Рассказываем, что такое исследовательский проект. Рассматриваем структуру исследовательского проекта, процесс подготовки, выполнения и оценки исследовательского проекта.
Содержание скрыть
Исследовательский проект
Понятие и цель исследовательского проекта
Исследовательский проект – это работа с хорошо продуманной структурой, обозначенными целями, актуальностью предмета исследования для всех участников, социальной значимостью, соответствующими методами, в том числе с экспериментальными и опытными работами, методами обработки результатов. Этот вид проекта имеет структуру, полностью совпадающую или приближенную к научному исследованию.
Цель проекта — это идеальный, мысленно представленный результат исследовательской или проектной работы. Требования к цели: краткость, конкретность, достижимость, проверяемость ее достижения.
Цель должна быть:
- ясной, учитывать особенности проекта, актуальной. Вопросы: что именно ты хочешь достичь/улучшить/изменить?
- измеримой. Здесь нужно указать числовые данные: какие результаты покажут достижение цели, какие факты это подтвердят?
- достижимой. Это не отменяет амбициозность цели, но учитывай имеющиеся ресурсы.
- согласованной, важной. Будет хорошо, если работа над данным проектом будет продолжением предыдущего исследования или станет основой для последующих.
Структурные элементы исследовательского проекта
Подготовка и выполнение исследовательского проекта
Подготовка к выполнению исследовательского проекта
Подготовка работ осуществляется школьниками самостоятельно, но при поддержке педагогов.
3. Актуальность, цели и задачи проекта
Школьник вправе обратиться за консультацией к любому педагогу школы. По договоренности педагога со школьниками это может быть как очная, так и онлайн-консультация.
Содержание исследовательского проекта должно отвечать следующим требованиям:
- быть направленным на решение какой-либо сложной практической или исследовательской проблемы, требующей совершения сложных поэтапных действий;
- предлагать новое или хотя бы отчасти новое решение этой проблемы;
- иметь результатом новый (или усовершенствованный имеющийся) продукт или новое (или дополненное известное) знание, помогающие решить эту проблему;
- предполагать самостоятельную работу школьников над проектом.
Структура исследовательского проекта
Исследовательский проект должна включать следующие компоненты:
- Название темы проектной или исследовательской работы;
- Описание ее актуальности;
- Описание ее цели и задач;
- Описание гипотезы (для исследовательских работ, кроме работ по истории) или предполагаемых свойств создаваемого продукта (для проектных работ);
- Описание процесса решения поставленных задач;
- Заключение со сформулированными в нем выводами о полученных результатах;
- Список использованной литературы (для исследовательских работ).
В качестве приложения (не обязательного) к тексту работы могут быть добавлены: созданный в результате работы над проектом или исследованием продукт или его копия (памятки, рекомендации, буклеты, сценарии, опросники, классификации, иллюстрации и т. п.).
Что такое проект и процесс? В чем их различие?
Культура работы
- Работа должна быть написана литературным, грамотным языком.
- Подача материала, изложенного в работе, должна отражать уважительное отношение автора к читателю.
- Использование в работе идей, мыслей, высказываний других авторов должно обязательно сопровождаться ссылками на работы этих авторов. Грамотное оформление ссылок на печатные и электронные источники является важной составляющей проектно-исследовательской работы и культуры ее автора.
Оформление работы
Исследовательские проекты (в электронном и бумажном виде), должны иметь объем от 5 до 30 страниц (без приложений), желательно должны быть созданы в текстовом редакторе Microsoft Word, шрифт Times New Roman, размер 14, одинарный интервал.
О том, как написать проект, читайте здесь.
Оценка исследовательского проекта и предметные результаты
Критерии оценки исследовательского проекта
- Актуальность выбранной темы, ее направленность на решение реальной практической или исследовательской проблемы.
- Новизна предлагаемого автором решения проблемы.
- Практическая значимость полученного результата.
- Самостоятельность выполнения работы.
- Реализация автором цели и задач работы.
- Наличие интересных авторских идей и находок, помогающих достичь поставленной цели.
- Грамотность оформления работы.
- Четкость, логичность, структурированность, речевая грамотность устного выступления автора.
- Рациональное размещение информации на слайдах презентации.
- Умение отвечать на вопросы по теме работы
Предметные результаты выполнения исследовательского проекта
Предметные результаты выполнения исследовательского проекта определяются навыками, полученными школьниками с учетом специфики содержания гуманитарных предметных областей.
