Актуальность темы статьи заключается в том, что малый бизнес является основой современной экономики, так как именно он в периоды постоянно меняющихся внешних условий обеспечивает гибкость и адаптивность национальной экономики, а также ее стабильное функционирование. От его состояния зависят не только темпы экономического роста, эффективность производства, динамика научно-технического прогресса, развитие конкуренции, но и многие другие аспекты общественной жизни, касающиеся проблем социального характера, а также он является важным источником налоговых отчислений в бюджет [3, с. 622]. При этом малый бизнес больше остальных видов бизнеса подвержен риску нестабильного развития и даже банкротства, для нивелирования. Связаны эти явления с [2, c. 54]:
— незначительным масштабом бизнеса, затрудняющим оценку его состояния;
— нестабильностью законодательства, особенно налогового;
— незначительным размером собственных средств и отсутствием ликвидных активов;
— короткой кредитной историей или ее отсутствием;
«Финансово-кредитные механизмы поддержки бизнеса»
— высокими кредитными рисками и ограниченными возможностями по обеспечению кредитов, выдаваемых малому бизнесу.
Актуальность темы статьи выражается в том, что для поддержки малого бизнеса государством, а также частным сектором, были внедрены различные финансовые инструменты, которые направлены на стабильное развитие организаций данного вида бизнеса, наибольшее применение получившие в развитых странах (таблица 1).
Таблица 1 Финансовые инструменты поддержки малого бизнеса в развитых странах [составлено автором]
Прямые и гарантированные займы
от Правительства США
Выдаются частными банками
под гарантию Администрации по делам малого бизнеса, которая может достигать до 90
стимулирующие развитие деятельности рыночных финансовых институтов в части удовлетворения финансовых потребностей малого предпринимательства
— программа «7а», по которой
предоставляется гарантия (не менее 75 % от займа) субъекту;
— программа CDC/504, позволяющая получить долгосрочный кредит с фиксированной ставкой для
— программа «Инвестиционная компания малого бизнеса» — предоставление финансовой помощи развивающимся предприятиям в форме предоставления акционерного капитала, долгосрочных кредитов и долговых инвестиционных обязательств
Система государственных заказов
государственным заказам должно реализовываться малыми предприятиями
Франчайзинг [4, c. 186]
Одно юридическое лицо
договаривается с другим юридическим лицом — компанией, которые занимается продажей франшизой, о том, что данное юридическое лицо в дальнейшем будет заниматься ведением коммерческой деятельности под именем данной фирмы или под ее брендом
Долевое финансирование малых
предприятий, которое осуществляется через специализированные фонды
Увеличение рискового капитала
предприятий малого бизнеса в среднем на 100 тыс. фунтов стерлингов для определенных секторов экономики
В течение 3 лет после
основания фирмы можно получить кредиты под так называемые «сопряженные инвестиции»
Отмена нижнего предела в
предоставлении кредита, разрешено подать в общей сложности две заявки на предоставление кредита, общая сумма которых не превышает 50 тыс. евро.
Формально в Российской Федерации присутствует довольно широкий набор финансовый инструментов поддержки малого бизнеса (рис. 1), хотя объективно набор финансовых инструментов поддержки развития малого бизнеса гораздо специфичнее в развитых странах.
При этом в России малый бизнес пока развит достаточно слабо, так как, по различным оценкам, доля малого бизнеса в валовом внутреннем продукте страны составляет всего около 20 %, а вклад в общую занятость населения — порядка 25 %. Данная ситуация является следствием сложного доступа предприятиям малого бизнеса к финансовым инструментам, что сдерживает рост и модернизацию малых предприятий.
Так, малый бизнес, даже в городах-миллионниках, испытывает значительные сложности в получении заемного финансирования, так как подвергается определенной дискриминации со стороны банков по сравнению с иными, более крупными категориями заемщиков. Ведь кредитование малых предприятий рассматривается банками как рискованный вид деятельности из-за отсутствия у них кредитной истории, возможности предоставить достаточные гарантии залогового обеспечения. Кроме того, для снижения риска невозврата, кредиты предлагаются на короткий срок и под более высокие проценты. Средняя процентная ставка держится на уровне 17 % годовых, что является весьма труднодоступной ставкой для выплаты процентов по кредиту для большинства малых предприятий [1, c. 93].
В портфеле большинства коммерческих банков кредиты малому бизнесу весьма невысоки. На конец 2015 года доля кредитования малого бизнеса значительна лишь у Пробизнесбанка — 20%, но это для российских банков редкое исключение. В определенной мере это обусловлено размером минимального кредита, ниже которого выдавать банки считают не рентабельным. Так, для Пробизнесбанка сумма минимального кредита составляет 10 тыс. долларов, для БИН-Банка и Банка «Авангард» эта сумма еще выше — 20 тыс. долларов [5, c. 149].
