В статье рассматриваются аспекты развития малого бизнеса в России.
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС, РАЗВИТИЕ, РОССИЯ
Текст научной работы
Актуальность данной темы определена высокой значимостью малого бизнеса в рыночной экономике. Малый бизнес в рыночной экономике является ведущим сектором, определяющим темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60% — 70% ВНП. В Российской федерации сектору малого предпринимательства также принадлежит значительное место.
Однако заниматься предпринимательством в России не так легко. Несмотря на растущий вклад в национальную экономику, сектор малого бизнеса не является зрелым социально-экономическим институтом, потенциал предпринимательской деятельности, способный существенно повлиять на процессы системной трансформации экономики России, используется в недостаточно степени.
Значимость данной проблемы усиливается тем, что без поддержки государства и без собственного внутреннего взаимодействия малый бизнес не всегда способен успешно противостоять крупному капиталу, отстаивать свои экономические интересы.
Прямой эфир «Получение грантов и государственная поддержка малого бизнеса для развития туризма»
На пути развития той или иной организации встречается достаточное количество институциональных барьеров и преград.
Под институциональными преградами понимаются различные барьеры, препятствующие тем или иным образом развитию организации.
Институциональные преграды обладают рядом функций. Организационная функция заключается в том, что барьеры принуждают организации или иные объекты следовать определенному идентичному порядку норм, т.е. как бы организовывают порядок. Кроме того, институциональные преграды контролируют дальнейшее подчинение и следование этим нормам (функция контроля). А если же эти нормы нарушаются, применяются определенные санкции. Эту функцию можно назвать защитой, т.к. институциональные барьеры ограждают «правильные» объекты от «неправильных».
Помимо этого, можно выделить такую функцию, присущую институциональным преградам, как инновационную. Слишком мал шанс, что организации с устаревшими технологиями смогут существовать долго. Поэтому важно следить за развитием науки и технологий.
Можно выделить несколько видов институциональных преград. Государственные барьеры — препятствия, связанные с лицензированием, налоговым бременем, а также государственный контроль за деятельностью объекта. Барьеры входа-выхода объекта на рынок, а также банковские барьеры, которые в основном связаны с кредитованием.
Причины возникновения институциональных преград в каждой отдельной ситуации могут очень различаться. Однако возможно выделить ряд идентичных преград, встречающихся на пути организации, а отсюда и причины их возникновения.
- Ограниченность объекта ресурсами. Здесь возможна нехватка как денежных средств, так и всех остальных ресурсов, которые необходимы для существования экономического объекта. Организация начинает искать пути восполнения недостающих ресурсов: брать кредиты в банке, искать необходимый персонал, оборудование, здания, землю и т.д;
- Незнание всех административных процедур. Организация может иметь различные проблемы просто из-за незнания того, что она должна была сделать. В результате получается, что организация тратит больше времени, сил и средств, также существуют и упущенные выгоды;
- Неготовность к налоговому бремени. Большинство организаций быстро заканчивают свое существование из-за того, что в начале ее деятельности доходы небольшие и их не хватает на выплату налогов, т.к. еще, вероятнее всего, имеется кредит, который необходимо выплачивать в срок.
Эти три причины являются основными. Однако в каждом отдельном случае могут быть помимо общих еще и субъективные причины. Поэтому очень важно при планировании экономической деятельности суметь предвидеть возможные препятствия.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Институциональные преграды все же играют очень важную роль в современной экономике. Без них в экономической сфере творился бы беспредел, хаос. Все организации должны пройти через эти барьеры. Тем самым данные препятствия сохраняют определенный порядок в экономической системе. Они, в какой-то степени, защищают общество от мошенничества, так называемых фирм-однодневок.
Ведь далеко не каждый мошенник готов на это потратить время и средства.
Кроме того, институциональные преграды контролируют выполнение объектом тех или иных норм, соблюдение определенного порядка. Они сдерживают самовольство экономических объектов. Если же организация их нарушает, то ей предъявляются определенные санкции. Также, необходимо отметить, что благодаря данным барьерам на рынок смогут выйти только действительно мощные, сильные и способные экономические объекты.
