Что обозначает слово «индикативный»? О его значении несложно догадаться, если обратить внимание на корень слова. Индикатор — сигнал, показатель. Следовательно, индикативный — это сигнальный, основанный, опирающийся на какие-либо конкретные данные. В этом ключе мы разберем определение индикативного показателя, его место среди схожих явлений.
Рассмотрим примеры, а также принципы индикативного планирования. Это индикативные показатели в здравоохранении, торговле и образовании.
Что такое показатели?
Вам будет интересно: Что такое электротехника: определение, классификация, характеристика
Основа разработки прогнозных, плановых, программных документов — это именно показатели, предлагающие возможность всесторонне описать экономические, социальные явления и процессы, сформировать, продемонстрировать и обосновать задания на какой-либо период.
Индикативный показатель. Что это такое? Показатель вообще — какое-либо качественно-количественное представление, от социально-экономического процесса до конкретного объекта. Качественная сторона тут будет отражать сущность и принадлежность по времени и месту, а количественная — придавать количественную определенность.
Что и как говорить кандидатам, чтобы твой бизнес рос и дело шло?
Вам будет интересно: В «созвониться» ударение не вызовет проблем. А в «созвонимся» ?
Если показатель выступает основным мерилом в планировании, то он уже называется критерием. Тут выделяются несколько разновидностей. Так, основные индикативные показатели могут выступать критериями оптимальности, эффективности и пр.
Важные требования к показателям
При разработке прогнозной и плановой документации специалистами, конечно, используется не отдельно взятый показатель, а целый комплекс, которые являются взаимодополняющими и взаимосвязанными. При формировании подобной системы необходимо предъявлять к индикативным показателям (в здравоохранении, образовании, социальном, экономическом развитии и пр.) ряд требований:
Вам будет интересно: Импульс частицы и механической системы — определение и особенности
Классификация показателей
В зависимости от направления и содержания использования весь комплекс показателей, применяемых в планировании и прогнозировании, можно разделить на следующие категории:
- Справочные и индикативные.
- Качественные и количественные.
- Стоимостные и натуральные.
- Относительные и абсолютные.
- Расчетные и утверждаемые.
- Индивидуальные и синтетические.
Каждая из представленных групп нуждается в отдельном представлении.
Индикативные и справочные
Индикативный показатель — это показатель, что выступает в качестве индикатора (иными словами, основного параметра), характеризующего различные экономические и социальные явления. Это главная трактовка.
Экономическая активность населения Индии. Как она влияет на регулирование бизнеса.
Индикативный показатель — это базовая информация для формирования индикативных программ и планов. Они носят только рекомендательный характер.
Индикативный показатель — это показатель, который характеризует динамику, эффективность, состояние финансов, структуру экономики.
Справочные (или информационные) — это показатели, имеющие аналитический характер. Например, на 1000 человек, на душу населения и пр.
Натуральные и стоимостные
В экономике натуральные показатели представляют материальную сторону производства, качество и потребительские свойства услуги. Измеряются в натуральных показателях — в штуках, тоннах, метрах и пр.
Ввиду типового разнообразия выпускаемой продукции, которая имеет одинаковое значение, применяют условно-натуральные показатели. Их устанавливают приведением многообразия к единому, общему измерителю через переводные коэффициенты. Например, типы топлива тут представляются путем выражения теплотворности каждой из категорий.
Стоимостные показатели — это общие результаты производства в денежном исчислении. Они необходимы для определения доходности и убыточности предприятия, амортизации основных средств. Обеспечивают связку всех прогнозов, программ, помогают установить важнейшие отраслевые, территориальные, межотраслевые и внешнеэкономические пропорции.
Количественные и качественные
Вам будет интересно: «Подвел под монастырь»: значение и происхождение фразеологизма
Количественные показатели, следовательно, будут характеризовать количественные результаты производства, развития какой-либо отрасли. Их разделяют на сетевые и объемные.
Качественные показатели характеризуют качественную сторону какого-либо экономического явления, производственного процесса. Они позволяют оценить полезность изделий, качество продукции. Разделяются на экономические и технико-экономические.
Абсолютные и относительные
Данная группа показателей отличается характером их представления. Абсолютные выражают количественную характеристику объекта. Это объем оказываемых услуг или производства, количество учащихся, число учреждений здравоохранения и др. Для таких показателей характерно как стоимостное, так и натуральное представление объекта.
