Исламская этика бизнеса это

Ислам, как и другие мировые религии, накладывает определенный отпечаток на различные стороны жизни его последователей. Не остается в стороне и сфера экономических взаимоотношений. Более того, данный аспект жизни человека является одним из важнейших в исламе.

Все предписания и нормы ислама, содержащиеся в Священном Писании мусульман – Коране – и жизнеописании пророка Мухаммада – Сунне, в совокупности составляют шариат (араб. – закон) – систему права, систему норм, всесторонне регулирующие жизнь мусульманина.Несмотря на то, что в самом Коране нет таких понятий, как исламская экономика, исламский банкинг, либо исламское страхование, тем не менее, все эти явления берут свое начало из постулатов, которые несет в себе эта священная книга мусульман.

Коран, как божественное руководство, данное людям, содержит множество аятов (стихов), посвященных вопросам распоряжения материальным имуществом человека. Таким образом, это руководство не ограничивается лишь духовной сферой (сферой поклонения), но и включает многие другие вопросы, взаимопроникающие и неразрывно связанные со сферой духовной.

«Начинай бизнес правильно» | Абдуллахаджи Хидирбеков | FATHUL ISLAM

В исламе вопросы экономических взаимоотношений относятся к сфере муамалат , в которой действует принцип «все, что не запрещено, разрешено». Поэтому для того, чтобы разобраться, каков взгляд ислама на экономическую жизнедеятельность человека, необходимо сначала узнать, какие действия относительно сферы хозяйствования и взаимоотношений людей вообще в исламе запрещены. Затем нужно узнать, что является предписанным и поощряемым. Во всем остальном, следовательно, человек свободен поступать так, как считает правильным.

ЧЕЛОВЕК-ВРЕМЕННЫЙ УПРАВЛЯЮЩИЙ ЗЕМНЫМИ БОГАТСТВАМИ

Все, что есть на земле и чем пользуются люди в течение своей жизни, принадлежит Всевышнему. Однако Он определил человека на земле в качестве «временного управляющего», на период его существования:

• «Аллах сказал ангелам: «Я установлю на земле наместника”» .

• «Он — тот, кто сделал вас наместниками на земле…» .

Именно человек, и только человек, и в его лице человечество, несет ответственность за состояние, сохранность и рациональное использование всех природных ресурсов, имеющихся на земле и в ее недрах. Так же каждому человеку на период его жизни Аллах определил его удел, представляющий собой его частную собственность (некоторая собственность определяется человеку с рождения путем закрепления определенной доли в наследстве, иное имущество приобретается человеком в течение его жизни посредством трудовой деятельности). И по результатам своей жизни каждый человек будет держать ответ касательно того, как он распоряжался вверенным ему имуществом.

Таким образом, будучи благом, любое имущество является одновременно и испытанием, требующим рационального и взвешенного подхода и распоряжения:
«Пусть не думают те, которые скупятся расходовать то, что Аллах даровал им по Своей милости, что поступать таким образом лучше для них. Напротив, это хуже для них. В День воскресения их шеи будут обернуты тем, что они жалели. Аллаху принадлежит наследие небес и земли, и Аллах ведает о том, что вы совершаете» .

Мораль и этика в бизнесе. Мудрость Корана | Нуман Али Хан

«Знайте, что мирская жизнь – всего лишь игра и потеха, украшение и похвальба между вами, и стремление обрести больше богатства и детей. Она подобна дождю, растения после которого восхищают земледельцев, но потом они высыхают, и ты видишь их пожелтевшими, после чего они превращаются в труху. А в Последней жизни есть тяжкие мучения и прощение от Аллаха и довольство. Мирская жизнь – всего лишь предмет обольщения» .

В исламе религиозных запретов относительно экономической жизнедеятельности не так много, и все они предотвращают несправедливость в обществе. Именно эти запреты легли в основу нового направления в экономике, распространенного под названием исламская экономика. Пути приобретения и расходования имущества подразделяются на запрещенные (харам), обязательные (относится лишь к расходованию), желательные, поощряемые (исламская этика бизнеса) и нейтральные (все, что не входит в предыдущие категории).

ЗАПРЕТНЫЕ И ПООЩРЯЕМЫЕ СПОСОБЫ ПРИОБРЕТЕНИЯ ИМУЩЕСТВА

К запретным способам приобретения имущества в исламе относятся любые сделки с запрещенными товарами либо услугами. Запрещено, соответственно, и вкладывать средства в компании, занимающиеся запретной деятельностью. С конца 90-х гг. стали возникать исламские индексы компаний. Исламский индекс Доу-Джонса (ИИДД) является базовым индексом капитализации исламских компаний.