Институциональные преграды оказывают большое влияние на состояние конкуренции. В основном это происходит за счет регулирования государством ценообразования. Оно устанавливает предельный уровень цен, а также посредством законодательства запрещает демпинг, недобросовестную ценовую рекламу, вертикальное и горизонтальное фиксирование цен. Тем самым институциональные барьеры сдерживают и ограничивают недобросовестную конкуренцию.
Помимо этого они ограничивают монополию, т.е. тем самым поощряя конкуренцию. Это проявляется в фиксировании монопольных цен государством, а также в использовании им прейскурантных цен, которые обычно применяются для такой продукции, как электроэнергия, газ, нефть, коммунальные услуги, транспорт. Также с помощью институциональных преград на рынок не выходят слабые конкуренты, благодаря чему организации не теряют пусть даже не значительное число клиентов.
В России очень сложно заниматься малым бизнесом. Для этого необходимо большое количество ресурсов, готовность ко всем возможным трудностям и очень хорошее знание своего дела. Основной проблемой начинающего предпринимательства является кредитование. Очень сложно получить кредит малым предприятием без поручителя или залога.
Это является самым значимым фактором, который сдерживает предпринимательскую активность в Российской Федерации. Кроме того финансовые средства нужны для выплаты налогов, которые в нашей стране достаточны большие. Также сложно подобрать квалифицированные кадры. Придется «перебрать» много работников, чтобы найти необходимого специалиста. Помимо этого на пути развития предпринимательства встречается такая проблема как хорошо утвердившиеся на рынке конкуренты.
Однако, несмотря на все трудности в России пытаются поддержать малый бизнес. Со стороны государства действуют различные льготы, стажировки, гранты, бизнес-инкубаторы, субсидии, возможность обучения. Кроме этого существуют различные объединения индивидуальных предпринимателей, которые поддерживают друг друга.
С развитием предпринимательства, развивается и страна. Поддерживать малый бизнес необходимо, т.к. он является залогом к развитию экономики страны, а, следовательно, и росту ее международного престижа.
Международные санкции и экономика России
- Селиванов В.В.
Проблемы и перспективы иностранных инвестиций в России
- Панченко А.А.
Источник: novainfo.ru
Развитие институциональной среды: финансовая поддержка малого бизнеса
Роль государства в процессе создания конкурентной среды в значительной степени должна сводиться к формированию эффективной институциональной среды для рационального использования потенциала человеческого фактора и оптимального его использования в процессе конкуренции между народами1. Наиболее подготовленные в максимально возможных количествах предприниматели способны, как показывает опыт Японии, даже в отсутствие других факторов производства завоевывать мировые рынки и успешно конкурировать с другими, более благополучными в отношении наличия факторов производства, странами.
Отсутствие эффективной институциональной среды для функционирования крупного, малого, среднего бизнесов и их рационального сочетания приводит к потерям конкурентных преимуществ перед экономическими агентами, функционирующими в сравнительно более эффективной институциональной среде и нивелирует обладание значительным ресурсным потенциалом экономики России (табл. 1).
Повышение роли производственных объединений, высококонцентрированного производства для экономии на масштабе и получения синергетического эффекта не означает ликвидации средних и малых предприятий, обладающих по ряду факторов конкурентными преимуществами перед корпорациями (табл. 2).
1 Россия превращается в крупного экспортера рабочей силы на рынки других стран. Ежегодно только по контрактам выезжают на работу 45 — 50 тыс. человек (Кипр, Великобритания, Германия, Греция, Мальта, Нидерланды — основные страны трудоустройства россиян). Рязанцев С. Трудовая миграция из России и новая российская диаспора за рубежом // Мировая экономика и международные отношения. 2006. № 9. С. 32.
В большинстве развитых стран, таких как США, Япония, Германия, Франция, Великобритания, основную долю — 99,3 — 99,7 %2 по количеству предприятий, составляют малые и средние предприятия, т. е. предприятия с численностью занятых до 500 человек. На них производится половина объема выпускаемой продукции. Как правило, они дают 75 — 80 % новых рабочих мест в отличие от крупных производств, где наблюдаются процессы сокращения занятости.
