Интернационализация бизнеса – необозримый по своим масштабам и необратимый процесс, который начался в конце 70-х гг. ХХ в. в США и развитых европейских и азиатских странах. Развитие получило новый импульс посредством создания европейского внутреннего рынка и «открытия» Восточной Европы.
В отличие от США, в европейских странах необходимость и целесообразность интернационального расширения деятельности ощущают все предприятия, величина которых преодолевает определенный порог. Этот порог тем ниже, чем меньше национальный рынок. С нарастающей глобализацией конкуренции проблема интернационализации приобретает первостепенное значение для малых и средних предприятий.
Рис. 8.1. Фазы интернационализации
В общем толковании интернационализация означает каждую из форм предпринимательской деятельности, переходящей национальные границы. Охватывая все формы и фазы (рис. 8.1) зарубежной деятельности, интернационализация предприятия является предпосылкой улучшения его долгосрочных перспектив на получение прибыли и преследует для этого несколько целей:
Налогообложение малого и среднего предпринимательства (МСП)
1) сбыт товарной массы за границу;
2) достижение прогресса в производительности за счет новых, отсутствующих на внутреннем рынке технологий;
3) доступ к научно-техническим ноу-хау;
4) вход на новые рынки и использование ресурсов, которыми национальный рынок не располагает. Ежегодно публикуемый рейтинг 50 наиболее значимых (по объему реализуемой продукции или услуг) транснациональных предприятий позволяет представить масштабы интернационализации бизнеса (табл. 8.1).
Таблица 8.1
Источник: studopedia.su
Интернационализация деловой активности предприятий малого и среднего бизнеса
Начинаете бизнес с иностранными партнерами? Придется учитывать национальные культурные особенности. Не тратьте время на общие темы в начале разговора при общении со скандинавами или немцами. Ищите вариант «выиграл-выиграл» в переговорах с финнами. Избегайте споров в сфере политики и истории в Литве и Польше.
Это только некоторые из рекомендаций о том, как делать бизнес в регионе Балтийского моря, подготовленных партнерами проекта IRIS по результатам опроса представителей местного бизнеса в 10 странах.
Деловое общение: как далеко вы можете зайти?
Все респонденты проекта IRIS по итогам опроса согласились с тем, что искренность, вежливость и прямая манера при обсуждении деловых вопросов являются наиболее важными ценностями при бизнес-общении.
В скандинавских странах люди, как правило, стараются изъясняться очень точно и ясно, позитивно воспринимают юмор. Тем не менее, общие темы в начале разговора и личные вопросы не будут уместны – время в Скандинавии и, в целом, в Северной Европе, ценится дорого, поэтому деловое начало беседы сразу расположит к вам собеседника.
Определение субъектов малого и среднего предпринимательства
Предстоят переговоры с литовцами, поляками, латышами или представителями Калининградской области России? Можете почувствовать себя более расслабленными – короткий, ни к чему не обязывающий разговор на тему увлечений, спорта или семьи будет с готовностью поддержан.
Если у Вас запланирована встреча с бизнес-партнерами из скандинавских стран или Эстонии, не забывайте о личном пространстве, старайтесь не перебивать собеседника и избегайте повышать голос. Чрезмерная эмоциональность не в ходу у немцев.
Что касается опозданий, в Латвии или Польше допустимо задержаться на встречу на 5 — максимум 15 минут. Однако в Дании или Германии это абсолютно неприемлемо и серьезно сыграет против вас — ваши партнеры расценят это как неуважение к ним.
Отношение к критике
Принимать критику и самому давать обратную связь — пожалуй, одна из самых сложных вещей в человеческом общении. Не исключение это и в деловых коммуникациях с иностранными партнерами. Так, например, эстонцы не любят, когда их критикуют в профессиональной среде. В то время как немцы и финны воспринимают критику положительно, особенно, если она подтверждается фактами. По их мнению, критика — свидетельство искренности, и ее не стоит воспринимать на свой счет.
Тем не менее, бывают случаи, когда критика имеет более широкий контекст. На бизнес-встречах вам необходимо иметь ввиду степень вашей близости с партнерами. Так, вы можете чувствовать себя свободно на встрече с вашими партнерами из другой страны, если вы уже сотрудничали с ними в прошлом. Однако, свободное высказывание критических замечаний в отношении деловых решений или культурных аспектов может иметь, в том числе, и негативный эффект для Вашего успеха.