Относительная же категория будет представлять объект лишь в относительных величинах. Это проценты от общей массы, удельный вес и пр.
Утверждаемые и расчетные
Утверждаемые показатели всегда составляются вышестоящими органами, после чего доводятся до нижестоящих. Они адресные, носят обязательный характер. Это стоимость социально значимой продукции, государственный заказ, показатели местного или областного бюджета и проч.
Расчетные же показатели более характерны для представления дополнительной характеристики объекта. Их характер — вспомогательный. Чаще всего рассчитываются для подтверждения утверждаемых.
Синтетические и индивидуальные
Разделение проходит в зависимости от уровня охвата экономических процессов. Соответственно, выделяются синтетические, интегральные и частные, индивидуальные показатели.
Синтетические здесь будут отражать сложные явления. Выступают результатом взаимодействия научных, экономических, технических факторов, обобщают результаты распределения или производства. Это национальный доход, общественный валовый продукт, национальный валовый продукт и пр.
Индивидуальные же показатели будут отражать конкретные социальные или экономические явления.
Индикативное планирование
Индикативный показатель — это основа индикативного планирования. Соответственно, это один из методов экономического планирования, который построен на системе индикаторов.
Более всего он характерен для рыночной экономики. Такие индуктивные планы здесь разрабатывает государство; носят они, как правило, лишь рекомендательный характер. Фиксируют только общие итоги деятельности государства, каких-то отраслей либо субъектов экономики. Такое планирование в первую очередь предполагает использование системы показателей-индикаторов, способных полно представить характеристику объекта.
Составление индикативных планов — это использование тех макроэкономических показателей, которые имеют большое значение для прогрессивного развития экономики.
- Уровень безработицы.
- Инфляция.
- Объем заработной платы.
- Дефицит бюджета.
- Общий объем инвестиций в стране.
- Процентные ставки ЦБ и пр.
Индикативное планирование характерно для экономики Франции периода дирижизма, а также России, Японии, Германии на прошлых этапах развития данных государств. В современном мире к нему обращаются редко. Связано это с повышением устойчивости ключевых рыночных механизмов, усилением позиций частного бизнеса.
В настоящее время более актуальны ответвления индикативного планирования. В частности, это целевые стратегические программы, а также прогнозы стратегического развития отдельных рынков.
Разновидности планирования
Индикативное планирование представляется двумя категориями:
- Макроэкономический уровень. Здесь предполагается составление планов развития экономики на высших уровнях — федеральном и региональном. Также сюда относят уровни межрегиональных и межотраслевых корпораций.
- Микроэкономический уровень. К категории относится составление экономических планов для отдельных организаций и предприятий.
Существует также разведение по срокам:
- Среднесрочные индикативные планы. Составляются на 1-5 лет.
- Долгосрочные индикативные планы. Составляются на срок от 5 до 10, а порой и до 15 лет.
В торговле
А теперь обратимся к конкретным примерам индикативных показателей в сфере торговли. Возьмем за основу надзорную деятельность по государственному контролю в сфере розничной продажи спиртосодержащей и алкогольной продукции. Тут выделяется следующее:
- Уровень недополученных средств в бюджет населенного пункта/области/республики из-за уплаты предпринимателями акцизов.
- Эффективность контрольной деятельности и надзора.
- Сумма денежных средств, полученных казной населенного пункта/области/республики от уплаты акцизов.
- Количество изъятой в легальной рознице нелегальной алкогольной продукции.
- Число субъектов, допустивших нарушения.
- Количество проведенных плановых проверок.
- Число внеплановых мероприятий и пр.
В образовании
Теперь примеры индикативных показателей в образовании, возьмем за базу школьное обучение:
- Доля школьников, осваивающих программы с углубленным изучением отдельных предметов.
- Доля обучающихся, выбравших предметы с углубленным изучением для сдачи государственного итогового экзамена.
- Доля учеников, получивших отличные баллы по предметам по выбору ЕГЭ.
- Доля обучающихся, ставших участниками Всероссийских олимпиад, заключительных школьных олимпиад по отдельным предметам.
В здравоохранении
Разберем на этом примере 19 индикативных показателей в здравоохранении:
Это 19 индикативных сигнальных показателей в здравоохранении.
Теперь вы знаете место индикативных показателей среди всех показателей социально-экономической сферы.
Источник: 1ku.ru
Индикативное планирование, его формы и нормативно-правовое обоснование
Индикативное планирование есть метод социального и экономического планирования развития экономической системы, оформленный комплексно. Его можно описать двумя основными признаками:
- применение целой системы показателей-индикаторов.
Наравне с любой современной системой планирования, системе государственного индикативного планирования должна быть предоставлена опция обратной связи посредством механизма контроля (рисунок 2).
Рис. 2 — Процесс формирования государственного индикативного плана
Успешная деятельность индикативного планирования и систем программирования социально-экономического развития в значительной степени предопределена умением правительства внедрять стратегические подходы частных экономических агентов в канву целей и интересов всей нации.
По итогу, основываясь на индикативном планировании, формируется эффективный механизм, который обеспечивает согласие в обществе касательно целей и векторов социально-экономического развития страны. Правительства оказывают воздействие в границах индикативного плана на развитие экономики, скорее, через координацию и обеспечение информацией, нежели через принятие прямых решений и выдачу указаний. Результатов обмена планами и информационными ресурсами между правительством и индивидуальными предпринимателями становится оптимальная схема прогнозируемого роста экономики.
Можно уверенно сказать, что основная функция индикативного планирования — информационно-ориентирующая, одновременно выступающая и в качестве мотивационной функции.
При этом индикативные планы не занимаются ограничением предпринимательской инициативы государственных компаний, так как их главная цель – оказывать влияние на необходимые результаты в основном посредством мотивации предприятий и договорных механизмов. Информационно-ориентирующая и мотивационная функции индикативного плана – внушительный ресурс управления экономическими агентами в рыночной системе координат. Это говорит о наличии большего количества преимуществ у индикативных планов, нежели у планов директивных. Одновременно с этим, план подразумевает механизм прямых вложений бюджетных средств в осуществление деятельности социальных национальных проектов, а также в реализацию обороноспособности страны и решение иных задач стратегического характера.
Нужно сказать, что индикативное планирование помогает достигать долгосрочные цели экономического развития государства с помощью методов косвенного воздействия на компанию. Без данного плана проблематично создать обоснование векторов и размеров инвестиционных влияний. В процесс формирования плана под покровительством специально созданных правительством либо главой страны управляющих органов привлекается большое количество предприятий, независимых субъектов, региональных и местных властей, общественных организаций.
При изучении индикативного плана крайне важно оценивать, «реализованные либо нереализованные цели, которые были в данных планах отмечены». Плановые показатели выступают как экономические индикаторы – носители информации по отношению к ожидаемой экономической конъюнктуре. Как правило, формируются соответствующие отделы, функции которых заключаются беспрестанный анализ динамики реальных показателей и их сравнение с индикативными. В случае отклонения фактических итогов от планируемых, производится анализ причин и, в случае необходимости, осуществляется ряд мер для корректирования этих планов.
Формы индикативного планирования
На сегодняшний день, определено несколько форм индикативного планирования:
Данная форма подразумевает сумму условий и факторов, которые формально определяют социальную и экономическую ситуацию в стране.
Данная форма отвечает за распространение плановой деятельности на мезо- и микроуровень национальной экономики. При этом акцент ставится на обеспечении осуществления структурной политики государства по отношению к отдельным регионам, отраслям и секторам экономики посредством соответствующего согласования планов и интересов предприятий и государства, в виде контрактных отношений и так далее. Структурная форма актуально в том случае, когда в пределах компетенции селективной структурной политики внимание акцентируется на территориальном разрезе индикативных планов, и для того, чтобы повлиять на эти параметры, применяются механизмы льготных кредитов, налоговых льгот и иные меры поддержки со стороны государства во взаимодействиях с региональными органами управления и индивидуальными предприятиями.
Эта форма индикативного планирования подразумевает еще более глубокое переплетение интересов субъектов всех уровней иерархии государственной экономики. Особенность данной формы заключается в значительном расширении временного горизонта индикативных планов и максимальной их интеграции с долгосрочной общенациональной экономической политикой.
Важнейшая функция индикативного планирования в данном случае заключается в концентрации и реализации стратегических планов и национальных программ и проектов, а также в обеспечении баланса динамики всей экономики, взаимодействия технологических укладов.
По временным рамкам индикативные планы делятся на:
- среднесрочные (от 3 до 6 лет);
- краткосрочные (на год).
Взаимосвязь между ними ясна, так как краткосрочные планы есть более конкретная версия среднесрочных индикативных планов. Они отличаются большей детализацией параметров, а также меньшим разбросом интервально устанавливаемых индикаторов.
В рамках увеличения масштабов и глубины глобальных взаимосвязей в мировом сообществе возникла необходимость планировать и прогнозировать в более широком диапазоне. В связи с этим, именно среднесрочные, а не краткосрочные, индикативные планы составляют основу претворения в жизнь стратегических планов. Стоит также отметить, что одновременно со среднесрочными индикативными планами нужно заниматься разработкой и уточнением наборов федеральных целевых программ, а также региональных индикативных планов и целевых программ. Всем этим программам стоит реализовываться в режиме непрерывного взаимодействия с корпорациями и организациями.
Нормативно-правовые аспекты индикативного планирования
Как гласит Федеральный закон от 20.07.1995 № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации», Правительство Российской Федерации в момент провозглашения проекта федерального бюджета должно отдельно предоставить Государственной Думе планируемые проекты развития государственного сектора экономики (планы развития государственного и муниципального секторов экономики).
Создание прогнозов и планов макроэкономического развития получает логическое продолжение в ходе финансирования из государственного бюджета на общегосударственном и местных уровнях. Так, согласно Бюджетному кодексу РФ, бюджет на каждый очередной финансовый год — это составная часть ежегодно обновляемого и перенесённого на один год вперед многолетнего (чаще всего, трехлетнего) финансового документа.
Основываясь на Положении о составлении проекта федерального бюджета (в ред. Постановлений Правительства РФ от 31.03.2009 № 286, от 25.06.2009 № 534), бюджет формируется на базе сценарных условий функционирования экономического сектора Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период и основных параметрах прогноза социально-экономического развития РФ на очередной финансовый год и плановый период.
Бюджет на 2009 год был составлен на базе данных «Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов».
Это, во-первых, гарантирует преемственность государственной политики и возможность прогнозирования распределения финансовых вливаний, а, во-вторых, дает возможность привносить каждый год в них изменения согласно целям политики государства и условиям их достижения.
Но стоит понимать, что в полном объеме индикативное государственное планирование – это не только макроэкономический прогноз и не просто сумма мер промышленной и региональной политики, а прежде всего процесс общественного обсуждения условий нового выбора для экономики и социума в общем и целом, процесс достижения согласия касательно перспектив между фирмами, населением и государственными инстанциями.
Поэтому, учитывая, что в Российской Федерации достаточно слабо оформлена законодательно-нормативная база и не выражена четкая процедура индикативного планирования на макроуровне, можно говорить, что механизм индикативного планирования не функционирует в полной мере. В практике российского государства процесс формирования бюджета на год, основываясь на трехлетнем прогнозе развития экономики, был и остается до сегодняшнего времени ключевым и единственным инструментом, который бы регулировал экономические процессы.
Количественный состав показателей в системе планирования социально-экономического развития крайне велик, в связи с этим с целью индикативного планирования отбирают лишь главные, самые информативные и весомые индикаторы, которые нужны для того, чтобы оценить и осуществить контроль всех возможностей реализации концепций национального развития.
Для эффективной работы индикатора важно, чтобы он обладал инструментальным характером, то есть владел регуляторами непосредственного воздействия на объект управления.
Например, главными показателями, которые были представлены для разработки долгосрочного прогноза социально-экономического развития РФ на 2007 год и на период до 2020 года (для субъектов Российской Федерации), принято считать:
- демографические показатели;
- валовой региональный продукт;
- промышленное производство.
Применяя также и похожие показатели по ряду отраслей (электроэнергетика, сельское хозяйство, транспорт и связь, внешнеэкономическая деятельность, рынок товаров и услуг), и список макроэкономических показателей (инвестиции в главный капитал, финансовые доходы граждан, труд и занятость).
Источник: zaochnik-com.com
Индикативный анализ: о чем говорит и как применяется в бизнесе
Этим материалом с нами поделилась Наталия Самсонова — глава направления «Performance improvement» компании «Эксперт Разведка», дипломированный специалист по стратегическому управлению и управленческому учету, член Привилегированного Института CIMA. Из ее материала вы узнаете об особенностях применения индикативного анализа в бухгалтерии, маркетинге и бизнесе в целом.
И как с помощью индикаторов можно оценивать состояние всей системы и оптимизировать расход ресурсов компании. Самый наглядный пример использования индикативного анализа встретился мне в момент, совершенно не связанный с профессиональной деятельностью.
Несколько лет назад я попала в аварию: барышня въехала в меня, стоящую на светофоре, сзади с такой силой, что мою машину отбросило на впереди стоящую. Приехал сотрудник ГИБДД и задал всего один короткий вопрос водителю первой машины. И по ответу безошибочно определил обстоятельства происшествия. Он спросил: “Сколько было ударов, один или два?”. В нашем случае удар был один.
Но если бы их было два, то значит второй участник ударил первого, третий не успел затормозить и ударил второго, после чего второй по инерции снова ударил первого. И этот ответ означал бы, что виноват второй участник — то есть я. Просто, быстро, логично и достоверно, потому что не было отвлечений на расходящиеся показания участников, которые только что испытали стресс.
Суть и цель подхода
Основная идея анализа индикаторов — по простым и быстро определяемым показателям-сигналам оценивать состояние сложной системы или понимать цепочку событий, достоверное описание которых иначе потребует существенных ресурсов. Этот подход не требует специальных знаний или подготовки. По большому счету, все, что нужно — это замечать закономерности и системно мыслить, а также иметь возможность сравнить индикатор с собой в прошлом или с таким же показателем другого бизнеса.
Индикативный анализ в бизнесе
Этот подход нашел применение в бухгалтерском учете как аппендикс к отчетности — это фактически набор индикаторов, по которым можно всесторонне оценить финансовую состоятельность бизнеса, даже не заглядывая в сами отчеты. Индикативный анализ активно используют маркетологи, принимая решения на основе метрик.
В пример можно привести коэффициент конверсии, динамика которого может рассказать об эффективности канала продаж или продвижения продукта. Повсеместный пример использования индикаторов – KPI бизнеса или KPI системы. Хотя здесь может случиться подмена понятий.
Дело в том, что KPI могут отражать локальные цели и быть не очень показательными в качестве индикаторов, показывающих общее состояние дел. Например, KPI в виде оборота нового направления бизнеса или количества открытых новых точек может являться целью, а вот полноценным индикатором – вряд ли, так как показывает очень узкую область, и ту частично. По этим показателям мы понятия не имеем, насколько успешны эти новые направления. А вот, например, KPI в виде маржи на сотрудника торгового зала расскажет об эффективности работы каждого магазина.
Альтернативные способы применения
- Коэффициент технической готовности оборудования (соотношение количества дней, когда оборудование было исправно и готово к работе, и общего количества дней в периоде)
- Выработка на 1-го сотрудника
- Отношение ФОТ к выработке
- Срок оборачиваемости сырья и материалов
Такого набора достаточно, чтобы оценить, насколько осознанно подразделение заказывает материалы для своей работы, насколько тщательно обслуживает оборудование и какими силами, и с какой отдачей выполняет производственную программу.
Стоит отметить, что индикаторы будут работать правильным образом при их разумном применении именно в вашей конкретной ситуации. Например, от производства с оборудованием, отработавшим свой ресурс, будет нерационально требовать КТГ на уровне новых машин или станков.
Или же в случае приобретения материалов сверхкрупными партиями, так как скидка за крупную поставку выгоднее, чем экономия на стоимости использования складских площадей. В этом случае коэффициент оборачиваемости будет отражать ровно эту политику закупок, но никак не эффективность производственного планирования.
Кроме того, индикаторы очень удобно использовать в контрольных процедурах. Например, вести мониторинг выполнения строительных работ по проценту готовности и ожидаемой стоимости квадратного метра.
В завершение хотелось бы отметить, что, используя индикаторы, мы должны четко понимать порядок их вычисления и источники данных для вычислений. Иначе сложность сбора информации и расчета может перечеркнуть простоту и наглядность самих показателей.
Источник: finacademy.net