Например, в настоящее время в США действует свыше 20 млн предприятий (без сельскохозяйственных), из них 99,6 % относятся к категориям малых, имеющих численность менее 500 человек. Их доля в валовом национальном продукте составляет около 40 %, а в численности занятых более половины3.
Япония по своему экономическому уровню стала второй после США страной промышленно развитого мира во многом благодаря развитию малых и средних предприятий. Крупные, всемирно известные предприятия составляют здесь лишь вершину экономического айсберга, а его основная часть, подводная — малые и средние предприятия. На них приходится свыше 50 % реализованной продукции промышленности, около 60 % объема оптовой торговли и более 80 % розничной4.
В целом малый бизнес в рыночной экономике — ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.
2 Эксперт. Скрытый резерв бизнеса// www. expert. га.
3 Городской информационно-аналитический центр giac при московском центре развития предпринимательства www. gias. ru.
4 Эксперт. Скрытый резерв бизнеса// www. expert. ru.
сравнительные конкурентные преимущества россии
Потенциальные конкурентные преимущества рФ издержки, значительно снижающие конкурентные преимущества рФ
1. Россия располагает огромными земельными массивами. По размерам территории наша страна занимает перовое место в мире (1/8 всей суши). ее территория в 1,7 раза больше территории Канады, в 1,8 раза больше США, в 1,8 раза больше Китая, более чем в 30 раз больше Франции, почти в 50 раз больше Германии и более чем в 70 раз больше территории Великобритании.
2. Россия относится к тем немногим странам, которые способны обеспечить себя сырьевыми ресурсами. В недрах России можно практически обнаружить все элементы таблицы Менделеева. В начале XXI в. стоимость разведанных запасов основных видов полезных ископаемых России оценивается в 29 трлн долл., а прогнозный потенциал — в 140 трлн долл.
Россия располагает самыми крупными в мире запасами газа, крупнейшими в мире запасами нефти, каменного угля, золота, алмазов, платины и других полезных ископаемых. Например, разведанные запасы нефти составляют 12-13 % общемировых запасов, нефти, газа — свыше 35 %, угля — более 12 %. Лесные запасы — самые богатые в мире (22 % от мировых). 3. Россия обладает богатыми трудовыми ресурсами.
Относительно дешевая рабочая сила сочетается с достаточно высоким уровнем ее квалификации. Рабочие в состоянии решать любые технические и экономические проблемы, способны адаптироваться к быстроменяющимся условиям производственной и коммерческой деятельности.
По численности населения Россия занимает седьмое место в мире (141 млн человек), после Китая, Индии, США, Индонезии, Бразилии, Пакистана. 4. Наличие значительного научно-технического потенциала. Широко известны и общепризнаны достижения российских ученых в самых различных сферах знаний и технического прогресса.
Достаточно отметить, что спрос на наших специалистов в области естественных и технических наук высок во всех промышленно-развитых странах. Например, известно, что значительная часть программистов «Кремниевой долины» США — наши соотечественники.
5. Наличие уникальных технологий в ряде секторов промышленности, опирающихся на достижения фундаментальной и прикладной науки и воплощенных в изделиях, которые по многим характеристикам не уступают мировым аналогам (продукция аэрокосмической, атомной промышленности и т. д.). 6. Долговременное присутствие российской промышленности продукции на рынках ряда стран, прежде всего развивающихся и бывших социалистических.
Установившиеся связи с государственными и предпринимательскими структурами этих стран, технологическая зависимость их промышленности от России позволяет осуществлять определенный контроль за этими экспортными «нишами». 7. Наличие солидной производственной базы, которой располагает страна для производства вооружений и их экспорта.
Высокое качество многих видов российского оружия и военной техники признается во всем мире, и это делает их экспорт одним из немногих достаточно эффективных направлений внешней торговли и т. д. 1. Трансформационные издержки по импорту или выращиванию, внедрению институтов и технологии, координирующих деятельность хозяйствующих субъектов, ведущие к уменьшению трансакционных издержек и снижению неопределенности в результате предсказуемости действий участников рынка. 2. Необходимость поддержания обороноспособности в силу специфики Российского государства.