Стиль ведения переговоров
Мягкая или агрессивная манера ведения переговоров – еще один аспект, который вы должны принимать во внимание. Так, представители Германии не очень гибки в переговорах и настойчиво стремятся к сохранению своих позиций. При этом оказывать давление или быть нетерпеливыми с ними не рекомендуется.
Финны – наоборот, сравнительно «мягкие» переговорщики, для них важен компромисс и поиск взаимовыгодных решений. То же самое в Швеции. Если Ваши партнеры не слишком эмоциональны при обсуждении сделки, это не означает, что обсуждение зашло в тупик – им просто нужно больше времени, чтобы подумать.
Письменная фиксация договоренностей важна в Латвии, Литве и Польше. Также и в соседнем Калининграде – вам необходимо быть точным в своих предложениях, но при этом избегать тактики давления.
Все ли равны?
Процесс принятия решений и профессиональная ответственность являются критическими аспектами при деловом общении, определяющими дальнейший ход сотрудничества. Тем не менее, принципы иерархии, принятые в разных странах, могут значительно отличаться друг от друга.
Так, например, датчане ценят демократичный подход, при котором на встрече может присутствовать как руководитель компании, так и сотрудник низшего звена. Это подразумевает, что во время встречи Вы должны одинаково общаться со всеми представителями иностранного партнера и избегать игнорирования чьей-либо точки зрения. Тот же подход имеет место и в Швеции, где подчиненные нередко имеют право окончательного решения.
В Польше при этом такой подход абсолютно не приемлем. Более того, он даже может быть воспринят как оскорбительный по отношению к руководству компании. Когда речь идет о принятии решений или о потенциальном сотрудничестве, в Польше принято вести переговоры с высшим менеджментом компании. Поэтому, при организации встреч должен быть соблюден принцип соответствия – руководитель встречается с руководителем. Такой же подход применяется и в Белоруссии, Латвии, Литве и Германии, что означает, что от вас ожидается участие равных по должности представителей на переговорах и что мнение руководства не оспаривается сотрудниками более низкого уровня в присутствии представителей партнеров.
За флажки не заплывать!
Политика, международные отношения – темы, от обсуждения которых лучше воздержаться. Неосторожное замечание может свести ваши переговоры на нет. В Прибалтике и Польше история отношений с соседними странами – это очень чувствительная тема, которой лучше избегать, даже если Вы хорошо знаете предмет.
В России исторические темы также лучше не затрагивать. Кроме того, хотя россияне ценят хорошую шутку и всегда готовы посмеяться над собой, вам не стоит забывать, что подобный юмор со стороны иностранцев они могут воспринять враждебно, только если у вас нет с ними долгих дружеских отношений.
Рискованные темы существуют и в странах со старой демократией. Так, немцы, как правило, очень осторожны в своих высказываниях на политические темы. С иностранными партнерами приветствуются нейтральные темы культуры, искусства, спорта. Шведам, поведение которых выглядит очень свободным, открытым и либеральным, далеким от иерархических порядков, точно не понравится обсуждение недостатков их общественного устройства – они действительно им очень гордятся.
Собираетесь пригласить на переговоры с датчанами переводчика? На это могут посмотреть очень критически – предполагается, что Вы должны быть способны сами говорить по-английски.
Источник: www.fkt-sme.ru
Интернационализация Малого Бизнеса
Abstract: АННОТАЦИЯ:В статье анализируются мотивы, цели и формы интернационализации малых и средних предприятий. Рассматриваются определения интернационализации и этапы этого процесса, применительно к разным видам малых и средних предприятий.КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: интернационализация бизнеса, экспорт, импорт, модели выхода на зарубежный рынок, малые и средние предприятия, предпринимательство. Internationalization of small business1 Plekhanov Russian University of Economics И нтерес к изучению интернационализации малого бизнеса… Show more
This publication either has no citations yet, or we are still processing them
Set email alert for when this publication receives citations?
See others like this or search for similar articles
scite is a Brooklyn-based startup that helps researchers better discover and understand research articles through Smart Citations–citations that display the context of the citation and describe whether the article provides supporting or contrasting evidence. scite is used by students and researchers from around the world and is funded in part by the National Science Foundation and the National Institute on Drug Abuse of the National Institutes of Health.
Источник: scite.ai