Он входит в группу Глобальных индексов Доу-Джонса, которые рассчитываются на основе акций компаний 34 стран. Исламский индекс Доу-Джонса исключает акции любых компаний, основная деятельность которых является недозволенной согласно Шариату.

К таким видам деятельности относятся следующие:

1. Производство, торговля, перевозки и любое посредничество при производстве алкоголя и свинины: «Он запретил вам мертвечину, кровь, мясо свиньи и то, что принесено в жертву не ради Аллаха» .

2. Обман и обвешивание, а также сокрытие недостатков своего товара:Наполняйте меру и весы по справедливости» .
«…Мерьте и взвешивайте честно, не придерживайте имущество людей и не распространяйте на земле нечестие» .
«Наполняйте меру сполна, когда вы отпускаете мерой, и взвешивайте на точных весах. Так будет лучше и прекраснее по исходу» .
«Наполняйте меру полностью и не будьте одними из тех, кто наносит урон» .

3. Выдача или получение денежных средств или иного имущества в долг под проценты:
«Те, которые пожирают лихву, восстанут, как восстает тот, кого сатана поверг своим прикосновением. Это – потому, что они говорили: «Воистину, торговля подобна лихоимству”. Но Аллах дозволил торговлю и запретил лихоимство. … Аллах уничтожает лихву и приумножает пожертвования. Аллах не любит всяких неблагодарных (или неверующих) грешников О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и не берите оставшуюся часть лихвы, если только вы являетесь верующими» .

Читайте также:  Технология обслуживания и стандарты сервиса в гостиничном и ресторанном бизнесе

Важно обратить внимание на следующий факт: то, что законы ислама запрещают выплату и получение процентов, не означает, что они не одобряют получение прибыли или поощряют возврат к чисто наличным расчетам или бартерной экономике. Речь идёт о том, чтобы все стороны финансовой операции делили между собой риск и прибыль или убытки предприятия. Вкладчиков исламской банковской системы можно сравнить с инвесторами или акционерами, которые получают дивиденды, когда банк извлекает прибыль, или теряют часть своих сбережений, если банк заявляет об убытках. Логика заключается в том, чтобы увязать прибыль по исламскому договору с отдачей и качеством проекта, обеспечивая тем самым более справедливое распределение богатства.

4. Азартные игры:
«Вам запрещены мертвечина, кровь, мясо свиньи и то, над чем не было произнесено имя Аллаха (или что было зарезано не ради Аллаха), или было задушено, или забито до смерти, или подохло при падении, или заколото рогами, или задрано хищником, если только вы не успеете зарезать его, и то, что зарезано на каменных жертвенниках (или для идолов), а также гадание по стрелам. Все это есть нечестие» .

К поощряемому пути приобретения имущества в исламе относится производительный труд.

В основе получения материальных ресурсов (в том числе денег) лежит труд: «По свидетельству Рифа’а бин Рафи’: «Однажды Пророка (мир ему) спросили: «Какое из приобретений является наилучшим?» Он сказал: «То, что человек приобрел трудом рук своих, а также то, что принесла ему добрая торговля»»

В Коране слово работа (ал-‘амал) упоминается в 360 аятах, его синоним – ал-фи’ал – присутствует еще в 109 стихах. Все вышеупомянутые аяты подчеркивают необходимость труда. Неслучайно ислам называют «религией действия» . Ведь, как уже было упомянуто, ислам поощряет все виды экономической деятельности, за исключением тех, которые явно приносят вред человеку или обществу.

ЗАПРЕТНЫЕ И ПООЩРЯЕМЫЕ СПОСОБЫ РАСПОРЯЖЕНИЯ ИМУЩЕСТВОМ

К запретным способам распоряжения имуществом в исламе относятся следующие:

• Расходование на запретные цели (покупка запрещенных товаров или услуг).
• Излишество (исраф) в расходовании и потреблении:
«Скажи: «О люди Писания! Не излишествуйте в своей религии вопреки истине и не потакайте желаниям людей, которые еще раньше впали в заблуждение, ввели в заблуждение многих других и сбились с прямого пути”» .

«Раздавай должное родственнику, должнику и путнику, но не расточай чрезмерно. Не позволяй своей руке быть прикованной к шее (не будь скуп), но и не раскрывай ее во всю длину (не расточительствуй), а не то сядешь порицаемым и опечаленным» .