По некоторым данным — 75 — 120 млрд долл. в год. 3. Издержки длительного отопительного периода, связанные с расходами на отопление, производство и поддержание отопительной инфраструктуры. 4. Снижение деловой активности — отрицательный психологический эффект для предпринимателей от действий государственных органов.
5. Увеличенные трансакционные* издержки (вследствие необходимости преодолевать масштабное барьерное регулирование со стороны государства). 6. Коррупционные сборы — особый вид издержек, характерный для экономики РФ. 7. Косвенные издержки по непроизводительной затрате времени, связанные с масштабным барьерным регулированием экономики.
* Подсчет трансакционных издержек связан с определенными трудностями, так как не все они могут быть специфицированы ввиду отсутствия трансакций.
сравнительные конкурентные преимущества малых предприятий и корпораций
Факторы конкурентных преимуществ Малые предприятия корпорации
Оперативность реагирования на изменения рыночной конъюнктуры + —
Накладные издержки, отнесенные на себестоимость продукции + —
Возможности оперативного обновления технологий + —
Скорость осуществления инноваций + —
Доступность адресных поддержек + —
Возможности обновления основных фондов — +
Доступ к заемным финансовым ресурсам — +
Возможности системных маркетинговых исследований и активной рекламы — +
Источник: Взаимодействие малого и крупного бизнеса: Информационно-аналитический сборник. М.: ИПИ, 2004.
Развитие малого бизнеса активизирует структурную перестройку экономики, предоставляет широкую свободу рыночного выбора и дополнительные рабочие места, обеспечивает быструю окупаемость затрат, оперативно реагирует на изменение потребительского спроса. Малый бизнес помогает обеспечить насыщение рынка товарами и услугами, преодолению отраслевого и территориального монополизма, расширению конкуренции, внедрению достижений научно-технического прогресса (НТП), повышению экспортного потенциала, укреплению экономической базы на местах, развитию сел, небольших городов, возрождению художественных и кустарных промыслов, решению экологических проблем.
Малый бизнес способствует выполнению следующих важнейших задач:
1. Расширение производства многих потребительских товаров и услуг без существенных капитальных затрат, обеспечение условий гибкого своевременного реагирования на изменение рыночного спроса.
2. Использование местных источников сырья и отходов крупного производства.
3. Приближает производство товаров и услуг к потребителю, способствует сокращению на этой основе транспортных расходов по доставке товаров на периферию из крупных промышленных центров, выравниванию в определенной мере условий жизни населения в различных пунктах проживания.
4. На основе использования субконтракции, аутсорсинга и франчайзинга снижает производственные издержки крупных предприятий5.
5. Включение в производство материальных и финансовых средств населения, использовавшихся ранее исключительно для личного потребления.
6. Более полное и эффективное использование уникальных способностей, знаний и трудовых навыков отдельных граждан, для которых условия организации и оплаты труда на крупных предприятиях не стимулирует полной отдачи.
7. Создание благоприятных условий для трудоустройства части рабочей силы, высвобождающейся из крупных предприятий в связи с повышением эффективности последнего.
8. Вовлечение в производство, особенно в сферу услуг, таких резервов рабочей силы, которые не могут быть использованы в крупном производстве из-за технологических особенностей и иных особенностей (пенсионеров, учащихся, инвалидов, а также лиц, желающих трудиться после основного
5 VI Всероссийская конференция представителей малого предпринимательства «Малый бизнес — экономическая основа развития местного самоуправления» 26. 04. 2005. Торгово-промышленная палата Российской Федерации. //По материалам публикаций — С. 126 — 129.
рабочего времени ради получения дополнительных легальных доходов).
9. Малый бизнес — это альтернатива, притом позитивная, теневому бизнесу; способствует ликвидации его монопольного положения.
Современная структура рыночной экономики в масштабах России предполагает наличие 10 — 12 млн малых предприятий, работающих на предпринимательских началах.
