Согласитесь, прежде, чем делать команду, важно в самом начале для себя определить, а что такое команда. От этого зависит и то, что построим в итоге.
Часто происходит путаница, когда под командой начинают понимать всю компанию. Мы разделяем эти понятия. Если говорится о компании целиком, то тогда это о командной корпоративной культуре. Вы не будете делать из всех сотрудников своей компании одну команду. Вы будете вводить в корпоративную культуру вашей компании компетенции командности.
Т.е. создавать приоритетность совместной работы по отношению к индивидуальной.
Корпоративная культура командности — это выработанная система поведения персонала в соответствии с корпоративными ценностями для эффективного решения целей компании.
Как правило, руководители делают малые команды, т.е. это могут быть команды проекта, Agile-команды, управленческие команды. Мы вывели такое определение малой команды.
Команда — это управляемое состояние малой группы, которая обладает навыками самоорганизации и живёт по внутренним правилам, выработанным для эффективного решения командных задач.
Что такое КОМАНДА в бизнесе
Команда — это управляемо развивающаяся малая группа, которая проходит определённые этапы и постоянно совершенствуется для эффективного решения командных задач.
Ни одно определение — наше или то, которого вы будете придерживаться, не является абсолютно полным. Поэтому мы добавили более подробное описание команды к основному определению. Это внесёт большую ясность в понимание, что такое команда и чем она отличается от всех других объединений.
Основные черты командной работы.
Команда создаётся под ваши командные задачи. Когда команда их достигает, она больше не нужна. Появились новые задачи — вы создали новую под них команду, изменив состав, численность. Таким образом, мы делаем процесс создания команд оперативным, технологичным и ограниченным по времени. И это важно!
Есть один психологический эффект — люди повышают свою результативность, когда понимают, что ограничены по времени.
Вам не нужно подбирать «совершенных сотрудников» под командные задачи. В команде они будут дополнять друг друга. В каких-то ситуациях, и заменять друг друга, если это будет возможно. Способность самостоятельно перераспределять внутригрупповые функции и гибко их менять — важные показатели командной работы.
Сотрудники в команде постепенно приходят к общему пониманию ситуации и согласовывают способы её достижения. Для этого они вырабатывают внутрикомандные процедуры взаимодействия и принимают ответственность за конечные результаты.
Что командами не является?
Это важно, так как мы часто слышим от руководителей такие высказывания: «неэффективная команда», «эта команда работает только на себя», «слабая команда», «сотрудники в этой команде не активны и не самостоятельны».
Скорее всего, руководители говорят не о командах, но привыкли любые коллективы называть командами.
Принципы создания команды в бизнесе
Важно выделить основные признаки некомандного поведения, чтобы понимать, с чего начинаете и к чему приходите в создании команды. А также, различать команды и рабочие группы.
Основные признаки некомандного поведения
- У членов коллектива преобладают личные цели над групповыми. В деятельности это маскируется разными способами — от агрессии до скрытого саботажа. Агрессия проявляется в тех случаях, когда сотрудников заставляют делать то, что не соответствует их личным целям, но является целями компании.
Например, у сотрудника может быть личная цель — материальное благополучие при минимальных усилиях на работе. Как только от него начинают требовать эффективной работы, он прибегает к разным способам ухода от этого. Такой сотрудник может прибегать к сплетням, подставам по отношению к тому, кто требует от него работы. Он может показывать бурную деятельность, не приводящую ни к какому результату. Результативность его отдела и компании в целом его мало интересует.
- Нет общегрупповой ответственности. Сотрудники тяготеют передать ответственность за результат руководителю или переложить на других сотрудников или другие подразделения.
- В коллективе отсутствует самоорганизация по отношению к рабочим задачам. Сотрудники ждут приказаний и постановки задач от руководителя. После этого они ожидают распределения функционала и нагрузок. При этом те же сотрудники могут очень эффективно организовываться для проведения совместного отдыха, праздников и т.п.
- Общение сотрудников поверхностно в рамках принятых норм и правил поведения. Правила могут быть привнесены «сверху» — руководством. Им же они и контролируются. Негласные нормы поведения вырабатываются внутри коллектива по принципу наиболее комфортного выживания в создавшихся условиях.
Иногда правила принимаются группой путём голосования. Любое голосование — это выбор с наименьшей личной ответственностью и, как правило, не лучшего, а более безопасного решения.
В последнее время мы всё чаще сталкиваемся с декларацией руководством о переходе на Agile ценности в компании, но это остаётся только на словах. Например, в одной известной компании руководитель утверждал, что они уже работают по Agile, но в это же время говорил о проблемах в коллективе — «нам нужно выработать у сотрудников навыки открытого обсуждения собственных ошибок». Эта фраза показывает, что переход на новые ценности в компании не осуществлён. Возможно, они в стадии перехода. А может быть пребывают в своих иллюзиях о разделяемых персоналом новых ценностях.
- Кризис во взаимоотношениях в коллективе выражается в конфликте против кого-то. Сотрудники не готовы и не хотят раскрываться, высказать личные цели, открыто показывать собственные амбиции. Все это тщательно скрывается. Они комфортно себя чувствуют в условиях нахождения внутреннего или внешнего «врага», т.е. того, кто не принимает их норм поведения или является «слабым звеном». Против «врага» сотрудники эффективно объединяются. Объединение для достижения целей предприятия в таком коллективе подменяется объединением против кого-то.
Надеемся, вы уже сделали вывод, есть ли у вас команда.
Источник: vsetreningi.ru
Управленческая команда
Управленческая команда — это группа влиятельных лиц компании, созданная на длительное или краткое время для помощи собственнику в принятии и реализации решений, касающихся деятельности всей компании.
Управленческая команда формируется по признаку доверия, равноправия и профессионализма.
Однако не стоит считать, что все участники управленческой команды имеют тот же статус, что и основной руководитель. Да, у них достаточно полномочий для принятия управленческих решений, но по своей сути ни один из них – не управленец в полном смысле этого слова. Они помощники руководителя.
Особенности управленческой команды
1) Создана ради помощи собственнику или главному руководителю, вокруг которого группируется.
2) Все участники причастны к решениям самого высокого уровня и все участники, без исключения, имеют доступ практически к любой информации, касающейся деятельности компании, даже к конфиденциальной.
3) Отсутствует иерархический стиль взаимодействия (отношения начальник-подчиненный). В управленческой команде, как правило, приняты более неформальные отношения.
4) Несмотря на демократическую корпоративную культуру, внутри состава управленческой команды все же сохраняется фактор ответственности. Ведь участники управленческой команды – это не всегда партнеры по бизнесу, которые разделяют прибыль компании. Чаще всего – это нанятые топ-менеджеры с определенным окладом. Но, независимо от финансовой мотивации, риски членов команды, командная подотчетность и командная ответственность сохраняется.
5) Постоянство состава. Даже если изначально предусматривается, что управленческая команда создается не навсегда, а на определенный отрезок времени, например, для реализации конкретного проекта, для эффективного сотрудничества состав участников менять не рекомендуется. Люди должны привыкнуть друг к другу, научиться понимать один другого, учитывать индивидуальные особенности каждого – только в таких условиях формируется сплоченная команда.
Для каких целей создают управленческую команду? Ее функции
— Выработка перспективных решений (планирование, возможные маркетинговые стратегии на рынке, изменения в организационной структуре, назначения или отставка ключевых сотрудников и т. д.). Текущей работой заниматься не следует. Это объясняется тем, что рабочее время каждого из участников управленческой команды стоит слишком дорого по сравнению с оплатой труда тех сотрудников, в чьи обязанности входят подобные вопросы.
— Для принятия коллективных решений. Обычно это происходит в виде голосования. В этом и состоит смысл существования управленческой команды – общественным разумом можно смотреть на любую ситуацию или проблему более объективно, и принимать более взвешенные решения.
— Для взаимовыручки. Любая управленческая команда состоит из узкопрофильных специалистов, которые в определенной сфере – профессионалы своего дела. Примерный состав управленческой команды может выглядеть так: генеральный директор, исполнительный директор, финансовый директор, коммерческий директор и т.д.
Одному человеку (руководителю) очень сложно ориентироваться во всех сферах бизнеса. Если есть кому доверять и выслушать авторитетное мнение – управление происходит всегда более оперативно, результативно и эффективно. Ведь «универсальных гениев» не бывает, а для пользы дела надо уметь «разделять и властвовать».
Ссылки
- Командирский ансамбль
- Олег Кулагин: Тюнинг управленческих команд
Это заготовка энциклопедической статьи по данной теме. Вы можете внести вклад в развитие проекта, улучшив и дополнив текст публикации в соответствии с правилами проекта. Руководство пользователя вы можете найти здесь
Источник: www.e-xecutive.ru
Состав команды
В сегодняшнюю подборку типологий командных ролей вошли четыре наиболее интересные. Мы специально взяли примеры разных подходов к формированию команды, чтобы показать, насколько разнообразны критерии деления на ту или иную роль.
Статья носит исключительно ознакомительный характер и не претендует на полное изложение материала по каждой типологии. Создатели моделей проделали огромную работу, включающую многолетние исследования, и подробно описали в своих научных трудах и книгах. Если какая-то модель окажется близкой к вашему видению команды, обязательно изучите ее, ведь годы исследований сформировали не только описание ролей, но и ответы на вопросы, возникающие при их взаимодействии. Не придется изобретать велосипед и наступать на грабли, достаточно будет вспомнить, что об этом писали авторы.
- Типология Чарльза Маргерисона и Дика МакКена. В результате исследований создана модель «Колесо Команды», которая основывается на двух аспектах: типах деятельности в команде и индивидуальных предпочтениях ее членов. Чтобы команда реализовалась и показала максимальную эффективность, она должна обладать способностью самостоятельной корректировки своей работы. Таким образом, в типологии выделяются восемь функций коллективной работы и профессиональные предпочтения сотрудников.
- Типология Ицхака Адезеса Эксперт по эффективности бизнеса Ицхак Адизес создал метод, который помогает выявить качества руководящих работников и принять соответствующие кадровые решения. Он считает, что в бизнесе существует четыре типа менеджмента (и менеджеров). Для каждого этапа в жизни компании и для каждого направления работ доминирует свой тип руководителя, а вместе они создают идеальную команду.
- Типология Рэймонда Белбина Теория командных ролей построена на социальном феномене групповой динамики, который был раскрыт в 1967 г. Раймондом Мередит Белбином. Он состоит в том, что каждый из членов команды играет двойную роль. Первая – функциональная и вытекает из формальной структуры компании. Вторая роль — «роль в группе», она не так очевидна, но существенно важна для успешной работы команды.
- Типология Хелен Фишер Хелен Фишер – биоантрополог, долгое время исследовавшая химию мозга в период романтических отношений, что помогло ей изучить личностные особенности людей и их взаимоотношения. Созданная ей система включает в себя четыре категории сотрудников (в зависимости от их стиля работы и способов достижения целей) и объясняет, как совместить эти стили на пользу общему делу.
Нет плохих ролей. В каждом из нас переплетены черты описанных выше типов. Каждый обладает уникальным потенциалом, так как человек – пазл с личностными качествами. Взяв за эталон несложную прикладную типологию, вы сможете гармонично расставить сотрудников по местам, понимая последствия и минимизировав риски, связанные с внутри командными факторами.
Источник: www.fgconsulting.ru