С точки зрения экономической деятельности излишество можно разделить на следующие категории:

— излишество в накоплении;
— излишество в потреблении;
— излишество в производстве.

Каждый верующий человек обязан расходовать свое имущество. Причем, не бесцельно и не в любом направлении. В расходовании имущества предписаны определенный порядок и правила. Основные коранические предписания касательно распоряжения своим имуществом заключаются в следующем.

ОБЯЗАННОСТЬ ВЫДЕЛЕНИЯ ДОЛИ ИМУЩЕСТВА НА ТЕХ, КОГО ВЛАДЕЛЕЦ ИМУЩЕСТВА ОБЯЗАН СОДЕРЖАТЬ:

«Они спрашивают тебя, что они должны расходовать. Скажи: «Любое добро, которое вы раздаете, должно достаться родителям, близким родственникам, сиротам, беднякам, путникам. Что бы вы ни сделали доброго, Аллах знает об этом”» .

«Мужчины являются попечителями женщин, потому что Аллах дал одним из них преимущество перед другими и потому что они расходуют из своего имущества …» .

Ежегодное отчисление доли имущества (от 2,5% до 10%) на социальные цели (закят):

«Вот вас призывают делать пожертвования на пути Господа, и среди вас находятся такие, которые скупятся. Кто скупится, тот скупится только против самого себя. Бог – богат, а вы – бедны. И если вы отвернетесь, Он заменит вас другими людьми, и они не будут подобны вам» .

Если размер закята и уровень достатка, по достижении которого человек выплачивает закят, оговорены сунной, то реципиенты закятных средств прямо обозначены в Коране: «Пожертвования предназначены для нищих и бедных, для тех, кто занимается их сбором и распределением, и для тех, чьи сердца хотят завоевать, для выкупа рабов, для должников, для расходов на пути Аллаха и для путников. Таково предписание Аллаха. Воистину, Аллах – Знающий, Мудрый» .

Поощряемые пути расходования имущества

Во второй суре (главе) Корана сказано, что «данная книга, и в этом нет сомнения, является руководством для людей набожных, которые веруют в Аллаха, совершают молитву и расходуют из того, чем их наделил Всевышний». Таким образом, набожные люди, т.е. те, кем их Создатель доволен, а, следовательно, именно к обладанию такого качества должны стремиться все верующие, характеризуются в исламе как верующие в Аллаха, исполняющие молитву и расходующие свое имущество.

Читайте также:  Бизнес кейс для управляющего

Этика расходования имущества в исламе подразумевает соблюдение следующих основных принципов:
• Избежание привязанности к имуществу:
«Благочестие состоит не в том, чтобы вы обращали ваши лица на восток и запад. Но благочестив тот, кто уверовал в Аллаха, в Последний день, в ангелов, в Писание, в пророков, кто раздавал имущество, несмотря на свою любовь к нему …» .
«Богатство и сыновья – украшение мирской жизни, однако нетленные благодеяния лучше по вознаграждению перед твоим Господом, и на них лучше возлагать надежды» .
• Рациональный подход — придерживание «золотой середины»:
«Когда они делают пожертвования, то не расточительствуют и не скупятся, а придерживаются середины между этими крайностями» .
• Расходование от чистого сердца:
«Тем, кто расходует свое имущество на пути Аллаха и не сопровождает свои пожертвования попреками и оскорблениями, уготована награда у Аллаха. Они не познают страха и не будут опечалены» .
• Соблюдение договоров:
«О, Вы, которые уверовали! Будьте верны в договорах!» .
• Заключение договоров в письменном виде с присутствием свидетелей:
«О те, которые уверовали! Если вы заключаете договор о долге на определенный срок, то записывайте его, и пусть писец записывает его справедливо. Писец не должен отказываться записать его так, как его научил Аллах. Пусть он пишет, и пусть берущий взаймы диктует и страшится Аллаха, и ничего не убавляет из него.

А если берущий взаймы слабоумен, немощен или не способен диктовать самостоятельно, пусть его доверенное лицо диктует по справедливости. В качестве свидетелей призовите двух мужчин из вашего числа. Если не будет двух мужчин, то одного мужчину и двух женщин, которых вы согласны признать свидетелями, и если одна из них ошибется, то другая напомнит ей.