Значительное повышение роли малого бизнеса как сектора экономики обусловлено следующими причинами:
— дифференциация спроса и индивидуализация потребительских вкусов. Крупное машинное производство, удовлетворив спрос на стандартные потребительские товары, создало предпосылки к формированию индивидуализированного спроса, удовлетворением которого занимаются индивидуальные и мелкосерийные производства;
— в связи со значительным увеличением трансакционных издержек крупных производств стала экономически выгодной передача части функций на основе аутсорсинга, франчайзинга и субконтракции малым предприятиям в целях повышения конкурентоспособности основных производств крупных компаний;
— возможность экономического развития депрессивных регионов на основе переработки местных ресурсов без значительных капиталовложений, разработка которых нерентабельна или малорентабельна для крупных предприятий.
Динамика роста экономических показателей в сфере малого предпринимательства приведена на рис. 1, 2.
Вышеизложенные факторы, значительно повышающие роль малых предприятий в экономике, при грамотной экономической политике создают предпосылки для повышения уровня конкурентоспособности экономической системы в целом.
В настоящее время состояние малого предпринимательства в российской экономике, на наш взгляд, можно охарактеризовать как неудовлетворительное. В трансформируемой экономике России функционирует около 1 млн малых предприятий6, из них более 200 тыс. зарегистрировано в г. Москве, тогда как, например, в США функционирует около 20 млн малых и средних предприятий (без учета сельскохозяйственных) 7. Количества малых предприятий в экономике России недостаточно
6 Российское агентство поддержки малого и среднего биз-неса//www. sioгa. га
7 VI Всероссийская конференция представителей малого предпринимательства 26. 04. 2005. Торгово-промышленная палата Российской Федерации. Тема конференции: Малый бизнес — экономическая основа развития местного самоуправления// По материалам публикаций. — С. 126 — 129.
Источник: uchimsya.com
Развитие институциональной среды: финансовая поддержка малого бизнеса
Роль государства в процессе создания конкурентной среды в значительной степени должна сводиться к формированию эффективной институциональной среды для рационального использования потенциала человеческого фактора и оптимального его использования в процессе конкуренции между народами 1 . Наиболее подготовленные в максимально возможных количествах предприниматели способны, как показывает опыт Японии, даже в отсутствие других факторов производства завоевывать мировые рынки и успешно конкурировать с другими, более благополучными в отношении наличия факторов производства, странами.
В большинстве развитых стран, таких как США, Япония, Германия, Франция, Великобритания, основную долю — 99,3 — 99,7% по количеству предприятий составляют малые и средние предприятия, т. е. предприятия с численностью занятых до 500 человек. На них производится половина объема выпускаемой продукции. Как правило, они дают 75 — 80% новых рабочих мест в отличие от крупных производств, где наблюдаются процессы сокращения занятости.
Например, в настоящее время в США действует свыше 20 млн. предприятий (без сельскохозяйственных), из них 99,6% относятся к категориям малых, имеющих численность менее 500 человек. Их доля в валовом национальном продукте составляет около 40%, а в численности занятых — более половины.
Япония по своему экономическому уровню стала второй после США страной промышленно развитого мира во многом благодаря развитию малых и средних предприятий. Крупные, всемирно известные предприятия составляют здесь лишь вершину экономического айсберга, а его основная часть, подводная — малые и средние предприятия. На них приходится свыше 50% реализованной продукции промышленности, около 60% объема оптовой торговли и более 80% рознично.
В целом малый бизнес в рыночной экономике — ведущий сектор, определяющей темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.
Развитие малого бизнеса активизирует структурную перестройку экономики, предоставляет широкую свободу рыночного выбора и дополнительные рабочие места, обеспечивает быструю окупаемость затрат, оперативно реагирует на изменение потребительского спроса. Малый бизнес помогает обеспечить насыщение рынка товарами и услугами, преодолению отраслевого и территориального монополизма, расширению конкуренции, внедрению достижений научно-технического прогресса (НТП), повышение экспортного потенциала, укрепление экономической базы на местах, развитие сел, небольших городов, возрождение художественных и кустарных промыслов, решение экологических проблем.