Русский язык
- извлечение информации из различных источников, ее осмысление и оперирование ею, свободное пользование лингвистическими словарями, справочной литературой, в том числе информационно-справочными системами в электронной форме;
- осуществление выбора языковых средств для создания устного или письменного высказывания в соответствии с коммуникативным замыслом;
- обогащение словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств в соответствии с ситуацией и сферой общения; осознанное расширение речевой практики;
- овладение основными нормами современного русского литературного языка.
Источник: eee-science.ru
Основы проектирования (модули: исследовательский проект, социальный проект, бизнес-план) 10-11 класс
статья (10, 11 класс) по теме
Основы проектирования — программа для 10-11 классов. Модули: «Исследовательский проект», «Социальный проект» и «Бизнес — план».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Голуб Г.Б. , руководитель сектора
«Модернизация образовательных ресурсов» ЦПО,
Ерёмина А.П. , заведующая отделением
Международного института рынка,
Туркин А.К. , заместитель директора
МОУ Медико-технический лицей г. Самары
Программа курса регионального компонента
для старшей школы
Региональный компонент содержания образования должен обеспечивать реализацию основных направлений образовательной политики субъекта РФ, которая нацелена на решение средствами образования задач, относящихся к социально-экономической сфере региона. Постановление Правительства Самарской области от 19 мая 2004 года определило запрос к системе образования в форме Концепции компетентностно-ориентированного образования. Ключевые компетентности учащихся рассматриваются как наиболее актуальный для Самарской области в современный условиях результат образования. Исходя из этого, образовательный процесс в школе следует преобразовать так, чтобы возникали пространства для осуществления основных этапов формирования компетентностей школьников.
В образовательном учреждении созданию естественной среды (то есть условий деятельности, максимально приближенных к реальным) для формирования ключевых компетентностей способствует введение метода проектов, который, на наш взгляд, является базовой компетентностно-ориентированной образовательной технологией.
Под проектом в этом случае подразумевается специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий по решению личностно значимой для учащегося проблемы, завершающихся созданием продукта. Под методом проектов – технология организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, а также как технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося. Таким образом, метод проектов обеспечивает опыт соорганизации учащимся своих внутренних и внешних ресурсов для достижения поставленной им цели, т.е. представляет собой организованную в рамках учебного процесса деятельность, в которой формируются и проявляются его ключевые компетентности.
Современная школа успешно формировала ряд внутренних ресурсов учащегося – его знания, умения, навыки. Однако в образовательном процессе не было специального места для формирования такого ресурса, как освоенные способы деятельности, применимые в различных ситуациях к различным объектам. Этот пробел восполнил курс регионального компонента «Основы проектной деятельности» для основной школы.
Процесс формирования ключевых компетентностей учащегося можно представить как:
- постепенное освоение отдельных элементов компетентностей (способов деятельности),
- рост степени интеграции данных элементов и внутренних и внешних ресурсов в деятельности учащегося,
- увеличение самостоятельности учащегося в планировании и реализации собственных действий.
Поэтому курс, поддерживающий формирование ключевых компетентностей учащихся через проектную деятельность, на следующем этапе обучения – на старшей ступени – должен обеспечить учащемуся возможность интегрировать в своей деятельности освоенные ранее способы, самостоятельно встроить их в алгоритм разработки и реализации проекта .
Следует также помнить, что одной из задач обучения на старшей ступени является предоставление учащимся возможности спроектировать свое будущее и сформировать необходимые ресурсы для осуществления осознанного профессионального и образовательного выбора (профилизация старшей школы).
В силу того, что период «проектирования будущего» наступает в возрасте около 14 лет, а единственной областью, где такие размышления могут перейти из разряда «мечтаний» в разряд целеполагания, является образование, важно вывести учащегося через образовательные ситуации на проживание ситуаций социальных. Это тем более важно, что образ идеального будущего формируется в раннем юношеском возрасте под влиянием успешного настоящего. Поэтому необходимо, чтобы помимо «академического настоящего» у старшеклассника появился опыт реальной деятельности в рамках наиболее общих профессиональных направлений с тем, чтобы он смог примерить на себя не столько профессиональную, сколько социально-профессиональную роль.
Поэтому курс, поддерживающий формирование ключевых компетентностей учащихся через проектную деятельность, на старшей ступени обучения должен предоставить учащемуся возможность сформировать и реализовать проектный замысел в той или иной сфере деятельности, освоив соответствующие способы деятельности в системе.
Таким образом, интеграция курса «Основы проектирования» и собственно проектной деятельности учащихся, осуществляемой в рамках реализации метода проектов, в старшей школе осуществляется несколько иначе, чем курса «Основы проектной деятельности» в основной школе.