Свидетели не должны отказываться, если их приглашают. Не тяготитесь записать договор, будь он большим или малым, вплоть до указания его срока. Так будет справедливее перед Аллахом, убедительнее для свидетельства и лучше для избежания сомнений. Но если вы заключаете наличную сделку и расплачиваетесь друг с другом на месте, то на вас не будет греха, если вы не запишите ее.

Но призывайте свидетелей, если вы заключаете торговый договор, и не причиняйте вреда писцу и свидетелю. Если же вы поступите таким образом, то совершите грех. Бойтесь Аллаха – Аллах обучает вас. Аллах ведает обо всякой вещи» .
• Помощь должникам:
«Если должник находится в трудном положении, то дайте ему отсрочку, пока его положение не улучшится. Но дать милостыню будет лучше для вас, если бы вы только знали!» .

Источник: islam.ru

Ислам и этика деловых отношений.

В исламе резко акцентирована идея единобожия, что повлекло за собой определенное изменение нравственного пафоса.

Этот пафос выразился уже в названии религии и тех, кто ее исповедует: «ислам» в переводе с арабского означает

«покорность»; «муслим» (мусульманин) – «тот, кто покоряется». Отношение между Аллахом и людьми основано не на

договоре и не на любви, а на повелении, с одной стороны, и покорности – с другой.

Самыми общими понятиями исламской этики стали понятия «хасан» («хорошее») и «кабих» («дурное»). Различие между

хорошим и дурным определяется на основе указаний, содержащихся в священных текстах. В суннизме – одном из двух

основных течений ислама – признается пять столпов. Каждому из них соответствует определенная нравственная

добродетель «фатила»:

1. Символ веры («шахада»), выраженный словами: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед – пророк его», порождает

добродетель искренности – «сидк».

2. Молитва («салят»), произносимая ежедневно 5 раз в определенное время суток, дает верующему близость к Богу –

3. Обязательная материальная помощь нуждающимся («закят»), строго соответствующая размерам дохода, воспитывает

щедрость – «саха».

4. Соблюдение поста («саум») в месяце рамадан – воздержание от пищи, воды, табака, половых связей в то время суток, пока

можно отличить белую нитку от черной – способствует формированию непорочности – «иффа».

5. Хадж (паломничество в Мекку) – своеобразный символ приближения к недостижимому Аллаху укрепляет в душе

стремление к загробной жизни – «шавк».

Таким образом, основные суннитсткие добродетели определяются степенью готовности выполнять обязательные предписания.

Приверженцы шиизма – второго, более радикального течения в исламе – считают шестым столпом «джихад» (букв. «усердие») –

постоянную борьбу против греха и несправедливости во всех проявлениях.

Как сейчас

Арабский этикет: Знакомства с арабами

При знакомстве с арабами, точно так же, как и с представителями многих других культур, соблюдается определенный ритуал.

Мужчина, независимо от возраста и положения, всегда представляется женщине первым.

Младших по возрасту или служебному положению следует представлять старшим: юноша представляется мужчине, мужчина — шейху, и т.п.

Если знакомящиеся люди равны по возрасту и положению, то холостой должен представляться женатому, а незамужняя женщина — замужней.

Один человек представляется группе людей. Женщина представляется супружеской паре первой.

После представления человек, которому представляют нового знакомого, должен сказать фурса саида, что переводится как «очень приятно познакомиться» или «рад с Вами познакомиться». В дословном переводефурса саида означает «счастливый случай».

Читайте также:  Что делать если бизнес прогорел и ты в долгах

При знакомстве и при встрече принято обмениваться рукопожатиями. Обычай рукопожатия имеет древнюю историю и глубокий смысл. Причем тот факт, что для рукопожатия следует подавать правую руку, не случаен. Ведь именно правая рука практически всегда сжимала рукоятку меча. Протягивая её при встрече, человек тем самым показывал, что у него благие номерения.

При встрече мужчины обнимаются и прикасаются друг к другу сначала одной щекой, потом другой, при этом похлопывая по спине и плечам. Если мужчины не виделись очень давно и они знакомы достаточно близко, то обычно они приветствуют друг друга троекратным поцелуем в обе щеки, заключив друг друга в объятия. На Западе считается общепринятым, когда при встрече или даже при знакомстве, мужчина может поцеловать женщину в щеку. С точки зрения арабского, а шире — исламского, этикета, подобные действия абсолютно неприемлемы.