Тем не менее, на рынке сегодня существуют выгодные малому бизнесу продукты, стимулирующие рост использования финансовых инструментов в малом бизнесе:
— открытие и ведение расчетного счета субъектов малого бизнеса на льготных условиях. Так, Альфа-Банк и Райффайзенбанк предоставляют субъектам малого бизнеса и индивидуальным предпринимателям специализированные пакеты предоставляемых услуг, в том числе авансовые, которые ведут к значительной экономии расчетно-кассового обслуживания;
— предоставление специальных бизнес-карт для малого бизнеса, позволяющих оперативно без обращения в офис банка переводить денежные средства на свой расчетный счет с помощью банкоматов (Альфа-Банк);
— предоставление услуг мобильного эквайринга, что позволяет предпринимателю использовать более доступный вариант оплаты с помощью банковской карты в сравнении с обычным торговым эквайрингом (Альфа-Банк).
Таким образом, налицо противоречие в развитии финансовых инструментов на примере кредитования коммерческими банками – с одной стороны, пока малый бизнес поддерживается слабо с помощью финансовых инструментов по сравнению с крупным бизнесом, с другой стороны, банкам выгодно развивать дополняющие финансовые инструменты сервисы для быстрого и комфортного доступа к ним предприятий малого бизнеса. Необходимо продолжать дальше развивать финансовые инструменты для поддержки малого бизнеса, особенно в городах-миллионниках, для более качественного этапа развития экономики и стабильного состояния финансовой и бюджетной систем.
1. Бондаренко Т.Н., Баранова Е.А. Лизинг как эффективный инструмент поддержки и стимулирования развития малого бизнеса // International journal of applied and fundamental research. – 2016. — № 6. – с. 92-95.
2. Зиганшина А.И. Финансовые инструменты развития институциональной среды малого предпринимательства // Финансы и кредит. — 2012. — № 45 (525). — с. 51-58.
3. Корнева Е.В., Корень А.В. Факторы, влияющие на предпринимательскую активность региона // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. – С. 622.
4. Пекова А.Л., Ерохин С.Г. Развитие франчайзинга как фактор поддержки малого бизнеса в современных условиях // Молодой ученый. — 2017. — №8. — С. 186-189.
5. Савичева Т.С. Новые инструменты кредитования малого бизнеса в условиях рецессии // Вестник науки и образования Северо-Запада России. — 2015. — № 3. — с. 148-155.
Источник: izron.ru
XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2019
ИНСТРУМЕНТЫ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
Рассадина Л.С. 1
1 Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова
Работа в формате PDF
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
Важность малого бизнеса признана во всем мире, соответственно, в развитых странах доля малого бизнеса достаточно велика. По ряду мировых исследований доказана прямая и положительная зависимость между размером сектора малого бизнеса и благосостоянием населения государства. Рост сектора малого и среднего бизнеса приводит к росту конкуренции в экономике и общей производительности труда, к росту качества товаров и услуг, к росту количества рабочих мест и, соответственно, к росту доходов населения, что во многом определяет социально-экономическое положение страны в целом.
По данным Единого реестра малого и среднего предпринимательства (МСП), который ведет ФНС России, на 20.12.2018 число таких предприятий составляет 6,042 млн, в которых зарегистрировано трудящихся порядка 15,917 млн человек. [1]
Рис. 1 Доля сектора малого и среднего предпринимательства.
Источник: Российская венчурная компания
Из рис.1 можно говорить, что в России остается нереализованный огромный потенциал развития сектора малого и среднего предпринимательства. Кроме того, слабо развит сектор в разрезе видов деятельности. По данным Росстата в 2017 году 42,7% компаний действуют только в сфере торговли.
В то время как в развитых странах доля малого бизнеса составляет существенную долю от всех зарегистрированных предприятий, в которой занято более половины трудоспособного населения [2]. Именно значительная роль таких предприятий в социальной и экономической сферах подталкивает государство на разработку специальных программ, которые будут приносить только новые рабочие места, создавать конкурентоспособность, в том числе на международном рынке, повышать экономический рост, привлекать новые инвестиции в страну, развивать инновационные технологии. Из рис. 1 можно сделать вывод, что Россия значительно отстаёт по этим показателям.