В основной школе модули представляют собой тренинги, проводимые учителем, а освоенные способы деятельности применяются при разработке и реализации проектов при сопровождении руководителя проекта. Поскольку предметом освоения в старшей школе становится полный проектный цикл, учащийся нуждается в сопровождении со стороны того педагога, который ведет курс «Основы проектирования». Поэтому интеграция становится более полной: учащиеся осваивают определенные способы деятельности в классно-урочном формате, затем реализуют их самостоятельно (индивидуально или в группе), работая над собственным проектом и получая консультации у педагога, ведущего данный курс. Таким образом, в учебно-тематическом планировании курса выделяется 17 часов на урочную работу и 17 часов на индивидуальные и групповые консультации учащихся данной группы (класса) по конкретному содержанию их проектов. Учитывая большой объем самостоятельной работы учащегося, предлагается выделить часы на его самостоятельную работу из часов, отводимых на проектную деятельность и считать разрабатываемый и реализуемый в рамках освоения курса проект одним из двух проектов, обязательных для учащегося [1] .
По своей структуре курс «Основы проектирования» не является систематическим и сквозным, а состоит из отдельных модулей. Модуль программы регионального компонента понимается как логически законченная единица содержания образования.
Курс «Основы проектирования» представлен избыточным набором модулей. Каждый модуль автономен и самодостаточен. При этом следует понимать, что общая логика осваиваемой деятельности – проектная логика – дублируется. Но акцент в изучении модуля делается на специфику ведущей деятельности. Предлагаются следующие модули:
- Инженерный проект.
- Социальный проект.
- Исследовательский проект
- Бизнес-план.
- Технологический проект.
Предполагается, что данные модули будут представлены в учебном плане школы в статусе элективных курсов регионального компонента. Т.е. учащийся будет иметь возможность выбора осваиваемого курса, основываясь на своих приоритетах. При этом он обязан на протяжении обучения в старшей школе выбрать два из пяти модулей. Таким образом, обязательная учебная нагрузка по региональному компоненту учебного плана будет выполнена. Из этого также следует рекомендация организовывать изучение курса «Основы проектирования» не в классах, а во временных группах, сформированных по результатам выбора учащихся, также, как это должно происходить при изучении элективных курсов.
Принципиальным является интерактивный характер модулей. Работа с учащимися должна проводиться в деятельностном режиме, преимущественно рекомендуются групповые формы работы на занятиях.
Следует обратить внимание на структуру тематического планирования:
- Содержание темы: включает в себя те способы деятельности, которые должны быть освоены учащимися через разнообразные конкретные приемы и техники,
- Практическая деятельность учащихся: включает в себя тренинги конкретных приемов и техник, задачи и упражнения, которые отрабатываются фронтально, в группах или индивидуально в пределах класса и урока.
- Проектная деятельность учащегося: описывает те действия, которые должны быть совершены учащимися самостоятельно в рамках разработки и реализации его проекта, и стать предметом консультаций с учителем.
Планируемые результаты обучения учащихся определены по каждому модулю на основе конкретизации сложных умений, необходимых для работы над проектом, с учетом требований, предъявляемых учащимся при проектной деятельности, с одной стороны, и спецификой того или иного вида деятельности, с другой.
Рекомендуется использовать ситуацию с изучением модулей курса «Основы проектирования» для осуществления оценки разных результатов образования:
Уровень сформированности ключевых компетентностей учащихся
Надпредметные умения, сформированные в рамках изучения курса
- рабочие листы портфолио проектной деятельности учащихся (компетентность разрешения проблем),
- наблюдение за консультацией (информационная компетентность),
- наблюдение за работой в группах и презентацией (коммуникативная компетентность)
- учебный продукт – результаты выполнения практических заданий модуля,
- продукт проектной деятельности учащихся.
Критерии оценки уровня сформированности ключевых компетентностей учащихся, рекомендованные министерством образования и науки Самарской области.
Критерии оценки надпредметных умений, заданные в программе модуля
Выставляется в графу «проектную деятельность»
Выставляется за предмет «Основы проектирования
БИЗНЕС-ПЛАН
Целью данного модуля является получение учащимися опыта проектирования в коммерческой сфере, позволяющий освоить общие алгоритмы деятельности, связанной с созданием и продвижением нового продукта – товара или услуги в самом широком смысле этих слов.
Принципиальным отличием проектных заданий от учебных, предметных задач и упражнений является практически неограниченное количество способов выполнения каждого проекта, возможность почти неограниченно улучшать качество выполняемого проекта. При этом в условиях рыночной экономики и механизма ценообразования получение даже небольшого конкурентного преимущества за счет найденного нестандартного варианта позволяет добиваться значительных успехов.
Предлагаемый учебный модуль нацелен на освоение таких способов деятельности, которые позволяют учащемуся, используя его социальный опыт, а также уже сделанные открытия и изобретения и применявшиеся при этом методы, разработать бизнес-идею и ее оформить в структурный план, соответствующий нормам бизнес-планирования.
В рамках самостоятельной работы над проектом учащиеся используют техники, освоенные в рамках изучения модулей регионального компонента «Основы проектной деятельности» «Анализ ресурсов», «Продвижение продукта на рынке», «Расчет стоимости продукта». Если учащиеся не изучали хотя бы один из указанных модулей необходимо потратить часть времени, отведенного на консультирование для проведения тренинга и освоения минимального числа техник.
Продуктом деятельности учащегося в рамках освоения данного модуля станет собственно проектная разработка в формате бизнес-плана. Несомненно важной, с точки зрения формирования ключевых компетентностей учащихся, является не только разработка, но и реализация проекта. В рамках освоения данного модуля мы не можем настаивать на реализации бизнес-идеи, поскольку этот процесс может потребовать от учащегося неоправданно большого вложения ресурсов – финансовых, ресурса времени и т.п. Но при этом следует поощрять попытки учащихся реализовать свой бизнес-план, особенно, если речь идет о локальном рынке услуг или о проведении некоммерческого мероприятия на основе самоокупаемости.
Планируемые результаты обучения:
Учащиеся освоят алгоритм разработки бизнес-плана, начиная от стадии выработки идеи, проверки ее жизнеспособности и кончая расчетом необходимых средств для ее реализации, поиском источников финансирования.
Учащиеся получат опыт:
- разработки бизнес-идеи;
- планирование деятельности в рамках бизнес-плана;
- финансового планирования.
Учащиеся освоят техники:
- определения потребностей;
- проектирования товара услуги;
- позиционирования товара услуги на рынке;
- разработки производственного и маркетингового планов;
- анализа конкурентных преимуществ;
- расчета прибыли убытков;
- планирования движения наличности;
- анализа альтернативных решений.
Основанием для промежуточного контроля являются задания для практической деятельности учащихся. Необходимо организовать проведение качественной оценки и самооценки, которая может не быть связана с выставлением отметки.
Тематическое планирование
Тема 1. Бизнес-план – проект в системе рынка.
Бизнес–план как рамка осуществления проектной деятельности. Определений назначения и содержания бизнес-плана в рамках реализации коммерческого проекта или проекта, основанного на самоокупаемости. Основные разделы бизнес-плана.
Практическая деятельность учащихся:
анализ бизнес-планов коммерческих и некоммерческих направлений
Предприятие: товар или услуга. Сходство и различия понятий товар и услуга. Процесс проектирования товара. Производство товара и услуги. План производства.
Практическая деятельность учащихся:
дидактическая игра «Выгодная покупка»,
нахождение основной функции товара и поиск дополнительных функций
Рынок. Действие рыночного механизма. Виды рынков, конкуренция. Покупатели и потребители. Сегментация рынка.
Понятие рыночной ниши.
Практическая деятельность учащихся:
моделирование рынка олигополии и монополии,
позиционирование товаров (услуги),
дидактическая игра «Автобусная остановка».
Проектная деятельность учащихся:
направленной на улучшение товара услуги
направленной на разработку товара услуги
- проведение системного анализа качества товара услуги,
- разработка способа улучшения качества товара услуги (с применением техник: идеальное конструкторское решение товара, системный оператор)
- разработка идеи товара услуги с применением традиционных (метод проб и ошибок, комбинирование и перебор вариантов, метод применения всего увиденного) и нетрадиционных (метод фокальных объектов, метод взаимного обмена, метод «обратить вред в пользу», оператор РВС) методов
- определение стратегии создание нового товара услуги: объединение уже имеющихся ресурсов традиционным способом, новым способом, добавление нового ресурса.
- выбор наилучшего решения (с помощью сетки принятия решения, дерева решений, списка, двумерного списка и т.п.)
Разработка плана производства товара услуги
Тема 2. План продвижения товара услуги.
Реклама и стимулирование бизнеса. Продвижение товаров услуг на рынок. Понятие маркетинговой стратегии. Стимулирования сбыта и реклама: пути сбыта; способы рекламирования; создание имиджа фирмы; целевая аудитория, юридические требования к рекламе.
Сведения о владельце (владельцах) как элемент продвижения товара услуги.
