — отношения субъекта к вещи, а также отношения между субъектом и другими лицами, касающиеся этой вещи.
В первом случае вещи могут принадлежать по праву собственности, которая бывает:
- Индивидуальной.
- Юрлиц.
- Муниципальной и государственной.
Другие отношения реализуются в виде владения, пользования и распоряжения имуществом, принадлежащем иным лицам с разрешения собственника в рамках закона.
Обязательственные отношения связаны с переходом имущественных прав. Они возникают из различных оснований: из договоров, передачи имущества в собственность от одних лиц другим, оказания услуг, исполнения работ и так далее. Обязательства появляются как в рамках договора, так и вне его. В последнем случае речь идет о правоохранительных видах.
Корпоративные коммуникации
Определенные отношения рассматриваются отдельно от вещных и обязательственных. Они характеризуются корпоративной формой и, в основном, связаны с управленческими бизнес-процессами.
В любом случае решения принимаются людьми, работающими в соответствующих компаниях. В договорах от имени корпорации выступает определенное лицо. Как правило, это гендиректор. Нередко он не является собственником, а потому не несет ответственности за обязательства компании, согласно подписанному договору.
В то же время внутри компании он может подписать определенные бумаги, которые сделают его ответственным лицом. Но такие документы являются коммерческой тайной, и контрагентам о них не бывает известно. В результате получается, что договоры между юрлицами носят обязательственный характер, а внутри компании — корпоративный.
Управление имущественными отношениями в этом случае рассматривается отдельно, так как оно не похоже ни на вещные, ни на обязательственные коммуникации. Объясняется это следующим образом. Гражданско-правовые нормы носят равноправный характер. Однако внутри корпорации действует ярко выраженная субординация, где, к примеру, начальник подчиняется директору, но управляет наемным персоналом.
Часть подобных отношений касаются предмета регулирования трудового права. Но в управлении могут быть задействованы и лица, которые никак не связаны с нормами ТК РФ. Например, собственники хозяйства могут не иметь каких-либо должностей в принадлежащей им компании, однако вправе влиять на отношения внутри нее.
Предпринимательство
В связи с имущественными отношениями реализуется и предпринимательская деятельность (осуществляемая на свой риск и направленная на извлечение прибыли от пользования вещами, продаж, исполнения работ, предоставления услуг ИП или юрлицами). Исходя из этого определения, можно выделить следующие признаки этой деятельности:
- Самостоятельность.
- Ответственность (за риски).
- Извлечение прибыли при пользовании или продаже вещей, предоставления услуг или исполнения работ.
- Получение постоянной прибыли.
- Регистрация в налоговом органе субъектов.
Личные неимущественные отношения
Эти коммуникации имеют следующие черты:
- В качестве предмета — блага нематериальные.
- Не имеют экономическую направленность.
- Неотделимы от физлица или юрлица.
- Это лицо в них индивидуализируется.
- Оценивается нравственность и иные социальные качества лица.
Личные отношения делят на те, которые связаны, и те, которые не связаны с имущественными. Рассмотрим одни и другие виды по отдельности.
Первые характеризуются нематериальной природой объектов. Это идеи, образы, символы. Они тесно взаимосвязаны с создателями. Как правило, такие коммуникации имеют место в творчестве в виде произведений литературы, искусства и так далее. При этом создатель имеет на них права, главным из которых является авторство.
Автор вправе получать вознаграждения за использование его произведений. Таким образом, возникает связь личных неимущественных и имущественных коммуникаций.
По поводу отношений, которые не связаны с имущественными, то они касаются нематериальных благ, которые не имеют экономического содержания и являются неотделимыми от личности. Это, к примеру, неотчуждаемые права человека (его жизнь и здоровье, неприкосновенность частной жизни, репутация и так далее). Эти блага принадлежат человеку с рождения, не могут передаваться и отчуждаться. Гражданское право хоть и не регулирует их, но обеспечивает защиту.
Характер гражданско-правовых коммуникаций
Рассматривая с точки зрения гражданско-правового регулирования, в первую очередь необходимо отметить равноправный характер этих коммуникаций. Каждый вправе по-своему распоряжаться собственностью в рамках закона. Только если в отношениях не удается достичь согласия, подключаются госструктуры (в виде суда).
Кроме того, предусмотрен императивный характер отношений. Под ним понимается обязательность соблюдения установленных норм. Ни одна из сторон не может навязать свою волю. Исключение составляют случаи корпоративной субординации.
Также считается, что имущественные коммуникации носят коммерческий характер. Однако получение прибыли служит второстепенной целью. К тому же, законом предусмотрена возможность передачи имущества в безвозмездном порядке.
Вышеуказанные критерии определяют особенности рассматриваемых отношений и отделяют их от административных, бюджетных и налоговых коммуникаций.
Уровни
Отдельные государственные структуры создаются с целью решения вопросов имущественных отношений. Область эта не всегда требует столь серьезного подхода. Все зависит от уровня, на котором развиваются эти коммуникации.
К примеру, сделки с недвижимостью осуществляются посредством государственной регистрации и постановки на кадастровый учет. Безусловно, такие отношения носят имущественный характер. При этом требуется участие таких структур, как Росреестр и Федеральная кадастровая служба. Зато раздел имущества супругов после развода вполне может осуществляться без задействования госструктур, так как имеются соответствующие положения, предусмотренные гражданским и семейным законодательством. Только если между сторонами не будет достигнуто согласие, придется решать вопрос через суд.
Получается, что можно говорить о двух уровнях соответствующих отношений:
- Коммуникации (при участии госорганов), которые регулируются законодательством административного характера.
- Отношения, развивающиеся в частном секторе. Они регулируются гражданскими, а иногда и смежными правовыми нормами.
Управление
Эта область отношений имеет комплексный характер и развивается в зависимости от процессов, которые в ней происходят. Одной из основных государственных инстанций по регулированию является Департамент имущественных отношений. Его главная задача заключается в разработке правовых норм. При осуществлении своей работы департамент взаимодействует с иными структурами, к примеру, с Министерством имущественных отношений (при наличии такового в регионе).
Эта структура разрабатывает законопроекты, издает ведомственные акты, разрабатывает законы о разграничении государственного владения земельными наделами, переводе территорий в иные категории, предоставления их для строительства и так далее. Кроме того, Департамент имущественных отношений области регулирует коммуникации, касающиеся природопользования посредством освоения месторождений и экологического развития.
Структуры федерального и регионального уровня выполняют схожие задачи. Поэтому в тех субъектах Федерации, где учрежден соответствующий орган, полномочия адаптируются под потребности региона. На муниципальном уровне функционирует Комитет имущественных отношений, который решает управленческие задачи, касающиеся районной или городской собственности.
Имущественные и земельные отношения: ведомственное управление
Нередко в литературе встречается словосочетание «имущественно-земельные отношения». Специалисты объясняют это сложившейся практикой применения. Но, по сути, земельные отношения являются лишь частью имущественных.
В определенных областях народного хозяйства, к примеру, в сфере управления собственностью государства или муниципального образования, рассматриваемые отношения часто связаны с вопросами пользования землей. Так, любое сооружение построено на земле, у которой имеется владелец. Поэтому госорганы, занимающиеся вопросами государственной собственности, могут применять термин «земельные отношения».
В разных регионах могут создаваться свои структуры. Вне зависимости от названия, они, как правило, решают аналогичные задачи. Например, в Вологодской области учрежден Департамент имущественных и земельных отношений. А на уровне ее муниципалитетов могут создаваться соответствующие комитеты. В Республике Башкортостан действует Министерство имущественных и земельных отношений.
В его полномочия входит регулирование отношений, касающихся имущества в целом и земли, в частности. Но даже если структура носит название Министерства имущественных отношений (как, например, в Московской области), в его задачи также входит решение земельных вопросов.
Заключение
Частные имущественные коммуникации носят гражданско-правовой диспозитивный характер, однако могут рассматриваться и в рамках другой отрасли права. Они подразделяются на разные виды в зависимости от оснований. Имущество, принадлежащее государству и регионам, регулируется специально созданными структурами, и осуществляется в императивном порядке.
Источник: www.syl.ru