К сожалению, на сегодняшний день в научных исследованиях уделяется недостаточно внимания аспектам финансов малых предприятий. Вместе с тем финансы малого сектора предприятий, как важная составляющая финансовой системы, требует анализа, выявления проблем, затрудняющих их развитие, поиска (разработки) инструментов для устранения этих проблем, а также дальнейшего совершенствования этого звена. Поэтому актуальным представляется проведение соответствующих исследований, направленных на комплексное изучение этого важного звена финансовой системы.
В экономической литературе, анализирующей поддержку государством индивидуального предпринимательства, как правило, рассматриваются предприятия не с позиции организационно-правовой формы, а с позиции численности человек, работающих на предприятии. Согласно Рекомендации Еврокомиссии к малым предприятиям относятся предприятия численностью до 50 человек и годовым оборотом до 10 млн. евро. Если обратится к статистике и рассчитать среднюю численность наемных работников, занятых в сфере индивидуальной предпринимательской деятельности, и средний годовой оборот, то значения этих критериев будут свидетельствовать, что, например ИП, следует относить к малому предпринимательству. Таким образом, рассматривая опыт зарубежных стран по поддержке государством малого бизнеса, в том числе рассматривается и поддержка ИП.
В развитых странах именно государство является основной поддержкой в отношении малого предпринимательства, создавая системное направление социально-экономической деятельности государства в целом в соответствии с основными интересами. Государство создаёт только лишь программы для оказания помощи предпринимателям и контролирует исполнение, в то время как сама реализация ложится на плечи крупных коммерческих структур. Например, в части кредитования, в Германии выдают малому и среднему бизнесу заём сроком до 20 лет, причем первые 2 года не начисляются проценты. В других странах, таких как Италия и Франция, создаются специализированные кредитные организации и гарантийные фонды, которые выдают льготные займы и оказывают помощь предпринимателям в поиске источников финансирования. В России же пока основным инструментом поддержки являются фонды поддержки малого предпринимательства (ФПМП).
В середине шестидесятых годов в Японии законодательно вводились механизмы гарантий и залоговых поручительств в сфере кредитования бизнеса. В это же время была создана мощная инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства, включающая многочисленные торгово-промышленные палаты по всей стране. С этой же целью была создана государственная Корпорация финансирования малого бизнеса с многочисленными филиалами.
Во многих развитых странах именно в условиях кризиса увеличивается поддержка малому бизнесу. Например, во Франции и Бельгии предоставляется рисковый капитал на более выгодных условиях (если сравнивать с крупным бизнесом), а в Нидерландах и Англии предоставляют гарантии под займы.
В РФ с ее нынешними условиями использование кредитов малыми и средними предприятиями является малоэффективным способом финансирования бизнеса. К минусам процесса кредитования относятся высокие ставки, малые сроки кредитования, отсутствие гибкости в условиях предоставления кредита, сложные процедуры оценки и мониторинга финансового состояния компании.
Рис. 2 Задолженность малого и среднего бизнеса, в т.ч. просроченная, трлн руб
По данным Центрального банка РФ [3] (рис. 2) рынок кредитования сохраняет слабую тенденцию к расширению кредитования малого и среднего бизнеса: на 01.11.2018 совокупная задолженность перед банками составила 4,22 трлн рублей, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на всего лишь на 3,94%. А по сравнению с аналогичным периодом 2014 года и вовсе уменьшилось на 22%. Тенденция с 2014 года по 2017 год имела отрицательную динамику: рынок кредитования упал на 26,36%. При этом продолжает расти доля просроченной задолженности в кредитном портфеле малого и среднего бизнеса и по состоянию на 01.11.2018 уже достигает 13%.
Главными проблемами кредитования в России являются: непрозрачность российского малого бизнеса, а именно отсутствие полной финансовой отчетности у индивидуальных предпринимателей, что не позволяет осуществить полную оценку платежеспособности таких предприятий; отсутствие надежных залогов и недоверие со стороны банкиров к малому бизнесу в целом. [4, 5]
Малый бизнес, который служит катализатором инноваций и на котором апробируются основные нововведения, обеспечены особой поддержкой в развитых странах. [6] Россия пытается реализовать опробованные за рубежом программы поддержки малого предпринимательства, но такого положительного эффекта пока достичь не удается по ряду причин. Во всей совокупности правовых механизмов, на наш взгляд, важным является также возможность не только государства, но и предпринимателя эффективно и своевременно воздействовать на чиновничий аппарат, который обязан реализовывать программы развития предпринимательства. Пока предприниматель в России не будет обладать таким правовым инструментом, развитие малого бизнеса будет идти очень медленными темпами.
На сегодняшний день выделен ряд проблем, которые тормозят развитие малого предпринимательства в России [7]:
Сложная экономическая и финансовая обстановка в стране, спад производства, слабая правовая защищенность предпринимателей.