Практическая деятельность учащихся:
составление рекламной кампании товаров, выданных на карточках,
составление резюме владельца.
Проектная деятельность учащихся:
Составление плана маркетинга:
- определение сегмента рынка,
- анализ конкурентных преимуществ недостатков товара услуги,
- составление плана.
Планирование рекламной кампании
Тема 3. Финансовое обоснование.
Финансы. Определение стоимости производства товара или услуги. Определение цены товара или услуги. Определение источников финансирование проекта. Расчет прибылей и убытков за определенный период работы.
Прогноз движения наличности.
Практическая деятельность учащихся:
дидактическая игра «Утиная фабрика»,
решение задач на расчет прибыли убытков,
решение задач на контроль движения финансовых средств.
Проектная деятельность учащихся:
Финансовое обоснование проекта.
Тема 4 . Организация бизнеса .
Организационно-правовые формы предприятия. Анализ различных форм предприятий. Понятие собственности.
Практическая деятельность учащихся:
выбор формы организации бизнеса.
Проектная деятельность учащихся:
Источник: nsportal.ru
Классификация проектов по доминирующей деятельности участников
Практико-ориентированный проект нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, который может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Форма конечного продукта при этом разнообразна — от учебного пособия до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Ценность проекта заключается в реальности использования продукта на практике и его способности решить заданную проблему.
Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов. При выполнении проекта должны использоваться методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и др.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы. Выходом проекта часто является публикация в СМИ, в т. ч. в сети Интернет.
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это
могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.
Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут себе роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев с целью воссоздания различных социальных или деловых отношений через игровые ситуации. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание?
Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?
1.9 По характеру предметной области выделяют:
Учебно-образовательный проект — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. Является основной формой организации познавательной деятельности учащихся в рамках метода проектов.
Знание типологии проектов, используемых в учебном процессе, может оказать существенную помощь педагогам при разработке этих проектов, их структуры, при координации деятельности учащихся в группах
Прежде всего определимся с типологическими признаками.
Метод или вид деятельности, доминирующий в проекте: исследовательский, творческий, приключенческий, ролево-игровой, практико-ориентированный, информационный и пр.
· Проекты исследования и развития;
Что касается проектов развития бизнеса, то уникальными проектами как правило являются проекты связанные с созданием нового бизнес-направления.
Типовые проекты развития бизнеса – это проекты, связанные с развитием каких-то бизнес-функций в рамках уже действующих бизнес-направлений. Примерами таких проектов могут быть проекты по выходу в новый регион, по выводу нового продукта, по созданию филиала, по приобретению и вводу в эксплуатацию оборудования и т.д.
На предприятиях, ориентированных на выполнение работ в виде проектов, например, в строительных компаниях, фирмах, разрабатывающих программное обеспечение, управление проектом представляет собой основную форму планирования и контроля текущей деятельности фирмы. Эта форма управления часто находит применение и в других областях деятельности организаций, а не только в области производства. Например, в маркетинге к проектам относится проведение анализа потребительского спроса, внедрение нового продукта на рынок, кампания по увеличению объема продаж.
В течение последних десятилетий сформировалась новая научная дисциплина – управление инновационными проектами – раздел теории управления социально-экономическими системами, изучающий методы, формы, средства наиболее эффективного и рационального управления нововведениями.
Понятие «инновационный проект» употребляется в нескольких аспектах:
§ в качестве деятельности, мероприятия, предполагающих осуществление комплекса каких-либо действий, обеспечивающих достижение определенных целей;
§ в виде организационно-правовых и расчетно-финансовых документов, необходимых для осуществления каких-либо действий;
§ и процесс осуществления инновационной деятельности.
Эти три аспекта подчеркивают значения инновационного проекта как формы организации и целевого управления инновационной деятельностью.
В целом, инновационный проект представляет собой сложную систему взаимообусловленных и взаимоувязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, направленных на достижение конкретных целей (задач) на приоритетных направлениях развития науки и техники.
Инвестиционный проект понимается как инвестиционная акция, предусматривающая вложение определенного количества ресурсов, в том числе интеллектуальных, финансовых, материальных, человеческих, для получения запланированного результата и достижения определенных целей в обусловленные сроки. Финансовым результатом инвестиционного проекта чаще всего является прибыль/доход, материально-вещественным результатом — новые или реконструированные основные фонды (объекты) или приобретение и использование финансовых инструментов или нематериальных активов с последующим получением дохода.
Примеры проектов
2.1 Пример малого проекта:
Источник: cyberpedia.su