Арабские женщины приходят в замешательство, когда, например, на различных дипломатических приёмах им начинают в знак уважения и приветствия целовать руки, протянутые для рукопожатия. Египетский дипломат Абдель Фаттах Мухаммад Шаббана в своей книге «Общение с людьми и этикет», советует примерной арабской женщине не протягивать руку, а ограничиться кивком головы. И при этом следить за тем, чтобы в её руках всегда была сумочка или платок. Это будет знак для «недалёких» представителей западной культуры, что подавать руку для поцелуя она не собирается.

Источник: studfile.net

Этика бизнеса в исламе

Этика бизнеса и деловых отношений представляет собой свод правил, которые основываются на традиционных человеческих ценностях и которых придерживаются члены одной организации и партнеры компании. Традиционно деловая этика бизнеса базируется на уважении интересов работников компании, ее клиентов и партнеров. На конкурентов она тоже распространяется и подразумевает неиспользование запрещенных или нечестных приемов в борьбе за нишу в бизнесе.

В зависимости от культуры той или иной страны, этика и этикет в бизнесе будут несколько различаться.

А с точки зрения ислама этика бизнеса – это часть поклонения, так как включает в себя свод правил и законов, соблюдать которые мусульманин просто обязан. Этика в исламе может вносить коррективы, что-то дозволяя, а что-то запрещая вовсе. Очевидно, чтобы торговля и бизнес были выстроены по дозволенной Шариатом схеме, соблюдались законы и принципы Ислама, изучение бизнесменом-мусульманином коммерческого права и исламской бизнес-этики является обязанностью.

Посланник Аллаха (ﷺ) обещал: التَّاجِرُ الصَّدُوقُ الْأَمِينُ مَعَ النَّبِيِّينَ ، وَالصِّدِّيقِينَ وَالشُّهَدَاءِ «Честный и достойный доверия торговец будет с пророками, праведниками и мучениками» (Тирмизи, Книга Торговли, 1209).

Однако, 3 соподчиненных иерархических уровня при ведении бизнеса в любой стране будут так или иначе присутствовать.

Общечеловеческие ценности, которые регулируют социальную ответственность бизнеса: создание рабочих мест, производство тех или иных благ, забота о служащих и т. д. Что касается этики ведения бизнеса по отношению к покупателям продукции, то она подразумевает высокое качество товара, честность в рекламе, обоснованные цены. Этика по отношению к персоналу компании — это белая зарплата, полный соцпакет, охрана здоровья и т. д. Этичное отношение к партнерам, акционерам и инвесторам — это соблюдение условий договора, своевременная выплата оговоренных сумм, доступ к открытой информации.

Макроуровень или этика бизнеса и деловых отношений в масштабах той или иной отрасли экономики. Это отсутствие дискриминации на рынке труда, соблюдение рыночной конкуренции, уважительное отношение к частной собственности.
Мировой уровень. Это соблюдение этики в отношениях с поставщиками, клиентами, персоналом, акционерами и т. д.

Этика бизнеса имеет отношение не только к компании, которая занимает определенную нишу на рынке, но и к каждому деловому человеку. Этичное поведение не позволит работнику делать карьеру за счет коллег, вводить в заблуждение руководство, некачественно выполнять свои обязанности. Деловая этика предписывает доброжелательное и корректное отношение к сослуживцам, умеренную общительность, соблюдение субординации, пунктуальность, ответственность и т. д.

В Исламе этике и взаимоотношениям между людьми уделяется отдельное место. Посланник Аллаха (ﷺ) говорил: «Поистине, я был отправлен, чтобы довести нравственность до совершенства». А также: «В День Воскресения наиболее близкими ко мне окажутся наиболее благонравные из вас». Вопросы этики связаны со счастьем человека в обоих мирах, и являются одними из важнейших вопросов Ислама.

Там, где нет этики, нет религии. Сам Посланник Аллаха (ﷺ) был купцом, и добрая часть благородных примеров поведения торговца вошли в сунну. Аятов и хадисов, регламентирующих правила торговли и ведения бизнеса, где-то обязывающих, а где-то рекомендующих, достаточно много. Этика ведения бизнеса входит в раздел исламского права, который называется муамалят. В отличии от светской этики, исламская этика бизнеса не ограничивается лишь взаимоотношениями между людьми и не является сводом неформальных правил.

Этика бизнеса в Исламе Исламская бизнес-этика – это свод правил поведения предпринимателя-мусульманина, регламентируемых Кораном и Сунной, а также иджтихадом мусульманских ученых.

Источник: iaib-chel.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин