Инфраструктура бизнеса — это совокупность организационно-правовых форм, опосредствующих движение деловых отношений и увязывающих эти отношения в единое целое. Такими формами (элементами инфраструктуры бизнеса) в современной рыночной экономике являются:
- * кредитная система и коммерческие банки;
- * организационно оформленное посредничество на товарных, сырьевых, фондовых и валютных биржах;
- * аукционы, ярмарки и другие формы организованного небиржевого посредничества;
- * биржи труда;
- * информационные технологии и средства деловой коммуникации;
- * налоговая система и налоговая инспекция;
- * страховые компании;
- * рекламные и информационные агентства, средства массовой информации;
- * торговые палаты, другие объединения деловых людей;
- * таможенная система;
- * профсоюзы работающих по найму;
- * коммерческо-выставочные комплексы;
- * система подготовки кадров;
- * консультационные (консалтинговые) компании;
- * аудиторские компании
- * общественные и государственно-общественные фонды, предназначенные для стимулирования деловой активности.
Деловой мир состоит не только из тех, кто делает свой предпринимательский, потребительский, трудовой либо государственный бизнес. Взаимные отношения между предпринимателями, наемными работниками, потребителями обусловливаются огромным множеством промежуточных форм, устанавливающих эти отношения и тем самым помогающих названным субъектам реализовать свои деловые интересы.
Поэтому важным вопросом в бизнесе является партнерство. Партнерство может осуществляться в сфере производства, товарообмена, торговли, финансовых отношений. Выбор партнеров — чрезвычайно важный вопрос, от решения которого зависит в значительной степени успех или неудача в бизнесе. С кем иметь дело, кого избрать в партнеры, с кем налаживать необходимые связи?
Опыт предпринимательства свидетельствует о том, что следует избегать связей с неизвестными людьми и не брать малоизвестных людей в партнеры. Инфраструктура бизнеса — система институтов и их взаимосвязей с помощью которых бизнес получает возможность устанавливать деловые взаимоотношения и вести коммерческие операции. Основными элементами инфраструктуры бизнеса являются следующие:
производственная инфраструктура — транспортные средства, дороги, линии электропередач, связи и.т.д.;
рыночная инфраструктура — услуги по распределению, реализации, хранению, доставке товаров (оптовые и розничные продавцы, магазины, товарные биржи и система посредников, биржи труда т.д.);
финансовая инфраструктура — оказание финансовых услуг: банки, кредитные, инвестиционные учреждения, страховые компании;
информационная инфраструктура — система учреждений оказывающих услуги по сбору и предоставлению специализированной информации консалтинговые, аудиторские, инжиниринговые фирмы; маркетинговые исследования юридические и т.д.).
Источник: vuzlit.com
Сущность инфраструктуры бизнеса
В деловой деятельности каждого из субъектов бизнеса, происходящей внутри рыночной среды, можно выделить базисные элементы и элементы инфраструктуры.
Базисные элементы деятельности субъектов производственного бизнеса охватывают сферу непосредственно производства товаров, оказания услуг, выполнения работ, а базисные элементы деятельности субъектов потребительского бизнеса — сферу потребления товаров, использования услуг. Они и составляют базис деловых связей между двумя типами субъектов бизнеса — потребителями товаров (услуг) и их производителями.
Деловые отношения между производственными фирмами и потребителями возникают для реализации интересов тех и других. Удовлетворить потребности в материальных благах возможно, обеспечив их производство, а реализовать производственные интересы, — лишь найдя потребителей своей продукции. Поэтому для предпринимательских фирм, которые занимаются производством товаров, оказанием производственных услуг, выполнением производственных работ, потребители их продукции, услуг и заказчики выполняемых работ являются базисными деловыми контрагентами, а для потребителей, заинтересованных в потреблении разного рода материальных благ и услуг, базисными деловыми контрагентами являются производственные фирмы.
Можно отметить, что между производителем и потребителем товара возникает особая цепочка фирм, осуществляющих посредническую деятельность по отношению к производителям и потребителям товаров и, тем самым, опосредующих взаимодействие между ними.
Именно с определением посреднической роли субъектов бизнеса в установлении и развитии деловых связей других субъектов бизнеса связано понятие инфраструктуры бизнеса. Инфраструктура бизнеса (или инфраструктурные элементы бизнеса) существует постольку, поскольку деловая деятельность всех субъектов бизнеса осуществляется в условиях разделения труда в экономике и специализации каждого из субъектов бизнеса на эффективном выполнении ограниченного числа деловых функций.
Инфраструктура бизнеса — это совокупность организаций, которые опосредуют взаимодействие между конечными участниками деловых связей, и совокупность процессов с участием данных организаций.
Совокупность организаций, опосредующих деловые связи между субъектами бизнеса, может быть определена как институциональная инфраструктура бизнеса. Совокупность процессов, разворачивающихся с участием этих организаций, — как мобильная инфраструктура бизнеса. Поэтому, скажем банковское дело или торговля выступают как мобильная инфраструктура производственного и потребительского бизнеса, а в свою очередь коммерческие банки и магазины — как элементы их институциональной инфраструктуры.
Без наличия мобильной инфраструктуры современный бизнес не может эффективно развиваться, в нем не могут в должной мере проявляться ин-тегративные тенденции.
Институциональная инфраструктура бизнеса представляет собой организационные институты, с помощью которых предпринимательские структуры могут устанавливать деловые взаимоотношения или вести коммерческие операции. Таковыми являются, например, банки, которые оказывают финансовые услуги, коммерческие предприятия, занимающиеся оптовой и розничной продажей товаров (торговые дома, магазины, коммерческие палатки), специализированные фирмы, оказывающие консультационные услуги (юридические, бухгалтерские), учебные заведения, обеспечивающие подготовку работников различной квалификации, рекламные агентства, рек-рутинговые фирмы, занимающиеся подбором и трудоустройством персонала, транспортные фирмы, выполняющие заказы по доставке и перемещению грузов, страховые компании, фирмы, обеспечивающие связь, выход в Интернет, фирмы, обеспечивающие коммунальные услуги (водо-, тепло-, энергоснабжение, вывоз мусора).
Элементы институциональной инфраструктуры бизнеса создают экономические и организационные условия для взаимодействия субъектов бизнеса. Они обычно представляют собой так называемые -«контактные аудитории»- — группировки элементов инфраструктуры сообразно потребностям организации субъектами бизнеса своей деятельности. Каждая сделка имеет свою «контактную аудиторию» — группу компаний, без которых данная сделка не может быть осуществлена в принципе.
Инфраструктура бизнеса обеспечивает движение материальных ресурсов, рабочей силы, информации, капитала как единого целого.
Инфраструктура бизнеса выполняет существенно важную роль в обеспечении деятельности каждого из субъектов бизнеса, которая состоит в следующем:
1) обеспечение субъектам бизнеса возможности специализации в избранных видах деловой деятельности;
2) содействие всем субъектам бизнеса в реализации их интересов;
3) содействие ускорению хозяйственных процессов и повышению динамизма деловой активности;
4) формирование общественных регуляторов деловой активности, обладающих способностью осуществлять ее мониторинг и контроль за развитием и взаимодействием элементов среды бизнеса;
5) прогнозирование, а при необходимости программирование развития среды бизнеса и ее элементов.
Контрольные вопросы
1. Что такое инфраструктура бизнеса?
2. Как может быть определена совокупность организаций, опосредующих деловые связи между субъектами бизнеса?
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
70. Инфраструктура бизнеса
Инфраструктура — это обязательный компонент любой целостной экономической системы. Инфраструктура в бизнесе представляет собой совокупность элементов, обеспечивающих свободный обмен и перелив различного рода ресурсов: финансовых, товарных, трудовых, информационных т.д. и увязывающих это движение в единое целое.
Основные элементы инфраструктуры бизнеса: Товарный рынок ( — товарные посредники; — биржевые посредники; — аукционы, ярмарки). Рынок труда ( — система регулирования занятости населения; — профессиональные союзы работающих по найму; — система высшего и среднего специального образования).
Финансовый рынок ( — кредитная система и коммерческие банки; — налоговая система; — фондовые и валютные биржи; — система страхования и страховые компании; — аудиторские компании). Информационный рынок ( — информационные технологии и средства деловой коммуникации; — рекламные агентства; информационные агентства и средства массовой информации).
Вертикальные и горизонтальные связи в инфраструктуре Горизонтальными связями в структуре бизнеса являются рыночные отношения, складывающиеся между различными, прежде всего производственными фирмами, а также меду ними и многочисленными профессиональными посредниками. На товарном рынке такими посредниками выступают товарные биржи, аукционы, ярмарки и другие формы организационного внебиржевого посредничества.
На финансовом рынке основными профессиональными участниками являются: банки, фондовые и валютные биржи, страховые компании и др. На рынке труда — это прежде всего биржа труда, а также агентства занятости.
На информационном рынке горизонтальные связи инфраструктуры бизнеса представлены взаимоотношениями между производственными, торговыми, транспортными и др. предприятиями, с одной стороны, и средствами массовой информации, рекламными агентствами с другой. Под вертикальными связями инфраструктуры бизнеса следует понимать взаимоотношения между фирмами различной специализации и государственными органами управления. Функции инфраструктуры: облегчение деятельности на рынке, содействие реализации интересов хозяйствующих субъектов, специализация субъектов бизнеса. Инфраструктура бизнеса сформировалась в результате длительной эволюции деловых отношений. В настоящее время она выполняет ряд существенно важных функций: — организационное оформление деловых отношений; — облегчение участникам деловых отношений реализации своих интересов; — специализация различных субъектов экономики, повышение оперативности и эффективности их работы на основе дифференциации заполняемых ими рыночных ниш; — облегчение форм юридического и экономического контроля, государственного и общественного регулирования деловой практики.
78. Понятие трудового договора, правила составления и заключения.
Источник: studfile.net