Малый бизнес способствует выполнению следующих важнейших задач:
1. Расширение производства многих потребительских товаров и услуг без существенных капитальных затрат, обеспечение условий гибкого своевременного реагирования на изменение рыночного спроса.
2. Использование местных источников сырья и отходов крупного производства.
3. Приближает производство товаров и услуг к потребителю, способствует сокращению на этой основе транспортных расходов по доставке товаров на периферию из крупных промышленных центров, выравниванию в определенной мере условий жизни населения в различных пунктах проживания.
4. На основе использования субконтракции, аутсорсинга и франчайзинга снижает производственные издержки крупных предприятий.
5. Включение в производство материальных и финансовых средств населения, использовавшихся ранее исключительно для личного потребления.
6. Более полное и эффективное использование уникальных способностей, знаний и трудовых навыков отдельных граждан, для которых условия организации и оплаты труда на крупных предприятиях не стимулируют полной отдачи.
7. Создание благоприятных условий для трудоустройства части рабочей силы, высвобождающейся из крупных предприятий в связи с повышением эффективности последнего.
8. Вовлечение в производство, особенно в сферу услуг, таких резервов рабочей силы, которые не могут быть использованы в крупном производстве из-за технологических особенностей и иных особенностей (пенсионеров, учащихся, инвалидов, а также лиц, желающих трудиться после основного рабочего времени ради получения дополнительных легальных доходов).
9. Малый бизнес – это альтернатива, притом позитивная, теневому бизнесу; способствует ликвидации его монопольного положения.
Современная структура рыночной экономики в масштабах России предполагает наличие 10-12 млн. малых предприятий, работающих на предпринимательских началах.
Значительное повышение роли малого бизнеса как сектора экономики обусловлено следующими причинами:
─ дифференциация спроса и индивидуализация потребительских вкусов. Крупное машинное производство, удовлетворив спрос на стандартные потребительские товары, создало предпосылки к формированию индивидуализированного спроса, удовлетворением которого занимаются индивидуальные и мелкосерийные производства;
─ в связи со значительным увеличением трансакционных издержек крупных производств стала экономически выгодной передача части функций на основе аутсорсинга, франчайзинга и субконтракции малым предприятиям в целях повышения конкурентоспособности основных производств крупных компаний;
─ возможность экономического развития депрессивных регионов на основе переработки местных ресурсов без значительных капиталовложений, разработка которых нерентабельна или малорентабельна для крупных предприятий.
Динамика роста экономических показателей в сфере малого предпринимательства приведена на рис. 1, 2.
Объем продукции, произведенной малыми предприятиями (млн. руб.)
Вышеизложенные факторы, значительно повышающие роль малых предприятий в экономике, при грамотной экономической политике создают предпосылки для повышения уровня конкурентоспособности экономической системы в целом.
В настоящее время состояние малого предпринимательства в российской экономике, на наш взгляд, можно охарактеризовать как неудовлетворительное. В трансформируемой экономике России функционирует около 1 млн. малых предприятий, из них более 200 тыс. зарегистрировано в Москве, тогда как, например, в США функционирует около 20 млн. малых и средних предприятий (без учета сельскохозяйственных). Количества малых предприятий в экономике России недостаточно для создания эффективной конкурентоспособной экономики. По оценке Министерства экономического развития и торговли РФ, для значительных изменений в структуре экономики и создания эффективной конкурентной среды в России должны функционировать не менее 3,5 млн. субъектов малого бизнеса.
Создание достаточного для оптимального развития количества малых предприятий и создание фиктивной институциональной конкурентной среды возможно в среднесрочном периоде методом целевых программ при активной поддержке государства на федеральном и региональном уровнях.
Государственная поддержка субъектов малого предпринимательства является средством достижения социально-экономических целей текущего и перспективных этапов экономического развития России на основе создания механизмов эффективной конкуренции. Основная цель экономической трансформации — достижение экономического роста, создание эффективной экономики, обеспечивающей высокий уровень жизни населения, реальное участие России в мировом экономическом сообществе, рост конкурентоспособности российской экономики.
Источник: megaobuchalka.ru