Низкий уровень правовых и экономических знаний самих предпринимателей, плохая деловая этика, как в бизнесе, так в государственном секторе.
Нехватка квалифицированных специалистов.
Большая коррупционная составляющая в сфере контроля за малым бизнесом, что касается как формирования, открытия и официальной регистрации бизнеса, так и его функционирования.
Негативное отношение к предпринимателям части населения.
Слабые действия государственной поддержки в сфере малого бизнеса.
Исследование зарубежного опыта поддержки малых предприятий, описанное в данной работе, позволяет выделить приоритетные направления стимулирования его развития, наиболее актуальные для России:
Снижение налоговой нагрузки. По данным Росстата [8], одним из основных негативных факторов является высокий уровень налогов. В данном случае целесообразно развивать льгот, грантов и субсидий в этом направлении. В России наиболее распространенное «теневое» предпринимательство в розничной торговле и бытовых услугах населению, численность занятых на таких предприятиях, в среднем, не превышает 10 человек. То есть, это потенциальные объекты, которые могли бы зарегистрироваться и платить налоги в бюджет государства.
Повышение доступности банковского кредитования, а именно: снижение процентных ставок, стандартизация и упрощение схемы получения кредита, увеличение сроков кредитования.
Разработка эффективного законодательства. Необходимо защищать интересы предпринимателей, чтобы уменьшить риски появления недобросовестной конкуренции и административных барьеров. Для сравнения можно привести в пример любую европейскую страну, где зарегистрировать свой бизнес и при этом заниматься любой деятельностью, не требующей лицензии.
Разработка мер законодательного характера, которые будут стимулировать доступное получение заемных средств для предприятия и возможность инвестировать денежные средства. Введение системы субсидий, направленных на компенсацию расходов при расширении или открытии бизнеса.
Введение малым предприятиям возможность иметь государственные заказы. Это возможно осуществить, если жестко ввести обязательную долю заказов в общей доле госзаказов, приходящихся на малые предприятия.
Развитие системы подготовки высококвалифицированных кадров для развития деятельности малых предприятий в разных отраслях хозяйства страны.
Изучение и апробация опыта поддержки малого бизнеса в зарубежных странах.
Список использованной литературы :
Официальный сайт Федеральной Налоговой службы РФ URL: https://rmsp.nalog.ru/statistics.html (дата обращения 20.12.2018)
Костыгов С. О. Особенности поддержки малого и среднего предпринимательства за рубежом // Вестник Волжского Университета им. В.Н. Татищева . — 2015. — №2. — С. 129-132.
Официальный сайт Центрального Банка Российской Федерации URL: http://www.cbr.ru/statistics/UDStat.aspx?TblID=302-19sid=ITM_3703 (дата обращения:20.12.2018)
С.В. Матросова, Н.В. Рейхерт, Проблемы финансирования малого предпринимательства в России URL: https://cyberleninka.ru/article/v/problemy-finansirovaniya-malogo-predprinimatelstva-v-rossii
Карцева М.А., Бушуева М.А. Проблемы и тенденции развития кредитования малого и среднего бизнеса в Ивановской области // В сб.: Современное состояние и тенденции инновационного и социокультурного развития экономики региона. Сборник статей по материалам НПК преподавателей, аспирантов, магистрантов Ивановского филиала РЭУ им. Г.В.
Плеханова в рамках III Межрегионального экономического форума с международным участием «Современная парадигма экономико-инновационного и социокультурного развития региона». РЭУ им. Г.В. Плеханова, Ивановский филиал, НИИ «Новая экономика и бизнес». 2018.
С. 218-223.
Aналитика > Малый бизнес: зарубежный опыт // Малое и среднее предпринимательство Новосибирска URL: http://www.mispnsk.ru/articles.html?id=45 (дата обращения: 20.12.2018).
Москвитина Е.И., Дорошина И.П., Бутова Т.В., Проблема развития сферы малого бизнеса в России // Science Time . 2014. №11 (11). С.248-250.
Источник: scienceforum.ru
Государственное кредитование малого бизнеса
Значение государственного кредитования малого бизнеса
Определение 1
Малое предпринимательство в самом общем виде можно определить как самостоятельный хозяйствующий субъект, который продает товар, исполняет работу или оказывает услуги для целей извлечения прибыли и удовлетворения соответствующих потребностей общества и извлечения прибыли, характеризующийся относительно небольшим объемом бизнеса и прибыли от него.
Такие предприниматели активно подстраиваются к изменчивым обстоятельствам рынка, к новым трудовым условиям, они более склонны к риску и часто развивают новые направления экономики, в развитых странах малое предпринимательство обеспечивает значительную часть ВВП и трудоустройство большой доли населения.
Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!
Потому современные государства должны развивать политику поддержки малого предпринимательства. В частности, одним из приоритетных направлений такой поддержки должна стать многоаспектная и многоуровневая система кредитования малого предпринимательства. Такая система предполагает предоставление, эффективное перераспределение, накопление и привлечение ресурсов для обеспечения функционирования и развития малого бизнеса.
Сегодня к числу факторов, сдерживающих развитие малого предпринимательства в России, следует отнести:
- недостаток доступной и адекватной системы кредитования стартующих субъектов малого бизнеса;
- дефективность системы налогообложения;
- слабая развитость институтов лизинга и ипотеки;
- неэффективная система прямой финансовой поддержки со стороны органов публичной власти.
Замечание 1
Очевидно, что эффективное развитие малого предпринимательства требует привлечения финансовых ресурсов, как на долгосрочной, так и на краткосрочной основе.
«Государственное кредитование малого бизнеса»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Недостаточное финансирование является одной из основных причин, тормозящих развитие малого предпринимательства. Когда банковское предложение не способно обеспечить малому бизнесу доступ к необходимым финансовым ресурсам, актуальность приобретает развитие инструментов государственного кредитования и налаживания связей и коридоров взаимодействия между банковскими структурами и предпринимателями посредством обеспечения их кредитов, субсидирования и так далее.
Приоритетные направления государственной поддержки малого предпринимательства
Стимулирование развития малого предпринимательства объективно требует следующих преобразований в области государственного кредитования:
- снижение длительности рассмотрения заявок на выдачу кредитов представителям малого бизнеса до соответствия срокам рассмотрения заявок коммерческими банками;
- поддержка наиболее посредством кредитования наиболее перспективных отраслей и видов малого предпринимательства, обеспечивающих наиболее сильный социально-экономический и бюджетный эффект;
- финансирование на условиях безвозмездности передовых и общественно значимых для муниципального образования, региона, государства в целом проектов;
- предоставление льготных условий налогообложения банкам с наиболее широким и эффективным спектром кредитных предложений для малого предпринимательства.
Достоинства и недостатки государственного кредитования малого бизнеса
Представителям малого бизнеса нередко трудно получить кредит от банковских организаций на выгодных условиях, ввиду того что они не имеют кредитной истории или направления их деятельности не представляют интересов для банков-кредиторов. В этом случае целесообразно обратиться к институту государственного кредитования. Так, субъектам малого предпринимательства государство предлагает микрозаймы, которые фактически представляют собой кредиты на срок до одного года (в отдельных случаях до 3-х лет) под 10-12 процентов годовых на сумму до 1 млн рулей (в отдельных случаях до 3-х млн рублей). Обычно такие займы требует поручительства или залога.
Денежные средства, предоставляемые в рамках кредита как инструмент помощи развитию малого предпринимательства, являются фактически финансовым инструментом развития деятельности, их использование в иных целях недопустимо. Целевая направленность кредита – необходимое условие выдачи денежных средств, что обусловливает тщательный контроль направлений использований предоставленных денежных средств со стороны государства.
При этом программа государственного кредитования имеет следующие положительные характеристики с позиции предпринимателя:
- относительно невысокая процентная ставка за пользование денежными средствами, предоставленными на условиях кредита;
- отсутствие жестких требований к заемщику со стороны государства.
- возможность получения государственного кредита субъектами малого предпринимательства во многих банковских организациях страны. Так, значительному числу кредитных организаций предоставлена аккредитация на оказание соответствующей помощи от лица государственных фондов.
В качестве основных направлений улучшения государственной поддержки малого предпринимательства выступают:
- совершенствование деятельности агентства кредитных гарантий;
- обеспечение микрозаймов посредством рефинансирования от Банка России;
- внедрение гарантийных фондов выдачи кредитов на региональном уровне;
- открытость государственных заказов для субъектов малого предпринимательства.
Требования к заемщикам (субъектам малого предпринимательства) для получения государственного кредита
Государственная помощь призвана, прежде всего, обеспечить развитие малого бизнеса, потому существует ряд ограничений, которые не позволят воспользоваться данной мерой:
- состояние бизнеса близкое к банкротству или непосредственно банкротство;
- использование ранее инструментов льготного кредитования, если задолженность не погашена;
- наличествуют долги перед государством.
Общие требования к субъектам малого предпринимательства для получения кредита следующие:
- бизнесу не менее 2 лет;
- отсутствует налоговая задолженность.
Замечание 2
Отдельные виды кредитования могут содержать специфические требования к заемщику.
Источник: spravochnick.ru